Динамика самооценки личности в подростковом возрасте
Диссертация
В отечественной и зарубежной психологии обсуждаются такие вопросы как онтогенез самооценки, её структура, функции, возможности и закономерности формирования. Проблемы самосознания и самооценки личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных (Ананьева Б.Г., Анисимовой О. М., Божович Л И. Демидова Д. Н., Визгиной A.B., Захаровой A.B., Кона И. С, Леонтьева, А Н., Лисиной A. M… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема изучения самооценки подростков в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. Понятие самооценки в психологии
- 1. 1. 1. Личностный подход
- 1. 1. 2. Структурно-динамический подход
- 1. 1. 3. Деятельностный подход
- I. 14. Функциональный подход
- II. 5. Психотерапевтический подход
- 1. 1. 6. Гуманистический подход
- 1. 2. Психологические особенности подросткового возраста
- 1. 2. 1. Психологические особенности физического развития подростков
- 1. 1. Понятие самооценки в психологии
- 2. Половая социализация подростков
- 1. 2. 3. Подростковый кризис и особенности его протекания
- 1. 2. 4. Подростковая субкультура
- 1. 2. 5. Формирование идентичности в подростковом возрасте
- 1. 3. Особенности самооценки подростков
- 13. Меритерии анализа самооценки
- I. 3 2. Динамика развития самооценки подростков
- 1. 3 3 Соотношение Я -реального и Я -идеального в структуре самооценки подростков
- 2. 2. Характеристика экспериментальных групп подростков
- 2. 3. Методы изучения самооценки подростков
- 2. 3. 1. Методика «Личностный дифференциал»
- 2. 3. 2. Метод экспертной оценки
- 2. 3. 3.Социометрическое исследование
- 2. 3. 4. Тест Айзенка
- 2. 4. ]У1атематическая обработка экспериментальных данных
- 3. 1. Динамика уровневых характеристик самооценки подростков
- 3. 2. Возрастные особенности самооценки девочек
- 3. 2. 1. Возрастные особенности самооценки 10−1 1-летних девочек
- 3. 2.2 Возрастные особенности самооценки 11−12-летних девочек
- 3. 2. 3 Возрастные особенности самооценки 12−13-летних девочек
- 4. Возрастные особенности самооценки 13−14-летних девочек
- 5. Возрастные особенности самооценки 16−17-летних девушек
- 3. 2. 6 Сравнительный анализ самооценок и экспертных оценок 1617-летних девушек
- 3. 3. Возрастные особенности самооценки мальчиков
- 3. 3. 1. Возрастные особенности самооценки 10−1 1-летних мальчиков
- 3. 3 2 Возрастные особенности самооценки 11−12-летних мальчиков
- 3. 3. 3. Возрастные особенности самооценки 12−13-летних мальчиков
- 3. 3. 4. Возрастные особенности самооценки 13−14-летних мальчиков
- 3. 3. 5. Возрастные особенности самооценки 16−1 7-летних юношей
- 3. 3. 6. Сравнительный анализ самооценок и экспертных оценок 16- 1 7-летних юношей
- 3. 4. Соотношение Я — реального и Я -идеального в структуре самооценки подростков
- 1. Структурные особенности Я -идеального мальчиков
- 3. 4. 2. Структурные особенности Я -идеального девочек
- 3. 5. Самооценка подростков и темперамент
- 3. 6. Самооценка подростков и социометрический статус
- 3. 7. Самооценка подростков и успешность школьного обучения
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М: Академия, 1997. — 700 с.
- Абрелева М.М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте. Дисс к. п. н. JI., 1988.- 161с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Избранные психологические труды. М. МОДЭК 1999 г. -224с.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: сб. науч. тр./под ред. Бодалева A.A., Ковалева Г, А М АПН СССР, 1983.-98с.
- Александрова Ю.Б. Динамика самоотношения и отношения к другому у взрослого человека (25−35 лет) Автореф. к.п.н. М., 1999. -20с.
- Альманах психологических тестов .- М.: «КСП», 1995 400с.
- Амишаускене Р.В. Связь ценностных ориентаций студентов с социально -психологическими характеристиками академических групп. Диссертация насоискание степени кандидата психологических наук. Л. 1985 г. -182с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды .т.2 М.: Педагогика, 1980. 288с
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальных ВУЗов М.: Аспект пресс, 2000 — 287с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания М, 1980
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой .-М,-1987 -143 с.
- Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. к. п.н. Л., -17с.
- Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу //Вопросы психологии .- М., 1973 № 4
- Артемьева Е Ю., Мартынов Е М. Вероятностные методы в психологии. -М.-.МГУ, 1975.-207с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности М Мысль, 1976, — 158с.
- Асмолов А.Г. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа, А Н. Леонтьева М. 199 917. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ 1990.-367с.
- Атватер И. Я вас слушаю. М. Экономика -1984. -111с.
- Батракова С И. Основы профессионально- педагогического общения. -Ярославль 1986.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.:Семья и школа -202 с.
- Белобров Д.Н. Идентичность подростка в современном обществе //сб. Психолого педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, С-Пб.: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999, — с. 275−278
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб. Лениздат, 1992 400с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание — М.: Прогресс, 1986 -420с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе М. 1997. -297с.
- Бодалёв A.A. Психология о личности .- М.: МГУ, 1988. -188с
- Бодалёв A.A. Личность и общение (избранные труды).- М. Педагогика, 1983.-271 с.
- Бодалёв A.A. Общение и формирование личности школьника .М. Педагогика, 19 870- 147с.
- Бодалёв A.A., Криволап Л И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л. 1973.
- Богданова С И. Общение со сверстниками как фактор социализации учащейся молодежи. Дисс. кандидат психологических наук. Л.: 1990.-211с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М.: Просвещениею 1968 — 464с.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание .- М.: Знание. 1979 г.-96с.
- Бондаревский В.Г. Беседы о самовоспитании. (Для учащихся старших классов)-М.: Просвещение 1976.-127с.
- Бордовская Н.В., Реан А.А Педагогика: учебник для ВУЗов СПб: Питер, 2000 -299с.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие.-М.: ин-т РАН, 1993−141с.
- Боязитова И В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшего школьного возраста. Автореф. к.п.н. М., 1998.-21с.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М 1999 363с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д.- Агрессия .- СПб.: Питер 1997.-330с
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: книга для учителей и родителей М.: Просвещение, 1992 .- 255с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, записки детского психиатра: кн для учителей и родителей- М.: Просвещение, 1988 207с
- Визгина А. В Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореферат на соискание звания кандидат психологических наук М 1987.-. 20с.
- Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека. Дисс. к. п. н .-СПб.: СПбГУ, 1996. -242с.
- Волкова НА. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Автор, дисс. к. п. н Л.: ЛГУ 1983 -15с.
- Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Бурменская Г. В., Карабонова O.A., Лидере А.Г.- М.:МГУ, 1990, — 136с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии .- М.: Союз, 1997 -220с.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз М., 1997.-144с.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего школьного возраста .- Автореф. к. п. н. М. 1977.-22с.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие. -М.: Ноосфера, 1999 -272с.
- Гейжан Н.Ф. Психолого -педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания .- Автореф. докт. пед. н, — СПб, 1995 -54с
- Годфруа Ж. Что такое психология : в 2-х тт. 1 пер. с франц.,-М. Мир, 1992.-496с.
- Голод С.И. Будущая семья : какова она? -М, 1990. -62с.
- Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта -Автор, докт. пед. наук -СПб, 1995.-96с.
- Гурин Л. Г. Психологические аспекты в организации экспертного оценивания. М.: ВЦ Ран, 1999- 41 с.
- Демидов Д.Н. Соотношение образов Я реальное и Я -идеальное и проблемы подростков .- Автор. К.п. н. СПб, 2000 -19с.
- Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. Дисс. к. п. н .- СПб.: СПбГУ, 1995 -148с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей М: Просвещение, 1987.-205с.
- Добрович А.Б. Глаза в глаза. -М. Просвещение, 1982.-207с.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Яуза -1996.-253с.
- Драгунова Т.В. Подросток М.: Знание, 1976.-96с.
- Дубовская Е. М. Кричевский Р.Л. Психология малой группы теоретический и прикладной аспекты .- М.:МГУ, 1991−205с.
- Ерастов Н.П. Психология общения: пособие для студентов -психологов .- Ярославль: ЯрГУ, 1979- 96с.
- Ермолаев О. Ю. Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютеры. М.: Знание 1990. -80с.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни (книга для учителей и родителей) М: Просвещение 1990.-253с.
- Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды.//Вопросы психологии.-1967. № 2 с. 111−134.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986 -109с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М. :Просвещение, 1986 -127с.
- Захарова A.B. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника // Психологические проблемы учебной деятельности школьника/ Под ред. В В. Давыдова. М., 1977. с.270−273.
- Захарова A.B., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4 с.90−99
- Захарова A.B. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. с. 11−14
- Захарова A.B., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. //Формирование учебной деятельности школьников .- М., 1982. с. 152−163.
- Зюбин Л.М. Психология воспитания: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991- 96с.
- Исурина Г. Л. Групповая психотерапия ,-М: Медицина, 1990 383с.
- Каган В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков .- Л: Лик, 1990,-63с.
- Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков // Вопросы психологии № 3 1989г.
- Как определить и развить способности ребёнка. СПб.: Респекс, 1996 -432с.
- Каменская В.Г. Психология общения (Структура системы эго -защитных процессов в онтогенезе поведения). СПб. Образование, 1993 — 26с.
- Кан Калик В. А. Основы профессионально- педагогического общения. -Грозный, Чеч.-Инг. Ун-т, 1979- 138с.
- Кан -Калик В. А. Учителю о педагогическом общении книга для учителя -М., 1987- 190с.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог .-СПб.: Питер, 1994.-219с.
- Карвасарский В.Д. Психотерапия. М: Медицина, 1986-ЗОЗс
- Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. -Киев
- Кирай Девай Формирование идеального Я в школьном возрасте/УПсихологические исследования познавательных процессов и личности//М: 1983.
- Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие .- М: Педагогика. 1991 -171 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю-В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.(Популярное пособие для детей и педагогов). Ярославль: Академия развития 1996.-240с.
- Князева М.Л. Ключ к самосозиданию . М.: Молодая гвардия, 1990 -253с.
- Ковалев Г. А. Психология личности. М: Просвещение, 1969.-391с.
- Ковалев Г. А. О возможностях активной коррекции межличностных отношений. М. 1981.
- Колесов Д. В. Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка .- М.: Просвещение, 1986- 80с.
- Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: методические рекомендации .- СПб: УПМ, 1992- 103с.
- Колеченко А. К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе .- СПб: УПМ, 1997−189с.
- Колеченко А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах (методические рекомендации).- 1997−58с.
- Колеченко А.К. Психологическое обеспечение учебного процесса в школе. СПб: УПМ, 1998 378с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общие и возрастные особенности .- Минск: Тетрасистема.-2000−431с
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974−96с.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1980−391с.
- Кон И. С. Дружба: этико -психологический очерк .- М.. Политиздат, 1980. 348с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989.-255с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности .М. 1984, — 355с.
- Корнеева Л.Н. Самооценка как.фактор саморегуляции пилота: Автореф. к. п. н,-Л. 1984, — 17с.
- Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности .- Автор. Док.пс. н. СПб, 2001−39с.
- Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка М. Педагогика, 1970−272с.
- Кричевский P.Jl. Социальная психология: личность и общение Учебное пособие ,-М: РАГС, 2000−114с.
- Кроник A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев Наук Думка, — 1982- 159с.
- Крохина И.М., Крупенин А. Эффективный учитель .- Ростов: Феникс, 1995.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей, — М.: Просвещение, 1976- 303с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет .- М.: РОУ, 1996.-180с.
- Левис Ш., Левис Ш. К. Ребёнок и стресс. СПб: Питер-Пресс, 1996. -208с.
- Левитин К.Е. Личностью не рождаются М : Наука 1990г-208с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность .- М.: Политиздат 1974- 304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики .-М.: МГУ 1981.-584с
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. д. п.н. М.1974−35С.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения .- М, 1986. 144с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл 1993 43с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка М. .Медицина ,-1977−208с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность .- М: Знание, 1982,-176с.
- Лучшие психологические тесты / под ред. Кудряшова А. Ф. Петрозаводск: Петроком, 1992. -318с.
- Люблинская A.A. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов М.: Просвещение, 1971−415с.
- Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы .- Воронеж. НПО МОДЭК, 1993, — 152с.
- Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. Автор. К.п.н. -М 1988г-21с.
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности .- М.: Интерпракс, 1994. -155с.
- Межличностное восприятие в группе /под ред. Андреевой Г. М., Донцова А.И.-М.: МГУ, 1981.-293с.
- Мелешенкова И.П. Комплексное исследование личности подростка в условиях социально- психологического кризиса .- Автореф. К.п.н., Ярославль, 2001 -22с.
- Мельников В.М., Ямпольский Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985, — 319с.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. 2-е изд. -Пермь, 1964−304с.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. -1 Юс.
- Милтс A.A. Гармония и дисгармония личности .- М. Политиздат, 1990.-222с.
- Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой -М.: Педагогика, 1989.-288с.
- Михайловская И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения .- М.: Просвещение, 1990, — 143с.
- Моросанова В. И., Коноз Е. М. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма : новый взгляд //Вопросы психологии № 2 2001 с.59−73.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности .- М: 1993.-96с.
- Мудрик A.B. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: книга для учащихся М.: Просвещение 1990 -189с.
- Мухина B.C. Возрастная психология (учебник для студентов ВУЗов). М: Академия, 1997.-432с.
- Насырова O.A. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков. Автореф. К.п.н М. 1999.-21с.
- Наш проблемный подросток: Учебное пособие .- СПб .:Союз- 144с.
- Немов P.C. Психология: пособие для учащихся: 10−11 кл М: Просвещение, 1995.-239с.
- Никитинская М.И. Психологические особенности идеалов подростков и старших школьников М: Советская педагогика, 1976 № 11
- Никольская A.A. Психология и школа: избранные психологические труды .- М.: Ин-т практ. Психологии, Модэк , — 1997.-349с.
- Обозов H.H. Типы личности, темперамент и характер. СПб 1997.-36с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы .- М: Тривола 1995 357с.
- Общая психодиагностика /под ред. Бодалёва A.A., Столина В.В./-М.: изд. МГУ, 1987 -303с.
- Ожегов С И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка .- М: A3, 1995.-928с.
- Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям .- М: Тривола, 1996.-264с.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера .- М, Просвещение, 1988.-224с.
- Пезешкиан X. Основы позитивной психологии Архангельск: изд. Архангельского мед. Ин-та, 1993−116с.
- Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика : исследование индивидуального сознания. //Вопросы психологии № 5 1982 /
- Петровская JI. А. Компетентность в общении социально -психологический тренинг М.:МГУ, 1989−216с.
- Петрулите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа Я у студентов: автореф. к.п.н.
- Пиз А. Язык телодвижений .- Нижний Новгород: Ай кью, 1992,-262с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности М Наука, 1986. -254с.
- Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь: СКИУУ, 1995.-72с.
- Поливанова КН. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии .- 1994 № 3 с 61−69
- Популярная психология для родителей / под ред. Бодалбва A.A.- М -Педагогика, 1989.- 256с.
- Портнова А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией. Автореферат к. п. н. СПб ,-2001, — 19с.
- Потбмкина О Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета .- М.: ин-т психологии ИПАН, -1993−27с.
- Практическая психология /под ред. Тутушкиной М.К.- М. изд. Ассоциация строит. Вузов 1997.-333с.
- Прихожан A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте. // Воспитание, обучение и психическое развитие. ч. З-М 1983.-708с.
- Прихожан A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы- интерната. /Возрастные особенности психического развития детей/ М. 1982.-163с.
- Прихожан A.M. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994.-191с.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990−79с.
- Проблемы психологии личности (материалы финского симпозиума) М: Наука 1982 -246с.
- Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов: сборник .- Л.:ЛГУ, — 1976−248с.
- Психология в школе: практический психолог- профессия нового векаЛ Материалы YI Ежегодной Всероссийской научно- практической конференции .СПб: Иматон, 2001
- Психология индивидуальных различий (тексты) /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б.- М.: МГУ, 1982.-318с.
- Психология: учебное пособие для начальной школы /под ред. Дубровиной И.В.-М.: Гардарика, 1998.-176с.
- Психология современного подростка/под ред. Фельдштейна Д. И М.: Педагогика, 1987.-236с.
- Психология развивающейся личности / под ред. Петровского A.B.- М.: Педагогика, 1987 238с.
- Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники, проблемы психологии личности // пер. с англ., под ред. Матюшкина A.M.- М.: Школа-пресс, 1992- 111с.
- Рабочая книга школьного психолога /под ред. Дубровиной И.В.- М: Просвещение, 1991.-352с.
- Раев М.А. Психологическая близость со значимыми лицами и некоторые особенности самооценки старшеклассников / Проблемы общения и воспитание, т.2 Тарту, 1974.
- Райкрофт «Критический словарь психоанализа» .- СПб: Ин-т психоанализа, 1995 г.-249с.
- Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста .- СПб.: Питер, 1999 -624с.
- Реан A.A., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций .- СПб.: Иматон, 1993 47с.
- Российское сознание. психология, феноменология, культура: межвузовский сборник научных работ. Самара: ТОР, 1994−296с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности// пер. с нем. .- М.: Мир, 1994 -319с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология Л.: ЛГУ, 1990.-256с.
- Рыбалко Е.Ф. Становление личности // сб. Социальная психология личности .- Л.: Знание, 1974- 222с, с. 20−31
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М: Педагогика, 1976−416с.
- Рогов E.H. Настольная книга практического психолога в образовании. /Учебное пособие/- М.: Владос, 1996.-528с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия : психокоррекционные группы (теория и практика) М.: Прогресс, 1993 — 367с.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентаций на самооценку другими людьми /Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Божович М.: Педагогика, 1972. -352с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения//под ред. Ядова В. А. -Л.: Наука, 1979−264с.
- Семейное воспитание: краткий словарь /сост. Гребенников И. В., Ковинько Л.В.-М.: Политиздат, 1990.-319с.
- Семёнов В.Е. Социальная психология искусства : предмет, концепция, проблемы .- Автореф. док.психол.н.-СПб, 1995- 36с.
- Семенова В'). Сопиков .All Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности)// Социальная психология личности Л 1974
- Силяева I, — Г Возрастная психология Теоретический курс авторизованного изложения М: М'.)ГУ. 1993- 155с
- Сшиокова I' M Динамика отношения к себе детей младшего школьною возраста Автореф к. п н Казань. 1998 -22с
- Скопылаюв ИД. Виноградова ГА Психологические основы управления педагогическими коллективами учебное пособие для ст дептов ВУЗов .-Томбов: 2000
- Солдатова 1Л Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте) С116 199(> -242с
- Социальная психология личности в вопросах и ответах (учебное пособие) под ред. Лабунской В. А, — М.: I ардарики. 1999.-397с.
- Спиридонова С.Б. Особенности развития и формирования самопознания в младшего школьного возраста Автореф. к п п Казань. I 99К -22с
- Справочник по психологии и психиатрии детскою и подросткового во фас i, а -CI16 I 1итер. 1999 -752с
- С таровойтенко Г. Б. Жизненные отношения личное и модели психологического) развития Киев Лыбидь. 1992−2 15с
- Столиц В В Самосознание личности. М МГУ. 1983 284с
- Сычева Т Ь Жизненные позиция учащейся молодежи (соцпа. п. по-психоло! ичсский аспект) дис к.п.п.-Л. 1985. 182с
- Стивеис Дж Приручи своих драконов (Как обратить свои недостатки в достоинства) СПб. Питер Пресс 1996 -48с
- Тарасов Е-. Популярная психотерапия. М: Фаир, 1997−320с
- Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии (учебное пособие) СПб: СпбГУ, 1999−116с
- Теплов Б.М. (учебник для средней школы) М 1954 -255с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника (популярное пособие для родителей и педагогов).- Ярославль: Академия развития -240с
- Толстых 11.11 Социальная ситуация развития и проблема возраста // Формирование личности в онтогенезе/ Под ред. Дубровиной И В VI АПП СССР 1991
- Тулупьева Т В Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте Автореф к. п н. СПб.2001- 19с
- Турусова О В. Динамика становления субъекта самооценивания: дис. К.п.н Л. 1991.-243с.
- Универсальные тесты профессора Айзенка СПб: Стелла, 1995 -143с
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды .- М.:Флинта 1999−670с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М: межд педагогич. академия 1995 -156с
- Философский словарь М 1989.-815с
- Франкл В. Человек в поисках, смысла. Под ред. Гозман М Прогресс 1990 -386с.
