Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является массовый опрос. Существует несколько видов опроса.
Анкетирование
Оно может быть групповым и индивидуальным.
При групповом анкетировании работа проводится непосредственно в классе, группе, бригаде (анкетер работает с группой в количестве 20—25 человек). Этот метод удобен тем, что респонденты имеют возможность получить дополнительные разъяснения, уточнения; анкетер может проверить правильность заполнения анкет. Как правило, при этом бывает 100%-ный возврат анкет.
При индивидуальном анкетировании респонденты получают анкеты на руки и возвращают их через установленное время. Практика показывает, что качество заполнения и процент возврата анкет ниже, чем при групповом методе.
Опрос может быть почтовым, когда анкета рассылается по адресам.
В последнее время широкое распространение получает прессовый опрос (опрос через прессу). Следует отметить, что неправомерно широко экстраполировать его результаты и делать далеко идущие выводы. Примером некорректного использования результатов прессового опроса может служить проведенное в 1991 г. еженедельником «АиФ» исследование по выявлению отношения населения страны к вопросу о частной собственности на землю. По данным еженедельника (затем они многократно тиражировались средствами массовой информации), свыше 90% населения страны выступало за введение частной собственности на землю, что никак не соответствует реальному положению вещей.