Гендерные особенности формирования социального интеллекта младших школьников
![Диссертация: Гендерные особенности формирования социального интеллекта младших школьников](https://westud.ru/work/2519151/cover.png)
Диссертация
Социальный интеллект — это способность, сочетающая в себе комплекс интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт. Он включает в себя определённый" уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, обусловливает интерпретацию социальной информации и социального поведения, позволяет прогнозировать развитие межличностных ситуацийпроявлять гибкость к социальному… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема социального интеллекта в современной психологии
- 1. 1. Представления о социальном интеллекте в зарубежной и отечественной психологической науке
- 1. 2. Измерения социального интеллекта
- 1. 3. Особенности развития и формирования социального интеллекта
- 1. 4. Тендерный подход в исследовании социального интеллекта
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Формирование социального интеллекта младших школьников с учетом их тендерных особенностей
- 2. 1. Организация и методика исследования
- 2. 2. Программа формирования социального интеллекта младших школьников с учетом их тендерных особенностей
- 2. 3. Результаты эмпирического исследования
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624 с. — ISBN 5−88 687 064−4.
- Абрамова, Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — Изд-е 8-е., перераб. и доп. М.: Академический проект- Трикста, 2005. — 496 с. — («Gaudeamus»). — ISBN 5−8291−0467−9 (Академический проект) — ISBN 5−902 358−34−5.
- Абульханова-Славская, К. А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. Материалы советско-финского симпозиума. -М.: Наука, 1986. С. 98 — 130.
- Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. -М.: Наука, 1973. — 288 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни: — М.: Мысль, 1991. -299 с. ISBN 5−244−380−1.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
- Айзенк, Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С. 111−131.
- Акимова, М. К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Обнинск, 1999. -44 с.
- Акимова, М. К. Психофизиологический подход к анализу интеллекта // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1976. Вып. 2, С. 69−85.
- Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. — 256 с. — ISBN 5−314−82−2. — 4000 экз.
- Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев- Под ред. A.A. Бодалева. М.:
- Издательство. Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 432с. — ISBN 5−89 502 572−2 (МШИ) — ISBN 5−89 395−594−3 (НПО «МОДЭК»):
- Анастази, А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Кн. 2 / Пер. с англ., предисл. КМ.Гуревича. М: Педагогика, 1982. — 318 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших психологических учебных заведений / Г. М: Андреева. 5-е изд.перераб.и доп. — М.: Аспект Пресс- 2004. — 365 с. — ISBN 5−75 670 321−7.
- Анохин,' П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М-.,'1978.- 400 с.
- Анохин, П. К. Социальное и* биологическое в природе человека* (Материалы симпозиума по соотношению биологического к-социального в человеке). -М.: МРУ, 1975. С. 301−318.
- Анурин, В'. Ф. Интеллект и социум // Введение в социологию^ интеллекта. И. Новгород: Изд-во Пижегор. ун-та, 1997. — 436 с.
- Анурин, В. Ф. Социальный интеллект как продукт цивилизации // Культура и цивилизация: вопросы теории и истории: П." Новгород: Изд-во Пижегор. ун-та, 1998.-С. 47−66.
- Анцыферова, JI. И- К психологии личности, как развивающейсягсистемы. М.: Наука, 1981. -С.5−20.
- Анцыферова, Л. И. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.-368 с.
- Араканцева, Т. А. Тендерные аспекты родительско-детских отношений. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского* психолого-социального института, 2006. 62 с. — ISBN* 5−89 502−919−1.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416с. — ISBN 5−89 357−118−5 («Смысл») — ISBN 5−7695−0908−21 (ИЦ «Академия»).161. '
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: мет.основы. -М.: Просвещение, 1982.-59 с.
- Белова- С. G. Вербализированный и невербализированный компонент социального интеллекта: Автореф. дис.. канд. психол. наук:. 19.00.01. Mi, 2004-
- Бендас, Т. В. Тендерная психология лидерства: Монография: -Оренбург: ИГЖ ОГУ, 2000. :
- Бендас, Т. В- Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006- - 431: ил- - (Серия «Учебное пособие»): — ISBN — 5−94 723−369-Х.
- Бендас, Т. В. Психология лидерства: тендерный и этнические- аспекты. СПб., 2002.
