Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в психическом развитии. Так, доля здоровых новорожденных не превышает 30% (JI.O. Бадалян, 1991; В. А Доскин, 1999; JI.B. Кузнецова, 1998; И. И. Пуртов, 1996 и др.). Уровня школьной зрелости к 6-летнему возрасту достигают от 17% до 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей выявлено… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ДИАГНОСТИКЕ
- 1. 1. Становление изобразительной деятельности нормально развивающихся дошкольников
- 1. 2. Особенности изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития
- 1. 3. Современные представления об использовании графического метода (рисуночных тестов) в психологической и клинической диагностике
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКИ
- 2. 1. Методологическая основа исследования
- 2. 2. Общий замысел и организация исследования
- 2. 3. Проведение первого этапа эксперимента: конструирование комплекса рисуночных методик
- 2. 3. 1. Принципы отбора рисуночных методик
- 2. 3. 2. Модификация методик: выбор критериев качественной оценки процесса изображения и результата (рисунка)
2.3.3 Изучение совместной результативности комплекса рисуночных методик (состав испытуемых, экспериментальный материал, процедура обследования, описание хода проведения исследования, качественный анализ результатов)
2.3.4 оценка качественных критериев процесса изображения и рисунка с точки зрения надежности измерительного инструмента
2.3.5 определение состава комплекса рисуночных методик
2.3.6 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК И ВЫБОР СРЕДСТВ ИЗОБРАЖЕНИЯ
2.3.7 создание шкалы количественной оценки рисуночных методик
Список литературы
- Абреу Г. Э. Дифференциальная психологическая диагностика детей с легкой степенью умственной отсталости и детей с нарушениями поведения: Дис.. канд. психол. наук.- М., 1985, — 209 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской, — М., 1982, — 125 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование в 2 тт.- М.: Педагогика, 1982.-Т. 1, 318 е., Т.2, 295 с.
- Бадалян Л.О., Берестов А. И., Двозников А. В. Головные боли у детей и подростков, — М., Рарог, 1991, — 59 с.
- Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок показатели деятельности второй сигнальной системы: Автореф. дис.. канд. биолог, наук, — М., 1979, — 18 с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология,— М.: Наука, 1991, — 475 с.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика.- Киев, Здоровье, 1986, — 179 с.
- Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991, — 206 с.
- Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией.-М.: Медицина, 1974, — 160 с.
- Ю.Будницкая И. И. Соотношение между рассказом и рисунком учащихся младших классов (сравнительное исследование нормальных и умственно отсталых школьников): Дисс.. канд. педагог, наук.- М., 1958, — 19 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике,— Киев.: Наукова думка, 1989, — 197 с.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы развития детей).- М.: Изд-во МГУ, 1990, — 134 с.
- Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития, — М., 1986, — 255 с.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов.-Воронеж, НПО «Модек», 1995, — 638 с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка /Пер. с нем.- М.: :Новая Москва, 1924,556 с.
- Вассерман Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики, — Санкт-Петербург, 1997.-303 с.
- Вачнадзе Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эпилепсией, — Тбилиси, 1975, — 153 с.
- Венгер А.А., Венгер Л. А. Перцептивное обобщение у умственно отсталых дошкольников //Дефектология.- 1973, — N 5, — С. 3−5
- Венгер А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения,— М.: Просвещение, 1972.- 142 с.
- Венгер-Катаева А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности, — М.: Просвещение, 1972.- 156 с.
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста.- Томск.: Пеленг, 1993, — 69 с.
- Венгер Л.А., Агаева Е. Л., Бардина Р. И. Психолог в детском саду,— М.: Интор, 1995.- 64 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение,— М.: Просвещение, 1969.- 364 с.
- Вилянский М.П., Кибрик Б. С., и др. Скрининг в массовых профилактических осмотрах,— М.: Медицина, 1987, — 88 с.
- Выготский Л.С. Собр. сочинений: В 6 тт. /Под ред. В. В. Давыдова.- Т.2.- М.: Педагогика, 1982, — 504 с.
- Выготский Л.С. Собр. сочинений: В 6 тт. /Под ред. В. В. Давыдова, — Т.З.- М.: Педагогика, 1983, — 368 с.
- Выготский Л.С. Собр. сочинений: В 6 тт. /Под ред. В. В. Давыдова.- Т.5.- М.: Педагогика, 1983, — 369 с.
- Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Дисс.. канд. педагог, наук,-М., 1976, — 154 с.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников,— М.: Просвещение, 1985, — 72 с.
- Галкина О.И. Обучение рисованию и развитие изобразительно-графической деятельности детей в I классе //Изв. АПН РСФСР, — 1955, — Вып. 70, — С.208−244
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка,— М.: Изд-во МГУ, 1985, — 45 с.
- Генезис сенсорных способностей /Под ред. JI.A. Венгера, — М.: Педагогика, 1976, — 256 с.
- Гласс Дж., Стэнли Дж., Статистические методы в педагогике и психологии,— М.: Прогресс, 1976, — 494 с.
- Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы,— М.: Педагогика, 1974.- 119 с.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, A.JI. Венгер, К. Н. Политова, Е. Ю. Сушкова, — М.: МО РФ, 1992,
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы: Дисс.. докт. педагог, наук, — М., 1985.-468 с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы,— М.: Наука, 1970, — 272 с.
- Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика,— М.: Знание, 1985, — 80 с.
- Гуревич К.М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика,— М.: Изд-во УРАО, 1997, — 304 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе,— М.: НПО Образование, 1996, — 157 с.
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению, — М., 1993, — 35 с.
- Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации,— Л.: Наука, 1974, — 195 с.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой., В. И. Лубовского., Н. А. Цыпиной, — М.: Педагогика, 1984.-255 с.
- Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой, — М.: РАО, Исслед. Центр семьи и детства, 1997,
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под редакцией Л. А. Венгера., В. В. Холмовской, — М.: Педагогика, 1978, — 248 с.
- Дрейпер Н., Смит Г., Прикладной регрессивный анализ,— М.: Статистика, 1973,288 с.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В. И. Лубовского.-М.: Педагогика, 1985, — 191 с.
- Доскин В.А. Состояние здоровья детей Российской Федерации в современных условиях / сб. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений, — Москва, 1999, — С. 56
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы ее коррекции: Автореф. дис.. канд. психол. наук- М., 1980, — 23 с.
- Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6 лет: Дис.. канд. педагог, наук- М., 1989 -206 с.
- Екжанова Е.А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы.- М., 1997, — 67 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2 тт.- М.: Педагогика, 1986.-Т.1−316 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2 тт.- М.: Педагогика, 1986,-Т.2- 296 с.
- Захаров А.И. Психотерапия у детей и подростков,— Л.: Медицина, 1982, — 214с.58.3ейгарник Б. В. Патопсихология, — М.: Academia, 1999, — 205 с.
- Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как метод психологического исследования детей с аномалиями психического развития /В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии,-М., 1965,-С. 11
- Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как принцип оценки умственного развития детей: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — М., 1968, — 16 с.
- Иванов-Смоленский А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека (в возрастном аспекте).- М.: Медицина, 1971,448 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей,— М.: Учпедгиз, 1961.- 190 с.
- Иирасек Я. Диагностика школьной зрелости: В кн. Диагностика психического развития / Шванцара И и коллектив авторов, — Прага: Авиценум, 1978, — С. 251 264.
- Касаткин Н.И. Условно-рефлекторная деятельность маленького ребенка: В кн. Учение И. П. Павлова в теоретической медицине, — М., 1953, — С.507−531.
- Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих, умственно отсталых): Дисс.. докт. психолог, наук, — М., 1978, — 337 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика, — М., Владос, 1998.-206 с.
- Кендалл М. Методы ранговой корреляции,— М.: Статистика, 1974, — 304 с.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка /Пер. с нем,-М., 1914, — 196 с.
- Клосовкий Б.Н. Основные данные о развитии мозга ребенка / Под ред. Н. М. Щелованова, — М.: Медгиз, 1949, — 63с.
- Клосовский Б.Н., Космарская Е. Н. Деятельное и тормозное состояние мозга,-М.: Медгиз, 1961, — 412 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста,— М.: Медицина, 1979, — 607 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка,-М.: Педагогика, 1973.- 144 с.
- Кольцова М.М. Сигнальные системы и их взаимодействие у детей.- Л.: Наука, 1980.-364 с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить,— М.: Советская Россия, 1979.- 191 с.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников,— М.: Просвещение, 1970, — 152 с.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке (пособие для воспитателей детского сада).- М.: Просвещение, 1985, — 83 с.
- Корнев А.Н. Экспериментально-психологический анализ недостатков изобразительной деятельности у детей, страдающих дизлексией, и детей с ЗПР //Дефектология, — 1983.-N 4.-С. 10−15.
- Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — М., 1980, — 23 с.
- Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельноть ребенка,— М.: Медгиз, 1958 -319 с.
- Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — М., 1986, — 16 с.
- Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных классах специальной школы): Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 1980, — 15с.
- Курбатова Н.И. Работа по изобразительному искусству во вспомогательной школе /Учебно-воспитательная работа в специальных школах, — 1950, — вып.2,-С.16
- Кярнер Э.Г. Обучение учащихся младших классов вспомогательной школы тематическому рисованию: Автореф. дис.. канд. педагог, наук, — М., 1988, — 15с.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей,— М.: Просвещение, 1965,207 с.
- Лангмаейр Й., Матейчик 3. Психическая депривация в дошкольном возрасте.-Прага, авиценум, 1984, — 412 с.
- Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития.-Журн. Невропатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова, — 1980, — № 3, — С. 407−412
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- 284 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 тт. / Под ред. В. В. Давыдова и др.- М.: Педагогика, 1983, — Т. 1, — 380 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 тт. / Под ред. В. В. Давыдова и др.- М.: Педагогика, 1983, — Т.2.- 317 с.
- Либин А.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках.- Метод. Руководство, — М., 1994, — 105 с.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков,— Л.: Медицина, 1983.-255 с.
- Лови О.В., В.И. Белопольский. Руководство по использованию зрительно-моторного гештальт теста Бендер, — М.: «Фолиум» «Когито», 1996, — 40 с.
- Лозовой А.Н. Изучение изобразительной деятельности детей в целях дифференциальной диагностики степеней умственной отсталости: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — Л., 1978, — 23 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся / Под ред. Б. Г. Ананьева, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, — 270 с.
- Лонгинова С. В Исследование мышления больных шизофренией методом «пиктограмм»: В кн. Тез. докл. конф. «Проблемы патопсихологии», — М., 1972,-С.54−74
- Лубовский В.И., Яссман Л. В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития // Проблемы психологической диагностики: Теория и практика.-Таллин, 1977, — 77 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).- М.: Педагогика, 1978, — 223 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей,— М.: Педагогика, 1989, — 102 с.
- Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии, 1996, N6,-С. 118−124
- Лубовский В.И. Дифференциальная психодиагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы. //Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Матер. Конфер, — М., 1998, — С.9−17.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти,— М.: Педагогика, 1976, — 192 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998, — 416 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения.-М, 1993−30 с.
- Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности, — В сб.: Здоровье, развитие, личность, — М.: Медицина, 1990, — С. 280 290
- Люблинская А.А. Детская психология,— М.: Просвещение, 1971, — 415 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейро-психологическая диагностика, — М., 1993, — 198 с.
- Математические методы в социальных науках / Под ред. П. Лазарсфельда и Н.Генри.- М.: Прогресс, 1973, — 252 с.
- Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. Ф. Мачихиной, — М-во просвещ. СССР, НИИ дефектологии, — М., 1980, — 71 с.
- Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей, — М., 1975, — 197 с.
- Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей: Метод, пособие,-М., 1981.-77 с.
- Могендович M.P., Бельтюков В. И. Кинезофшшя как фактор развития человека. 10-ая научи, конф. по возраста, морфол., физиол., и биохимии. Тез. Докл., 2. М.-С.10
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей,— М.: Просвещение, 1969, — 280 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979 -№ 2, — 46 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта,— М.: Педагогика, 1981, — 239 с.
- Мухина B.C. Детская психология / под ред. Л. А. Венгера, — М.: Просвещение, 1985.-272 с.
- Наем Дж. Психология и психиатрия в США, — М., 1984, — 305 с.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы,— М.: Просвещение, 1966, — 383 с.
- Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет,— М.: Педагогика, 1983, — 113 с.
- Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей,-М.: МГПИ, 1978.-61 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы, — М., Тривола, 1995.- 357 с.
- Обухова Л.Ф., Борисова В. А. К вопросу о соотношении речи и рисунка в дошкольном возрасте /Журн. Школа здоровья, N2, 1996.-С.61−66
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, — М., 1988.123. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера, — М., 1973, — 56 с.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены, — М., Изд-во Академии Пед. наук РСФСР, 1959,-486 с.
- Певзнер М.С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности,— М.: Педагогика, 1982,104 с.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.-М.: Просвещение, 1968, — 160 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с англ. и фр, — М., 1994.680 с.
- Пиаже Ж. Теория Пиаже / В кн.: История зарубежной психологии, 30-е 60-е годы XX века / Под ред. П. Я. Гальперина, — М.: Изд-во МГУ, 1986.-344 с.
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, — 318 с.
- Платонов К.К. Психология,— М.: Высшая школа, 1977, — 247 с.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника,— М.: Педагогика, 1977, — 271 с.
- Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития.- Краснодар, Ун-т «МЭГУ-Краснодар», 1997, — 55 с.
- Полуянов Ю.А. Методы изучения изобразительного творчества детей- М., 1981 -С.68−73
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко, — М.: Педагогика, 1987, — 190 с.
- Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития / Матер, конфер,-М., 1998, — 181 с.
- Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников: метод, рекоменд. разраб. И. А. Коробейниковым /Под рук. В.И. Лубовского/.- М., 1982, — 33 с.
- Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология, — 1980,-№ 3, — С. 10−18.
- Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, — М.: Просвещение, 1966, — 302 с.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой, — М.: Педагогика, 1985, — 200 с.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике, — М., Дидакт, 1992, — 255 с.
- Россолимо Г. И. План исследования детской души.- М., 1922, — 53 с.
- Ростягайлова Л.И. Психологическая характеристика детей с компенсированными формами гидроцефалии: Дис.. канд. психол. наук, — М., 1978, — 159 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Санкт-Петербург., Питер, 1999.-705с
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования,— М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958, — 147 с.
- Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии, — М.: Наука, 1997, — 463 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии— М.: Апрель-пресс, 1999.-414 с.
- Рубинштейн С .Я. Психология умственно отсталого школьника,— М.: Апрель-пресс, 1999, — 414 с.
- Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение.- М., Л., 1926, — 87 с.
- Сазонтьев Б.А. К вопросу о развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — М., 1952, — 16 с.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду,— М.: Просвещение, 1982, — 208 с.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве,— М.: Просвещение, 1965 -214 с.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак.- Тула., Приок. кн. изд-во, 1993.- 262 с.
- Семаго М.М., Семаго Н. Я. Интегративный подход к психологической диагностике отклоняющегося развития //Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Матер. Конфер, — М., 1998.- С. 1935.
- Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 1978, — 22 с.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития,— М.: Педагогика, 1990, — 94 с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности,— М.: Изд-во МГУ, 1980, — 174 с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей,— М.: Просвещение, 1966, — 224 с.
- Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности,— М.: Изд-во МГУ, 1980.-133с
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов,— М.: Изд-во МГУ, 1988,198 с.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста,— М.: Academia, 1996, — 93 с.
- Стребелева Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у умственно отсталых дошколлышков: Дис.. докт. педагог. наук.-М, 1992.-306с.
- Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2−3 лет).- М., Петит, 1994.- 29 с.
- Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А и др., Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста.- М., Полиграф сервис, 1998, — 225 с.
- Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей / Сб. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений, — Москва, 1999, — С. 132
- Татенко Н.А. Психологические особенности готовности к школе детей шестилетнего возраста с отклонениями в эмоционально-волевой сфере: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — Киев, 1985, — 22 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 тт.- Т.2.- М.: Педагогика, 1985, — 328 с.
- Терехова Т.В. Изучение состояния работоспособности у детей дошкольного возраста / В кн.: Тез. докл. конф. «Экспериментальные исследования в патопсихологии», — М., 1976,-С. 15
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте, — М., 1986, — 256 с.
- Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе //Вопросы психологии.- 1983, — № 4, — С. 62−69.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития,— М.: Педагогика, 1990, — 180 с.
- Фейгина И.А. Совершенство изображения формы в рисунках детей дошкольного возраста с различными психическими заболеваниями // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, — 1987, — Т.87, — Вып. 10, — С.1535−1539
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М.: Учпедгиз, 1956, — 160 с.
- Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития, — М.: Просвещение, 1964, — 402 с.
- Херсонский Б.Г. Клиническое значение «пустой символики» в «пиктограмме» // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова -1979,-№ 12,-С. 1743−1747
- Херсонский Б.Г. «Пиктограмма» как метод изучения личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях: Метод, рекоменд, — Л., 1984, — 64 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка,— М.: Педагогика, 1989, — 154 с.
- Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка / Под ред. Е. Б. Сологуб, — JL: Наука, 1978.- 127 с.
- Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы.- СПб.: «Стройлеспечать», 1996, — 64 с.
- Цветкова JI.C. Мозг и интеллект,— М.: Просвещение, 1995, — 301 с.
- Цыпина Н.А., Кондрашин В. И., Марковская И. Ф. О готовности старших дошкольников к обучению в школе //Материалы международной научно-практической конференции памяти К. С. Лебединской, — М., 1995, — С. 57−59
- Шаумаров Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе анализа стандартизованной методики: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — М., 1980, — 23 с.
- Шашкова И.А. Возрастная динамика психического здоровья дошкольников и факторы, ее определяющие: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1983, — 22 с.
- Шванцара Й. и коллектив. Диагностика психического развития Прага: Авиценум, 1978.- 387 с.
- Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике: Метод, рекоменд, — Ростов-на-Дону, 1993, — 85 с.
- Шестаков В. П. Проблемы восприятия в теориях эстетического воспитания США и Англии. /В кн.: Эстетическое воспитание за рубежом, — М., 1969, — 158 с.
- Шуберт A.M. Изучение личности ребенка по его рисунку. /В кн.: Психология и профилактика детского возраста, — М., 1929, — С. 166−228.
- Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации. Метод, рекоменд. /Л.Н. Поперечная, И. А. Коробейников, С. Я. Рубинштейн, В.П. Зухарь/.- Москва, 1978,
- Эльконин Д.Б. Детская психология,— М.: Просвещение, I960, — 328 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах, — Москва-Воронеж, НПО МОДЭК, 1997, — 414 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989, — 554 с.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии,— М.: Политиздат, 1974, — 447с.
- Benton A.L. Minimal brain disfunOtion from a neuropsychological potnt of view. ann.N.J. acad. Sci.- 1973, — N 205, — P.29−37.
- Buck J. House-tree-person drawing technigue // contribution toward Medical Psyychology. N.Y., 1953.
- Cowgill M.L., Friendland S., Shapiro R. Predicting learning disabilities from kindergarten report. J. Of Learning Disabilities.- 1973, — V., N 9, — P. 50−55.
- Ebel R.L. Mecsuring Educational achievement. Englwood. cliffs, N.J., 1965, p. 326−330.
- Eng H. The psyhology of children’s drawings.- London: Routledge & Kegan, 1954.-223p.
- Gesell A., et al. The First Five Years of Life. N.Y., 1940.
- Gesell A., Amatruda C.S. Developmental Diagnosis. N.Y., 1947.
- Gibson J.J. The Ecological approach to visual perception.- Boston etc.: Houghton Mifflin со., 1979, — 332.
- Goodenough F. Measurement of Intelligence by Drawing.-N.Y., Chicago: World Book Co., Cop. 1926,-230 p.
- Harris D.B. Children’s drawings as measures of intellectual Maturity. -N.Y.:Harcourt, 1963, — 230 p.
- Kellog R, Analising children’s art. Polo art. (Clif.), 1969, 1970.
- Kephart N.C. The slow learner in the classroom.- Columbus, 1971.- 347 p.
- Krotzsch W., Rhytmus und Form in den frein Kinder zeichnungetv.- Leipzig, 1917, — 133 s.
- Lindzey G. Handbook of Social Psychology (I, II). Cambridge, Mass., Addison Wesley, 1954.
- Lowenfeld V. Creative and Mental Growth. 3-rd ed. N.Y., 1957.
- Luguet G. Le dessin enfantin, Paris, Alan, 1927, 260 p.
- Read H. The Innocent Eye. N.Y., 1947.
- Read H. The Third Realm of Education // Creative arts in amer. Cambridge, 1960.
- Read H. Art and Psychoanalysis // Yearbook of Psychoanalysis. 1951. Vol. VIII. № 9.
- Rosenzweig S., The picture-assotiation method and its application in a study of reactions to frustration. -J. Of Personality, 1945, № 13, p.3.
- Suhrweier H. Methoden der Schulerbeobachtung. Zeichnungen // Die Sonderschule.- 1966,-N 2. S. 105−109.
- Torrance E.P. Guiding creative Talent. Englewood Cliffs, N.J., 1962.
- Torrance E.P. Education and the creative Potentional. Minneapolis, 1963.
- Torrance E.P. Rewarding creative Behavior. Englewood Cliffs, N.J., 1965.
- Tarnopol L. Learning disoders in children.- Boston, 1971, — 378 p.
- Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for children. N.Y., Psychol. Corp., 1963.
- William F., Black P. Achievement test perfomance of high and low perceiving learning disabled children.- J. Of Learning Disabil., 1974, v. 7, N 3, p. 178−182/