Личностные факторы профессиональной карьеры женщин в налоговой системе
Диссертация
Успешная профессиональная карьера и для женщин и для мужчин является важной составляющей их профессиональной деятельности, а" профессионализм является источником уверенности в себе. Однако, женщины видят в карьерном продвижении возможность самореализации и* самоутверждения, в то время как мужчины — ищут возможность приобретения свободы и власти. Кроме того, женщины стремятся к совмещению… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования профессиональной карьеры женщин
- 1. 1. Анализ теоретических проблем в исследованиях профессиональной карьеры в современной психолого-акмеологической литературе
- 1. 2. Изучение влияния тендерных различий на эффективность построения профессиональной карьеры женщин
- 1. 3. Налоговая система как карьерное пространство для профессионального продвижения женщин-руководителей
- 1. 4. Концептуальная схема исследования профессиональной карьеры женщин
- Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональной карьеры женщин в налоговой системе
- 2. 1. Методики и процедуры проведения исследования
- 2. 2. Результаты эмпирического исследования профессиональной карьеры женщин в налоговой системе
- 2. 2. 1. Сравнительный анализ личностных факторов женщин и мужчин и их влияние на успешность карьерного продвижения
- 2. 2. 2. Гендерные различия в представлениях о реализации успешной профессиональной карьеры
- 2. 2. 3. Взаимосвязь личностных факторов и карьерного успеха
- 2. 3. Развивающий тренинг профессиональной уверенности и особенности его проведения
Список литературы
- Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. 1996. № 6. — С.123−125.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Акмеология: методология, методы и технологии. /Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 232 с.
- Акмеология: методология, методы и технологии. /Под ред. А. А. Деркача М.: Изд-во РАГС, 1998. — 232 с.
- Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.- С.26−31.
- Алешина Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С.80−88.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. унт, 1968.-340 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование : Пер. с анг. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1. — 318 с.- Кн. 2.- 295 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
- Анисимов О.С. Методологический словарь. М.: РАГС, 2001. — 168 с.
- Анисимов О.С. Новое управленческое мышление : сущность и пути формирования. / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр- Российская академия кадрового обеспечения АПК. М.: Экономика, 1991.-352 с.
- Анисимов С.А. Методы акмеологического исследования: Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. — 100 с.
- Анисимов С.А. Проблемы информатизации в субъектах Российской Федерации // Проблемы информатизации. 1999. -№ 4. — С.20−25.
- Анисимов С.А. Психологические аспекты стимулирования труда российских чиновников // Сколько платить российскому чиновнику? Материалы «круглого стола». М., 2001. — С.22−24.
- Арефьева Т.К. Проблема женского лидерства // Социальная феминология: Межвузовский сборник научных статей. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1997. — С.41 -49.
- Арефьева Т.К. Проблема женского лидерства // Социальная феминология: Межвузовский сборник научных статей. Самара.: Из-во «Самарский ун-т», 1997. — С.41−49.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект-пресс, 1998. — 245 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 43 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности.: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
- Баскакова М.Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке * труда. М.: МЦГИ, 1998.- 60 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л.: Лениздат, 1992.- 399 с.
- Берн Ш. Тендерная психология. М.: «Олма-Пресс», 2001. — 318 с.
- Бодалев А.А., Рудкевич А. А. О содержательном наполнении понятия карьера и ее вариантах. М.: КВАНТ, 1997. — 180 с.
- Буткевич В.А. Психологические особенности личности женщины-руководителя: Дипломная работа. -СПб.: Санкт-Петербургский ун-т, факультет психологии, 2001. — 89 с.
- Вайнингер О. Пол и характер. М.: «Терра», 1991- 192 с.
- Визгина А.В., Пантелеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001.- № 3. -С.91−100.
- Виноградова Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии.- 1993. № 2. — С. 34−54.
- Виткин Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами). — СПб.: Питер, 1996. 376 с.
- Волкова Л. Женщина и карьера. СПб: Питер Паблишинг, 1997.- 288 с.
- Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. -2000. № 4. — С. 9−20.
- Воронина О. А Женщина и социализм: опыт феминистского анализа. / Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.: Наука, 1993. — С. 205−225.
- Воронина О.А. Введение в тендерные исследования. / Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96″. М.: Наука, 1997. — С. 29−35.
- Гаврилица О.А. Ролевой конфликт работающей женщины. Дис. канд. психол. наук. -М., 1989.- 210 с.
- Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998.-№ 4.- С.65−70.
- Гаджиева Р.Г. Динамика тендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности. Дис. канд. психол. наук. -М.:РАГС, 2000−184 с.