- Берн, ИГ Тендерная психология- Законы мужского и женского поведения / Шон Берн СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007: — 318 с. -ISBN 978−5-93 878−293−8 (С.: 11сихология — лучшее) — ISBN 978−5-93 878 520−5 (С.: Научный бестселлер):
- Божович- Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968-- 464 с: ¦
- Болотова- А. К., Макарова- И! В!, Прикладная- психология: — Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001 — 383 с: — ISBN 5−7567−0150−8-^
- Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -СПб. Социально-психологический центр, 1996. 379- 1. е.: ил. -ISBN 5−89 121−003−7.' 162
- Большая энциклопедия? психологических тестов- М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 416 с. — ISBN 5−699−13 698−3.
- Бурлачук, JI. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике-. 2-е изд., перераб. и- дот. — СПб-: Питер- 2005: -520-с.: ил. — (Сёрия-«Мастера психологии»).— ISBN-5−88 782−336−4-
- Вачков, Ш В: Психологический тренинг как средство1 развития? профессионального самосознания педагогов:// Школа здоровья. Т. 2, № 3- 1995. -е: 65−78.
- Вачков- И: В:. Психологический тренинг: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И- В. Вачков: М: Эксмо- 2007. — 416 с. — (Образовательный стандарт XXI). — ISBN 5−699−19 699−4-.
- Вилюнас, В. Психология эмоций. СПб: Питер. 2006. — 496 е. — ил.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В- Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. — (Психология:
- Классические труды). ISBNs5−7r55−0747−2:
- Выготский, Л. С. Психология развития человека.- Mi: Изд-во Смысл- Изд-во Эксмо, 2003. 1136 е., ил. — (Серия «Библиотека всемирной психологии»). — ISBN 5−699−2 553−7.
- Выготский, JI. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.:
- Педагогика, 1982.- 488 с., ил. ISBN 5−03−3 695−4 (русск.) — ISBN- 503−3 697−0- ISBN 2−87 009−357−8 (франц-).
- Выготский- JI. С. Избранные произведения. М.: АПН РСФСР, 1965. -197 с.
- Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд: — М.: КДУ, 2005. — 400с. — ISBN 5−98 227 061-Х.
- Гальперин, П. Я, Запорожец, А. В.,. Карпова,. С. Ю. Актуальные проблемы возрастной псюсологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 118' с.
- Геранюшкина-, Г. П: Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях-формирующего эксперимента: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. -Иркутск, 2001.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Пер. с англ. / Под ред. А. М:Матюшкина. М.: Прогресс- 1966. — С. 433−456.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в, общую психологию. Курс’лекций. -. М-.: «ЧеРо», 2005. 336с. — ISBN 5−88 711−219−0.49} Гласе Дж.,. Стэнли Док. Статистические методы в педагогике и психологии. М1: Прогресс, 1976. — 274 с.
- Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 2: Пер. с- франц. М.: «Мир», 2005. — 376 е., ил. — ISBN 5−03−3 696−2 (русск.) — ISBN 5−03−3 697−0- ISBN.2−87 009−357−8 (франц.).
- Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М., 1973.
- Давыдов, В. В. Содержание и строение' учебной деятельности. // Психологические-проблемы процесса обучения младших школьников. -М., 1978.
- Демакова, И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И. Д. Демакова. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. -256с. ISBN 5−8393−0211−2.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей СПб., Питер, 2002. — 368 е.: ил. — (Серия «Мастера-психологии»): — ISBN 5−31 400 121−7.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей.' 3-е изд. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2007. — 368с. — ISBN-5−91 180−111−6.
- Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 320 с. — ил. — (Серия «Учебник нового века»), — ISBN 5−8046−0176−8.
- Дружинин- В. П. Метафорические модели* интеллекта // Психологический журнал. 1999. — Т. 20: — № 6. — С. 44 — 52.
- Елисеев, О. П. Практикум по психологии, личности. 2-е изд., испр. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 509с. — ISBN 5−94 723−288-Х.
- Емельянов, Ю. Н: Активное социально-психологическое обучение. JL: Изд-во ЛГУ, 1985.-167С.
- Еремеева, В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и* девочки два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184-с. — ISBN 58 252−0001−0.
