Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельностный подход в образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Н. Леонтьевым было введено понятие ведущей деятельности. Под этим термином понимается деятельность, которая в определенном возрасте человека имеет наибольшее значение, так как именно она определяет развитие познавательной и личностной сфер. А. Н. Леонтьевым предложена схема деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенная со структурой… Читать ещё >

Деятельностный подход в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разговор об учебной деятельности и ее структуре необходимо начать с того, что в отечественной психологии в 1920;х гг. начал формироваться деятельностный подход к изучению психики человека. Признается, что деятельность человека, будь то игра, учение, труд, опосредствует все психические процессы.

В 1930;е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903−1979) совместно с другими представителями Харьковской психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Деятельность в отличие от реакции — это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

Деятельность опосредуется потребностями, переходящими в мотив (ради чего). Единицей деятельности (например, обучение грамотности) является действие (выполнение написание букв), состоящее из операций. Действие в теории деятельности связано с личностным смыслом (что это значит для меня). Смысл является центральным понятием, при помощи которого объясняется развитие мотивации и дается психологическая интерпретация регуляции деятельности.

А. Н. Леонтьевым предложена схема деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие).

А. Н. Леонтьевым было введено понятие ведущей деятельности. Под этим термином понимается деятельность, которая в определенном возрасте человека имеет наибольшее значение, так как именно она определяет развитие познавательной и личностной сфер.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889−1960) сформулировал принцип единства сознания и деятельности как вариант деятельностного подхода: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого»[1].

Прослеживая единство сознания и деятельности, С. Л. Рубинштейн показал, что сознание как высший психический процесс является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет, по меньшей мере, три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

Теоретические работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева легли в основу психологической теории учебной деятельности, являющейся приоритетом отечественной науки и разработанной Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, А. К. Марковой, П. Я. Гальпериным, ?. Ф. Талызиной и другими психологами отечественной школы.

  • [1] Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101 — 108.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой