Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе показателей уровня самооценки (по выборкам) было выявлено следующее: учащиеся в специальных школах имеют очень низкий (42%) и низкий (30%) уровни СО, что не может не влиять на жизненный тонус, т.к. (как показывает практика) это подростки с низким социальным статусом, испытывающие сложности в системе межличностных отношений. 15% подростков имеют очень высокий уровень СО. Такие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема самоопределения личности в научнопсихологической литературе (аналитический обзор)
    • 1. 1. Отечественные психологи о самоопределении личности
    • 1. 2. Подходы западных психологов к проблеме самоопределения личности
    • 1. 3. Структура самоопределения (по взглядам отечественных и зарубежных авторов)
    • 1. 4. Возрастная динамика самоопределения личности
  • Глава II. Эмпирическое исследование специфики самоопределения подростков — учащихся спецшкол закрытого типа
    • 2. 1. Характеристика учреждений закрытого типа
    • 2. 2. Процедура исследования и характеристика методов
    • 2. 3. Особенности самоопределения подростков в учебных заведениях закрытого типа (интерпретация результатов исследования)
  • Глава III. Психокоррекционная работа в специальных школах закрытого типа
    • 3. 1. Некоторые методы и приемы коррекционной работы
    • 3. 2. Результаты применения методов коррекции

Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последние десятилетия проблема самосознания, и в частности самоопределения, в психологии привлекает пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых (А.Н. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, А. Д. Глоточкин, H.A. Головко, JI.H. Коган, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Ж. Камю, И. С. Кон, П. Сартр, А. Г. Спиркин, В. Ф. Сафин, Л. В. Сохань, И. И. Чеснокова, Э. Эриксон, G.M. Breakvell, J.С. Marcia, Е. Goffman, A.S. Waterman и др.).

Самоопределение — показатель самостоятельности личности в основных жизненных сферах. Мерой самоопределения служат инициативность, компетентность в принятии ответственных решений, осознанности себя и своего места в жизни, обществе и т. п. С особой рельефностью самоопределение проявляется у подростков.

Подростковый возраст — период противоречий и углубления самоанализа, самооценки, период тяги к социальному и личностному самоопределению (Л.И. Божович, И. С. Кон, A.B. Мудрик). Происходит оценка уровня своих способностей (Ю.М. Орлов) в рамках учебно-профессиональных интересов, повышается интерес к анализу и усовершенствованию своих личностных характеристик и к изучению межличностного взаимодействия (A.B. Мудрик). Желание самоутвердиться у подростков, наряду с положительным влиянием на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, может иметь социально-полярные основания — от подвига до правонарушения (Ю.М. Орлов, Д.И. Фельдштейн). Одним из средств самоутверждения является стремление к лидерству и престижности, что может оказывать негативное воздействие на самосознание, порождать честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими.

Самоопределение — актуальная тема отечественной психологии. Менее всего она разработана теоретически и методически в плане подходов к психокоррекции самоопределения учащихся с отклоняющимся поведением, а также подростков, совершивших асоциальные проступки и изолированных в специальные учебные заведения закрытого типа. Этим и определился выбор темы данного исследования.

Цель исследования. Выявить психологические особенности в структурных компонентах самоопределения подростков — учащихся специальных учебных заведений закрытого типа для использования полученных результатов в психокоррекционной работе.

Объектом диссертационного исследования явились учащиеся специальных школ закрытого типа гг. Каширы и Чехова и подростки обычных общеобразовательных школ г. Москвы.

Предмет исследования. Содержание и специфика самоопределения (уровень притязаний, самооценка, самоценность, локус контроля) учащихся специальных школ закрытого типа.

Неблагополучное социальное окружение, депривация основных потребностей подростка неизбежно приводит к отклонениям в самосознании личности, в структурных компонентах самоопределения: самооценке, уровне притязаний, самоотношении, локусе контроля, что отражается на социализации и проявляется в асоциальном поведении.

Гипотеза исследования. У подростков — учащихся специальных школ закрытого типа имеются отличительные особенности в структурных компонентах самоопределения (самооценке, уровне притязаний, локусе контроля, самоценности), что затрудняет адекватную социализацию развивающейся личности.

Своевременная психологическая диагностика особенностей самоопределения личности и использование психокоррекционных методик оказывают эффективное воздействие на самоопределение и самосознание личности подростков.

Задачи исследования. 1. Проанализировать основные теоретические подходы к вопросам самоопределения личности подростка в отечественной и зарубежной литературе.

2. Выявить особенности в структурных компонентах самоопределения подростков — учащихся специальных школ закрытого типа.

3. Провести сравнительный анализ особенностей в структурных компонентах самоопределения подростков — учащихся спецшкол закрытого типа и обычных общеобразовательных школ.

4. Разработать методику, способствующую оптимизации психокоррекции самоопределения подростков специальных школ закрытого типа в целях их адекватной социализации.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Уточнении и конкретизации сущности и структуры самоопределения личности подростков — учащихся специальных школ.

2. В выявлении особенностей в структурных компонентах самоопределения учащихся специальных школ закрытого типа.

3. Доказательстве эффективности использования в спецшколах закрытого типа социально-психологического тренинга с элементами психокоррекции самоценности, способствующего оптимизации самоопределения развивающейся личности и ее социальной реабилитации.

Теоретическое значение состоит в том, что проведенное исследование уточняет научные представления о развитии личности подростка, обогащая ее новыми положениями об особенностях самоопределения подростков — учащихся спецшкол закрытого типа.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что: а) выявленные особенности в структурных компонентах самоопределения у подростков специальных школ закрытого типа могут способствовать оптимизации психокоррекционной работы в аналогичных учебных заведенияхб) разработке методики социально-психологического тренинга с элементами коррекции самоценностиструктурного компонента самоопределения.

Положения, выносимые на защиту.

1. Самоопределение учащихся специальных школ закрытого типа имеют следующие особенности в структурных компонентах:

О заниженный (неадекватный) и низкий (адекватный) уровни притязаний;

О характер реакции уровня притязаний на успех-неуспех имеет тенденцию к неустойчивости;

О низкий уровень самооценки;

О низкую самоценность;

О высокую интрапунитивность — степень самообвинения;

О экстернальный тип локуса контроля.

2. Уровень притязаний девочек спецшкол (только адекватные УП) отличается от уровня притязаний мальчиков — у большей их половины заниженный (неадекватный) УГТ.

3. Использование в спецшколах закрытого типа социально-психологического тренинга с элементами психокоррекции самоценности способствует оптимизации самоопределения развивающейся личности и ее социально-психологической адаптации.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включая таблицы и графики, заключения, содержит библиографию и приложения. В приложении приводятся использованные в работе методики, таблицы и графики полученных результатов. Общий объем диссертации 194 машинописных страницы. Библиография содержит 398 наименований, из них 44 на иностранном языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Подводя итог современной картины подходов к самоопределению, необходимо подчеркнуть, что как зарубежные, так и отечественные психологи рассматривают самоопределение в неразрывной связи с сознанием человека. И независимо от методологических позиций, придают этому феномену исключительно большое значение в развитии и становлении личности. Вместе с тем, концепция самоопределения личности не достигла своей завершенности, особенно в возрастном ее аспекте и в связи со спецификой включенности личности в нетрадиционные общности.

На основе результатов диссертационного исследования были сформулированы следующие понятия.

1. Самоопределение личности — это активность самосознания, направленная на ориентированность в окружающих условиях жизнедеятельности и в своих внутренних (психических) и физических особенностях в целях адаптации и выбора альтернатив поведения на всем сознательном пути человека.

2. Самоопределение как интегративную психическую деятельность, неправомерно сводить лишь к профессиональной ориентированности, выбору специальности и жизненного путиэто самосознание человека в процессе постоянной перманентной действенности.

3. Самоопределение является одновременно и целостной психической функцией, и сложным психическим образованием, структурой, включающей в себя ряд взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих компонентов, что придает ей статус личностной подструктуры (по А.Д.Глоточкину), приоритетно обусловливающей (наряду с другими подструктурами) самоактуализацию, самораскрытие, самоутверждение и самореализацию личности в сфере общения и деятельности (в том числе и творческой).

4. Самоопределение личности это и процесс (например, постоянное познание, оценивание себя, самоисправление), и результат — самооценка, уровень притязаний, вплоть до «образа-Я» и «Я-концепции» .

Подводя итоги исследования уровня притязаний подростков в спецшколах, делаем следующие выводы о его особенностях.

1. По выборке в целом выявлено доминирование низкого адекватного (53%) и заниженного неадекватного (30%) УП.