- Ермакова, Е. С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего-школьного возраста: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук: 19.00.07, 19.00.13″ / ЛГУ им. A.C. Пушкина. СПб., 2006. — 42 с.
- Захарян, И. С. Эмпатия //Журнал практического психолога. М., 1998, № 1.-С. 43−51.
- Здравомыслова, Е., Темкина, А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999: — С. 46 — 65.
- Зимняя, И. А. Педагогическая, психология. М.-: Логос, 2002. — 384с. -ISBN 5−94 010−018-Х.
- Знаков, В. В. Половые, тендерные и личностные различия впонимании! моральной1 дилеммы // Психологический журнал. 2004. -Т. 25." - № 1. — С.41−51.
- Знаков, В: В.- Понимание как проблема в психологии человеческого бытия // Психологический журнал. 2000. — № 2. — С. 7 — 15.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и-женщины. СПб.: Питер, 2002. — 544 е.: ил. — (Серия. «Мастера, психологии»). — ISBN 5−318−459−8.
- Исаев- Д. П., Каган- В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. 2-е изд., перераб. и доп. JI1: Медицина, 1988. — 160 с. — ISBN 5−225−203-Х.
- История, психологии. XX век / Под ред. П: Я. Гальперина- А. Н. Ждан.- 5-е изд. М.: Академический проект, 2003. — 832с. — ISBN 5−8291' 0302−8- ISBN-5−88 687−133−0:
- Ишутина, Е. И. Взаимосвязь' уровня социального- интеллекта с показателями тревожности у представителей разнотипных профессий. -Автореф: дис. канд. психол. наук, Барнаул, 20 024. — 23 с.
- Кайл- Р. Детская психология: тайньг психики ребёнка (Серия «Психологическая-энциклопедия»). СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002: — С. 315−333. ISBN 5−93 878−057−8.
- Кан-Калик, В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — (Б-ка учителя, и воспитателя). — 144с. — ISBN 57 155−0293−4.
- Кашапов, М.4 М>. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический, тренинг креативности: Методические указания. Ярославль: ЯрГУ, 2001.-39с.
- Кидрон, А. Формирование социальной компетентности при социально-психологическом тренинге (основные проблемы и альтернативы их решения): Таллинн: Изд-во ТПУ, 1983. — С. 99−108.
- Клёцина, И. С. Тендерная проблематика в работах российских психологов // Тендерные проблемы в общественных науках // Отв. ред.
- М. И. Семашко. М., 2001. — С. 72 — 87.
- Клёцина, И.' С. Теоретические проблемы тендерной психологии' // Мир психологии. 2002. — № 4. — С. 162−179.
- Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова.- М.: ПЕР СЭ, 2002. 480с. ISBN 5−9292−0034−3.
- Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г. И. Колесникова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 87 с. — ISBN 5−22 207 823-Х.
- Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г. И. Колесникова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 350 с. — (Высшее образование). — ISBN 5−222−9 989-Х.
- Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. М., 1975. — С. 763−776.
- Кон, И. С. Психология половых различий'// Вопросы психологии. -1981.-№ 2.-С. 47−57.
- Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов / Т. В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2005. — 384"с.- (серия «Классический университетский учебник»). ISBN 5−75 670 373-Х.
- Крайг, Г. Бокум, Д. Психология развития. 9-е изд. — СПб.-: Питер, 2005. — 940 е.: ил: — (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5−94 723 187−5.
- Крысько, В. F. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, 2004. 688 с. — (Библиотека практической психологии). -ISBN 985−13−1902−3.
- Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — -214 с. '. ." 89- Лекции, но общей психологии / А. Р. Лурия. СПб: Питер. 2006-. -320с: — ISBN 5−94 723−559−5.. -
- Леонтьев^ А- Ш Деятельность. Сознание: Личность- М., 1975 — 305 с.
- Лисина, М: И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. 1982. — N 4.-С. 18−35.
- Ломов, Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн.- 1981.-jVo5.-C. 3−22.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. — 349 1. е., 1. л. портр. — (Памятники психологической мысли). — ISBN 5−02−8 309−7.
- Ломов, Б. Ф: Q системном подходе в психологии // Вопр. психологии.- 1975 -№ 2.- С. 31'—45.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание к руководству и использованию / Под ред. А. Ф. Кудряшова: -Петрозаводск: Петроком, 1992. 318 с. — ISBN 5−87 338−003−1.
- Люблинская, А. А'. Учителю о психологии младшего школьника. — М., 1977.
- Ляудис, В. Л. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Хрестоматия по педагогической психологии. МЛ 995.
- Майер, F. Психология’эмоционального мышления / Хрестоматия по общей психологии. Психология- мышления / Под ред: Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. В. Петухова. М.: МГУ, 1981. — С. 123−129:
- Майерс, Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
- Макшанов, С. И., Хрящева, Ю: Психогимнастика’в тренинге. -СПб: Институт тренинга, Л 991. Ч. 1.
- Малкина-Пых, И. Г. Тендерная терапия, / И: Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2006. — 928^с. — (Справочник практического психолога). — ISBN 5−699−14 636−9:
- Михайлова (Алешина), Е. С. Методика исследования* социального* интеллекта. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1996. — 56 с.
- Морозов, А. В., Чернилевский, Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004.560с. ISBN 5−8291−0416−4 (Академический Проект), ISBN 5−90 259 002−7 (Традиция).
- Мухина, В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный^ подход. Инновационные аспекты)/В.С. Мухина. — Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072с. -ISBN-978−5-903 747−01−6.
- Небылицын, В. Д. Факториальная' структура интеллекта. Обзор американских работ// Вопросы психологии. 1961. -№ 2. — С. 169−175.
- Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). М'.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.- 152 е.
- Обухова, Л. Ф., Чурбанова, С.М. Развитие дивергентного мышления. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 80 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Сталина. -М.: МГУ, 1987.-348 с. 118.0лпорт, Г. Становление личности: Избранные’труды. М.: Смысл, 2002. — 462с. — ISBN 5−89 357−098−7.
- Практическая * психодиагностика: Методики- и тесты, учебное пособие / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом:"БАХРАХ-М", 2007. — 672 с: ISB№ 5:-94 648014−6.
- Практический интеллект / Р.Дж.Стенберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд и др: СПб: Питер- 2002. — 272 с.
- Прутченков, А. С. Специализированный* тренинг «Предприниматель» (Методические разработки социально-психологического тренинга). М.: Новая школа, 1993. — 79 с.
- Психогимнастика' в тренинге / Под ред. И. ЮЬ Хрящёвой: СПб: «Речь», Институт тренинга, 2002. — 256 с. — ISBN 5−9268−0027−7.
- Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 2-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. — Иве. -ISBN'5−88 711−178.
- Психология ребёнка / Б. Инхельдер, Ж. Пиаже. 18-е изд. — СПб.: Питер- 2003. — 160 с. — (Серия «Концентрированная? психология». -ISBN 5−314=172−1.
- Психология: Учебник для вузов/ JI. Д. Столяренко. СПб.: Лидер, 2004: — 592.С. — ISBN 5−94 723−277−4.
- Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ.ред. В. Н: Дружинина. СПб.: Питер, 2003. — 656 е.: ил.- (Серия «Учебник нового века»). — ISBN 5−272−2 604.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д1 Карвасарского.- СПб.: Издательство «Питер», 2000. 1024с. — ISBNt5−8046−0152−0.
- Псхология: Учебник для гуманитарных^ вузов / Под общей редакцией В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2006. — 656с. — ISBN — 5−272−260−1.
- Развитие и< диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.': Наука., 1991. — 177 с. — ISBN 5−02−13 427−9.
- Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. — 416 с. (Проект «Мэтры психологии»). — ISBN 5−93 878−123-Х.
- Ребикова, Д. И. Развитие социального интеллекта младшего школьника на уроках английского языка // Одарённый ребёнок. 2007.- № 3. С. 108−113.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2006. 713с. ISBN 5−314−16−4.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5−314−16−4.
- Савенков, А. И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. Ярославль: Академия развития, 2004. — 352 с. -ISBN 5−7797−0151−2.
- Савенков, А. И: Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания* / Художник Левина Л. И: — Ярославль: Академия развития, 2002. — 160 е.: ил. — (Развивающее обучение. Практические задания). ISBN 5−7797−0150−4.
- Савенков, А. И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / Художник А. А. Селиванов Ярославль: Академия развития, 2004. — 128 е.: ил. — (Развивающее обучение). -ISBN 5−7797−0175-Х.
- Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006. — 480 с: -ISBN 5−98 534−280−8.
- Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший* школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М-. Семаго. СПб.: Речь, 2006. — 384с. — ISBN 5−9268−3 411.
- Сидоренко, Е. В. Методы матиматической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2006. 350 с. — ISBN 5−9268−0010−2.
- Сиерральта, 3. X. Б. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: Копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.04.-СП6., 2000.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 800 с. — ISBN 985−130 374−7.
- Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 624с. ISBN 59 268−0195−8.
- Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2000. — 704 с. — ISBN 985−6163−25−0.
- Солсо, Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. — 600 е.: ил:-ISBN 5−88 415−024−5.
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004'. — 176 с. (Труды Института психологии РАН) — - ISBN 59 270−0058−4.
- Старовойтенко, Е. Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. — М.: Академический проект, 2001. — 544с. — ISBN 5−8291−0128−9.
- Стернберг, Р. Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. — № 6 — С.54−61.
- Стернберг, Р. Дж. Практический.интеллект. СПб.: Питер, 2002.- 272 с.
- Стернберг, Р., Григоренко, Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б.• Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997. — С. 186−213.
- Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для-учителя. М.: Просвещение. 1988. -175с. — ISBN 5−09−494−3.
- Тестирование детей / Автор-сост. В. Богомолов. (Серия «Психологический практикум») Ростов н/Д: «Феникс», 20 041 — 352 с. -ISBN 5−222−3 596−4. 'г 1
- Тесты для всех / Сост. Т.В. Орлова- Предисл. А. Н. Добророднева. — 2-е изд. К.: Изд-во «Довира», 1994. — 222 с. — ISBN.5−85 154−128−8:
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. М>: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с. — ISBN 5−7695−0922−8.
- Туник, Е. Диагностика-творческого мышления: креативные тесты / Елена Туник. М: Чистые пруды, 2006. — 32 с. — (Библиотека «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5 (11)). — ISBN 5−96 670 234−9.
- Тюменева, Ю. А. Психологическое измерение: Учебное пособие для студентов вузов / Ю. А. Тюменева. М.: Аспект Пресс, 2007. — 192 с. — ISBN 978−5-7567−0441−9.
- Ушаков, Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2003. — 246 с.
- Фопель, К. Психологические группы: Рабочие материалы, для1 ведущего: Практическое пособие: Пер. с нем. 5-е изд. — М.: Генезис, 2004. — 256 с.166: Фромм, Э. Мужчина и женщина. М., 1998. — 512"с. — ISBN 5−23 700 060−6.
- Холл*Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теория личности. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЗАО Изд-во^ЭКСМО-Пресс, 1999: — 592: — ISBN 5−4 002 853−9:
- Холодная- М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума./ М. А. Холодная. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304с. ISBN 5−9292−0061−0.
- Хьелл Л.', Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 607с. — ISBN 5−88 782−412−3.
- Чекалина, А. А. О формировании Я мальчика и Я.девочки мужчины и женщины // Мир психологии. — 2002. — № 2. — С., 110 — 117.
- Шевандрин, Н. И. Основы психологической диагностики:. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. -М.: Гуманит. изд. центр^ВЛАДОС* 2003. 288 с. — ISBN 5−691−991−5. — ISBN 5−691−992−3(1).
- Шевандрин, — Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 512 с. — ISBN 5−691−845−5.
- Шибутани, Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999 — 544 с. — ISBN 5−222−212−8.
- Щебланова, Е.И., Задорина, E.H. Тендерные различия умственного и мотивационно-личностного развития одарённых учащихся III-IX классов // Психология и школа. 2006. — № 1. — С. 106−116.
- Южанинова, А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. — С. 63 — 67.
- Южанинова, А. Л. Понятие социальный интеллект в системе психологических категорий // Мировоззренческие и методологические вопросы современного научного познания. Саратов, 1985. — С. 97 -105.
- Юферева, Т. И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — С. 130 -146.
- Якиманская, И. С. Обработка данных психолого-педагогического эксперимента: Учебное пособие. Оренбург: ОГПУ, 1998. — 72 с.