Учет особенностей проявления информационной работоспособности и сенсомоторной обучаемости в процедуре психологического диагностирования интеллекта
В целом же в теории психологических систем интеллект может быть понят как показатель возможности становления психологической системы, степень открытости-закрытости которой определяет успешность самореализации, понимаемой как переход из состояния возможности в реальность. При таком подходе оказывается реальным теоретически развести основные понятия и определить возможности диагностики феноменов… Читать ещё >
Содержание
- Список использованных сокращений
Глава 1. Сенсомоторные способности как системообразующий фактор в структуре интеллекта.
1.1. Методологические проблемы исследования интеллекта в психологии.
1.2. Становление системности представлений об интеллекте.
1.3. Процессуальные и содержательные особенности диагностики интеллекта.
Глава 2. Проявление информационной работоспособности в процессе решения интеллектуальных задач.
2.1. Результаты диагностики интеллектуального развития детей.
2.2. Особенности оценки информационной работоспособности в процедуре диагностики интеллекта.
2.3. Взаимосвязь показателей интеллекта и информационной работоспособности.
Глава 3. Сенсомоторная обучаемость как фактор успешности решения интеллектуальных задач.
3.1. Обучаемость и проблемы ее диагностики.
3.2. Диагностика сенсомоторной обучаемости детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
3.3. Обусловленность успешности интеллектуальных решений сенсомоторной обучаемостью.
Выводы
Список литературы
- Абдусаматов P.M., Беркинблит М. Б., Фельдман А. Г., Чернавский А. В. Моторика и интеллект // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. — С. 6−38.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.-С. 111−131.
- Айзенк Г. Ю. Структура личности: Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1999. -464 с.
- Айзенк Г. Ю., Кэмин JI. Природа интеллекта битва за разум. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 352 с.
- Акимова М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту (за рубежом) // Вопросы психологии 1977. — № 2. — С. 181.
- Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: Автореф. дис.докт. психол. наук. М., 1999. — 44 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI.: Наука, 1968. — 288 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1 / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
- Антонова Г. П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С. 52−64.
- Антонова Г. П., Икунина З. И., Антонова И. П., Антонова Н. А. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 12−21.
- Арестова О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. — М.: МГУ, 1995.- 109 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 с.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. -№ 1.-С. 3−12.
- Баланев Д.Ю. Кибернетический редукционизм в психологии в контексте историко-системного подхода: Автореф. дис. канд. психол. наук.-Барнаул, 1999.-21 с.
- Беркинблит М.Б., Чернавский А. В. Построение движения и метафора интеллекта / Компьютеры и познание: Очерки по когнитологии. — М.: Наука, 1990.-С. 22−41.
- Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В. П. Зинченко. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 608 с.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. — Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. — 240 с.
- Беспалов Б.И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 192 с.
- Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. СПб.: Союз, 1999.-432 с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С. 144−146.
- Богоявленская Д.Б., Петухова И. А. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Психологические исследованияинтеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979.-С. 155−161.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Опыт психогенетического исследования интеллектуальной активности // Вопросы психологии. — 1985.-№ 3.-С. 154−158.
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии. 1962. — № 4. — С. 74−82.
- Борисова Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики // Прикладная психология. — 1997.-№ 1. С. 64−71.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.— М.: Знание, 1983.-96 с.
- Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 18−29.
- Брушлинский А.В., Воловикова М. И. О взаимосвязи процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления / Психологические исследования познавательных процессов и личности. -М.: Наука, 1983. С. 84−96.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
- Вайнцвайг М.Н., Полякова М. П. Механизм мышления и моделирование его работы в реальном времени / Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. — С. 208−229.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: МГУ, 1982.-336 с.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука и психологические проблемы изучения интеллекта / Компьютеры и познание: Очерки по когитоло-гии. М.: Наука, 1990. — С. 6−21.
- Величковский Б.М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование. — М: Наука, 1987. С. 120−141.
- Волочков А.А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1999. — № 5.-С. 10−20.
- Выготский JI.C. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1.- С. 296−412.
- Выготский J1.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982.-Т. 2.-488 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» М., 1965. — С. 3842.
- Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / Под ред. А. И. Подольского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 480 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: Сб. пер. с нем. и англ. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 433−456.
- Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 30−42.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986.- № 5. — С. 18−37.
- Голубева Э.А., Изюмова С. А., Кабардов М. К. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 132−140.
- Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. — М.: Тривола, 1995. 324 с.
- Гриценко С.В. Дифференцированность когнитивных структур и ее связь с умственным развитием и свойствами нервной системы у старших подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1997.- 19 с.
- Гумбольдт А. Космос. Опыт физического мироописания: 3-е изд.: Пер. с нем. Н. Фролова. М., 1866.- 239 с.
- Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 53−64.
- Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психологический журнал. 1991. — № 2. — С. 84−93.
- Гуревич К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 80 с.
- Гурова Л.Л. Мыслительные операции в процессе осознанного решения задач // Вопросы психологии. — 1961. № 6. — С. 93−103.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер, 1999.-368 с.
- Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144 с.
- Завалишина Д.Н. Микроразвитие субъекта в процессе мыслительной деятельности // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Изд-во «Наука», 1983. — С. 57−66.
- Заика Е.В., Назарова Н. П., Маренич И. А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 41−45.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / Принцип развития в психологии: Сб. статей — М.: Наука, 1978.-С. 243−265.
- Запорожец А.В. Действие и интеллект / Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — С. 182−200.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: МГУ, 1976. — 98 с.
- Калачев Г. А., Муравлев В. В. Биологический интеллект, учебные нагрузки и здоровье учеников начальной школы // Педагог. Наука, технология, практика. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. — № 2. — С. 124−127.
- Калачев Г. А., Муравлев В. В. Использование информационного подхода в валеологии на примере изучения информационной работоспособности детей младшего школьного возраста // Вестник БГПУ. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. -№ 1. — С. 61−66.
- Калачев Г. А., Муравлев В. В., Раченкова Л. И. Исследование сенсомо-торных процессов у детей методом рефлексометрии / Проблемы инноваций в образовании: Материалы научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994. — С. 56−59.
- Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Вопросы психологии. 1961. — № 2. -С. 41−50.
- Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика. — 1968. № 6. — С. 105−117.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. 200 с.
- Карпов Ю.В. Критерии и методы диагностики умственного развития // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1982. — № 3. — С. 18−26.
- Карпов Ю.В. О соотношении возрастного и функционального развития интеллекта // Вопросы психологии. — 1988. № 3. — С. 58−64.
- Карпов Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1990. — № 2. — С. 3−16.
- Карпов Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 52−57.
- Киселев С.Ю., Лупандин В. И., Ткачук И. Е. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. С. 38−44.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. — 302 с.
- Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. Караганда: Изд-во КарГУ, 1987. — 94 с.
- Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998. -Вып. 8−9.-С. 7−15.
- Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996. 224 с.
- Корнилова Т.В. О функциональной регуляции принятия интеллектуальных решений // Психологический журнал. — 1997. — № 5. — С. 73−84.
- Корнилова Т.В. Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений: Автореф. дис.докт. психол. наук. — М., 1999. — 54 с.
- Костюк Г. С. Некоторые аспекты взаимосвязи обучения и умственного развития // Советская педагогика. 1967. — № 1. — С. 24−27.
- Кочубей Б.И. Некоторые тенденции современной психофизиологии // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 31−37.
- Крамаренко В.Ю., Никитин В. Е., Андреев Г. Г. Интеллект человека. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. 184 с.
- Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. 114 с.
- Краснорядцева О.М. Психодиагностическое мышление в условиях профессионально-педагогической деятельности // Сибирский психологический журнал. — 1999. Вып. 11. — С. 81−85.
- Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко- под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
- Кузьминых Л.М. Психологический анализ проявления индивидуальных особенностей умственной деятельности младших школьников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1976.— 24 с.
- Курганский А.В., Ахутина Т. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет // Вестник МГУ. — Сер. 14. Психология. 1996. — № 2. — С. 58−65.
- Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии // Вопросы психологии. 1957.-№ 1.-С. 3−17.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-368 с.
- Локалова Н.П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление // Вопросы психологии. 1998. -№ 5. — С. 130−141.
- Лолер Дж.М. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. — М.: «Прогресс», 1982. 254 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975.-№ 2.-С. 31−45.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологичес кие труды / Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова, В. А. Пономаренко. Москва-Воронеж, 1996. — 384 с.
- Лурия А.Р., Хомская Е. Д. О некоторых теоретических вопросах проблемы «принятия решения» в свете нейропсихологии // Проблемы принятия решения: Сб. статей. М.: Наука, 1976. — 319 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. — М.: Фолиум, 1993. 64 с.
- Мазилов В.А. К проблеме мыслительных способностей / Диагностика познавательных способностей: Межвуз. сб. научн. трудов. — Ярославль: ЯГПИ им К. Д. Ушинского, 1986. С. 89−93.
- Майер Н. Об одном аспекте мышления человека. Психология мышления: — Сборник переводов с немецкого и английского / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Изд-во «Прогресс», 1965. — С. 300−313.
- Мандрусова Э С. Об исследовании умственной работоспособности при диагностике умственного развития. // Материалы симпозиума по вопросам разработки диагностических методов определения уровня умственного развития детей. Рига, 1970. — С. 160−163.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. — 99 с.
- Матюшкин A.M. Некоторые проблемы психологии мышления. / Психология мышления: Сборник переводов с немецкого и английского/Под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. — С. 3−17.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
- Менчинская НА. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. 1968. — № 6. — С. 21−38.
- Муравлев В.В. Информационный подход в психофизиологических обследованиях учащихся начальной школы // Валеологические аспекты образования: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — С. 27−29.
- Муравлев В.В. Психологические закономерности развития информационной работоспособности и сенсомоторная обучаемость: Автореф. дис. канд. психол. наук. Барнаул, 1999. — 20 с.
- Наумова Е.Р. Формально-динамические свойства индивидуальности у лиц с разным уровнем интеллекта: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1999.-24 с.
- Некрасова Е.В. Методологические основания и гипотезы исследования пространственно-временной организации человека // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. -№ 1. — С. 9−14.
- Немов Р. С. Психология: В 3 кн. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-Кн. 3.-512 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Рус. яз., 1984.-816 с.
- Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: «Педагогика», 1975. — 232 с.
- Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. А. Г. Шмелева. Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта / Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 51−235.
- Пиаже Ж. Природа интеллекта // Познавательные психические процессы / Сост. и общ. редакция А. Г. Маркова. СПб.: Питер, 2001. — С. 420−434.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 61−69.
- Пономарев ЯА. Знания, мышление и умственное развитие. — М.: Изд-во «Просвещение», 1967.-264 с.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.-208 с.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. -М.: Педагогика, 1975. 208 с.
- Психодиагностика и школа / Под ред. К. М. Гуревича и др. — Таллинн, 1980.-236 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 357 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова: 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1998. 440 с.
- Пушкин В.Г. Интеллект. Исследование и развитие умственных способностей // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 175−176.
- Равен Дж. Прогрессивные матрицы Равена: изменение и стабильность в зависимости от места и времени // Иностранная психология. 1998. — № 10.-С. 58−65.
- Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 1. Общая часть руководства: Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 1997. 82 с.
- Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 3. Стандартные прогрессивные матрицы: Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1996. — 53 с.
- Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 40−51.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 144 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
- Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 49−59.
- Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC).: Адаптированный вариант / Ю. Филимоненко, В. Тимофеев. — СПб., 1992.-80 с.
- Сабелли Г. К., Карлсон-Сабели JL Социодинамика: применение процессуальных методов в социальных науках / Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 2. Социальные процессы / Под ред. И. Н. Трофимовой. — М.: «ЯНУС-К», 1999. — С. 233−269.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. -М.: Изд-во «Наука», 1974. 280 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
- Степанова Е.И., Грановская Л. Н. Микровозрастной подход к иссле дованию интеллекта взрослых // Психологический журнал. — 1980.— № 5.-С. 54−65.
- Стернберг Р. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. — № 6. — С. 54−61.
- Талызина Н.Ф. Новые подходы к психодиагностике интеллекта // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1988. -№ 2. — С. 8−13.
- Теплов Б.М. Практическое мышление / Познавательные психические процессы / Сост. и общ. редакция А. Г. Малакова. СПб: Питер, 2001.-С. 466−469.
- Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 544 с.
- Терещенко А.В. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения.: Автореф. дис.канд. пед. наук. Волгоград, 2002. — 21 с.
- Тихомиров O.K. Принцип избирательности в мышлении // Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С. 17−32.
- Тихомиров O.K. «Искусственный интеллект» и теоретические вопросы психологии // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. — 232 с. — С.5−16.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.
- Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 121−128.
- Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал 1992. — Т. 13. — № 3. — С. 84−93.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 32−39.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во ТГУ, 1997. 392 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихологическая школа А.Р. Лурия // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 79−100.
- Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. Киев: Осв1та, 1992. — 220 с.
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение, 1995. — 304 с.
- Цуканов Б.И. Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта // Психологический журнал. — 1991.-№ 3. — С. 38−43.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 1731.
- Цукерман Г. А., Елизарова Н. В., Фрумина М. И., Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 35−43.
- Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект // Вопросы психологии. — 1990.-№ 5.-С. 31−39.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. -192 с.
- Чуприкова Н.И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии. -1995. — № 4. С.65−81.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. — 480 с.
- Чуприкова Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 104−114.
- Шапиро С.И., Л.И. Уманский. О применении теории информации к изучению способностей человека // Вопросы психологии. — 1963.— № 2. С. 75−90.
- Юзвишин И.И. Основы информациологии. М.: Международное изд-во «Информациология" — «Высшая школа», 2000. — 517 с.
- Юсупов Ф.М. Принципы конструирования невербальных тестов способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1993.-21 с.
- Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16.-№ 1.-С. 102−106.
- Carrol J.B., Maxwell S.E. Individual Differences in cognitive abilities // Ann. Rev. of Psychol. 1979. — V. 30. — P. 603−640.
- Cattell R.B. Theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment // J. Educat. Psychol. 1963. — 54. — P. 1−22.
- Cohn S.J., Carlson J.S., Jensen A.R. Speed of information processing in academically gifted youths // Personality and Individual Differences. -1985.-V. 5.-P. 621−629.
- Eysenck HJ. The structure and measurement of intelligence. N. Y.: Springer, 1979.
- Fischer K.W. A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills. // Psychological Review. 1980. — V. 87 (6). -P. 477−531.
- Hick W.E. On the rate of gaine of information // Qarterly Journal of Experimental Psychology. 1984. — № 4. — P. 11−26.
- Hunt. E.B. Mechanics of verbal ability. Psychological Review. 1978. -85.-P. 109−30.
- Hunt E.B. Intelligence as an information processing concept // Brit. J. of Psychology. 1980. — V. 71. — P. 449−474.
- Jensen, A.R. The chronometry of intelligence. In R.J. Sternberg (Ed.), Advances in the psychology of human intelligence. — 1982. Vol. I. — Hillsdale, NJ: Erlbaum. — P. 255−311.
- Jensen A.R., Cohn S.J., Cohn C.M.G. Speed of information processing in academically gifted youths and their siblings // Personality and Individual Differences. 1989. — 10 (1). — P. 29−33.
- Jensen A.R., Larson G.E., Paul S.M. Psychometric g and mental processing speed on a semantic variation test // Personality and Individual Differences. 1988. — 9 (2). — P. 243−255.
- Keating D.P., Bobbit B.L. Individual and developmental differences in cognitive-processing of mental ability // Child Devel. 1978. — V. 49. — № 1. -P. 155−167.
- Kohn M.L. Schooler C. The reciprocal effects of the substantive complexity of work and intellectual flexibility: A longitudinal assessment // American J. of Sociology. 1978. — 84. — P. 24−52.
- Kunt E. Intelligence as an information-processing concept // Brit. J. Psychol. 1980. — V. 71. — Pt. 4. — P. 449−474.
- Miller K.A., Kohn M.L., Schooler C. Educational self-direction and the cognitive (functioning of students) // Social Forces. 1985. — 63. — 923 944.
- Moray N. Mental workload: Its theory and measurement. N.Y., 1979. -208 p.
- Navon D., Gopher D. On the economy of the human processing system // Psychological Review. 1979. — V. 86. — P. 254−255.
- Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y., 1967. -336 p.
- Paine J.W. Information processing theory: Some concepts and methods applied to decision research // Cognitive processes in choice and decision behavior. -N.Y., 1980.-P. 160−193.
- Rosh E. Natural categories // Cognitive Psychology. 1973. — V. 4. -P. 326−350.
- Rummelhart D. Human information processing. N.Y., 1977. — 288 p.
- Smith L.B., Kemler D.G. Developmental trends in free classification evidence for a new conceptualization of perceptual development // Journal of Experim. Child Psychology. 1977. — V. 24. — P. 279−298.
- Snow R.E., Lohman D.F. Toward a theory of cognitive aptitude for learning from instruction // Journal of Educational Psychology. 1984. — 76. — 347 376.
- Sternberg R.J. Intelligence and nonentrenchment // Journal of Educational Psychology. 19 8173P. 1 -16.
- Sternberg R.J., Rifkin B. The development of analogical reasoning processes // Journal of Experimental Child Psychology. — 1979. — 27. — P. 195 232.
- Treisman A.M. The psychological reality of levels of processing // Levels of processing in human memory / Eds. L.S. Germek, J.M. Craik. Hillsdale / 1979. — P. 203−229.
- Vernon P.A., Kantor L. Reaction time correlations with intelligence test scores obtained under either timed or untimed conditions // Intelligence. -1986.- 10.-P. 315−330.
- Werner H. Comparative psychology of mental development. — N. Y. — 1957.-540 p.
- Wickens C.D. Engineering psychology and human performance. — Colu-mus, 1984.-416 p.