Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семейная атмосфера, структура семьи и порядок рождения и их влияние на развитие ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое внимание Адлер уделял изучению положения ребенка в семье, прежде всего, в смысле порядка рождения, поскольку считал, что «эта составляющая имеет наибольшее значение для воспитания и развития» (Адлер А., 1997а, с. 136). Эта особенность положения ребенка в семье, имеющая объективный и наблюдаемый характер, в значительной мере определяет последующее развитие личности ребенка. В этом смысле… Читать ещё >

Семейная атмосфера, структура семьи и порядок рождения и их влияние на развитие ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семейная атмосфера и порядок рождения

Адлер стоит, как уже говорилось, и у истоков современной социальной психологии. Правда, в этой области исследований он основное внимание уделял взаимодействиям людей в небольших социальных группах. А в связи с тем что свою психологию он больше ориентировал на психотерапию и организацию личностного роста, то особый интерес у него вызывала семейная группа. И конечно, он изучает семейную группу, прежде всего, как определенную среду, внутри которой происходит развитие ребенка.

Адлер считал, что самое сильное влияние на ребенка исходит от матери. Именно она внушает ему начала чувства общности с другими людьми. В этом и состоит первостепенная задача матери в деле воспитания детей. Задача же отца заключается в том, чтобы научить ребенка полагаться на себя и сделать его мужественным (как мы уже говорили, эдипов комплекс Фрейда Адлер считает результатом ошибочного воспитания испорченного ребенка). Отношения ребенка с родителями не сводятся у Адлера только к любви и ненависти (как у Фрейда), но Адлер считает, что каждый из родителей может играть роль противника, против которого ребенок выступает, меряясь с ним силой. Такую же роль может играть кто-то из братьев и сестер (особенно старшие). В целом же для Адлера структура семьи — это та целостность, внутри которой формируется сознание ребенка, причем структура достаточно объективная и поддающаяся изучению. Структура семьи создаст особую семейную атмосферу. Ребенок может столкнуться в семье с атмосферой бессердечия или изнеженности. И та и другая вредят его дальнейшему развитию. Между этими крайними случаями можно встретить атмосферу переменчивых настроений родителей, чрезмерных родительских требований к ребенку, тревожную атмосферу и т. д. В последнем случае родители постоянно тревожатся за ребенка, обусловливая тем самым возникновение тревожности у самого ребенка. Особое внимание Адлера привлекает изучение атмосферы пренебрежения ребенком. В этой ситуации ребенок вначале всяческими способами старается привлечь внимание родителей к себе, заинтересовать взрослых собой. Но если он не встречает отклика взрослых, то формирует свой особый стиль жизни, замыкается в себе, погружается в книги и т. п. Адлер в качестве детского психолога, прежде чем диагностировать ситуацию с ребенком, активно погружается в семейную атмосферу.

Особое внимание Адлер уделял изучению положения ребенка в семье, прежде всего, в смысле порядка рождения, поскольку считал, что «эта составляющая имеет наибольшее значение для воспитания и развития» (Адлер А., 1997а, с. 136). Эта особенность положения ребенка в семье, имеющая объективный и наблюдаемый характер, в значительной мере определяет последующее развитие личности ребенка. В этом смысле, согласно Адлеру, всякий ребенок в семье рождается и вырастает с определенной жизненной перспективой, которая соответствует его позиции по отношению к другим детям. Таким образом, в отличие от Фрейда, Адлер придает отношениям ребенка с братьями и сестрами не меньшее значение, чем его отношениям с родителями.

Изучение структуры семьи и порядка рождения имеет большое значение также и для диагностики развития ребенка и личности вообще. Положение ребенка в семье в некотором роде априорно определяет будущие его жизненные цели, затруднения в развитии и возможные психические расстройства. Поэтому «…индивидуальная психология считает важным расспросить о ранних воспоминаниях ребенка и о фантазиях относительно его будущих занятий; кроме того, необходимо наблюдать за осанкой и телодвижениями ребенка и сделать определенные выводы из факта его положения в семейной иерархии, связанного с порядком рождения и наличием других братьев и сестер» (там же). Рассмотрим эту проблему более подробно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой