Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Символическое опосредствование переживаний личности в критических ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для изучения психологических особенностей детей и подростков, впервые госпитализированных с онкологическими заболеваниями, использовались следующие диагностические методики: шкала явной тревожности для детей (CMAS) — шкала личностной тревожности для учащихсяметодика «Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» (методика модифицирована) — измерение самооценки по методике… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема символизации и спецификации в гуманитарных науках, искусстве и психологической практике
    • 1. 1. Философские и культурологические подходы к проблеме символизации и сигнификации
    • 1. 2. Проблема образности и символических форм в изобразительном искусстве
    • 1. 3. Символы и символические образы в психотерапевтической практике
    • 1. 4. Исследования знаково-символической и образной формы мышления в антропо- и онтогенезе
    • 1. 5. Проблема соотношения категорий «символ» и «знак»
    • 1. 6. Опосредствующие возможности символа и знака
    • 1. 7. Выводы по первой главе
  • Глава 2. Первичная госпитализация детей и подростков с онкологическими заболеваниями как модель критической жизненной ситуации
    • 2. 1. Основные направления психологических исследований в сфере детской онкологии
    • 2. 2. Психологические особенности первичного периода госпитализации детей и подростков с онкологическими заболеваниями
    • 2. 3. Основные проблемы организации психологических исследований в сфере детской онкологии
    • 2. 4. Выводы по второй главе и постановка проблемы эмпирического исследования
  • Глава 3. Эмпирическое исследование психоэмоционального статуса детей и подростков, впервые госпитализированных с онкологическими диагнозами
    • 3. 1. Предварительный этап исследования (пилотаж)
    • 3. 2. Основной этап исследования: сравнение психологических показателей «условно здоровых» детей и детей, госпитализированных с онкологическими диагнозами
      • 3. 2. 1. Цели и гипотезы исследования
      • 3. 2. 2. Методика
      • 3. 2. 3. Результаты
      • 3. 2. 4. Обсуждение результатов
    • 3. 3. Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Разработка и апробация психотехнической программы, направленной на повышение психологической адаптации к условиям длительной госпитализации детей и подростков с онкологическими диагнозами
    • 4. 1. Цели и гипотезы исследования
    • 4. 2. Методика
    • 4. 3. Результаты
    • 4. 4. Обсуждение результатов
    • 4. 5. Анализ единичного случая
    • 4. 6. Перспективы разработки психотехнической программы
    • 4. 7. Выводы по четвертой главе

Символическое опосредствование переживаний личности в критических ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В психологии, философии, лингвистике, культурологии разносторонне разрабатываются категории «знак» и «символ» (А.Ф. Лосев, Ю. М. Лотлган, Р. Барт, М. К. Мамардашвнлн, Ф. Ю. Албакова, Н. Г. Салмнна, В. И. Антонов и др.). Кроме торетико-методологических аспектов анализа этих категорий специалисты проводят исследования, ориентированные на психотерапевтическую, педагогическую и акмеологическую практику (3. Фрейд, К. Г. Юнг, X. Лёйнер, Н. Г. Салмина, А. Н. Веракса, Т. П. Будякова. и др.).

Настоящая работа посвящена такой актуальной проблеме практической психологии личности как символическое опосредствование переживаний в критических жизненных ситуациях. Сама проблематика кризисных и критических ситуаций, а также методов психотехнической коррекции разрабатывается в различных направлениях. В рамках этих направлений ведется анализ соотношение типов критических ситуаций с типологией жизненных миров (Ф.Е. Василюк), сравнительный анализ методов психологической интервенции и психотерапии (Е.Т. Соколова), исследование процессов адаптации и личностных трансформаций в экстремальных и кризисных ситуациях (М.Ш. Магомед-Эминов, A.A. Реан) и многое другое. Знак и символ рассматриваются как особые культурно-исторически выработанные внешние средства. Их характеристики, а также особенности их применения, во многом определяют эффективность переживания, успешность преодоления и разрешения критической жизненной ситуации.

В настоящем исследовании моделью такой критической ситуации является период первичной госпитализации детей и подростков с онкологическими диагнозами в стационаре. Зарубежные и, в особенности, отечественные научно-психологические исследования в сфере детской онкологии крайне немногочисленны, причем требованиям научного исследования соответствуют именно нейропсихологические и неврологические разработки (Berrios-Rivera R., Rivero-Vergne A., Romero I. The Pediatric Cancer Hospitalization Experience: Reality Co-constructed // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2008. N 4. P. 210−219- Korinthenberg R., Schneider A., Neimeyer Ch. Central Nervous System Prophylaxis With High-Dose Methotrexate Does not Give Rise to Significant Electroencephalographic Changes in Children With Acute Lymphoblastic Leukemia //.

Journal of Child Neurology- 2002. N 17. P. 40912- Kupst M J., Penati В., Camitia B. et al. Cognitive and psychosocial functioning of pediatric hematopoietic stem cell transplant patients: A prospective longitudinal study // Bone Marrow Transplantation. 2002. N 30. P. 609−615- Montour-Prouls I., Kuehn S.M., Keene D.L. et al. Cognitive Changes in Children Treated for Acute Lymphoblastic Leukemia With Chemotherapy Only According to the Pediatric Oncology Group 9605 Protocol // Journal of Child Neurology. 2005. N 20. P. 129−134 и др.). Представлены программы психологической реабилитации детей по окончанию противоопухолевого лечения (Баканова A.A., Королёва Т. Ю. Психологическая помощь детям с онкологическими заболеваниями. СПб., 2006). Однако общепсихологических исследований кризисного периода начала госпитализации и психотехнических программ, направленных на улучшение психологической адаптации детей и подростков к условиям длительного стационарного лечения практически нет.

Актуальность настоящего исследования определяется двумя причинами. Во-первых, это необходимость изучения эффективности символического опосредствования процессов переживания, соответствующего требованиям, предъявляемым к научным эмпирическим исследованиям. Перед нами стояла задача показать, что оперирование изобразительными знаками и символами как психотехническими средствами может определять «успешность» переживания и рефлексию глубинных эмоциональных состояний субъекта в критической жизненной ситуации.

