Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экспериментально-психологическое исследование взаимосвязи в развитии музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5-7 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы наметилась тенденция к пересмотру основ воспитания и обучения, создаются авторские и региональные программы, появляются новые формы обучения, методики и т. д. Перспективная разработка новых методов воспитания и обучения должна опираться на последние достижения психологической науки и исторический опыт в изучении и развитии способностей. Опыт мировой и отечественной психологии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ПСИХОМОТОРНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
    • 1. 1. Психофизиологические основы взаимосвязи и компенсации способностей
    • 1. 2. История изучения взаимосвязи различных способностей человека
    • 1. 3. Проблемы взаимосвязи музыкальных, психомоторных и познавательных способностей в современной психологии
    • 1. 4. Понятийный аппарат проблемы исследуемых категорий взаимосвязи способностей
  • Глава 2.
  • ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ПСИХОМОТОРНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5−7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ТРАДИЦИОННОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования
      • 2. 1. 1. Тестовый материал для исследования музыкальных способностей детей и процедура диагностики
      • 2. 1. 2. Методика экспресс-тестирования психомоторных способностей детей
      • 2. 1. 3. Методика психодиагностики познавательных способностей детей
    • 2. 2. Уровень развития музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей на констатирующем этапе эксперимента
    • 2. 3. Организация и содержание комплексного формирующего эксперимента по развитию музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей
      • 2. 3. 1. Методика формирования музыкальных способностей детей 5−7 лет
      • 2. 3. 2. Методика экспериментального развития психомоторных способностей детей 5−7 лет
      • 2. 3. 3. Методика формирования познавательных способностей детей 57 лет
    • 2. 4. Результаты психолого-педагогического эксперимента по формированию музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5−7-лет
    • 2. 5. Изучение и анализ корреляционных взаимосвязей между отдельными компонентами музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей

Экспериментально-психологическое исследование взаимосвязи в развитии музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5-7 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях развития общества, когда проблема гуманизации и гармонизации воспитания и обучения детей становится одной из ведущих, когда от культурного, интеллектуального и физического развития детей зависит будущее нашей страны, особенно важной является задача комплексного развития способностей каждого ребенка. Целостное формирование личности ребенка невозможно без учета как нового социально-политического и экономического состояния общества, так и без ориентации на нравственное, эстетическое и духовное наследие. Музыкальное, психомоторное и познавательное развитие способностей — аспекты процесса комплексного развития личности, способного формировать человека как целое. Принципы современного образования заложены в Конвенции о правах ребенка (ст.29), где говорится, что «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» /73 с.26/.

В последние годы наметилась тенденция к пересмотру основ воспитания и обучения, создаются авторские и региональные программы, появляются новые формы обучения, методики и т. д. Перспективная разработка новых методов воспитания и обучения должна опираться на последние достижения психологической науки и исторический опыт в изучении и развитии способностей. Опыт мировой и отечественной психологии и педагогики показывает важность использования в воспитании и обучении всех достижений, накопленных в ходе истории цивилизации. Можно привести немало примеров из истории, когда люди добивались выдающихся результатов в разных областях деятельности: древнегреческий математик Пифагор дважды побеждал в кулачном бою на Олимпийских играх, философ Платон дважды добивался успехов на играх в Истмии и Питии. Возможность гармонии интеллекта и физической культуры не осталась в историческом прошлом. Среди современников есть люди, добившиеся высоких результатов в разных сферах деятельности: доктор психологических наук академик Б. М. Теплов свободно говорил на двух иностранных языках, играл на фортепьяно, имел воинское звание командир бригады Красной Армиипрофессор H.A. Бернштейн обладал абсолютным музыкальным слухом, его хобби — проектирование мостоввыдающийся скрипач В. Спиваков занимался спортом и живописьюолимпийский чемпион В. Борзов является кандидатом педагогических наук и министром физической культуры Украиныдважды олимпийский чемпион В. Бондарчук стал доктором педагогических наук.

Воссоздание и развитие гуманистических традиций отечественной психологической науки и практики требует использования всего позитивного потенциала, накопленного наукой. Воспитание и обучение на рубеже третьего тысячелетия невозможно без комплексного изучения ребенка. Столетие назад эту проблему начали разрабатывать выдающиеся отечественные ученые: И. М. Сеченов /139/, И. П. Павлов /112/, П. Ф. Лесгафт /82/. Комплексным изучение человека занимался В. М. Бехтерев, возглавлявший до 1927 года Петроградский институт по изучению мозга и психической деятельности. В. Бехтерев признавал влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и призывал композиторов уделять больше внимания этому вопросу /18/. Б. Г. Ананьев признавал важность комплексных исследований в психологической науке. Он писал: «Переход от сепаративных специальных исследований к комплексному синтезирующему изучению означает сосредоточение научных сил и средств на познании связей, отношений и зависимостей между всеми характеристиками объекта и ситуацией его развития, определяющих целостность и саморегуляцию объекта» /4, с. 25/. Занимаясь разработкой комплексного подхода к изучению способностей Б. Г. Ананьев обнаружил достоверные корреляционные связи между показателями интеллекта и психомоторных функций.

Л.С.Выготский рассматривал способности человека в их единстве: «.психологическое представление о работе человека, как составленной из многих отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша „способность“ работает, на самом деле, в таком сложном целом, что взятая сама по себе она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия.» /34, с. 230/. Целостного взгляда на развитие способностей придерживался академик Б. М. Теплов, называвший музыкальностью качественно своеобразный комплекс способностей /145/. Соглашаясь с позицией И. М. Сеченова о том, что слуховые ощущения ассоциируются с мышечными, Б. М. Теплов считал, что существует взаимосвязь между характером музыки и ритмическим движением, поскольку при восприятии музыки появляются непроизвольные двигательные реакции. Л. А. Венгер и A.B.Запорожец поддерживали идею комплексного изучения человека и целостной концепции развития детских способностей /27, 28, 62/. В. М. Русалов утверждает: «Комплексные исследования человека приобретают сейчас первостепенное значение» /137, с. 3/.

В настоящее время проблема комплексного изучения способностей и взаимосвязи их различных компонентов продолжает волновать психологов и педагогов. В последние годы появились исследования, базирующиеся на серьезных теоретико — методологических основах, предметом изучения которых являются способности как целостный феномен.

Л.П.Сергиенко и В. П. Кореневич (1990) обнаружили положительную взаимосвязь между чувствительностью кинестетического анализатора и психомоторикой человека, которая становится значительной в процессе онтогенеза, на основании чего можно осуществить прогноз координационных способностей детей /138/.

В.В. Майоров и И. Ю. Мышкин (1993) изучали зависимость объема кратковременной памяти от разнообразия периодических процессов электрической активности мозга /89/. А. В. Маркина, И. В. Мальцева, А. Н. Лебедев (1995) обнаружили, что параметры альфа — ритма фоновой электроэнцефалограммы являются ограничителями объема кратковременной памяти /90/. В исследованиях Е. В. Заика (1993) обнаружена тенденция к связи между объемом моторной кратковременной памяти и точностью воспроизведения движений /59/.

В.П. Озеров изучал взаимосвязь психомоторных способностей с уровнем спортивно — технического мастерства спортсменов, возрастные особенности психомоторики школьников и студентов /107, 108, 109/. Г. Ю. Айзенк (1995) экспериментально выявил достоверную корреляцию IQ с физиологическими и биохимическими факторами /1/.

Н.И. Чуприкова и Т. А. Ратанова (1995) получили результаты, говорящие о связи умственных способностей с особенностями структурной организации познавательных процессов и с простыми физиологическими процессами и функциями, связи чувствительности и интеллекта /130, 154, 155/. И. А. Курбатова (1995) изучала влияние одаренности на феномен разной организации межполушарного воздействия при выполнении психомоторного задания у детей, а также взаимосвязь времени реакции и интеллекта /80/.

Несмотря на то, что проблема комплексного изучения способностей по своей теоретической и практической значимости остается важной в психологической науке, она недостаточно экспериментально исследована отечественными и зарубежными учеными. Недостаточно исследовательских работ, посвященных изучению музыкальных способностей, почти полностью отсутствуют работы по изучению взаимосвязей компонентов различных способностей, в том числе музыкальных, психомоторных и познавательных. Недостаток подобных комплексных теоретических и практических исследований, отсутствие работ с комплексным подходом к изучению взаимосвязи музыкальных, психомоторных и познавательных способностей, проверка не только количественных, но и качественных изменений между ними еще раз подтверждают актуальность данной проблемы.

Проблема исследования состоит в том, что взаимосвязь различных компонентов способностей детей является недостаточно изученной в теории, практике и имеет большие перспективы в разработке.

Целью работы стало исследование взаимовлияния музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей и возможности их формирования.

Предметом работы является изучение взаимосвязи музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей.

Объектом исследования был избран процесс развития потенциальных музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5−7 лет.

Основная гипотеза исследования состояла в том, что комплексный подход в развитии музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей позволит более глубоко изучить структуру этих компонентов способностей и наметит пути в их развитии, на основе чего возможно разработать целенаправленную формирующую методику.

Вторая гипотеза, взаимосвязанная с первой, заключалась в следующем: целенаправленное развитие психолого-педагогическими методами музыкальных, психомоторных и познавательных способностей повлияет на уровень и темпы психического развития детей и позволит более эффективно овладеть музыкальной культурой.

Для подтверждения данных гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить реальное состояние проблемы взаимосвязи музыкальных, психомоторных и познавательных способностей.

2. Подобрать тесты, задания для диагностики музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей.

3. Разработать конкретные задания, игры, упражнения по развитию музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5−7 лет и проверить их эффективность.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ псйхолого-педагогической литературы.

2. Экспресс-тестирование музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей на всех этапах эксперимента.

3. Формирующий эксперимент: формирование музыкальных, психомоторных и познавательных способностей в экспериментальной группе.

4. Математико-статистическая обработка полученных результатов.

Методологическую основу исследования составили:

1. Труды И. М. Сеченова, посвященные физиологии центральной нервной системы, психофизиологии, психомоторному акту, теории умственной деятельности.

2. Исследования И. П. Павлова, доказывающие единство психических и физиологических процессов в организме.

3. Изучение становления и компенсации высших психических функций Л. С. Выготского.

4. Теория системной динамической локализации психических процессов, разработанная А. Р. Лурия.

5. Общая теория развития и компенсации способностей Б. М. Теплова, К. М. Гуревича, К. К. Платонова.

6. Комплексный подход в диагностике и формирование психомоторных способностей В. П. Озерова.

7. Использовались принципы разработки экспресс-тестов познавательной сферы Б. Б. Коссова, В. П. Озерова.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней реализован принцип комплексного подхода к изучению музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей.

Теоретическое значение состоит в следующем:

1. Рассмотрен принцип комплексного подхода к изучению музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей.

2. Процесс развития музыкальных, психомоторных и познавательных способностей выделен как объект психолого-педагогического воздействия.

3. Полученные экспериментальные данные углубляют представления о взаимосвязи различных компонентов способностей.

4. Разработана психологически обоснованная система работы по развитию музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей.

Практическое значение работы заключается в следующем:

1. Полученные в исследовании данные позволяют улучшить работу по развитию способностей.

2. Предложенное пособие по изучению основ нотной грамоты может использоваться на музыкальных занятиях с детьми 5−7 лет.

3. Разработана серия заданий, направленных на развитие музыкальных способностей детей.

4. Модифицированные упражнения, развивающие психомоторные способности, могут применяться в работе с детьми дошкольного возраста.

5. Игры, направленные на развитие познавательных способностей детей, могут более широко использоваться в практике обучения и воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается достаточным объемом выборки испытуемых, проведением трех блоков методик, включающих 29 тестов, с помощью которых было выполнено 3306 человекоизмерений. Математико-статистическая обработка полученных данных осуществлялась на персональном компьютере типа IBM PC по программе Microsoft Word, обработка результатов производилась по ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Экспериментальной базой исследования являлся детский сад-школа N 73 г. Ставрополя. В выборочную совокупность для получения эмпирических данных вошло 57 детей 5−7 лет.

Апробация результатов исследования: основные результаты эксперимента и исследования, проведенных по теме диссертации, ежегодно докладывались на заседаниях кафедры практической психологии Ставропольского государственного университета (1996;1999 гг.), на научных конференциях «Университетская наука — региону» (апрель 1996, 1998), «Теоретические и прикладные проблемы психологии» (октябрь, 1997), Всероссийской конференции по практической психологии «Психологическое знание — база развивающего образования» (Пятигорск, 1999). Основные положения диссертационного исследования отражены в 5 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексный подход в развитии музыкальных, психомоторных и познавательных способностей более эффективно сказывается на развитии музыкальных способностей по сравнению с традиционными методиками обучения.

2. Комплексный подход позволяет обнаружить структуру музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей, что в дальнейшем можно использовать для индивидуального процесса обучения и развития.

Объем: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, пятнадцати параграфов, выводов, практических рекомендаций, заключения,.

5. Результаты исследования музыкальных способностей позволяют рекомендовать более широкое использование предложенной нами методики для изучения нотной грамоты в старшем дошкольном возрасте.

Подведем общие итоги проведенного исследования взаимосвязи музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5−7 лет в связи с некоторыми актуальными проблемами, поставленными в психологической литературе и педагогической практике. На современном уровне развития общества и в связи с изменениями, происходящими в системе народного образования, важное значение приобретает изучение проблемы взаимосвязи и интерференции в развитии способностей. Диссертационное исследование показало эффективность комплексного подхода в диагностике и развитии способностей, позволяющего полнее определить их структуру и взаимовлияние.

Дальнейшее исследование по данной проблеме поиска новых межфункциональных усиливающихся связей, делающих воспитание более гармоничным, более продуктивным, находящееся на стыке различных научных дисциплин, будет привлекать внимание многих исследователей. Возможно, наука стоит у начала нового пути к изучению структуры способностей и их развития у детей.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о комплексном подходе в развитии музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей, позволяющем более эффективно совершенствовать психическое развитие детей по сравнению с традиционными методами за счет новых межфункциональных связей.

Под влиянием формирующего эксперимента произошли изменения в уровне музыкального, психомоторного и познавательного развития способностей детей экспериментальной группы, что говорит о важности социального фактора в системе отношений социального и биологического.

Формирующие методики позволили значительно улучшить эффективность психолого-педагогического процесса за счет использования законов формирования и взаимовлияния структур способностей, законов интерференции и компенсации различных компонентов способностей. Корреляционный анализ структуры способностей позволяет сократить блок методик исследования за счет нахождения взаимосвязей среди компонентов способностей, что в дальнейшем может сказаться на гармонизации и гуманизации учебно — воспитательного процесса. Следует отметить, что дети экспериментальной группы, обладая более глубокой функциональной взаимосвязью между различными компонентами способностей, стали ее широко использовать в различных сферах деятельности. После проведения экспериментального исследования, за детьми, участвовавшими в нем, велось наблюдение в течение 1998 — 1999 учебного года с целью выяснения влияния формирующей серии эксперимента на дальнейший выбор детьми увлечений: кружков по интересам, спортивных секций и т. д. В контрольной группе различные кружки посещают 45% детей, а в экспериментальной группе — 66% детей, почти половина из которых занимается в двух и более кружках. Из этого можно заключить, что под влиянием формирующего эксперимента происходит перенос развиваемых нами способностей во все сферы деятельности, дети испытывают повышенный интерес к музыкальной, когнитивно-интеллектуальной, психомоторной деятельности. Результаты косвенно подтвердили эффективность использования комплексного изучения и развития потенциальных способностей детей данного возраста.

Наше исследование было полностью завершено, когда Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) объявил конкурс научных проектов на 2000 — 2003 г. г. Одним из перспективных направлений науки признано комплексное изучение человека в психологии и педагогике. Таким образом, на современном этапе развития науки еще раз подчеркивается возрастающая актуальность проблемы развития и взаимосвязи способностей.

ВЫВОДЫ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное экспериментально-психологическое исследование взаимосвязи в развитии музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5−7 лет позволяет сделать следующие выводы:

1. Наше исследование подтвердило эффективность использовани трудов И. М. Сеченова о психомоторном акте при изучении проблемы функциональных межсенсорных связейтеории Л. С. Выготского и А. Р. Лурия, объясняющей появление новых корреляционных взаимосвязей между различными компонентами способностей при комплексном подходе к их изучению.

2. Нами разработан и модифицирован широкий круг экспресс-методов, дающих большой объем для экспериментальных данных дифференцированного анализа материала по музыкальным, психомоторным и познавательным способностям, на основе которого можно не только протестировать детей и определить структуру способностей, но и выполнить эффективную формирующую работу.

3. Для экспериментальной работы с большим количеством детей многие классические лабораторные психолого-диагностические методики, требующие специальной сложной научной аппаратуры и длительных измерений, зачастую не удовлетворяют практических психологов и педагогов, поэтому кроме разработанных Северо-Кавказской диагностической лабораторией методик, нами предложены эффективные экспресс — методики для формирования отдельных компонентов музыкальных, психомоторных и познавательных способностей, которые позволят обогатить систему музыкального воспитания дошкольников новыми более продуктивными методами развития музыкальной, когнитивно — моторной и когнитивноинтеллектуальной сферы по сравнению с традиционными методами обучения и воспитания.

4. В процессе эксперимента предложенные выше методики показали высокий образовательный эффект: разница между уровнем развития музыкальных способностей контрольной и экспериментальной групп составила 38,3%. Согласно концепции В. П. Озерова наше воздействие оказало глубокое влияние на нижние уровни структуры способностей, на те психофизиологические механизмы, которые в дальнейшем помогали детям более успешно овладевать различными видами деятельности, в отличие от традиционного воздействия лишь на верхний уровень структуры способностей.

5. Данные психолого-педагогического эксперимента подтвердили дискретный характер развития отдельных компонентов психомоторных способностей. В течение эксперимента наблюдались различные темпы роста психомоторных показателей. Изменения в сторону улучшения в контрольной группе составило 0,8%, а в экспериментальной группе оно составило 26,7%. Разрыв между группами в 25,9% доказывает влияние специально разработанных методов психомоторного развития детей на увеличение темпов роста отдельных компонентов психомоторных способностей по сравнению с естественным увеличением темпов психомоторного развития в контрольной группе.

6. Дискретность психического развития выявлена при изучении динамики изменений познавательных способностей детей 5−7 лет. За период эксперимента в контрольной группе наблюдается снижение уровня развития отдельных компонентов познавательных способностей детей до -20,7%. Можно предположить, что в этот период наметился спад в развитии некоторых компонентов способностей. Однако в этот же возрастной период за тот же промежуток времени в экспериментальной группе произошло улучшение на 20,6%, что говорит о возможности положительного изменения познавательной сферы ребенка в этот период. Разница между группами, составляющая 41,3%, доказывает более эффективное воздействие психолого-педагогической формирующей методики на глубинные психофизиологические компоненты этих способностей .

7. Результаты интеркорреляционного анализа, проведенного между отдельными компонентами музыкальных, психомоторных и познавательных способностей, подтвердили основную гипотезу нашего исследования о существовании скрытых межфункциональных связей различных компонентов способностей детей. В контрольной группе произошло уменьшение взаимосвязей с 32 на I этапе до 24 на II этапе эксперимента. В экспериментальной группе за тот же период под воздействием специализированного процесса наблюдается увеличение количества взаимосвязей на 16. Специальный психолого-педагогический процесс может влиять не только на уровень, но и на структуру взаимосвязей отдельных компонентов способностей, увеличивая тем самым их взаимосвязь и взаимообусловленность.

8. При многофакторных сложных комплексных исследованиях выявлены более высокие корреляционные связи, что позволяет сократить тестоло-гический аппарат за счет выведения из него некоторых компонентов, имеющих высокие межфункциональные связи с другими компонентами способностей, следовательно можно предложить не только полный, но и сокращенный экспресс вариант диагностических методик, тем самым значительно ускорить процедуру тестирования, обеспечив экспрессивность и достоверности обследования.

9. Результаты тестирования подтвердили концепцию комплексного подхода к изучению способностей Северо-Кавказской лаборатории диагностики и формирования способностей, позволяющую исследовать структурные элементы способностей, разработать новые эффективные формы целенаправленного развития отдельных компонентов способностей, наметить перспективы этих исследований в дальнейшем, поскольку они имеют явное преимущество не только в темпах развития, но и в качественных изменениях структуры способностей.

Теоретическое и практическое исследования взаимосвязи музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5−7 лет позволяет предложить следующие практические рекомендации:

1. Опробированная методика экспресс-тестирования психомоторных способностей В. П. Озерова (1995), прошедшая проверку и доказавшая свою эффективность, может применяться в работе со старшими дошкольниками.

2. В дошкольных учреждениях рекомендуется более широко применять модифицированную и разработанную нами диагностику музыкальных способностей по предложенным выше тестам.

3. Внедрение методик комплексного формирования способностей в музыкальные занятия, кроме развития музыкальности позволяет ускоренно развивать психомоторные и познавательные способности.

4. Развитие музыкальных, психомоторных и познавательных способностей наиболее успешно происходит при внедрении определенной методологии, специально подобранных комплекса игр, заданий и упражнений, что позволит воспитать более гармонически развитого ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопр. психологии, 1995, № 1. -С.111−131.
  2. Г. Ю. Проверь свои способности. М.: Мир, 1972.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  4. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопр. психологии, 1968, № 6.
  5. .Г. О соотношении способностей и одаренности. В сб.: Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  6. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1969. 339с.
  7. O.A., Хромов Л. Н. Тренируйте память. М.: Просвещение, 1994. -208 с.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  9. Античная музыкальная эстетика / Вступит, очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. М., 1960.
  10. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
  11. Аристотель. Собр.соч.: В 4-х т. М., 1975.
  12. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973.
  13. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
  14. О.Г. Постинформационные технологии: Введение в психоне-тику. Киев: Экспир, 1997. 160 с.
  15. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996. 203 с.
  16. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  17. H.A. Физиология движений и активности. М., 1990.
  18. В.М. Объективная психология. М., 1991.
  19. А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности / Под ред. Рубинштейна Б. М. Госизд. Украина, 1923.
  20. М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974.
  21. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979.
  22. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. 68 с.
  23. М. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975.
  24. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  25. A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  26. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
  27. Л.А. О формировании познавательных способностей, а процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагигоческой психологии. Ч. 2. М., 1981.
  28. Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
  29. Л.А., Пилюгина Л. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.-144 с.
  30. П. О благородных нравах и свободных науках. В кн.: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов. Ч. 2. Саратов, 1988.
  31. H.A. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989. 270 с.
  32. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. С.42−269.
  33. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
  34. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  35. Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1983.
  36. Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997.-416 с.
  37. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960.
  38. Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. М.: Мысль, 1996.-272 с.
  39. Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.
  40. . Что такое психология. В 2-х т., М.: Мир, 1996. 376 с.
  41. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психол. журнал, 1989, № 4. С.75−86.
  42. Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопр. психологии, 1986, № 5.
  43. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
  44. В.В. Условия оптимальности решения психофизической задачи // Психология сегодня Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3, М., 1996. С. 22.
  45. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  46. Р. Всеобщая история музыки. М., 1965.
  47. Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996. 388 с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  49. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997. 237 с.
  50. Л.Я. Исследование влияния музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики. Автореферат дис. канд. психол. наук. Пермь, 1980.
  51. В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. В кн.: Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарер. М.: Институт психологии РАН, 1997, 296 с.
