Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление понятий в онтогенезе детства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Генетической функцией третьей ступени в развитии детского мышления является развитие расчленений, анализа, абстракций. Выделенный признак является привилегированным и служит основной для включения предметов в общую группу. На этом этапе слово становится знаком. Этим знаком можно воспользоваться различными способами. Ребенок приходит к мышлению в понятиях в переходном возрасте, возрасте кризиса… Читать ещё >

Становление понятий в онтогенезе детства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первой ступенью в становлении понятий, характерной для поведения ребенка раннего возраста, является образование неупорядоченного множества, выделение кучи каких-либо предметов на основании неоформленного синкретического сцепления отдельных элементов, имеющих субъективную значимость во впечатлениях ребенка и приводящих к нерасчлененному слитному образу (вспомните автономную речь ребенка). Э. Клапаред называл эту тенденцию синкретизмом детского восприятия, П. П. Блонский — бессвязной связностью детского мышления. Это производство субъективных связей имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития мышления, так как оно является основой для дальнейшего процесса отбора соответствующей действительности и проверяемых практикой связей. Значение какого-либо слова у ребенка, находящегося на данной ступени развития понятий, по внешнему виду может на самом деле напоминать значение слова у взрослого человека (особенно когда оно относится к конкретному предмету окружающей действительности).

Вторая ступень — это мышление в комплексах, свойственное дошкольному возрасту. Обобщения, создаваемые с помощью этого способа, представляют по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов, или вещей, объединенных уже не только на основании субъективных связей, устанавливаемых во впечатлении ребенка, но и на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами. Ребенок, переходящий к этому типу мышления, преодолевает уже в известной степени свой эгоцентризм, перестает принимать связи собственных впечатлений за связь вещей и совершает шаг в сторону связного и объективного мышления. Но эти комплексы мышления отражают объективные связи другим способом, чем понятия, характерные для мышления подростка. Ребенок мыслит «фамильными» именами, т. е. в основе комплекса лежит не абстрактная и логическая, а конкретная и фактическая связь между отдельными элементами, входящими в его состав. Далее на этой ступени развития понятий появляются понятия-коллекции, в основе которых лежит обобщение вещей на основе их функционального сотрудничества. Заканчивается этот этап появлением псевдопонятий (дети младшего школьного возраста). С внешней стороны это понятие, а с внутренней — еще комплекс, обычно построенный по ассоциации. Ребенок на этом этапе развития понятий мыслит в качестве значения слова те же предметы, что и взрослый, но мыслит иным способом, с помощью иных интеллектуальных операций. В основе образования псевдопонятий лежит то обстоятельство, что ребенок не свободно образует комплексы, объединяя предметы в целостные группы, а находит в речи взрослых слова, связанные с определенными группами предметов. Отсюда детский комплекс совпадает по своей предметной отнесенности с понятиями взрослого. Псевдопонятия являются переходным мостиком и одним из корней развития истинных понятий. Взрослому при воспитании и обучении ребенка важно помнить, что за одним и тем же словом у взрослого и ребенка стоят разные значения, которые необходимо уточнять, чтобы добиться высоких результатов в обучении.

Понятие в его естественном развитом виде предполагает не только обобщение отдельных конкретных элементов (что делает комплексное мышление), но и выделение, абстрагирование, умение рассматривать выделенные элементы вне конкретной и фактической связи, в которой они даны.

Генетической функцией третьей ступени в развитии детского мышления является развитие расчленений, анализа, абстракций. Выделенный признак является привилегированным и служит основной для включения предметов в общую группу. На этом этапе слово становится знаком. Этим знаком можно воспользоваться различными способами. Ребенок приходит к мышлению в понятиях в переходном возрасте, возрасте кризиса и созревания мышления, но он отнюдь не расстается с более элементарными формами. Даже взрослый человек далеко не всегда мыслит в понятиях. Очень часто мышление совершается на уровне комплексного понятия, оставаясь не более чем общими представлениями, обладая всеми признаками понятия с формальнологической точки зрения, но не являясь таковым с диалектической позиции.

По уровню развития мышление кроме понятийного может быть наглядно-действенным (возможность мыслить только в конкретной наглядно данной ситуации с одновременным манипулированием предметом, осуществляя двигательные пробы) и наглядно-образным (человек мыслит с опорой на изображение предметов, схемы, рисунки или образы представлений).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой