Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Освоение информационных компьютерных технологий как фактор развития самоотношения старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В области эмпирической психологии целесообразно проведение нового цикла работ на основе модернизации, методических, организационных и содержательных, положений, составляющих фундамент нашего исследования. Это могут быть, соответственно, расширение типологии пользователей за счёт более активного-использования обнаруженных, но по тем или иным причинам незадействованных в ходе анализа индикаторов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
    • 1. 1. Специфика социальной ситуации развития при применении ИТ
    • 1. 2. Методологические принципы исследования
      • 1. 2. 1. Динамический аспект
      • 1. 2. 2. Постклассическая рациональность
    • 1. 3. Мировоззрение как фактор развития самосознания пользователя
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 3. 1. Теоретические и эмпирические основы методики
      • 3. 1. 1. Теоретические основы определения индикаторов оценки
      • 3. 1. 2. Обработка первичных данных и разработка экспертного опроса
    • 3. 2. Результаты проведения экспертного опроса
    • 3. 3. Анализ результатов экспертного опроса
    • 3. 4. Методика оценки степени освоения ИТ и её апробация
  • ГЛАВА. ЧЕТВЁРТАЯ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 4. 1. Организация исследования самоотношения
    • 4. 2. Результаты оценки степени освоения ИТ у испытуемых
    • 4. 3. Результаты исследования самоотношения по методике МИС
    • 4. 4. Анализ результатов исследования самоотношения
    • 4. 5. Интерпретация результатов

Освоение информационных компьютерных технологий как фактор развития самоотношения старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Основными приоритетами развития страны являются сегодня «повышение эффективности функционирования экономики,. за счёт внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» (105, с.13). Предусматривается также повышение качества среднего и высшего образования, на основе активного использования-ИКТ (там же).

Оптимальной реализацией компьютерных информационных технологий (ИТ) выступают сетевые технологии, получившие наибольшее распространение. Главным и определяющим звеном мировой информационной инфраструктуры является Интернет (Сеть), в котором хранятсяи перерабатываются гигантские массивы данных. Если в 2001 году количество регулярных пользователей Интернета в России составляло 4,3 млн. человек, то к началу 2007 года их было уже 23,8 млн. или 21% населения (80). Впечатляет динамика роста числа пользователей Сети в отдельных возрастных группах. За период осень 2002 — зима 2006 среди пользователей-18−24 лет оно возросло с 21% до 48%. Сегодня в Москве 84% населения в возрасте 18−24 года составляют пользователи Интернета, в среднем по России этот показатель равен 48% (там же).

Однако темпы распространения Интернета снижаются. Последний заметный скачок-пришёлся на конец XX века, когда сыграл свою роль политический фактор, и к Сети стали подключаться страны Восточной Европы, Россия и Китай. Хотя Интернет и стал глобальной информационной сетью, противодействие телекоммуникационного, демографического, географического факторов приводит к замедлению его роста. Очевидно, интенсивность воздействия ИТ напсихику человека близка, к своему историческому максимуму, особенно в США, странах Западной Европы и Японии. Напротив, России ещё предстоит пройти аналогичный пик примерно в>2008;2012 годах.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется, следующим.

1. Одной из проблем интеграции России в мировое сообщество является недостаточная компьютерная грамотность населенияи низкая степень информатизации общества, что заставляет государство форсировать внедрение ИТ (внешний фактор).

2. Инвестиционная привлекательность и экономическая целесообразность внедрения ИТ выступают внутренним фактором долговременного роста этого сегмента экономики и увеличения’числа занятого в нём трудоспособного населения.

3. Распространение ИТ постепенно приобретает общенациональный характер.

4. Одной из приоритетных областей внедрения ИТ является сфера образования.

5. Последствия внедрения ИТ аккумулируются в молодёжной среденаблюдается тенденция приобщения к ИТ пользователей всё более младших возрастов.

Актуальность работы обусловлена и недостаточной разработанностью в науке темы психологических последствий информатизации, амбивалентность которых, наблюдаемая в поведении на бытовом уровне и фиксируемая научными методами, убеждает в необходимости дальнейшего изучения специфики личности пользователя. Внедрение ИТ в образовательную практику также требует научного обоснования в условиях перехода к инновационной модели обучения и воспитания личности, ставшей краеугольным камнем современной педагогики и психологии образования.

Проблема исследования заключается в оценке последствий информатизации общества и сферы образования в контексте развития самосознания учащихся.

Цель исследования в установлении факта и раскрытии специфики влияния на развитие самоотношения как компонента самосознания подростков такого фактора развития личности, как освоение информационных компьютерных технологий (ИТ). I.

Объект исследования — самоотношение старшеклассников, предмет — развитие самоотношения старшеклассников в зависимости от фактора «степень освоения ИТ». Гипотезы исследования:

1. Степень освоения информационных компьютерных технологий является фактором развития самоотношения старшеклассников;

2. Имеется три основных типа старшеклассников в зависимости от степени освоения ими информационных компьютерных технологий;

3. Чем выше степень освоения информационных компьютерных технологий, тем менее позитивный характер принимает отношение к себе как к личности;

4. Чем выше степень освоения информационных компьютерных технологий, тем более позитивным становится отношение к себе как к субъекту деятельности.

Задачи исследования: 1. Анализ проблемы развития самосознания и самоотношения подростков в контексте информатизации, выявление специфики социальной ситуации развития пользователя;

2. Анализ возможностей и ограничений мышления старшеклассников, оценка эффективности эмоционально-смысловых механизмов формирования самосознания, выявление специфики мировоззрения подростка-пользователя ИТ;

3. Разработка методики экспертного опроса с целью установления наиболее объективных критериев оценки (индикаторов) степени освоения ИТ;

4. Разработка методики оценки степени освоения ИТ и разбиение исходной выборки испытуемых на три типа пользователей в зависимости от степени освоения ИТ;

5. Изучение особенностей самоотношения старшеклассников из той или иной категории пользователей с помощью стандартной методики исследования самоотношения МИС.

Теоретико-методологическая база исследования: принципы деятельностной детерминации развития личности и самосознания (Выготский JI.C., Леонтьев А. Н., Рубинштейн C. JL, Зинченко В. П., Асмолов А.Г.) — основы постклассической рациональности (Швырев В. С) — положения ведущих теорий развития (Эльконин Д.Б., Божович Л. И., Давыдов В. В., Эриксон Э., Берне Р.) и концепций развития самосознания и самоотношения (Столин В.В., Пантилеев С.Р.).

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, опрос, контент-анализ самоописаний, экспертные оценки, корреляционный анализ. В работе применялась методика исследования самоотношения МИС (Пантилеев С.Р.).

Экспериментальная база исследования: старшеклассники общеобразовательных школ г. Москвы и г. Зарайска (всего 234 человека), посетители компьютерного клуба ООО «Диджитал Матрикс» из числа подростков (8 человек), специалисты в области компьютеров и ИТ, привлекавшиеся в качестве экспертов (34 человека). Научная новизна исследования:

1. Показано, что степень освоения ИТ является фактором развития самоотношения;

2. Выявлены закономерности развития самоотношения старшеклассников: наиболее позитивное самоотношение имеют старшеклассники со средней степенью освоения ИТ;

3. Сформулированы объективные критерии оценки степени освоения ИТ;

4. Выделены три основных типа старшеклассников в зависимости от степени освоения ИТ: начинающие, продвинутые и эксперты.

Теоретическая значимость исследования. В условиях недостаточной изученности темы развития самосознания учащихся в ходе информатизации сферы образования обоснована необходимость и продуктивность исследования самоотношения старшеклассников-пользователей ИТ. Раскрыта специфика социальной ситуации развития подростка, связанная с применением ИТ, особенности его мировоззрения и отношения к себе. Выделены формально-динамические и содержательные детерминанты поведения пользователей ИТ разных типов.

Практическая значимость работы связана с применением в других исследованиях и в психолого-педагогической практике разработанной методики оценки степени освоения ИТ. Её результаты могут быть полезны учителям при создании системы учебных взаимодействий, определении целей, задач и содержания обучения, опосредованного ИТ, а также преподавателям вузов при разработке учебных курсов по проблеме развития личности и самосознания в условиях информатизации и психологам-практикам, специализирующимся на работе с подростками.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечиваются научно-методологической обоснованностью выбора объекта, предмета и задач исследования, теоретическим анализом поставленных проблем, репрезентативностью и достаточно большим объёмом выборки, использованием адекватных методов и валидных методик получения данных, применением адекватных методов их статистической обработки, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В зависимости от степени освоения ИТ старшеклассники делятся на три основных типа пользователей: начинающие, продвинутые и эксперты;

2. Степень освоения ИТ является фактором развития самоотношения старшеклассников, что выражается в позитивном изменении самоотношения у продвинутого пользователя по сравнению с начинающим и в негативном — у эксперта по сравнению с продвинутым;

3. Наиболее позитивное самоотношение, включающее уверенность в себе, ожидание позитивного отношения к себе со стороны других, ощущение ценности собственной личности и отсутствие склонности к самообвинению, присуще старшекласснику со средней степенью освоения ИТ.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на заседаниях кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, на педсоветах и семинарах по вопросам внедрения ИТ в школах №№ 922 и 783 г. Москвы.

Выводыг.

1. В ходе исследования влияния информационных технологий на развитие самоотношения старшеклассников нашли подтверждение следующие гипотезы:

1.1. Степень освоения информационных компьютерных технологий является фактором развития самоотношения учащихся старших классов;

1.2. Имеется три основных типа старшеклассников в зависимости от степени освоения ими информационных компьютерных технологий;

2. Гипотеза о том, что чем выше степень освоения информационных компьютерных технологий, тем менее позитивный характер принимает у пользователя отношение к себе как к личности, подверглась уточнению. Эволюция самоотношения пользователя по мере освоения информационных компьютерных технологий выходит на промежуточный максимум позитивности у продвинутого пользователя с последующим падением у эксперта, т. е. наиболее позитивное самоотношение соответствует пользователю со средней степенью освоения информационных технологий.

3. Гипотеза о том, что чем выше степень освоения информационных компьютерных технологий, тем более позитивным становится отношение к себе как к субъекту деятельности в рамках данной работы не нашла своего подтверждения. По-видимому, повышение действенных возможностей пользователя по мере освоения ИТ не обязательно сопровождается ростом позитивности в отношением) к себе. Однако этот вывод является предварительным, и для его обоснования требуется дополнительное исследование.

Практические рекомендациипо использованию результатов исследования базируются на установленном факте и содержании различий в самоотношении старшеклассников-пользователей ИТ трёх типов. Они могут быть сформулированы в адрес учителей-предметников и практикующих психологов, занимающихся семейным консультированием и (или) проблемами подростничества. Однако наиболее целесообразными выглядят рекомендации школьному психологу, в той или иной степени совмещающему в своей профессиональной деятельности решение задач воспитания личности учащегося и коррекции личностных проблемзатрудняющих процесс учения. В>том числе тех, что возникают вследствие неадекватного освоения компьютераи ИТ. Центральным моментом всех рекомендаций выступает характер самоотношения старшеклассника, являющегося, с одной стороны, предметом диагностики, а с другой — одним из индикаторов успешности деятельности психолога.

Учащиеся из числа начинающих пользователей наиболее восприимчивы к информации, о психологических последствиях информатизации, соотнесённой с данными о назначении, потребительских качествах, достоинствах и недостатках той или иной компьютерной программы или ИТ. Психологу в этом случае стоит придерживаться' просветительской функции и, основываясь на выделении, разных видов деятельности, опосредованной компьютером и ИТ, подчёркивать амбивалентность последствий увлечения ими. Нужно иметь ввиду, что начинающий неудовлетворён своими-, возможностями, отсюда безразличие к себе и своему внутреннему миру. Поэтому необходимо всякий раз актуализировать тот потенциал ИТ, который способствует повышению действенных возможностей индивида и его успешному самоопределению в условиях информатизации общества. Изменение самоотношения начинающего в сторону большей активности"Я" свидетельствует об адекватности усилий психолога.

Продвинутому пользователю соответствует максимум активностии- позитивности, в самоотношении с дальнейшим их снижением у эксперта. При этом его самоотношение носит закрытый, (защитный) характер в сочетании* с поверхностнымсамодовольством и отрицанием проблем. Вряд ли поэтому стоит ожидать, осознанного* запроса на. индивидуальное консультирование с его стороны. Тем более, что несомненные: достижения в сфере компьютера и ИТ провоцируют в нём тенденции* интеллектуального превосходства над окружающими, и если психолог недостаточно сведущ в данной области, конструктивного взаимодействия, скорее всегоне получится.

Вместе с тем, продвинутый заинтересован в социальном одобрении, признании заслуг и достижений. Поэтому он может оказаться полезным в групповой работе психолога с проблемными учениками, выполняя роль фасилитатора. Корректирующее воздействие на него самого носит в этом случае нерефлексивный характер и обуславливается групповой динамикой. Продвинутый пользователь должен постоянно находиться в поле зрения психолога, поскольку декларируемое им отсутствие личностных проблем может не иметь под собой оснований. Поводом для вмешательства в ход развития личности, может служить, в данном случае, «разворот» самоотношения учащегося и, особенно, появление неуверенности, склонности к самокопанию и интрапунитивной тенденции.

Учащемуся из числа экспертов, наоборот, рекомендуется индивидуальный формат консультирования, т.к. характер его самоотношения и, прежде всего, сомнение в ценности собственной личности и отстранённость практически исключают участие в групповой работе. Оперативное вмешательство психолога рекомендуется в случае обострения у эксперта тенденции к самоизоляции в виде активного нежелания посещать школу, отстаивания дистанционных форм обучения, пренебрежительной оценки знаний и опытам учителей в области ИТ в сочетании с негативно-критическим самоотношением и твёрдым намерением самостоятельно решать свои проблемы. Позитивным сдвигом в работе с экспертом служит изменение фона его самоотношения, особенно ослабление тенденции к. самообвинению и появление положительной динамики в отражённом' самоотношении и самопринятии. Для закрепления результатов необходимо участие эксперта в групповой работе — именно как эксперта не только в сфере ИТ, но и в области межличностных отношений, и, вообще, существования человека в виртуальном мире. Особого внимания заслуживает его опыт по преодолению «конфликта реальностей», а также взгляды на последствия увлечения компьютером и ИТ для личности.

Заключение

.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты соответствуют поставленным целям и задачам, в целом подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют кратко сформулировать следующие выводы.

Исследование самоотношения старшеклассников в контексте информатизации общества и сферы образования позволяет существенно продвинуться в понимании механизмов развития самосознания подростков. В значительной мере этим обуславливается практическая значимость работы с точки зрения организации процесса и содержания обучения, воспитания личности, а также решения насущных проблем взросления в ходе психолого-педагогического консультирования. Научное значение работы определяется её вкладом в развитие психологии личности, возрастной и педагогической психологии, психологии образования, прежде всего в части обоснования перехода российского образования к инновационной модели функционирования.

Влияние компьютера и ИТ в подростковом возрасте, в зависимости от степени овладения ими, охватывает более или менее широкий спектр деятельностей и детерминирует процесс межличностного общения, существенно изменяя тем самым социальную ситуацию развития. Развитие самоотношения как компонента самосознания подростка происходит в условиях «конфликта реальностей», обусловленного инаковостью среды, конституируемой персональным компьютером и ИТ, и своеобразным «наложением» хронотопов обыденной и виртуальной реальностей. Преодоление данного конфликта, во время которого формируется, а затем совершенствуется интегративная функция самосознания и развивается самосознание личности, носит деятелъностный характер, поскольку деятельность есть единственное, что объединяет обе реальности. При этом степень освоения компьютера и ИТ играет роль фактора развития самоотношения и на его основе — самосознания.

В нашем исследовании выделены три базовых типа пользователей, обозначенные как «начинающий», «продвинутый» и «эксперт». Однако с учётом промежуточных типов данная типология может быть значительно расширена, теоретически вплоть до «континуального» понимания шкалы, отражающей степень освоения ИТ. Несомненно, это позволит более детально подойти к анализу самоотношения как процесса.

Эволюция самосознания старшеклассника в зависимости от степени освоения ИТ выражается в изменении характера его самоотношения. При этом отношение к себе как к личности развивается от преимущественно нейтрального, обусловленного промежуточными итогами «канонической» социализации у начинающего пользователя к максимально позитивному, на грани поверхностного самодовольства, у продвинутого и далее к негативно-критическому у эксперта. Гипотеза о том, что чем выше степень, освоения ИТ, тем более позитивным становится отношение к себе как к субъекту деятельности не нашла своего подтверждения.

Дальнейшим направлением исследования самосознанияи самоотношения в< контексте психологических последствий информатизации может стать глубокая разработка данной темы в рамках конкретно-научного теоретического знания и общеметодологических принципов анализа развития личности и самосознания.

В области эмпирической психологии целесообразно проведение нового цикла работ на основе модернизации, методических, организационных и содержательных, положений, составляющих фундамент нашего исследования. Это могут быть, соответственно, расширение типологии пользователей за счёт более активного-использования обнаруженных, но по тем или иным причинам незадействованных в ходе анализа индикаторов степени освоения ИТразработка научно-обоснованной и эффективной процедуры Интернет-опросов применительно к проблеме самосознания* подросткови, наконец, детальноеизучение отношения пользователя к себе как к субъекту деятельности, а также изучение его отношения к себе как к личности в ситуациях разного рода зависимостей от компьютера и (или) ИТ.

Принципиально иное направление исследований составляют работы, проводимые с целью выявления обратных закономерностей, например, корреляционных связей между особенностями самоотношения пользователя и его перспективами в освоении' ИТ, включая более или менее глубокое овладение соответствующей профессией. Bi условиях массового распространения. ИТ результаты данных исследований могут иметь важное значение с точки зрения выбора профессии и организации, профессионального обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Психологическое тестирование. М., 1982
  2. A.M. Метод беседы в психологии. М., 1999
  3. О.Н., Бабанин JI.H., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернета// Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000
  4. А.Г. Психология личности. М., 1990
  5. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996
  6. В.А. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет. http://psvnet.by.ru/texts/astaf3print.htm
  7. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации. http:// www. rel arn .ru:8080/human/ps-zh.htm 1
  8. Ю.Д., Войскунский A.E., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность/ Гуманитарные исследования в Интернете.М., 2000
  9. JI.H., Войскунский А. Е., Нелипа О. В. Анализ экологической валидности компьютеризированного опросника тендерной идентичности. http://psynet.by.ru/texts/conf l. htm
  10. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. http://flogiston.ru/articles/social/time aspect
  11. Е.П. Человек в информационном мире, http://psynet.carfax.ru/texts/bel3.htm
  12. Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности. http://psynet.carfax.ru/texts/bel4.htm
  13. Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях виртуальной реальности. Российская сеть информационного общества, http://psynet.by.ru/texts/bel5.htm'
  14. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
  15. Е. Исследование специфики межличного общения с виртуальным собеседником. http://flogiston.ru/articles/netpsv/blohina
  16. С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность. http:// psynet.by.ru/ texts/bondarenko2 .htm
  17. С.В. О временных характеристиках социальных процессов в киберпространстве. http://psynet.carfax.ru/texts/bondarenko3.htm
  18. С.В. К вопросу о таксономии киберпространства. http://psynet.carfax.ru/texts/bondarenko6.htm
  19. С.В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения. http://psvnet.by.ru/texts/bondarenko4.htm
  20. И.В. Компьютерные игры, http://psynet.carfax.ru/texts/burlakovl.htm
  21. В.А. Некоторые аспекты общения в www-чатах русскоязычного Интернета. http://user.lvs.ru/vita/chats.htm
  22. А.Г. Краткая феноменология Сети, http://science.ng.ru/comp/1999−12−15/5internet.html
  23. И.И. Изучение личности подростков в учебной деятельности. http://www.psyedu/view.php?id=59
  24. А.Е. Преобразования общения, опосредованного компьютером/диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1990
  25. А.Е. Феномен зависимости от Интернета/Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000
  26. А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции. http://psynet.carfax.ru/texts/voysk4.htm
  27. А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде. http://www.sufism.ru/mindweb/index.php?option=articles&task=viewarticle&artid=14
  28. А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете. http://psynet.carfax.ru/texts/voysk3.htm
  29. А.Е. Представление о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании, http://psvnet.carfax.ru/texts/voysk7.htm
  30. А.Е. Метафоры Интернета, http://psynet.carfax.ru/texts/voysk5.htm
  31. А.Е. Исследования Интернета в психологии. http:// psynet. carfax .ru/ texts/vo ysk 1 .htm
  32. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1998
  33. В.И. Взаимосвязь особенностей «Я"-концепции и совладающего поведения. http://flogiston.ru/articles/social/self coping
  34. В.И. Особенности Я-концепции как фактор формирования аддиктивного поведения, http://psynet.carfax.ru/texts/vict gol. htm
  35. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982
  36. А.В. Влияние уровня.владения информационными технологиями на восприятие компьютера пользователями, http://psynet.carfax.ru/texts/gordeeva5.htm
  37. А.В. Психологические особенности персонификации компьютера у различных категорий пользователей, http://psynet.carfax.ru/texts/gordeeval.htm
  38. Э.В. Психологические аспекты Интернет-аддикции: Интернет-адцикция и трудности межличностного общения, http://psynet.carfax.ru/texts/gubenko.htm
  39. В.В. Стресс, игра и смысл, http://psynet.by.ru/texts/gudimov.htm
  40. А.А., Апресян Р. Г. Этика. М., 199 842. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996*
  41. В.В. Последние выступления. Рига, 1998
  42. А.Е. Социально-психологические аспекты общения. http://psynet.by.ru/texts/zhichkinal.htm
  43. А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет. http://psynet.by. ru/ texts/zhichkina 1 .htm
  44. А.Е., Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернете и их связь с реальнойидентичностью, http://psynet.carfax.ru/texts/bel6.htm
  45. .В. Патопсихология. М., 1986 50. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983
  46. Е.Ю. Приключенческие компьютерные игры в работе психолога. http://psvnet.by.ru/texts/zubarev.htm
  47. М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека, http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2
  48. М.С. Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности, http://flogiston.ni/articles/netpsy/m ivanov2
  49. И.И. Педагогическая психология. Курс лекций для слушателей с/о факультета психологии МГУ, М., 1999
  50. Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет-зависимостью, http://flogiston.ru/articles/netpsy/iaklenova
  51. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978
  52. А. А. Деятельный ум. М., 2001
  53. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972
  54. А.Н. Лекции по общей психологии, М., 2000I
  55. А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского (критический анализ)/Вопросы психологии. 1998, № 1
  56. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М., 2004
  57. Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999
  58. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992
  59. А.Г. Мотивация в компьютерных играх, http://psynet.carfax.ru/texts/conf 6. htm
  60. М.К. Как я понимаю философию. М., 1992
  61. М.К. Психологическая топология пути. СПб., 1997
  62. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М., 1997
  63. Методологические тетради/Леонтьев А. Н. Деятельность.Сознание.Личность. М., 2004
  64. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
  65. А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности, http://psvnet.carfax.ru/texts/minakov.htm
  66. Е.С. Тендерные и возрастные аспекты использования Интернета. http://psvnet.carfax.ru/texts/amishl.htm
  67. В.Ю. Что выплавляют из «тонн словесной руды» или попытка реабилитации чатов. http://flogiston.ru/articles/netpsy/chat
  68. В.Ю. К вопросу о динамике сетевых сообществ. http://psynet.carfax.ru/texts/nesterov2.htm
  69. Нестеров В. Ю: К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций’в Интернете. http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions
  70. В.Ю. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов, http://psvnet.carfax.ru/texts/nesterov4.htm76.
Заполнить форму текущей работой