Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами была разработана, теоретически и экспериментально обоснована психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России, включающая в себя: этапы («привыкание», «формирование новой программы адаптации», «стабильная адаптация») — компоненты (когнитивный, аффективный, мотивационно-деятельностный, поведенческий и адаптивность как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
    • 1. 1. Проблема адаптации личности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Психологические особенности адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
    • 1. 3. Адаптивность личности как интегрирующее свойство адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
    • 2. 1. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
    • 2. 2. Экспериментальное исследование адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
    • 2. 3. Организация опытно-экспериментального исследования по формированию адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России, анализ и интерпретация полученных данных
  • Выводы по второй главе

Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В условиях развития пенитенциарной системы, ориентированной на реализацию принципов гуманизма, приоритета общечеловеческих прав и свобод, индивидуально-личностного подхода к осужденным в процессе их ресоциализации и реадаптации (Ю.А. Александровский, A.B. Пищелко, Д. В. Сочивко и др.), особенно актуальной является проблема подготовки высококвалифицированных кадров для Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) как основных субъектов ее деятельности, непосредственно влияющих на эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы.

В современной науке имеются исследования, посвященные проблеме адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе (М.Г. Волкова, Е. М. Земцова, H.H. Ивашко, A.A. Камышев, С. И. Охремчук и др.). Однако, до сих пор не совсем четко определено содержание понятия адаптации курсантов к вузовскому обучению с позиции комплексного подходаотсутствует представление об интегрирующем свойстве данного феноменанет единой точки зрения о продолжительности и периодизации указанного процесса.

При этом также недостаточно изученным остается вопрос формирования адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы на этапе вузовского обучения, которая является необходимым условием дальнейшего эффективного выполнения ими служебных обязанностей. Подобные исследования необходимы для решения практических задач ФСИН России, системы образования в целом, обогащения психологической теории и практики.

Состояние и степень научной разработанности темы.

Общим основанием для исследования проблемы формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза являются работы по изучению процесса, структуры, функций, технологий личностной адаптации (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. А. Балл, В. Т. Кудрявцев, И. А. Милославова, Ж. Пиаже, A.A. Реан и др.).

Особый интерес представляют работы отечественных и зарубежных 3 ученых, раскрывающие особенности влияния среды и других факторов на процесс адаптации (В.А. Беликов, Г. Г. Гранатов, А.Я. Найн), психологические аспекты адаптации человека к различным условиям среды (В.В. Анти-пов, В. В. Гриценко, Э.Ф. Зеер), взаимосвязь индивидуальных особенностей личности и механизмов адаптации (В.И. Андреева, В. П. Беспалько, В.И. Слободчиков), что дает возможность глубже понять специфику формирования адаптации личности к учебно-воспитательному процессу.

Большое внимание уделяется изучению вопросов профессиональной пригодности сотрудников ФСИН России, в частности, касающихся дезадаптации, профессиональной деформации и ее профилактики (A.A. Волков, М. Г. Дебольский, О. Г. Ковалев, Д. В. Сочивко, A.M. Столяренко и др.) — специфики служебно-значимых качеств (A.M. Киселев, В. Н. Котляр, Л. Ф. Торопова и др.) — особенностей процесса развития адаптационного потенциала (В.И. Бе-лослудцев, Б. Г. Бовин, В. М. Поздняков, В. Ф. Пирожков и др.) и др.

В последнее время в психологических исследованиях отечественных авторов находят отражение отдельные аспекты адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза, раскрывающие: взаимосвязь адаптивных и дезадаптивных тенденций (Б.Д. Карвасарский, Г. Л. Исурин, В.И. Гарбузов), специфику деятельности образовательных учреждений ФСИН России (A.M. Киселев, A.M. Лафуткин, Н.С. Фурсов), характеристику субъекта адаптации (М.Г. Волкова, Е. М. Земцова, H.H. Ивашко).

Анализ научной литературы по проблеме формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза позволил выявить следующие противоречия между: необходимостью изучения процесса формирования адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России и недостаточной изученностью этой проблемы в целомпрактическими исследованиями процесса адаптации учащихся к условиям обучения в вузе и недостаточным вниманием исследователей к процессу формирования адаптации в специализированной образовательной среде- 4 психологическими исследованиями формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России и внедрением полученных результатов в практику.

В связи с нерешенными противоречиями существует проблема недостаточной сформированности адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России, что приводит к развитию у них негативного отношения к системе обучения в целом, интеллектуальной пассивности, отсутствию активности в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности, и, как следствие, к трудностям дальнейшего служебно-профессионального роста в качестве сотрудника уголовно-исполнительной системы. Все это обуславливает актуальность данного исследования.

Цель исследования — разработать психолого-педагогическую модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России и апробировать ее в ходе опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования — адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России.

Предмет исследования — психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России.

Цель, объект, предмет исследования определили его задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению проблемы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России.

2. Выявить психологическую структуру, содержание адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России.

3. Определить основные типы адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России.

4. Разработать психолого-педагогическую модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России.

5. Реализовать психолого-педагогическую модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России в ходе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России будет более успешной, если:

S формировать такие ее компоненты как: когнитивный, аффективный, мотивационно-деятельностный и поведенческий, а также адаптивность как интегрирующее свойство адаптации;

S учитывать внешние и внутренние психолого-педагогические условия формирования и развития адаптации, включая: организацию учебно-служебной деятельности курсантов, обусловленную коллективным воздействиемформирование позитивного отношения к служебным взаимоотношениям и личности сотрудника ФСИН Россиисубъектную активность личности курсанта, учебную рефлексию и др.;

S применять психолого-педагогическую технологию ее формирования, основанную на личностно-деятельностном и проблемном обучении.

Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг, О. С. Гозман, Б. Ф. Ломов, В. Д Шадриков, Э. Г. Юдин и др.) — детерминизма, развития, активности, единства сознания и деятельности (JI.C. Выготский, Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — комплексный подход к проблеме адаптации личности (К.А. Довгалевская, Т. В. Кудрявцев, А. Г. Мороз, К. О. Сантросян и др.) — теоретические положения, определяющие специфику процесса социализации и адаптации личности в условиях обучения в вузе (Л.Ф. Бенедиктова, Г. И. Болотова, H.A. Коваль, Р. П. Мильруд, М. И. Старов и ДР-).

Теоретическим основанием исследования являются концепция развития личности в образовательном процессе (Б.Г. Ананьев, С.Г. Веримов-ский, Б. С. Гершунский, А. И. Донцов, И. Б. Котова, В. Г. Онушкин и др.) — положения о творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития (A.A. Бодалев, А. Г. Ковалев, Б. М. Петров, П. А. Просецкий, A.A. Ре-ан, В. А. Семиченко и др.) — основные положения теории адаптации в контексте психологических свойств личности (Е.Е. Арзамасова, JI.C. Выготский, О. Э. Ильина, А. Н. Леонтьев, В. В. Новиков, С. Л. Рубинштейн и др.) — идеи взаимосвязи адаптации и социального становления личности (В.В. Давыдов, P.A. Литвак, A.B. Петровский, В. А. Петровский и др.) — подходы к оптимизации адаптационного процесса личности к обучению в новых условиях (A.M. Матюшкин, В. А. Сластенин, H.A. Томина, А. И. Шаров и др.) — особенности деятельности образовательных учреждений ФСИН России (A.M. Киселев, A.M. Лафуткин, Н.С. Фурсов).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: общенаучные: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияэкспериментальные — констатирующий, формирующий и контрольный экспериментпсиходиагностические: многофакторный опросник личности Р. Б. Кэттелламетодика «Самоактуализация личности» A.B. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калининаметодика «Диагностика социальной эмпатии» А. Мехрабиана и Н. Эпштейна в адаптации Ю. М. Орлова и Ю. Н. Емельяноваметодика «Мотивация успеха и боязнь неудачи», предложенная A.A. Реаномметодика «Потребность в достижении», разработанная Ю. М. Орловымметодика «Коммуникативные и организаторские склонности», разработанная Б. А. Федоршиным и В. Н. Синявскиммногоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым и C.B. Чермянинымобсервационные: целенаправленное наблюдениеопросные: беседа, анкетированиеметоды математической статистики: критерий X Пирсона, Фридмана, Манна-Уитни, Вилкоксона, 7 кластерный анализ, пакет прикладных программ по статистической обработке данных «SPSS 13.0 for Windows».

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

— раскрыта структура процесса адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России — когнитивный, аффективный, мотивационно-деятельностный, поведенческий блок и адаптивность как интегрирующее свойство адаптации (их показателями выступают: успеваемостьсформированность учебных уменийактивное участие в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельностипотребность в познаниивысокий уровень интеллектуальной активноститворческий подход к решению проблемных ситуацийадекватная оценка своих адаптационных возможностейвысокий уровень эмоциональной устойчивоститолерантность к фрустрирующему воздействию адаптогенных факторовсформированность мотивации на успехналичие потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствованиивысокий уровень коммуникативности и общественной активностиуверенность в себеблагоприятный социально-психологический климат в коллективе);

— лично автором на основании обобщения теоретических и эмпирических данных выявлены и описаны типы, характеризующие своеобразие уровней адаптированности курсантов к обучению в вузах ФСИН России: оптимальный, потенциальный, репродуктивный, дезадаптивный;

— разработана новая психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России, включающая такие взаимосвязанные элементы, как: цельструктуру и этапывнешние и внутренние психолого-педагогические условиятипы адаптированностипрогнозируемый результат;

— предложен авторский вариант спецкурса «Психологические основы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России».

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

— доказана эффективность процесса формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России при условии реализации разработанной психолого-педагогической модели в опытно-экспериментальной работе;

— уточнено содержание понятия «адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России» — установление активного и гармоничного взаимодействия личности (курсант) со средой адаптации (учебно-воспитательный процесс в вузе) посредством формирования ее когнитивного, аффективного, мотивационно-деятельностного и поведенческого компонентов, а также адаптивности как интегрирующего свойства адаптации;

— конкретизировано понятие «адаптивность личности курсантов вузов ФСИН России» — интегрирующее свойство адаптации к вузовскому обучению, отражающее явные и латентные возможности индивида вырабатывать адекватные условиям способы поведения и актуализировать способность быстро реагировать на изменения образовательного процесса вуза при сохранении внутреннего равновесия;

— систематизированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России (внешние — организация учебно-служебной деятельности курсантов, обусловленная коллективным воздействиемединство психолого-педагогических требованийформирование позитивного отношения к служебным взаимоотношениям и личности сотрудника ФСИН Россиипсихолого-педагогическое сопровождение образовательного процессаи внутренние — субъектная активность личности курсантаучебная рефлексиястрессоустойчивостьпознавательные усилия).

Практическая значимость работы определяется тем, что:

— предложены психодиагностические методики для изучения адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России;

— готовы к внедрению в образовательный процесс вуза спецкурс «Психологические основы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России» и программа адаптационно-ориентированного тренинга, направленного на формирование адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности вузов ФСИН России;

— результаты диссертационного исследования могут быть использованы при проведении учебных занятий по дисциплинам «Общая психология», «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология», а также кураторских занятий с курсантами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа научной литературы было выделено три основных подхода к пониманию адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России: адаптивный, деятельностный и личностно-деятельностный.

2. Адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России представляет собой установление активного и гармоничного взаимодействия личности (курсант) со средой адаптации (учебно-воспитательный процесс в вузе) посредством формирования ее когнитивного, аффективного, мотивационно-деятельностного и поведенческого компонентов, а также адаптивности как интегрирующего свойства адаптации.

3. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России: этапы («привыкание», «формирование новой программы адаптации», «стабильная адаптация») — компоненты (когнитивный, аффективный, мотивационно-деятельностный, поведенческий и адаптивность как интегрирующее свойство адаптации) — психолого-педагогические условия (внешние — организация учебно-служебной деятельности курсантов, обусловленная коллективным воздействиемединство психолого-педагогических требованийформирование позитивного отношения к служебным взаимоотношениям и личности сотрудника ФСИН Россиипси.

10 холого-педагогическое сопровождение образовательного процессаи внутренние — субъектная активность личности курсантаучебная рефлексиястрессоустойчивостьпознавательные усилия) — психолого-педагогическую технологию формирования, основанную на личностно-деятельностном и проблемном обучении.

4. Основными типами адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России являются: оптимальный, потенциальный, репродуктивный и дезадаптивный.

5. Реализация психолого-педагогической технологии формирования адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России, предполагающая создание и апробацию в образовательном процессе спецкурса «Психологические основы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России» и тренинга формирования адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности вузов ФСИН России, способствует оптимизации и успешному протеканию адаптационного процесса курсантов и обеспечивает повышение уровня их адаптированности.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивалась исходными теоретическими концепциями, реализацией принципов и положений современной психологической науки, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачам, использованием валидного и надежного психологического инструментария, репрезентативностью выборки испытуемых, корректным проведением качественного анализа и статистической обработки полученного фактического материала.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора, обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Академии ФСИН России и освещались в научных докладах на научно-практических конференциях: межвузовской научно-практической конференции «Человек: преступление и наказание» (Рязань, 2009), междуна.

11 родной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2010), международной научно-практической конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2010), всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое образование: новое время — новые решения» (Саранск, 2011), международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2011) и др.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: Академия ФСИН России (г. Рязань), Вологодский институт права и экономики ФСИН России и Псковский юридический институт ФСИН России. В констатирующем эксперименте приняли участие 272 курсанта первого курса. Формирующий эксперимент проведен на базе психологического факультета Академии ФСИН России, в котором приняли участие 49 курсантов (две группы: экспериментальная составила 24 человека, контрольная — 25 человек). Исследование проводилось в период с 2009 по 2011 г.г.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами.

Выводы по второй главе.

В ходе осуществления экспериментальной работы и анализа ее результатов мы пришли к следующим выводам.

1. Адаптация курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России представляет собой установление активного и гармоничного взаимодействия личности (курсанта) со средой адаптации (учебно-воспитательным процессом в вузе) посредством формирования ее когнитивного, аффективного, мотивационно-деятельностного и поведенческого компонентов, а также адаптивности как интегрирующего свойства адаптации.

2. Формирование адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России происходит посредством реализации психолого-педагогической модели, которая включает в себя: этапы («привыкание», «формирование новой программы адаптации», «стабильная адаптация») — компоненты (когнитивный, аффективный, мотивационно-деятельностный, поведенческий и адаптивность как интегрирующее свойство адаптации) — психолого-педагогические условия (внешние — организация учебно-служебной деятельности курсантов, обусловленная коллективным воздействиемединство психолого-педагогических требованийформирование позитивного отношения к служебным взаимоотношениям и личности сотрудника ФСИН Россиипсихолого-педагогическое сопровождение образовательного процессаи внутренние.

— субъектная активность личности курсантаучебная рефлексиястрессо-устойчивостьпознавательные усилия) — психолого-педагогическую технологию формирования, основанную на личностно-деятельностном и проблемном обучении, обеспечивающую всестороннее развитие структурных компонентов указанного явления и, как следствие, успешность протекания адаптационного процесса.

3. Основными типами курсантов в зависимости от степени сформированное&tradeу них указанных структурных компонентов адаптации являются: оптимальный тип (курсанты с высоким уровнем адаптированное&trade- - 12%) — потенциальный тип (курсанты со средним уровнем адаптированное&trade- - 51%) — репродуктивный тип (курсанты с низким уровнем адаптированности — 33%) — дезадаптивный тип (курсанты с отрицательным уровнем адаптированности -4%).

4. Реализация психолого-педагогической технологии формирования адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России предполагает создание и апробацию в образовательном процессе спецкурса «Психологические основы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России» и тренинга формирования адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности вузов ФСИН России.

5. Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют (статистически значимо) о том, что реализация комплекса выделенных условий (внутренние и внешние) и психолого-педагогической технологии способствует оптимизации процесса формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России и его эффективности.

Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в нашем эксперименте, поставленные задачи решены, а их результаты проанализированы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях развития уголовно-исполнительной системы становится очевидным, что одной из ключевых пенитенциарных проблем является подготовка высококвалифицированных кадров для Федеральной службы исполнения наказаний как основных субъектов ее деятельности, непосредственно влияющих на эффективность функционирования УИС. Интерес высшей школы и Федеральной службы исполнения наказаний к изучению феномена адаптации курсантов к образовательному процессу вуза связан, прежде всего, с важностью приобретения адаптантами успешного адаптационного опыта именно в курсантский период, на этапе вузовского обучения, поскольку он детерминирует возможность их последующей успешной профессиональной адаптации и эффективного функционирования в пенитенциарной системе. Все это обусловливает необходимость формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России.

Анализируя в своей работе формирование адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России, мы определили, что она представляет собой установление активного и гармоничного взаимодействия личности (курсанта) со средой адаптации (учебно-воспитательным процессом в вузе) посредством формирования ее когнитивного, аффективного, мотивационно-деятельностного и поведенческого компонентов, а также адаптивности как интегрирующего свойства адаптациипри этом адаптивность личности курсантов вузов ФСИН России является интегрирующим свойством адаптации к вузовскому обучению, отражающим явные и латентные возможности индивида вырабатывать адекватные условиям способы поведения и актуализировать способность быстро реагировать на изменения образовательного процесса вуза при сохранении внутреннего равновесия.

В зависимости от степени сформированности у курсантов указанных структурных компонентов адаптации нами были выделены и описаны следующие типы: оптимальный (курсанты с высоким уровнем адаптированности к учебно-воспитательному процессу вуза) — потенциальный (курсанты со средним уровнем адаптированности) — репродуктивный (курсанты с низким уровнем адаптированности) — дезадаптивный (курсанты с отрицательным уровнем адаптированности).

Нами была разработана, теоретически и экспериментально обоснована психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России, включающая в себя: этапы («привыкание», «формирование новой программы адаптации», «стабильная адаптация») — компоненты (когнитивный, аффективный, мотивационно-деятельностный, поведенческий и адаптивность как интегрирующее свойство адаптации) — психолого-педагогические условия (внешние — организация учебно-служебной деятельности курсантов, обусловленная коллективным воздействиемединство психолого-педагогических требованийформирование позитивного отношения к служебным взаимоотношениям и личности сотрудника ФСИН Россиипсихолого-педагогическое сопровождение образовательного процессаи внутренние — субъектная активность личности курсантаучебная рефлексиястрессоустойчивостьпознавательные усилия) — психолого-педагогическую технологию формирования, основанную на личностно-деятельностном и проблемном обучении. На основе модели нами была создана программа формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России, предусматривающая такие компоненты, как реализация в образовательном процессе спецкурса «Психологические основы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России» и проведение тренинга по формированию адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности вузов ФСИН России. Результаты опытно-экспериментального исследования позволили говорить о том, что реализация комплекса выделенных психолого-педагогических условий и технологий способствует оптимизации процесса формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России и повышению его эффективности. У курсантов происходит формирование и развитие адаптив.

154 ных качеств личностиповышаются адаптационные возможностиулучшаются показатели успешности их адаптацииповышается эффективность включения курсантов в учебную и служебную деятельность вуза и активизируется стремление адаптантов к личностному и служебно-профессиональному росту в целом. Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования и доказывают истинность положений, выносимых на защиту.

Перспектива дальнейшего исследования проблемы, затронутой в нашей диссертации, нам видится в организации постоянного психолого-педагогического мониторинга уровня адаптированности курсантов к обучению в вузах ФСИН Россиииспользовании предложенной модели для формирования адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу иных силовых и гражданских вузоввыявлении и рассмотрении тендерных аспектов формирования адаптации. г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Духовно-нравственное развитие ребенка в пространстве его отношений с миром // Антропологические основы развивающего дошкольного образования: сб. ст. М.: РУДН, 2009. 294 с.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.335 с.
  4. C.B. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1978. 21 с.
  5. А.Р. Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе: дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 193 с.
  6. A.A. Психологическая специфика формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2009. 214 с.
  7. П.Ю. Экспериментальное исследование уровня развития адаптации курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 83−90.
  8. В.М. Субъектная неслучайность случайного выбора: буридановы проблемы и закон Юма // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения 97». Вып. 3. 1997. Ч. 1. С. 22−31.
  9. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Томск, 1997. 48 с.
  10. Л.Ф. Психологические механизмы развития активности человека // Активность личности: сб. науч. тр. Ч. II. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1998. С. 16−29.
  11. О.Т. Индивидуально-психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности: дис.. канд. психол. наук. М., 1994. 139 с.
  12. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1969. 338 с.
  13. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 332 с.
  14. Д.А. Проблема адаптации студента / в кн.: Молодежь и образование. М.: «Молодая гвардия», 1972. С. 194−203.
  15. A.A. Стрессоустойчивость студентов и их отношение к учебной деятельности: монография. Тамбов: Изд. дом Тамб. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2010. 168 с.
  16. A.A. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 219 с.
  17. Е.В. Особенности адаптации первокурсников в вузе // Мат-лы науч.-метод. конф. Благовещенск: Изд-во БГПУ. 2000. С. 25−27.
  18. В.А. Профессиональная адаптация преподавателя // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 67−72.
  19. Л.П. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе адаптации к вузу: монография. Архангельск, 2007. 168 с.
  20. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности//Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92−100.
  21. В.А. Методика формирование у слушателей и курсантов профессиональных умений и навыков на практическом занятии // Инновации в образовании. 2006. № 2. С. 127−134.
  22. И.А. Применение элементов хатха-йоги и аутогенной тренировки в физическом воспитании учащейся молодежи: учеб. пособие. Оренбург: Оренб. гос. пед. ин-т, 1993. 108 с.
  23. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: «Вышэйшая школа», 1983. 223 с.
  24. Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988. 126 с.
  25. P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца. 1990. С. 17−29.
  26. Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: дис.. канд. психол. наук. М., 2007. 238 с.
  27. Блохина J1.H. Индивидуальные различия в психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности у госслужащих: на примере таможенной службы: дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 180 с.
  28. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: автореф. дис.. д-ра. психол. наук. М., 1991. 36 с.
  29. В.П. Эколого-экономическая направленность образования как условие адаптации учащихся к изменяющейся социальной среде: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2000. 18 с.
  30. A.M. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование, 2008, № 1. С. 67−73.
  31. C.B. Психическое здоровье студентов профессиональных технических училищ как фактор их психологической адаптации к процессу обучения: дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 185 с.
  32. Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессо-устойчивости: дис.. д-рапсихол. наук. Томск, 2008. 394 с.
  33. Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2007. 179 с.
  34. В.И. Адаптация студентов младших курсов. М.: НИИБМ, 1975. 360 с.
  35. Д.Ю. Динамика и особенности психологической адаптации курсантов военно-медицинского вуза в процессе обучения: дис.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2010. 163 с.
  36. Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвузов: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 179 с.
  37. П.В., Евдокимов О. М., Унесталь Л. Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения // Теория и практика физической культуры. 1996. № 8. С. 5763.
  38. Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2001. 234 с.
  39. И.М. Физическая культура как практическая аксиома человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. С. 19−22.
  40. Ван Менте М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб.: Питер, 2001. 189 с.
  41. И.А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических вузах: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 188 с.
  42. .Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2007. 23 с.
  43. A.A. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе в процессе изучения математических и естественнонаучных дисциплин: дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 194 с.
  44. В.Г. Формирование адаптационного потенциала студентов вузов в процессе физического воспитания: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2008. 175 с.
  45. М.Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды: дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 239 с.
  46. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  47. Н.Ю. Индивидуально-психологические условия развития активности субъекта в процессе профессионального обучения: дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2007. 160 с.
  48. С.С. Особенности адаптации к условиям обучения в военных вузах курсантов с различными стилями интеллектуальной деятельности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2010. 162 с.
  49. H.H. Самопознание как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1993. 24 с.
  50. О.С. Базовая культура и самоопределение личности. // Базовая культура личности. М., 1989. С. 67−89.
  51. Е.П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ (на материале ВМФ): автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. 20 с.
  52. С.М. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы. Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1974. 160 с.
  53. С.П. Пути построения и реализации частной методики преподаваемой дисциплины // Совершенствование технологий обучения в условиях осуществления подготовки специалистов в вузе МВД России: сборник научно-методических статей. 2002. Ч. 1. С. 6.
  54. В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. СПб., 1995. 44 с.
  55. A.C. Дидактические технологии развития профессионально-педагогической направленности студентов (в курсе педагогики): автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 1999. 24 с.
  56. A.C., Запорожец О. Н., Хасаева Г. Р. Социально-экономическая адаптация в постсоветской России: публичные и приватные практики // Социологические исследования. 2004. № 8. С. 56.
  57. А.Б. Психологические условия развития когнитивного компонента образа «я» курсантов образовательных учреждений МВД России: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2006. 176 с.
  58. В.Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1999. 23 с.
  59. П.С. Адаптация студентов ФФК и спорта к условиям в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск., 2002. 28 с.
  60. Е.В. Личностная адаптация и самореализация студентов вуза в условиях развивающей образовательной среды. М.: Эгвес, 2008. 278 с.
  61. В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 3−18.
  62. В.Ю., Резепин A.B., Михайлов В. Б. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной дея161тельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2. С. 44−48.
  63. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. С. 65−66.
  64. Т.А. Социально-психологические особенности адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России: учебно-метод.пособие. Краснодар, 2008. 145 с.
  65. И.Д., Меньшикова Г. И. Смирнова Е.Э. Болонский процесс и возможные преобразования российской высшей школы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. № 4. С. 24.
  66. Т.Г. Социальная адаптация человека к изменяющейся среде // Философские и социально-гигиенические аспекты охраны окружающей среды. М.: Медицина, 1976. С. 152−170.
  67. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптация и здоровья человека. М.: «Медицина», 1976. 184 с.
  68. М.В. К вопросу о рефлексивной способности студентов-психологов // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж, 2002. С. 262−265.
  69. Л.В., Линчевский Э. Э. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. Л.: Медицина, 1980. 166 с.
  70. С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: автор, дис.. канд. наук. СПб., 2004. 23 с.
  71. Т.Е. Социально-психологическая адаптация как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов вуза: дис.. канд. психолог, наук. Ставрополь, 2008. 224 с.
  72. В.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов младших курсов педвузов: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1987. 198 с.
  73. Г. С. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров (на материале внутренних войск МВД России): дис.. канд. пси-хол. наук. СПб., 1995. 202 с.
  74. М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект). Челябинск: ЧГАКИ, 2006. 337 с.
  75. О.В. практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005.256 с.
  76. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 162 с.
  77. Н.Г. Социально-психологические закономерности взаимосвязи студентов с образом вуза: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2009. 294 с.
  78. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности в новых условиях жизнедеятельности и общения. Л.- ЛГУ, 1989. 115 с.
  79. В.Ф. Социально-профессиональная адаптация студентов-психологов заочной формы обучения к практической деятельности: дис.. канд. психол. наук. Сургут, 2007. 189 с.
  80. Л.В. Развитие социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в Вооруженных Силах РФ: дис.. канд. психол. наук. М., 2004. 238 с.
  81. И.В. Влияние мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации: дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 183 с.
  82. Е.М. Адаптация курсантов к обучению в военном вузе средствами пропедевтического курса физики: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 169 с.
  83. П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. М., 1974. С. 152−158.
  84. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности / в кн.: Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. 197 с.
  85. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции поведения. М.: Просвещение, 1979. С. 219−232.
  86. Е.А. Педагогические условия эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2008. 180 с.
  87. H.H. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИНРоссии: дис.. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 196 с.
  88. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
  89. Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по специальности № 2114 «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987. 287 с.
  90. И. А. Собрание сочинений: в Ют. / сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Рус. Книга, 1994. Т. 3. 592 с.
  91. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород, 1993. 219 с.
  92. Ю.С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2010. 192 с.
  93. В.Е. Психотерапия для всех и каждого. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. 275 с.
  94. М.М. Развитие стрессоустойчивости сотрудников оперативного состава МВД: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2009. 175 с.
  95. З.И. Продуктивное мышление как основа обученности. М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  96. Л.А. Саногенная рефлексия как фактор адаптации сту164дентов в полиэтнической среде вуза: дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 174 с.
  97. H.H. Педагогическое сопровождение адаптации студентов к учебному процессу технического вуза: дис.. канд. пед. наук. Тула, 2006. 174 с.
  98. A.M. Профессиональная подготовка курсантов (слушателей) образовательных учреждений УИС Минюста России и пути ее совершенствования при изучении специальной тактики: дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2001. 198 с.
  99. Т.В. Психолого-педагогические условия развития профессионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дис.. канд. психол. наук. Курск, 2009. 184 с.
  100. A.C. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис.. канд. пед. наук. Казань, 2010. 174 с.
  101. H.H. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. 144 с.
  102. Л.А. Содержание и динамика мотивационной зрелости студентов-первокурсников в адаптационный период: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2008. 190 с.
  103. Н.Г. Динамика характеристик личности студента // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. М. 1989. С 69−74.
  104. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 255 с.
  105. В.Т. Общая психотерапия: руководство для врачей. Минск: Высшая школа, 1999. 524 с.
  106. В.В. Особенности психологической адаптации молодых солдат в коллективах учебных и строевых подразделений: дис.. канд. психол. наук. М., 2000. 198 с.
  107. Коновалова H. J1. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000. 278 с.
  108. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р.
  109. Е.В. Диалог как психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель-студент»: монография. Тамбов, 2006. 235 с.
  110. Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 23−32.
  111. В.Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2006. 195 с.
  112. A.B. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2008. 130 с.
  113. Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2006. 183 с.
  114. О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: дис.. канд. психол. наук. Оренбург, 2009. 198 с.
  115. Л.И., Редлих С. М., Ростовцев А. И. Проблемы социально-профессиональной адаптации. Новокузнецк: НГПИ, 2001. 230 с.
  116. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действия в высшей школе. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1993. 112 с.
  117. A.M. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2006. 187 с.
  118. Е.В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 80−86.
  119. Е.С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры: дис.. канд. пед. наук. М., 2007. 179 с.
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  121. Д.А. Виктор Франкл. В борьбе за смысл // В сборнике «Франкл В. Человек в поисках смысла». М: Изд-во МГУ, 1990. С. 302−324.
  122. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  123. Х.И., Иейзвецкий Б. Я. Некоторые педагогические меры, способствующие адаптации студентов первого курса в вузе. Тарту, 1970. 116с.
  124. P.A. Понятийно-терминологическое исследование проблемы социализации молодежи // Ученые записи Оренбургского государственного педагогического университета. Т. 1: Педагогика. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. С. 206−223.
