Актуальность темы
исследования. Основными приоритетами развития страны являются сегодня «повышение эффективности функционирования экономики,. за счёт внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» (105, с.13). Предусматривается также повышение качества среднего и высшего образования, на основе активного использования-ИКТ (там же).
Оптимальной реализацией компьютерных информационных технологий (ИТ) выступают сетевые технологии, получившие наибольшее распространение. Главным и определяющим звеном мировой информационной инфраструктуры является Интернет (Сеть), в котором хранятсяи перерабатываются гигантские массивы данных. Если в 2001 году количество регулярных пользователей Интернета в России составляло 4,3 млн. человек, то к началу 2007 года их было уже 23,8 млн. или 21% населения (80). Впечатляет динамика роста числа пользователей Сети в отдельных возрастных группах. За период осень 2002 — зима 2006 среди пользователей-18−24 лет оно возросло с 21% до 48%. Сегодня в Москве 84% населения в возрасте 18−24 года составляют пользователи Интернета, в среднем по России этот показатель равен 48% (там же).
Однако темпы распространения Интернета снижаются. Последний заметный скачок-пришёлся на конец XX века, когда сыграл свою роль политический фактор, и к Сети стали подключаться страны Восточной Европы, Россия и Китай. Хотя Интернет и стал глобальной информационной сетью, противодействие телекоммуникационного, демографического, географического факторов приводит к замедлению его роста. Очевидно, интенсивность воздействия ИТ напсихику человека близка, к своему историческому максимуму, особенно в США, странах Западной Европы и Японии. Напротив, России ещё предстоит пройти аналогичный пик примерно в>2008;2012 годах.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется, следующим.
1. Одной из проблем интеграции России в мировое сообщество является недостаточная компьютерная грамотность населенияи низкая степень информатизации общества, что заставляет государство форсировать внедрение ИТ (внешний фактор).
2. Инвестиционная привлекательность и экономическая целесообразность внедрения ИТ выступают внутренним фактором долговременного роста этого сегмента экономики и увеличения’числа занятого в нём трудоспособного населения.
3. Распространение ИТ постепенно приобретает общенациональный характер.
4. Одной из приоритетных областей внедрения ИТ является сфера образования.
5. Последствия внедрения ИТ аккумулируются в молодёжной среденаблюдается тенденция приобщения к ИТ пользователей всё более младших возрастов.
Актуальность работы обусловлена и недостаточной разработанностью в науке темы психологических последствий информатизации, амбивалентность которых, наблюдаемая в поведении на бытовом уровне и фиксируемая научными методами, убеждает в необходимости дальнейшего изучения специфики личности пользователя. Внедрение ИТ в образовательную практику также требует научного обоснования в условиях перехода к инновационной модели обучения и воспитания личности, ставшей краеугольным камнем современной педагогики и психологии образования.
Проблема исследования заключается в оценке последствий информатизации общества и сферы образования в контексте развития самосознания учащихся.
Цель исследования в установлении факта и раскрытии специфики влияния на развитие самоотношения как компонента самосознания подростков такого фактора развития личности, как освоение информационных компьютерных технологий (ИТ). I.
Объект исследования — самоотношение старшеклассников, предмет — развитие самоотношения старшеклассников в зависимости от фактора «степень освоения ИТ». Гипотезы исследования:
1. Степень освоения информационных компьютерных технологий является фактором развития самоотношения старшеклассников;
2. Имеется три основных типа старшеклассников в зависимости от степени освоения ими информационных компьютерных технологий;
3. Чем выше степень освоения информационных компьютерных технологий, тем менее позитивный характер принимает отношение к себе как к личности;
4. Чем выше степень освоения информационных компьютерных технологий, тем более позитивным становится отношение к себе как к субъекту деятельности.
Задачи исследования: 1. Анализ проблемы развития самосознания и самоотношения подростков в контексте информатизации, выявление специфики социальной ситуации развития пользователя;
2. Анализ возможностей и ограничений мышления старшеклассников, оценка эффективности эмоционально-смысловых механизмов формирования самосознания, выявление специфики мировоззрения подростка-пользователя ИТ;
3. Разработка методики экспертного опроса с целью установления наиболее объективных критериев оценки (индикаторов) степени освоения ИТ;
4. Разработка методики оценки степени освоения ИТ и разбиение исходной выборки испытуемых на три типа пользователей в зависимости от степени освоения ИТ;
5. Изучение особенностей самоотношения старшеклассников из той или иной категории пользователей с помощью стандартной методики исследования самоотношения МИС.
Теоретико-методологическая база исследования: принципы деятельностной детерминации развития личности и самосознания (Выготский JI.C., Леонтьев А. Н., Рубинштейн C. JL, Зинченко В. П., Асмолов А.Г.) — основы постклассической рациональности (Швырев В. С) — положения ведущих теорий развития (Эльконин Д.Б., Божович Л. И., Давыдов В. В., Эриксон Э., Берне Р.) и концепций развития самосознания и самоотношения (Столин В.В., Пантилеев С.Р.).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, опрос, контент-анализ самоописаний, экспертные оценки, корреляционный анализ. В работе применялась методика исследования самоотношения МИС (Пантилеев С.Р.).
Экспериментальная база исследования: старшеклассники общеобразовательных школ г. Москвы и г. Зарайска (всего 234 человека), посетители компьютерного клуба ООО «Диджитал Матрикс» из числа подростков (8 человек), специалисты в области компьютеров и ИТ, привлекавшиеся в качестве экспертов (34 человека). Научная новизна исследования:
1. Показано, что степень освоения ИТ является фактором развития самоотношения;
2. Выявлены закономерности развития самоотношения старшеклассников: наиболее позитивное самоотношение имеют старшеклассники со средней степенью освоения ИТ;
3. Сформулированы объективные критерии оценки степени освоения ИТ;
4. Выделены три основных типа старшеклассников в зависимости от степени освоения ИТ: начинающие, продвинутые и эксперты.
Теоретическая значимость исследования. В условиях недостаточной изученности темы развития самосознания учащихся в ходе информатизации сферы образования обоснована необходимость и продуктивность исследования самоотношения старшеклассников-пользователей ИТ. Раскрыта специфика социальной ситуации развития подростка, связанная с применением ИТ, особенности его мировоззрения и отношения к себе. Выделены формально-динамические и содержательные детерминанты поведения пользователей ИТ разных типов.
Практическая значимость работы связана с применением в других исследованиях и в психолого-педагогической практике разработанной методики оценки степени освоения ИТ. Её результаты могут быть полезны учителям при создании системы учебных взаимодействий, определении целей, задач и содержания обучения, опосредованного ИТ, а также преподавателям вузов при разработке учебных курсов по проблеме развития личности и самосознания в условиях информатизации и психологам-практикам, специализирующимся на работе с подростками.
Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечиваются научно-методологической обоснованностью выбора объекта, предмета и задач исследования, теоретическим анализом поставленных проблем, репрезентативностью и достаточно большим объёмом выборки, использованием адекватных методов и валидных методик получения данных, применением адекватных методов их статистической обработки, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. В зависимости от степени освоения ИТ старшеклассники делятся на три основных типа пользователей: начинающие, продвинутые и эксперты;
2. Степень освоения ИТ является фактором развития самоотношения старшеклассников, что выражается в позитивном изменении самоотношения у продвинутого пользователя по сравнению с начинающим и в негативном — у эксперта по сравнению с продвинутым;
3. Наиболее позитивное самоотношение, включающее уверенность в себе, ожидание позитивного отношения к себе со стороны других, ощущение ценности собственной личности и отсутствие склонности к самообвинению, присуще старшекласснику со средней степенью освоения ИТ.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на заседаниях кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, на педсоветах и семинарах по вопросам внедрения ИТ в школах №№ 922 и 783 г. Москвы.
Выводыг.
1. В ходе исследования влияния информационных технологий на развитие самоотношения старшеклассников нашли подтверждение следующие гипотезы:
1.1. Степень освоения информационных компьютерных технологий является фактором развития самоотношения учащихся старших классов;
1.2. Имеется три основных типа старшеклассников в зависимости от степени освоения ими информационных компьютерных технологий;
2. Гипотеза о том, что чем выше степень освоения информационных компьютерных технологий, тем менее позитивный характер принимает у пользователя отношение к себе как к личности, подверглась уточнению. Эволюция самоотношения пользователя по мере освоения информационных компьютерных технологий выходит на промежуточный максимум позитивности у продвинутого пользователя с последующим падением у эксперта, т. е. наиболее позитивное самоотношение соответствует пользователю со средней степенью освоения информационных технологий.
3. Гипотеза о том, что чем выше степень освоения информационных компьютерных технологий, тем более позитивным становится отношение к себе как к субъекту деятельности в рамках данной работы не нашла своего подтверждения. По-видимому, повышение действенных возможностей пользователя по мере освоения ИТ не обязательно сопровождается ростом позитивности в отношением) к себе. Однако этот вывод является предварительным, и для его обоснования требуется дополнительное исследование.
Практические рекомендациипо использованию результатов исследования базируются на установленном факте и содержании различий в самоотношении старшеклассников-пользователей ИТ трёх типов. Они могут быть сформулированы в адрес учителей-предметников и практикующих психологов, занимающихся семейным консультированием и (или) проблемами подростничества. Однако наиболее целесообразными выглядят рекомендации школьному психологу, в той или иной степени совмещающему в своей профессиональной деятельности решение задач воспитания личности учащегося и коррекции личностных проблемзатрудняющих процесс учения. В>том числе тех, что возникают вследствие неадекватного освоения компьютераи ИТ. Центральным моментом всех рекомендаций выступает характер самоотношения старшеклассника, являющегося, с одной стороны, предметом диагностики, а с другой — одним из индикаторов успешности деятельности психолога.
Учащиеся из числа начинающих пользователей наиболее восприимчивы к информации, о психологических последствиях информатизации, соотнесённой с данными о назначении, потребительских качествах, достоинствах и недостатках той или иной компьютерной программы или ИТ. Психологу в этом случае стоит придерживаться' просветительской функции и, основываясь на выделении, разных видов деятельности, опосредованной компьютером и ИТ, подчёркивать амбивалентность последствий увлечения ими. Нужно иметь ввиду, что начинающий неудовлетворён своими-, возможностями, отсюда безразличие к себе и своему внутреннему миру. Поэтому необходимо всякий раз актуализировать тот потенциал ИТ, который способствует повышению действенных возможностей индивида и его успешному самоопределению в условиях информатизации общества. Изменение самоотношения начинающего в сторону большей активности"Я" свидетельствует об адекватности усилий психолога.
Продвинутому пользователю соответствует максимум активностии- позитивности, в самоотношении с дальнейшим их снижением у эксперта. При этом его самоотношение носит закрытый, (защитный) характер в сочетании* с поверхностнымсамодовольством и отрицанием проблем. Вряд ли поэтому стоит ожидать, осознанного* запроса на. индивидуальное консультирование с его стороны. Тем более, что несомненные: достижения в сфере компьютера и ИТ провоцируют в нём тенденции* интеллектуального превосходства над окружающими, и если психолог недостаточно сведущ в данной области, конструктивного взаимодействия, скорее всегоне получится.
Вместе с тем, продвинутый заинтересован в социальном одобрении, признании заслуг и достижений. Поэтому он может оказаться полезным в групповой работе психолога с проблемными учениками, выполняя роль фасилитатора. Корректирующее воздействие на него самого носит в этом случае нерефлексивный характер и обуславливается групповой динамикой. Продвинутый пользователь должен постоянно находиться в поле зрения психолога, поскольку декларируемое им отсутствие личностных проблем может не иметь под собой оснований. Поводом для вмешательства в ход развития личности, может служить, в данном случае, «разворот» самоотношения учащегося и, особенно, появление неуверенности, склонности к самокопанию и интрапунитивной тенденции.
Учащемуся из числа экспертов, наоборот, рекомендуется индивидуальный формат консультирования, т.к. характер его самоотношения и, прежде всего, сомнение в ценности собственной личности и отстранённость практически исключают участие в групповой работе. Оперативное вмешательство психолога рекомендуется в случае обострения у эксперта тенденции к самоизоляции в виде активного нежелания посещать школу, отстаивания дистанционных форм обучения, пренебрежительной оценки знаний и опытам учителей в области ИТ в сочетании с негативно-критическим самоотношением и твёрдым намерением самостоятельно решать свои проблемы. Позитивным сдвигом в работе с экспертом служит изменение фона его самоотношения, особенно ослабление тенденции к. самообвинению и появление положительной динамики в отражённом' самоотношении и самопринятии. Для закрепления результатов необходимо участие эксперта в групповой работе — именно как эксперта не только в сфере ИТ, но и в области межличностных отношений, и, вообще, существования человека в виртуальном мире. Особого внимания заслуживает его опыт по преодолению «конфликта реальностей», а также взгляды на последствия увлечения компьютером и ИТ для личности.
Заключение
.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты соответствуют поставленным целям и задачам, в целом подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют кратко сформулировать следующие выводы.
Исследование самоотношения старшеклассников в контексте информатизации общества и сферы образования позволяет существенно продвинуться в понимании механизмов развития самосознания подростков. В значительной мере этим обуславливается практическая значимость работы с точки зрения организации процесса и содержания обучения, воспитания личности, а также решения насущных проблем взросления в ходе психолого-педагогического консультирования. Научное значение работы определяется её вкладом в развитие психологии личности, возрастной и педагогической психологии, психологии образования, прежде всего в части обоснования перехода российского образования к инновационной модели функционирования.
Влияние компьютера и ИТ в подростковом возрасте, в зависимости от степени овладения ими, охватывает более или менее широкий спектр деятельностей и детерминирует процесс межличностного общения, существенно изменяя тем самым социальную ситуацию развития. Развитие самоотношения как компонента самосознания подростка происходит в условиях «конфликта реальностей», обусловленного инаковостью среды, конституируемой персональным компьютером и ИТ, и своеобразным «наложением» хронотопов обыденной и виртуальной реальностей. Преодоление данного конфликта, во время которого формируется, а затем совершенствуется интегративная функция самосознания и развивается самосознание личности, носит деятелъностный характер, поскольку деятельность есть единственное, что объединяет обе реальности. При этом степень освоения компьютера и ИТ играет роль фактора развития самоотношения и на его основе — самосознания.
В нашем исследовании выделены три базовых типа пользователей, обозначенные как «начинающий», «продвинутый» и «эксперт». Однако с учётом промежуточных типов данная типология может быть значительно расширена, теоретически вплоть до «континуального» понимания шкалы, отражающей степень освоения ИТ. Несомненно, это позволит более детально подойти к анализу самоотношения как процесса.
Эволюция самосознания старшеклассника в зависимости от степени освоения ИТ выражается в изменении характера его самоотношения. При этом отношение к себе как к личности развивается от преимущественно нейтрального, обусловленного промежуточными итогами «канонической» социализации у начинающего пользователя к максимально позитивному, на грани поверхностного самодовольства, у продвинутого и далее к негативно-критическому у эксперта. Гипотеза о том, что чем выше степень, освоения ИТ, тем более позитивным становится отношение к себе как к субъекту деятельности не нашла своего подтверждения.
Дальнейшим направлением исследования самосознанияи самоотношения в< контексте психологических последствий информатизации может стать глубокая разработка данной темы в рамках конкретно-научного теоретического знания и общеметодологических принципов анализа развития личности и самосознания.
В области эмпирической психологии целесообразно проведение нового цикла работ на основе модернизации, методических, организационных и содержательных, положений, составляющих фундамент нашего исследования. Это могут быть, соответственно, расширение типологии пользователей за счёт более активного-использования обнаруженных, но по тем или иным причинам незадействованных в ходе анализа индикаторов степени освоения ИТразработка научно-обоснованной и эффективной процедуры Интернет-опросов применительно к проблеме самосознания* подросткови, наконец, детальноеизучение отношения пользователя к себе как к субъекту деятельности, а также изучение его отношения к себе как к личности в ситуациях разного рода зависимостей от компьютера и (или) ИТ.
Принципиально иное направление исследований составляют работы, проводимые с целью выявления обратных закономерностей, например, корреляционных связей между особенностями самоотношения пользователя и его перспективами в освоении' ИТ, включая более или менее глубокое овладение соответствующей профессией. Bi условиях массового распространения. ИТ результаты данных исследований могут иметь важное значение с точки зрения выбора профессии и организации, профессионального обучения.