- Франселла Ф., Ьаннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарно- личностным методикам // пер с англ Под ред. Забродина М: Прогресс, 1987- 232с.
- Фридман Л.М. Волков К Н. Психологическая наука -учителю. М 1985
- Фридман Л.М., Пушкина Т А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учил елей М.: Просвещение 1988. -207с.
- К. Флэйк Хобсон и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими -М: центр общечеловеческих ценностей 1992 -511с.
- Фрумин ИД, Эльконин БД. Образовательное пространство как пространство развития, школа взросления //Вопросы психологии 1993.№ 1 с.24−32
- Хохлова Е В. Особенности Я концепции старшеклассников и структура взаимоотношений в группе. Дипломная работа. ЛГУ 1990 -57с.
- Хьелл Л., Зиглер Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение, учебное пособие для ВУЗов// пер. с англ. -СПб Питер, 1998- 606с.
- Цукерман Г А. Психология саморазвития: задача для подростков и ихпедагогов. М: Интерпракс 1994.-156с.
- Цукерман Г А. Десяти двенадцатилетние школьники, «ничья земля в возрастной психологии». //Вопросы психологии 1998. с. 17- 31
- Чеснокова И И. Проблема самосознания в психологии М.:Наука, 1977−144с.
- Шадура А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте Автореф к п. н М 1991. -18с
- Шмидт В.Р. Взаимосвязь самоотношения и умственного развития учащихся 1−2 класса. Автореф. к.п.н. М. 1998 -19с.
- Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель -Воронеж: НПО МОДЭК 1994, — 128с.
- Шибутани Т. Социальная психология // сокр. перевод с англ.- М. Прогресс, — 1969−535с.
- Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика : объектная и субъектная парадигмы анализа данных /Вопросы психологии 1982 г.№ 5/.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника// под ред. Давыдова В. В.- М.: Педагогика, 1979−152с 229. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи СПб: Питер. 1999 652с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М: Прогресс 1996.-344с 234 Ядов В. А. Социальная идентификация личности// Социальная психология -М: ИС, 1994 153с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб: Изд. Михайлова -639с
- Abstracts of the XXVII Congress of psychology IUPsyS 2000-p.476
- Adelson J. The development of ideology in adolescence NY Halsted Press, 1975. p 63−78
- Ames L., Ilg F, Baker S. Your ten-to-fourteen-year-old -NY. Delacorte Press, 1988- 275
- Barenboim C. Developmental changes in the interpersonal cognitive systems from middle childhood to adolescence // Child Devel. 1977. V 48 p 1467−1474
- Beane J A middle school curriculum from rhetoric to reality/ Columbus, Ohio: NMSA, 1990 -537p.
- Book of Abstracts. YII-th European Congress of psychology 1−6 July 2001, European Federation of Professional Psychologists Associations-24 lp
- ChazanM., Larng A., Davies D. Emotional and behavioral difficulties in middle childhood. L.: The Falmer Press, 1994- 288p.
- Family therapy Volume 29, Taylor and Francis group- 81 p/
- Kohlberg L. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages. N Y: Holt, Rinehart and Winston, 1984 285p
- Lewis C Aspects of Human Development. BPSbooks, 1995, 64p 246. Psychologist -vol. 4№ 6- Epy — 223p.
- Psychology (The science of behaviour) Neil Carlson, 2000−744p.
- Rappard H.R. Psychology as self- knowledge. Van Gorkum Assen The1. Netherlands. 1979- 347p.
- Schave D, Schave B Early adolescence and the search for self A developmental perspective. N Y — L.: Preager, 1989 —263p.
- Simmons R.G., Blyth J. Children’s competence: The impact of pubertal change and school context, N., Y., De Gruyter, 1987 263p.
- Self-knowledge. Oxford university press. 1994 241 p
- Suttone C Child and Adolescent Behavioural Problems: A Multi-disciplinary Approach to Assessment and Intervention. BPSbooks -2000−320p
- Tucker N. Adolescence, Adulthood and Ageing. BPSbooks- 2000- 48p 254. Turner P. Sex, Gender and Identity -BPSbooks, 1995,-56p