Символическое опосредствование переживаний личности в критических ситуациях
Диссертация
Для изучения психологических особенностей детей и подростков, впервые госпитализированных с онкологическими заболеваниями, использовались следующие диагностические методики: шкала явной тревожности для детей (CMAS) — шкала личностной тревожности для учащихсяметодика «Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» (методика модифицирована) — измерение самооценки по методике… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема символизации и спецификации в гуманитарных науках, искусстве и психологической практике
- 1. 1. Философские и культурологические подходы к проблеме символизации и сигнификации
- 1. 2. Проблема образности и символических форм в изобразительном искусстве
- 1. 3. Символы и символические образы в психотерапевтической практике
- 1. 4. Исследования знаково-символической и образной формы мышления в антропо- и онтогенезе
- 1. 5. Проблема соотношения категорий «символ» и «знак»
- 1. 6. Опосредствующие возможности символа и знака
- 1. 7. Выводы по первой главе
- Глава 2. Первичная госпитализация детей и подростков с онкологическими заболеваниями как модель критической жизненной ситуации
- 2. 1. Основные направления психологических исследований в сфере детской онкологии
- 2. 2. Психологические особенности первичного периода госпитализации детей и подростков с онкологическими заболеваниями
- 2. 3. Основные проблемы организации психологических исследований в сфере детской онкологии
- 2. 4. Выводы по второй главе и постановка проблемы эмпирического исследования
- Глава 3. Эмпирическое исследование психоэмоционального статуса детей и подростков, впервые госпитализированных с онкологическими диагнозами
- 3. 1. Предварительный этап исследования (пилотаж)
- 3. 2. Основной этап исследования: сравнение психологических показателей «условно здоровых» детей и детей, госпитализированных с онкологическими диагнозами
- 3. 2. 1. Цели и гипотезы исследования
- 3. 2. 2. Методика
- 3. 2. 3. Результаты
- 3. 2. 4. Обсуждение результатов
- 3. 3. Выводы по третьей главе
- Глава 4. Разработка и апробация психотехнической программы, направленной на повышение психологической адаптации к условиям длительной госпитализации детей и подростков с онкологическими диагнозами
- 4. 1. Цели и гипотезы исследования
- 4. 2. Методика
- 4. 3. Результаты
- 4. 4. Обсуждение результатов
- 4. 5. Анализ единичного случая
- 4. 6. Перспективы разработки психотехнической программы
- 4. 7. Выводы по четвертой главе
Список литературы
- Автономова, Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н. С. Автономова. — М.: Изд-во «Наука», 1977. — 272 с.
- Албакова, Ф.Ю. Роль символа в национально-этническом сознании: дисс. д-р филос. наук: 09.00.11/ Албакова Фатима Юсуповна. М., 2000. — 82 с.
- Антонов, В.И. Символизация в познавательном и социально-практическом процессе: автореф. дисс. д-р филос. наук: 09.00.01 / Антонов Владимир Иосифович. М., 1992. — 48 с.
- Антонов, В.И. Символ как кул ьтур о логическая категория / В. И. Антонов. М.: Изд-во «Луч», 1992. — 39 с.
- Антонов, В.И. Символ, наука, культура / В. И. Антонов. М.: Улан-Удэ, 1995. — 138 с.
- Арестова, О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. 2007. — № 2. — С. 161−170.
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: «Архитектура-С», 2007. — 392 с.
- Арнхейм, Р. Искусство как терапия / Р. Арнхейм // Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — 352 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
- Асмолов, А.Г. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики / А. Г. Асмолов, A.B. Цветков // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 19−28.
- Баканова, A.A. Психологическая помощь детям с онкологическими заболеваниями / A.A. Баканова, Т. Ю. Королёва. СПб., 2006. — 112 с.
- Барт, Р. Избранные работы / Р. Барт. М., 1989. — 616 с.
- Будякова, Т.П. Знаково-символическая деятельность и ее генез: Учебное пособие / Т. П. Будякова. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. — 48 с.
- Василюк, Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: автореф. дисс. д-р психол. наук: 19.00.01 / Василюк Федор Ефимович. -М., 2007. 47 с.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984.-200 с.
- Веракса, А.Н. Особенности символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.13 / Веракса Александр Николаевич. М., 2008. — 30 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — С. 235−326.
- Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский // Психология развития человека. М.: Изд-во «Смысл», Изд-во «Эксмо», 2004. — С. 564−663.
- Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. Москва: Педагогика, 1984. — Т.6. — С. 5−86
- Греф, А. Доктор кукла. Программа психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями, находящимся в больнице или хосписе / А. Греф, Л. Соколова. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2003. — 55 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. Учебное пособие, 2-е изд., испр. М.: Изд-во «Психотерапия», 2009. — 144 с.