Во-вторых, это острая потребность в общепсихологических научных исследованиях в сфере детской онкологии, обусловленная активным развитием этого относительного «молодого» медицинского направления. Успехи в лечении детей с онкологическими заболеваниями, которыми отмечено последнее десятилетие, ставят вопросы о психологическом благополучии детей и подростков в период длительной госпитализации и требуют специальных психотехнических программ, направленных на улучшение их психологической адаптации.

Объект исследования — переживания личности в критической жизненной ситуации.

Предмет исследования — символическое опосредствование процессов переживания детей и подростков с онкологическими заболеваниями в период адаптации к длительной госпитализации.

Целью исследования является выявление позитивной роли символизации как механизма опосредствования переживаний личности в критической жизненной ситуации и разработка специальной психотехнической программы, направленной на повышение эффективности психологической адаптации детей и подростков с онкологическими заболеваниями, впервые госпитализированных в стационар.

Задачи исследования:

1. В теоретическом плане — анализ философского, культурологического, семиотического и психологического опыта разработки категорий «знак» и «символ», на основе которого будут определены принципы символического опосредствования деятельности переживания.

2. В методическом плане:

• реализация оптимальной диагностической программы, которая позволит описать основные ситуационные и личностные трансформации детей и подростков в период первичной адаптации к длительному стационарному лечению;

• разработка психотехнической программы, основанной на принципе символического опосредствования, с учетом выявленных в результате психологической диагностики основных проблемных моментов психологической адаптации детей и подростков, впервые госпитализированных в стационар.

4. В эмпирическом плане — организация и проведение эмпирического исследования эффективности символического опосредствования деятельности переживания в условиях критической жизненной ситуации (реализация разработанной психотехнической программы и анализ ее эффективности).

Гипотезы исследования.

Общая гипотеза исследования: использование психотехнической программы, разработанной на основе принципов символического опосредствования, позволяет повысить эффективность психологической адаптации в критических ситуациях.

Частные гипотезы:

1. Изначально, в первые дни госпитализации больных детей и подростков, контрольная группа (обследование по схеме «тест — ретест») и экспериментальная группа (обследование по схеме «тест — работа по психотехнической программеретест») не будут различаться по показателям психологической адаптации (показатели ситуативной и личностной тревожности, самооценка и самоотношение, мотивационные конфликты, ситуативные реакции, показатели стресса и фрустрации, проблемы коммуникативной и эмоциональной сфер личности, ценностное отношение к автобиографии)1.

2. Работа с детьми и подростками экспериментальной группы по специальной психотехнической программе, разработанной на основе принципов символического опосредствования и направленной на рефлексию эмоциональных переживаний, связанных с заболеванием, и ценностно-смыслового значения заболевания в автобиографии, позволит повысить показатели их психологической адаптации по сравнению с контрольной группой.

3. Имеется связь между показателями психологической адаптации и уровнями образно-символического мышления.

Теоретико-методологическим основанием работы являются принципы культурно-исторического подхода, прежде всего, — выдвинутый JI.C. Выготским принцип знакового опосредствования культурных форм деятельности. В понимании движущих сил и условий развития личности, а также деятельностной природы переживания мы придерживаемся позиций системно-деятельностного историко-эволюционного и деятельностно-смыслового подходов (А.Г. Асмолов, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов и др.). При рассмотрении природы знака и символа и их динамических взаимоотношений мы опираемся на работы ведущих в этой области философов, лингвистов, семиотиков, культурологов и психологов (Р. Барт, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, М.К.

Мамардашвили, A.M. Пятигорский, Ф. Ю. Албакова, Н. Г. Салмина, В. И. Антонов и др.).

Одним из центральных моментов структуры деятельности переживания является набор внешних, культурно-исторически выработанных средств ее.

1 Все перечисленные показатели психологической адаптации являются комплексными величинами и оцениваются по ряду выделенных признаков. Мультипарадигмальный подход к диагностике позволил оценить выраженность различных признаков данных комплексных показателей. реализации. Перелшвание подразумевает рефлексию психотравмирующей ситуации и ее включение в автобиографический опыт, определение ее субъективного смысла и значения в жизни. Перелшвание — это ключевой процесс перехода от самой критической ситуации к дальнейшим жизненным перспективам, осмысление этой ситуации как уже случившегося, уже оставшегося в прошлом, хотя и небезразличного для настоящего и будущего, жизненного явления.

В настоящем исследовании моделью такой критической жизненной ситуации, требующей переживания, выбран период первичной адаптации детей и подростков с онкологическими диагнозами к длительной госпитализации. Исходя из анализа ряда зарубежных исследований в сфере детской психоонкологии (например, MJ. Kupst и др.), можно предположить стабильность личностных показателей и лабильность ситуативных реакций. Это предположение определило подход к операционализации измеряемых параметров и выбор диагностических методик при проведении эмпирического исследования.

Методический инструментарий. Моделью эмпирической реализации теоретических положений послужила критическая ситуация начала длительного лечения детей и подростков, госпитализированных с онкологическими заболеваниями. Исследование проведено на базе стационара НИИ Детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН, где были обследованы дети и подростки с различными онкологическими диагнозами.

Для изучения психологических особенностей детей и подростков, впервые госпитализированных с онкологическими заболеваниями, использовались следующие диагностические методики: шкала явной тревожности для детей (CMAS) — шкала личностной тревожности для учащихсяметодика «Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» (методика модифицирована) — измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в адаптации A.M. Прихожан (методика модифицирована) — рисуночный тест Вартеггаметодика «Пиктограммы» (методика модифицирована) — метод цветовых выборов (модификация JI.H. Собчик восьмицветового теста Люшера) — фрустрационный тест Розенцвейга. С целью выявления динамики психологических показателей детей и подростков в период адаптации к условиям стационарного лечения психологическая диагностика проводилась дважды: в первые дни госпитализации и через 25−28 дней после первичной диагностики.

