Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика самооценки личности в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной и зарубежной психологии обсуждаются такие вопросы как онтогенез самооценки, её структура, функции, возможности и закономерности формирования. Проблемы самосознания и самооценки личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных (Ананьева Б.Г., Анисимовой О. М., Божович Л И. Демидова Д. Н., Визгиной A.B., Захаровой A.B., Кона И. С, Леонтьева, А Н., Лисиной A. M… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема изучения самооценки подростков в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Понятие самооценки в психологии
      • 1. 1. 1. Личностный подход
      • 1. 1. 2. Структурно-динамический подход
      • 1. 1. 3. Деятельностный подход
    • I. 14. Функциональный подход
    • II. 5. Психотерапевтический подход
      • 1. 1. 6. Гуманистический подход
    • 1. 2. Психологические особенности подросткового возраста
      • 1. 2. 1. Психологические особенности физического развития подростков
    • 2. Половая социализация подростков
      • 1. 2. 3. Подростковый кризис и особенности его протекания
      • 1. 2. 4. Подростковая субкультура
      • 1. 2. 5. Формирование идентичности в подростковом возрасте
      • 1. 3. Особенности самооценки подростков
    • 13. Меритерии анализа самооценки
    • I. 3 2. Динамика развития самооценки подростков
    • 1. 3 3 Соотношение Я -реального и Я -идеального в структуре самооценки подростков
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Организация и методы исследования самооценки подростков 2.1 Лонгитюдные исследования самооценки и организация исследования
    • 2. 2. Характеристика экспериментальных групп подростков
    • 2. 3. Методы изучения самооценки подростков
      • 2. 3. 1. Методика «Личностный дифференциал»
      • 2. 3. 2. Метод экспертной оценки
    • 2. 3. 3.Социометрическое исследование
      • 2. 3. 4. Тест Айзенка
    • 2. 4. ]У1атематическая обработка экспериментальных данных
  • Глава 3. Половозрастные особенности самооценки подростков
    • 3. 1. Динамика уровневых характеристик самооценки подростков
  • выводы по параграфу
    • 3. 2. Возрастные особенности самооценки девочек
      • 3. 2. 1. Возрастные особенности самооценки 10−1 1-летних девочек
    • 3. 2.2 Возрастные особенности самооценки 11−12-летних девочек
      • 3. 2. 3 Возрастные особенности самооценки 12−13-летних девочек
    • 4. Возрастные особенности самооценки 13−14-летних девочек
    • 5. Возрастные особенности самооценки 16−17-летних девушек
      • 3. 2. 6 Сравнительный анализ самооценок и экспертных оценок 1617-летних девушек
  • выводы по параграфу
    • 3. 3. Возрастные особенности самооценки мальчиков
      • 3. 3. 1. Возрастные особенности самооценки 10−1 1-летних мальчиков
    • 3. 3 2 Возрастные особенности самооценки 11−12-летних мальчиков
      • 3. 3. 3. Возрастные особенности самооценки 12−13-летних мальчиков
      • 3. 3. 4. Возрастные особенности самооценки 13−14-летних мальчиков
      • 3. 3. 5. Возрастные особенности самооценки 16−1 7-летних юношей
      • 3. 3. 6. Сравнительный анализ самооценок и экспертных оценок 16- 1 7-летних юношей
  • выводы по параграфу
    • 3. 4. Соотношение Я — реального и Я -идеального в структуре самооценки подростков
    • 1. Структурные особенности Я -идеального мальчиков
      • 3. 4. 2. Структурные особенности Я -идеального девочек
  • выводы по параграфу
    • 3. 5. Самооценка подростков и темперамент
  • выводы по параграфу
    • 3. 6. Самооценка подростков и социометрический статус
  • выводы по параграфу
    • 3. 7. Самооценка подростков и успешность школьного обучения
  • выводы по параграфу
  • Заключенней
  • выводы

Динамика самооценки личности в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что самооценка является важным регулятором поведения человека. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности.

Изучение динамики самооценки личности в подростковом возрасте является значимым и актуальным для дальнейшего совершенствования педагогического процесса в современной школьной практике.

В отечественной и зарубежной психологии обсуждаются такие вопросы как онтогенез самооценки, её структура, функции, возможности и закономерности формирования. Проблемы самосознания и самооценки личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных (Ананьева Б.Г., Анисимовой О. М., Божович Л И. Демидова Д. Н., Визгиной A.B., Захаровой A.B., Кона И. С, Леонтьева, А Н., Лисиной A.M., Спиркина А. Г., Столина В В., Рыбалко Е. Ф. и др.- в зарубежных — Бернса Р., Джеймса У., Кули Ч., Мида Дж., Куперсмита У., Эриксона Э. и др.).

Сложность изучения проблемы самооценки определяется тем, что она органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно — итоговый. Значимость данной проблемы, её недостаточная разработанность, потребность практических психологов в новых экспериментальных данных обусловили выбор темы настоящего исследования.

Объект исследования: школьники подросткового и юношеского возраста.

Предмет исследования: динамика самооценки у подростков в период подросткового и юношеского возраста.

Гипотеза исследования. Самооценка личности представляет собой сложную динамическую структуру, подверженную половозрастным изменениям, связанную с темпераментом, социометрическим статусом и успешностью школьного обучения.

Цель исследования'. Выявить половозрастные уровневые и структурные особенности самооценки и изменения в её развитии на протяжении подросткового и юношеского периодов.

Задачи исследования:

1. В ходе семилетнего лонгитюдного исследования проследить динамику уровневых и структурных показателей самооценки у подростков в соответствии с возрастом и полом .

2. Изучить соотношение между Я — реальным и Я — идеальным в самооценках подростков .

3. Исследовать соотношение самооценки с темпераментными характеристиками и социометрическим статусом у подростков.

4. Исследовать взаимосвязи самооценки и успешности школьного обучения.

База исследования, исследование проводилось в средней школе 192 г. Санкт — Петербурга в 1993;2000г.г. В общей сложности в лонгитюдном опытно — экспериментальном исследовании приняло участие 126 человекучащихся средних классов, а в качестве экспертов — 9 учителей.

Теоретическая значимость 1″. Впервые выполнено семилетнее лонгитюдное исследование самооценки подростков.

2. Выявлено, что самооценка подростков имеет половозрастные структурные особенности на всех этапах подросткового возраста. Полученные данные вносят вклад в исследование структурных элементов самосознания (Яреальное, Я — идеальное), выявлены особенности соотношения Я — образов, взаимосвязанные с социометрическим статусом подростков.

3. Выявлено, что самооценка подростков положительна, большинство (85%) личностных качеств сохраняют свою относительную устойчивость и лишь 15% личностных качеств значимо изменяется.

4. В результате анализа литературы сформулированы и описаны подходы в изучении самооценки: личностный, структурно — динамический, деятельностный, функциональный, психотерапевтический, гуманистический.

Практическая значимость исследования.

1. Разработан и внедрён комплекс психолого — педагогических мероприятий по формированию адекватной самооценки школьников. Создана и апробирована программа «Психология личности» для подростков.

2. Полученные в ходе настоящего исследования результаты, сделанные на их основе выводы и рекомендации используются в практической деятельности школьных психологов.

3. Представленные в работе результаты, методики исследования и обработки результатов включены в курсы «Возрастная и педагогическая психология», «Психология общения» в акушерском медицинском колледже и медицинском училище при BMA им. С. М. Кирова г. Санкт-Петербурга.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения отражены в 9 публикациях. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийской научно — практической конференции «Проблемы и пути духовно — нравственного воспитания личного состава ОВД» (1994), на региональной научно — практической конференции «Законность, правопорядок и борьба с преступностью» (1995), на X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия «Педагогика как диалог — диалог педагогик» (1995), на международной научно-практической конференции «Общество, право, полиция» (1996), на студенческой научнопрактической конференции «Ананьевские чтения"(1999), на У Всероссийской конференции «Практическая психология в школе» (2000), на ХХУП Международном Конгрессе Психологии в Швеции (2000), на конференции «Актуальные проблемы юридической психологии» в академии МВД (2001), на УП Европейском Конгрессе психологии в Лондоне (2001), на У1 Всероссийской конференции «Практическая психология в школе».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Самооценка подростков (Я — реальное, Яидеальное) имеет сложную динамическую структуру, которая подвержена возрастным изменениям на протяжении всего подросткового периода. Структурные (качественные) характеристики самооценки подростков более динамичны, чем уровневые (количественные).

2. Уровневые и структурные особенности Я — реального и Яидеального у подростков имеют значительные различия, что составляет потенциал для активного процесса самосовершенствования личности в подростковом возрасте.

3. Структура и содержание Я — идеального имеет половозрастные особенности на каждом этапе подросткового периода и претерпевает значительные изменения на протяжении всего подросткового периода.

4. Взаимосвязи самооценки подростков с их темпераментными характеристиками, социометрическим статусом и успешностью школьного обучения проявляются и изменяются по-разному в разных возрастах.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка литературы. Диссертационная работа изложена на 185 страницах машинописного текста, содержит 7 таблиц, 26 рисунков, 8 таблиц и 1 рисунка в приложении.

Список литературы

насчитывает 254 наименований, в том числе 19 на английском языке.

Выводы по параграфу 3.7.

1 В подростковом возрасте успешность в обучении и некоторые качества и самооценки взаимосвязаны. Чем успешнее подростки в игольном обучении, тем выше они оценивают свои нравственные и волевые качества.

2 Успешные в обучении подростки имеют более высокий личностный статус среди сверстников на протяжении всего подросткового возраста.

3. Сходство у 12−13- летних девочек и мальчиков проявилось в том, что успешные в школьном обучении учащиеся имеют высокий учебный и личностный статусы среди одноклассников. Высокие школьные оценки впервые связаны не только с нравственными, но и с волевыми качествами.

4 У 13−14- летних мальчиков школьные оценки сильнее связаны с волевыми качествами самооценки. Кроме того, школьные оценки взаимосвязаны у них также с личностным статусом, что подтверждается литературными данными об ориентации мальчиков на результат и успех в деятельности.

