Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональное самоопределение как снятие основного противоречия личности между желаниями («хочу») , возможностями («могу») и ожиданиями со стороны социума («надо»)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В гл. 1 уже говорилось о «трех китах» профориентации, выделенных Е. А. Климовым (Климов, 1990, с. 7, 122—123): 1) «хочу» (учет и прогнозирование изменений желаний личности); 2) «могу» (учет и прогнозирование изменения ее возможностей) и 3) «надо» (учет и прогнозирование потребностей рынка труда). При этом можно говорить об уровне развитости желаний и об уровне развитости стремления реализовывать… Читать ещё >

Профессиональное самоопределение как снятие основного противоречия личности между желаниями («хочу») , возможностями («могу») и ожиданиями со стороны социума («надо») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В гл. 1 уже говорилось о «трех китах» профориентации, выделенных Е. А. Климовым (Климов, 1990, с. 7, 122—123): 1) «хочу» (учет и прогнозирование изменений желаний личности); 2) «могу» (учет и прогнозирование изменения ее возможностей) и 3) «надо» (учет и прогнозирование потребностей рынка труда). При этом можно говорить об уровне развитости желаний и об уровне развитости стремления реализовывать и совершенствовать свои возможности. Уже здесь могут быть определенные противоречия, когда, например, желания не соответствуют возможностям. Профконсультанту приходится обращать на это внимание клиента и, уже совместно с ним, размышлять, как гармонизировать эти составляющие выбора.

Но можно рассматривать и сам вектор развития желаний и применения своих возможностей в будущей профессиональной деятельности. Условно этот вектор определяется в следующей системе координат: 1) ось «альтруизм — эгоизм»; 2) ось «творчество и достоинство — пассивность и зависимость». На пересечении этих осей и определяется некое «пространство самоопределения». Понятно, что можно было взять и другие оси (например, оси «ответственность — авантюризм», «богатство — бедность», «признание — непризнание» и т. п.), и тогда получались бы несколько иные пространства. Обозначенное нами пространство самоопределения представляется наиболее интересным, поскольку соответствует наиболее важной мировоззренческой проблематике о соотношении добра и зла, а также соотношении активности и пассивности личности.

Основные сложности возникают при несовпадении желаний личности и ожиданий («надо») от нее со стороны ближайшего окружения, а также несовпадении стремления человека реализовывать и развивать свой потенциал (возможности) и ожиданий со стороны других людей. Условно эти противоречия (несовпадения) отражены на рис. 3.1, на котором представлена модель различных ориентаций личности, ее основные векторы развития и представления об ожиданиях со стороны общества.

Модель различных ориентаций самоопределяющейся личности.

Рис. 3.1. Модель различных ориентаций самоопределяющейся личности.

На рис. 3.1 стрелки «хочу», «могу» указывают на вектор предполагаемого развития. Длина стрелок указывает на силу направленности личности. Стрелки «представление о востребованности „хочу“ и „могу“» отражают степень осознания личностью реальных ожиданий со стороны общества. Разнонаправленность стрелок говорит о степени конфликтности позиции личности.

Осознание этих противоречий является основой для более грамотной психолого-педагогической помощи самоопределяющейся личности. Разнонаправленность и сила ориентаций и ожиданий порождает конфликт. Пространство самоопределения строится на двух системах координат: по вертикали выделяется ось «альтруизм — эгоизм», а по горизонтали ось «массовые ориентации — ориентация на самобытность, па уникальность». Мы считаем, что данные координаты наиболее важны и часто отражают сущность проблемы самоопределения в глобальном контексте поиска человеком своего места в обществе и культуре.

Мы считаем также, что данная модель должна строиться для каждой конкретной ситуации, на каждом отдельном этапе развития личности. Например, при осознании ожиданий па уровне конкретной школы надо быть готовым, что в каждой школе (и в каждом классе) эти ожидания могут различаться. Аналогичные различия могут быть в каждом конкретном профессиональном учебном заведении, в организациях и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой