Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная идентичность бортпроводников: структура и особенности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая профессия имеет свои специфические особенности, оказывающие влияние на формирование черт личности субъекта труда в процессе профессионального становления. Объективные условия труда так же значимы для человека, как и ощущения себя в профессии. Воздействие экстремальных, психотравмирующих факторов сказывается на функциональном состоянии человека и его профессиональном долголетии. В нашей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы анализа проблемы профессиональной идентичности в современной психологии
    • 1. 1. Основные подходы к изучению профессиональной идентичности в современной психологии
    • 1. 2. Профессиональная идентичность и профессия как стороны профессиональной активности человека
    • 1. 3. Развитие профессиональной идентичности и проблема адаптации к профессии
    • 1. 4. Профессиональная идентичность и успешность профессиональной деятельности
  • Глава 2. Особенности профессиональной идентичности и профессионального развития бортпроводника
    • 2. 1. Анализ профессиональной деятельности бортпроводника
    • 2. 2. Критерии профессионального развития бортпроводника
    • 2. 3. Критерии успешности профессионального развития и позитивной профессиональной идентичности бортпроводника
  • Глава 3. Эмпирическое изучение профессиональной идентичности как аспекта профессионального развития бортпроводника
    • 3. 1. Организация исследования и описание методик исследования
    • 3. 2. Характеристика и анализ результатов эмпирического исследования

Профессиональная идентичность бортпроводников: структура и особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная часть жизни человека в значительной степени связана с определенной профессией, личность развивается в контексте профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Актуальность проблемы. Современная социально-экономическая ситуация характеризуется существенными изменениями на рынке труда, увеличивается общий темп жизни, усложняются производственные технологии, изменяются условия и содержание труда. Профессиональная деятельность не может рассматриваться в отрыве от личностного развития, без учета возрастных, индивидуальных и тендерных особенностей. Механизмы профессионального развития, формирования профессионального самосознания, профессиональное долголетие, способы повышения профессиональной эффективности, и многое другое нашло свое отражение в работах психологов-исследователей. Неоценимый вклад внесен российскими психологами в определение роли индивидуально-личностных особенностей, способностей, интересов, мотивов в формирование профессионала (Е.А.Климов, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, Н. С. Пряжников, В. А. Бодров, Е. М. Иванова, и др.). На основе работ в области психологии личности исследованы психологические основания самоопределения и самосознания (С.Л.Рубинштейн, Д. А. Леонтьев, А. В. Брушлинский, В. В. Столин, К.А.Абульханова-Славская и др.). Изучены факторы, влияющие на успешность в профессиональном развитии и становлении профессионала (В.А.Бодров, В. Я. Орлов, Л. Г. Дикая, О. Н. Родина, А. Л. Свенцицкий, Ю. К. Стрелков и др.). Наряду с этим изучались вопросы профессиональной адаптации, саморегуляции в процессе профессионализации, влияние профессиональной деформации на личность, особенно в условиях высокой интенсивности труда и в профессиях особых и экстремальных условий труда (В.Г.Зазыкин, В. А. Бодров, Л. Г. Дикая, В. А. Пономаренко, Э. Ф. Зеер, М. В. Клищевская и др.).

Накопленные на сегодняшний день психологические знания, рождение новой отрасли науки — акмеологии, дают новые возможности для изучения профессиональной деятельности и профессионального развития. В связи с этим особую значимость приобретает проблема идентичности вообще и в конкретной профессиональной деятельности в частности как проблемы поиска смысла жизни, поиска «своего места». Исторически различались подходы к изучению данного вопроса в отечественной и зарубежной психологии: через самосознание в российской школе (С.Л.Рубинштейн, А. В. Петровский, К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, и др.) и социальную и личностную идентичность в зарубежной (Э.Эриксон, К. Хорни, С. Московичи и др.). Изучение профессиональной идентичности как высшего пика самоосознава-ния в развитии личности профессионала позволит выделить условия формирования позитивной идентичности, которая, в свою очередь, может стать критерием успешности и эффективности профессионального развития.

Каждая профессия имеет свои специфические особенности, оказывающие влияние на формирование черт личности субъекта труда в процессе профессионального становления. Объективные условия труда так же значимы для человека, как и ощущения себя в профессии. Воздействие экстремальных, психотравмирующих факторов сказывается на функциональном состоянии человека и его профессиональном долголетии. В нашей работе профессиональное развитие рассматривается как усвоение неких моделей поведения, системы отношений людей, самоотношение в состоянии функционального комфорта, что особенно актуально для профессий предполагающих деятельность специалистов в особых условиях. Позитивная профессиональная идентичность в этом контексте — критерий психологического и функционального комфорта субъекта труда и основание для оценки успешности профессионального развития.

Проблема исследования профессиональной идентичности бортпроводников связана с необходимостью более глубокого анализа факторов профессионализации как на этапе первичной профессиональной адаптации, так и на этапе достижения профессионализма с учетом профессиональных деформаций. Причиной обращения к теме изучения профессиональной идентичности бортпроводников послужило то обстоятельство, что профессия бортпроводника, недостаточно изучена психологами, существует необходимость анализа особенностей, влияющих на формирование специалистов данного профиля, на профессиональное развитие не только на этапе профессионального самоопределения, но и на этапе достижения профессионализма с учетом профессиональных деформаций. Изучение профессиональной идентичности как неотъемлемого компонента самоосознавания в развитии личности профессионала позволит выделить условия формирования позитивной идентичности, которая в свою очередь, может стать критерием оценки успешности и эффективности профессионального развития.

Объект исследования: профессиональная идентичность бортпроводников. Предмет исследования: структура и особенности профессиональной идентичности бортпроводников.

Цель исследования: выявить особенности и структуру профессиональной идентичности бортпроводников на разных этапах профессионального развития.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психологических оснований профессиональной идентичности как условия развития личности субъекта труда, влияющего на показатели эффективности профессионального развития.

2. Провести анализ профессиональной деятельности бортпроводника, выявить личностные основания успешности профессионального развития, определить структуру и раскрыть содержательные компоненты профессиональной идентичности бортпроводников.

3. Составить программу эмпирического исследования, подобрать методики для исследования профидентичности бортпроводников, провести эмпирическое исследование, статистическую обработку данных, их анализ и обсуждение.

4. Эмпирическим путем определить особенности профессиональной идентичности бортпроводника на разных этапах профессионализации: первичной профессиональной адаптации, вторичной профессиональной адаптации и этапе совершенствования профессионального мастерстваустановить связь достигнутой профессиональной идентичности с индивидуально-личностными качествами личности бортпроводника.

5. Разработать психологические рекомендации по прогнозированию эффективности профессиональной деятельности бортпроводников на разных стадиях профессионального развития с учетом уровня развития профессиональной идентичности.

Гипотеза исследования представлена следующими предположениями:

• Позитивная профессиональная идентичность как проявление тождества субъекта труда с профессией, с профессиональным сообществом и позитивным функциональным образом-Я, на основе их единства и целенаправленной активности может выступать критерием оценки уровня профессионализма.

• Профессиональная идентичность бортпроводника имеет особенности, обусловленные двойственным (сервис и безопасность) функционально-ролевым характером профессиональной деятельности, индивидуально-личностными особенностями и адаптационными свойствами организма.

• Показателями достижения профессиональной идентичности бортпроводников могут считаться успешно усвоенный профессиональный опыт, успешные профессиональные отношения, позитивное самоотношение (система согласованных образов себя и своего места в мире) на фоне состояния функционального комфорта.

Теоретико-методические основания исследования:

• Общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, В. А. Петровский и др.);

• психологическая теория профессионального становления (Е.А.Климов, Н. С. Пряжников, В. А. Бодров и др.),.

• Теория функциональных систем (Б.Ф.Ломов);

• Теория стресса (Г.Селье), исследования проблемы саморегуляции и стресса в условиях труда (М.Борневассер, Л. Г. Дикая, А. Б. Леонова, В. А. Пономаренко и др.);

• Взгляды отечественных и зарубежных психологов на феномен идентичности и самоидентичности (Э.Эриксон, Д. Мид, К. Хорни, Н. В. Антонова, В. Мухина, Л. Б. Шнейдер и др.).

• Основополагающими для нашего исследования стали принципы применения системного подхода в психологии (К.К.Платонов, В. Д. Шадриков, А. А. Бодалев и др.), принципы субъектно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская и др.) и методологические основы акмеологических исследований (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина и др.). Методы исследования:

• Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;

• Методы сбора эмпирических данных:

1. наблюдение;

2. структурированное интервью;

3. анализ документов, регламентирующих профессиональную деятельность бортпроводников;

4. групповое психодиагностическое исследование;

5. тестовые методики: методика оценки уровня адаптационных способностей А. Г. Маклакова, опросник определения личностной предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса, методика определения личностной направленности В. Смекала и М. Кучера, опросник «Психическое выгорание» Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, методика определения уровня профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер, методика оценки индивидуального порога мотивации Олдхема Хакмана в адаптации А. Б. Леоновой, модифицированный опросник «Удовлетворенность трудом» на основе «Опросника для оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия» Р. Х. Исмаилова и «Привлекательность культуры организации» В. М. Снеткова.

• При обработке результатов исследования применялись методы ма-теиатической статистики с использованием программ STADIA версии 5.0 и SPSS.

Выборку составили работники авиакомпании ОАО «Аэрофлот» в количестве 72 человек, работники других авиакомпаний, претендующих на работу в ОАО «Аэрофлот» в количестве 55 человек и кандидаты на первоначальное обучение в центре профессиональной подготовки авиаперсонала ОАО «Аэрофлот» в количестве 61 человек. Всего в исследовании приняли участие 188 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые выявлена динамика профессиональной идентичности бортпроводников (от диффузной к достигнутой позитивной) на разных этапах профессионализации.- установлены основные компоненты профессиональной идентичности, структурирующиеся в пространстве Я и Дело (функциональный радикал), Я и Другие (коммуникативный радикал), Я=Я (личностно-физиологический радикал) — обнаружены содержательные характеристики структурных компонентов профессиональной идентичности бортпроводников: тождественность, целостность, определенность и оптимальная работоспособностьопределены критерии успешного профессионального развития (успешно усвоенный профессиональный опыт, успешные профессиональные отношения, позитивное самоотношение на фоне состояния функционального комфорта) и их связь с уровнем профессиональной идентичности.

Теоретическая значимость исследования. Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена значимость исследования профессиональной идентичности представителей конкретной профессии. Позитивная профессиональная идентичность рассматривается как выражение уровня достигнутого профессионализма, характеризует самоосознавание в развитии личности как субъекта труда и может служить основанием прогнозирования эффективности профессиональной деятельности в стадии реализации профессионала. В ходе исследования выявлено, что для профессий особых и экстремальных условий труда, в частности бортпроводника, профессиональная идентичность связана не только с усвоением профессионального опыта, формированием определенных профессиональных отношений и профессионального самосознания, но и с состоянием функционального комфорта организма.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут способствовать раскрытию личностного потенциала работников, повышению эффективности производственного процесса, своевременному выявлению профессионального выгорания у специалистов данного профиля. Практические материалы исследования использованы при разработке обучающих программ подготовки бортпроводников. Оценка уровня профессиональной идентичности может использоваться при прогнозировании успешности конкретного работника на различных этапах профессионального развития. Результаты исследования представлены руководству авиакомпании для улучшения организации производственного процесса.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная идентичность проявляется как тождество субъекта профессионального развития с профессией, с профессиональным сообществом и позитивным функциональным образом Я в их единстве и реализуется в целенаправленной трудовой активности человека.

2. Позитивная профессиональная идентичность является критерием достигнутого профессионализма, характеристикой осознанности профессионального саморазвитиясуществует взаимосвязь между позитивной профессиональной идентичностью и эффективностью профессиональной деятельности и профессионального развития человека в делом;

3. Показателями достижения профессиональной идентичности бортпроводников (ее структурными компонентами) могут считаться успешно усвоенный профессиональный опыт, успешные профессиональные отношения, позитивное самоотношение и оптимальная работоспособность;

4. Динамика профессиональной идентичности бортпроводников выстраивается от диффузной к достигнутой позитивной профидентичности на разных этапах профессионализации;

5. Основные компоненты профессиональной идентичности, структурируются в пространстве Я и Дело (функциональный радикал), Я и Другие (коммуникативный радикал), Я=Я (личностно-физиологический радикал);

6. Психологические и психофизиологические условия профессиональной деятельности влияют на процесс и результат развития профессиональной идентичностидля некоторых профессий особых и экстремальных условий труда, в данном случае бортпроводника, профессиональная идентичность связана не только с усвоением профессионального опыта, формированием определенных профессиональных отношений и профессионального самосознания, но и с состоянием функционального комфорта организма.

Этапы исследования: Первый этап (2002 — 2003) — анализ и обобщение литературы по проблеме исследованияопределение цели, задач и методов исследования.

Второй этап (2003 — 2004) — составление программы эмпирического исследования, подбор методик, проведение исследования, первичная обработка данных.

Третий этап (2004 — 2005) — качественная и количественная обработка полученных результатов, анализ данных эмпирического исследования, оформление диссертационного исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическими подходами и принципами исследованияиспользованием комплекса взаимодополняющих надежных и валидных методик, адекватных цели и задачам исследования, привлечением обширного фактического материала и его анализом, применением количественных и качественных методов анализа результатов, репрезентативностью выборки, статистической значимостью эмпирических показателей.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования были представлены на практических семинарах инструкторов Комплекса сервиса на борту ОАО «Аэрофлот» (2005), полученные результаты использованы при разработке обучающих программ центра подготовки авиаперсонала «Психология сервиса», «Психологические аспекты профессиональной деятельности старшего бортпроводника», «Психологические аспекты профессиональной деятельности бортпроводника — инструктора» (2003;2005). Основные положения исследования докладывались на пресс-конференции Комплекса сервиса на борту по презентации обучающих программ (Москва, октябрь 2003). Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре психологии МОСУ (2003;2005), на социально-психологическом факультете МГППУ. Выводы исследования использованы при разработке системы регулярной оценки состояния социально-психологического климата и уровня удовлетворенности трудом летного персонала Комплекса сервиса на борту ОАО «Аэрофлот». На основе анализа профессии бортпроводника, проведенного в рамках диссертационного исследования, разработаны критерии отбора персонала на должность бортпроводника. и.

6. Результаты исследования позволили определить условия, влияющие на успешность профессионального развития. Профессиональная идентичность бортпроводника достигается при успешности в следующих направлениях: профессиональная подготовка (через обучение) и профессиональный опыт (стаж работы) — высокий уровень социального интеллекта: позитивное отношение к людям — а) к клиенту, так как смысл профессии в предоставлении.

— услуг, б) к коллегам, так как профессиональная деятельность носит коллективных характерпозитивное отношение к профессии: высокий уровень профессиональной мотивации, понимание смысла профессии, принятие требований и норм как профессии, так и конкретной организации (групповой предметной деятельности) — устойчивая высокая самооценкаоптимальное психофизиологическое состояние организма. Можно, оценивая потенциал различных структурных компонентов (выраженный функциональный, лич-ностно-физиологический, коммуникативный радикал) профидентичности при первичном отборе прогнозировать профессиональную успешность бортпроводника. На этапе реализации профессионала эффективность работки ника может оцениваться с помощью определения уровня профессиональной идентичности.

7. Профессиональное обучение должно строиться с учетом условий, влияющих на профессиональное выгорание с возрастанием стажа работы в данной профессии, и быть направлено на формирование профессиональной мотивации, развитие навыков конструктивного взаимодействия и социального восприятия, обучение техникам саморегуляции.

Следует отметить, что данное исследование позволяет наметить пути коррекционной работы. Здесь может быть разработана система тренингов и коррекционных занятий по коррекции самооценки, развитию навыков общения, профилактике профессионального выгорания и профессиональных дест-рукций, достижению профессиональной идентичности. Такая работа могла бы проводиться на фоне изменения тактики управления персоналом и работы по повышению статуса профессии.

Заключение

.

Подводя итог нашего исследования, необходимо отметить сложность темы — взаимосвязь профессиональной идентичности и профессиональной деятельности, и вместе и тем ее актуальность для современного общества.

Изучение этой темы требует системного подхода к исследованию, так как позволяет глубже оценить суть возникающих сложностей и противоречий, найти пути эффективного решения, объединить материалы изысканий различных областей психологии и других наук.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М.: Между-народн. Педагогическ. Академия, 1994. — 237с.
  2. Г. С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003. — 224с.
  3. Г. Н., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. — Владикавказ: Алания, 1997.
  4. Г. М. Социальная психология М.: Аспект Пресс, 1999.
  5. В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176с.
  6. Антони Г. Конни, Бунгард В. Саморегулирующиеся рабочие группы: их организация и опыт деятельности // Иностранная психология, 1994, Т2, № 1(3). С29−34.
  7. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современном психоанализе, интеракционной и когнитивной психологии // Вопросы психологии, 1996, № 1, С131.
  8. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии, 1997, № 6, С23−30.
  9. Ф.Г. О прогнозировании принятия решений в групповом контексте / Сборник научных трудов MULL У. М., 1996.
  10. Ю.Ауэрбах С., Гремлин С. Практикум по управлению стрессом. СПб.: Питер, 2002. — 240с.
  11. Г. Ю., Аксенова Е. А. «Кризисная ситуация» в организациях //Психологическое обозрение, 1998, № 1, с100−105.
  12. Н.Ю. Обучение персонала на промышленном предприятии // Справочник по управлению персоналом. Журнал российской НР-практики, 2002, № 7. С76−86.
  13. И.Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения. / Методологические проблемы психологии личности. М., 1981.
  14. Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994. — 176с.
  15. Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000. — 320с.
  16. М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576с.
  17. И.В., Капица М. С., Парлас Т. В. Функциональные и эмоциональные искажения в пространственных представлениях. // Вестник МГУ, 2000, № 3.C62−73.
  18. A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994, № 1, С122−127.
  19. В.А. Психология профессиональной пригодности М.: Пер СЭ, 2001.
  20. В.А., Обознов A.A. Система психологической регуляции стрессоустойчивости человека оператора // Психологический журнал, 2000, т.21, № 4,с32−40.
  21. В.А., Орлов В .Я. Психология и надежность М.: Инст-т психологии РАН, 1998.
  22. В.Ю. Психотренинг: социодинамика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 380с.
  23. Е.М. Психологическое содержание труда и формирование профессиональной пригодности // Психофизиологические вопросы становления профессионала М., 1974.
  24. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // психология формирования и развития личности / Под ред. Анцыферовой Л. И. М.: Наука, 1980, С159−177.
  25. М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология, 1994, Т2, № 1(3). С44−50.
  26. М.К., Семенов В. А. Экономика и психология: на перекрестке наук М.: Дело и Сервис, 1998.
  27. Л.Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии, 1994, № 5, С5−11.
  28. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций -М.: Российское педагогическое агенство, 1998. 134с.
  29. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.-Киев, 1989.
  30. И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья, 1995, № 3, С73−84.
  31. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. -М.: Изд-во «Ось-89», 1999. 176с.
  32. И.В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Митиной Л. М. М.: Московск. психолого-соц. Институт, Флинта, 1998, С66−78.
  33. К. Тренинг по управлению стрессом. М.: Изд-во Эксмо, 2002.-272с.
  34. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд.психол.наук, 1997.
  35. Д.Ю. должностные инструкции и корпоративные стандарты // Справочник по управлению персоналом. Журнал российской НР-практики, 2002, № 7, С57−64.
  36. Грайф 3. Обучение самоорганизации: развивающий подход. // Иностранная психология, т2, № 1, 1994. С21−27.
  37. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.-178с.
  38. H.A. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха. // Вестник МГУ, 2001, №З.С68−74.
  39. K.M. Профессиональная пригодность и принцип деления профессий Спб: Питер, 2001.
  40. Н.П. Отражение в юморе процессов переживания человеком особых ситуаций в профессиональной деятельности. // Психология психических состояний. Казань, 2001. Выпуск 3. С275−284.
  41. Н. И. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук, 1996.
  42. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология . Учебное пособие СПб.: Питер, 2003. -256с.
  43. И.Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: методические рекомендации. СПб.: Изд-во «Речь», 2001. -40с.
  44. Д. Логика неудачи. М., 1997.
  45. Е. Профессионалы будущее вашей компании // Управление персоналом, 2004, № 3(91), С27−28.
  46. Л.Г. Роль индивидуального стиля саморегуляции психофизиологических состояний в преодолении стрессовых ситуаций. // Труды общества расследователей авиационных происшествий. М. 1995. Выпуск 4−5. С131−138.
  47. Л.Г., Щедров В. И. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека. // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. M, 1999. С106−132.
  48. Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в 21-м веке. // Психологический журнал, 2002, Т.23, № 6.С18−37.
  49. Дж. Даниэл, И. Пикала Психология труда М.: Профиздат, 1979.
  50. А.И. психология коллектива. М., 1984. 206с.
  51. Е.П. Профессионализм как фактор корпоративной безопасности. //Психология и безопасность организаций. М, 1997. С64−66.
  52. Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза. // Психологический журнал. 1998, № 4. С80−87.
  53. Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение, 1998, № 2, С35−46.
  54. Н.Д., Пономаренко В. А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал, 1983, т. 4, № 6.
  55. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов В., Грабенко Т. Технология создания команды СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 216с.
  56. В.Б., Мунипов В. М., Рубахин В. Ф. Биологические проблемы эффективности и качества труда // Психологический журнал, 1984, т.5,№ 2, с25−34.
  57. О.И., Кряжева И. К. Содержание и показатели адаптации личности // Организационная психология Спб: Питер, 2001, с248−256.
  58. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности М.: Изд-во МГУ, 1988. — 205с.
  59. Л.Н. Психотехника личностного профессионально-значимого роста: Автореф.дисс.канд.психол.наук, 1996.
  60. Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2003. — 400с.
  61. М.О. Критерии психологического отбора в оперативные службы органов Внутренних Дел: Автореф. дисс. канд.психол.наук, 1996.
  62. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. — СПб.: «Речь», 2002. 134с.
  63. Е.А. Введение в психологию труда М: Изд-во МГУ, 1988.
  64. М.В. Сознательная смена профессии в контексте профессионального развития. // Вестник МГУ, 2000, № 4.С65−72.
  65. М.В. К проблеме профессионального развития. // Вестник МГУ, 2001, № 4.СЗ-12.
  66. М.В. К проблеме профессионального развития // Вестник МГУ, 2001, № 4, сЗ-11.
  67. М. Позиционирование ключ к успеху // Управление персоналом, 2004, № 5(93), С63−65.
  68. О.С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика уровня эмоционального напряжения и его источники // Вопросы психологии, 1995, № 3, С119−132.
  69. Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: Изд-во С-Питер. Ун-та, 1991, С61−83
  70. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома//Вопросы психологии, 1995, № 5, С69−78.
  71. Т.В. Диагностика личностных факторов принятия решения // Вопросы психологии, 1994, № 6, С99−109.
  72. Т.В., Каменев И. И. Принятие решений в условиях неопределенности//Вестник МГУ, серия 14, 2002,№ 2. С24−36
  73. Э. Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2002. -320с.
  74. Э., Смит JI. Тренинг. СПб.: Питер, 2002.- 224с.
  75. Е.П., Залесоцкая И. В. Рефлексия как механизм психологической устойчивости личности в особых жизненных ситуациях. / Сборник научн. Трудов Mill У. М., 2000.
  76. A.C. Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятный функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности: Авто-реф. дисс.канд.психол.наук, 1994.
  77. Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала СПб.: Питер, 2003. — 240с.
  78. ЛабунскийЛ.В. Принципы развития компетенций персонала // Управление персоналом, 2004. № 3(91), С36−37.
  79. Ф., Холлинг X. Совершенствование персонала // Иностранная психология, 1994, Т2, № 1(3). С52−58.
  80. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека-М., 1984.
  81. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития -М.: Радикс, 1995.
  82. А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. // Вестник МГУ, 2000, № 3, С4−21.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М., 1975.
  84. Ли Ф. К. Возрастная психология в Китае // Вопросы психологии, 1994, № 4, С147−149.
  85. B.C. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии, 2004, № 5, С25−32.
  86. А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004. -320с.
  87. А.Г. ЛАП: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001, т.22, № 1, С16−24.
  88. C.B. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск.психол.-соц.института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 336с.
  89. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-208с.
  90. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. — 260с.
  91. А.К. Психология профессионализма. М.:Международн. гу-манитарн. Фонд «Знание», 1996.
  92. Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. — 544с.
  93. A.B. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности. // Психологический журнал. 1995. № 3.C35−43.
  94. A.B., Постылякова Ю.В. CRIS: опросник оценки ресурсов совладания со стрессом. // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999. С282−302.
  95. А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001.-254с.
  96. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент М.: Фо-рум-Инфра-М, 1998.
  97. ЮО.Миронова Т. Л. Структура и развитие профессионального самосозна ния: Автореф. Дисс.канд.психол.наук, 2000.
  98. Г. К. Как преодолевать стрессы. СПб.: Изд-во «Союз», 2003. — 224с.
  99. ЮЗ.Морнель Пьер. Технологии эффективного найма. М.: ООО «Добрая книга», 2002. — 264с.
  100. Ю4.Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 539с.
  101. С.К. Психическая адаптация участников локальных вооруженных конфликтов. Дисс.канд.биол.наук, 2002.
  102. Юб.Невис Э. Организационное консультирование. СПб.: «Издательст во Пирожкова». Серия «Новый импульс», 2002. — 224с.
  103. Дж.В., Девис К. Организационное поведение Спб: Питер, 2000.
  104. Основы психофизиологии / отв.ред. Ю. И. Александров. М.: ИНФРА- М, 1997. -432с.
  105. В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии, 2000, № 1, С135−141.
  106. Ю.Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Игротехнические технологии для обучения и организационного развития персонала. СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2003, 536с.
  107. Э., Рей М. Коучинг в обучении: практические методы и техники Спб.: Питер, 2003. — 204с.
  108. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии, 1998, № 2, СЗ-10.
  109. Н.И. Управление ресурсами персонала авиакомпании // Управление персоналом, 2004, № 5(93), С72−76.
  110. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология Спб: Речь, 2000.
  111. В.А. авиация белое и черное. — М., 1995. — 456с.
  112. В.А. Авиация, человек, дух М., 2000.
  113. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии Спб: Питер, 2000.
  114. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной дея тельности: / Под ред. Никифорова Г. С., Дмитриевой М. А., Снеткова В. М. Спб.: Речь, 2001. — 448с.
  115. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. Битяновой М. Р. СПб.: Питер, 2003. — 304с.
  116. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика М-Воронеж, 2000.
  117. Н.С. Психологический смысл труда М.-Воронеж, 1997.
  118. Психология и жизнь: Международный сборник научных трудов. Выпуск № 5. М.:РПО, МОСУ, РАГС, 2002. — 273с.123 .Психология личности в трудах отечественных психологов Спб: Питер, 2000.-480с.
  119. Психология экстремальных ситуаций / Сост. Тарас А. Е., Сельченок К. В. -Мн: 1999.
  120. Психологический словарь-М: Педагогика-Пресс, 1996.
  121. A.A., Доморацкий B.A., Гордеева Е. Г. Посттравматиче ское стрессовое расстройство М., 2000.
  122. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности/ Под ред. Деркача A.A. М.: Красная площадь, 1996.
  123. Рабочая книга практического психолога/ Под ред. Бодалева A.A., Деркача A.A., Лаптева Л. Г. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.-640с.
  124. Г. В. Секреты выбора профессии. М.: Генезис, 2002. -80с.
  125. О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Психология работы с персоналом Спб.: Питер, 2001, с.74- 84.
  126. В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при отборе кад ров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) // Вопросы психологии, 1994- № 3, С94−108.
  127. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М.: Аспект Пресс, 2000.
  128. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  129. С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.
  130. С.Л. О личностном подходе // Психология личности в трудах отечественных психологов Спб.: Питер, 2000, с.23−32.
  131. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготов ки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского со става гражданской авиации РФ. -М.: Изд-во «Воздушный транс порт», 2001. 278с.
  132. Н.В. Экстремальная психология. М.: Ассоциация ав торов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2000. — 280с.
  133. Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд. СПб.: Питер, 2003. — 224с.
  134. Н.В. Мотивация персонала как проблема // Управление персоналом, 2004, № 7(95), С62−67.
  135. А.Л. Понятие о производственной адаптации // Орга низационная психология Спб.: Питер, 2001, С244−248.
  136. МО.Свенцицкий А. Л. Удовлетворенность персонала организации своей работой // Психология работы с персоналом Спб.: Питер, С239−250.
  137. Г. Стресс без дистресса М., 1979.
  138. Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру -Спб.ЮОО Изд-во «Речь», 2000 352с.
  139. Е.В. Методы математической обработки в психологии -Спб.: Речь, 2001.
  140. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2001.-256с.
  141. E.B. Мотивационный тренинг СПб.: Речь, 2000. -234с.
  142. JI.H. Введение в психологию индивидуальности М.: Инст- т прикладной психологии, 2000. — 512.
  143. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  144. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология М.: Академия, 2001.
  145. Ю.К., Щеколдина A.A. О должностном переходе и его роли в профессиональном становлении пилота. // Вестник МГУ, 2001, № 3.C54−63.
  146. Дж. Оперативный тренинг. СПб.: Питер, 2001. 128с.151 .Сухотин А. К. Ритмы и алгоритмы М., 1983.
  147. Технологии управления персоналом в России. Опыт профессиона лов. М.: «HRC. Кадровый клуб», «Книжный мир», 2001. 240с.
  148. В.А. Стили профессиональной деятельности М.: Смысл, 2000.- 199с.
  149. В.В. Культура предпринимательства: деловые игры, прак тикумы, ситуации. СПб.: Питер, 2001. — 176с.
  150. И.Н. Прогнозирование поведения человека как задача экспертной психодиагностической системы // Вопросы психологии, 1994,№ 3,С115−121.
  151. Э. Психология труда в изменяющимся индустриальном мире // Иностранная психология, 1994, Т2, № 1(3).С13−22.
  152. Управление персоналом / Под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. М.: ЮНИТИ, 2002. — 560с.
  153. Н.В., Козлов Н. И., Егидес А. П. Основы психологии об щения для бортпроводников. М.: Транспорт, 1990. — 110с.
  154. Федеральные правила. Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации РФ. М.:
  155. Изд-во «Воздушный транспорт», 1998. 128с.
  156. К.В. Психическая надежность летного состава: Автореф. Дисс.канд.психол наук, 1996.
  157. В.М. Управление персоналом. СПб.: Питер, 2001. — 192с.
  158. А.П. Психологическое консультированиепо профессиональной ориентации М.: Владос — Пресс, 2001.
  159. Чимбеленге Кипой Уатела. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности: Автореф. дис. канд. пси хол. наук, 1997.
  160. .Н. Валеология М., 1997.
  161. . Как меняется доминанта мотивации в зависимостиот обстоятельств // Управление персоналом, 2004, № 1(90), С86−90.
  162. В.Д. Психологический анализ деятельности. Яро славль, 1979.
  163. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  164. С.А., Гусев А. Н. Влияние личностных особенностей и времени суток на выполнение простых сенсорных задач // Психологический журнал, т.22, № 2, 2001, с. 50−57.169.1Пнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность М.: МОСУ, 2000. -256с.
  165. Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2003.
  166. X. Отбор персонала // Иностранная психология, 1994, Т2, № 1(3). С35−42.
  167. Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюи рование. СПб.:Питер, 2003. — 384с.
  168. Энкельманн Николаус Б. Власть мотивации. Харизма, личность, успех. -М.: АО «Интерэксперт», 2001. 272с.
  169. Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми.-M.: «Наука», 1993.- 127c.
  170. Adler A. Understanding Human Natura. New York: Garden City Publ. Co., 1927.-287p.
  171. Druker P.F. The practice of management- a study of the most impotent function in American society New York: Harper Co., 1954. — 404p.
  172. Ericson E.H. Identify, youth and crisis L.: Faber and Faber, 1968.
  173. Goleman D. Emotional intelligence L.: Bloomsbery Publ., 1996.
  174. Moskovici S. Notes toward a description of Social Representation // European Journal of Social Psychology, 1988. V.18.
  175. Roe A. the psychology of occupation New York: Willey, 1956.
  176. Watermann A.S. Identify development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Develop.Psychol., 1982. V.18. № 3.
Заполнить форму текущей работой