Заключение

и выводы.

Проблема самооценки личности относится к числу фундаментальных, поскольку она затрагивает глубинные основы детерминации поведения. Особенно эта проблема остро стоит в подростковом возрасте, когда развитие самосознания и самооценки становится центральным психологическим процессом.

В настоящей работе предпринята попытка изучить развитие самооценки на протяжении всего подросткового периода С учётом полученных результатов была разработана авторская программа «Психология личности» для учащихся восьмых классов средней школы Программа апробировалась в средней школе 192 в течении четырёх лет в 1993;1997г.г Одна из задач этой программы: формирование адекватной самооценки у подростков, развитие рефлексии как средства саморазвития.

В целом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась Однако, в своей работе мы не смогли охватить всех аспектов, связанных с развитием самооценки подростков. Эта тема требует дальнейшей разработки Дальнейшее исследование самооценки подростков может быть направлено на: изучение соотношения самооценок и экспертных оценок, при этом в качестве экспертов на всех этапах подросткового возраста могут выступить не только учителя, но и родители и сверстникипродолжение лонгитюдного исследования самооценки испытуемых.

На основании проведённого исследования мы сделали следующие выводы :

1. В ходе лонгитюдного семилетнего исследования было выявлено, что 80−90% подростков имеет среднюю и высокую самооценку, 10- 20% -низкую В процессе школьного онтогенеза обнаружена слабая динамика уровневых (количественных) характеристик самооценки подростков, изменяется самооценка 8−14% всех качеств, в то время как самооценка 8692% всех качеств остаётся относительно устойчивой. Это свидетельствует о том, что уровневые характеристики самооценки (высокая, адекватная, низкая).

— 155 В основном формируются на более ранних этапах онтогенеза — в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нравственные качества приобретают субъективную значимость в самооценках подростков начиная с 12−13 лет. У 13−14-летних подростков возрастает критичность самооценок.

2. В процессе школьного онтогенеза происходят изменения степени интегрированности разноуровневых показателей самооценки. С возрастом уменьшается количество взаимосвязей и число показателей, входящих в корреляционные плеяды, что свидетельствует о возрастании когнитивной сложности самооценки по мере взросления личности. Неизменными остаются 20−25% связей в структуре самооценки, 75−80% связей изменяются.

3. Половозрастные различия проявляются как в уровневых, так и в качественных, структурных особенностях самооценки. Когнитивная сложность самооценки у девочек в раннем подростковом возрасте (10−12 лет) выражена в большей степени, чем у мальчиков, что подтверждает положение о более раннем созревании самосознания девочек. Уровневые показатели самооценки 16−17-летних девушек и юношей становятся схожими, тогда как структурные особенности имеют качественное своеобразие.

4 Половозрастные особенности самооценки проявились в том, что в структуре самооценки девочек важную субъективную роль наряду с внешностью играют нравственные качества добросовестный, добрый, честный, дружелюбный, отзывчивый. На протяжении всего изучаемого периода центральным качеством у девочек является уверенность, что свидетельствует о важности этого параметра в самооценке девочек.

Одним из центральных в структуре самооценки мальчиков на протяжении всего подросткового возраста является коммуникативное качество — общительный. Начиная с 12 лет, в структуре самооценки мальчиков возрастает роль волевых качеств, что связано с особенностями их полоролевой идентификации.

5 Сравнительный анализ самооценок и экспертных оценок 16−17-летних девушек и юношей показал, что в целом девушки более критично, чем юноши относятся к своим личностным качествам, особенно волевым. У девушек и юношей вызывают затруднения самооценка психодинамических качеств, таких как энергичность, напряжённость, упрямство. Социальноодобряемые качества (отзывчивый, дружелюбный, честный и т. д.) оцениваются девушками выше, чем социальнонеодобряемые (упрямый, напряжённый суетливый).

6. С возрастом у подростков изменяется соотношение Я — реального и Я — идеального. Степень когнитивной сложности Я — идеального увеличивается. Содержание Яидеального стабилизируется, что проявляется в увеличении схожести с Я — реальным у 16−17-летних .

7. Я — идеальное подростков имеет специфические половозрастные особенности. С возрастом меняется содержание Я — идеального подростков (количество связей, их структура). У 12 -летних мальчиков содержание Яидеального фрагментарно, при этом центральными в структуре Я — идеального являются волевые и деловые качества. В 13 лет в структуре Я — идеального мальчиков появляются новые корреляционные плеяды, в центре которых нравственные качества. Содержание Я — идеального 16-летних юношей приобретает большую цельность и полноту и структурировано вокруг волевых, деловых и нравственных качеств. У 12−13- летних девочек содержание Я — идеального более разноплановое, чем у мальчиковцентральными в его структуре являются волевые, деловые и нравственные качества. В 16-летнем возрасте в содержании Я — идеального девушек преобладающими становятся нравственно-этические качества.

8. В ходе исследования обнаружились взаимосвязи между темпераментными характеристиками и самооценкой. Подростки с высокими показателями экстраверсии высоко оценивают свои нравственные, волевые и коммуникативные качества. Подростки с высокой степенью интроверсии оценивают эти качества ниже. Подростки, проявляющие признаки эмоциональной нестабильности ниже своих одноклассников оценивают свою привлекательность, самостоятельность, независимость.

8. Были выявлены взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом подростков. Подростки отдают предпочтение сверстникам с высокой самооценкой. Статус подростков в учебной деятельности и личностный социометрический статусы взаимосвязаны на.

— 3 5? — протяжении всего подросткового периода. Самооценка девочек в большей степени взаимосвязана с их статусом .

9. В подростковом возрасте успешность школьного обучения и некоторые показатели самооценки взаимосвязаны. Чем успешнее подростки в обучении, тем выше они оценивают свои нравственные и волевые качества. Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Ценностные ориентации подростков // Педагогика как диалогдиалог педагогик: тезисы докладов X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия, 14.04. СПб 1995. с 71−72.

2. Транзактный анализ как ключ к саморазвитию личности подростка .// там же, с.72−73.

3. Возрастная динамика самооценки подростков // Тезисы к студенческой конференции СПбГУ, апрель 2000,.

4. Dynamics of adolescent’s (teen-ager's) self-consciousness// International Journal of psychologyabstracts XXYII International Congress of Psychology, Stockholm, Sweden, July 23−28, 2000, psychology press-476 p, p 151−152.

5. Развитие самооценки в процессе социализации учащихся // Практическая психология в школе. цели и средстватезисы У Всероссийской конференции 12.11.2000.

6. Половозрастные особенности самооценки выпускников средней школы // Актуальные проблемы юридической психологии: тезисы конференции, 17.05,2001;Академия МВД-120с., с. 52 .

7. Gender psychological peculiarities of teen-ager's self-esteem// Book of Abstracts, European Congress of psychology 1−6 July, 2001, London, European federation of professional psychologists associations, 241p., p 161−162.

8. Психологические особенности самооценки учащихся подросткового возраста // Психология в школе: практический психологпрофессия нового века: материалы У1 Всероссийской конференции 1−3.11.01-СПб, Иматон, 2001г-348 е., с. 126.

9. Психологическое обследование детей с речевыми проблемами // там же, (в соавторстве) с. 251.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М: Академия, 1997. — 700 с.
  2. М.М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте. Дисс к. п. н. JI., 1988.- 161с.
  3. К.А. Психология и сознание личности. Избранные психологические труды. М. МОДЭК 1999 г. -224с.
  4. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: сб. науч. тр./под ред. Бодалева A.A., Ковалева Г, А М АПН СССР, 1983.-98с.
  5. Ю.Б. Динамика самоотношения и отношения к другому у взрослого человека (25−35 лет) Автореф. к.п.н. М., 1999. -20с.
  6. Альманах психологических тестов .- М.: «КСП», 1995 400с.
  7. Р.В. Связь ценностных ориентаций студентов с социально -психологическими характеристиками академических групп. Диссертация насоискание степени кандидата психологических наук. Л. 1985 г. -182с.
  8. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды .т.2 М.: Педагогика, 1980. 288с
  9. .Г. О проблемах современного человекознания : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальных ВУЗов М.: Аспект пресс, 2000 — 287с.
  10. Андреева Г. М. Психология социального познания М, 1980
  11. Н. П. Воспитание игрой .-М,-1987 -143 с.
  12. О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. к. п.н. Л., -17с.
  13. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу //Вопросы психологии .- М., 1973 № 4
  14. Артемьева Е Ю., Мартынов Е М. Вероятностные методы в психологии. -М.-.МГУ, 1975.-207с.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности М Мысль, 1976, — 158с.
  16. А.Г. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа, А Н. Леонтьева М. 199 917. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ 1990.-367с.
  17. И. Я вас слушаю. М. Экономика -1984. -111с.
  18. Батракова С И. Основы профессионально- педагогического общения. -Ярославль 1986.
  19. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.:Семья и школа -202 с.
  20. Д.Н. Идентичность подростка в современном обществе //сб. Психолого педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, С-Пб.: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999, — с. 275−278
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб. Лениздат, 1992 400с.
  22. Р. Развитие Я концепции и воспитание — М.: Прогресс, 1986 -420с.
  23. М.Р. Организация психологической работы в школе М. 1997. -297с.
  24. A.A. Психология о личности .- М.: МГУ, 1988. -188с
  25. A.A. Личность и общение (избранные труды).- М. Педагогика, 1983.-271 с.
  26. A.A. Общение и формирование личности школьника .М. Педагогика, 19 870- 147с.
  27. A.A., Криволап Л И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л. 1973.
  28. Богданова С И. Общение со сверстниками как фактор социализации учащейся молодежи. Дисс. кандидат психологических наук. Л.: 1990.-211с.
  29. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М.: Просвещениею 1968 — 464с.
  30. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание .- М.: Знание. 1979 г.-96с.
  31. В.Г. Беседы о самовоспитании. (Для учащихся старших классов)-М.: Просвещение 1976.-127с.
  32. Н.В., Реан А.А Педагогика: учебник для ВУЗов СПб: Питер, 2000 -299с.
  33. Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие.-М.: ин-т РАН, 1993−141с.
  34. Боязитова И В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшего школьного возраста. Автореф. к.п.н. М., 1998.-21с.
  35. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М 1999 363с.
  36. Р., Ричардсон Д.- Агрессия .- СПб.: Питер 1997.-330с
  37. М.И. Беседы о детской психиатрии: книга для учителей и родителей М.: Просвещение, 1992 .- 255с.
  38. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, записки детского психиатра: кн для учителей и родителей- М.: Просвещение, 1988 207с
  39. Визгина А. В Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореферат на соискание звания кандидат психологических наук М 1987.-. 20с.
  40. А.И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека. Дисс. к. п. н .-СПб.: СПбГУ, 1996. -242с.
  41. НА. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Автор, дисс. к. п. н Л.: ЛГУ 1983 -15с.
  42. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Бурменская Г. В., Карабонова O.A., Лидере А.Г.- М.:МГУ, 1990, — 136с.
  43. Л.С. Вопросы детской психологии .- М.: Союз, 1997 -220с.
  44. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз М., 1997.-144с.
  45. Т.П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего школьного возраста .- Автореф. к. п. н. М. 1977.-22с.
  46. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие. -М.: Ноосфера, 1999 -272с.
  47. Н.Ф. Психолого -педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания .- Автореф. докт. пед. н, — СПб, 1995 -54с
  48. . Что такое психология : в 2-х тт. 1 пер. с франц.,-М. Мир, 1992.-496с.
  49. С.И. Будущая семья : какова она? -М, 1990. -62с.
  50. Н.В. Психология межличностного конфликта -Автор, докт. пед. наук -СПб, 1995.-96с.
  51. Л. Г. Психологические аспекты в организации экспертного оценивания. М.: ВЦ Ран, 1999- 41 с.
  52. Д.Н. Соотношение образов Я реальное и Я -идеальное и проблемы подростков .- Автор. К.п. н. СПб, 2000 -19с.
  53. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. Дисс. к. п. н .- СПб.: СПбГУ, 1995 -148с.
  54. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей М: Просвещение, 1987.-205с.
  55. А.Б. Глаза в глаза. -М. Просвещение, 1982.-207с.
  56. А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Яуза -1996.-253с.
  57. Т.В. Подросток М.: Знание, 1976.-96с.
  58. Е. М. Кричевский Р.Л. Психология малой группы теоретический и прикладной аспекты .- М.:МГУ, 1991−205с.
  59. Н.П. Психология общения: пособие для студентов -психологов .- Ярославль: ЯрГУ, 1979- 96с.
  60. О. Ю. Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютеры. М.: Знание 1990. -80с.
  61. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни (книга для учителей и родителей) М: Просвещение 1990.-253с.
  62. Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды.//Вопросы психологии.-1967. № 2 с. 111−134.
  63. А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986 -109с.
  64. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М. :Просвещение, 1986 -127с.
  65. A.B. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника // Психологические проблемы учебной деятельности школьника/ Под ред. В В. Давыдова. М., 1977. с.270−273.
  66. A.B., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4 с.90−99
  67. A.B. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. с. 11−14
  68. A.B., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. //Формирование учебной деятельности школьников .- М., 1982. с. 152−163.
  69. Л.М. Психология воспитания: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991- 96с.
  70. Г. Л. Групповая психотерапия ,-М: Медицина, 1990 383с.
  71. В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков .- Л: Лик, 1990,-63с.
  72. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков // Вопросы психологии № 3 1989г.
  73. Как определить и развить способности ребёнка. СПб.: Респекс, 1996 -432с.
  74. В.Г. Психология общения (Структура системы эго -защитных процессов в онтогенезе поведения). СПб. Образование, 1993 — 26с.
  75. Кан Калик В. А. Основы профессионально- педагогического общения. -Грозный, Чеч.-Инг. Ун-т, 1979- 138с.
  76. Кан -Калик В. А. Учителю о педагогическом общении книга для учителя -М., 1987- 190с.
  77. В., Новак Т. Сам себе психолог .-СПб.: Питер, 1994.-219с.
  78. В.Д. Психотерапия. М: Медицина, 1986-ЗОЗс
  79. Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. -Киев
  80. Кирай Девай Формирование идеального Я в школьном возрасте/УПсихологические исследования познавательных процессов и личности//М: 1983.
  81. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие .- М: Педагогика. 1991 -171 с.
  82. Н.В., Касаткина Ю-В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.(Популярное пособие для детей и педагогов). Ярославль: Академия развития 1996.-240с.
  83. М.Л. Ключ к самосозиданию . М.: Молодая гвардия, 1990 -253с.
  84. Г. А. Психология личности. М: Просвещение, 1969.-391с.
  85. Г. А. О возможностях активной коррекции межличностных отношений. М. 1981.
  86. Д. В. Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка .- М.: Просвещение, 1986- 80с.
  87. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: методические рекомендации .- СПб: УПМ, 1992- 103с.
  88. А. К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе .- СПб: УПМ, 1997−189с.
  89. А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах (методические рекомендации).- 1997−58с.
  90. А.К. Психологическое обеспечение учебного процесса в школе. СПб: УПМ, 1998 378с.
  91. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общие и возрастные особенности .- Минск: Тетрасистема.-2000−431с
  92. Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974−96с.
  93. Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1980−391с.
  94. Кон И. С. Дружба: этико -психологический очерк .- М.. Политиздат, 1980. 348с.
  95. Кон И. С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989.-255с.
  96. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности .М. 1984, — 355с.
  97. Л.Н. Самооценка как.фактор саморегуляции пилота: Автореф. к. п. н,-Л. 1984, — 17с.
  98. Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности .- Автор. Док.пс. н. СПб, 2001−39с.
  99. А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка М. Педагогика, 1970−272с.
  100. P.Jl. Социальная психология: личность и общение Учебное пособие ,-М: РАГС, 2000−114с.
  101. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев Наук Думка, — 1982- 159с.
  102. И.М., Крупенин А. Эффективный учитель .- Ростов: Феникс, 1995.
  103. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей, — М.: Просвещение, 1976- 303с.
  104. И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет .- М.: РОУ, 1996.-180с.
  105. Ш., Левис Ш. К. Ребёнок и стресс. СПб: Питер-Пресс, 1996. -208с.
  106. К.Е. Личностью не рождаются М : Наука 1990г-208с.
  107. А.Н. Деятельность, сознание, личность .- М.: Политиздат 1974- 304с.
  108. А.Н. Проблемы развития психики .-М.: МГУ 1981.-584с
  109. А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. д. п.н. М.1974−35С.
  110. М.И. Проблемы онтогенеза общения .- М, 1986. 144с.
  111. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл 1993 43с.
  112. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка М. .Медицина ,-1977−208с.
  113. Лук А. Н. Эмоции и личность .- М: Знание, 1982,-176с.
  114. Лучшие психологические тесты / под ред. Кудряшова А. Ф. Петрозаводск: Петроком, 1992. -318с.
  115. A.A. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов М.: Просвещение, 1971−415с.
  116. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы .- Воронеж. НПО МОДЭК, 1993, — 152с.
  117. С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. Автор. К.п.н. -М 1988г-21с.
  118. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности .- М.: Интерпракс, 1994. -155с.
  119. Межличностное восприятие в группе /под ред. Андреевой Г. М., Донцова А.И.-М.: МГУ, 1981.-293с.
  120. И.П. Комплексное исследование личности подростка в условиях социально- психологического кризиса .- Автореф. К.п.н., Ярославль, 2001 -22с.
  121. В.М., Ямпольский Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985, — 319с.
  122. B.C. Очерк теории темперамента. 2-е изд. -Пермь, 1964−304с.
  123. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. -1 Юс.
  124. A.A. Гармония и дисгармония личности .- М. Политиздат, 1990.-222с.
  125. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой -М.: Педагогика, 1989.-288с.
  126. И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения .- М.: Просвещение, 1990, — 143с.
  127. В. И., Коноз Е. М. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма : новый взгляд //Вопросы психологии № 2 2001 с.59−73.
  128. О.И. Психология самопознания личности .- М: 1993.-96с.
