Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй главе «Риск аддиктивного поведения в подростковом возрасте» раскрыто понятие аддиктивного поведения, в отличие от зависимого, дается конструктивное определение понятия независимого поведения как «свободы для», анализируется риск аддиктивного поведения и проводится его классификация по степени «близости» к формированию зависимости. На основании проведенного в первой главе теоретического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. Психологическое содержание подросткового возраста
    • 1. 2. «Проба» как условие развития в подростковом возрасте
    • 1. 3. Условия формирования аддикта
  • ГЛАВА 2. РИСК АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    • 2. 1. Степени риска формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте
    • 2. 2. Факторы, позволяющие определять степени риска аддиктивного поведения
  • ГЛАВА 3. ДИНАМИКА СТЕПЕНЕЙ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ
    • 3. 1. Метод исследования риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте
    • 3. 2. Анализ динамики степеней риска аддиктивного поведения с учетом половых различий

Динамика риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время проблема аддиктивного поведения является одной из самых насущных, по данным официальной статистики правоохранительных органов и органов здравоохранения, она носит негативно прогрессирующий характер. Усугубляется проблема тем, что такое поведение относится к варианту тайного, и до определенного момента окружающие могут ничего не знать о потенциальных пристрастиях и формировании аддиктивного поведения подростка. На наш взгляд, необходимо особое внимание уделить именно этому периоду, вмешательство в который еще может предотвратить развитие зависимости.

Специалистами в данной области, наркологами, социальными работниками, педагогами, психологами первостепенное значение придается программам профилактики, которые ориентированы на развитие личности, не подверженной зависимостям, а значит, обладающей сформированной ценностью свободы — самостоятельной, ответственной и инициативной.

Осознанное, правомерное и эффективное включение профилактических мероприятий в процесс образования и воспитания возможно только с учетом специфического содержания подростковых проб, от которого зависит динамика риска аддиктивного поведения.

Решение обозначенной проблемы связано с необходимостью построения образовательного пространства, которое адекватно задачам возраста, ориентированного на развитие личностного ресурса ребенка, а значит, защищающего от аддиктивных проб. В этой связи актуализируется психологическая проблема выявления факторов, оказывающих влияние на динамику риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

Исследование проблемы «притягивает» пристальное внимание ученых различных направлений — психологов, педагогов, социологов, наркологов, что свидетельствует о высокой степени ее актуальности. Значительный вклад в исследование закономерностей формирования зависимого поведения подростка в целом (в частности, наркозависимости) внесли отечественные (С.А. Беличева, С. В Березин, H.JI. Бочкарева, А. В. Гоголева, Т. А. Донских, E.JI. Григоренко, Е. В. Змановская, М. С. Иванов, Ц. П. Короленко, Т. В. Корнилова, Н. А. Круглова, Л. Г. Леонова, С. Р. Петросян, С. Д. Смирнова, Н. А. Сирота, В.М. Ялтонский) и зарубежные (А. Бродски, С. Пил, Э. Фромм, Д. Холмс, Э. Эриксон и др.) ученые.

Исследования подросткового возраста личности психологами и педагогами последних десятилетий (Л.И. Божович, Р. Г. Гуровой, Я. Л. Коломинского, Н. С. Лейтеса, А. Н. Лутошкина, Т. Н. Мальковской,.

A.В. Мудрика, А. В. Петровского, И. С. Полонского, Л. И. Рувинского,.

B.А. Сухомлинского, Л. И. Уманского, П. М. Якобсона, М.М. Ященко) посвящены проблемам формирования мировоззрения, навыков коллективной жизни, социальной активности, эмоций. Работы, связанные с изучением формирования наркозависимости, сводятся к описанию симптомов заболевания, индивидуальных и социальных последствий употребления наркотиков, стратегий совладания, навыков противостояния аддиктогенному влиянию, описанию возможных профилактических программ (Я.П. Гирич, А. В. Голева, А. Данилина, И. Данилина, Е. Иванова, Е. В. Змановская, Г. П. Казакова, Ц. П. Короленко, Т. А. Донских, Н. А. Круглова, Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева и др.).