2. Девочки в спецшколах в большинстве случаев (90%) имеют адекватные УП: у 50% - низкий, у 31% - умеренный, тогда как у мальчиков преобладают заниженный неадекватный (52%) и низкий адекватный (48%) уровни притязаний.

3. Высокий и завышенный УП в закрытых спецшколах имеют только 4% подростков.

4. По характеру реакции на успех-неуспех у учащихся спецшкол в большинстве выявлена тенденция к неустойчивости УП (79%). Устойчивая реакция УП на успех-неуспех составляет 21%.

Данные результаты свидетельствуют о том, что стремление избежать неудач посредством радикального занижения УП, характерно в большей степени для подростков специальных школ, что говорит о их неуверенности в своих силах и возможности, их обостренной реакции на любые достижения и промахи. Это не может не оказывать негативное воздействие на личностное самоопределение подростков, на их самоценность и самоотношение, осложняя тем самым, процесс социализации. Заниженный УП является косвенным показателем уровня самооценки, чему мы найдем подтверждение ниже.

При анализе показателей уровня самооценки (по выборкам) было выявлено следующее: учащиеся в специальных школах имеют очень низкий (42%) и низкий (30%) уровни СО, что не может не влиять на жизненный тонус, т.к. (как показывает практика) это подростки с низким социальным статусом, испытывающие сложности в системе межличностных отношений. 15% подростков имеют очень высокий уровень СО. Такие подростки, как правило, переоценивают свои положительные качества и недооценивают присутствие отрицательных. Обращает на себя внимание то, что большую часть подростков (в спецшколах) с очень низким уровнем СО составляют мальчики: 56% против 24% у девочек. Тогда как по очень высокому уровню СО наоборот: 27% - девочек и 7% мальчиков. Уровень значимости различий показателей СО между мальчиками и девочками в данной выборке больше Ро 05 (см. приложение 5).

Подводя итог сравнительному анализу уровня самооценки у учащихся специальных и обычных школ, можно сказать, что:

1. У учащихся в закрытых спецшколах доминируют очень низкий (42%) и низкий (30%) уровни СО, что также накладывает отпечаток на личностное и профессиональное самоопределение подростков, их отношение к прошлому, настоящему и будущему, и на самосознание.

2. При сравнении данных по уровням СО между мальчиками и девочками в данной выборке уровень различий больше Ро. о5.

3. Показатели по уровню самооценки коррелируют с уровнем притязаний (г>0.01).

4. Преобладание очень низкого и низкого уровней СО, как показывает практика, связаны в основном с неудачным опытом межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что прослеживалось в наблюдении, беседах с воспитателями, учителями и самими подростками.

Такие низкие уровни СО у подростков являются результатом повышенной критичности (или недооценки) своих качеств, в сочетании с довольно низкой самоценностью, самоотношением, самопринятием.

Результаты МИС по каждой выборке в целом выявили значимые различия по четырем шкалам из девяти — открытость-закрытость, саморуководство, самоценность и самообвинение.

1.По закрытости-открытости данные говорят о том, что у учащиеся спецшкол более закрытое, (защитное) отношение к себе, что являться одним из механизмов психологической защиты.

2. Подростки закрытых спецшкол, имеющие высокие показатели по третьей шкале — саморуководство (в основном на уровне 6−8 стен) считают, что они способны самостоятельно справляться со своими эмоциями и переживаниями, проблемами, трудностями в деятельности и общении. Они считают, что только они сами, без посторонней помощи, смогут добиться того, что им необходимо, так как знают и понимают себя лучше других.

3. По сравнению с учащимися обычных школ, подростки из специальных имеют более низкие показатели по самоценности (основной пик кривой на уровне 5 стен). Это говорит о недооценке своего духовного «Я», о том, что подростки ощущают себя не востребованными. Им характерны некоторая отстраненность и иногда безразличие к самим себе.

4. Низкая самоценность подростков данной выборки соотносится с очень низким и низким уровнем самооценки, о чем было сказано выше.

5. Более высокие показатели по шкале самообвинения у учащихся в специальных школах свидетельствуют о том, что им характерна интрапунитивность, т. е. они чаще готовы ставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Подростки чаще испытывают отрицательные эмоции по поводу своего «Я», т. е. степень их самообвинения выше, чем у подростков в обычных школах.

В результате исследования локуса контроля (первая шкала — общая интернальность, как обобщенный показатель индивидуального УСК) нами выявлено, что большинство (78%) учащихся спецшкол имеют низкий уровень субъективного контроля. В этом случае подростки не видят связи между своими действиями и значимыми событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей, а значит можно охарактеризовать локус контроля учащихся данного типа учебных заведений, как экстсрнальный.

В результате сравнения показателей шкал обшей интернальности УСК и саморуководства МИС, между ними выявлена положительная корреляция.

Выявленные отличительные особенности в структурных компонентах самоопределения свидетельствуют о том, что учащиеся спецшкол закрытого типа имеют дисгармонии в развитии самосознания личности, в структурных компонентах самоопределения: самооценки, уровне притязаний, самоотношении, локусе контроля, что отражается на социализации и проявляется в отклоняющемся поведении.

В целях коррекции индивидуально — психологических особенностей личности учащихся спецшкол закрытого типа — структурных компонентов самоопределения и самосознанияэмоциональной сферыстиля взаимодействия между сверстниками и взрослыми нами была составлена методика и проведены занятия по социально-психологическому тренингу с элементами коррекции самоценности, что способствовало появлению:

1 .Позитивной динамики в таких показателях, как агрессивность, отношение к критике и замечаниям, отношение к неудачам.

2. Тенденции ко взаимодействию и взаимопониманию во взаимоотношениях со взрослыми.

3. Повышению оценки в критерии «уверенность в себе» (как косвенном показателе самоценности) в 13 случаях из 20.

1.В целом же по всем десяти показателям уровень значимости различий больше Р0.05.

Необходимо отметить следующую особенность, что более чувствительными к коррекционному воздействию оказались младшие подростки 11−12 лет. Их показатели имеют больший диапазон в каждом из критериев, по сравнению с подростками 13−14 лет. Этот факт говорит о том, что чем раньше начинается коррекционная работа с детьми, тем эффективнее ее результаты.

В этой связи правомерны следующие практические рекомендации субъектам психологической и педагогической деятельности в подобного типа учебных заведениях.

Во-первых. Самоопределение личности зависит от степени сформированности и особенностей в его структурных компонентах, поэтому, необходима своевременная психологическая диагностика этих особенностей у каждого учащегося, а также их способностей для определения той сферы деятельности, которая будет способствовать эффективному самораскрытию и самовыражению их личности.

Во-вторых. Проблемы, связанные с замкнутостью, тревожностью, конфликтностью и др. негативными явлениями, которые характерны подростковому возрасту, и в том числе, учащимся закрытых спецшкол можно эффективно разрешить через формирование продуктивного стиля взаимодействия между сверстниками и взрослыми, под которым понимается плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности.

В-третьих. С подростками учебных заведений закрытого типа необходимо проводить психолого-педагогическую работу, включающую в себя социально-психологические тренинги направленные на коррекцию индивидуально — психологических особенностей личности. Их использование оказывает конструктивное воздействие на самоопределение и самосознание развивающейся личности через познание своего «Я» на более глубоком уровне, принятие изменений в «Я», изменение отношения к своему прошлому, настоящему и будущему.

В-четвертых. Имеющиеся различия в особенностях структурных компонентов самоопределения мальчиков и девочек в закрытых спецшколах необходимо учитывать в процессе оказания психологической помощи, при обучении приемам самоконтроля и саморегуляции своего состояния и поведения, которые способствуют эффективной социально-психологической адаптации подростков в обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург: Деловая кн., 1995. — 220 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Отв ред. Е. В. Шорохова М., 1987.- С.137−144.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психол. журн. 1985. -Т.6, N5. — С.3−17.
  5. Е.П. Принадлежность к группе как фактор самовосприятия личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 22 с.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «за эконом, грамотность», 1995. — 291 с.
  7. Активные формы работы практического психолога: Сб. науч. ст.- Шадринск: Б.и., 1994. 132 с.
  8. Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази!: Пер. с анг. СПб.: Гуманит. агенство «Акад. проект», 1998.- 187 с.
  9. М.А. Проблемы воспитания «трудных» подростков //Сов. педагогика. 1966. — N10. — С.26−34.
  10. М.А. Психолого-педагогические факты предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень., 1985.-С. 15−18.
  11. М.А. Психолого-педагогическое изучение трудновоспитуемых школьников // Психологическое изучение трудновоспитуемых и школьников: Тез. докл. М., 1973, — С.5−7.
  12. Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / ВНИК «Гос. система социал. помощи семье и детству».14
Заполнить форму текущей работой