Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование профессиональной направленности студентов колледжа на психолого-педагогическую деятельность

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешность реализации этого подхода основывается на достаточно профессиональной основе. Профессионализм новой категории специалистов предстаёт как феномен, обусловленный действием общих, особенных и единичных закономерностей проявления целенаправленной творческой активности психолога в конкретной сфере труда — образовательной, управленческой, производственной, коммерческой и т. п. Теоретическое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности
    • 1. 1. Анализ профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности
    • 1. 3. Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости)
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Место профессионально важных качеств в структуре профессиональной направленности личности
    • 2. 1. Взаимосвязь ценностно-смысловых и индивидуально-психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности
    • 2. 2. Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств педагога-психолога
    • 2. 3. Педагогическая направленность и профессионально важные качества педагога-психолога
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Ход и результаты опытно — экспериментальной работы
    • 3. 1. Методы и ход исследования
    • 3. 2. Результаты исследования и их обсуждение
  • Выводы по третьей главе
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложения

Исследование профессиональной направленности студентов колледжа на психолого-педагогическую деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно — смыслового единства у будущих специалистов.

В обществе профессия практического психолога справедливо считается одной из наиболее сложных. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в подлинном смысле этого слова. Проблема эффективной профессионализации специалистов данной сферы волнует как практических психологов, так и тех, кто доверяется им и ожидает квалифицированной помощи. Этот вопрос требует комплексного научно обоснованного теоретико-методологического и практического решения.

Успешность реализации этого подхода основывается на достаточно профессиональной основе. Профессионализм новой категории специалистов предстаёт как феномен, обусловленный действием общих, особенных и единичных закономерностей проявления целенаправленной творческой активности психолога в конкретной сфере труда — образовательной, управленческой, производственной, коммерческой и т. п.

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда выбор направления профессионального развития уже совершен, на этапе обучения в колледже.

Поскольку одним из основных направлений деятельности педагогических учебных заведений является подготовка педагого — психологических кадров, целью настоящей работы явилось исследование профессиональной направленности личности студентов на профессию педагога — психолога.

Объект исследования: процесс профессиональной направленности студентов.

Предмет исследования: ценностно-смысловые компоненты профессиональной направленности будущих специалистов.

Гипотеза исследования: предполагаем, что профессиональная направленность на профессию педагога — психолога имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора направленную на практическую и исследовательскую деятельность.

Задачи исследования:

1. Выявление профессионально важных качеств педагогов — психологов для практической и исследовательской деятельности (теоретический анализ).

2. Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов колледжа, определяющие профессионально важные качества педагогов — психологов на практическую и исследовательскую деятельность.

3. Выявление взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной направленности у студентов.

Теоретическое значение и новизна исследования: обусловлена тем, что в современной литературе в недостаточной мере описаны те качества личности, которыми должны обладать будущий или уже работающий педагог — психолог, и не исследованы те качества, которые обеспечивают предрасположенность к данной направленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974. — 243 с.
  2. Г. В. Социальная психология образования. Самара1998 — 200с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.Т. 1. — 230с.
  4. . Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.
  5. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 380с.
  6. . Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
  7. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. — Казань, 1988. — 236 с.
  8. Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. — Т. 5. — № 3. — с.36 — 42.
  9. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. исследование. — М., 1968. — 464 с.
  10. Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. — Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. — с. 45 — 53.
  11. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1986. — 206 с.
  12. С. Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20−30е годы ХХ века)./ Под ред. Зинченко В. П. и др. — М., 1983. — 358 с.
  13. Жо. Что такое психология. — В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. — М., 1992. — 376 с.
  14. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин — т философии. — Киев, 1986. — 142 с.
  15. К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272 с.
  16. А. И., Шмелев А. Г.// Вестник МГУ, серия «Психология», 1987, № 4. — с. 14 — 17.
  17. Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. — с. 46 — 48.
  18. Д. П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 1974. — 238 с.
  19. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. — Грозный, 1980. С. 5−13.
  20. Е. А. Психология профессионального самоопределения М., 1997. — 320 с.
  21. Е. А. Психология профессионала. — М., 1996. — 400 с.
  22. А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1970. — 391 с.
  23. А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л., 1957−1960. — 264 с.
  24. В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. — М., 1988. — 191 с.
  25. Компьютрный психологический опросник 17ЛФ-4, руководство для пользователя.// - М., МИП «Гуманитарные технологии», 1991.
  26. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. — М., 1976. — 175 с.
  27. А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска// Вопросы психологии. — 1982, № 3. — с. 133 — 136.
  28. И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии// Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. коллегия: В. Б. Успенский (отв. ред.) и др.]. — Ярославль, 1976. — 84 с.
  29. Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — с. 20 — 27.
  30. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. — 183 с.
  31. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — 32 с.
  32. .В. Основы профессиональной психодиагностики. — М., 1984. — 215 с
  33. З.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях реформ высшей технической школы. — авт. канд. Казань 1997. — 16.
  34. В. Л. Искусство быть другим. — М., 1980.- 207 с.
  35. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. — 304 с.
  36. Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. — 173 с.
  37. А.К. Психология труда учителя. — М., 1993. — 190 с.
  38. В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. — М., 1985. — 319 с.
  39. Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994. — 215 с.
  40. В. М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Самара, 1995 — 116с.
  41. З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладов к 7 съезду общества психологов СССР. — М., 1989.
  42. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.- С. 124−128.
  43. Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973. — 87 с.
  44. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. — 659 с.
  45. К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. — 254 с.
  46. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г. С. Никифорова. — С.-Петербург, 1991. — 152 с.
  47. К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. — 1965. — № 6. — С. 126−135.
  48. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л., 1990.-256 с.
  49. С. Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. дис. Л., 1986. — 36 с.
  50. А. Т. Формирование профессиональной пригодности. — М., 1984. — 176 с.
  51. П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. — 136 с.
  52. Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. ред. А. А. Бодалев. Л., 1974. — 246 с.
  53. А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. — Иркутск, 1996. — 25 с.
  54. М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. — М., 1975. — 198 с.
  55. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В. И. Дорогайченко. — М., 1974. — 231 с.
  56. В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — 366 с.
  57. Л. Н. Социализация учителя. — Кузбассвузиздат, 1995. — 128 с.
  58. В.Н. Педагогическая импровизация// Советская педагогика. — 1989, № 9. — с. 54 — 60.
  59. Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. — М., 1986. — 392 с.
  60. Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. Научной тр./ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [Редкол.: Е. П. Ильин (отв. ред.) и др.]. — Л., 1981. — 163 с.
  61. Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. — Л., 1977. — 197 с.
  62. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М., 1981. — 95 с.
  63. В. Д. Деятельность и способности. — М., 1994. — 320 с.
  64. В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. — М., 1982. — 185 с.
  65. Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи/ Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л., 1976.- 62 с.
  66. А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшеге педагогического образования. — Л., 1968. — 120 с.
  67. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994. — С. 169−175.
  68. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе.// Вопр. психол. — 1995. — № 4. — С. 50−56.
Заполнить форму текущей работой