Однако, на наш взгляд, не получил достаточного изучения период подросткового экпериментирования с аддиктивными пробами, которые разворачиваются по логике нормального возрастного развития и имеют свою специфическую динамику, отличную от характеристики зависимых форм поведения. Поэтому возникает необходимость исследования факторов риска, которые позволят обнаружить первые пробы и формирование аддиктивного поведения до момента, когда оно становится заметно окружающим, выявить степени риска и их динамику.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы обусловлена противоречиями:

— между требованиями современного общества к организации безопасной, с точки зрения рисков развития образовательной среды, и реальной тенденцией к увеличению аддиктизации подростков;

— между необходимостью организации профилактических мероприятий, с учетом специфики аддиктивных проб в подростковом возрасте в рамках нормы, и отсутствием возможности мониторинга динамики риска аддиктивного поведения на протяжении исследуемого периода.

Актуальность и практическая значимость проблемы, ее недостаточная теоретическая и методологическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Динамика риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте».

Цель исследования: определить динамику степеней риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

Объектом исследования является поведение подростков в возрасте от 13 до 16 лет.

Предмет исследования: динамика риска аддиктивного поведения у подростков 13−16 лет, учащихся восьмых-одиннадцатых классов.

В основу исследования легла основная гипотеза: Учитывая и систематизируя факторы риска аддиктивного поведения подростка, можно определить степени риска аддиктивного поведения и их динамику в исследуемом возрастном периоде на примере наркотической аддикции.

Частные гипотезы:

1) определяющими степень риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте являются следующие факторы риска: «субъективные представления подростков о возможности осуществить пробы в рамках асоциального и просоциального пространства», «интерес к объекту аддикции» и «модальность социальных установок», которые измеримы;

2) измерение выделенных факторов в рамках устойчивых подростковых групп (классов, параллелей) позволяет исследовать динамику риска аддиктивного поведения.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения перечисленных далее задач.

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

2. Разработать классификацию степеней риска формирования аддиктивного поведения.

3. Выделить факторы, позволяющие определить степень риска аддиктивного поведения у подростков 13−16 лет.

4. Разработать инструмент для мониторинга риска аддиктивного поведения в фиксированных подростковых группах.

5. Провести анализ изменений степеней риска аддиктивного поведения с учетом специфики половых различий на протяжении исследуемого периода.

Методы исследования: фокусированное групповое интервьюопросник «Риск аддиктивного поведения подростков" — метод «Анализ статистически значимых различий».

Экспериментальная база. В исследование включено 625 подростков в возрасте от 13 до 16 лет (мальчиков — 289- девочек — 336), учащиеся восьмыходиннадцатых классов школ г. Красноярска.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2006 гг. в три этапа.

На первом этапе (2002;2003 гг.) проводился анализ литературы по исследуемой проблеме с целью получения информации о формировании аддиктивного поведения в подростковом возрастеформулировалась проблема исследования, обосновывались его цель, задачи, рабочая гипотезаразрабатывалась теоретико-методологическая основа исследования.

На втором этапе (2004;2005 гг.) была разработана классификация степеней риска формирования аддиктивного поведения, выделены факторы, позволяющие определить степени риска аддиктивного поведения подростков 13−16 лет, адаптирован к современной ситуации поставленным задачам опросник для исследования риска аддиктивного поведения подростков.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) было проведено эмпирическое исследование динамики степеней риска, обобщены, систематизированы и проанализированы полученные результаты исследования, сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены адекватностью используемых методов поставленным целям и задачам исследования, учетом статистически значимых различий между изучаемыми параметрами.

Практическая значимость. Предложенная нами классификация степеней риска формирования аддикции подростков 13−16 лет (восьмые-одиннадцатые классы) и опросник для исследования их динамики в указанном возрасте вошли в городскую и краевую программу профилактики аддиктивного поведения, а также в совместный проект Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск) и Британского совета (г. Дадли, Англия) по профилактике аддиктивного поведения.

Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области педагогики, психологии, наркологии, а также служить базой для проведения дальнейших психолого-педагогических исследований в сфере образования, направленных на проектирование безопасного образовательного пространства.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработана новая классификация степеней риска формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте (13−16 лет), усовершенствован опросник «Риск аддиктивного поведения подростков» (РАПП), а также показана специфика динамики степеней риска с учетом специфики половых различий.

Теоретическая новизна. Впервые проблема подросткового аддиктивного экспериментирования рассмотрена с точки зрения психологии развития и возрастной психологии.

Апробация и внедрение. Результаты диссертационного исследования обсуждались на ежегодных Всероссийских научно-практических конференциях.

Педагогика развития" (Красноярск, 2002;2005 гг.), на отчетной конференции Британского совета по профилактике наркозависимости в подростковом возрасте (Красноярск, 2005), на большом социальном форуме (Красноярск, 2006), на научных семинарах Института психологии и педагогики СО РАО (Красноярск), заседаниях кафедры психологии развития психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Степени риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте располагаются в следующем порядке по степени близости к зависимости:

— «нулевая» — отсутствие риска формирования аддиктивного поведения;

— «первая степень» — наличие потенциальных факторов риска;

— «вторая степень» — наличие единичных аддиктивных проб;

— «третья степень» — формирование непосредственно аддиктивного поведения.

2. В качестве факторов, позволяющих определить степень риска аддиктивного поведения у подростков 13−16 лет (восьмые — одиннадцатые классы), выделены следующие:

— «субъективные представления подростков о возможности осуществить пробы в рамках асоциального и просоциального пространства»;

— «интерес к объекту аддикции»;

— «модальность социальных установок».

3. В результате сравнительного анализа динамики риска аддиктивного поведения в условиях школы, с учетом половых различий выявлено, что для женской группы характерно начало наркотических проб в возрасте 15 лет (десятый класс) и достижение к школьному финишу максимальной степени риска. Для мужской группы характерно более раннее начало наркотических проб 14 лет (девятый класс), достижение максимальной степени риска к возрасту 14−15 лет (девятый, десятый класс) и понижение риска к окончанию школы.

В главе «Аддиктивнос поведение в подростковом возрасте» сделан обзор зарубежных и отечественных исследований по изучению различных форм аддиктивного поведения подростков, преимущественно наркотической аддикции. Обращено внимание на работы в области изучения подростковых проб. С точки зрения психологии развития рассмотрено возможное содержание обозначенных проб и его значение для развития подростка или формирования аддиктивного поведения.

Во второй главе «Риск аддиктивного поведения в подростковом возрасте» раскрыто понятие аддиктивного поведения, в отличие от зависимого, дается конструктивное определение понятия независимого поведения как «свободы для», анализируется риск аддиктивного поведения и проводится его классификация по степени «близости» к формированию зависимости. На основании проведенного в первой главе теоретического анализа работ, посвященных исследуемой проблеме, выделены факторы риска, позволяющие определить степень риска формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Описаны результаты фокусированных групповых интервью, с помощью которых была исследована представленность выделенных факторов в опыте подростков, что позволило внести изменения и дополнения в опросник для исследования риска аддиктивного поведения подростков.

В третьей главе «Динамика степеней риска формирования аддиктивного поведения подростков с учетом половых различий» описан диагностический инструмент «Риск аддиктивного поведения подростков» с учетом внесенных в него изменений. Представлены результаты исследования динамики степеней риска в возрасте 13−16 лет (с восьмого по одиннадцатый классы) с учетом половых различий.

Представленный в данной главе анализ полученных эмпирических данных подтверждает выдвинутую автором в начале исследования гипотезу и значительно расширяет представления современной психологии развития и возрастной психологии о периоде подросткового экспериментирования с аддиктивными пробами до начала формирования зависимости. Анализ позволил выделить степени риска аддиктивного поведения и проследить их динамику на протяжении исследуемого периода развития подростка.

В заключении в обобщенном виде представлены выводы, сформулированы основные результаты работы. Констатируется, что результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и дают положительное решение всех задач исследования.

Текст диссертации иллюстрирован 22 таблицами и 18 рисунками, включает в себя 5 приложений.

Выводы по главе.

Исследование динамики риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте получены следующие результаты.

Для мальчиков-подростков образовательное пространство носит провоцирующий характер относительно аддиктивных проб (значительное увеличивается количество проб «из любопытства», что говорит о недостаточности среды по отношению к возрасту) в средней школе. К десятому классу оно, напротив, приобретает характеристики избыточности по отношению к мальчикам-подросткам, по всей видимости, провоцируя реализацию защитных механизмов в ответ на собственный дефицит. К одиннадцатым классам данная ситуация преодолевается за счет образовательного эффекта, путем наращивания внутреннего ресурса подростков, что позволяет осуществлять реализацию себя в рамках просоциалыюго пространства и сводит к нулю аддиктивное поведение, т. е. образовательное пространство старшей школы носит характеристики профилактирующего относительно риска формирования аддиктивного поведения для мальчиков-подростков.

В целом динамика риска среди девочек-подростков выглядит следующим образом. От восьмого к одиннадцатому классу постепенно снижается процент респондентов с нулевой степенью риска и группы потенциально рискующих. В основном за счет перераспределения данной группы значительно увеличивается процент осуществивших пробу наркотика, скорее из любопытства, девочек к девятому классу и продолжает увеличиваться в десятом классе. К одиннадцатому классу значительно вырастает процент осуществивших пробу с риском перехода к аддиктивному поведению за счет перераспределения группы осуществивших пробу наркотика наряду с просоциальными пробами. Таким образом, образовательная среда приобретает характеристики дефицитарности по отношению к девочкам подросткам к девятому классу, а к одиннадцатому классу для части девушек образовательная среда становится избыточной.

Проведенный анализ динамики степеней риска аддиктивного поведения на протяжении исследуемого периода с учетом половых различий показал, что в целом динамика степеней риска имеет гетерохронпые характеристики и полоспецифична. В результате сравнительного анализа динамики риска аддиктивного поведения в условиях школы, с учетом половых различий выявлено, что для женской группы характерно начало наркотических проб в возрасте 15 лет (десятый класс) и достижение к школьному финишу максимальной степени риска. Для мужской группы характерно более раннее начало наркотических проб 14 лет (девятый класс), достижение максимальной степени риска к возрасту 14−15 лет (девятый, десятый класс) и понижение риска к окончанию школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования получены новые сведения, которые в определенной мере восполняют недостающие в возрастной психологии и психологии развития представления об устройстве периода подросткового экспериментирования с аддиктивными пробами до формирования зависимости.

В диссертационной работе на основании проведенного теоретико-методологического анализа исследований формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте обоснована актуальность и выявлены теоретические и методологические предпосылки исследования динамики аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

На основании проведенного анализа разработана классификация степеней риска формирования аддиктивного поведения подростков 13−16 лет (восьмойодиннадцатый классы), на примере наркотической аддикции. Нами было выделено четыре основных степени риска:

— «нулевая» — отсутствие риска формирования аддиктивного поведения;

— «первая степень» — наличие потенциальных факторов риска;

— «вторая степень» — наличие единичных аддиктивных проб;

— «третья степень риска» — формирование непосредственно аддиктивного поведения.

Поскольку наличие пробы само по себе, безусловно, повышает степень риска формирования аддиктивного поведения, но не является условием, обязательно приводящим к зависимости, возможны переходы от одной степени риска к другой как в сторону повышения риска, так и в сторону его понижения.

В результате проведенных исследований факторы, позволяющие определить степень риска, были представлены в опроснике «Риск аддиктивного поведения подростков» (РАПП) в виде одноименных шкал:

— «субъективные представления подростка о возможных пространствах проб»;

— «интерес к наркотикам»;

— «социальные установки».

Определенные нами факторы позволили расширить выделенные степени риска, обозначив возможные переходы между ними.

В результате сравнительного анализа динамики риска аддиктивного поведения в условиях школы, с учетом половых различий выявлено, что для женской группы характерно начало наркотических проб в возрасте 15 лет (десятый класс) и достижение к школьному финишу максимальной степени риска. Для мужской группы характерно более раннее начало наркотических проб 14 лет (девятый класс), достижение максимальной степени риска к возрасту 14−15 лет (девятый, десятый класс) и понижение риска к окончанию школы.

Диссертация не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием аддиктивного поведения в подростковом возрасте, и открывает объективное поле дальнейших исследований по проектированию образовательного пространства как профилактирующего аддиктивное поведение среди подростков с учетом полученных в исследовании данных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Легальные и нелегальные наркотики. 2 части. Российско-германское учебное пособие. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков: Текст. / В. А. Ананьев. — СПб, 1998.
  2. , Э.А. Наркомании и токсикомании Текст. / Э. А. Бабаян. М: Просвещение. 1988. — 94 с.
  3. , Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования: учеб. пособие Текст./ II.H. Богомолова, Т. В. Фоломеева. М.: Магистр, 1997. — 80 с.
  4. , Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович //Вопросы психологии. 1976. -№ 6.-С. 36−41.
  5. , Л.С. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. С. Божович. М.: Педагогика, 1968. — 212 с
  6. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович //Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 28−42.
  7. , Л.В. Исследование уровня притязаний: учеб. пособиеТекст./ Л. В. Бороздина. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 140с.
  8. , Б.С. Психология, клиника и раннего алкоголизма. Текст. / Б. С. Братусь, П. И. Сидоров. М.: Изд-вл МГУ, 1984. — 145 с.
  9. , Б.С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1984 г.-304 с.
  10. Бюллетень клуба конфликтологов Текст., 1997. № 6. — 84 с.
  11. , Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУа, 1984. -200 с.
  12. Возраст и педагогическая психология: учебникТекст. / Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1990. — С.101
  13. Возрастная и педагогическая психология: Текст. Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1998. 288 с.
  14. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. /
  15. Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  16. Выготский, J1.C. Проблема возраста Текст. / JI.C. Выготский //Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997. 224 с.
  17. Выготский, J1.C. Собр. соч. в 6-ти т., т.4. — М., Педагогика, 1984. 432 с.
  18. Выготский J1.C., ПсихологияТекст. / J1.C. Выготский. -М.: Изд-во ЭКСМО ПРЕСС, 2000. — 1008 с. (Серия «Мир психологии»)
  19. , В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). Текст. / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // СОЦИС. 2002. — № 1. — С.96−105.
  20. , Я.П. Краевая наркологически ориентированная программа улучшения социального благополучия Текст. / Я.П. Гирич- КрасГМА. -Красноярск, 2000. 48 с.
  21. , А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика Текст. / А. В. Гоголева. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: «МОДЭК», 2002.-240 с.
  22. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1996. С.111−114.
  23. , Ф. На стороне подростка Текст./ Дальто Ф.-СПб:Дело, 1997. -174 с.
  24. , А. Героин. Врачи предупреждают Текст. / Данилин А., Данилин И.-М.: Центрополиграф, 2000. 184 с.
  25. , А. Марихуана Текст. ] / Данилин А., Данилин И.-.- М.: Центрополиграф, 2000. 154 с.
  26. , Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте Текст. / Т. В. Драгунова // Вопросы психологии. 1976. — № 2. — С. 18−23.
  27. , B.JI. Об особенностях аддиктивной мотивации у психически больных с алкогольной аддикцией Текст. / B.JI. Дресвянников // Актуальные проблемы современной психиатрии и психотерапии. -Новосибирск. 1996. С. 22−26.
  28. , Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений Текст. / Е. В. Змановская. М.: Академия, 2003. — 288 с.
  29. , Е. Как помочь наркоману Текст. / Е. Иванова. СПб: Дело, 1997. 89 с.
  30. , Г. П. Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся первой ступени Текст. / Г. П. Казакова. Кемерово, 1998 г.
  31. , М. Гипнотерапия вредных привычек Текст. /Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. М., 1998. — 95 с.
  32. , М. Психология подростка. Психосексуальное развитие Текст. / Кле М. -М.: Педагогика, 1991. 171 с.
  33. , Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма Текст. / Д. В. Колесов. М.: Педагогика, 1991. 310 с.
  34. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