- Дурнов, Л.А. Детская онкология / Л. А. Дурнов, Г. В. Голдобенко, В. И. Курмашов. Учебное издание. — Курск: КГМУ, Москва: «Литера», 1997. — 400 с.
- Дюркгейм, Э. Социология и теория познания / Э. Дюркгейм // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. — С. 212−235.
- Калиненко, В.К. Рисуночный тест Вартегга / В. К. Калиненко. М.: Смысл, 2006. — 239 с.
- Кассирер, Э. Философия символических форм / Э. Кассирер // Философия науки: Общие проблемы познания., Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв. ред.-сост. Микешина JI.A. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — С. 57−66.
- Келлерман, П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / П. Ф. Келлерман. Пер. с англ. И. А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
- Кулагина, Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 / Кулагина Наталья Викторовна. М.: МГУ, 2003.- 170 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл / Academia, 2004. — 352 с.
- Лёйнер, X. Кататимное переяшвание образов / X. Лёйнер. М.: Эйдос, 1996.-253 с.
- Лосев, А.Ф. Античный космос и современная наука / А. Ф. Лосев // Бытие- имя космос / Сост. и ред. A.A. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993. — С. 61−613.
- Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. / Сост. A.A. Тахо-Годи- Общ. ред. A.A. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1993. — 959 с.
- Лосев, А.Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев // Бытие имя — космос / Сост. и ред. A.A. Тахо-Годи. — М.: Мысл", 1993. — С. 613−801.
- Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи, в 3 т. Таллин: «Александра», 1992. — Т.1. — С. 191−200.
- Лэйнг, Р. Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном / Р. Д. Лэйнг. Львов: Инициатива, 2005. —352 с.
- Магомед-Эминов, М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник МГУ. Серия Психология. 1996. — № 4. — С. 2635.
- Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. М.: ПАРФ, 1998. — 496 с.
- Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. (Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке) / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. -288 с.
- Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. — В 2 т.— М.: «Искусство», 1957. Т. 1. — С. 89−92.
- Назаретян, А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии / А. П. Назаретян. Изд. 2-е, испр. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 256 с. — (Синергетика в гуманитарных науках).
- Назлоян, Г. М. Зеркальный двойник: утрата и обретение. Портретный метод психотерапии / Г. М. Назлоян. М.: Издательство «ДРУЗА», 1994. — 116 с.
- Назлоян, Г. М. Концептуальная психотерапия: портретный метод / Г. М. Назлоян. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 239 с.
- Насиновская, Е.Е. Автопортрет как средство овладения миром личностных переживаний / Е. Е. Насиновская, О. С. Шалина // Вопросы психологии. 2008. -№ 1.- С. 77−88.
- Норштейн, Ю.Б. Вся страна стала одной сплошной взяткой / интервью журналу The New Times // The New Times. 2009. — 29.09.2008 (№ 39 85.). — C. 50.
- Нуркова, B.B. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности / В. В. Нуркова. М.: Изд-во УРАО, 2000. -320 с.
- Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. — Учеб. пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — 400 с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2004. -192 с. — (Серия «Психология-классика»).
- Потанина, Л.Т. Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности / Л. Т. Потанина, А. Н. Гусев // Вопросы психологии. 2008. -№ 2. — С. 30−40.
- Прихожан, A.M. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / A.M. Прихожан. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с. — (Серия «Детскому психологу»).
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб: Издательство «Питер», 2000. 1024 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
- Пузырей, A.A. Критика «естественнонаучного» разума в психологии / A.A. Пузырей // Психология. Психотехника. Психагогика. — М.: Смысл, 2005. С. 5−66.
- Пузырей, A.A. От психотехнической теории к генеалогии психотехники / A.A. Пузырей // Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. — С. 67−298.
- Реан, A.A. Психология адаптации личности / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 479 с.
- Рифенпггаль, JI. Мемуары / JI. Рифеншталь. М.: Ладомир, 2006. — 699с.
- Рубинштейн, СЛ. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство) / С. Я. Рубинштейн. М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.
- Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
- Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2007.128 с.
- Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 90 с.
- Соколова, Е.Т. Психотерапия. Теория и практика / Е. Т. Соколова. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
- Стюарт, В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании / В. Стюарт. Пер. с англ. H.A. Хмелик. — М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 384 с. — (Серия «Библиотека психологии и психотерапии», вып. 56).
- Трубицына, Л.В. Процесс травмы / Л. В. Трубицына. — М.: Смысл, ЧеРо, 2005.-218 с.
- Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. — М.: Смысл, 2002. 287 с.
