Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение динамики танатических переживаний от подросткового к юношескому возрасту

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специальное обращение к личностному смыслу смерти осуществляется в психологических и философских исследова-ниях. В работах по трансперсональной психологии показана закодированность архетипов умирания и смерти в глубочай-ших пластах психики. Это являются косвенным под-тверждением точки зрения, в соответствии с которой знания о неизбежности окончания жизни стимулируют стремление че-ловека… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Обзор основных подходов к исследованию танатических переживаний
    • 1. 1. Танаталогия. Определение понятия и общая характеристика танатических явлений
    • 1. 2. Основные подходы к исследованию темы смерти и методологические принципы танатологических исследований
    • 1. 3. Тема смерти в подростковом и юношеском возрасте и реакция на процесс умирания
  • Глава 2. Экспериментальное исследование динамики танатических переживаний от подросткового к юношескому возрасту
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Анализ и обсуждение результатов исследования
  • Выводы по работе
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Изучение динамики танатических переживаний от подросткового к юношескому возрасту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В наши дни феномен смерти все в большей степени включается в сферу конкретно-научного познания. Доминиру-ющее значение здесь обретают биомедицинские исследования, осуществляющиеся с привлечением широкого арсенала есте-ственнонаучных познавательных средств. С другой стороны, изучение смерти как целостного явления предполагает разви-тие психологических, социологических, культурологических подходов. И в последние годы начался процесс интенсивного расширения числа исследований лежащих в русле социологии и психологии. 5; 6; 17; 22; 26; 28; 38; 40]

Однако попытки междисциплинарных синтезов в этой области сопровождается серьезными методологическими сложностями, связанными, прежде всего слабой разработанно-стью собственного теоретического аппарата этих наук. Вслед-ствие этого актуальной становится проведение как теоретиче-ских, так и эмпирических исследований в сфере танатологии, выработка новых философско-мировоззренческих обобщений, опирающихся на конкретно-научные исследования и обще-культурные установки, а вместе с тем предоставляющие воз-можность индивидуализации знаний об умирании. Поскольку же человек наделяет любые знания личностным содержанием, особое значение для него приобретает вопрос о смысле смерти.

В контексте биологических исследований смерть сегодня рассматривается как важнейший эволюционный механизм, обеспечивающий действие естественного отбора, своего рода «плата» за возможность развития и усложнения организации. Жизнедеятельность любого биологического объекта предпола-гает одновременное протекание процессов созидания и разру-шения. Биологический смысл смерть элементов и подсистем (будь то клетки, организмы, виды) приобретает только приме-нительно к целостной биосистеме. Поэтому если «частичная смерть» (например, гибель клеток) есть условие роста и разви-тия человеческого организма, то полная смерть человека ока-зывается условием продолжения существования надорганиз-менных образований, в первую очередь вида Номо sapiens. 23]

В науках, изучающих общественную жизнь, человеческая смертность сегодня рассматривается как фактор, воздейству-ющий на развитие материального и духовного производства. Широкое распространение здесь получило представление о социальной оправданности смерти ограниченностью обще-ственного предназначения каждого из людей. Поскольку воз-можности профессионального и духовного совершенствования у человека к определенному моменту исчерпываются, — отсут-ствие смерти привело бы не только к личной, но и обществен-ной стагнации. Таким образом, социальный смысл смерти за-ключается в том, что она является одним из механизмов, сти-мулирующих развитие культуры[9; 10; 45]. Вместе с тем вы-сказывается и альтернативная точка зрения: поскольку в ходе развития общества и усложнения технологий увеличиваются сроки, необходимые для получения образования, повышается значимость производственного и социального опыта, то смерть превращается в фактор, снижающий темпы общественной эволюции. Поэтому она теряет социальный смысл, а значит, должна быть побеждена в ходе развития науки [8]. Думается, однако, что при всей привлекательности такой цели воз-можность ее достижения носит пока достаточно абстрактный характер, кроме того, столь серьезная генетическая и психоло-гическая перестройка человека может привести к результатам, весьма отличным от желаемых, и, безусловно, станет причиной возникновения острых социальных и нравственных проблем. Главное же для нас заключается в том, что в любом случае при социологическом подходе утверждения о наличии или отсутствии смысла смерти обосновываются исходя из анализа надындивидуальных запросов социума.

