Особенности психического выгорания и преодолевающего поведения у административных работников государственной службы
Диссертация
Методологическую основу исследования составили концепция целостного развития личности (Б.Г. Ананьев) — концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, JI.M. Митина, Ю. П. Поваренков, А. Т. Ростунов, В. Д. Шадриков, D. Super) — концепции психических состояний и их исследования в трудовой деятельности (В.А. Бодров, JI. A… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психическое выгорание и его преодоление в процессе профессионализации
- 1. 1. Актуальные вопросы изучения синдрома выгорания
- 1. 2. Факторы риска психического выгорания
- 1. 3. Модели преодолевающего поведения психического выгорания
- 1. 4. Понятие и этапы профессионализации
- 1. 5. Барьеры в профессиональном становлении человека
- 1. 6. Анализ профессиональной деятельности административных работников
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Программа исследования
- 2. 2. Обоснование и описание методов исследования
- 2. 3. Характеристики экспериментальной выборки
- Глава 3. Исследование особенностей психического выгорания и преодолевающего поведения у административных работников государственной службы
- 3. 1. Психическое выгорание в группе административных работников государственной службы
- 3. 2. Поведенческие, организационные и экзистенциальные факторы риска психического выгорания
- 3. 3. Синдром выгорания и профессиональная самореализация
- Выводы
Список литературы
- Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004. 166 с.
- Абульхнова-Славская К. А. Время личности и время жизни. СПб., 2001.299 с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2-е издание. СПб., 1977. 272 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 381 с.
- Анцыферова JI. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. 1994. № 1. с. 3−18.
- Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2006. 512 с.
- Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. 332 с.
- Арестова О.Н. Мотивация и перспективы целеполагания в мыслительной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 3. С. 16−25.
- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб, 2004. 272 с.
- Ю.Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000. 351 с.
- П.Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. 528 с.
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995. 136 с.
- Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. 28 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 472 с.
- Бурлачук JI. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.262 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. А. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2001. 518 с.
- Буткевич В.В. Личность советского учителя в теории высшего педагогического образования. Минск, 1986. 172 с.
- Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб, 2002. 608 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. 200 с.
- Водопьянова H. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с.
- Водопьянова H. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности.// Вестник СПбГУ, сер. 6, 1997, вып.2 (№ 13). С.84−90.
- Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации. Дисс. .д-ра психологических наук. Екатеринбург, 2001.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М., 1995. 54 с.
- Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 207 с.
- Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. Дисс. .д-ра психологических наук. СПб., 1996.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2002. 496 с.
- Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемысамореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 1997. С.143−156.
- Деркач А. А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. М., 1999. 93 с.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2002. 320 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2003. 329 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М., 2006. 240 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1987. № 4. С.23−25.
- Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Ростов-на-Дону, 2000. 251 с.
- Калашникова С. А. Адекватность профессионального самоопределения и ее проявление в развитии синдрома «профессионального выгорания» в особых условиях деятельности: Дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 2004.
- Калинин С. И. Компьютерная обработка данных для психологов. СПб, 2002. 134 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. 368 с.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. 197 с.
- Коржова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб, 1997. С.75−87.
- Коростылева Л. А. Детерминанты затруднений самореализации личности в профессиональной сфере // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 7/ Под ред. Коростылевой Л. А. СПб, 2003. 227 с.
- Коростылева JI.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005. 222 с.
- Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы. Автореферат диссертации на соискание степени к.п.н. Казань, 1997.
- Крапивина О. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих. Дис. .канд. психол. наук. Тамбов, 2004.
- Крюкова Т.Л. Экзамен как стресс и совладание с ним у первокурсников университета // Психология и практика: Сборник научных трудов Института педагогики и психологии КГУ им. H.A. Некрасова. Выпуск 2. Кострома, 2002. С. 31−36.
- Кудрявцев Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 52−59.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 54 с.
- Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. 464 с.
- Куликов Л.В. Психологическая устойчивость личности (Глава 5) // Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003. С. 104−125.
- Купер K.JI., Дэвидсон М. Источники стресса на работе и их связь со стрессорами вне ее // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья / Под ред. Р. Калимо, М.А. Эль-Батави, K.JI. Купера. М., 1989. С. 97−107.
- Кучер А. А. Способы защиты от сотравматизации и профессионального выгорания. Уфа, 2002. 63 с.
- Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. с. 75−85.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний. М., 1984. 199 с.
- Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993. 121 с.
- Леонова А. Б., Мотовилина И. А. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал. 2006. № 2. с. 79−92.
- Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М.3 1995. 443 с.
- Лыкова Н. М. Теории стресса и копинга. М., 2004. 14 с.
- Мальцева Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: Дис. .канд. психол. наук. Екатеринбург, 2005.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003. 351 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. 300 с.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.28−38.
- Митина JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. 318 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 215 с.
- Мотовилина И. А. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений. Дисс. .канд. психол. наук. М., 2003.
- Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. с. 2030.
- Нас ледов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб, 2007. 392 с.
- Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб, 2007. 416 с.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб, 2006. 172 с.
- Окусов А. П. Чиновник. Ростов-на-Дону, 2004. 198 с.
- Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005. 330 с.
- Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. .д-ра психол. наук. Ярославль, 2005.
- Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы// Психологический журнал, 2001, № 1. С.90−101.
- Орестов P.O. Формирование профессиональной ориентировки высококвалифицированных рабочих. Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. М., 1989.
- Панькова А.Г. Проблема построения модели государственного, муниципального служащего // Чиновник. Выпуск № Г 99(4) Электронный ресурс. Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru.
- Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности. Дисс. .доктора психол. наук. Ярославль, 1999.
- Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002. 159 с.
- Попов В.Г. Современное российское чиновничество: динамика и основные тенденции развития // Чиновник. Выпуск № Г03(23) Электронный ресурс. Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. /Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. 448 с.
- Проданов И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования. Автореферат на соискание степени доктора педагогических наук. СПб., 1998.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М., 2002. 396 с.
- Рассказова И. Государствоведческий маркетинг в структуре профессиональной компетентности государственного служащего Электронный ресурс./ И. Рассказова, 1999. Режим доступа: http://vww.dialogvn.ru.
- Роджерс K.P. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М., 2007. 558 с.
- Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал, 2002, № 3. с. 85−95.
- Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск, 1984. 176 с.
- Рукавишников A.A. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов. Дисс. .канд. психологических наук. Ярославль, 2001.
- СамоукинаН. В. Карьера без стресса. СПб, 2003. 251 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982. 124 с.
- Сергеева JI. С. Синдром профессионального выгорания. Психотерапия и профилактика. СПб, 2006. 18 с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 2002. 350 с.
- Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья: Дис. .канд. психол. наук. Минск, 2003.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.416 с.
- Собчик Л. Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб., 2002. 66 с.
- Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального выгорания (на примере деятельности торгового агента): Дис. .канд. психол. наук. СПб., 2002.
- Толочек В. А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих. М., 2003. 155 с.
- Тугушев Р.Х. К вопросу системной психодиагностики психологической компетентности субъектов профессиональной деятельности Электронный ресурс. / Р. Х. Тугушев, 2002. Режим доступа: http://www.psycheyalib/sttugl .html.
- Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика. М., 1998. 271 с.
- Фивейский В. Ю. Профессиональная компетентность как ресурс власти в организации: Дис. .канд. психол. наук. М., 2003.
- Фонарев А. Р. Психология личностного становления профессионала. М., 1998. 347 с.
- Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя/ЛЗопросы психологии, 1994, № 6. с. 57−64.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2003. 606 с.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 185 с.
- Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников. Киев, 2004. 236 с.
- Ярышникова Т.Л. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ. Автореф. дис. .канд. психологических наук. М., 1987.
- Antonovsky A. Unraveling the mystery of health: How people manage stress and stay well. San Francisco. 1987.
- Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutgenesis in social work // Psychology: A Journal of Human Behavior. 1997. Vol. 34 (1). P.22−26.
- Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theoiy of behavioral change //Psychological Review. 1977. Vol. 84. P.191−215.
- Birch N.E., Marchant M.P., Smith N.M. Percieved role conflict, role ambiquity, and reference librarian burnout in public libraries // Libraiy & Information Science Research. 1986. Vol. 8. P.53−65.
- Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etology of burnout // Professional burnout: Recent developments in thetheory and research / Ed. W.B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek. Washington, 1993. P. 75−93.
- Burke R.J., Greenglass E.R. Sex differences in psychological burnout in teachers //Psychological Reports. 1989. Vol. 65 (1). P.55−63.
- Cherniss C. Professional burnout in human service organizations. New York, 1980. 233 p.
- Cherniss C. Staff Burnout: Job Stress in the human services. 1980.
- Daniel J., Shabo I. Psychological burnout in professions with permanent communication // Studia-Psychologica, 1993. Vol. 35 (4−5). P.412−414.
- De Jonge J., Schaufeli W.B. Job characteristics and employee well-being: A test of Ware’s Vitamin Model in health care workers using structural equation modeling // Journal of Organizational Behavior. 1998. Vol. 19 (4). P.3 87−407.
- Dierendonck D.V., Garssen B., Visser A. Burnout prevention through personal growth // International Journal of Stress Management, 2005. Vol.12. № 1.
- Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol.30. P.159−165.
- Gibson F., McGrath A., Reid N. Occupational stress in social work // British Journal of Social Work. 1989. Vol. 19 (1). P. l-18.
- Golembiewski R.T., Munzenrider R., Carter D. Phases of progressive burnout and their work site covariates // Journal of Applied Behavioral Science. 1983. Vol.19. P.461−481.
- Greenglass E.R., Burke R.J., Ondrack M. A gender-role perspective of coping and burnout // Applied Psychology An International Review. 1990. Vol. 39(1). P.5−27.
- Gross G.R., Larson S.J., Urban G.D., Zupan L.L. Gender differences in occupational stress among correctional officers. Special Issue:
- Personnel issues in criminal justice // American Journal of Criminal Justice. 1994. Vol. 18 (2). P.219−234.
- Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories // Journal of Consulting Psychology. 1965. Vol. 29. P.373−378.
- Hardy S.E., Dodd D.K. Burnout among university resident assistants as a function of gender and floor assignment // Journal of College Student Development. 1998. Vol. 39 (5). P.499−501.
- Hillhouse J.J., Adler C.M. Investigating stress effect patterns in hospital staff nurses: Results of a cluster analysis // Social Science & Medicine. 1997. Vol. 45 (12). P.1781−1788.
- Hobfoll St.E. Stress, Culture and Community. N.Y., 1998.
- Hobfoll St.E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. Vol. 44 (3). P.513−524.
- Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical Journal. 1991. № 34 (11).
- Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. New York. 1966.
- Lazarus R.S. On the primacy of cognition // American Psychologist. 1984. Vol. 39. P.124−129.
- Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // European Journal of Personality. 1987. Vol.1. P.141−169.
- Lazarus R.S., Launier R. Stress-related transactions between person and environment // Perspectives in interactional psychology / Ed. by L.A. Pervin, M. Lewis. New York. 1978. P.287−327.
- Maslach C. Burned-out//Human Behavior. 1976. Vol. 5(9). P.16−22.
- Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective. // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach, T. Marek, Washington DC. 1993. P. 19−32.
- Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. 1982.
- Maslach C., Leiter M.P. The truth about burnout. How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, CA, 1997. 186 p.
- Mazur P.J., Lynch M.D. Differential impact of administrative, organizational and personality factors on teacher burnout // Teaching and Teacher Education. 1989. Vol. 5 (4). P.337−353.
- McGrath A., Reid N., Boore J. Occupational stress in nursing // International Journal of Nursing Studies. 1989. Vol. 26 (4). P.343−358.
- Meier S.T. Toward a theory of burn-out. Human relations // Mental Health Counseling. 1983. Vol. 6. P.899−910.
- Ogus E.D., Greenglass E.R., Burke R.J. Gender-role differences, work stress and depersonalization // Journal of Social Behavior and Personality. 1990. Vol. 5 (5). P.387−398.
- Oktay J.S. Burnout in hospital social workers who work with AIDS patients // Social-Work. 1992. Vol. 37 (5). P.432−439.
- Pearlin L., Schooler C. The structure of coping // Journal of Health and Social Behavior. 1978. Vol. 19. P.2−21.
- Perlman B., Hartman E.A. Burnout: summary and future research // Human relations. 1982. V.35(4).
- Piedmont R.L. A longitudinal analysis of burnout in the health care setting: The role of personal dispositions // Journal of Personality Assessment. 1993. Vol. 61(3). P.457−473.
- Pines A.M., Aronson E. Bumout: from tedium to personal growth. New York, 1981. 229 p.
- Sarason B.R., Sarason I.G., Gurung R.A. Close personal relationships and health outcomes: A key to the role of social support. // Handbook of personal relationships, theory, research and interventions / Ed. S. Duck. Chichester. 1997. P.547−574.
- Scheier M.F., Carver C.S. Optimism, coping, and health: Assessment and implications of generalized outcome expectancies // Health Psychology. 1985. Vol. 4. P.219−247.
- Siefert K., Jayaratne S., Chess W.A. Job satisfaction, burnout, and turnover in health care social workers // Health and Social Work. 1991. Vol. 16(3). P. 193−202.
- Talbot L.A., Lumden D.B. On the association between humor and burnout // Humor: International Journal of Humor Research Special Issue. 2000. Vol. 13 (4). P.419−428.
- Van Der Ploeg H.M., Van Leeuwen J.J., Kwee M.G. Burnout among Dutch psychotherapists // Psychological Reports. 1990. Vol. 67 (1). P. 107−112.
- Van Wijk C. Factors influencing burnout and job stress among military nurses // Military Medicine. 1997. Vol. 162 (10). P. 107−112.
- Varhama L.M., Bjorkqvist K. Conflicts, Workplace Bulling and Burnout Problems Among Municipal Employees// Psychological Reports. 2004. V. 94. P. 1116−1124.
- Wade K., Simon E.P. Survival bonding: a response to stress and work with AIDS // Social Work in Health Care. 1993. Vol. 19 (1). P.77−89.
- Опросник «Профессиональное выгорание»
- Я чувствую себя эмоционально опустошенным (ой).
- К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
- Я чувствую себя усталым (ой), когда встаю утром и должен идти на работу.
- Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Меня раздражают (выводят из душевного равновесия) те люди, с которыми мне приходится работать.
- Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
- Я умею находить правильное решение в сложных и конфликтных ситуациях.
- Я чувствую угнетенность и апатию.
- Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих подчиненных и коллег.
- В последнее время я стал (а) более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
- Как правило, те, с кем мне приходится работать, малоинтересные люди, скорее утомляющие, чем радующие меня.
- У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
- У меня все больше жизненных разочарований.
- Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
- Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с моими подчиненными и коллегами.
- Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
- Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе или в общении с клиентами.
- Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.
- Я доволен (довольна) своими жизненными успехами (достижениями).
- Я чувствую себя на пределе возможностей.
- Я еще многого смогу достичь в своей жизни.
- Люди, с кем я работаю (начальство, подчиненные, коллеги), перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.1. Ключ опросника ПВ
- Субшкала Номер утверждения Сумма баллов максимальная
- Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 54
- Цинизм 5, 10, 11, 15, 22 30
- Проф.достижения 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19,21 48
- Отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке, т. е. ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению.1. Оценка уровней выгорания
- Субшкала Низкий уровень Ь Средний уровень М Высокий уровень Н
- Эмоциональное истощение 0−15 16−24 25 и больше
- Цинизм 0−5 6−10 11 и больше
- Профессиональные достижения 37 и больше 36−31 30 и меньше
- Фазовая модель синдрома выгорания1. Показатели Фазы выгорания 1 2 3 4 5 6 7 8
- Эмоциональное истощение Ь Ь 1 им м, н н н н
- Цинизм ь М и М, н м, н ь, м м, н м, н н
- Профессиональные достижения ь Ь м м, н м, н м, н н н1. Шкала SACS
- В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.
- Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разрешить ситуацию.
- Советуюсь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашемположении.
- Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше бытьосторожным, чем подвергать себя риску).
- Вы полагаетесь на свою интуицию.
- Как правило, вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама.
- Стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете это другим.
- Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобызастать других врасплох.
- Решая неприятные проблемы, выходите из себя и можете «наломать немало дров».
- Когда кто-либо из близких поступает с вами несправедливо, вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствовали, что вы расстроены или обижены.
- Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.
- Не стесняйтесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью или поддержкой.
- Без необходимости не «выкладываетесь» полностью, предпочитая экономить свои силы.
- Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову.
- Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно выполнять.
- Для достижения своих целей вам часто приходится «подыгрывать» другим или подстраиваться под других людей (несколько «кривить душой»),
- В определенных ситуациях вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.
- Как правило, препятствия для решения ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя, можно сказать, что они просто бесят вас.
- Вы считаете, что в сложной ситуации лучше действовать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.
- Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как поступили бы в этом случае другие люди.
- В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.
- Считаете, что во всех случаях лучше «семь или более раз отмерить, прежде чем отрезать».
- Вы часто проигрываете из-за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.
- Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, само по себе рассеется.
- Позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на вас, но на самом деле вы крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой.
- Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.
- Вас можно назвать вспыльчивым человеком.
- Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи-либо требования или просьбы.
- Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.
- Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживан иями.
- Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации мог>т быть «подводные камни».
- Ваша интуиция вас никогда не подводит.
- В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема «не стоит и выеденного яйца».
- Иногда вам приходится немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).
- Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.
- Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать отпор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем «тянуть кота за хвост».
- Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других, в случаи необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.
- Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит ваш жизненный опыт.
- Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает вам в трудных ситуациях.
- В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать.
- В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.
- По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия.
- Для достижения своих заветных целей не грех и немного полукавить.
- Ищите слабости других людей и используете их со своей выгодой.
- Грубость и глупость других людей часто приводят вас в ярость (выводят вас из себя).
- Вы испытываете неловкость, когда вас хвалят или говорят комплименты.
- Считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).
- Вы уверены, что в трудных ситуациях вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.
- Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «тише едешь, дальше будешь».
- Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.
- В конфликтных ситуациях предпочитаете найти какие-либо важные и неотложные дела, позволяя другим заняться решением проблемы и надеясь, что время все расставит на свои места.
- Вы полагаете, что хитростью можно добиться порою больше, чем действуя напрямую.
- Цель оправдывает средство.
- В значимых и конфликтных ситуациях вы бываете агрессивным.1. Ключ к опроснику SACS
- Субшкала Номера утверждений
- Ассертивные действия 1, 10, 19,28*, 37, 46'
- Вступление в социальный контакт 2, 11,20, 29,38, 47
- Поиск социальной поддержки 3, 12,21,30,39, 48
- Осторожные действия 4,13,22,31,40,49
- Импульсивные действия 5, 14,23,32,41,50*
- Избегание 6, 15,24,33,42,51
- Непрямые действия 7, 16,25,34,43,52
- Асоциальные действия 8,17,26,35,44,53
- Агрессивные действия 9, 18, 27,36, 45, 54
- Подсчитывается в обратном порядке
- Самоактуализационный тест: Шкала «Ориентация во времени»
- За выбор указанных суждений дается 1 балл)
- Шкала «Ориентация во времени»: 1а, 26, 36, 4а, 56, 66, 76, 86, 96, 106, 116, 126, 136,146, 156, 166,176
- Анкета для оценки субъективно важных характеристик деятельности
- Прочитайте внимательно следующие вопросы и выберите тот ответ, который наиболее полно соответствует Вашей работе Совсем нет Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Всегда Оценка1. Баллы 1 2 3 4 5 6 7
- Ваша работа разнообразна? Требует ли она реализации Ваших талантов и способностей?
- Вы чаще заняты выполнением сложных и цельных заданий, чем исполнением простых и мало связанных друг с другом поручений?
- Важна ли Ваша работа для деятельности коллег и всей организации в целом?
- Есть ли у Вас возможность выполнять работу по своему собственному усмотрению? Вы сами планируете время и последовательность решения задач?
- Есть ли у Вас возможность в процессе труда определить самому, насколько успешно Вы работаете?
- Получаете ли Вы от начальника или коллег информацию о том, насколько успешно Вы справляетесь со своей работой?
- Шкала оценки Удовлетворенности Работой в разных временныхперспективах
- Инструкция: С помощью ниже приведенных шкал оцените, пожалуйста, свою профессиональную деятельность (работу государственного служащего) в прошлом, настоящем и будущем. Для этого отметьте наиболее подходящую позицию на всех ниже приведенных шкалах.
- Привлекательность и включенность в работу в первые три года Вашей профессиональной деятельности была:-3 -2 -1 0 +1 +2 +3 «слабая» !! !! !! ! ! «сильная"пассивная !!! активнаяминимальная !!! полная (максимальная)
- В настоящее время привлекательность и включенность в работу:-3 -2 -1 0 +1 +2 +3 «слабая» !!! «сильная"пассивная ! !!! ! ! ! ! активнаяминимальная !!! полная (максимальная)
- В будущем (через 1—15 лет) привлекательность и включенность в работу будет:-3 -2 -1 0 +1 +2 +3 «слабая» !!! «сильная"пассивная !!! активнаяминимальная !!! полная (максимальная)1. Я как профессионал
- Инструкция: «Пожалуйста, внимательно прочтите предложения и на бланке теста закончите их одним или несколькими словами».
- Я как специалист (государственный служащий) отличаюсь.
- Работа государственного служащего это.3. Я как коллега.4. Я как руководитель.5. Я как подчиненный.
- Основные ценности государственного служащего это.7. Мои жизненные ценности.
- Наиболее сложные (стрессовые) ситуации в деятельности государственного служащего связаны с.
- Самое трудное в работе государственного служащего это.
- Инструкция: «Пожалуйста, оцените по 100-балльной шкале место вашей работы (профессиональной деятельности) в вашей жизни».
- Насколько ваша работа способствует удовлетворенности жизнью в целом? О50 100
- Насколько ваша работа способствует реализации ваших способностей и интересов? 0 50 100
- Описательная статистика в основном исследовании
- Переменные Количество испытуемых Мин. значение Макс, значение Среднее Стад, отклонение Асимметрия Эксцесс
- Возраст 105 23 58 40,19 9,333 -0,82 -1,071
- Стаж 105 1 35 9,86 8,576 1,042 0,465
- Эмоц.истощение 105 4 44 20,53 7,727 0,476 0,417
- Деперсонализация 105 0 21 7,94 4,733 0,495 -0,437
- Редукция 105 13 43 28,87 5,965 -0,285 0,127
- Ассертивн.действия 105 13 29 21,40 2,820 -0,206 0,146
- Соц.контакт 105 13 30 23,85 3,535 -0,487 0,231
- Соц.подцержка 105 15 30 23,71 3,385 -0,569 -0,172
- Осторожн.действия 105 9 29 21,27 3,635 -0,481 0,192
- Импульс.действия 105 11 25 19,30 2,653 -0,319 0,327
- Избегание 105 7 26 17,50 3,326 -0,391 0,648
- Манипуятивн.действия 105 10 28 17,73 3,923 0,139 -0,452
- Асоциальн.действия 105 6 25 13,44 4,448 0,721 0,083
- Агрессивные действия 105 8 27 16,90 3,970 0,314 -0,136
- Компетентность 105 2 14 8,32 2,455 -0,085 -0,408
- Разнообразие трудовых задач 105 1 7 4,86 1,578 -0,509 -0,338
- Сложность трудовых задач 105 1 7 4,58 1,499 -0,421 -0,446
- Значимость труда 105 1 7 5,70 1,324 -1,143 1,688
- Независимость 105 1 7 4,61 1,464 -0,473 -0,377
- Обратная связь 105 2 7 4,80 1,069 0,218 0,253
- П.мотивация 105 6 327 124,82 66,128 0,466 0,140
- Проф.прошлое 105 1 7 5,940 1,204 -1,748 4,320