  125. .Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для ст-ов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1998. 464 с.
  126. Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка первокурсников в вузе: учеб.пособие. Ставрополь, 2007. 164 с.
  127. В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2005. 213 с.
  128. И.Н. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 178 с.
  129. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблема167профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 2000. № 1. С. 48−55.
  130. А.Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 189 с.
  131. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16−24.
  132. С.И. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Ин-т тренинга, 1993. 279 с.
  133. В.Г. Основы самосознания и саморазвития: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 256 с.
  134. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
  135. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 274 с.
  136. М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости: мотивация учения. Волгоград: ВГПИ, 1976. С. 5−15.
  137. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  138. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  139. В.И. Классификация поведенческой адаптации // Физиология человека. 1982. № 3. С. 362−374.
  140. В.И. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. 108 с.
  141. И.Н. Психологическая помощь студентам в адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий: дис.. канд. пси-хол. наук. Ярославль, 2008. 235 с.
  142. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление / в кн.: Социальная психология и философия. Вып. 2. Сборник научных трудов / под ред. Б. Д. Парыгина. Ленинград, 1973. М. 243 с.
  143. В.И. Моделирование и методы теоретических измерений в педагогике. М., КомКнига, 2006. 198 с.
  144. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  145. A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван, 1995. 345 с.
  146. A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянский ССР, 1988.207 с.
  147. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
  148. A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.
  149. М.Ю. Психодиагностика в системе диспансеризации лиц с расстройствами адаптации вследствие стрессогенной профессиональной деятельности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2009. 234 с.
  150. Образ жизни современного студента: социологическое исследование / отв. ред. В. Т. Лисовский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. 206 с.
  151. С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
  152. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.208 с.
  153. Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу: на примере студентов коренных народов Севера, ханты и манси: дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2007. 184 с.
  154. Л.А. Информационно-образовательные проекты как средство формирования у студентов когнитивной компетентности: дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2008. 184 с.
  155. И.В. Трансформация личностного адаптационного конфликта при освоении профессиональной деятельности: на примере курсантов военно-морских институтов: дис.. канд. психол. наук. М., 2009. 225 с.
  156. С.И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. 192 с.
  157. С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теория и практика физической культуры. 1999. № 1. С. 12−17.
  158. Н.Б. Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического вуза средствами физической культуры: дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2006. 143 с.
  159. С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: дис.. канд. психол. наук. М., 2003. 214 с.
  160. В.Н. Психология человека: душа и тело, организм и психика, функции психики. СПб.: Научное издание Балтийской Педагогической Академии, Институт Психологии Человека, 1997. 106 с.
  161. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.
  162. Педагогика и психология высшей школы / отв. ред. С.И. Самы-гин. Ростов на Дону: Феникс, 1998. 544 с.
  163. Е.А. Социально-психологическая адаптация личности в структуре профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации: дис.. канд. психол. наук. М., 2009. 329 с.
  164. A.B. Личность, деятельность, коллектив. М.: Просвещение, 1982. 255 с.
  165. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Просвещение, 1992. 224 с.
  166. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 419 с.
  167. С.Т. Личностная регуляция адаптации в изменяющейся социальной среде // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СпбГу. 2001. С. 111−121.
  168. С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 240 с.
  169. С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: автореф. дис.. д-ра. психол. наук. СПб., 2001. 38 с.
  170. Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. П. Парыгина. СПб.: Питер, 2000. 314 с.
  171. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «Бахрам-М», 2000. 672 с.
  172. Практическая психология для менеджеров / под ред. М.К. Тутуш-киной. М.: ИИД «Фитиль», 1997. 368 с.
  173. Проблемное обучение в вузе / Сб. науч. тр. / ред. И. Г. Вяткин. Саратов: Изд-во СГУ. 1987. 328 с.
  174. П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к обучению в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. Минск. 1976. С. 2448.
  175. Психологические механизмы регуляции социального поведения / отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. 335 с.
  176. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.: Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  177. Психология XXI века / под ред. В. Н. Дружинина. М.: Просвещение, 2003. 514 с.
  178. Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л.Г.
  179. Лаптева. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 640 с.171
  180. A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Питер, 2006. 368 с. 182.' Реан A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. СПб.: Речь, 2008. 387 с.
  181. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета / отв. ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово: Кузбас-свузиздат, 1996. 160 с.
  182. С.М. Оценка адаптированности учащихся в образовательном пространстве // Вестник Российской Академии естественных наук. 2006. № 8. С. 317−320.
  183. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
  184. К. Клиентоцентрированная терапия / пер. с англ. К. Ваклера. М.: Рефл-бук, 1997. 387 с.
  185. С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., Речь, 2006. 365 с.
  186. Ю.А. Развитие адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости в профессиональном самоопределении студентов: дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 215 с.
  187. B.C., Аршавский A.B. Стресс и поисковая активность //Вопросы философии. 1979. № 4. С. 117−127.
  188. A.JI. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчи-вости личности: на примере спортсменов по вольной борьбе: дис.. канд. психол. наук. М., 2009. 242 с.
  189. С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: дис.. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000. 200 с.
  190. H.A. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. 21 с.
  191. T.B. Предпрофессиональная адаптация старшеклассников к получению высшего профессионального образования: дис.. канд. пед. наук. Сургут, 2006. 248 с.
  192. О.В. Психологическая модель развития профессиональной мотивации курсантов-психологов (на примере Академии ФСИН России): дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2008. 254 с.
  193. Т.А. Когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2007. 189 с.
  194. H.A. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования. 1980. № 3. С. 45−49.
  195. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.254 с.
  196. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
  197. .Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе: дис.. канд. психол. наук. М., 1989. 212 с.
  198. C.B. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу технического вуза: учебно-методическое пособие. Пенза, 2009. 110 с.
  199. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. 223 с.
  200. Е.В. Опыты реориентационного тренинга. СПб.: Ин-т тренинга, 1995. 113 с.
  201. Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика: дис.. д-ра. пед. наук. Киров, 2006. 425 с.
  202. М.И. Проблемы социальной адаптации молодых сельских учителей: автореф. дис.. канд. философ, наук. Новосибирск, 1975. 20 с.
  203. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школа пресс, 2000. 416 с.
  204. А.П. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2009. 244 с.
  205. A.A. Психология вузовской адаптации: учеб.пособие. Ярославль, 2009. 198 с.
  206. В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: дис.. д-ра. пед. наук. Ижевск, 2003. 449 с.
  207. К.В. Управление адаптацией студентов первого курса: методические рекомендации для кураторов. Новосибирск, 2008. 87 с.
  208. В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности (для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей). СПб.: Речь, 2004. 408 с.
  209. Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностному развитию студентов // Педагогика. 2004. № 1. С. 62−68.
  210. Социальная психология / сост.: Р. И. Мокшанцев, A.B. Мокшан-цева. М.-Новосибирск, 2001. 408 с.
  211. Социальная психология: учеб. пособие / отв. ред. A. J1. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 348 с.
  212. Социально-педагогическая поддержка студентов в системе воспитательной работы вуза / Тез. докл. Всерос. научн.-практ. конф. (2−5 апр. 2003 г.) / отв. ред. З. Н. Калинина. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI.H. Толстого. 2003. Ч. 1. 106 с.
  213. Д.В. Расколотый мир: Опыт анализа психодинамики личности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М.: Per Se, 2002. 303 с.
  214. O.B. Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений: автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2007. 26 с.
  215. Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1997. 736 с.
  216. А.Е. Социально-психологические факторы адаптивности курсантов к профессиональной деятельности в системе МЧС России: дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2008. 214 с.
  217. A.B. Социально-педагогическая адаптация первокурсников к обучению в вузе: на примере факультета физической культуры и спорта: дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2004. 172 с.
  218. Технология // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1976. Т. 25. С. 537.
  219. М.С. Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2008. 223 с.
  220. О.Ю. Социально-психологическая адаптация менеджмента к изменяющимся условиям компании: дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 139 с.
  221. К.Д. Собрание сочинений в 11т., т. 8. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 776 с.
  222. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. пед. академия, 1995. 368 с.
  223. Е.Е. Адаптация студентов вуза к учебно-профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 188 с.
  224. Л. Теория когнитивного диссонанса. 1957. С. 31.
  225. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во
  226. Института Психотерапии, 2005. 490 с.175
  227. В.И., Макаров H.JI., Караваев А. Ф., Блинов В. А., Гиль Р. О включении в учебную деятельность неподготовленных обучающихся // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. № 2. С. 105 110.
  228. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.
  229. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Прогресс, 1993. 282 с.
  230. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. 311 с.
  231. Л.М. Моделирование в психологии и психология моделирования // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 15−28.
  232. H.A., Пивоварова Т. В. Личностный адаптационный потенциал сотрудников ФСИН России: диагностика, коррекция, развитие: монография. Рязань, 2010. 174 с.
  233. А.Г. Социология воспитания. О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. 367 с.
  234. Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1997. 632 с.
  235. Холл Келвин С., Гарднег Л. Теория личности. М.: Аспект-Пресс, 1997. 447 с.
  236. P.P. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством группообразующей деятельности: дис.. канд. пед. наук. Елабуга, 2005. 219 с.
  237. М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2007. 182 с.
  238. A.A. Стратегия адаптивного поведения как механизм саморазвития личности: этнопсихологический и профессиональный аспекты. Махачкала: Юпитер, 2000. 240 с.
  239. С.С. Мотивационные ресурсы профессионально личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе. Курск, 2002. 196 с.
  240. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: Юнити, 2002. 437 с.
  241. P.M. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 242 с.
  242. В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2009. 207 с.
  243. С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996. № 1.С. 19−34.
  244. Р., Еруселем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Еруселема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71−76.
  245. Н.А. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза в процессе формирования их ценностного отношения к педагогической профессии: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. 186 с.
  246. Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., Речь, 2008. 387 с.
  247. В.Н. Динамика волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации личности: дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 193 с.
  248. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 78 с.
  249. М.Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2009. 217 с.
  250. Ю.А. Социально-педагогическая адаптация детей сирот в условиях учреждения НПО: автореф. дис.. канд. психол. наук. Челябинск, 1975. 21 с.
  251. Н.А. Социально-психологические особенности эффективной профессиональной адаптации офицеров в вузах пограничного профиля: на примере офицеров курсового звена: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2010. 184 с.
  252. И. Теория и практика групповой психотерапии. СПБ.: Питер, 2000. 640 с.
  253. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие. Кемерово, 2000. 31 с.
  254. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1995. 25 с.
  255. В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 310 с.
  256. Ellis A., Corsini R.J. and Wedding D. (Eds.). Rational-emotive theory. Itasca, IL: Peacock. 1989.
  257. Ellis A., Jones A. And Grandall R. (Eds.). The rational-emotive approach // Journal of Social Behavior and Personality. 1991. № 6. Pp. 1−18.
  258. Eysenck H.J., Arnold W. and Meili R. (Eds.). Encyclopedia of psychology. New York: Herder and Herder, 1972. Pp. 25−26.
  259. Fiske A.P. Socio-moral emotion motivate action to sustain relationship // Self and Identity. 2002. № 1. Pp. 169−175.
  260. Freud A. Das Ich die Abwehrmechanismen. London: Hogarth. 1946.
  261. Hartmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. New York: Harper and Row. 1958.
  262. Huang C. Hardiness and stress: A critical review // Maternal-Child Nursing Journal. 1995. № 3. Pp. 82−89.
  263. Lewin K. Field theory in social science: Selected theoretical papers.178
  264. New York: Harper, 1951. 341 pp.
  265. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. № 2. Pp. 265−274.
  266. Nagy St., Nix Ch.L. Relations between preventive health behavior and hardiness // Psychological Reports. 1989. № 1. Pp. 339−345.
  267. Philips L. Human adaptation and his failures. New York and London: Academic Press. 1968.
  268. Shaffer L.F., Shoben E.J. The Psychology of Adjustment. Boston, 1956.1. Анкета.
Заполнить форму текущей работой