  35. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 е.: ил. — (Психол. наука — школе).
  36. Т.В. Психология риска и принятия решений Текст. / М.: Изд-во «Аспект пресс» 2003. 276 с.
  37. , Ц.П. Семь путей к катастрофе Текст. / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских Новосибирск: Наука СО АН СССР, 1990.-224 с.
  38. , Ц.П. Личность и алкоголь Текст. / Ц. П. Короленко, В.И. Завьялов- Новосибирск: Наука СО АН СССР, 1987.- 165 с.
  39. , В.Ю. Профилактика наркомании в школе Текст. / В. Ю. Котляков. М.: Педагогика, 1997. — 216 с.
  40. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  41. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крейг СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 992 с.
  42. , Н.А. Некоторые особенности возникновения наркомании в подростковом возрасте Текст./ Н. А. Круглова. // Журнал прикладной психологии. 2000 № 2. — С. 12−16.
  43. , С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков Текст. / С. А. Круглов. М.: Просвещение, 1998 г. — 112 с.
  44. О.В. Психокоррекционная программа решения задач взросления Текст. / О. В. Латышева // http://psychology.spb.ru/articles/tez/2000/c6.htm
  45. , К. Теория поля в социальных науках Текст. / К. Левин. СПб: Речь, 2000. — 365 с.
  46. , К. Типы конфликтов Текст. / К. Левин // Психология личности. Тексты / К. Левин. М.- Изд-во МГУ, 1982. — 194 с.
  47. , Л.Г. и., Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие Текст. / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева Новосибирск., Издательство Новосибирского Медицинского института, 1998.-218 с. http://www.narkom.ru
  48. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М., 1975.-328 с.
  49. , Д.А. Очерк психологии личности Текст. / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1993.-44 с.
  50. , Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. Том 21. 2000. — № 1. — 48−50.
  51. , А.Г. Подростковый возраст как возраст психологической соизмеримости с взрослостью Текст. / А. Г. Лидере // Журнал практического психолога. 2001. — № 3−4. — С. 19−30.
  52. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. / А. Е. Личко. Л.: Медицина. Ленингр. Отд-ние, 1983.-255 с.
  53. , К. Агрессия (так называемое зло) Текст./ К. Личко- Пер. нем. -М.: Издательская группа «прогресс», «Универс», 1994. 272 с. — (Б-ка зарубежной психологии)
  54. , В.А. Особенности молодежных субкультур в России Текст. / В. А. Луков // СОЦИС. 2002. — № 10. — С.79−88.
  55. , В.В. Возможности этологического подхода в прикладных медицинских исследованиях. Текст. / В. В. Макаров // Этологическая теория в разработке лечебных и профилактических программ. Красноярск. 1994. — С. 312.
  56. , В.В. Избранные лекции по психотерапии Текст. / В. В. Макаров. М.:Академический проект, 1999 г. — 424 с.
  57. , В.В. Наркология Текст. / В. В. Макаров, Л. И. Киселева -Красноярск: Изд-во университета, 1991. 176 с.
  58. А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе Текст. / А. Г. Макеева. М.: Сентябрь, 1999. — 142 с.
  59. , М. Как я понимаю философию Текст. /М. Мамардашвили- Сост. и предисл. Ю. П. Сенокосова. М.: Издательство «Прогресс», 1990. — 368 с.
  60. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя Текст. / Маркова А. К. -М.: Просвящение, 1990. 192 с.
  61. , Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности Текст. / Б. М. Мастеров. Рига ПЦП «Эксперимент», 1996,-190 с.
  62. , Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме Текст. / Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибалова, А. Г. Масковкина. М.: Просвещение, 1989.76 с.
  63. Математические методы в психологии. Методическая разработка и задачи Текст. / составитель Т. Г. Попова. Краснояр.гос.ун-т- Красноярск, 2002. -72с.
  64. , А.А. Роль личности в формировании теоретических основ психиатрии Текст. / А. А. Меграбян. // Психология и медицина. М., 1978. — С. 112−120.
  65. Межличностное восприятие в группе Текст. / под ред. Г. М. Андреевой, A.M. Донцова. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 1981. 295 с
  66. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения Текст. / Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева- составитель и послесловие И. С. Кона. М.: Наука, 1988, 429 с.
  67. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов Текст. / B.C. Мухина. -6-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. — 456 с.
  68. Наркомания как форма девиантного поведения Текст. М.: 1997 г.
  69. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / под ред. А. Н. Гаранского. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 29 с.
  70. Нарушения поведения у детей и подростков. М: Педагогика, 1998. -101 с.
  71. , Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник Текст. / Л. Ф. Обухова М.: Российское педагогическое агентство, 1996.-374 с.
  72. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет Текст. // Под ред. И. В. Дубровиной, Б.С. Круглова- Науч. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с. (Педагогическая наука — реформе школы)
  73. , Ю.Г. Психология взаимодействия среды и пространственно-предметной среды его жизнедеятельности (эмоциональный аспект) Текст., дис. док. Красноярск, 2002. -396 с.
  74. , В.И. Наркомания. Избавление от зависимости, лечение, программа. Советы врача нарколога Текст. / В. И. Петров. Минск: Беларусь, 1999.- 163 с.
  75. , К.Н. Возраст: Норма развития и метод Текст./ К. Н. Поливанова // Журнал практического психолога 1992. — № 2. — С. 24−26.
  76. , К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития Текст.: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / К.Н. Поливанова-Москва, 1999 г.
  77. , К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития Текст. / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1994. — № 1 — С. 38−43.
  78. , К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста Текст. / К. Н. Поливанова //Вопросы психологии, № 1, 1996. С. 63−69.
  79. , К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений Текст. / К. Н. Поливанова М.: «Академия», 2000. — 184 с.
  80. Профилактика несвободы: организационно- методическое пособие/ Б. И. Хасан, Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федорненко, И. А. Кухаренко, Т.И. Привалихина- под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: изд-во «Бонфи», 2003. — 358с.
  81. Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / Составитель и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — 76 с. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).
  82. , И.Н. Наркомании: Руководство для врачей Текст. / И. Н. Пятницкая. -М.: Медицина, 1994. 554 с.
  83. Рабочая книга школьного психолога Текст. / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред, И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.-303 с.
  84. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Райе Ф. СПб.: Питер, 2000. — 624 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  85. , Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: учебно-практическое пособие / Н. А. Рычкова. М.: Гном и Д, 2001 -96 с.
  86. , З.К. Смысложизненные ориентации подростков Текст. / З. К. Селиванова // СОЦИС. 2001. — № 2. — С.87−92.
  87. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 350 е., ил.
  88. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике Текст. / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский В.М., Хажилина И. И., Видерман Н. С. М.: Генезис, 2001.-216 с.
  89. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 е.: ил.
  90. , Г. Л. Советский человек. Формирование социального типа личности Текст. / Г. Л. Смирнов. М.: Политиздат, 1973. — 415 с.
  91. , B.C. Российский подросток 90 -х годов. Движение в зону риска. Текст. / B.C. Собкин, Н. И. Кузнецов. М.: Юнеско, 1998 г. — 108 с.
  92. Становление самосознания в ранней юности Текст.// http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=l 106 44 949&archive=&start from=&ucat=4&
  93. , А.В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания Текст. / А. В. Сухарев // Вопросы психологии". -1996. № 4. -С. 81−93.
  94. , В.А. О воспитании Текст. /В.А. Сухомлинский- сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. 5-е изд.- М.: Политиздат, 1985. — 270 с.
  95. Сэв, Л. Марксизм и теория личности Текст. / Л. Сэв. М.: Прогресс, 1972. — 582с.
  96. , Л. Наркобизнес Текст./ Д. Тимофеев. М.: РГТУ, 1998. -131с.
  97. , Д.И. Психология развивающейся личности. Избранные психологический труды Текст./ Д. И. Фельдштейн. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 512 с.
  98. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту Текст. / Под ред. И.В. Дубровиной- Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 184 е.: ил.
  99. Формирование личности старшеклассника / Под ред. Дубровиной- Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1989.- 168 е.: ил.
  100. Наркология Текст.-М.: Бином. 1997.-319 с.
  101. Фрейд, 3. Основной инстинкт Текст. / Фрейд 3. М., 1997 г.
  102. , Э. Искусство любви: исследование природы любви Текст. / Э. Фром- пер. с англ. JI.A. Чернышевой Минск: Политиздат, 1990 г. — 77 с.
  103. Фромм, Э Анатомия человеческой деструктивности Текст. / Э. Фром- пер., вст. ст.П. С. Буренича М.: Республика. 1998 448 с.
  104. , Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм- пер. с анг. Г. Ф. Швейника- общ. Ред. И послеслов. П. С. Буревича. М.: Прогресс, 1990. -269 с.
  105. , Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность Текст. / Б. И. Хасан.- Красноярск.: РИЦ КГУ, 1996. 157 с.
  106. .И. Пол и образование: анализ конфликтов половозрастной идентификации Текст. / Б. И. Хасан, Г. М. Бреслав- КГУ. Красноярск. 1996. -174 с. 109.. Профилактика несвободы: организационно-методическое пособие Текст.- М.: «Бонфи», 2003. 359 с.
  107. , Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров Текст. / Б. И. Хасан, П.А. Сергоманов- КГУ. Красноярск.2001. — 183 с.
  108. , Д. Анормальная психология Текст. / Д. Холмс СПб.: Питер, 2003.-304 с.
  109. . К. Невротическая личность нашего времени Текст. / К. Хорни. М.: Республика, — 1993. — 198 с.
  110. , Г. А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Текст. / Г. А. Цукерман. Рига: ГГЦП «Эксперимент», 1997, — 276 с.
  111. , П.Д. Наркомании. Патопсихология, клиника, реабилитация Текст. / П. Д. Шабалов, О. Ю. Штакельберг. М.: Просвещение, 1993. — 153 с.
  112. , Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника Текст. / Е.А. Шумилин- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  113. Щедровицкий, П. Г Программная инвестиция: норма работы субъектов инвестиции Текст. / П. Г. Щедровицкий. // Старшая школа как взрослая жизнь: программирование содержания образования: материалы семинара. Красноярск: Б.И. 2000. — 381 с.
  114. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина.- М.: Педагогика, 1971. 352 с. с ил.
  115. , Б.Д. Введение в психологию развития Текст. / Б. Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994. — 252 с.
  116. , Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития Текст. / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1992. -№ 4. — С.7−13.
  117. , Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -144 с.
  118. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. // Вопросы психологии. 1971. -N4.-C. 6−20.
  119. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Эльконин- под. ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко). М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  120. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1994. — № 4. -С. 7−12.
  121. Энн, У. Смит. Внуки алкоголиков Текст. / Энн У. Смит. М.: Просвещение. 1991. — 95 с.
  122. , Э. Детство и общество Текст./ Э. Эринсон. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 590 с.
  123. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон- пер. с англ. общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  124. , В.Н. Уберечь от дурмана Текст. / В. Н. Ягодинский. -М.:Просвещение, 1989.95 с.
  125. Conrad E.L. The identification of 3 types of gamblers and related personality characteristics and gambling experiences. Chicago. 1978.
  126. Dollard J., Miller N. Personaliti and psycoterapy. N.Y., 1950. P.239
  127. May R. Man’s search for himself. N. Y.: Signet book, 1953,
  128. Tokar T. et all. Emotionel States and Behavioural Rappenus in Alcoholics and Nonalcoholics. //Quart. J. Stud. Alcohol. 1973. V 34. N 1. — P. 133−148.
  129. Levinson D. A conception of adult development // American psychologist. -1986.-N41.-P.3−13.
  130. Marcia J. The status of statuses: Research review/ In: In Marcia, Watterman, et al Ego identity- A handbook for psychologocal research. N. Y.: Springer-Verlag, 1993.
  131. Stem D.N. The first relationship: infant and mother. Cambridge, Mass. Harvard University Press, 1977.
Заполнить форму текущей работой