- Геодакян В.А. О структуре эволюционизирующих систем // Проблемы кибернетики. -М.: Речь, 1989. 265 с.
- Гончаров Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих. Дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1997 -164 с.
- Государственная служба в России: диалог с обществом. /Ред. B.C. Комаровский. М.: РАГС, 1998. — 195 с.
- Григорьева Т.Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления. Дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 2001 — 163 с.
- Гурко Т.А. Гендерная социология // Социология в России. М.: 1996. -С. 169−194.
- Гусева А.С. Конкурентоспособность государственного служащего как условие успешной карьеры. / Служебная карьера. Под ред. Охотского Е. В. М.: Из-во „Экономист“, 1998 — С. 74−93.
- Гусева А.С., Деркач А. А., Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: Агентство „Квант“, 1997. — 299 с.
- Гусева А.С., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ. Консультативная помощь. Тренинг. М.: РАГС, 1997.- 250 с.
- Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 538с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие» человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000.- 536с.
- Деркач А.А., Дьяков В. М. Психологические характеристики госслужащих регионального управления и их личностно профессиональное развитие / Психология профессиональной деятельности кадров госслужбы. — М.: РАГС, 1996. 237с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.- 32 с.
- Деркач А.А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Психодиагностика и акмеография. -Воронеж: ВФ РАГС, 1997. -191 с.
- Деркач А.А., Орбан Л. С. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС, 1995.-206 с.
- Деркач А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993. — 75 с.
- Дьякова В.В. Стереотипы восприятия государственных служащих в современном российском обществе. Дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1996.-143 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2002. — 336 с.
- Женщина, тендер, культура. / Отв. ред. З. А. Хоткина, H.JI. Пушкарева, Е. И. Трофимова. М.: МЦГИ, 1998.- 367 с.
- Жорникова Е.Н. Непрерывное образование как система сопровождения профессиональной карьеры женщин // Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования. М.: РАГС, 2002. — 254 с.
- Жорникова Е.Н., Сокор Е. М. Проблема ролевого конфликта карьерно-ориентированных женщин в современном обществе // Акмеология.2003.-№ 1. С.95−98.
- Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект). Дис. канд. психол. наук. СПб., 1998, — 312 с.
- Зазыкин В.Г. Психология проницательности. М.: РАГС, 2001. — 130 с.
- Захарова И.Н. Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению: Сборник статей. М.: Академия общ. наук, 1997. — 185 с.
- Здравомыслова Е.А., Темкина А. А. Социальная конструкция тендера и тендерная система в России / Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96″ М., 1997.- С. 84−89.
- Иванцевич Д.И., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом.- М.: Дело, 1993.- 304 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. — 543 с.
- Индиенко А.Н. Личностно-мотивационные факторы успешных продавцов: Дипломная работа. СПбГУ.: Санкт-Петербургский ун-т, факультет психологии, 2001. — 93 с.
- Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М.: Пресс, 1995.- 150 с.
- Канапьянова P.M. Женщина на госслужбе: современная политика и перспективы. -М.: РАГС, 1996. 194 с.
- Кибанов А.Д. Основы управления персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 1998. — 511 с.
- Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. М.: Изд-во Преображение, 1996. — 154 с.
- Клименкова Т.А. Секс и тендер. / Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям „Валдай-96″. -М., 1997.-С. 35−42.
- Климов Е.А. Психология профессионализма. М.: Изд-во „Ин-т практ. психол.“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. — 400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Просвещение, 1994. 509 с.
- Козмецки Р. Женщина и бизнес. СПб.: Лениздат, 1992. — 86 с.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1981. — С. 86−107.
- Кон И. С. Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. -М.: Олимп, 1998.-265 с.
- Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2000.- 564 с.
- Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1996. — 352 с.
- Кричевский Р.Л. Лидерство и руководство. Терминологические уточнения // Очерки организационной психологии. — Воронеж, 1998. -С.46−64.
- Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. — 115 с.
- Лаптев В.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка: Монография. М., 1994. — 242 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 684 с.
- Марасанов Г. И. Личностно-профессиональное становление государственного служащего как объект исследования // Проблемы психологии развития. М.: РАГС, 2000. — С. 151−154.
- Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления. Дисс. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1995. — 201 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. 4-е изд., исп. и доп. — М.: Когито-Центр, 2001. — 250 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.-308 с.
- Мащенко Е.Б. Особенности личности и ценностные ориентации лиц пожилого и преклонного возраста: Дипломная работа. — СПб.: Санкт-Петербургский ун-т, факультет психологии, 2001. — 86 с.
- Митина О. В. Женское тендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. -1999. -№ 3.- С. 36−43.
- Могилевкин Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих: Дисс. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1998.- 146 с.
- Молл Е. Управленческая карьера в России / Проблемы теории и практики в управления. -1996. -№ 6.- С.85−91.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. JI.: Наука, 1983. — 240 с.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 508 с.
- Никитина Е.Н. Личность. Карьера. Успех. СПб.: Питер, 1996. — 607 с.
- Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие.Ч.1/ Под. общей ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2000.- 276 с.
- Огнев А.С. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. Воронеж: Изд-во Воронежского гуманитарного института, 1997. — 336 с.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.-522 с.
- Панасюк А.Ю. Система повышение квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высш. Шк., 1991. — 78 с.
- Пеньков А.И. Изучение ценностных ориентаций // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 2000. — С.49−50.
- Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования.М.: Аспект Пресс, 2001.- 606 с.
- Петровская Л.А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. — С. 50−59.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216 с.
- Поголыиа В.М. Личное влияние и полоролевой стереотип // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: Питер, 1997. С.132−133.
- Поголыиа В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния: Автореф. дис. канд.наук. СПб., 1998. — 215 с.
- Поляков В.А. Технология карьеры М.: Дело, 1995. 125 с.
- Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. — № 2 — С. 35−41.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Индустриализация социальной психологии., СПб.: Питер, 1997. 184 с.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. -СПб.: Речь, 2000.-435 с.
- Психологический словарь / Под ред В. П. Зинчеко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика- Пресс, 1990. — 440 с.
- Раковская О.А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин// Тендерные аспекты социальной трансформации. -М., 1996. -С.58−73.
- Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-288 с.
- Рековская И.Ф. Женщина перед лицом перемен // Социологические исследования в России. Вып. 2.- М., 1993. 246 с.
- Романов В.Л. Особенности карьерного процесса в системе государственной службы / Служебная карьера. Под ред. Охотского Е.В.- М.: Из-во „Экономист“, 1998. С. 29−50.
- Роузнер Дж. Женщина в директорском кресле // Вы и мы. 1995. -№ 5. — С.7−8.
- ИЗ. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-485 с.- Т. 2. 322 с.
- Рубинштейн С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-414 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс — Универс, 2000.-376 с.
- Рябов О. Женщина и женственность в философии Серебряного века. -Иваново, 1997.- 159 с.
- Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере. Дис. канд. психолог, наук. СПб., 1999. — 212 с.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. 215 с.
- Семенов И.Н. Системный подход к организации продуктивного мышления // исследование проблем психологии творчества. М., 1983. -С. 27−61.
- Силласте Г. Г. Тендерные исследования: размышления участника международного семинара // Социологические исследования. 1992.-№ 6.- С.45−49.
- Синягин Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. -Ульяновск, 1995. 112 с.
- Словарь практического психолога / Сот. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
- Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. /Отв. ред. Крымский С. Б. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
- Служебная карьера / Под редакцией Охотского Е. В. М.: Из-во „Экономист“, 1998. — 302 с.
- Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: Тренинг сензитивности. СПб.: Питер, 2001. — 256 с.
- Тарасова Е.А. Особенности профессиональной компетентности государственных служащих в разрешении межличностных конфликтовс учетом тендерных различий. Дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 2002.- 189 с.
- Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998.-№ 1.- С.37−46.
- Укке Ю.В. Разработка психологической проблемы профессиональной ориентации в США // Вопросы психологии. 1971. -№ 1. — С. 56−68.
- Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001.-360 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.
- Фромм Э. Мужчина и женщина. -М.:АСТ, 1998. 509 с.
- Ходырева Н.В. Понятие „гендер“ в психологии // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: Питер, 1997. — С.46−47.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: „КСП+“, 1997. — 591 с.
- Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европ. ин-т психоанализа, 1993. — 222 с.
- Хоткина З.А. Тендерные аспекты безработицы в системе социальной защиты населения// Тендерные аспекты социальной трансформации. -1996. С.74−83.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.606 с.
- Чернобровкина А.В. Тендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности. Дис. канд. психол. наук. М.: Ml И У, 2000.- 194 с.
- Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешной деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. 1999. -№ 3. — С.81−92.
- Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М.: Пресс, 1993. -240 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992. — 716 с.
- Юферева Т.Н. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 84−90.
- Яккока Л. Карьера менеджера. М.: Пресс, 1990.- 413 с.
- Adler S. Personality and work behaviour: exploring the linkages. Applied
- Allport G.W. Personality: a psychological interpretation. N-Y, 1937. -328 p.
- Anastasi A. Psychological testing, 6th edn. N-Y, 1950. — 435 p.
- Anseshensel C.S. Marital and employment role-strain, social support, and depression among adult women // S.E. Hobfoll (ed.) Stress, social support, and women.- N-Y, Hemisphere, 1986.- Pp. 99−114.
- Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiologic functioning. In R. Scwarzer (Ed.). Washington, D.C.: Hemisphere, 1992. — 240 p.
- Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. New York: Cambridge, 1995. — 425 p.
- Barrick M. & Mount M. The Big Five persoality dimensions and jop perfomance: a meta-analysis. Personnel Psychology 44,1991. Pp. 1−26.
- Bern S.L. Androgyny vs. The tight litlle lives of fluffy women and chesty men // Psychology Today, 1975, Septemder. Pp.59−62.
- Bern S.L. Gender schema theory: a cognitive account of sex typing, 1981. -551 p.
- Breedlove С., Cicirelly V. Women’s Fear of Success in Relation to Personal Characteristics and Type of Occupation // J. of Psychology, 1974, v.86. Pp. 151−167.
- Costa P.T., JR., & McCrae R.R. NEO-PI-R: Professional Manual. Odessa. Fla.: Psychological Assessment Resources, 1992. — 437 p.
- Crosby F.J. Juggling: the unexpected advantages of balancing career and home for women and their families. N-Y.: Free Press, 1991. — 324 p.
- Deaux K. Sex and gender//Annual Review of Psychology, 1985. № 6. -Pp. 49−81.
- Doyle J.A. The male experience. Dubuque. IA: Wm. C. Brown, 1983. -191 p.
- Dworkin A. and MacKinnon C. Pornography and Civil Rights: a New Day for Women’s Equality. Minneapolis. MN, Organizing Against Pornography, 1988.- 376 p.
- Dworkin A. Pornograhpy and Male Supremacy. In: Gender, Race and Class in Media. Eds G. Dines and J.Humez. — London, Sage Pulications, 1995.-347 p.
- Eagly A.C., Johnson B.T. Involment and Persuasion: types, tradition and evidence // Psychol. Bulletin, 1990. 107 p.
- Feminist Legal Theory/Readings in Law and Gender. Eds K. Bartlet and R.Kennedy. Boulder etc. -Westview Press, 1991. 287 p.
- Grant J. The proactive personality scaie and objective job performance among real estate agents.- Journal of Applied Psychology, 1995.- 472 p.
- Hall D. Career development in organization. San-Fransisco.: Jossey — Bas, London, 1986. — 366 p.
- Horney K. Feminine psychology. New York.: Norton, 1964.- 327 p.
- Itzin С. A Legal Definition of Pornography. In: Pornography: Women Violence and Civil Liberties. A radical New View. Ed. by Catherine Itzin. -Oxford Univ.: Press, 1992. — 156 p.
- Kelley H. H. Attribution Theory in Social Psychology. In: Nebraska Symposium on Motivation. — Lincoln, 1967. 258 p.
- Lauretis T. de. Technologies of Gender. Bloomington, 1987. — 198 p.
- Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences.-Oxford, 1975.-428 p.
- Mangione G. Differential consequences provided by mothers and fathers for their sons and daughters // Development Psychology, 1975.- № 11.- Pp. 537−538.
- McLure G.T. Collese bound girls and science carecas: percoption of. barriers and facilitating factors // Journal of Vocational Behavior, 1978.1. Vol.12 — № 1.-Pp. 172−183.
- Mead M. Sex and Temperament in three Primitive Societies. -N-Y, 1935. Pp. 278−280.
- Noddings N. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Edu- cation. -Berkley, 1984.-276 p.
- Raymark P., Schmidt M. And Guion R. Identifying potetially useful personality constructs for emplovee selection.- Personnel Psychology 50, 1997.- 720 p.
- Rodin J. & Ickovics J., Women’s health: Review and research agenda as we approach the 21th century // American Psychologist, 1990, v.45. Pp. 1018−1034.
- Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 80, 1966. — №.609.- Pp. 5689.
- Super D.E. The psychology of career. New York. — Evanston: Harper & Row., 1957.-362 p.
- Super D.E., Martin S., Bohn J. Occupational psuchology. Tavistok Publication Ltd, London, 1971. — 356 p.
- Susan M. Easton. The problem of pornography: regulation and the right to the free speech. London. -N- Y.: Routledge, 1994.- 321 p.
- Takacs C. Enjoy your gifted child. N-., 1986. 256 p.
- Tuttle L. Encyclopedia of feminism. -N- Y.: Oxford, 1986.- 234 p.
- Unger R.K. Impertect reflections of reality: Psychology constructs of gender. New Haven, 1990. — 154 p.