Дополнительно использовались две методики диагностики уровня образно-символического мышления и уровня смыслового отношения к миру: методика «Тест-рисунок» (методика модифицирована) и методика «Недописанный тезис» (методика модифицирована).

Разработанная нами психотехническая программа состоит из 11 методик, часть из которых — модификации техник, используемых в арт-терапии. Большая же часть методик является авторской разработкой.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием исследовательских процедур в соответствии со стандартами современной экспериментальной психологии. Статистическая достоверность обеспечивалась использованием современных статистических процедур обработки данных и анализа результатов, адекватных проверяемым гипотезам и типу данных.

Относительная малочисленность выборок компенсировалась большим набором диагностических методик, многие из которых выявляют одни и те же психологические параметры, и сочетанием непараметрических методов статистического анализа полученных данных с частотным и качественным анализом. Мультипарадигмальный подход к диагностике позволил сочетать проективные и опросниковые методики, качественные и количественные методы анализа результатов.

Статистический анализ, адекватный типу данных, проводился с помощью статистической системы SPSS 16.0. Частотный анализ проведен с использованием программы Excel. К качественным методам анализа относятся описания единичных случаев (кейс-стади).

Новизна исследования заключается в разработке авторской программы психотехнической работы, основанной на принципах символического опосредствования деятельности переживания в психотравмирующей жизненной ситуации. Показано, что символическое опосредствование, психотехническая работа со знаковыми и символическими категориями, повышают эффективность психологической адаптации в критической ситуации. В ходе разработки программы было проведено исследование особенностей психологической адаптации детей и подростков с онкологическими заболеваниями к длительному стационарному лечению.

Теоретическая значимость исследования. В исследовании показано, что теоретический анализ категорий «символ» и «знак» должен проводиться с учетом структуры той деятельности, которую они опосредствуют. Будучи структурным и функциональным элементом деятельности, знак и символ определяются структурой этой конкретной деятельности. Символическое опосредствование переживаний личности предполагает рассмотрение знака и символа как социокультурных средств, позволяющих осуществлять позитивную трансформацию личностных переживаний, обеспечивающую эффективность преодоления психотравмирующей критической ситуации.

Практическая значимость исследования. Разработана и первично апробирована программа психотехнической работы с детьми и подростками с онкологическими заболеваниями в период их адаптации к условиям длительного стационарного лечения. Программа основана на принципах символического опосредствования деятельности переживания и направлена на облегчение психологической адаптации детей и подростков в начальном периоде лечения. Перспективы дальнейшего развития программы позволяют гибко модифицировать формат и содержание занятий, руководствуясь базовым принципом символического опосредствования и учитывая уникальные условия и проблемные сферы в каждом конкретном случае.

Положения, выносимые на защиту:

1. Один и тот же объект предметной реальности может выступать либо как знак, либо как символ, т. е. в различном функциональном значении, которое определяется структурой и отношениями внутри той деятельности, в которую этот объект включен как структурный элемент. Являясь структурными элементами разнообразных деятельностей и обладая опосредствующей функцией, символ и знак могут выступать как психотехнические средства деятельности переживания в критических жизненных ситуациях.

2. Сложности психологической адаптации детей и подростков к условиям длительного стационарного лечения обусловлены не самой по себе ситуацией госпитализации с онкологическим диагнозом, а эффектом «вторичной травматизации»: резким изменением социальной ситуации развития в целом, ограничением и распадом ведущих деятельностей, социальной депривацией и изоляцией, трансформацией семейных отношений, фрустрацией потребностей в личном пространстве и самостоятельности.

3. Начало длительной госпитализации требует от детей и подростков с онкологическими диагнозами определенной психологической адаптации, которая характеризуется динамикой ряда психологических показателей (ситуативная и личностная тревожность, самооценка и самоотношение, мотивационные конфликты, ситуативные реакции, показатели стресса и фрустрации, проблемы коммуникативной и эмоциональной сфер личности, ценностное отношение к автобиографии).

4. Апробированная программа психотехнической поддержки, основанная на принципе символического опосредствования и рефлексивных возможностях знаковых и символических категорий в деятельности переживания, является средством эффективной психологической адаптации детей и подростков с онкологическими диагнозами к длительному стационарному лечению в критический период резких изменений условий их жизнедеятельности.

Апробация работы. Основные положения работы были обсуждены на заседании кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова в сентябре 2009 г. Результаты исследования были представлены на научной конференции, посвященной 40-летию факультета психологии МГУ «Психология перед вызовом будущего" — на Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007», «Ломоносов-2008», «Ломоносов-2009» (Москва, МГУ, 2007, 2008, 2009) — на IV съезде Российского психологического общества в 2007 г. (Ростов-на-Дону, 2007) — на 4-ом съезде детских онкологов России (с международным участием) «Настоящее и будущее детской онкологии» (Москва, 2008) — на XIV Европейской конференции по психологии развития (XIV European Conference on Developmental Psychology) (Вильнюс, 2009). Всего по теоретическим и эмпирическим материалам диссертации было опубликовано 8 печатных работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, шести приложений. Основное содержание диссертационной работы.

4.7. Выводы по четвертой главе.

Итак, была показана эффективность психотехнической программы в процессе адаптации детей и подростков, впервые госпитализированных с онкологическими диагнозами. Принимая во внимание ограничения в обобщении результатов, накладываемые малочисленностью выборок, все же отметим позитивную динамику комплексных показателей психологической адаптации детей и подростков с онкологическими заболеваниями, принявших участие в апробации психотехнической программы. Положительные отзывы самих детей и их родителей о такой форме регулярных и структурированных психологических занятий в первые недели госпитализации обусловливает необходимость дальнейших разработок и модификации психотехнической программы.

1. Общая гипотеза исследования подтвердилась: в экспериментальной группе детей и подростков, с которыми была проведена психотехническая программа, разработанная в соответствии с принципом символического опосредствования, позволила повысить показатели психологической адаптации по комплексным параметрам. Общий показатель успешной психологической адаптации значимо сопряжен с экспериментальной группой.

2. Частные гипотезы подтверждены не полностью.

Первая гипотеза об отсутствии значимых различий между контрольной и экспериментальной группами больных детей подтверждена. Вторая гипотеза подтверждена частично. Так, комплексные показатели тревожности, самооценки, самоотношения, отношения к автобиографии в целом, при повторной диагностике более продуктивны и благоприятны в общепсихологическом плане в экспериментальной группе. В этой же группе наблюдалось и более дифференцированное и позитивное отношение к жизненным перспективам, снижение выраженности фиксации на выздоровлении как ключевом моменте будущего. Однако в комплексном показателе стресса и частном признаке фиксации на болезни как центральном событии настоящего значимых различий не наблюдается.

Третья гипотеза о связи более высоких показателей психологической адаптации с более высокими уровнями образно-символического мышления и смыслового отражения не подтвердилась.

3. Было показано, что успешность психологической адаптации к длительной госпитализации связана с рядом важных факторов: индивидуальными особенностями ребенка, возможностью поддержания максимально широких и привычных социальных отношений, трансформациями семейных отношений, поддержкой близких и проч.

4. Сфера межличностных отношений представляется наиболее проблемной с точки зрения психологической коррекции и наименее разработанной в экспериментальной психотехнической программе.

5. Показаны потенциальные возможности методики «Незаконченный тезис» для диагностики мотив ационных, ценностно-смысловых конфликтов. Оперирование эмоционально насыщенными более низкими уровнями ОСМ (эмоционально-оценочные суждения и тезисы) может свидетельствовать о эмоциональной окрашенности и потенциальной аффектогенности используемых в методике понятий. Уточнение этого наблюдения возможно лишь при продолжении использовании методики и варьировании условий ее проведения.

6. Опыт проведения психотехнической программы свидетельствует о возможности детей и подростков опираться как на символическое, так и на знаковое опосредствование в работе с эмоционально значимыми, проблемными темами. При этом одно и то же задание может восприниматься детьми и подростками на разном уровне — означивая конкретное содержание или выступая более глубоким воплощением смыслов. В одном и том же графическом объекте дети использовали как знаковые, так и символические категории. Например, образ дерева как воплощение представлений о жизни требовал от них перечисления своих конкретных черт и характеристик, определения их иерархии в структуре представлений о себе, визуализации этой иерархии в размещении объектов коллажа. С другой стороны, обсуждая получившийся коллаж, направляя мысль ребенка в сторону комплексного, целостного осмысления образа, в ряде случаев были получены очень глубокие по смыслу ответы — об одиночестве, о стойкости, о необходимости поддержки в жизни. Последовательность методик и занятий (в логике движения от сигнификации к символизации) представляется адекватной поставленным задачам: первые занятия были достаточно просты для всех детей и подростков, вызвали интерес, позволили детям активно включиться в работу. Дальнейшие занятия, в основе которых лежала работы с символическими образами, оказались существенно более сложными. И если часть детей восприняли методики «Мое море» и «Театр масок» как личностно значимые, постарались выразить свое понимание и переживание предлагаемых проблемных категорий («страх», «болезненное»), то другие, напротив, оперировали образами на знаковом уровне, не рефлексируя их более глубинных смысловых содержаний. Но даже такой способ работы с образами, без вербализации и осознания проблемных смысловых отношений, позволил «проиграть» внутренние переживания в плане внешней деятельности. Так, девочка 10 лет (ЭГ-10-Соня), рисуя маски по принципу пиктограмм, использовала персонажи из больничной жизни («Болезненное — это когда сестра с огромным шприцом хочет делать укол. Вот я ее и нарисую» и т. д.). В дальнейшем созданные маски использовались для создания мини-спектакля, к которому девочка придумала сценарий и в котором были обыграны неприятные моменты лечения.

7. Некоторые методики программы вызвали затруднение у всех детей экспериментальной группы. Так, методика «Весы» не только не позволила детям увидеть положительные и отрицательных стороны болезни, увидеть возможность равновесия в жизни даже в критических ситуациях, но еще больше запутала их отношение к заболеванию. Наиболее удачной следует признать методику «Два дерева». Образ деревьев, возможность их где-то «посадить», украсить листьями и пейзажем существенно больше заинтересовывали детей, эмоционально их затрагивали, чем нейтральный и технический образ весов. Не уравновешивание, а создание разноцветного образа позволяло им прояснять собственное понимание болезни.

8. Показано, что сигнификация и символизация являются эффективными психотехническими средствами рефлексии внутриличностных переживаний, даже в условиях активности защитных механизмов личности и затруднениях в вербализации и категоризации внутренних, аффективных состояний.

Заключение

.

Проведенное исследование посвящено проблеме психотехнических возможностей символического опосредствования переживаний личности в критических жизненных ситуациях.

Прежде всего, были определены различия между знаком и символом. Первым критерием различения этих категорий можно считать конвенциональностъ, т. е. несхожесть формы и символизируемого содержания (Ч.С. Пирс, Ю. М. Лотман и др.). Этой точке зрения противоположна иная — о конвенциональное&tradeзнака и обязательном органическом сходстве формы и содержания символа (М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорский, В. И. Антонов и др.). Интересны попытки обойти проблему конвенциональное&tradeформы и содержания символа через диалектическое понимание его сущности (Ареопагит, романтическое направление в философии, Гегель, В.И. Антонов). Вне зависимости от того, выделяют ли авторы самостоятельную знаковую категорию или подразделяют символы на классы, прослеживается общая тенденция — выделять «настоящие», «истинные» символы по критерию конвенциональности формы и содержания.

Другим критерием разграничения символа и знака является способ постижения и оперирования этими категориями. Общей для многих подходов является линия «познание vs понимание». В рамках этого разграничения знак доступен для исчерпывающего познания, символ же отличается принципиальной непознаваемостью и неисчерпаемостью смысловых содержаний. Знак понимается рационально, его суть — в фиксации и трансляции общественных значений, тогда как символ требует индивидуальной интерпретации, преломления сквозь призму индивидуального сознания. Таким образом, символ объединяет в себе универсальное надындивидуальное смысловое содержание и пристрастную субъектную интерпретацию, возможность формирования ценностного и смыслового отношения субъекта к ситуации или явлению действительности.

Третьим же критерием различения этих категорий, наиболее существенным для психологической практики, выступает отнесенность к сфере надындивидуальных значений или личностных смыслов — «значение vs смысл». С этой точки зрения, знак является сигналом, кодом объективных связей обозначаемого содержания. Символ, напротив, отражает многообразие смыслов содержания, а также эмоциональное отношение субъекта к той реальности, которая стоит за символом. При этом и символ, и знак являются конкретными объектами реальности, доступными для оперирования во внешнем плане деятельности. Символ как художественный образ определяется смысловой связью формы и содержания, требующей индивидуальной интерпретации, «вычитывания» этих смысловых содержаний. Знак же, напротив, однозначно выражает обозначаемое и требует понимания, рационального постижения своего общественно выработанного значения.

Обладая опосредствующей функций, символ и знак могут являться средствами реализации деятельности переживания. В настоящем исследовании особенности символического опосредствования переживания и рефлексии внутренних эмоциональных состояний субъекта рассматривались на модели критической ситуации первичной психологической адаптации детей и подростков с онкологическими заболеваниями к ситуации длительной госпитализации. Опосредствующая роль символа в преодолении критической ситуации заключается именно в «наделении» события «значением-для-себя», в раскрытии его личностного смысла. Рефлексивные процессы опосредствуют деятельность (в том числе и деятельность переживания), раскрывая ее временную перспективу, структурируя и трансформируя опыт, определяя «место и значение» кризисного события в сознании.

Моделью критической жизненной ситуации был выбран период психологической адаптации детей и подростков с онкологическими заболеваниями, впервые госпитализированных в стационары НИИ ДОиГ РОНЦ им. H.H. Блохина РАМН. На основе изложенных выше представлений о возможности символического опосредствования личностных переживаний нами была разработана специальная психотехническая программа, направленная на улучшение показателей психологической адаптации детей и подростков к условиям длительного стационарного лечения. В основу программы было положено понимание сигнификации и символизации как принципов рефлексии и опосредствования личностных переживаний. Было предположено, что преодоление кризисной жизненной ситуации возможно как в плане реальных действий, во многом определяемых защитными механизмами и стратегиями совладания, так и в рефлексивно-символическом плане. Так, символ и когнитивный образ могут выступать культурно-исторически выработанными средствами (соответственно, процессы символизации и рефлексивные процессы — механизмами) деятельности переживания. Авторские психотехнические методики и модификации используемых в арт-терапии упражнений были собраны в единый целевой блок и проанализированы с точки зрения знакового и символического содержания.

Сравнение результатов повторной диагностики контрольной и экспериментальной групп продемонстрировало успешность общей психологической адаптации детей и подростков, с которыми была проведена психотехническая программа. Снижение явной тревожности, повышение в сторону позитивных значений комплексных показателей тревожности, ситуативных реакций, характеристик эмоциональной сферы, отношения к автобиографии в целом и более дифференцированное, оптимистическое видение жизненных перспектив свидетельствуют о вкладе психотехнической работы в процесс общей психологической адаптации.

Однако, затруднения межличностного общения, отразившиеся в возрастании вклада фактора «межличностное напряжение» в структуре явной тревожности, могут свидетельствовать о малой эффективности психотехнической программы в регуляции и гармонизации этой сферы. В целом, психологическая адаптация к длительной госпитализации происходит более или менее успешно, что связано с рядом важных факторов: индивидуальными особенностями ребенка, возможностью поддержания максимально широких и привычных социальных отношений, трансформациями семейных отношений, поддержкой близких и др. Полученные в результате эмпирического исследования результаты хорошо согласуются с данными зарубежных авторов о ведущем значении сферы межличностного общения и социальных факторов в психологическом благополучии детей и подростков, проходящих специальное противоопухолевое лечение (Bjork M., Nordstrom В., Hallstrom I. Needs of Young .- Corey A.L., Haase J.E., Azzouz F. At al. Social Support.- Suzuki L.K., Kato P.M. Psychological Support. — Woodgate, R.T. The importance. и др.).

Опыт проведения психотехнической программы свидетельствует о возможности детей и подростков опираться как на символическое, так и на знаковое опосредствование в работе с эмоционально значимыми, проблемными темами. Однако одно и то же задание может восприниматься детьми и подростками на разном уровне — означивая конкретное содержание или выступая более глубоким воплощением смыслов.

Результаты проведенного исследования позволили сделать ряд выводов:

1. Символ как объект предметной действительности получает свое полисемическое содержание через индивидуальный мир субъекта, его индивидуальную интерпретацию. Таким образом, символ не только полисемичен по своему содержанию, он выражает индивидуальное, пристрастное отношение субъекта к символизируемому содержанию.

2. Один и тот же объект предметной реальности может выступать либо как знак, либо как символ, т. е. в различном функциональном значении, которое определяется структурой той деятельности, в которую этот объект включен как структурный элемент. Являясь структурными элементами разнообразных деятельностей и обладая опосредствующей функцией, символ и знак могут выступать в качестве психотехнических средств деятельности переживания в критических жизненных ситуациях.

3. Сложности психологической адаптации детей и подростков к условиям длительного стационарного лечения обусловлены не самой по себе ситуацией госпитализации с онкологическим диагнозом, а эффектом «вторичной травматизации».

4. Начало длительной госпитализации требует от детей и подростков с онкологическими диагнозами определенной психологической адаптации, которая характеризуется динамикой ряда психологических показателей (ситуативная и личностная тревожности, самооценка и самоотношение, мотивационные конфликты, ситуативные реакции, показатели стресса и фрустрации, проблемы коммуникативной и эмоциональной сфер личности, ценностное отношение к автобиографии).

5. Апробированная программа психотехнической поддержки, основанная на принципе символического опосредствования и использовании рефлексивных возможностей знаковых и символических категорий в деятельности переживания, является средством эффективной психологической адаптации детей и подростков с онкологическими диагнозами к длительному стационарному лечению в критический период резких изменений условий их жизнедеятельности. В целом, общая гипотеза о возможности улучшения показателей психологической адаптации детей и подростков, впервые госпитализированных с онкологическими диагнозами в стационар, подтвердилась: в экспериментальной группе детей и подростков, с которыми проводились занятия по разработанной психотехнической программе, наблюдалась общая позитивная динамика измеряемых психологических показателей.

6. Психотехнические возможности изобразительных символов и знаков, используемые в разработанной психотехнической программе, активизируют такие психологические механизмы как экстериоризация и рефлексия личностных переживаний, глубинных эмоциональных состояний. Переживание личности, даже мало доступное для вербализации и означивания, воплощается во внешнем предметном плане изобразительной деятельности. Сопровождение изобразительной деятельности диалогом, внешней речью способствует саморефлексии и осознаванию собственных переживаний и ценностных отношений субъекта к жизненной ситуации.

7. Опыт реализации экспериментальной психотехнической программы позволил сформулировать практические рекомендации для родителей и близких детей, проходящих длительные лечебные курсы в стационаре (Приложение 6). Ключевыми факторами психологического благополучия заболевших детей являются максимально полное сохранение социальной ситуации развития и возможность осуществления ведущей деятельности, что и определяет адаптацию ребенка к новым условиям жизнедеятельности.

Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать психотехническую программу, структурированную с учетом перехода от знакового к символическому опосредствованию личностных переживаний и эмоциональных состояний, для реализации психологами в детских онкологических стационарах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н. С. Автономова. — М.: Изд-во «Наука», 1977. — 272 с.
  2. , Ф.Ю. Роль символа в национально-этническом сознании: дисс. д-р филос. наук: 09.00.11/ Албакова Фатима Юсуповна. М., 2000. — 82 с.
  3. , В.И. Символизация в познавательном и социально-практическом процессе: автореф. дисс. д-р филос. наук: 09.00.01 / Антонов Владимир Иосифович. М., 1992. — 48 с.
  4. , В.И. Символ как кул ьтур о логическая категория / В. И. Антонов. М.: Изд-во «Луч», 1992. — 39 с.
  5. , В.И. Символ, наука, культура / В. И. Антонов. М.: Улан-Удэ, 1995. — 138 с.
  6. , О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. 2007. — № 2. — С. 161−170.
  7. , Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: «Архитектура-С», 2007. — 392 с.
  8. , Р. Искусство как терапия / Р. Арнхейм // Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — 352 с.
  9. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
  10. , А.Г. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики / А. Г. Асмолов, A.B. Цветков // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 19−28.
  11. , A.A. Психологическая помощь детям с онкологическими заболеваниями / A.A. Баканова, Т. Ю. Королёва. СПб., 2006. — 112 с.
  12. , Р. Избранные работы / Р. Барт. М., 1989. — 616 с.
  13. , Т.П. Знаково-символическая деятельность и ее генез: Учебное пособие / Т. П. Будякова. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. — 48 с.
  14. , Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: автореф. дисс. д-р психол. наук: 19.00.01 / Василюк Федор Ефимович. -М., 2007. 47 с.
  15. , Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984.-200 с.
  16. , А.Н. Особенности символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.13 / Веракса Александр Николаевич. М., 2008. — 30 с.
  17. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — С. 235−326.
  18. , Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский // Психология развития человека. М.: Изд-во «Смысл», Изд-во «Эксмо», 2004. — С. 564−663.
  19. , Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. Москва: Педагогика, 1984. — Т.6. — С. 5−86
  20. , А. Доктор кукла. Программа психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями, находящимся в больнице или хосписе / А. Греф, Л. Соколова. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2003. — 55 с.
  21. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  22. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. Учебное пособие, 2-е изд., испр. М.: Изд-во «Психотерапия», 2009. — 144 с.
  23. , Л.А. Детская онкология / Л. А. Дурнов, Г. В. Голдобенко, В. И. Курмашов. Учебное издание. — Курск: КГМУ, Москва: «Литера», 1997. — 400 с.
  24. , Э. Социология и теория познания / Э. Дюркгейм // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. — С. 212−235.
  25. , В.К. Рисуночный тест Вартегга / В. К. Калиненко. М.: Смысл, 2006. — 239 с.
  26. , Э. Философия символических форм / Э. Кассирер // Философия науки: Общие проблемы познания., Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв. ред.-сост. Микешина JI.A. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — С. 57−66.
  27. , П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / П. Ф. Келлерман. Пер. с англ. И. А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
  28. , Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 / Кулагина Наталья Викторовна. М.: МГУ, 2003.- 170 с.
  29. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл / Academia, 2004. — 352 с.
  30. , X. Кататимное переяшвание образов / X. Лёйнер. М.: Эйдос, 1996.-253 с.
  31. , А.Ф. Античный космос и современная наука / А. Ф. Лосев // Бытие- имя космос / Сост. и ред. A.A. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993. — С. 61−613.
  32. , А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. / Сост. A.A. Тахо-Годи- Общ. ред. A.A. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1993. — 959 с.
  33. , А.Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев // Бытие имя — космос / Сост. и ред. A.A. Тахо-Годи. — М.: Мысл", 1993. — С. 613−801.
  34. , Ю.М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи, в 3 т. Таллин: «Александра», 1992. — Т.1. — С. 191−200.
  35. , Р. Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном / Р. Д. Лэйнг. Львов: Инициатива, 2005. —352 с.
  36. Магомед-Эминов, М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник МГУ. Серия Психология. 1996. — № 4. — С. 2635.
  37. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. М.: ПАРФ, 1998. — 496 с.
  38. , М.К. Символ и сознание. (Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке) / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. -288 с.
  39. , К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. — В 2 т.— М.: «Искусство», 1957. Т. 1. — С. 89−92.
  40. , А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии / А. П. Назаретян. Изд. 2-е, испр. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 256 с. — (Синергетика в гуманитарных науках).
  41. , Г. М. Зеркальный двойник: утрата и обретение. Портретный метод психотерапии / Г. М. Назлоян. М.: Издательство «ДРУЗА», 1994. — 116 с.
  42. , Г. М. Концептуальная психотерапия: портретный метод / Г. М. Назлоян. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 239 с.
  43. , Е.Е. Автопортрет как средство овладения миром личностных переживаний / Е. Е. Насиновская, О. С. Шалина // Вопросы психологии. 2008. -№ 1.- С. 77−88.
  44. , Ю.Б. Вся страна стала одной сплошной взяткой / интервью журналу The New Times // The New Times. 2009. — 29.09.2008 (№ 39 85.). — C. 50.
  45. , B.B. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности / В. В. Нуркова. М.: Изд-во УРАО, 2000. -320 с.
  46. , В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. — Учеб. пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — 400 с.
  47. , Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2004. -192 с. — (Серия «Психология-классика»).
  48. , Л.Т. Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности / Л. Т. Потанина, А. Н. Гусев // Вопросы психологии. 2008. -№ 2. — С. 30−40.
  49. , A.M. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / A.M. Прихожан. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с. — (Серия «Детскому психологу»).
  50. Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб: Издательство «Питер», 2000. 1024 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
  51. , A.A. Критика «естественнонаучного» разума в психологии / A.A. Пузырей // Психология. Психотехника. Психагогика. — М.: Смысл, 2005. С. 5−66.
  52. , A.A. От психотехнической теории к генеалогии психотехники / A.A. Пузырей // Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. — С. 67−298.
  53. , A.A. Психология адаптации личности / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 479 с.
  54. , JI. Мемуары / JI. Рифеншталь. М.: Ладомир, 2006. — 699с.
  55. , СЛ. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство) / С. Я. Рубинштейн. М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.
  56. , Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
  57. , Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2007.128 с.
  58. , Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 90 с.
  59. , Е.Т. Психотерапия. Теория и практика / Е. Т. Соколова. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
  60. , В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании / В. Стюарт. Пер. с англ. H.A. Хмелик. — М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 384 с. — (Серия «Библиотека психологии и психотерапии», вып. 56).
  61. , Л.В. Процесс травмы / Л. В. Трубицына. — М.: Смысл, ЧеРо, 2005.-218 с.
  62. , А.Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. — М.: Смысл, 2002. 287 с.
  63. , H.A. Психологическая саморегуляция у детей с онкологической патологией: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / Урядницкая Наталья Анатольевна. — М., 1998. 20 с.
  64. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / 3. Фрейд. М.: Азбука-классика, 1989. — 456 с.
  65. Фрейд, 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд / Под ред. Р. Ф. Додельцева, K.M. Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  66. , О.М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Френденберг / Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской. М.: Издательство «Лабиринт», 1997. -448 с.
  67. , М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко / Пер. с фр. В. П. Визгина. СПб., A-cad, 1994. — 403 с.
  68. , A.B. Роль символа в овладении поведением личности: дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Цветков Андрей Владимирович. М: МГППУ, 2006. — 167с.
  69. , О.С. Перспективные направления психологических исследований в сфере детской онкологии / О. С. Шалина // Материалы 4-го съезда детских онкологов России (с международным участием). Настоящее и будущее детской онкологии. Москва, 2008. — С. 170−171.
  70. , О.С. Рефлексия и символизация как механизмы деятельности переживания // Материалы VI Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление». Москва, 2007.
  71. , О.С. Психодиагностика детей и подростков с онкологическими заболеваниями в период адаптации к стационарному лечению / О. С. Шалина, Е. Е. Насиновская, Е. И. Моисеенко // Вопросы психологии. 2009. — № 6. — С. 22−31.
  72. , Г. П. Знак и деятельность. Кн. I: Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 / Г. П. Щедровицкий. М., 2005. — 463 с.
  73. Юнг, К. Г. Символическая жизнь / К. Г. Юнг // Символическая жизнь. -М.: Когито-Центр, 2003. С. 295−325.
  74. Юнг, К. Г. Символы и толкование сновидений / К. Г. Юнг // Символическая жизнь. М.: Когито-Центр, 2003. — С. 197−294.
  75. Юнг, К. Г. Тавистокские лекции / К. Г. Юнг // Символическая жизнь. М.: Когито-Центр, 2003. — С. 9−196.
  76. , Л.А. Фрустрационный тест Розенцвейга. Диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство / Л. А. Ясюкова. -СПб.: Иматон, 2007. 128 с.
  77. Berrios-Rivera, R. The Pediatric Cancer Hospitalization Experience: Reality Co-constructed / R. Berrios-Rivera, A. Rivero-Vergne, I. Romero // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2008. -N 4. — P. 210−219.
  78. Bjork, M. Needs of Young Children With Cancer During Their Initial Hospitalization: An Observational Study / M. Bjork, B. Nordstrom, I. Hallstrom // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2006. — N 4. — P. 310−317.
  79. Butler, R.W. Neurocognitive Effects of Treatment for Childhood Cancer / R.W. Butler, J.K. Haser // Mental Retardation and developmental disabilities research reviews. 2006. -N 12. — P. 184−191.
  80. Corey, A.L. Social Support and Symptom Distress in Adolescents/Yong Adults With Cancer / A.L. Corey, J.E. Haase, F. Azzouz, P.O. Monahan // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2008. -N 25. — P. 275−284.
  81. Crisp, P. Allegory and symbol a fundamental opposition? / P. Crisp // Language and Literature. — 2005. — № 14. — P. 323−338.
  82. Driessnack, M. Draw-and-Tell Conversation With Children About Fear / M. Driessnack // Qualitative Health Research. 2006. — № 16. — P. 1414−1435.
  83. Gershon, G. Use of Virtual Reality as a Distractor for Painful Procedures in a Patient with Pediatric Cancer- A Case Study / G. Gershon, E. Zimand, R. Lemos, B.O. Rothbaum, L. Hodges // Cyber Psychology and Behavior. 2003. — N 6. — P. 657−661.
  84. Gibson, F. A Phenomenological Study of Fatigue in Adolescents Receiving Treatment for Cancer / F. Gibson, A.B. Mulhall, A. Richardson, J.L. Edwards, E. Ream,
  85. B.J. Seplov. // Oncology Nursing Forum.- 2005. N 32 — P. 651−658
  86. Kazak, A.E. Research Priorities for Family Assessment and Intervention in Pediatric Oncology / A.E. Kazak // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2004. — N 21.-P. 141−149.
  87. Kettwich, S.C. Needle Phobia and Stress-Reducing Medical Devices in Pediatric and Adult Chemotherapy Patients / S.C. Kettwich, W.L. Sibbitt, J.R. Brandt,
  88. C.R. Johnson // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2007. — N 24. — P. 20−28.
  89. Korinthenberg, R. Central Nervous System Prophylaxis With High-Dose Methotrexate Does not Give Rise to Significant Electroencephalographic Changes in
  90. Children With Acute Lymphoblastic Leukemia / R. Korinthenberg, A. Schneider, Ch. Neimeyer // Journal of Child Neurology. 2002. — N 17. — P. 409−412.
  91. Labay, L.E. Integrating the Child into Home and Community Following the Completion of Cancer Treatmen / L.E. Labay, S. Mayans, M.B. Harris // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2004. -N 21. — P.165−172.
  92. LaMontagne, L.L. Parent Coping and Child Distress Behaviors During Invasive Procedures for Childhood Cancer / L.L. LaMontagne, N. Wells, J.T. Hepworth, B.D. Johnson, R. Manes // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 1999. — N 16. — P. 3−12.
  93. Meredith, J. The revision and preparation of 10-item short form of the spielberger state anxiety index for children / J. Meredith // XTVth European conference on developmental psychology. Vilnius, 2009.
  94. Mooney-Doyle, K. An Examination of Fatigue in Advance Chilhood Cancer / K. Mooney-Doyle // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2006. — N 4. — P. 305−310.
  95. Murray, J.S. Understanding Sibling Adaptation to Childhood Cancer / J.S. Murray // Issue in Comprehensive Pediatric Nursing. 2000. -N 23. — P. 39−41.
  96. Packman, W. Psychosocial Adjustment of Adolescent Siblings of Hematopoietic Stem Cell Transplant Patients / W. Packman, K. Gong, K. VanZutphen, T.
  97. Shaffer, M. Crittenden // Journal of Pediatric Oncology Nursing. — 2004. — N 21. P. 233−245.
  98. Postovsky, S. Central Nervous System Involvement in Children with Sarcoma / S. Postovsky, S. Ash, I.N. Ramu, Y. Yaniv, R. Ziazov, B. Futerman, R. Elhasid, A. Ben Barak, A. Halil, M.W. Ben Arush // Oncology. 2003. -N 65. — P. 118−124.
  99. Shalina, O. Self-attitude and life perspective of oncologically ill children and adolescents in the period of adaptation to the hospital treatment / O. Shalina // XTV European Conference on Developmental Psychology. Vilnius, 2009.
  100. Suzuki, L.K. Psychological Support for Patients in Pediatric Oncology: the Influences of Parents, School, Peers, and Technology / L.K. Suzuki, P.M. Kato // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2003. — N 20. — P. 159−174.
  101. Whitsett, S.F. Chemotherapy-Related Fatigue in Childhood Cancer: Correlates, Consequences, and Coping Strategies / S.F. Whitsett, V. Gudmundsdottir, B. Davies, P. McCarthy, D. Friedman // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2008. — N 25.-P. 86−96.
  102. Woodgate, R.T. The importance of Being There: Perspectives of Social Support by Adolescents With Cancer / R.T. Woodgate // Journal of Pediatric Oncology Nursing. -2006. -N 3. P. 122−134.
  103. Yeh Chao-Hsing. Adaptation in Children with Cancer: Research with Roy’s Model / Yeh Chao-Hsing // Nursing Science Quarterly. 2001. — N 14. — P. 141−150.
  104. Результаты первичной и повторной психологической диагностики детей и подростков из экспериментальной группы ЭГ1. ЭГ-15-Катя15 ЛЕГ1. СМАв
  105. Личностная тревожность учащихся
  106. Самооценочная тревожность Сырой балл Стен интерпретация1. Диагностика 11. Диагностика 222 238 8 ситуативно повышенная тревожность
  107. Межличностная тревожность Сырой балл Стенинтерпретация
  108. Самооценка Дембо-Рубинштейн18 6нормальный адаптивный уровень тревожности21 8ситуативно повышенная тревожность
  109. Диагностика 1 Диагностика 21. С/О У/П С/О У/П
  110. Ум выс 90 90 выс низк 50 100 оч. выс
  111. Красота выс 90 90 выс низк 35 35 низк
  112. Здоровье выс 100 100 оч. выс выс 100 100 оч. выс
  113. Счастье выс 100 100 оч. выс выс 80 90 выс
  114. Везенье выс 80 85 выс средн 65 70 средн
  115. Смелость выс 90 94 оч. выс выс 70 70 средн
  116. Расхождение УП/СО 0 слаб 50 сильн0 слаб 0 слаб0 слаб 0 слаб0 слаб 10 умерен5 слаб 5 слаб4 слаб 0 слаб1,5 среднее 10,833 333 среднее
  117. СЧ) оценивается максимально и неадекватно- защити. р-я, страх «сглазить"1. Линия жизни1. Сейчас Оказаться
  118. Почему? Балл по рис. НП: прошлое (балл) НП: будущее (балл)1. Интерпретация1. Незаконченные предложения
  119. Диагностика 1 реально 15/ 18 по рис. 7.07.8 115 по рис. в тот день дернула ногой. а так бы была осторожнее -1−5 111. Сумма 6
  120. Диагностика 1 Диагностика 23 5
Заполнить форму текущей работой