Специальное обращение к личностному смыслу смерти осуществляется в психологических и философских исследова-ниях. В работах по трансперсональной психологии показана закодированность архетипов умирания и смерти в глубочай-ших пластах психики [9; 10]. Это являются косвенным под-тверждением точки зрения, в соответствии с которой знания о неизбежности окончания жизни стимулируют стремление че-ловека к самосовершенствованию, самовыражению.

Поэтому психологический смысл смерти усматривается в том, что она способствует внутреннему развитию человека, тем самым смерть придает смысл жизни [41]. Такая позиция представляется значительно более обоснованной и гуманной, нежели имеющие столь же долгую историю утверждения, со-гласно которым для самого умирающего смерть абсолютно бессмысленна, а если это так, то и жизнь не имеет ни смысла, ни ценности.

Личностное принятие человеком одной из этих крайних установок или выработка собственной, промежуточной осу-ществляется под влиянием неосознаваемых и осознанных, научных и вненаучных представлений о смерти. Известно, что в экстремальных ситуациях человек стремится к спасению жизни, инстинкт самосохранения требует преодоления угрозы смерти, и вместе с тем люди оказываются способны на само-пожертвование. А исследования в области психологии умира-ния показывают, что на заключительных его этапах наступает фаза «примирения»: человек успокаивается, погружается в размышления о прожитых годах и предстоящей смерти, при-чем это сопровождается улучшением телесного состояния. По-этому сегодня предполагается, что и биологически, и психоло-гически в человеке заложена способность внутреннего приня-тия смерти и наделения ее смыслом, механизм совладения со смертью. Однако когда и как именно это происходит, до сих пор неизвестно. Ясно, что это зависит от особенностей социа-лизации личности, от образов смерти, существующих в куль-туре и складывающихся под влиянием научных представлений, мировоззренческих абсолютов. Здесь и формируется основная проблематика нашей работы. Временной аспект темы стано-вится основным для получения знаний об отношении к смерти. Несмотря на достижения в познании причин и механизмов умирания, в развитии геронтологии и медицины, смерть оста-ется неизбежной и человеку ХХ века с его верой в безгранич-ные возможности научно-технического прогресса настолько сложно смириться с этим, что он стремится «забыть» о смерти. Поэтому чрезвычайно важным представляется на только раз-витие научных исследований смерти, но и «возвращение» ее в культуру, широкое обсуждение вопроса о смысле смерти, фи-лософское обобщение тех «срезов» проблемы, которые пред-лагаются частными науками.

Цель данной дипломной работы — выявить закономер-ности динамики танатических переживаний при переходе от подросткового к юношескому возрасту

Объект исследования: подростки, юноши и девушки в воз-расте от 13 до 18 лет.

Предмет исследования: особенности танатического пе-реживания в подростковом и юношеском возрастах.

Задачи исследования:

1. Выполнить обзор теоретических работ по танатическим переживаниям и особенностям личности юношей.

2. Подобрать методы экспериментального исследования.

3. Провести эмпирическое исследование танатических переживаний в подростковом и юношеском возрасте

4. Проанализировать полученные данные и выявить основные закономерности динамики танатических переживаний от подросткового к юношескому возрасту.

Гипотеза: юношеский и подростковый возраст значимо различаются степенью определенности в выборе средств со-владения с танатическими переживания и разнообразием тана-тических эмоций.

Теоретической базой данного исследования являются:

Теории гуманистической психологии о ценности челове-ческой жизни и уникальности личности, социокультурный подход к исследованию человеческих феноменов;

Теоретические подходы танатологии, ориентированные на поиск методов и методик, позволяющих человеку справится перед лицом смерти.

Эмпирическая база исследования

Подростки 13−14 лет (7−8 класс общеобразовательной школы) — 78 человек.

Юноши (девушки) 17−18 лет (студенты колледжа) — 78 человек.

Методы исследования

Теоретические методы: анализ литературы, построение гипотез.

Эмпирические: диагностические методы и методики — «Опросник танатических переживаний» Д. Темплера.

Статистический анализ с применением дескриптивных статистик и непараметрических критериев определения значи-мости различий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. Книга для учителя. Под ред. И. В. Дубровиной. М, Тула. 1993. С. 76 — 99
  2. С. Психология страха смерти //Альфа и омега 1997 № 3(14)
  3. Г. Д. Реальность долголетия и иллюзия бес-смертия. Киев, 1989, С. 70.
  4. Большая Российская энциклопедия. М., 2001
  5. И. Психология жизни и смерти. Издательство СПб: Питер, 2001, 160с.
  6. Т.А. К вопросу о понимании смерти в дет-ском возрасте (по материалам зарубежных исследова-нии) //Альманах «Гуманитарные исследования».-Уссурийск: Изд-во УГПИ. — 1997.-Вып. 1. — С.141 — 145.
  7. Т.А. Экзистенциальный страх смерти и та-натическая тревога: методы исследования и диагно-стики// Прикладная психология. — 2001. — № 6.-С.1−8.
  8. П.П. Смерть // Философский энциклопедиче-ский словарь. М., 1980. С. 618.
  9. С. Человек перед лицом смерти. — Пер. с англ. А. И. Неклесса. — М.: Изд-во Трансперсонального Ин-ститута, 1996. — 246 с.
  10. С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996, с. 26−38, 174−206.
  11. П.С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая. Сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит: Пер. с агл. — М.: Политиздат, 1991. С. 376 -413.
  12. А.В. Дискурсы смерти: Введение в фило-софскую танатологию. СПб., 1997.
  13. В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистен-циальной психологии. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. — 135 с.
  14. А.И. Детские неврозы, — СПб : Респекс, 1995. — 192с.
  15. Исаев Д. Н Отношение детей разного возраста к смерти родителя // Обозрение психиатрии и медицин-ской психологии им В. М. Бехтерева. 1993. № 2. С. 22 -23.
  16. В. Жить без страха смерти. — М.: Смысл, Академический проект, 1999.- 335 с.
  17. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты Москва 1982.
  18. В. А. Психология. М., 1974.
  19. Кюблер -Росс Э. «Весной она вернется…» // Жизнь после смерти. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Советский писатель-Олимп, 1991, С.57−63.
  20. А., Файе Ч. Встречи с тем, чти мы назы-ваем смертью // Жизнь земная и последующая. Сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит: Пер. с агл. — М.: Политиздат, 1991. С. 81 -206. (с. 170 — 174 .
  21. Т. Семь языков бога. Пер. с англ. — К.: «Янус», — М.: «Пересвет», 2001. 224 с.
  22. .В. Философская антропология «после смерти человека» в России и на Западе//Вече. 1997. N 9.
  23. И.И. Этюды оптимизма. М., 1987.
  24. А. На краю жизни смерти: Кома: Путь к пробуждению, Самостоятельная работа над собой: Внутренняя работа со сновидящим телом — М.: незави-симая фирма «Класс», изд-во Трансперсонального ин-ститута, 2000. — 256 с.
  25. Мэй Р. Смысл тревоги. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
  26. Р.С. Психология. Кн. 1. М.: Просвещение. 1995
  27. Т. Запретная тема// Человек. 2002. № 5
  28. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. М.: Просвещение. 1991. 287 с. (С.280−281)
  29. И.П. Полное собрание сочинений Т.3 Кн. 2. Москва 1951 г. с269.
  30. А.П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом: гумани-стические перспективы в постсоветской психологии. /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл. 1997. С. 177−200.
  31. А.М. Тревожность у детей у подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва. 2000.
  32. С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. С. 255 — 385.
  33. С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб. 2000.
  34. Тищенко П.Д. Moriar stando. //"Человек", М., 1993, No 2.
  35. Н.Н. [Проспект книги о смысле жизни] // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990, С. 445.
  36. М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре. Журнал «Человек», М., 1991, N5.
  37. Г. Смерть — релевантаня переменная в пси-хологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция /пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, С. 49 — 58.
  38. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995
  39. Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Сб. статей/ Под ред. А. В. Демичева, М. С. Уварова. СПб.: Изда-тельство СПбГУ, 1998. 220 с.
  40. В. Человек в поисках смысла. — М.: Про-гресс, 1990. — 366 с.
  41. Фрейд 3. Мы и смерть // Рязанцев С. Танатология. СПб. :Восточно-европейский институт психоанализа, 1994, С. 5 -25.
  42. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1987.
  43. М.А. Психология Интеллекта. М., 2002.
  44. Ф. Об образе и смысле смерти /пре. с нем. — М.: Энигма, 1997. — 144с.
  45. Хуземан Фридрих Об образе и смысле смерти: Исто-рия, физиология и психология проблемы смерти. Пер. с нем. — М.: Энигма, 1997. — 144 с.
  46. В.А. психология детской потери // Вестник Московского университета. Психология. 1991. вып. 2.
  47. И. Экзистенциальная психотерапия М.: Класс. 2000. 486 с.
Заполнить форму текущей работой