Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состояние маргинальности и его динамика у студентов из сельской местности в условиях города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточнено понятие маргинальное&trade- (маргинальность — это трансформация положения субъектов в социальной структуре общества). Сформулировано понятие состояния маргинальное&tradeи конкретизированы его негативные проявления (состояние маргинальное&trade- — это длительное, устойчивое, негативное переживание, возникающее при трансформации положения субъектов в социальной структуре общества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологическое изучение состояния маргинальности как социально-психологического явления
    • 1. 1. Маргинальность как объект междисциплинарного исследования
    • 1. 2. Специфика современной интерпретации маргинальности
    • 1. 3. Социокультурная обусловленность состояния маргинальности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Анализ психологических детерминант состояния маргинальности у студентов из сельской местности и особенностей его проявлений
    • 2. 1. Маргинальность в контексте социостратификационных противоречий
    • 2. 2. Влияние типа поселения на процесс социализации молодежи
    • 2. 3. Психологические и социально-психологические факторы, влияющие на состояние маргинальности у студентов — выходцев из сельской местности в условиях города
    • 2. 4. Психологические особенности проявлений состояния маргинальности у студентов — выходцев из сельской местности в условиях города
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Организация и проведение эмпирического исследования состояния маргинальности и его динамики у студентов из сельской местности в условиях города
    • 3. 1. Обоснование выборки, этапов, задач и методов экспериментального исследования
    • 3. 2. Сравнительный анализ психологических особенностей студентов городской и сельской местности в начальный период обучения
    • 3. 3. Исследование динамики изменения состояния маргинальности у студентов-выходцев из сельской местности в период их обучения в городе
    • 3. 4. Изучение личностных особенностей студентов из сельской местности, с устойчивым состоянием маргинальное&trade
  • Выводы по третьей главе

Состояние маргинальности и его динамика у студентов из сельской местности в условиях города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В период противоречивых социально-экономических преобразований в Российском обществе, влияющих на динамику общественных идеалов, особый интерес представляет изучение жизненных позиций отдельных социальных групп и личностей, являющихся носителями общественных ценностей, оказывающих влияние на их состояние в ситуации изменения внешних обстоятельств.

Суть современного противоречивого этапа развития общества состоит, в первую очередь, в весьма непростой, а нередко и остро конфликтной адаптации социальных субъектов к новой институциональной структуре. В настоящее время социальная структура Российского общества представляет собой дисперсную систему, то есть в обществе происходит распад социальных связей, размывание базовых норм и структур самого социального целого. В изменяющихся обществах некоторые нормы оказываются в противоречии друг с другом, и тогда человеку трудно последовательно определять ситуации и успешно интегрировать Я-концепцию [34,64]. Тогда может возникнуть своеобразный тип кризисной личности, так называемый маргинальный человек, с трансформировавшимся положением, статусом под влиянием внешних обстоятельств. Вышеперечисленные изменения приводят к ломке привычных социальных отношений, изменению социальных ролей и связанных с этим модификаций образа жизни.

Изучением проблемы маргинальное&tradeзанимались Д. А. Агапов,.

A.Антоновский, А. И. Атоян, М. Вебер, Т. Веблен, Д. Головенский, Живов В., Зайцев И. В. В. В. Каганский, Кравченко И., Логачева С. М., Б. Манчини, Н. О. Навджавонов, Р. Парк, Е. Стариков, Э. Стоунквист, А. Фарж, Б. Н. Шапталов,.

B.А.Шапинский и другие.

При рассмотрении проблемы маргинальное&tradeв современных условиях продуктивным представляется использование комплексного подхода, в рамках которого маргинальность является результатом воздействия целого комплекса структурных и культурных факторов. Таким образом, маргинальность понимается как трансформация положения (позиций (объективные условиясоциальное положение субъекта в структуре) и диспозиций (субъективные оценки — ценности, нормы, представления и т. д.)) субъектов в социальной структуре общества (с его нормами, взятое в качестве объективного целого).

Несмотря на относительно большое количество научных исследований по маргинальное&trade-, на наш взгляд, данная проблема заслуживает особого изучения в рамках студенческой среды, так как начальный этап профессиональной подготовки определяет весь ход дальнейшей жизни человека, оказывает комплексное воздействие на личность студента: его профессиональные качества, социально-психологические характеристики, жизненные ценности и идеалы.

Вместе с тем остаются малоизученными вопросы влияния на процесс личностного развития студента его прежнего образа жизни, укладов, норм и традиций того поселения (город или село), выходцем из которого он является, в новой для него социальной среде — городском обществе. Кроме того, усложнившаяся структура общества оказывает влияние на усиление разнородности и разнонаправленности жизненных ценностей отдельных групп и слоев населения, изменение образа и качества их жизни, усиление существенных различий между городом и деревней, что влияет на психологию групп и слоев населения и психологию их взаимодействия. Последнее является особенно важным, ведь «.тип поселения, степень его урбанизированности в известной мере определяют соответствующий тип личности, воплощающий в себе существующие там общественные отношения, формы межличностного общения, систему норм и ценностей, обычаев и традиций» [66,143]. В этом смысле целесообразно говорить о формировании различных типов личности в зависимости от поселения (город, село) и том влиянии, которое оно (данное поселение) оказывает на личность.

Вместе с тем, становление и развитие личности осуществляется под воздействием широких социальных связей и отношений, которые в совокупности и определяют духовный мир человека, его ценности и установки. Изменения, происходящие в социуме, могут размывать обыденное самосознание человека, вызывая у него состояние маргинальности. Именно поэтому осмысление и установление закономерностей, присущих динамическим изменениям личности в процессе меняющихся жизненных отношений с обществом и окружающими людьми, механизмов интеграции личности с городскими и сельскими территориальными общностями является необходимым.

Переезжая из сел в город, человек как социальный субъект лишается привычных ролей и функций, оказывается в состоянии неопределенности, переходности, интерпретируемом категорией «маргинальность». Состояние маргинальности мы понимаем как длительное, устойчивое, негативное переживание, возникающее при трансформации положения субъектов в социальной структуре общества, интегрирующее в себе высокую степень дезадаптивности, эскапизм, ощущение одиночества, наличие эмоционального дискомфорта и внутреннего конфликта, продолжительность и степень выраженности которого обусловливается психологическими особенностями.

Изучение состояния маргинальности и изучение психических состояний в целом является относительно малоизученной областью. Рассмотрение данной проблемы отражено в работах Е. П. Ильина, Ю. Е. Сосновиковой, Н. Н. Ланге, Н. Д. Левитова, В. Н. Мясищева, Б. Д. Парыгина, А. И. Перова, А. О. Прохорова, С. Л. Рубинштейна и др.

Анализ социальной реальности студенческой среды в категории маргинальности позволит нам выделить новые смысловые грани исследуемого явления, определить его роль и значимость в процессах трансформации личности студента из сельской местности в условиях города.

Проблема диссертационного исследования определяется противоречием между недостаточным теоретическим объяснением состояния маргинальности и масштабами его проявления в современных условиях взаимодействия студентов из сельской местности и городских жителей в рамках единого сообщества.

В теоретическом плане — это проблема научного обоснования понятия состояния маргинальное&trade-, его динамики, психологических механизмов и закономерностей.

В практическом плане — это проблема определения психологических факторов, влияющих на динамику состояния маргинальное&tradeу студентов из сельской местности в условиях города.

Объект исследования — состояние маргинальное&tradeкак социально-психологическое явление.

Предмет исследования — взаимосвязь состояния маргинальное&tradeс психологическими особенностями студента из сельской местности в условиях города.

Цель исследования — выявление особенностей состояния маргинальное&tradeу студентов из сельской местности в условиях' города и влияния на его динамику индивидуально-психологических особенностей личности.

Гипотеза исследования:

У студентов из сельской местности в новом для них городском социуме возникает состояние маргинальное&trade-, продолжительность и степень выраженности которого определяется психологическими особенностями.

Задачи исследования. Гипотеза и цель исследования предопределили необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:

1. Раскрыть содержание исследуемых понятий «маргинальность» и «маргинальное состояние».

2. Охарактеризовать социально-психологические формы проявления состояния маргинальное&tradeу студентов — выходцев из сельской местности в зависимости от определяющих их условий в социальном пространстве городского общества.

3. Разработать исследовательскую программу, подобрать и апробировать психологический инструментарий для изучения социально-психологических особенностей состояния маргинальное&tradeу студента из сельской местности в условиях города.

4. Определить признаки переживания состояния маргинальное&tradeу студентов из сельской местности в условиях городского социума.

5. Выявить индивидуально-психологические особенности, влияющие на продолжительность и степень выраженности состояния маргинальное&tradeу студентов из сельской местности в условиях города.

Научная новизна исследования:

Уточнено понятие маргинальное&trade- (маргинальность — это трансформация положения субъектов в социальной структуре общества). Сформулировано понятие состояния маргинальное&tradeи конкретизированы его негативные проявления (состояние маргинальное&trade- - это длительное, устойчивое, негативное переживание, возникающее при трансформации положения субъектов в социальной структуре общества, интегрирующее в себе высокую степень дезадаптивности, эскапизм, ощущение одиночества, наличие эмоционального дискомфорта и внутреннего конфликта, продолжительность и степень выраженности которого обусловливается индивидуально-психологическими особенностями). Выявлено состояние маргинальное&tradeи определена его динамика у студентов-выходцев из сельской местности в новых для них условиях города. Установлена зависимость продолжительности и степени выраженности состояния маргинальное&tradeот психологических особенностей личности студентов (самоприятия, локуса контроля, склонности к лидированию, конформности, ориентированности во времени, гибкости поведения, сензитивности, спонтанности, синергичности, осознанности, контактности, стремления к приобретению знаний, креативности).

Теоретическая значимость исследования:

Результаты исследования способствуют обогащению научных представлений о состоянии маргинальное&trade-, учет которого открывает новые возможности для оптимизации социально-психологической адаптации студентов из сельской местности, включающихся в новую для них социальную среду города. Выявлена зависимость продолжительности и степени выраженности состояния маргинальное&tradeот индивидуально-психологических особенностей личности. Разработанный подход позволяет проводить с новых теоретических позиций конкретные социально-психологические исследования психологических закономерностей поведения личности при переживании состояния маргинальное&trade-.

Практическая значимость исследовательской работы определяется возможностью использования выявленных фактов, закономерностей, исследовательских процедур и методов для научно обоснованного прогнозирования поведения личности при переживании состояния маргинальное&tradeв новых для нее условиях жизни. Апробированный в ходе исследования комплекс методов диагностики особенностей личности при переживании состояния маргинальное&tradeможет быть использован в практике управления коллективами и организации воспитательной работы в педагогических системах. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ по совершенствованию учебной среды для студентов из сельской местности в условиях городав работе культурных и образовательных учреждений различных регионов. Выявленные закономерности могут быть использованы при преподавании ряда психологических дисциплин: социальной психологии, этнопсихологии, правовой психологии и т. д.

Методологическую базу и теоретическую основу работы составили:

— базовые положения концепций маргинальное&tradeв рамках европейской (М.Вебер, Б. Манчини, К. Маркс, А. Фарж и др.) и американской (А.Антоновски, Т. Веблен, Д. Головенски, Р. Парк, Э. Стоунквист и др.) социологических традициях;

— подходы к изучению проблемы маргинальности в российской науке (А.И.Атоян, В. В. Каганский, Н. О. Навджавонов, Е. Стариков, Б. Н. Шапталов, В. А. Шапинский и др.);

— философские идеи, утвердившиеся в отечественной психологии, относительно условий, определяющих развитие личности (А.Г.Асмолов, Л. С. Выготский, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.);

— положения о социальной структуре общества (Т.Заславская, К. Маркс, Р. Мертон), о социальной дезорганизации (А.Аверьянов, Ф. Знанецкий, У. Томас), о процессах социокультурного инсценирования (Л.Ионин), об V отчуждении (В.Ильин, В. Лейбин, К. Маркс, И. Милюска, Э. Фромм, Ф. Энгельс), об инновационных аспектах природы индивида (М.Фуко, П. Штомпка, В. Шапинский) — подходы к изучению психических состояний (Е.П.Ильин, Ю. Е. Сосновикова, Н. Н. Ланге, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, И. П. Павлов, Б. Д. Парыгин, А. И. Перов, А. О. Прохоров, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.);

— положения о сущности и механизмах адаптации (П.К.Анохин, И. П. Павлов, Г. Селье, И.М.Сеченов) и социально-психологической адаптированности (Е.В.Витенберг, А. Г. Здравомыслов, О. И. Зотова, И. К. Кряжева, А. А. Налчаджян, В. А. Петровский, Л. С. Рубинштейн, В. А. Ядов и.

ДР-).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ (анализ социально-психологической, социологической, философской, и этнографической литературы) и обобщениеэмпирический (диагностический) методматематико-статистические методы: анализ средних значений, метод процентного соотношения, критерий Манна — Уитни, критерий Т-Вилкоксона, факторный анализ с использованием пакета прикладных программ «SPSS — 11,5 for Windows». В состав психодиагностического инструментария входили следующие методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник «Оценка уровня самоактуализации» Э. Шострома, Многоуровневый личностный опросник «Диагностика внутриличностного конфликта» Е. Б. Фанталовой, методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика измерения ригидности Д. И. Левитова.

Организация и этапы исследования:

Исследование осуществлялось в течение 2002;2005г.г. и представляло собой констатирующий эксперимент, имеющий лонгитюдный характер. Экспериментальной базой стали высшие учебные заведения г. Самары: Самарский филиал Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права и Самарский филиал Московского Института Сервиса. В исследовании приняли участие студенты 1−5 курсов очной формы обучения.

Общее количество респондентов составило 817 человек, из них 345 проживающих и обучающихся в городской местности и 472 приехавших из сельской местности и проживающих во время обучения в городе.

Исследование проводилось в шесть этапов:

На первом этапе (2002 г.) проводился теоретический анализ научной литературы, освещающей проблему маргинальное&tradeи психологических особенностей личности из сельской и городской местности. Результаты анализа теоретических данных позволили выделить составляющие состояния маргинальное&tradeи сделать сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций студентов из сельской и городской местности. Это выявило необходимость более детальной разработки вопросов, касающихся деятельности студентов в зависимости от их включения в ту или иную социальную группу и выделения психологических факторов, определяющих состояние маргинальное&tradeу студентов из сельской местности. Были определены теоретические и практические подходы к проблеме маргинальное&trade-, изучен обширный библиографический материал, проведен анализ литературных, WEB и других источников по различным аспектам изучаемой проблемы. На основе этого была сформулирована тема и исследования, определены его проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, обоснован выбор методологии и методов исследования. В результате была обоснована программа психодиагностического исследования и проведен первый этап экспериментального исследования (сентябрь 2002 г.). Основной задачей первого этапа экспериментального исследования явилось выделение групп студентов с различным уровнем социально — психологической адаптации и сравнительное изучение показателей составляющих маргинальности у сельских и городских студентов.

На втором этапе (январь — февраль 2003 г.) в ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом научных положений по заявленной проблеме, было проведено повторное исследование 817 студентов. Основной задачей второго этапа экспериментального исследования явилось выделение групп студентов, переживающих актуальное выраженное состояние маргинальности, обоснование критериев и описание содержательных составляющих этого состояния.

На третьем этапе экспериментального исследования (март 2003 г.) проводилось исследование 202 человек из общей выборки, выделенных в результате первого этапа. Это были студенты — выходцы из сельской местности, переживающие актуальное состояние маргинальности. Задачей третьего этапа было изучение особенностей состояния маргинальности и анализ их показателей.

На четвертом и пятом этапе (февраль 2004 г. — февраль 2005 г.) исследование проводилось по тому же алгоритму, что и на третьем этапе. Участниками являлись обозначенные выше 202. студента. Задачей данных этапов являлось отслеживание динамики состояния маргинальности студентов в процессе их обучения и интеграции в городскую среду.

На шестом этапе (март 2005 г. — декабрь 2005 г.) было осуществлено исследование 73 студентов — выходцев из сельской местности из 202, не сумевших к середине третьего года обучения в вузе интегрироваться в студенческую и городскую среду. Задачей данного этапа являлось выявление психологических особенностей студентов, определяющих устойчивое переживание состояния маргинальное&trade-, установление специфики взаимосвязи между личностными особенностями и составляющими состояния маргинальное&trade-. В итоге была проведена обработка всех полученных результатов, сделан их сравнительный анализ и сформулированы выводы. Также были подобраны компьютерные программы для обработки результатов тестирования и проведено оформление диссертационного исследования.

Достоверность результатов проведенного исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблемеполнотой рассмотрения объекта на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных предмету исследованияподтверждена эмпирическими данными, адекватными теоретическим положениям исследованияприменением методов математической обработки эмпирических данных с помощью пакета прикладных программ «SPSS — 11,5 for Windows» — репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты теоретического и практического исследования нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором (6 опубликованных работ), а также в выступлениях на научных конференциях: II и III Российской научно-методической конференции «Учебный, воспитательный и научный процессы в вузе» (Самара, 2004, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России» (Самара, 2005), Международной научной конференции «Акмеология: развитие личности и профессионала» (Самара, 2005).

Полученные в ходе исследования результаты включены в работу Группы психологического мониторинга учебного процесса в Самарском филиале Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права. Материалы исследования используются в целях повышения качества учебного процесса как для формирования учебных групп, так и для психолого-педагогического обеспечения учебного процесса в вышеназванном вузе.

Положения, выносимые на защиту: Щ 1. На начальном этапе учебы в вузе студенты из сельской местности испытывают состояние маргинальное&trade-, обусловленное вхождением в новую для них социальную среду города, с иными для сельчан, но общепринятыми в рамках городского общества, ценностями, нормами и идеалами. Важным критерием актуального состояния маргинальное&trade-, следует считать уровень социально-психологической адаптации.

2. Составляющими состояния маргинальное&tradeу студентов из сельской местности в условиях города являются: состояние дезадаптивности, переживание эмоционального дискомфорта, эскапизм, неприятие других, ощущение одиночества и переживание внутреннего конфликта.

3. В процессе обучения студентов из сельской местности в вузе в условиях городской среды у них происходит адаптация к новым условиям и, как следствие, снижение уровня состояния маргинальное&trade-, т. е. динамика всех показателей состояния маргинальное&tradeприобретает позитивный характер.

4. Степень выраженности состояния маргинальное&tradeу студентоввыходцев из сельской местности, а также его динамика зависят от психологических особенностей личности, а именно: самоприятия, локуса контроля, склонности к лидированию, конформности, ориентированности во времени, гибкости поведения, сензитивности, спонтанности, синергичности, осознанности, контактности, стремления к приобретению знаний, креативности.

Структура диссертационной работы соответствует логике исследования и включает введение, три главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет 205 страниц. Текст диссертации содержит 1 схему, 22 таблицы и 36 рисунков. Библиографический ф список литературы содержит 206 наименований, из которых 22 на иностранном.

Результаты исследования могут быть применены в целях оптимизации учебной среды для студентов из сельской местности в условиях городав работе культурных и образовательных учреждений различных регионов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. О понятии ценность // Вопросы философии. 2002. № 3.-С. 139−146.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. Н.А. Понятие социальной структуры в современной социологии // Социол. исследования.- 1996. № 7. С. 19−27.
  4. Г. В. Российское сознание: историко-психологические очерки. 2-е изд. Самара: СамГПУ, 2002. — 90 с.
  5. Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 296 с.
  6. Н. Маргинальное управление: социально-психологический аспект // Общество и экономика. 2004. № 2. — С. 107−113.
  7. .С. Структура ценностного мира личности: ценностные популяции // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. 2000. № 2. С. 18−25.
  8. .Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. JL, 1974. -234 с.
  9. А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982. — 485 с.
  10. Д.А. О понятии адаптации. Исследования адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Сб. статей. Л., 1973. — Вып. XIII. — С. 62−69.
  11. П.К. Системная организация физиологических функций. -М., 1969.-225 с.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 686 с.
  13. А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза. // Политические исследования. 1993. № 6. — С. 29−38.
  14. Е.С. Андекласс: понятие и место в обществе // Социол. исследования. 1999. № 12. — С. 65−70.
  15. С.П. Парк Роберт Эзра // Современная западная социология: Словарь. М.: Наука, 1990. — С. 256−267.
  16. Бауман 3. Мыслить социологически / Под общ. ред. А.Филиппова.-М.: Аспект Пресс, 1996 .- 225 с.
  17. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 301 с.
  18. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. JI.: Наука, 1988. — 269 с.
  19. А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций // Теоретический философский журнал «Credo», № 3(21), 2000. С. 1−13.
  20. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -300 с.
  21. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 440 с.
  22. С.С. Ценностные ориентации как многомерная система // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 5. — С. 38−45
  23. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. — С. 99 105.
  24. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  25. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в тендерном сознании // Вопросы психологии. — 1997. № 5. — С. 44−52.
  26. А. Египет и египтяне. М.: Наука, 1986. — 459 с.
  27. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 169 с.
  28. Выготский J1.C. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
  29. Г. П. Духовные ценности и судьба России// Социально -политический журнал. 1994. № 3−6. — С. 16−32.
  30. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.387 с.
  31. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. № 3. — С. 131−135.
  32. К. Проблема последнего обоснования динамических систем // Вопросы философии. 1994. № 3. — С. 94−105.
  33. З.Т., Ичитханян Е. Д., Казаринова И. В. Маргинальный слой: феномен социальной идентификации // Социологические исследования. -1998. № 8.-С. 64−70.
  34. Город в формационном развитии стран Востока. М., 1990. — 433 с.
  35. Д.Б. Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема: Дис.. канд. психол. наук. Караганда, 2001. -189 с.
  36. В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2001.-320 с.
  37. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990.- 575 с.
  38. В.Б. Иммигранты в иннонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала. Киев, 1990. С. 28−34.
  39. О.Ю. Математическая статистика для психологов: 2-е изд., испр. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. -336 с.
  40. Т. «Маргинальный» не «провинциальный» // Знамя. М., 1998. № 9. -С. 238−239.
  41. Т.И. Социальный механизм трансформации российского общества // Социол. журнал. 1995. № 3. — С. 12−19.
  42. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991. — 448 с.
  43. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  44. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С. 219−233.
  45. Т.В. Городская ментальность как предмет психологического исследования. Самара: Изд-во Самарского научного центра Российской академии, 2003. — 198 с.
  46. Т.В. «Коллективное сознательное» жителей большого города // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе. Самара, САК, 2002. — С. 58−61.
  47. В. Социальное неравенство / Центр социологического образования.- М.: Инст-т социологии РАН, 2000.- 280 с.
  48. В. Человек в тоталитарном обществе // Социально-политический журнал. 1992. № 6−7. — С. 3−14.
  49. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Сб. ст. «Теория функциональных систем в физиологии и психологии». М., 1978. — С. 326−340.
  50. Л.Г. Георг Зиммель социолог (критический очерк). М., 1987.-С. 36−40.
  51. Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социол. исследования. 1995. № 4. — С. 3−14.
  52. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Изд-е 3-е. М.: Логос, 2000. — 432 с.
  53. История социологии. Елсуков А. Н., Бабосов Е. М., Грицанов А. А. и др. М.: Выш.ШК., 1993. 319 с.
  54. История теоретической социологии: В 4 т. // Ред. Ю.Давыдов. М.: Канон+, 1997.-Т. 1.- 496с.
  55. Л., Керимов Т. Теория структурации Э.Гидденса: методологические аспекты // Социол. исследования. 1997. — № 3. — С. 37−47.
  56. Л.Б. Быть горожанами. М.: Мысль, 1990. 205 с.
  57. В.И. Изменение в расселении и урбанизация народов СССР как условия и факторы этнических процессов // Современные этнические процессы в СССР. М., 1977. С. 149−150.
  58. К.Е. Закономерности и динамика развития социальных онтологий // Полис, 2002. № 3. — С. 41−56.
  59. М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. — 317 с.
  60. Комплексные социальные исследования / Под ред. А. С. Пашкова. — Л.: ЛГУ, 1976. 165 с.
  61. Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. -Л.: Медецина, 1984. 335 с.
  62. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  63. И. Маргинализм как социальное явление и идеологическое течение в современном буржуазном обществе // Панорама буржуазной социологии XX века.- М.: изд-во АН СССР, 1980. С. 122−150.
  64. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 512 с.
  65. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И.Лапатина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова.- Политиздат, 1988. -479 с.
  66. В. Русский путь // Знамя. 1990. № 8. — С. 140−164.
  67. Круглый стол по проблемам качества населения России // Социс. -1993. № 4.-С. 155−156.
  68. В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 688 с.
  69. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Дисс.. канд.психол.наук. М, 1980. -200 с.
  70. Е.С., Прохватимов А. А. О системном подходе к исследованию процессов адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. научно-практич. конф. Курган, 1981.-С. 155−159.
  71. А.П. Религиозный маргинализм как один из уровней проявления маргинальности в современном обществе // Вестник ХНУ. 1999. № 433.-С. 74−75.
  72. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. 1996. № 5. С.3−23.
  73. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века //Психологический журнал. 2000. № 3. — С.73−87.
  74. Ю. Динамика социального перелома: возможности анализа // Коммунист. 1989. № 2.- С. 34−37.
  75. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  76. В. Проблема отчуждения сквозь призму перестройки // Коммунист. 1990. № 6. — С. 98−102.
  77. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993.-С. 30−46.
  78. Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. 1996. № 4. — С. 35−45.
  79. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // СОЦис. 1998. № 5. — С. 96.
  80. С.М. Феномен маргинальности в культуре: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11. Воронеж: Б.и., 2002. — 23 с. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал // Психологический журнал. — 2001. Т.22. № 1. — С. 16−24.
  81. В.В. Чжуан-цзы. М., 1985. — 258 с.
  82. Маргинальность в современной России: Коллективная монография / Моск. обществ, науч. фонд. М.: Изд-во Моск. обществ, науч. фонда, 2000. -207 с.
  83. К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В Зт. М.: Политиздат, 1983. -Т.1.-582 с.
  84. Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль: Тексты / Под редакцией В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 121−146.
  85. С., Хинрике В. Маргинальные социальные группы на восточно-европейском рынке труда // Общественные науки за рубежом. Серия 11. Социология РЖ. М.: ИНИОН, 1992. — № 2. — С. 77−79.
  86. Р. Референтная группа и социальная структура. М.: Политиздат, 1991.-С. 64−78.
  87. Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. И. И. Добренькова.- М.: Изд-во МГУ, 1994.-С. 379−448. i
  88. Й. Что такое ситуация отчуждения? // Социология. Реферативный журнал. Сер.2. М., 1992. — № 1. — С. 92−107.
  89. В.В. Психологическая обусловленность житейских проблем студентов: (на примере студентов исторического ф-та пединститута): Дис.. канд. психол. наук. СПб, 2001. 168 с.
  90. .Ж. Проблема индивидуального и социального в гражданском обществе // Становление гражданского общества в странах Центральной Азии. Алматы, 1999. 142 с.
  91. А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1973.-406 с.
  92. А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. — 97 с.
  93. А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 200 с.
  94. B.C. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность // Развитие личности. 1998. № 2. — С. 15−26.
  95. В.Н. Личность и неврозы. -JI., 1960. 189 с.
  96. На изломах социальной структуры / Галкин А., Михайлов С., Васильцов С. М.: Мысль, 1987. — 278 с.
  97. Н.О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов // Социальная философия в конце XX века. М., 1991. С. 149−158.
  98. А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы и стратегия. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. 263 с.
  99. А.С. Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни: (на материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей деревень Русского Севера): Дис.канд. психол. наук. М., 2001.-230 с.
  100. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Наука, 1994.-212 с.
  101. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. М., Ростов на Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
  102. Т. Новый аналитический подход к теории социальной структуры / Социальная стратификация.- Вып.2. М., 1992. — С. 448−465.
  103. Парыгин Б. Д. Психологический барьер и его природа. JL, 1975. -С.34−36.
  104. .Д. Социальная психология. СПб, 1999. — 298 с.
  105. В.И. Города и время. М., 1975. — 141 с.
  106. В. А. Активность групп различного типа в конфликтогенных ситуациях // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. JL, 1984. — С. 181−182.
  107. Н.А. Социология культуры.- Одесса: Аспринт, 1997. 224с.
  108. Подорога В. А. Власть и познание // Власть. М., 1989. — С. 213−217.
  109. Понятие ценностей и установок в социальной психологии // http: // ethnopsyhology. narod. ru. / study / history /
  110. И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. -1999. № 7.-С. 62−72.
  111. И. Мы не маргиналы, маргиналы — не мы // Философская и социологическая мысль. — 1995. № 11−12. — С. 70−86.
  112. А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический ж-л. 1994. -Т15, № 3. — С. 136−146.
  113. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. 164 с.
  114. А.О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во КГПУ, 1994. — 168 с.
  115. Психология психических состояний: Сб. статей. Вып.4. / Под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002.-468 с.
  116. Психология состояний. Хрестоматия / Сост. Т. Н. Васильева, Г. Г. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004.-608 с.
  117. В.В. На изломе социальных структур // Рубеж. Альманах социологических исследований. 1995. № 6−7. — С.165−197.
  118. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. — 672 с.
  119. Е.Ф. Эффективность адаптации сотрудников налоговой полиции к деятельности в экстремальных условиях: Дисс.. канд.психол.наук. М, 1998. 191 с.
  120. Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. Ю. Афанасьева, М.Ферро.- М.: Прогресс, 1989.-558 с.
  121. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. -СПб., 1990.-458 с.
  122. М. Маргинальная Россия // Дружба народов. М., 1998. -№ 2.-С. 139−151.
  123. JI.C. Основы общей психологии. М., 1946. — 179 с.
  124. Н.Г., Заверткина Е. Г. Динамика ценностных ориентаций студентов психологического вуза http: // www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/ number/4/
  125. .А. Молодежь и становление новой России // СОЦис. -1988. № 5. С.93−94.
  126. Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. № 4. — С. 18−23.
  127. Е.В. Маргинальность и преступность // Социол.исслед. -2000. № 4. С.43−47.Сеченов И. М. Избранные произведения. Т.1. — М.: АН СССР, 1952.-771 с.
  128. Е.В. Математические методы обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000.-350 с
  129. Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптивный ресурс // Социологические исследования. 2002. № 9. — С. 50−59.
  130. Словарь иностранных слов. М.: Политиздат, 1988. — 394 с.
  131. Современная американская социология / Под редакцией В. И. Добренькова М.: Издательство МГУ, 1994. — 296 с.
  132. Э.В. культура и личность. Л.: Наука, 1972. С.174−179.
  133. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Под ред. А.Согамонова. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  134. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975. — 230 с.
  135. Социальная траектория реформируемой России. Труды Новосибирской Экономико-социологической школы.- Новосибирск: Наука, 1999.-С. 149−167.
  136. Социальный облик современного западного общества. М.: Наука, 1993.- 223 с.
  137. Социология труда / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М.: Наука, 1993. — 185 с.
  138. Е. «Угрожает» ли нам появление «среднего класса»? / Знамя. 1990. № 10. — С. 192−196.
  139. Е. Маргиналы // В человеческом измерении. — М.: Политиздат, 1991.-С. 180−203.
  140. Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе // Рабочий класс и современный мир. 1989. -№ 4. — С. 142−155.
  141. Е. Маргиналы или Размышления на старую тему: «Что с нами происходит» // Знамя. 1989. № 10. — С. 133 — 162.
  142. Е. Новые элементы социальной структуры. / Коммунист.- 1990. № 5. С.30−41.
  143. Е. Социальная структура переходного общества (опыт инвентаризации)//Полис. 1994. № 4. — С. 87−96.
  144. Э. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология. Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1979. — С.90−112.
  145. П. Методы анализа ценностей и измерение ценностей // Материалы пятого советско-финского семинара. Доклады финских участников. -М., 1988.-С. 23−28.
  146. Типологическая диагностика и образование / Под ред. Е. П. Гусевой.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-215 с.
  147. У., Знанецкий Ф. Методологические заметки (1918) // Американская социологическая мысль. М., 1994.-343 с.
  148. У., Знанецкий Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке / Контексты современности. Хрестоматия. Пер. с анг. Казань: АБАК, 1998. -321 с.
  149. И.С. Городской образ жизни: теоретический аспект // Социологические исследования. 1995. № 1. — С. 131−134.
  150. С.Н. Современная социокультурная среда как ф психологический фактор развития ценностных ориентации личности: Дис. .канд. психол. наук. М., 2003. 200 с.
  151. Ф.С. Социология города. СПб-Уфа, 1997. — 139 с.
  152. Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Изд. д. «Бахрах-М, 2001. — 128 с.
  153. А. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. Ю. Афанасьева, М.Ферро. М.: Прогресс, 1989. — 558 с.
  154. К. А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии. // Общественные• науки за рубежом, РЖ серия 11 Социология, М.: ИНИОН РАН, 1992. № 2. — С. 70−83.
  155. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.
  156. К. Социальная маргинальность: За пределами принципа взаимности // Социология. 2003. № 3. — С. 90−93. Фромм Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992.-430 с.
  157. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.-488 с.• 171. Хлопьев А. Т. Трансформация социальной структуры российского общества // Социально-политический журнал. -1995. № 3. С. 24−37.
  158. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре // http: www.ooipro.ru
  159. Е.М., Шапинский В. А. Постановка и разработка проблемы культурной маргинальности теоретиками постмодернизма // Постмодернизм и культура. М., 1991. — С. 8−33.
  160. В.А. К вопросу о маргинальных источниках развития культуры // Альтернативность общественного развития. М., 1992. — С. 14−19.
  161. В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.08 / Инст-т философии. М., 1990. — 21 с.
  162. . Маргиналы и социализм / Рабочий класс и современный мир. 1990. № 6. — С. 152−171.
  163. Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т.З. № 3. — С. 137−147.
  164. Т. Социальная психология. Сокращ. пер. с англ. М.: Изд-во «Прогресс», 1969. 534 с.
  165. П. Социология социальных изменений.- М.: Аспект Пресс, 1996.-416 с.
  166. Н. Маргинальность как кризис идентичности // Социология: теория, методы, маркетинг. 2000. № 3. — С. 166−170.
  167. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С. 27−44.
  168. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии М., 1975.241 с.
  169. В.А. Социологические исследования. М., 1972. — 245 с.
  170. С.С. Проблематика субкультуры бедности в американской социологии // Социол. журнал. 1994. № 2. — С. 16−24.
  171. Antonovsky A. Toward a Pefinement of the «Marginal Man «Concept // Social Forces.- 1956. Vol. 35. — № 1. — P. 57−62.
  172. Billson J.M. No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday. International Review of Modern Sociology, 18 (Autumn). -1988.-P. 183−204.
  173. Culture Shock. Avader in modern cultural anthropology / Ed. by Ph. K.Bock. New York, 1970. 371 p.
  174. Glass R. Insiders-outsiders:The position of minority // New left rev. L., 1962.-№ 17.-P. 34−45.
  175. Gofdon M. Assimilation in American life. N.Y.: Oxford univ. press. -1934.-298 p.
  176. Goldberg M. A qualification of the Marginal Man Theory // Americanф Sociological Review. 1941. — Vol. 6. — № 1. — P. 52−58.
  177. Golovensky D. The Marginal Man Concept: An Analysis and Critique // Social Forces. 1952. — Vol. 30. — № 3. — P. 333−339.
  178. Herrick R. The paradox of marginality // Our sociological eye: Personal essays on soc. Culture. Port Washington (N/Y/): Alfred, 1977. — P. 67−77.
  179. Hughes E. Social change and status protest: An essay on the Marginal Man // Phylon-Atlanta, 1945. Vol.10. — № 1. — P. 59−65.
  180. Park R.E. Human migration and the marginal man // Amerikan Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33. № 6. — P. 879−893.
  181. Park R.E. Race and culture. Glencoe, III: The Free Press, 1950. — P. 355−376.
  182. Peter Z. Berger. Facing un to modernity. N.Y., 1977. — 91 p.
  183. Schopf R. Versuch einer Eingrenzung der Begriffs «Marginalisierung» //Marginalisierung im Sozialstaat: Beitr. Aus F., Gekeler G., Mitchell M. Et al.-Marburg: Verl. Arbeiterbewegung u. Gesellschaftswiss, 1986. 38 p.
  184. Stonequist E.V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. New York, Russell & Russell, 1961. -218 p.
  185. Vaskovics Laslo. Marginalitat // Worterbuch der Sociology. Heransgeben von Gunter Endruweit und Gisela Trommsclorf / Ferdinand Enke Verlag.- Stuttart.- 1989. Band 2.- 368 p.
  186. Veblen Th. The intellectual preminence of yens in modern Europe //Veblen Th. The portable Veblen.- N. Y, 1947.- 475 p.
  187. Wardwell Walter I. A marginal professional role: The chiropractor» Social Forces 1952.-P. 339−348.
  188. Wittermans T. and Krauss Y. Structural marginality and the social worth // Sociology and social research. Los Angeles, 1964. — Vol. 48, N 3 — P. 348−360.
  189. Worldwell W. Reduction of strain in marginal social role // American journal of sociology. 1955.- Vol. LXI.- P. 16−25.
  190. Wray D.E. Marginal man of Industry: The Foreman. // American journal of sociology, -Chicago, 1949. Vol.54, N4. P. 298−301.
Заполнить форму текущей работой