Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дифференцированный подход к преобразованию акмеологических сред субъектов труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Акмеологической теории (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, О. В. Москаленко, Н. М. Полетаева и др.) — основной предмет исследования — взаимодействие социально-личностных, природных и педагогических факторов целостного и устойчивого развития взрослого человека в профессиональной деятельности, направленной на достижение вершин (акме) его саморазвития… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Теоретико-методологические основы использования дифференцированного подхода к преобразованию акмеологических сред субъектов труда
    • 1. 1. Акмеологическая профессиональная среда как преобразующаяся система
    • 1. 2. Особенности использования дифференцированного подхода в акмеологии
    • 1. 3. Модель осуществления вариантов дифференцированного подхода к преобразованию акмеологических сред субъектов труда
  • Выводы по 1 главе
  • 2. глава. Эмпирические результаты использования дифференцированного подхода в преобразовании акмеологических сред субъектов труда
    • 2. 1. Анализ процессов преобразования в дифференцированных акмеологических средах
    • 2. 2. Программа дифференцированных преобразований профессиональных акмеологических сред
    • 2. 3. Продуктивность акмеологических технологий дифференцированного преобразования акмеологических сред
  • Выводы по 2 главе

Дифференцированный подход к преобразованию акмеологических сред субъектов труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется недостаточной разработанностью как прикладных аспектов функционирования акмеологических сред, так и отсутствием необходимого основания их дифференциации, анализа влияния сред на отдельные компоненты процесса профессионализации субъектов труда.

Социодинамика и социодетерминация средообразовательных процессов ставит перед наукой проблемы, требующие модернизации современного инструментария: выявления акмесредовых показателей реального личностнопрофессионального роста специалистановых технологий реализации вершинных процессов не отдельными личностями, а группами представителей профессии (контингентами-компонентами профессиональных сред) — создания междисциплинарного синтеза, позволяющего достигать кумулятивного эффекта взаимодействия различных наук в реализации подходов к преобразованию акмеологических сред.

Вместе с тем возникают противоречия между:

— потребностью современного производства в инновационных преобразованиях и неопределенностью влияния на них дифференцированных акмеологических сред;

— необходимостью преобразований в различных акмеологических средах и неразработанностью технологий этих процессов;

— разнообразием акмеологических сред, особенностей в сферах их трансформации и отсутствием обоснования дифференцированного подхода к преобразованиям.

Состояние разработанности проблемы исследования.

В научных исследованиях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности определено научное направлениеакмеологическая среда развития профессионализма, т. е. выделены условия и факторы, детерминанты профессионализма (Деркач A.A., Зазыкин В. Г., Крикалев С. К., Селезнева Е.В.), разработана акмеологическая концепция развития профессионала в акмеологической среде (Деркач A.A., Соловьев И.О.), выделены варианты преобразования акмеологических сред. Преобразования касаются сред на всех их уровнях: от региональных систем до конкретных условий профессиональной деятельности.

В работах Е. А. Климова представлены варианты дифференциации акмеологических сред, предложен дифференцированный подход как основополагающий для преобразования сред высокого уровня профессионализации. Проблемы профессионализма для различных профессий представлены в работах Г. Н. Алексеева, Л. И. Ермаченко, Э. Ф. Зеера, М. Г. Рогова, В. И. Слободчиковадля различных сред (в частности, для культурно-технологической в научных сообщениях В.П.Овечкина).

Выявленные противоречия привели к необходимости анализа процесса с учетом его влияния на преобразование акмеологических сред с позиций существующей методологической базы: социально-управленческой теории (В.Г.Онушкин, В. И. Подобед, А. И. Жилина, С. Ф. Касаткин, В. Ю. Кричевский, Е. И. Огарев, Е. П. Тонконогая и др.);

— андрагогической теории (С.Г.Вершловский, Г. С. Сухобская, Е. А. Соколовская, С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин, Т. В. Шадрина, и др.), представляющей взаимодействие взрослого человека как субъекта, актуализирующего психологические аспекты профессионализма;

— онтокультурологической теории (Л.Г.Брылева, И. А. Колесникова, В. Г. Воронцова и др.), дополняющей предыдущие взаимодействием внутренних, экзистенциальных и культуросозидательных потребностей саморазвивающегося взрослого человека и вариативного выбора им способа самореализации потенциала;

— технологической теории (А.Е.Марон, Т. И. Шамова и др.), указывающей на взаимосвязь инструментально ориентированных адаптивных систем образования взрослых, реализующих вариативные информационно-коммуникативные технологии и обеспечивающих качество образования взрослых различных социальных и профессиональных категорий;

— акмеологической теории (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, О. В. Москаленко, Н. М. Полетаева и др.) — основной предмет исследования — взаимодействие социально-личностных, природных и педагогических факторов целостного и устойчивого развития взрослого человека в профессиональной деятельности, направленной на достижение вершин (акме) его саморазвития, самореализации, здоровья, творчества, профессионализма и жизненной карьерыанализа проблем самоопределения личности, стратегии ее жизнедеятельности (К.А. Абульханова, В. Г. Асеев, О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, А. А. Бодалев, A.A. Деркач, Е. А. Климов, В.И. Купцов) — профессионального самосознания и личностно-профессионального самосовершенствования (E.H. Богданов, C. J1. Кандыбович, П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, О. В. Москаленко, Л.В. Темнова) — самопознания, самооценки, самоотношения, саморегуляции и самореализации (В.Н. Маркин, A.C. Огнев, Э. В. Сайко, М. Ф. Секач, Е. Ф. Селезнева, Л.А. Степнова) — личностных ценностей и ценностных ориентации (Ю.В. Синягин, Н. Ю. Синягина, Е.А. Яблокова);

— дифференцированного подхода, представленного в психологии (А.А.Деркач, А. С. Одинг и др.), педагогике (Е.В.Першанина, Н. В. Соловьева, Е. П. Тонконогая и др.), управлении (А.И.Кочеткова,.

A.М.Князев и др.);

— теории экспертных оценок и их применения в сфере экономики, социологии, статистики, квалиметрии, педагогики и управления (С.Д. Бещелев, Ф. Г. Гурвич, М. А. Малькова, Д. С. Мерлинг, А. И Орлов, Г. В. Раушенбах, Ю. Н. Тюрин, Б. Г. Линтвак, Г. А. Сатаров, B.C. Черенганов);

— анализа проблемы развития профессиональной сферы в управлении человеческими ресурсами, психологического сопровождения процедур кадровой работы (Е.А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, А. Л. Журавлёв, B.C. Скворцов, K.M. Ушаков, A.B. Филиппов, P.M. Шепель и др.);

— управленческой акмеологии (О.С. Анисимов, С. А. Анисимов, И. В. Бухтиярова, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. И. Конюхов, Г. И. Марасанов,.

B.Н. Марков, В. Н. Маркин, А. Н. Морозов, A.C. Огнев, Ю. В. Синягин и ДР-).

Предметом постоянного внимания являются различные аспекты компетентности специалиста, обеспечивающие эффективность достижения акме в различных сферах: духовной (С.А. Анисимов), нравственной (E.H. Богданов), психологической (Н.Т. Селезнева), гуманитарно-технологической (A.C. Гусева-Карпенко, Э.А. Манушин), коммуникативной (А.Ю. Панасюк, Е.А. Яблокова), социально-перцептивной (A.A. Бодалев, В. Г. Зазыкин, А. П. Федоркина и др.) и др.

В целом, несмотря на практически детальный анализ отдельных процессов, они требуют изучения в контексте их роли в процессах преобразования акмеологических сред субъектов труда, определения характера и механизмов преобразования на всех уровнях функционирования систем. Преобразования не рассмотрены с позиции акмеологической теории, не определены принципы разработки данного процесса, его составляющих, характера их взаимосвязи и взаимообусловленности.

С учетом выявленных противоречий и анализа состояния научного осмысления сформулирована проблема исследования: каковы возможности и механизмы использования дифференцированного подхода к преобразованию акмеологических сред субъектов труда.

Цель исследования — определение путей, возможностей и механизмов влияния дифференцированного подхода на процесс преобразования акмеологических сред.

Объект исследования — процесс преобразования акмеологических сред субъектов труда.

Предмет исследования — влияние дифференцированного подхода на преобразование акмеологических сред субъектов труда.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что акмеологическая среда неоднородна и неоднозначна для субъектов труда, в связи с чем она оказывает дифференцированное влияние на профессионалов как различных сфер, так и уровней развитияакмеологическое преобразование как феномен динамики профессиональных сред проявляет себя на различных уровнях их функционирования в специфических качествах (модернизации, преобразования руководства, совершенствования системы).

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа дать характеристику акмеологической среды как системы, способной к преобразованию.

2. Определить механизмы, обеспечивающие эффективность дифференцированного подхода к преобразованию акмеологических сред.

3. Разработать модель действия дифференцированного подхода к преобразованию акмеологических сред субъектов труда со специальными компонентами — критериями и показателями эффективности этого процесса.

4. Выявить в ходе эмпирического исследования влияние дифференцированного подхода на преобразование акмеологических сред субъектов труда.

5. Разработать программу поэтапного преобразования дифференцированных акмеологических сред на основе акмеологических технологий.

6. На основе акмеологической технологии дифференцированного преобразования сред разработать практические рекомендации по преобразованию сред.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции системного анализа (работы В. Г. Афанасьева, К. Боулдинга, И. В. Блауберга, Дж. Гиг, Г. Гуд, Р. Макол, В. Н. Садовского, А. И. Уемова, Г. П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина) — классификация исследовательских подходов (работы И. В. Блауберга, Э. Квейда, С. Оптнера, Ю. П. Сокольникова, Г. П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина) — методологические принципы акмеологии и психологии (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, C.JI. Рубинштейн, и др.) — теории социальных преобразований (работы Г. М. Андреевой, Г. А. Антонюк, И. В .Бестужева-Лады, Ю. А. Левады, В.А.Ядова), концепция онтологического развития субъекта A.B. Брушлинского, Е. А. Сергиенко и В. В. Селивановаконцепция акмеологического развития личности как субъекта A.A. Деркачатеория функционирования и развития группового субъекта A.JI. Журавлеватеория деятельности А. Н. Леонтьевасубъектогенетический подход A.C. Огневатеория аутопсихологической компетентности личности как субъекта J1.A. Степновойтеория установки Д. Н. Узнадзе, В. Е. Клочко и О. Б. Шептенко и др.- теория профессионального развития Д. Сьюпераконцепция системогенеза профессиональной деятельности В Д. Шадриковаконцепция профессионального становления и обретения социальной зрелости личности Т. В. Кудрявцеваконцепция профессионализма Е. А. Климоваконцепция субъекта профессионального пути Ю. П. Поваренковаакмеологическая концепция развития личности госслужащего как субъекта профессиональной деятельности К.А. Абульхановой-Славской, A.A. Деркача, В. Г. Зазыкина, А. К. Марковой, Ю. В. Синягина, JI.A. Степновой, A.C. Огнева и др.- теоретические основы управления (работы P.JI. Акоффа, В. Г. Афанасьева, А. И. Берга, О. С. Виханского, Д. М. Гвишиани, Р. Джонсона, Б. З. Мильнер, О. И. Наумова, Г. Х. Попова, В. М. Розина, В. Н. Сагатовского и др.) — основы проектирования, прогнозирования и управления развитием образовательных систем, сформулированные в работах С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского, Т. М. Давыденко, B.C. Лазарева, М. М. Поташника, Ю. А. Конаржевского, Д. В. Чернилевского, O.K. Филатова, Л. И. Фишманатеории социальных преобразований (работы Г. М. Андреевой, Г. А. Антонюк, И.В. Бестужева-Лады, Ю. А. Левады, В.А. Ядова).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий: методы теоретического анализа (изучение и анализ психолого-акмеологической литературыпрограммно-методических документов, продуктов деятельности и проектовизучение и анализ вариантов подготовки специалистов дифференцированного профиля, проектирование моделей различных вариантов преобразования сред, обобщение, системный анализ, контент-анализ и т. д.) — диагностические методы (объективное наблюдение, самонаблюдение, анкетирование, тестирование) — экспериментальные методы (констатирующий и преобразующий эксперимент) — методика «Акмесредограмма" — методы математической статистики.

Эмпирическую базу исследования составили данные по преподавателям и студентам Российского нового университета, Российского государственного социального университета, Института государственного управления, права и технологий (1157 человек), 62 преподавателям Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа, слушателям заочного обучения кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности АНХ и ГС при Президенте РФ (23 человека), студентам социологического факультета заочного обучения Социально-правового института экономической безопасности (68 человек), филиала Российского государственного социального университета в г. Электростали (28 человек), сотрудников комплекса «Бельгийская деревня» (100 человек), всего 1438 человек.

Исследование проводилось в пять этапов.

Первый этап (2008;2009 гг.) — организационный, включал теоретический анализ исследуемой проблемы, выявление противоречий в развитии сред медицины, спорта, образования, анализ сущности и особенностей новых процессов управления, выявлении механизмов преобразования.

На втором этапе (2009 — 2010 гг.) — постановочном проанализированы изменения акмеологической среды, построена и теоретически обоснована модель дифференцированного преобразования.

На третьем этапе (2010 г.) — диагностическом подобраны группы субъектов труда, преобразующиеся дифференцированные среды, проведен констатирующий эксперимент.

На четвертом этапе (2010 — 2011 гг.) — обучающем отработаны акмеологические механизмы преобразования, завершен эксперимент по акмеологическому преобразованию, обобщены и систематизированы полученные результаты, разработаны научно-методические рекомендации.

На пятом этапе (2012 г.) — обобщающем проведена апробация и оформление результатов, оформлено диссертационное исследование.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Определено содержание понятия «преобразование акмеологических сред», под которым понимается диалектически развивающийся динамический процесс конструктивных структурно-функциональных изменений, обогащающий, насыщающий и интенсифицирующий среду, которая, обладая акмеологическими характеристиками, обеспечивает масштабность воздействий, способствует самоизменению субъекта труда в достижении высших уровней реализации личностного и профессионального развития.

Доказательно представлено, что в основе преобразований при дифференцированном подходе лежит принцип открытости среды, принцип мотивации средовых действий, осознанного взаимодействия (человек работает не в фиксированной организационной среде, а адаптируясь к ней, изменяет вплоть до акмеологического уровня, одновременно совершенствуясь сам).

Определено, что механизмами преобразования акмеологических сред выступают две группы: парные двуединые (реагирования и воздействиястановления и самопроявления, поддержания и самоусложненияпознания и проектирования) и единично действующие (интеллектуальной коррекции, институциональной стабилизации, дифференциации, идентификации, организации профессиональной деятельности, коррекции самооценки и самоотношения).

Выделены постоянные и переменные величины модели преобразуемой акмеологической среды, описанные набором критериев и показателей (акмесредограмма). Относительно постоянными являются структурные составляющие базовых компонентов сред (материального, нематериального) — переменными — характеристики оригинала (субъекта труда) и личностного компонента (его окружения). Различные субъекты труда находятся на дифференцированных уровнях развития и соответственно в различных для себя типах сред (для одного данная среда — формирующая, для другого — преобразующая).

Выявлены критерии и показатели дифференцированного подхода к преобразованию акмеологических сред: а) представленности признаков личностно-профессионального развития с уровневым рейтингом доказательностиб) использования индикаторов среды (по степени идентификации) — в) анализа состояния среды (с количественным указанием на влияние, обмен или насыщенность среды) — г) отражения функций акмеологической системы (формирование силы развития, насыщение информацией, расширение пространства профессионализма) — д) отражения гетерохронности системы (констатации уровня неоднородности).

Разработана и научно обоснована авторская программа преобразования акмеологических сред, объединяющая этапы (организационный, диагностический, проективный, обучающий, контрольный, рефлексивный) и имеющая для дифференцированных сред оригинальные траектории внедрения (предпочтительными в большинстве организаций избраны проективный, обучающий и рефлексивный этапы). Эмпирически доказано, что программа содействует преобразованию среды организации в достижении более высокого уровня. Показано, что продуктивность программ для руководителей образовательных организаций выше, чем производственных, спортивных, социокультурного обслуживания, что объясняется спецификой их деятельности. При этом в условиях повышенной сложности сред, проведения изменений в организации руководители обращаются к инновационному подходу в управлении, выстраивая новые схемы управления персоналом.

Для оценки результативности применен метод «экспертных оценок» с диагностикой динамики профессионализма и взаимодействия со средой. Подтверждена необходимость осуществления дифференцированного подхода к преобразованию акмеологических сред, позволяющего руководителю реализовать личностную потребность в развитии организационной среды до прогнозируемого уровня. Для дифференцированных сред представлена динамичность основных компонентов акмеологических сред (материально-вещного, личностного и нематериального).

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась привлечением сложившихся в отечественной и зарубежной психологии и акмеологии исходных методологических принципов, теоретической обоснованностью и апробацией методик на этапе констатирующего и формирующего эксперимента, репрезентативностью выборки, качественной обработкой источников, валидностью и надежностью методик, корректным применением методов математической статистики.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении терминологического аппарата акмеологии понятиями дифференцированные акмеологические среды", «преобразование акмеологических сред», подтверждением действенности критериев анализа акмеологических сред для дифференцированных вариантов функционирования и преобразования. Разработана теоретическая модель дифференцированной среды акмеологического развития.

Практическая значимость результатов исследования.

Практическую значимость имеет идея создания модели действия дифференцированного подхода в преобразовании акмеологических сред с использованием карты-конфигуратора, выявляющей в каждой изучаемой организации правила, регулирующие профессиональную деятельность. Результаты исследования используются в преподавании курса «Психологические основы организационного поведения», «Жизненная навигация» и др.

Апробация и практическая реализация основных положений исследования. Основные положения и результаты проведенной научно-исследовательской работы докладывались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (2010;2012 г. г.), международных, всероссийских научных конференциях и съездах: «Актуальные вопросы современного образования» (Москва-Ульяновск, 2010), «Методологические и прикладные аспекты изучения акмеологической среды» (Москва, 2010), 5 съезде Российского психологического общества (Москва, 2012). Основные результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс Социально-правового института экономической безопасности, производственный процесс комплекса «Бельгийская деревня».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Акмеологическое преобразование сред — акмеологически направленная совокупность социотехнических действий с преимуществом экстерогенных ценностей, имеющих целью и результатом реорганизацию, приводящую к непрерывному самосовершенствованию и саморазвитию, т. е. развитие и совершенствование самих средовых изменений как саморегулирующейся системы, преодолевающей сопротивление объекта и воплощение замысла субъекта.

2. Преобладающими механизмами в дифференцированном преобразовании акмеологических сред являются: интеллектуальной коррекции, идентификации и институционально-средовой стабилизации на заключительных этапах работы (преимущественно при активной роли руководителей предприятий и учреждений), а также совокупность парных двуединых и последовательность социотехнических действий.

3. Модель действия дифференцированного подхода основывается на акмесредограмме, а также на критериях и показателях преобразования акмеологических сред, объединенных в шкалу, сочетающую представленность личностно-профессионального развития, использования индикаторов среды, анализа состояния среды как системы, отражение функций акмеологической среды, отражение гетерохронности системы.

4. Программа преобразования акмеологических сред представлена как шестиэтапная, включающая последовательность акмеологических технологий: практикумов-обсуждений, метода проектов, тренингов, рефлексивных действий (первого и второго порядка) и востребующая сочетание этапов в зависимости от уровня развития организации.

5. Продуктивность акмеологических технологий зависит от оптимальности дифференцирующих действий, последовательности сочетания средовых и личностно-профессионального развития субъекта труда в соответствии с уровнем развития организации и принятого стиля руководства.

Выводы по 2 главе.

1.Проведен сравнительный анализ дифференцированных сред по исходному плану, связанному с различением общего, особенного, индивидуальногов структуре сред одновременно анализировали базовые компоненты: материальный, личностный и нематериальный.

2.Выявлены различия в динамике преобразуемых компонентов: наиболее подвижен материально-вещный компонент в спортивной сфере, далее следует медицинская, материальная среда образования — самая консервативнаяличностный компонент наибольшую динамику показал при самодиагностике представителей спортивной сферы, наименьшая динамика — в медицинской сфереобразование лидирует по динамике нематериального компонента, т. е. формирует идеологию общества.

3. Определяющими преобразование акмеологических сред являются руководители предприятия, в связи с чем при выборе сценария обучения персонала ими выбираются преимущественно технологии с организационным контекстом (78%), далее следуют проективные (65%), диагностические (34%) и собственно преобразующие (26%).

4.Отдельное исследование проводилось по акмесредограммам (А.А.Деркач, И.О.Соловьев), позволяющим как видеть исходное состояние среды, так и после этапа проектирования и преобразования отдельную динамику по четырем выделенным критериям.

5. Наиболее востребованными аналитическими технологиями, основанными на интегрированных из менеджмента параметрах явились:

— определение сложности среды;

— определение развитости среды (объединяющей вязкость, степень взаимосвязанности факторов, подвижность, неопределенность) — акмеологическими характеристиками в данном случае признаются взаимосвязанность (по нашим данным значимая корреляция объективно-субъективных факторов) и неопределенность среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведен теоретический анализ как проблемы дифференцированных акмеологических сред, так и их преобразования, в результате чего показано, что успешный профессионал способен в лучшую сторону преобразовать среду, также как плохой ухудшить ситуацию личностно-профессионального развития.

В оптимальном варианте среда и профессионал взаимодействуют, оказывая положительное влияние друг на друга, а также среда и профессия влияют друг на друга. В результате исследования представителей различных профессиональных сфер, а также дифференциации внутри студенческой среды выявлены соответствующие дифференцируемые компоненты, которые проявились при работе специалистов в творческих группах.

Рассмотрено уровневое влияние среды — среды организации, внешней среды, мегауровня и макроуровня (по Е.А.Климову).

Дифференциация групп осуществлялась в личностном компоненте по возрасту, по профессиональной принадлежности, по профилю подготовки в студенческой среде. Дифференцированные среды влияют на жизненные ценности, на выбор и содержательность досуга, предпочтения в области музыки и спорта.

В качестве признаков, определяющих влияние дифференцированных акмеологических сред, привлечены описанные в трудах по акмеологии среды: присутствие индикаторов среды, динамики личностно-профессиональных состояний, присутствие центрального стержня, возможность предъявления системы требований и др.

Принцип средового опосредования положен в основу дифференциации, т. е. перестройки смысловых ценностных образований личности под влиянием разнообразных акмеологических сред.

Постановка проблемы преобразования акмеологических сред основывается на идеях, относящих ее в особое междисциплинарное поле: философии глобальных проблем, актуализирующей чувство ответственности за среду обитания и обретение общечеловеческой культуры;

— социальности как необходимого условия человеческого бытия, воспроизводства и трансформации форм жизнедеятельности человека;

— экологии (единство живой системы и окружающей среды);

— классического естествознания, антропоморфизма, ноосферизма;

— медицины (возмещение жизненной энергии из среды) — психологии (главный фактор отношения к среде, по В. М. Бехтереву, психикаактивность как глубинная энергия, по Н.Ф.Лазурскомусубъектно-объектная, по М. Я. Басову, плоскость анализа);

— социально-психологической трактовки профессиональной среды;

— организационной онтологии (совокупность внешних воздействий, а также ингрессия, действующая как взаимное притяжение);

— педагогической психологии (человек, по Л. С. Выготскому, для себя часть социальной среды);

— синергетики (синтез пространства и времени, анизотропность пространственно-временного континиума жизни);

— миросистемный анализ, демонстрирующий единицы объединения (И.Валлерстайн).

Функционирование системы относительно окружения (В.А.Карташев) определяется тремя видами преобразования: системное (уход из среды), предметное (приспособление к среде), отсутствие преобразования (не исключается преобразование самой среды).

Поскольку индикатором преобразования является персонал, процесс его самосовершенствования в среде заключается не только в увеличении видов и уровней компетенций, но и в противоречивых подъемах на новые смысловые уровни самоосуществления. Вероятность продуктивного исхода каждого подъема можно увеличить путем использования акмеологических технологий сопровождения.

Системогенетический механизм дополняет синергетический (А.И.Субетто) и особая роль при этом отводится законам дуальности управления и организации систем (ЗДУО) и спиральной фрактальности системного времени — обобщенного закона Геккеляэволюция предстает как циклически-волновая (спирально-волновая), где цикл (волна) приобретает содержание онтологического творчества. Из свойств систем, определенных Л. В. Лесковым, выделим ее обладание обратными связями, характеризующими взаимодействие с окружающей средой (положительные связи усиливают происходящие изменения, отрицательные ослабляютобратные связи обладают свойством релаксации).

Используя дифференцированный подход к исследованию акмеологической среды, за основу применение элементов подхода приняли акмеологическую градацию на общее, особенное, индивидуальное в преобразовании, а также дифференциацию относительно профессиональных сфер. Принципиальное отличие системного общего преобразования от предметного проявляется в исследовании внешнего средового. Определяя общее, особенное и индивидуальное, за последнее принято связанное с личностным развитием в профессиональной среде, за особенное — связанное с профессиональным (специфичным для профессиональной группы) и за общее — свойственное для среды в целом. Использовался аналог варианта, представленного А. А. Богдановым — посредством дифференцированного подхода к решению задачи формирования множества сред, различающихся по сферам профессиональной деятельности и принадлежащим отдельным специалистам (обобщенная А-форма, минимализация «наиболее повторяемых элементов», конкретизация и переход к решению К-задачивторичное включение «устраненных данных»). Позиция общего подкрепляется принципами, в том числе выводимыми из полюсно-полевой теории В. С. Шубинского: способности выдерживать и разрешать противоречия основных полюсов существования, уникальности в своей универсальности, творчески преобразующей роли в мире, реализации или нереализации его возможностей, объективно детерминирующих счастье-несчастье в его судьбе на жизненном пути.

Преход об общего к особенному задается посредством цели личностно-профессионального развития, достижение которой связано с противоречиями между потребностью «в массовой социализации возрастных категорий» и формированием яркой индивидуальности.

Принимая определение преобразования В. Н. Сагатовского как соотношения, где объект изменяется или сохраняется в нужном варианте в соответствии с замыслом субъекта (в том числе коллективного), отметим, что акмеологическое преобразование имеет акменаправленность, предполагает преодоление сопротивления организационной среды и воплощение замысла субъекта с вектором на достижение идеального результата, «вершинного» качества посредством социотехнических действий.

Критериями субъектности в контексте взаимодействия со средой являются: системный характер деятельности, направленный на внутренние и внешние преобразования, системный характер отношений к мирупреимущественно внутренняя детерминация жизнедеятельностиосознание происходящего, активная ориентировкастремление и установка к саморазвитию, самореализации и самовыражению, расширению и рефлексии топологиипродуктивность, системность и целостность «Я-концепции" — способность к выстраиванию жизненных стратегий, прогнозированию и построению жизненного путиспособность разрешать противоречия между своими желаниями, внутренними и внешними наличными возможностями для достижения гармонии развитияответственность за содержание способа деятельности и ее результаты.

Естественным основанием дифференциации является выдвинутое А. А. Бодалевым воздействие профессии человека на восприятие и понимание людей, а так же на формирование образа самого себя как субъекта труда и понимание собственной личностидля сохранения организованного совершенствования образа «Я» и его использования при построении творческих действий или действий по саморазвитию в тренинге предлагаются действия по различению внутренних тенденций изменения содержания образа «Я» и внешних факторов, их преломление через внутренние факторы и основания, планирование поддержки действия внешних факторов в соотнесенности с планом собственного развития и накопления потенциала. Анализируя характеристики профессиональной субъектности, респонденты указали, что процесс развития и становления субъекта профессиональной деятельности должен рассматриваться как процесс вхождения специалиста в профессиональную среду и как процесс активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития.

Проективные модели отражают коллективные (групповые) действия дифференцированных профессиональных групп. Критерии и показатели нашли свое отражение в проектах компаний, результатах их анализа.

Выделяются двуединые механизмы: реагирования и воздействиястановления и самопроявленияподдержания сохранности и самоусложнения. На пути самоусложнения своего истока организационное обеспечение гармонизации отношений со средой, оформляется интегральная функция психики — рефлексия, дополняемая самоорганизацией для воплощения базовых функциональных установокотражение или преобразование.

Поскольку познание не предполагает активное преобразовательное (внешнее) отношение к среде, а проектирование предполагает это и опирается на соответствующую самоорганизацию, то причинно-следственная соотносимость и переходимость от познания к проектированию, от проектирования — к познанию вычленяет функцию коррекции проекта на основе знания и коррекции знания на основе проекта и опыта воплощения проекта. Эта дополнительная, связующая функция «критики» или интеллектуальной коррекции активизирует соответствующий механизм.

Диалектика условий и факторов связана с созиданием субъектности и личностных свойств (субъективных условий) и ресурсов среды и предмета деятельности (объективных условий). Сформировавшаяся субъектностьфакторы решения задачи. Смещение равновесия в системе «условияфакторы» — проявление профессионализма, компетентности, волеспособности личности.

К объективным факторам относятся организационные, состояния культурно-образованной среды, организационный климат, система отношений с начальством, коллегами и т. д.

К субъективным факторам относятся: генотипический, возрастное развитие как «акмеологическая подготовленность», уровень развития психики как механизма «акмеологической самореализации», специфические свойства личности как «акмеологические средства».

К объективно-субъективным факторам отнесены связанные с особенностями среды организации (регламентированности, «корпоративной компетенции»),.

Акмеологический уровень взаимодействия личности и среды характеризуется:

— интегративностью компонентов взаимодействия;

— новым качеством, достигаемым при взаимодействии;

— проективностью (последовательностью достижения оптимального взаимодействия);

— значимостью и осознаваемостью ценности взаимодействияпрогностичностью — предсказуемостью результатов взаимодействия;

— становлением профессионала активным участником своего развития;

— особой психофизической направленностью, обусловливающей поддержание взаимодействия;

— установкой к позитивному изменению среды и социальной ситуации;

— активно-самостоятельным отношением (В.М. Бехтерев);

— видением личностью если не всех, то большинства процессов, протекающих в среде;

— комфортностью существования, связанной с возможностью саморазвития себя и окружения, движущегося в том же направлении.

В качестве эндогенной характеристики среды выступает сила сопротивления негативным средовым факторам воздействия и возможность использовать позитивные, в качестве экзогенной — сила и длительность воздействия этих факторов.

Модель оптимизации среды профессионализации представляет поэтапную акмеологизацию за счет РО — ОО — ИО — перехода (от реального образа состояния через оптимизационный образ — к идеальному).

Контент-анализ показал, что стратегии акмеологического преобразования среды в соответствии с предполагаемой композицией объединяют направленность стратегии профессионального самоутверждения (на достижение личностно-значимых результатов в профессиональной среде, творчества жизни и себя) и активными стратегиями жизни, реализующими проблемное отношение к собственной жизни в условиях и обстоятельствах (в том числе препятствующих): осуществление своей сущности в соответствии со своими ценностямислужение делу, призваниюпреодоление трудностей, интерес к жизни в связи с ее сложностью, интенсивностьсвоевременность осуществления за счет способности к организации времени в координатах «пространствовремя — потребности — возможности и сверхвозможности». Стратегии ориентируются на сверхвозможности, тактики — на возможности. Технологическая форма стратегии и тактик акмеологического преобразования среды строилась на основе принципа открытости С. Т. Шацкого (горизонталь — тактическая линия, вертикаль — стратегическая), самоосуществления за счет расширения и возвышения среды во времени, привлечения рефлексивного пространства, а также рациологического подхода, т.к. работы с «мягкими моделями». Освоение горизонтали возможно с определенного момента, обозначенного ПР, для среды этотрансформации «естественного быта» (самодвижение каждой целостности и потребление всех иных для своего воспроизводства и развития).

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. М.Ю., Обухов Д. В., Шефель C.B. Философия. Серия
  3. Высший балл". Ростов н/Д: Феникс, 2003. 416 с.
  4. Акмеологический словарь / Под ред. A.A. Деркача. М.: Изд-воРАГС, 2004, 101 с.
  5. Акмеология /Под ред. A.A. Деркача. М., РАГС, 2002. — 650 с.
  6. А.Г., Мошкова Г. Ю., Юревич АА.В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М: МПСИ, Флинта, 1998. — 312 с.
  7. Ю.И., Сваркин O.E. Рецензия на книгу М.С. Егоровой, Н. М. Зыряновой, О. В. Паршиковой, С. Д. Пьянковой, Ю. Д. Чертковой. Генотип. Среда. Развитие// Психологический журнал. 2005. № 6. С. 138- 140.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. -СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  9. .Г. Структура развития психофизических функций взрослого человека// Избр. псих, труда. М. — 1980. — Т. 1. — С. 200−206.
  10. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002.-с. 288.
  11. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. М.-Новгород: Изд-во С.Е.Т., 1995. — 272 с.
  12. О.С. Креативная акмеология: сущность и структура// Акмеология. № 3. — 2007. — С. 48 — 53.
  13. О.С. Организационные отличия и анализ систем деятельности (A.A. Богданов и современная методология). М.: ФГОУ РосАКО АПК, 2002. 532 с.
  14. О.С. Онтология в рефлексивном пространстве. М: ООО «Вестник» АСМБ, 2002. 400 с.
  15. A.A. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-личностного образования студентов//Альма-матер.- 2006.-№ 9.- С. 15−21
  16. А.Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопр. психологии. 1978. — № 1. — С.
  17. .Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. — 264 с.
  18. Л.И. Психологическое учение о человеке: Теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. 1998. т. 19. № 1 (янв. февр.). С. 3.
  19. Ю.Н. Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде. М., 1999.
  20. П. Стратегия изучения жизненного цикла. М., 1999.-С.335−355.
  21. A.B., Конюхов Н. И. Теоретические и методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии. М.: ВПА, 1982. — С. 72.
  22. М.Я. Общие основы педологии / отв. ред. Е. В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2007. — 776 с. — (Серия «Мир культуры»).
  23. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип. //Человек в социалистическом и буржуазном обществе. 1966. -С. 254- 267.
  24. М.М. Архитектоника поступка// Социологические исследования. 1999. — № 6
  25. М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984 1985. — М.: Наука, 1986.
  26. М.М. Проблемы творчества Достоевского.- Киев, 1994.
  27. П.Г., Емельянов E.H., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.
  28. Е.П. Культурно-образовательная среда малого города// Aima mater, 2003, № 5. С. 13−22.
  29. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 44 с.
  30. Е.П., Усачев A.B. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда»// Aima mater, 2003, № 9. С. 30 — 36.
  31. В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого: (В контексте эволюции отечественнойпедагогики конца XIX первой трети XX в.). — М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 224 с.
  32. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Мысль, 1991. — С. 318.
  33. В.М., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. — 244 с.
  34. В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность/ Педология и восприятие. М., 1928. — С. 31 — 38.
  35. A.A. Падение великого фетишизма. М.: Дороватовский и Чарушников, 1910.
  36. A.A. Страна идолов и марксизма// Очерки по философии марксизма. М., 1908.
  37. A.A. Эмпириомонизм, кн. 1, 2, 3. М.: СПб., Дороваторский и Чарушников. — 1904 — 1906.
  38. A.A. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. т. 14. — № 5. — С. 73 — 79.
  39. A.A. О субъективных условиях развития и сохранения личностного и творчески деятельностного потенциала человека// Современные проблемы смысла жизни акме. Материалы симпозиумов ПИРАО. — М.: РАГС, 2005 — С. 42 — 54.
  40. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-НВРОЗПАК, 2003. — 672 с.
  41. Г. А., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001.-359 с.
  42. В.П. Философия физики XX в. Итоги и перспективы. СПб.: Политехника. 2002. — 233 с.
  43. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  44. Бурдье, Пьер. Социология социального пространства / Пер. с франц.- отв. ред. Перевода H.A. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии: СПб.: Алетейя, 2007. — 288 с. (Серия «Gallicinium»).
  45. Д.И. Миросистемный анализ. М.: Территория будущего, 2006. — 248 с.
  46. О.Д., Филатов Ф. Р., Вернадский Д. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965.
  47. В.И. О научном творчестве и моральных ценностях// Здравый смысл. 2008. — № 2/35. — С. 29 — 31.
  48. В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989.-С. 703.
  49. С.М. Профессиональное образование: Словарь. -М.: НМУСПО, 1999. 538 с.
  50. В.В., Пярн М. Учебная имитация научно-исследовательской деятельности// Исследования по педагогике и возможности их внедрения. Тарту, 1986. — С. 34 — 38.
  51. В.В., Пярн М., Руттас В. Назначение и функции вуза// Исследования по педагогике и возможности их внедрения. Тарту, 1986. -С. 30−34.
  52. В.Г. Образовательная среда как системообразующий фактор деятельности высшего учебного заведения. -СПб., 1996.
  53. Н.М. Категория среды в воспитании// Педагогические проблемы становления субъектности студента, педагога в системенепрерывного образования.: Сб, научн. и мед. тр. вып. 6: в 3 ч./ под ред.
  54. H.К. Сергеева, Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. — ч. 2. — С. 20 — 26.
  55. Воспроизводство научной элиты в России: роль зарубежных научных фондов/ Под. Ред. Н. Ю. Чепуренко. М.: РНИСиНП, 2005. 234 с.
  56. Выготский J1.C. Конкретная психология человека. Вестник Московского университета. 1986. — № 1. — С. 52 — 66.
  57. JI.C. Основы педологии. М., 1934.
  58. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  59. JI.C. Собр. соч. в 6 т./ Под ред. A.B. Запорожца. Т.
  60. М.: педагогика, 1982. — 487 с.
  61. С.П. Философские проблемы развития образования в 21 веке // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика, М., Новгород: Изд-во НГУ, 1994. С. 28 — 29.
  62. П.Я. Проблема деятельности в советской психологии. М, 1977.
  63. Гартман Франц. Жизнь Парацельса и сущность его учения/ Пер. с англ. М.: Алатейа, 2002. — 272 с.
  64. Гадамар Х.-Г. Истина и метод.- М., 1988
  65. .С. Философия образования для XXI в. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  66. .С. Образовательные аспекты исследования российского и американского менталитета // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., Новгород: Изд-во НГУ. -1994.-С. 22−23.
  67. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.- М., 1988.
  68. О.Г. Роль и месть российской науки в национальной инновационной системе при переходе к обществу, основанному на знаниях// Вестник РОСНОУ. № С. 14.
  69. В.Ф. Университет как системообразующий фактор социально-культурной среды // Aima mater, 2003, № 5. С. 20 — 22.
  70. JI. К sdjghjce о целостности народного хозяйства // Вопросы экономики.-1996.- № 9
  71. Т.Н. Акмеологическая коррекция аутодеструктивного поведения // Акмеология. № 2, 2007. С. 52−63.
  72. JI.H. Этносфера: история людей и история природы. -М: Экопрос, 1993. 544 с.
  73. Л. И. Вернадский В.И. М: Молодая гвардия, 1967.-256 с.
  74. A.C. Гуманитарные технологии в системе развития профессионализма госслужащих // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС. 1996. -С. 86−118.
  75. В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии. 1981. — № 2.- С. 22 — 30.
  76. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление// Перспективы: вопросы образования. 1991. — № 1. С. 7 — 17.
  77. Е.В., Давыдов A.A. Измерение качества жизни. М.: Наука, 1993.-52с.
  78. В.И. Толковый словарь живого русского языка. в 4 Т. -М.: Русский язык, 1979.
  79. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2 «Акмеологические основы управления деятельности». М.: РАГС, 200. — 536 с.
  80. A.A., Соловьев И. О. Развитие профессионала в акмеологической среде . М., 2011. — 265 с.
  81. A.A., Сайко Э. В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в онтогенезе //Мир психологии.- № 2.- 2007.- С. 43−55
  82. Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии// Социс. 2000. № 2 С. 20 — 27.
  83. А. Текстология Александра Богданова в контексте современности глобально-бифуркационного кризиса// Вестник Академии Богданова. 2001. — № 4/8. С. 49 — 67.
  84. С. Факторы, влияющие на позицию человека на работе// Государственная служба. № 3. — 2005. — С. 60 — 66.
  85. М.И. Психологический энциклопедический словарь. -М.: ГК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с.
  86. Г. Н., Чапаев Н. К. Проблемы проявления закономерностей готовности мастера производственного обучения к профессиональной деятельности.// Образование и наука.- 2005 -№ 5.- С. 173−180.
  87. Г. Н. Проблемы профессиональной готовности студентов к деятельности мастера профессионального обучения// Образование и наука. Екатеринбург, 2003, — С. 12−23 (Изв. УрО Рос. акад. образования. № 3 (21)).
  88. В.П. Системный анализ в психологии// Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 4. — С. 120 — 138.
  89. A.B., Лицина Т. Т. Хочу быть профессионалом// Куда пойти учиться. 2006. — № 12 (59). — С. 14 — 15.
  90. A.A. Фактор понимания. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — 528 с.
  91. С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 207с.
  92. H.A. Педагогическое проектирование образовательной среды функция современного образовательного учреждения // ВГПГК. — С. 118 — 120.
  93. A.B. Культурная среда современной школы // Вопросы обучения и воспитания. Педагогика, № 10, Москва, Россия. Декабрь 2006, С. 50−55.
  94. Э.В. Философия и культура. М.: Полиздат, 1991. — 464 с.
  95. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 1954 г. г. — М.: МП Рарог, 1992. — С. 343.
  96. История успеха // Обучение и карьера. № 28. — 13 — 19 сентября 2004. — С. 18 — 21.
  97. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука, 1991.
  98. Капра Фритьоф. Скрытые связи // Перев. с англ. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. — 336 с.
  99. Ю.А. Введение в социологию инноватики. СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
  100. Л.И. Акмеология субъекта профессиональной деятельности/ Ред. A.A. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 88 с.
  101. М.П. Об инновационной системе МГУ им. М.В. Ломоносова// Наука Москвы и регионов. № 3. — 2005. — С. 58 — 61.
  102. Г. Б. Тенденции развития экономической теории и роль институтов// Вестник РОСНОУ. № 7. — 2005. С. 33 — 35.
  103. Г. В. Человек в социально-экономической среде// Общественные науки и современность. 2003. — № 6.
  104. Е.А. Психология профессионализма. М.-Воронеж, 1996.-400 с.
  105. И. А. К вопросу о развитии современных образовательных систем // Научное руководство развитием образовательных систем. СПб, 1996.
  106. Кон И. С. Социология личности. М.: Полиздат, 1967. — 383 с.
  107. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.:1989
  108. О.П., Колесов В. Ю., Трифилова A.A. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 3. — С. 38−42.
  109. Г. Психология среды.- М.: 1970.- 328 с.
  110. A.A. Новое образовательное пространство в нравственном измерении // Проблемы базовой управленческой подготовки и повышения квалификации организаторов образования. Курск, 1994. С. 68 — 70.
  111. Г. Г. Ученые степени в Университетах дореволюционной России // История СССР. 1985. — № 2. — С. 13−15.
  112. И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. М., 2000.
  113. Т.В. Акмеологические аспекты развития профессиональной компетентности // Социальная политика и социология.-2006.-№ 2.- С.205 208.
  114. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. — С. 149.
  115. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. -М.: АПН, 1990.-С. 149.
  116. Н.В., Деркач A.A. Акмеология сегодня и завтра// Акмеология. № 1994. — С. 4 — 11.
  117. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и коллективные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во САМ ГПУ, 2002.
  118. В.В. Ломоносов как химик и как национальный гений. Варшава: типография Варшавского учебного округа, 1912. — 27 с.
  119. В.Г. Подготовка магистров-менеджеров социальной среды// Проблемы базовой управленческой подготовки повышения квалификации организаторов образования. -Курск, 1994. С. 3 — 5.
  120. Л.Б., Востриков Г. П., Дроздов Д. Н. Доктор Боткин. -М.: Анахарсис, 2003. 72 с.
  121. Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентиры: Монография. Ижевск, 1992.
  122. А.Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде// Русская школа. 1912. Кн. 1. Январь. С. 1 24. Кн. 2. Февраль. С. 1 — 17.
  123. А.Н. Анализ глобальной среды для принятия решений// Управление персоналом. 2005. — № 7. — С. 65 — 70.
  124. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.- М.: Прогресс, 1993. С. 5 7.
  125. Е.В. «Новая психология» А.Ф. Лазурского // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Серия 6. Вып. 2. С. 73 86.
  126. И.И. Научный коллектив, его структура, типология и функции // Социологические проблемы науки / Под ред. В. Ж. Келле, С. Р. Микулинского. М.: Наука, 1974. — С. 414 — 452.
  127. А.Н. «Единицы» и уровни деятельности // Вестник Московского Университета. Серия «Психология». — 1978. — № 2.
  128. А.Н. Деятельность. Создание. Личность. М.: Наука, 1975.-345 с.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика. 1983. — С. 320.
  130. А.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социологические исследования. 1995 — № 1. С. 38 — 142.
  131. Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. Научно-учебное пособие / Л. В. Лесков. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2005. — 170 с.
  132. Д.С. и др. Школа на Васильевском. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  133. Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения // Отв. ред. Мельников О. Т. м.: Педагогика, 1987.-С. 163.
  134. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — С. 448.
  135. К. Восемь сметных грехов цивилизованного человечества // Знание-сила. 1991. — № 1.-С. 1−8.
  136. И.П. Психологическое сопровождение образовательного процесса (психологический мониторинг личностно-профессионального развития студентов) // Акмеология. № 2, 2007. — С. 38 -48.
  137. Майер Пирмин. Парацельс врач и провидец. Размышления о Теофрасте фон Гогенгейме / Пер. с нем. Е. Б. Мурзина. — М.: Алетейа, 2003. — 560 с.
  138. В. Н. Полетаева Н.М. Акмеология последипломного образования педагога. СПб: ГНУ «ИОВРАО», 2004. — 228 с.
  139. Е.Д. Корпорационная культура: зарубежный опыт // Эко: № 11.-2002.-С. 113−130.
  140. A.A., Уемов А. И. Типы систем и основные биологические закономерности. С. 28 — 38.
  141. М.К. Мысль под запретом (Беседы с А.Э. Эпельбуэн) // Вопросы философии. 1992. № 5. С. 100−115.
  142. Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд. Перераб. — М.- Н. Новгород, 2002.
  143. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 55−63.
  144. А.К. Психология профессионализма. М.: VUA Знание, 1996.-308с.
  145. В.Д. Стратегический менеджмент (текст): курс лекций // В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. Глава 3. анализ стратегических факторов внешней среды. — М.: ИНФА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. — С. 39 — 65.146. Маркс К. Критика
  146. В.А., Островский B.JI. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев.: Наукова думка, 1982. — С. 140.
  147. В. Владимир Иванович Вернадский просветитель и педагог // Здравый смысл. — 2005. — № 2 (35). — С. 26 — 28.
  148. Э.М. Междисциплинарные исследования в современной науке. М.: Наука, 1978. С. 21.
  149. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 11−18.
  150. Д.И. Заветные мысли: М.: Мысль, 1995. С. 413.
  151. B.C. Личность и общество. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1990/-90 с.
  152. Методы эффективного обучения взрослых. М.: Берлин, 1999. -С. 6−22.
  153. В.Б. Образование в судьбах мира: взгляд в прошлое // Советская педагогика. 1988. — № 10. — С. 110−117.
  154. М.М. Интеллектуалы и их среды Клубы и общества в Шотландии в XVIII в. // Человек. 2004. — № 2. — с. 115 — 129.
  155. М.М. Социальная философия эпохи просвещения. -СПб.: СПб-центр истории идей, 2005. 165 с.
  156. JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 200 с.
  157. О.В. Теоретическая модель готовности к деятельности как акмеологического феномена // Акмеология, № 2. 2007. -С. 107−112.
  158. Т. А. Социоакмеологическая ориентация вузовского образования / Под ред. И. Т. Фролов. Отв. ред. Б. Г. Юдин. Саратов: Изд-во СГУ, 2004. 64 с.
  159. В.Н. Психология отношений. М. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-356 с.
  160. О.В. Психология профессиональной карьеры государственного служащего. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 34 с.
  161. М.П., Секиринский С. С. Т. 1 Очерки русской культуры. Отечественная русская среда. М.: МГУ, 1998. — 384 с.
  162. П. Социальная педагогика // Пер. с нем. СПб, 1911. -С. 118.
  163. P.C. Психология в 2-х т .- Т.1.- М.: Просвещение, 1994.576 с.
  164. Г. С. Надежность профессиональной деятельности.- СПб.: Изд-во СПб-центр, 1996. 176 с.
  165. Л.И. Школа и среда. М.: Знание. 1985.
  166. Образ жизни студентов воронежских вузов в конце 90-х годов: особенности и тенденции изменения // Рахманин B.C. Образование взрослых: цели и ценности // Ред. Г. С. Сухобская и др. — СПб.: ИОВРАО, 2003.
  167. Образование взрослых в современном развивающемся обществе. ч. 2. — СПб., 2001. — 484 с.
  168. В.П. Образование в условиях изменяющегося культурно-технологической среды // Педагогика. № 12. — 2005. С. 18 — 26.
  169. О.П. Педагогическая среда познания // Педагогика. -1992.-№ 9−10.-С. 60−65.
  170. В.Г. Образование взрослых. СПб, Воронеж, 1995. -232 с.
  171. Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокультурной среды // Под ред. Н. В. Соловьевой. Воронеж, 1996. — 90 с.
  172. К. «Кафедра» и «Школа» // Философские науки. № 9. -2005.-С. 85−99.
  173. В.Н. Теория организации: учебное пособие. 2-е издание. Гл. 2. В. Н. Парахина, Т. М. Федоренко. — М.: КНОРУС, 2006. — С. 40−65.
  174. .Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.-348 с.
  175. Педагогика и логика / Сб. статей. Г. Щедровицкий, В. Родин, Н. Алексеев, Н. Непомнящий. — М.: Кастель, 1993. — С. 415.
  176. Педагогическая акмеология: поиски и достижения // Сборник научн. трудов. Вып. 4. — СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 2002.
  177. Д., Эндрюс Ф. Ученые в организации. Об оптимальных условиях для исследования и разработок / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1973. -471 с.
  178. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высшая школа, 1990. — С. 176.
  179. Р.И. Технология управления процессом воспитания // Под ред. В. А. Сластенина. Самара: Cl 11 У, 1994.
  180. Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования.//Педагогика, 2002.-№ 6.- С.26−35.
  181. A.B. Личность и ее активность в свете идей А.Н.Леонтьева//А.Н.Леонтьев и современная психология.- М., 1983.176с.
  182. Л. А. Психологический анализ трудностей общения студентов. Диссертация к.псих.н. М., 1987. — 171 с.
  183. Подобед В.И., Горшкова В. В. Проект образовательного пространства // Образование и наука.-2005.№ 1.-С.42−47.
  184. H.A. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: диссертация д.пед.н. Казань. — 483 с.
  185. Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки / Под ред. В. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1989. -С. 21−34.
  186. Н.В. Содействие личностно-профессиональному самоопределению выпускнику школы в условиях довузовской подготовки // Акмеология. № 1, 2007. — С. 22 — 24.
  187. А.И. Организации: системы и люди. М.: 1983.
  188. И.И. К/п переход. М.: Издатель Королев A.B., 2007. — 272 с.
  189. В.В., Ситаров A.A. Социальная экология. М, 2000. — 236 С.
  190. Jl.Г. Многомерная медицина. Система самодиагностики и самоисцеления человека. 15-е изд., испр. И доп. — М.: АНС, 2005 — 432 е.: илл.
  191. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб., 1996.
  192. С. Л. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1969. 179 с.
  193. С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопр. философии. 1989. — № 4. -.с.
  194. Сагатовский В. Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СпБ.: изд-во СпбГУ, 2004.-232с.
  195. П.Н. Русская.// Вестник М. И. Богданова. 2002.1. С. 11−28.
  196. И.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Изд-во «Мецниеба», г. Тбилиси, 1989 г.
  197. Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального / Э. В. Сайко. М.: Воронеж.
  198. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997. с.
  199. Сафин В. Н. Психология самоопределения личности.-Свердловск, 1986.-142с.
  200. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  201. Е.А. Развитие акмеологической культуры личности // Ред. A.A. Деркач. М.: РАГС, 2007. — 200 с.
  202. Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете // Педагогика. 2001. -№ 5.-С.51−57.
  203. Ю.В., Тамарин В. Э. Организация целостного педагогического процесса в гимназии. Барнаул, 1992.
  204. И.Н. Гуманитаризация образовательной среды в университете.-Воронеж, 2002.-64 с.
  205. В.П. Образовательный процесс как деятельностная система // Проблемы базовой подготовки и повышения квалификации организаторов образования. Курск, 1994. — С. 30 — 33.
  206. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 200. — 536 с.
  207. Системная диагностика качества общего среднего образования // В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева, Т. И. Дормидонова. СПб.: ЛОИРО, 2002.-167 с.
  208. А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. М.: Советская наука, 1950. — 235 с.
  209. А.П. Акмеологическитй тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М., 1996.
  210. В.А. Развитие личности в системе непрерывного образования. Новосибирск: МГПУ. 1998. — С. 9 — 16.
  211. В.И., Исаев E.H. Психология человека- Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
  212. Н. Социология: пер. с англ. М.: Наука, 1994. — 688 с.
  213. И.П. Генезис. Философские очерки по социокультурной начинательности. СПб.: Алетейя, 2006. — 189 с.
  214. О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004 — 256 с.
  215. Н.В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. — 120 с.
  216. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях применяющейся социокультурнойсреде. Автор, диссертация, д.пед.наук. — Казань: изд-во Казанского Педагогического Университета, 1997. — 36 с.
  217. Н.В. Средообразующая функция современного педагога // Смысл жизни в акме: 10 лет поиска. Материалы VIII X симпозиумов. — Часть 3 / Ред. Колл. A.A. Бодалев, A.A. Деркач, М. Ф. Секач и др. — М.: Изд-во РАГС, 2005. — С. 110 — 112.
  218. Н.В. Статус и социальные ожидания преподавателя вуза // Проблемы образования на рубеже XXI века: международный диалог: Тез. межд. конф. М.: Магистр, 1996. — С. 66 — 68.
  219. И.О. Средообразующая функция неординарных людей. Взаимовлияние личности и среды // Музейная педагогика. -Воронеж, 2005. С. 75 — 92.
  220. П. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Наука, 1992. С. 295 — 424.
  221. П. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // В кн.: Вопросы изучения и воспитания личности / Под ред. В. М. Бехтерева, 1921. № 3. — Петербург: Госиздат, 1921.-С. 397−419.
  222. Социологический энциклопедический словарь // Под ред. Г. В. Осипова. М.: Издат. Группа ИНФРА, 1998. — 488 с.
  223. А.И. Экология личности в контексте философии.1. С. 5−10.
  224. А.И. Проблемы фундаментализации и источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики. Кострома — М.: КГПУ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 332 с.
  225. А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Кн. 1. — Тольятти- 1999. — 206 с.
  226. А.И. Очерки теории качества: авторские ретроспективы. СПб. — Кострома: ИЦПКПС, 2002. — 108 с.
  227. А.И. Проблемы качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. -СПб.: Кострома, 2002. 123 с.
  228. А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования. М.: Кострома: Исслед. Центр, КГПУ им. H.A. Некрасова, 1995. — 336 с.
  229. А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. М.: Исслед. Центр, 1994.- 168 с.
  230. А.И. Социоморфность системы образования как критериальное основание квалиметрии страновых образовательных систем // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. -М., Новгород.: Изд-во НГУ, 1994. С. 12 — 14.
  231. Л. Десять теорий о природе человека (текст) // Пер. В. В. Васильева. М. СЛОВО/SLOVO, 2004. — 240 с.
  232. И.Б. Культурно-образовательная среда Ельца и Елецкого уезда второй половины 19 века: Автореф. диссертация к.п.н. -Елец, 2002.-21 с.
  233. Ю.Г. Факторы личности, общества и государства в сравнительных исследованиях систем высшего образования // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., Новгород: Издат-во НГУ, 1994. — С. 4 — 5.
  234. Теория и практика воспитательных систем. В 2-х книгах / Под ред. Л. И. Новиковой (отв. ред.) и др. М.: Педагогика, 1993.
  235. Теория управления 2-е изд. // Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. — Глава 3. внутренняя и внешняя среда управления. -РАГС, 2005.-С. 63−83.
  236. .М. Избранные труды. М.: Наука, 1985. — Т. 1.-452с.
  237. Технологии эффективной профессиональной деятельности / Под ред. A.A. Деркача. М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996. — 397 с.
  238. К.А. Историческая биология и экономический материализм в истории // Исторический метод в биологии. М., 1992.
  239. А.П., Писарева С. А. Проблемы подготовки преподавателей высшей школы. //Образование взрослых в современном развитом обществе. СПб., 2003. ч. 2. — С. 53 — 57.
  240. И. «Исповедь», «О сущности христианства» Людвига Фейербаха, «Русский характер», Механика гуманитарной мысли // Философская наука. 200. -№.- С. 133 — 152.
  241. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-376 с.
  242. У. Психология труда в изменяющемся индустриальном мире // Иностранная психология. 1994. — Т. 2. — № 1(3). — С. 13−20.
  243. К. Д. Человек как предмет воспитания // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5, 6. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
  244. Л.Р. Об акмеологичности переживаний человека // Акмеология. № 1, 2007. — С. 51 — 59.
  245. P.A. Инновационный менеджмент. 5-е изд. -СПб.: Питер, 2006. — С. 198 — 200.
  246. Федоров, Фейгинов С. Р. Педагогическая драматургия образовательного пространства подростка. Автореферат диссертация д.п.н. — Ярославль, 2006. — 39 с.
  247. Д.И. Психология развивающейся личности. М. Воронеж, 1996.-512 с.
  248. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: МПСИ, «Флинта», 1999. -.с.
  249. Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. М., Аспект-Пресс, 1996. — 551 с.
  250. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М., 1983. — 840 с.
  251. K.M. Проблема системной организованности в теоретической биологии // Журнал общей биологии. 1963. — Т. XXIV. — № 5.
  252. Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействиях. М., 2003, 319 с.
  253. А.Н. Кафедра в системе факторов профессионального воспитания будущего учителя // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт: Межв. сб. научных трудов / Под ред. Репринцева A.B. Курск, 2000.
  254. Ю.П. Элементы эволюционной диатропики. М.: Наука, 1990.-270 с.
  255. Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: диссертация д.пед.н. Екатеринбург, 1998. -462 с.
  256. Черноушек. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989.
  257. A.C., Лунев Ю. А. Социальные оазисы // Акмеология. 2002. — № 3.
  258. Человек среда отношения. — Таллин: ГПИ им. ВИЛДА. — 134с.
  259. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Педагогика, 1982. с.
  260. В., Угорелов В. Социальное развитие высшей школы: некоторые итоги и перспективы // Высшее образование в России. 1995. -№ 1.-С. 42−50.
  261. С.Т. На пути к трудовой школе // Изб. пед. соч.: в 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1980. — С. 7 — 33.
  262. Е.П. Формы педагогического взаимодействия в социально-образовательной среде // Образование взрослых. СПб, 2003. Ч. 2. — С. 171−173.
  263. С.Т. О работе деревенского учителя // Избр. пед. соч.: в 2-х т.-Т.2.-М.: Педагогика, 1980.-С. 236−251.
  264. С.Т. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989. -223 с.
  265. Е.В. «Страна идолов и философия марксизма» в творчестве Александра Богданова //С.88−111.
  266. Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Психология личности. Тесты. М., 1982. — С. 55 — 60.
  267. Х. Э. Ленский В.И. Психология жизненного пространства. СПб, 2004. 216 с.
  268. B.C. «Полюсно-полевая» теория существования человека и развитие педагогики // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. — № 2. — С. 6 — 10.
  269. Г. М. Педагогические основы формирования непрерывного образовательного пространства «школа технических вузов» — Автореф. диссертация д.п.н. — Воронеж, 2001. — 43 с.
  270. Г. П. Избранные руды. М.: Шк. Культ. Полит. -1995.-760 с.
  271. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993, С. 33.
  272. Б. Д. Фрумин И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993. — № 1. С. .
  273. Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.- Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2004.-416 с.
  274. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-212 с.
  275. Юнг К. Психологические типы / Под ред. В. Зелинского. -СПб.: Ювенита.
  276. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. — № 3. -С. 40−53.
  277. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  278. В.А. Построение образовательных сред // Психологический журнал. 2000. — № 7. — С. 79 — 88
  279. Bertelanffy L. von General System Theory// General Systems. 1856. vol. 1
  280. Davie G. The Democratic Intellect: Scotland and Her Universities in the Nineteenth Century. Edinburgh, 1999. P. IX.
  281. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in she study of social (см. Ясвин)
  282. Glasersfeld E. Von (1996). Radical constructivism. A way of knowing and learning / E. Glasersfeld // Studies in matematics education. Ser. 6/ -London-Washington: Palmer Press, 1996. — P. 53 — 75.
  283. Jonassen D.H. Learning with media: Restructuring the debate / D.H. Jonassen, J. P. Campbell, M.E. Davidson // Educational technology: research and development. 1994. — 42 (2). — P. 31 — 39.
  284. Luhmann. N. Das Technologiedefizit der Erziehung und die Paedagogik / N. Luhmann. K.E. Schorr // Zeitschrift fiier Paedagogik. -1979.-N 25.-S. 345−365.
  285. Luhmann. N. Gesellschaftsstruktur und Semantik / N. Luhmann // Studien zur Wissenssoziologie der modernen Gesellschaft. Bd. 2. -Francfurt a.M.:Suhrkamp, 1981. S. 282.
  286. Matthems, M.R. Introductory comments on philosophy and constructivism in science education / M.R. Matthems // International Journal of Man-Machine Studies. 1975. — Vol. 7.
  287. Neisser, U. Cognition and Reality / U. Neisser // San Francisco: Freeman. 1976.
  288. Nola, R. Constructivism in science and sciense education: a philosophical critique / R. Nola // Science & Education. 1997. — N 6. — P. 55 -83.
  289. Piaget, J. La construction du red chez T’enfanf = The construction of reality in the child / J. Piaget- transl. M. Cook. New York: Basic books, 1971.
  290. Roth, G. Erkenntnis und Realitet: Das reale Gehirn und seine Wirklichkeit / G. Roth // Der Diskurs des Radikalen Konstructivismus. -Frankfurt a. M.: Suhrkampf, 1996.
  291. Roth, G. Autopoiese und Kognition: Die Theorie H.R. Maturanas und die Notwendigkeit ihrer Weiterentwicklung / G. Roth // S. Schmidt. Der
  292. Diskurs des Radikalen Kon-struktivismus. Frankfurt а. M.: Suhrkampf, 1996.
Заполнить форму текущей работой