- Урядницкая, H.A. Психологическая саморегуляция у детей с онкологической патологией: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / Урядницкая Наталья Анатольевна. — М., 1998. 20 с.
- Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / 3. Фрейд. М.: Азбука-классика, 1989. — 456 с.
- Фрейд, 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд / Под ред. Р. Ф. Додельцева, K.M. Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 с.
- Френденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Френденберг / Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской. М.: Издательство «Лабиринт», 1997. -448 с.
- Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко / Пер. с фр. В. П. Визгина. СПб., A-cad, 1994. — 403 с.
- Цветков, A.B. Роль символа в овладении поведением личности: дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Цветков Андрей Владимирович. М: МГППУ, 2006. — 167с.
- Шалина, О.С. Перспективные направления психологических исследований в сфере детской онкологии / О. С. Шалина // Материалы 4-го съезда детских онкологов России (с международным участием). Настоящее и будущее детской онкологии. Москва, 2008. — С. 170−171.
- Шалина, О.С. Рефлексия и символизация как механизмы деятельности переживания // Материалы VI Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление». Москва, 2007.
- Шалина, О.С. Психодиагностика детей и подростков с онкологическими заболеваниями в период адаптации к стационарному лечению / О. С. Шалина, Е. Е. Насиновская, Е. И. Моисеенко // Вопросы психологии. 2009. — № 6. — С. 22−31.
- Щедровицкий, Г. П. Знак и деятельность. Кн. I: Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 / Г. П. Щедровицкий. М., 2005. — 463 с.
- Юнг, К. Г. Символическая жизнь / К. Г. Юнг // Символическая жизнь. -М.: Когито-Центр, 2003. С. 295−325.
- Юнг, К. Г. Символы и толкование сновидений / К. Г. Юнг // Символическая жизнь. М.: Когито-Центр, 2003. — С. 197−294.
- Юнг, К. Г. Тавистокские лекции / К. Г. Юнг // Символическая жизнь. М.: Когито-Центр, 2003. — С. 9−196.
- Ясюкова, Л.А. Фрустрационный тест Розенцвейга. Диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство / Л. А. Ясюкова. -СПб.: Иматон, 2007. 128 с.
- Berrios-Rivera, R. The Pediatric Cancer Hospitalization Experience: Reality Co-constructed / R. Berrios-Rivera, A. Rivero-Vergne, I. Romero // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2008. -N 4. — P. 210−219.
- Bjork, M. Needs of Young Children With Cancer During Their Initial Hospitalization: An Observational Study / M. Bjork, B. Nordstrom, I. Hallstrom // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2006. — N 4. — P. 310−317.
- Butler, R.W. Neurocognitive Effects of Treatment for Childhood Cancer / R.W. Butler, J.K. Haser // Mental Retardation and developmental disabilities research reviews. 2006. -N 12. — P. 184−191.
- Corey, A.L. Social Support and Symptom Distress in Adolescents/Yong Adults With Cancer / A.L. Corey, J.E. Haase, F. Azzouz, P.O. Monahan // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2008. -N 25. — P. 275−284.
- Crisp, P. Allegory and symbol a fundamental opposition? / P. Crisp // Language and Literature. — 2005. — № 14. — P. 323−338.
- Driessnack, M. Draw-and-Tell Conversation With Children About Fear / M. Driessnack // Qualitative Health Research. 2006. — № 16. — P. 1414−1435.
- Gershon, G. Use of Virtual Reality as a Distractor for Painful Procedures in a Patient with Pediatric Cancer- A Case Study / G. Gershon, E. Zimand, R. Lemos, B.O. Rothbaum, L. Hodges // Cyber Psychology and Behavior. 2003. — N 6. — P. 657−661.
- Gibson, F. A Phenomenological Study of Fatigue in Adolescents Receiving Treatment for Cancer / F. Gibson, A.B. Mulhall, A. Richardson, J.L. Edwards, E. Ream,
- B.J. Seplov. // Oncology Nursing Forum.- 2005. N 32 — P. 651−658
- Kazak, A.E. Research Priorities for Family Assessment and Intervention in Pediatric Oncology / A.E. Kazak // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2004. — N 21.-P. 141−149.
- Kettwich, S.C. Needle Phobia and Stress-Reducing Medical Devices in Pediatric and Adult Chemotherapy Patients / S.C. Kettwich, W.L. Sibbitt, J.R. Brandt,
- C.R. Johnson // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2007. — N 24. — P. 20−28.
- Korinthenberg, R. Central Nervous System Prophylaxis With High-Dose Methotrexate Does not Give Rise to Significant Electroencephalographic Changes in
- Children With Acute Lymphoblastic Leukemia / R. Korinthenberg, A. Schneider, Ch. Neimeyer // Journal of Child Neurology. 2002. — N 17. — P. 409−412.
- Labay, L.E. Integrating the Child into Home and Community Following the Completion of Cancer Treatmen / L.E. Labay, S. Mayans, M.B. Harris // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2004. -N 21. — P.165−172.
- LaMontagne, L.L. Parent Coping and Child Distress Behaviors During Invasive Procedures for Childhood Cancer / L.L. LaMontagne, N. Wells, J.T. Hepworth, B.D. Johnson, R. Manes // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 1999. — N 16. — P. 3−12.
- Meredith, J. The revision and preparation of 10-item short form of the spielberger state anxiety index for children / J. Meredith // XTVth European conference on developmental psychology. Vilnius, 2009.
- Mooney-Doyle, K. An Examination of Fatigue in Advance Chilhood Cancer / K. Mooney-Doyle // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2006. — N 4. — P. 305−310.
- Murray, J.S. Understanding Sibling Adaptation to Childhood Cancer / J.S. Murray // Issue in Comprehensive Pediatric Nursing. 2000. -N 23. — P. 39−41.
- Packman, W. Psychosocial Adjustment of Adolescent Siblings of Hematopoietic Stem Cell Transplant Patients / W. Packman, K. Gong, K. VanZutphen, T.
- Shaffer, M. Crittenden // Journal of Pediatric Oncology Nursing. — 2004. — N 21. P. 233−245.
- Postovsky, S. Central Nervous System Involvement in Children with Sarcoma / S. Postovsky, S. Ash, I.N. Ramu, Y. Yaniv, R. Ziazov, B. Futerman, R. Elhasid, A. Ben Barak, A. Halil, M.W. Ben Arush // Oncology. 2003. -N 65. — P. 118−124.
- Shalina, O. Self-attitude and life perspective of oncologically ill children and adolescents in the period of adaptation to the hospital treatment / O. Shalina // XTV European Conference on Developmental Psychology. Vilnius, 2009.
- Suzuki, L.K. Psychological Support for Patients in Pediatric Oncology: the Influences of Parents, School, Peers, and Technology / L.K. Suzuki, P.M. Kato // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2003. — N 20. — P. 159−174.
- Whitsett, S.F. Chemotherapy-Related Fatigue in Childhood Cancer: Correlates, Consequences, and Coping Strategies / S.F. Whitsett, V. Gudmundsdottir, B. Davies, P. McCarthy, D. Friedman // Journal of Pediatric Oncology Nursing. 2008. — N 25.-P. 86−96.
- Woodgate, R.T. The importance of Being There: Perspectives of Social Support by Adolescents With Cancer / R.T. Woodgate // Journal of Pediatric Oncology Nursing. -2006. -N 3. P. 122−134.
- Yeh Chao-Hsing. Adaptation in Children with Cancer: Research with Roy’s Model / Yeh Chao-Hsing // Nursing Science Quarterly. 2001. — N 14. — P. 141−150.
- Результаты первичной и повторной психологической диагностики детей и подростков из экспериментальной группы ЭГ1. ЭГ-15-Катя15 ЛЕГ1. СМАв
- Личностная тревожность учащихся
- Самооценочная тревожность Сырой балл Стен интерпретация1. Диагностика 11. Диагностика 222 238 8 ситуативно повышенная тревожность
- Межличностная тревожность Сырой балл Стенинтерпретация
- Самооценка Дембо-Рубинштейн18 6нормальный адаптивный уровень тревожности21 8ситуативно повышенная тревожность
- Диагностика 1 Диагностика 21. С/О У/П С/О У/П
- Ум выс 90 90 выс низк 50 100 оч. выс
- Красота выс 90 90 выс низк 35 35 низк
- Здоровье выс 100 100 оч. выс выс 100 100 оч. выс
- Счастье выс 100 100 оч. выс выс 80 90 выс
- Везенье выс 80 85 выс средн 65 70 средн
- Смелость выс 90 94 оч. выс выс 70 70 средн
- Расхождение УП/СО 0 слаб 50 сильн0 слаб 0 слаб0 слаб 0 слаб0 слаб 10 умерен5 слаб 5 слаб4 слаб 0 слаб1,5 среднее 10,833 333 среднее
- СЧ) оценивается максимально и неадекватно- защити. р-я, страх «сглазить"1. Линия жизни1. Сейчас Оказаться
- Почему? Балл по рис. НП: прошлое (балл) НП: будущее (балл)1. Интерпретация1. Незаконченные предложения
- Диагностика 1 реально 15/ 18 по рис. 7.07.8 115 по рис. в тот день дернула ногой. а так бы была осторожнее -1−5 111. Сумма 6
- Диагностика 1 Диагностика 23 5