- Проф.настоящее 105 1 7 5,925 1,231 -1,780 4,083
- Проф .будущее 105 1 7 5,880 1,402 -1,973 4,441
- Удовл-ть жизнью 105 20 100 68,86 18,414 -0,251 -0,128
- Удовл-ть работой 105 0 100 66,55 21,255 -0,287 0,183
- Описательная статистика по совокупной выборке
- Переменная Количество Минимум Максимум Среднее Станд. отклонение Асимметрия Эксцесс
- Возраст 155 22 58 40,91 9,081 -0,261 -0,881
- Стаж 155 1 37 9,87 8,550 1,067 0,714
- Эмоц. истощение 155 4 44 20,30 7,358 0,499 0,574
- Деперсонализация 155 0 21 7,49 4,457 0,498 -0,196
- Редукция 155 13 43 28,99 5,802 -0,259 -0,030
- Ассертивн. действия 155 13 30 21,59 2,795 -0,114 0,797
- Соц. контакт 155 13 30 23,68 3,724 -0,485 0,057
- Соц. поддержка 155 15 30 23,93 3,500 -0,479 -0,355
- Осторожн. действия 155 9 29 20,74 3,833 -0,423 -0,187
- Импульс, действия 155 11 26 19,12 2,647 -0,194 0,257
- Избегание 155 7 26 17,64 3,439 -0,290 0,236
- Манипулятивн. действия 155 10 28 17,38 3,751 0,297 -0,396
- Асоциальные действия 155 6 25 12,84 4,200 0,762 0,375
- Агрессивные действия 155 8 27 17,17 3,941 0,238 -0,301
- Поведенческие факторы психического выгорания в 1-ой возрастной группе (20−30 лет)1. Условные обозначения:-положительная корреляция--------отрицательная корреляция
- АгД агрессивные действия ИД — импульсивные действия
- МД манипулятивные действия И — избегание
- СП поиск социальной поддержки АссД — ассертивные действия
- Поведенческие факторы психического выгорания во 2-ой возрастной группе (31−40 лет)1. Условные обозначения: положительная корреляция--------отрицательная корреляция1. АссД ассертивные действия
- СК вступление в социальный контакт1. АгД- агрессивные действия
- СП поиск социальной поддержки
- МД манипулятивные действия ИД — импульсивные действия АсД — асоциальные действия
- Поведенческие факторы психического выгорания в 3-ей возрастной группе (41−50 лет)-положительная корреляция---------отрицательная корреляция
- СК вступление в социальный контакт СП — поиск социальной поддержки
- АссД ассертивные действия ИД — импульсивные действия
- Поведенческие факторы психического выгорания в 4-ой возрастной группе (старше 50 лет)1. Условные обозначения:-положительная корреляция---------отрицательная корреляция
- АсД асоциальные действия АгД — агрессивные действия АссД — ассертивные действия ИД — импульсивные действия
- Поведенческие факторы психического выгорания в 1-ой группе по стажу (0−3 года)-положительная корреляция АсД асоциальные действия-------отрицательная корреляция
- АгД агрессивные действия И — избегание
- МД манипулятивные действия СП — поиск социальной под держки СК — вступление в социальный контакт
- Поведенческие факторы психического выгорания во 2-ой группе по стажу (4−10 лет)1. Условные обозначения:-положительная корреляция-------отрицательная корреляция
- АссД ассертивные действия СК — вступление в социальный контакт ИД — импульсивные действия СП — поиск социальной поддержки ОД — осторожные действия
- Поведенческие факторы психического выгорания в 3-ей группе по стажу (11−20 лет)1. Условные обозначения:-положительная корреляция-------отрицательная корреляция1. И избегание1. АссД ассертивные действия
- СК вступление в социальный контакт1. ИД импульсивные действия
- Поведенческие факторы психического выгорания в 4-ой группе по стажу (более 20 лет)1. Условные обозначения:--------отрицательная корреляция
- СК вступление в социальный контакт