  129. A.B. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: книга для учащихся М.: Просвещение 1990 -189с.
  130. B.C. Возрастная психология (учебник для студентов ВУЗов). М: Академия, 1997.-432с.
  131. O.A. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков. Автореф. К.п.н М. 1999.-21с.
  132. Наш проблемный подросток: Учебное пособие .- СПб .:Союз- 144с.
  133. P.C. Психология: пособие для учащихся: 10−11 кл М: Просвещение, 1995.-239с.
  134. М.И. Психологические особенности идеалов подростков и старших школьников М: Советская педагогика, 1976 № 11
  135. A.A. Психология и школа: избранные психологические труды .- М.: Ин-т практ. Психологии, Модэк , — 1997.-349с.
  136. H.H. Типы личности, темперамент и характер. СПб 1997.-36с.
  137. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы .- М: Тривола 1995 357с.
  138. Общая психодиагностика /под ред. Бодалёва A.A., Столина В.В./-М.: изд. МГУ, 1987 -303с.
  139. Ожегов С И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка .- М: A3, 1995.-928с.
  140. В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям .- М: Тривола, 1996.-264с.
  141. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера .- М, Просвещение, 1988.-224с.
  142. X. Основы позитивной психологии Архангельск: изд. Архангельского мед. Ин-та, 1993−116с.
  143. В.Ф. Экспериментальная психосемантика : исследование индивидуального сознания. //Вопросы психологии № 5 1982 /
  144. JI. А. Компетентность в общении социально -психологический тренинг М.:МГУ, 1989−216с.
  145. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа Я у студентов: автореф. к.п.н.
  146. Пиз А. Язык телодвижений .- Нижний Новгород: Ай кью, 1992,-262с.
  147. К.К. Структура и развитие личности М Наука, 1986. -254с.
  148. Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь: СКИУУ, 1995.-72с.
  149. КН. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии .- 1994 № 3 с 61−69
  150. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалбва A.A.- М -Педагогика, 1989.- 256с.
  151. А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией. Автореферат к. п. н. СПб ,-2001, — 19с.
  152. Потбмкина О Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета .- М.: ин-т психологии ИПАН, -1993−27с.
  153. Практическая психология /под ред. Тутушкиной М.К.- М. изд. Ассоциация строит. Вузов 1997.-333с.
  154. A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте. // Воспитание, обучение и психическое развитие. ч. З-М 1983.-708с.
  155. A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы- интерната. /Возрастные особенности психического развития детей/ М. 1982.-163с.
  156. A.M. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994.-191с.
  157. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990−79с.
  158. Проблемы психологии личности (материалы финского симпозиума) М: Наука 1982 -246с.
  159. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов: сборник .- Л.:ЛГУ, — 1976−248с.
  160. Психология в школе: практический психолог- профессия нового векаЛ Материалы YI Ежегодной Всероссийской научно- практической конференции .СПб: Иматон, 2001
  161. Психология индивидуальных различий (тексты) /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б.- М.: МГУ, 1982.-318с.
  162. Психология: учебное пособие для начальной школы /под ред. Дубровиной И.В.-М.: Гардарика, 1998.-176с.
  163. Психология современного подростка/под ред. Фельдштейна Д. И М.: Педагогика, 1987.-236с.
  164. Психология развивающейся личности / под ред. Петровского A.B.- М.: Педагогика, 1987 238с.
  165. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники, проблемы психологии личности // пер. с англ., под ред. Матюшкина A.M.- М.: Школа-пресс, 1992- 111с.
  166. Рабочая книга школьного психолога /под ред. Дубровиной И.В.- М: Просвещение, 1991.-352с.
  167. М.А. Психологическая близость со значимыми лицами и некоторые особенности самооценки старшеклассников / Проблемы общения и воспитание, т.2 Тарту, 1974.
  168. Райкрофт «Критический словарь психоанализа» .- СПб: Ин-т психоанализа, 1995 г.-249с.
  169. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста .- СПб.: Питер, 1999 -624с.
  170. A.A., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций .- СПб.: Иматон, 1993 47с.
  171. Российское сознание. психология, феноменология, культура: межвузовский сборник научных работ. Самара: ТОР, 1994−296с.
  172. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности// пер. с нем. .- М.: Мир, 1994 -319с.
  173. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология Л.: ЛГУ, 1990.-256с.
  174. Е.Ф. Становление личности // сб. Социальная психология личности .- Л.: Знание, 1974- 222с, с. 20−31
  175. С.Л. Проблемы общей психологии. -М: Педагогика, 1976−416с.
  176. E.H. Настольная книга практического психолога в образовании. /Учебное пособие/- М.: Владос, 1996.-528с.
  177. К. Групповая психотерапия : психокоррекционные группы (теория и практика) М.: Прогресс, 1993 — 367с.
  178. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентаций на самооценку другими людьми /Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Божович М.: Педагогика, 1972. -352с.
  179. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения//под ред. Ядова В. А. -Л.: Наука, 1979−264с.
  180. Семейное воспитание: краткий словарь /сост. Гребенников И. В., Ковинько Л.В.-М.: Политиздат, 1990.-319с.
  181. В.Е. Социальная психология искусства : предмет, концепция, проблемы .- Автореф. док.психол.н.-СПб, 1995- 36с.
  182. Семенова В'). Сопиков .All Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности)// Социальная психология личности Л 1974
  183. Силяева I, — Г Возрастная психология Теоретический курс авторизованного изложения М: М'.)ГУ. 1993- 155с
  184. Сшиокова I' M Динамика отношения к себе детей младшего школьною возраста Автореф к. п н Казань. 1998 -22с
  185. ИД. Виноградова ГА Психологические основы управления педагогическими коллективами учебное пособие для ст дептов ВУЗов .-Томбов: 2000
  186. Солдатова 1Л Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте) С116 199(> -242с
  187. Социальная психология личности в вопросах и ответах (учебное пособие) под ред. Лабунской В. А, — М.: I ардарики. 1999.-397с.
  188. С.Б. Особенности развития и формирования самопознания в младшего школьного возраста Автореф. к п п Казань. I 99К -22с
  189. Справочник по психологии и психиатрии детскою и подросткового во фас i, а -CI16 I 1итер. 1999 -752с
  190. С таровойтенко Г. Б. Жизненные отношения личное и модели психологического) развития Киев Лыбидь. 1992−2 15с
  191. Столиц В В Самосознание личности. М МГУ. 1983 284с
  192. Сычева Т Ь Жизненные позиция учащейся молодежи (соцпа. п. по-психоло! ичсский аспект) дис к.п.п.-Л. 1985. 182с
  193. Стивеис Дж Приручи своих драконов (Как обратить свои недостатки в достоинства) СПб. Питер Пресс 1996 -48с
  194. Тарасов Е-. Популярная психотерапия. М: Фаир, 1997−320с
  195. С.Г. Основы применения математических методов в психологии (учебное пособие) СПб: СпбГУ, 1999−116с
  196. .М. (учебник для средней школы) М 1954 -255с.
  197. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника (популярное пособие для родителей и педагогов).- Ярославль: Академия развития -240с
  198. Толстых 11.11 Социальная ситуация развития и проблема возраста // Формирование личности в онтогенезе/ Под ред. Дубровиной И В VI АПП СССР 1991
  199. Тулупьева Т В Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте Автореф к. п н. СПб.2001- 19с
  200. Турусова О В. Динамика становления субъекта самооценивания: дис. К.п.н Л. 1991.-243с.
  201. Универсальные тесты профессора Айзенка СПб: Стелла, 1995 -143с
  202. Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды .- М.:Флинта 1999−670с.
  203. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М: межд педагогич. академия 1995 -156с
  204. Философский словарь М 1989.-815с
  205. В. Человек в поисках, смысла. Под ред. Гозман М Прогресс 1990 -386с.
  206. Ф., Ьаннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарно- личностным методикам // пер с англ Под ред. Забродина М: Прогресс, 1987- 232с.
  207. Л.М. Волков К Н. Психологическая наука -учителю. М 1985
  208. Л.М., Пушкина Т А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учил елей М.: Просвещение 1988. -207с.
  209. К. Флэйк Хобсон и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими -М: центр общечеловеческих ценностей 1992 -511с.
  210. Фрумин ИД, Эльконин БД. Образовательное пространство как пространство развития, школа взросления //Вопросы психологии 1993.№ 1 с.24−32
  211. Хохлова Е В. Особенности Я концепции старшеклассников и структура взаимоотношений в группе. Дипломная работа. ЛГУ 1990 -57с.
  212. Л., Зиглер Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение, учебное пособие для ВУЗов// пер. с англ. -СПб Питер, 1998- 606с.
  213. Цукерман Г А. Психология саморазвития: задача для подростков и ихпедагогов. М: Интерпракс 1994.-156с.
  214. Цукерман Г А. Десяти двенадцатилетние школьники, «ничья земля в возрастной психологии». //Вопросы психологии 1998. с. 17- 31
  215. Чеснокова И И. Проблема самосознания в психологии М.:Наука, 1977−144с.
  216. А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте Автореф к п. н М 1991. -18с
  217. В.Р. Взаимосвязь самоотношения и умственного развития учащихся 1−2 класса. Автореф. к.п.н. М. 1998 -19с.
  218. Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель -Воронеж: НПО МОДЭК 1994, — 128с.
  219. Т. Социальная психология // сокр. перевод с англ.- М. Прогресс, — 1969−535с.
  220. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика : объектная и субъектная парадигмы анализа данных /Вопросы психологии 1982 г.№ 5/.
  221. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника// под ред. Давыдова В. В.- М.: Педагогика, 1979−152с 229. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи СПб: Питер. 1999 652с.
  222. Э. Идентичность: юность и кризис. М: Прогресс 1996.-344с 234 Ядов В. А. Социальная идентификация личности// Социальная психология -М: ИС, 1994 153с.
  223. В.А. Педагогическая психология. СПб: Изд. Михайлова -639с
  224. Abstracts of the XXVII Congress of psychology IUPsyS 2000-p.476
  225. Adelson J. The development of ideology in adolescence NY Halsted Press, 1975. p 63−78
  226. Ames L., Ilg F, Baker S. Your ten-to-fourteen-year-old -NY. Delacorte Press, 1988- 275
  227. Barenboim C. Developmental changes in the interpersonal cognitive systems from middle childhood to adolescence // Child Devel. 1977. V 48 p 1467−1474
  228. Beane J A middle school curriculum from rhetoric to reality/ Columbus, Ohio: NMSA, 1990 -537p.
  229. Book of Abstracts. YII-th European Congress of psychology 1−6 July 2001, European Federation of Professional Psychologists Associations-24 lp
  230. ChazanM., Larng A., Davies D. Emotional and behavioral difficulties in middle childhood. L.: The Falmer Press, 1994- 288p.
  231. Family therapy Volume 29, Taylor and Francis group- 81 p/
  232. Kohlberg L. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages. N Y: Holt, Rinehart and Winston, 1984 285p
  233. Lewis C Aspects of Human Development. BPSbooks, 1995, 64p 246. Psychologist -vol. 4№ 6- Epy — 223p.
  234. Psychology (The science of behaviour) Neil Carlson, 2000−744p.
  235. Rappard H.R. Psychology as self- knowledge. Van Gorkum Assen The1. Netherlands. 1979- 347p.
  236. Schave D, Schave B Early adolescence and the search for self A developmental perspective. N Y — L.: Preager, 1989 —263p.
  237. Simmons R.G., Blyth J. Children’s competence: The impact of pubertal change and school context, N., Y., De Gruyter, 1987 263p.
  238. Self-knowledge. Oxford university press. 1994 241 p
  239. Suttone C Child and Adolescent Behavioural Problems: A Multi-disciplinary Approach to Assessment and Intervention. BPSbooks -2000−320p
  240. Tucker N. Adolescence, Adulthood and Ageing. BPSbooks- 2000- 48p 254. Turner P. Sex, Gender and Identity -BPSbooks, 1995,-56p
Заполнить форму текущей работой