  52. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. 224с.
  53. В.Н. Философские основы психологии. М.: МНЭПУ, 1997. -244 с.
  54. В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА М, 1997. -256 с.
  55. Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. -208 с.
  56. Е.Г., Шпагонова Н. Г. Влияние музыки на решение психофизической задачи // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3, М., 1996. С. 27.
  57. .В. Моторный аккомпанемент поэтического творчества. // Психол. журнал, 1995, т. 16., № 5. С.59−62.
  58. А.Н. История психологии от античности до наших дней. М., 1989.
  59. Е.В. Соотношение объема моторной кратковременной памяти и точности воспроизведения движений // Психол. журнал, 1993, т. 14, № 3. -С.126.
  60. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Издательство «Ось-89», 1999.-64 с.
  61. И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с. .
  62. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. С. 15−18.
  63. А .Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  64. З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. М., 1981.
  65. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1982.-С.123.
  66. Д.Б. Про трех китов и про многое другое, М., 1976.
  67. Как определить и развить способности ребенка /Сост. В. М. Воскобойников. СПб.: РЕСПЕКС, 1996. 432 с.
  68. Кинарская Д. К. Современное представление о музыкальных способностях // Вопр. психологии, 1998, № 2.
  69. В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, Фолио, 1996.
  70. Кодай 3. Избранные статьи. М., 1982.
  71. Я.А. Избранные педагогические сочинения, т. 1−2, М., 1982.
  72. Л.Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  73. Конвенция о правах ребенка. В сб. Права ребенка. М.: Новая волна, 1999. 128 с.
  74. Корюн. Житие Маштоца. Ереван, 1981.
  75. Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. М.: Просвещение, 1994.-79 с.
  76. .Б. Комплексная методика изучения психомоторики и личности школьников. В кн.: Психологические проблемы физического воспитания школьников. М., 1989. -С.21−37.
  77. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. Москва Воронеж, 1997.-48 с.
  78. О. Королевство Скрипичного Ключа // Дошкольное воспитание, 1995, № 10. С.35−43.
  79. М. Культурно-историческая психология, М.: Когнито-Центр, 1997. -432 с.
  80. И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности // Вопр. психологии, 1995, № 2. С.59−60.
  81. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1959, № 6.
  82. П.Ф. Руководство по физическому образованию. Собрание педагогических сочинений. М.: ФиС, 1952. т.2. С. 110.
  83. Дж. Избранные философские произведения, т. 1−2. М., 1960.
  84. А.Ф. История античной эстетики. В 5-ти т. М., 1979.
  85. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970.
  86. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. С.4−50.
  87. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд. МГУ, 1976.
  88. А.Е. Музыкальная культура Древнего Египта // Вопросы истории, 1974, № 8.
  89. В.В., Мышкин И. Ю. Корреляционная размерность электроэнцефалограммы и ее связь с объемом кратковременной памяти // Психол. журнал, 1993, т. 14, № 2. С.62−65.
  90. А.В., Мальцева И. В., Лебедев А. Н. Связь параметров альфа-ритма с объемом кратковременной памяти // Психол. журнал, 1995, т. 16, № 2. С.128−129.
  91. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. С.Пб.: Евразия, 1997.-430 с.
  92. И.Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. М.: Эйдос, 1996. 112 с.
  93. Мифы народов мира. В 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев М.: Российская энциклопедия. Олимп, 1997.
  94. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., Просвещение, 1990.
  95. М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 1997.-240 с.
  96. Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.
  97. Музыкальное воспитание в СССР. М.: Сов. Композитор, 1978. 460 с.
  98. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
  99. A.M. Биологически активные точки и интеллектуальная активность // Вопр. психологии, 1997, № 2.
  100. Н.Л. Две парадигмы исследования музыкального восприятия // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3, М., 1996. С. 26.
  101. P.C. Психология: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
  102. P.C. Психология: В 3 кн.: Кн. З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995. -512 с.
  103. .П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  104. В.Н., Самойленко Е. С., МакАдамс С. Вербальные описания при восприятии музыкальных звуков // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3, М., 1996. с. 25.
  105. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
  106. В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов. Ставрополь, 1995. 58 с.
  107. В.П. Исследование сенсорного компонента спортивных способностей у юных атлетов-многоборцев. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1976.-24 с.
  108. В.П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов. Автореферат дис. докт. психол. наук. М., 1993. 38 с.
  109. В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев: Лумина, 1989. 112 с.
  110. И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1, 2. М.-Л., 1951. С. 27.
  111. А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопр. психологии, 1990, № 3. С.121−122.
  112. A.B. Психология о каждом и каждому о психологии. М.: Издательство РОУ, 1996. 328 с.
  113. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов н/Д, Феникс, 1996. 416 с.
  114. В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. 384 с.
  115. Планета детства: региональная программа дошкольного образования. Ставрополь, 1995. 124 с.
  116. Платон. Диалоги. М., 1986.
  117. K.K. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебн. заведений профобразования. М.: Выс. шк., 1984.- 174 с.
  118. К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972.
  119. H.H. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. М., 1981.
  120. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
  121. Я., Галкина Т., Кононенко М. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов. В кн.: Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Jloapep. М.: Институт психологии РАН, 1997. 296 с.
  122. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  123. Психологическая диагностика: учеб. пособие / Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. 304 с.
  124. Психологическая диагностика детей и подростков: учеб. пособие для студентов / Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 360 с.
  125. Психологические проблемы физического воспитания школьников: сборник научных трудов. М., 1989. 182 с.
  126. Психология индивидуальности в трудах В. С. Мерлина и ее развитие в современном человекознании / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998. -186 с.
  127. О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение: Владос, 1994. -223 с.
  128. Т.А. Обучение младших школьников тонким двигательным различиям на уроках физкультуры // Вопр. психологии, 1990, № 2. С.82−84.
  129. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.-529 с.
  130. Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и в музыке. В кн.: Статьи о музыке. Избранное. М., 1982.
  131. В.М. Психология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. М.: Форум, 1997. 296 с.
  132. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред.
  133. B.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
  134. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М., 1946.
  135. C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. М., 1960, № 3. С. 9.
  136. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
  137. JI. П., Кореневич В. П. Взаимосвязь чувствительности кинестетического анализатора и психомоторики человека // Вопр. психологии, 1990, № 2. -С. 132.
  138. И. М. Избр. Филос. и психолог, произв., М., 1947. с. 416.
  139. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
  140. A.A. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1993. 96 с.
  141. В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  142. Г. С. О психологии музыки // Вопр. психологии, 1994, № 5.1. C.95.
  143. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., Педагогика, 1988. С.80−133.
  144. .М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды. М., 1985. С.42−222.
  145. .М. Способности и одаренность / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
  146. Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1997.-240 с.
  147. Тонкова Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  148. Я., Новы Л. История естествознания в датах. М.: Прогресс, 1987. -495 с.
  149. Д. Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет. М., 1995.-240 с.
  150. А.И. Экспериментальное исследование взаимодействия зрительной и слуховой модальности // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2, выпуск 3. М., 1996.
  151. Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Автореферат дис. докт. психол. наук. Л., 1989.
  152. Н.И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопр. психологии, 1995, № 4. -С.65.
  153. Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопр. психологии, 1995, № 3. С. 104.
  154. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  155. В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» // Психол. журнал, 1983. Т. 4, № 5.
  156. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении, М., Просвещение, 1980.
  157. В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991.
  158. .Я. Ибн Сина, М., 1981.
  159. Г. М. Музыкальная культура Китая. М., 1952.
  160. Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет. М.: Педагогика -Пресс, 1995.-192 с.
  161. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва Воронеж, 1997. — 416 с.
  162. Эстетика Ренессанса. Т. 1, М., 1981.
  163. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983.-304 с.
  164. Bentley Arnold. Musical alility in children and its measurement. London, Harrap, 1966.-p. 151.
  165. Caroll J.B. Human cognitive abilies. Cambridge: Univ. Press, 1993.
  166. Klausmeir H.J., Lehmann I.J., Beeman A., Relationship among physical mental and achievement measures in children of low, average and high intelligence. Child Develop. Abstrs and Bibliogr., 1960, vol. 34, p.408.
  167. Konig H. Zur experimentellen Untersuchungen der Musikalitat. Wurzburg, 1938.
  168. Kries J. Wer ist musikalisch? Berlin, 1926.
  169. Mcleish J. Musical Cognition // Music education Research. Papers, 1968, № 2.
  170. Phillips D. An investigation of the Relationship between Musicality and telligence // Psychology of Music, 1976. vol.4.
  171. Seashore C. The psychology of musical talent. Leipzig, 1919.
Заполнить форму текущей работой