- Women’s Studies Encyclopedia. Ed. H.Tierney. N-Y, 1991.- 254 p. иложения
- Полоролевые характеристики женщины, обусловливающие ее ориентацию на семейную или профессиональную сферусамореализации.
- Тип Маскулинность Феминин-ность Приоритетная сфера самореализации Степень выраженности ролевого конфликта
- Маскулинный высокая низкая Профессиональная низкая, успешны в совмещении профессиональной и семейной сфер
- Фемининный низкая высокая Семейная высокая, затруднен процесс выбора приоритетной сферы самореал изаци и
- Андро-гннный высокая высокая Профессиональная низкая, успешны в совмещении профессиональной и семейной сфер
- Методика Сандры Бем (BSRI)
- Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых обследуемый отвечает „да“ или „нет“, оценивая тем самым наличие или4отсутствие у себя названных качеств (А.А. Реан, 1999).
- При обработки результатов определяются показатели фемининности (F), маскулинности (М) и степени андрогинности в соответствии со следующими формулами:
- Анкета по выявлению приоритетности мотивов карьеры (авторская разработка)
- Профессиональное самоопределение1. Повышение квалификации
- Удовлетворенность от профессиональной деятельности
- Материальное благосостояние1. Стремление к власти
- D Стаж административной работы
- Интеллектуальная самостоятельность
- Профессиональная и личностная самореализация
- DСтремление доказать свою состоятельность в жизни
- Проективная методика „Незаконченные предложения“ (авторская разработка)
- Инструкция: на бланке теста необходимо закончить предложенияодним или несколькими словами. Пожалуйста, постарайтесь в своихответах не подстраиваться под воображаемые социальные требования, отвечайте так, как считаете лично Вы.1 .Карьера для меня это .
- Неудача в карьере для меня это .
- Личная жизнь для меня это .4. Моя работа мне дает.
- Профессионализм для меня это .6. Риск для меня это .
- Самореализация для меня это .
- В первую очередь мужчина руководитель должен быть. женщина руководитель должна быть .
- Ответы при заполнении предложений могут носить позитивное, негативное или безразличное отношение. Часть ответов бывают формального характера.
- Результаты статистической обработки группы женщин высшего управленческого уровня (Ж1)
- Показатели Кол-во испыт-х Минима льное значение Максима льное значение Стандар тное отклоне ние Среднее значение
- Самоэффективность в деятельности 54 7,4 8,7 1Д 8,2
- Самоэффективность в общении 54 8,4 10 1,4 9,1
- Общая интернальность 54 30 42 1,9 36,2
- Интернальность в достижениях 54 6 15 1,5 10,6
- Интерн-сть в произв. отношениях 54 4 14 1,9 7,4
- Нейротизм 54 29 44 2,4 35,9
- Экстраверсия 54 36 55 2,8 44,4
- Открытость новому опыту 54 29 52 4,1 40,3
- Сознательность 54 42 56 4,6 49,9
- Доброжелательность 54 40 58 4,3 48,9
- Уровень андрогинности 54 -0,5 0,4 0,01 -0,2
- Результаты статистической обработки группы женщин среднего управленческого уровня (Ж2)
- Показатели Кол-во испыт-х Минима льное значение Максима льное значение Стандартное отклонение Среднее значение
- Самоэффективность в деятельности 117 6,4 190 0,9 7,9
- Самоэффективность в общении 117 5,4 10 1,2 7,5
- Общая интернальность 117 20 44 2,8 33,1
- Интернальность в достижениях 117 6 15 2,7 10,2
- Интерн-сть в произв. отношениях 117 3 11 1,6 6,8
- Нейротизм 117 27 52 3,8 33,8
- Экстраверсия 117 23 51 4,1 41,4
- Открытость новому опыту 117 34 48 1,2 40,6
- Сознательность 117 24 54 5,3 42,4
- Доброжелательность 117 26 51 3,1 44,9
- Уровень андрогинности 117 -0,05 0,4 0,01 0,1
- Результаты статистической обработки группы мужчин высшего управленческого уровня (Ml)
- Показатели Кол-во испыт-х Минималь ное значение Максимал ьное значение Стандартное отклонение Среднее значение
- Самоэффективность в деятельности 28 7,2 9,7 1,2 8,3
- Самоэффективность в общении 28 5,7 9,8 0,8 7,8
- Общая интернальность 28 31 46 4,1 38
- Интернальность в достижениях 28 8 15 1,7 10,7
- Интерн-сть в произв. отношениях 28 4 11 1,5 6,3
- Нейротизм 28 17 30 5,2 24,2
- Экстраверсия 28 33 49 4,6 40,9
- Открытость новому опыту 28 30 47 3,8 40,6
- Сознательность 28 36 48 3,1 42,9
- Доброжелательность 28 40 49 1,8 43,2
- Уровень андрогиности 28 -0,5 -0,1 0,01 -0,3
- Результаты статистической обработки группы мужчин среднего управленческого уровня (М2)
- Показатели Кол-во испыт-х Минималь ное значение Максималь ное значение Стандар тное отклоне ние Среднее значение
- Самоэффективность в деятельности 33 7,7 8,6 0,2 7,9
- Самоэффективность в общении 33 6,8 8,4 0,7 7,2
- Общая интернальность 33 28 48 5,2 34,7
- Интернальность в достижениях 33 5 11 1Д 9,2
- Интерн-сть в произв. отношениях 33 4 7 0,3 5,9
- Нейротизм 33 17 29 2,1 22,7
- Экстраверсия 33 26 40 3,4 36,1
- Открытость новому опыту 33 34 46 2,6 40,9
- Сознательность 33 37 49 2,3 42,1
- Доброжелательность 33 36 50 2,1 43,1
- Уровень андрогинности 33 -0,5 0,2 0,02 -0,3
- Самоэффективность 1,1 1,2 8,2 8,3 54 28 1,30 незначимо при р<0,01 В деятельности незначимо при р<0,05
- Самоэффективность 1,4 0,8 9,1 7,8 54 28 2,34 значимо при р<0,01 В общении значимо при р<0,05
- Общая 1,9 4,1 36,2 38 54 28 2,70 значимо при р<0,01интернальность значимо при р<0,05
- Интернальность 1,5 1,7 10,6 10,7 54 28 1,45 незначимо при р<0,01 В достижениях незначимо при р<0,05
- Интерн-сть в 1,9 1,5 7,4 6,3 54 28 1,12 незначимо при р<0,01произв. отношениях незначимо при р<0,05
- Нейротизм 2,4 5,2 35,9 24,2 54 28 8,78 значимо при р<0,01значимо при р<0,05
- Экстраверсия 2,8 4,6 44,4 40,9 54 28 5,22 значимо при р<0,01значимо при р<0,05
- Открытость 4,1 3,8 40,3 40,6 54 28 1,66 незначимо при р<0,01новому опыту незначимо при р<0,05
- Сознательность 4,6 3,1 49,9 42,9 54 28 2,70 значимо при р<0,01значимо при р<0,05
- Доброжела- 4,3 1,8 48,9 43,2 54 28 2,97 значимо при р<0,01тельность значимо при р<0,05
- Уровень 0,01 0,01 -0,2 -0,3 54 28 1,93 незначимо при р<0,01андрогинности значимо прир<0,05
- Сравнение средних показателей результатов исследованияпо F-критериюв группах женщин (Ж2) и мужчин (М2) среднего управленческогоуровня
- Стандартные отклонения Средние значения Кол-во испытуемых F-крит ерий Уровни значимости различий в средних значениях показателей1. Ж2 М2 Ж2 М2 Ж2 М2
- Самоэффективность в деятельности 0,9 1,2 7,9 7,9 117 33 2,73 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Самоэффективность в общении 1,2 0,7 7,5 7,2 117 33 4,20 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Общая интернальность 2,8 5,2 33,1 34,7 117 33 1,58 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Интернальность в достижениях 2,7 1,1 10,2 9,2 117 33 1,72 незначимо при р<0,01значимо при р< 0,05
- Интерн-сть в произв. отношен. 1,6 1,3 6,8 5,9 117 33 2,23 значимо при р<0,01значимо при р<0,05
- Нейротизм 3,8 3,1 33,8 22,7 117 33 2,37 значимо при р<0,01значимо при р<0,05
- Экстраверсия 4,1 3,4 41,4 36,1 117 33 2,43 значимо при р<0,01значимо при р<0,05
- Открытость новому опыту 1,2 2,6 40,6 40,9 117 33 1,20 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Сознательность 5,3 2,3 42,4 42,1 117 33 1,50 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Доброжелательность 3,1 2,1 44,9 43,1 117 33 1,13 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Уровень андрогинности 0,01 0,02 0,1 -0,3 117 33 4,27 значимо при р<0,01значимо при р<0,05
- Сравнение средних показателей результатов исследованияпо F-критериюв группах женщин высшего (Ж1) и среднего (Ж2) управленческогоуровня
- Стандартные Средние Кол-во F- Уровниотклонения значения испыту- кри значимостиемых тери различий в средних
- Ж1 Ж2 Ж1 Ж2 Ж 1 Ж2 й значениях показателей
- Самоэффективность 1,1 0,9 8,2 7,9 54 117 2,73 значимо при р<0,01 В деятельности значимо при р<0,05
- Самоэффективность 1,4 1,2 9,1 7,5 54 117 4,20 значимо при р<0,01 В общении значимо при р<0,05
- Общая 1,9 2,8 36,2 33,1 54 117 1,02 незначимо при р<0,01интернальность незначимо при р<0,05
- Интернальность 1,5 2,7 10,6 10,2 54 117 1,50 незначимо при р<0,01 В достижениях незначимо при р<0,05
- Интерн-сть в 1,9 1,6 7,4 6,8 54 117 3,09 значимо при р<0,01произв. отношен. значимо при р<0,05
- Нейротизм 2,4 3,8 35,9 33,8 54 117 1,15 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Экстраверсия 2,8 4,1 44,4 41,4 54 117 1,04 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Открытость 4,1 2,2 40,3 40,6 54 117 1,30 незначимо при р<0,01новому опыту незначимо при р<0,05
- Сознательность 4,6 5,3 49,9 42,4 54 117 1,65 значимо прир<0,01значимо при р<0,05
- Доброжела- 4,3 3,1 48,9 44,9 54 117 4,25 значимо при р<0,01тельность значимо при р<0,05
- Уровень 0,01 0,01 -0,2 0,1 54 117 2,42 значимо при р<0,01андрогинности значимо при р<0,05
- Сравнение средних показателей результатов исследованияпо F-критериюв группах мужчин высшего (Ml) и среднего (М2) управленческогоуровня
- Стандарт- Средние Кол-во F- Уровни значимостиные значения испыту- крит различий в среднихотклонения емых ерии значенияхпоказателей1. Ml М2 Ml М2 Ml М2
- Самоэффективность 1,2 0,9 8,3 7,9 28 33 1,98 значимо при р<0,01 В деятельности значимо при р<0,05
- Самоэффективность 0,8 0,7 7,8 7,2 28 33 1,47 незначимо при р<0,01 В общении значимо при р<0,05
- Общая 4,1 5,2 38 34,7 28 33 1,37 незначимо при р<0,01интернальность незначимо при р<0,05
- Интернальность 1,7 1,1 10,7 9,2 28 33 2,71 значимо при р<0,01 В достижениях значимо при р<0,05
- Интерн-сть 1,5 1,3 6,3 5,9 28 33 1,76 незначимо при р<0,01 В произв. отношениях незначимо при р<0,05
- Нейротизм 5,2 3,1 24,2 22,7 28 33 1,29 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Экстраверсия 4,6 3,4 40,9 36,1 28 33 2,14 незначимо при р<0,01значимо прир<0,05
- Открытость 3,8 2,6 40,6 40,9 28 33 1,52 незначимо при р<0,01новому опыту незначимо при р<0,05
- Сознательность 3,1 2,3 42,9 42,1 28 33 1,13 незначимо при р<0,01незначимо при р<0,05
- Доброжела- 1,8 2,1 43,2 43,1 28 33 Ml незначимо при р<0,01тельность незначимо при р<0,05
- Уровень 0,01 0,02 -0,3 -0,3 28 33 1 незначимо при р<0,01андрогинности незначимо при р<0,05
- Результаты корреляционного анализа группы женщин высшего и среднего управленческого уровня (Ж1Ж2)
- Со Сд Ио Ид Ип N Е О С, А Андр.
- Со, 4945 3358 3548, 2583 3482, 7981, 7581 V4581
- Сд, 4945, 5812, 8381, 7381 -, 4581 3183, 2358, 7534 3841
- Ио да, 5812, 5013, 6934 -J514 3541, 6948 358 -3942
- Ид 3548, 8381, 5013, 6842, 2581, 4831
- Ип, 2583, 7381, 6934, 6842 -^281, 2123 3845
- N 3482 -, 4581 >3514 -, 3281, 4381 -3341 -3451 -3541 -, 4581
- Е, 7981 3183 3541, 2581, 2123, 4381 3481 3841, 7584 -35 211. О, 2358 -3341 3481
- С, 7534, 6948, 4831, 5845 -?451 3841 3851 -, 4832
- А, 7581, 2458 -J541, 7584 3851 -3481
- Андр. V4581, 5841 -3942 -У4581 -3521 -/4832 -3481
- В таблицу включены только статистически достоверные (р<0,01) корреляционные связи. Выделенным шрифтом обозначены обратные корреляционные связи междуфакторами.
- Результаты корреляционного анализа группы мужчин высшего и среднего управленческого уровня (М1М2)
- Со Сд Ио Ид Ип N Е О С, А Андр.
- Со -, 3235 3551, 4675 3564 -2458 3873, 7421 -2427
- Сд -?235 3124, 7681, 6783 -?343, 4398 3058, 6983 3349
- Ио 3551 3124, 6124 3789 -2514 3831, 7403 3564 3452
- Ид, 4675, 7681, 6124 3762 3241 3142
- Ип 3564, 6783 3789 3762 -2881 3276, 6418
- N, 2458 -, 5343 -2514 -, 2881 -, 4231 -2976 -?237
- Е да, 4398 3831 3241 3276 3502, 2376, 6892 -28 091. О 3058 -, 4231 3502
- С, 6983, 7403 3142, 6418, 2376, 4231 -?204
- А, 7421 3564 -2976, 6892, 4231 •У4237
- Андр -?427 3349 3452 -?237 -2809 →5.20* -4237
- В таблицу включены только статистически достоверные (р<0,01) корреляционные связи. Выделенным шрифтом обозначены обратные корреляционные связи междуфакторами.
- Программа тренинга: „Тренинг профессиональной уверенности“ (для руководителей высшего и среднего управленческого уровня)1. ПЕРВЫЙ БЛОК ЗАНЯТИЯ
- Уверенное поведение в профессиональной сфере
- Цель: развитие навыков дифференциации уверенного, неуверенного и агрессивного поведения, формирование навыков уверенного поведения.
- Первоначальная когнитивная переработка проблемы „Уверенность в себе/ Неуверенность/ Агрессивность“.
- Блок начинается фазой разогрева, которая „дает ход“ коммуникациям, повышает уровень доверия друг другу. Содержанием коммуникаций с самого начала служит уверенность поведения.
- Каждый член группы сообщает своему соседу наиболее важные сведения о себе: имя (может быть), область интересов и тому подобное (то, что значимо только для него).
- Прежде чем изучать навыки уверенного поведения, необходимо понять суть уверенности в себе. Данное упражнение поможет участникам тренинга отличить уверенность от неуверенности и агрессивности.
- Ситуации из профессиональной сферы участников тренинга (перечисленные ситуации могут быть изменены):
- Вас не устраивает Ваша зарплата и Вы говорите.
- Вам нужно два дня отпуска за свой счет, чтобы вылечить зубы, Вы говорите.
- Во время совещания Вас часто перебивает председательствующий, Вы говорите .
- Вы начальник отдела. Ваш подчиненный допускает в своей работе целый ряд ошибок. Вы говорите ему .
- На заседании у начальника отдела, где присутствуют восемь мужчин и одна женщина, председательствующий просит Вас (женщину) вести протокол. Вы отвечаете .
- Будучи сотрудником отдела, Вы замечаете, что Вы практически в одиночку выполняете основную часть работы всего отдела. Вы говорите .
- Руководитель Вашей налоговой инспекции разослал письмо, в котором требует от всех сотрудников запрашивать разрешения на служебные междугородние разговоры. Вы отвечаете на это .
- Начальник Вашего отдела очень жестко „наезжает“ на Вас по поводу Вашей работы. На это Вы отвечаете .
- Приняв участие в отдельных ролевых ситуациях каждый участник должен проследить за тем, что ему внутренне мешает или помогает вести себя уверенно или что заставляет агрессировать.
- Для самостоятельной работы участникам тренинга раздается „Руководство по успешному уверенному поведению“ (приложение 6.1).1. ВТОРОЙ БЛОК ЗАНЯТИЯ
- Коммуникативная культура руководителя Цель: освоение психотехнологий успешных коммуникаций, преодоление барьеров в общении.
- Понятие коммуникативной культуры, ее основные слагаемые. Факторы, определяющие эффективность коммуникативной культуры. Внешние и внутренние барьеры непонимания в общении и их преодоление. Саботажники общения. Активное восприятие.
- Психотехнология эффективных переговоров Цель: формирование практических навыков эффективного ведения переговоров (в том числе телефонных переговоров).
- Имидж руководителя Цель: формирование эффективного имиджа и освоение навыков публичных выступлений.
- Понятие имиджа руководителя. Основные технологии самопрезентации. Особенности эффективного имиджа. Роль голоса, его структура и качество.
- Получить опыт публичного выступления и конструктивную обратную связь. Увидеть и услышать себя со стороны.1. ПЯТЫЙ БЛОК ЗАНЯТИЯ
- Методы разрешения конфликтов Цель: формирование навыков по разрешению конфликтных ситуаций.
- Руководство по успешному уверенному поведению
- Если Вы хотите в чем-либо отказать другому, скажите ему ясно и однозначно „нет" — объясните, почему Вы отказываете, однако, не извиняйтесь слишком долго.
- Отвечайте без паузы — так быстро, как только это вообще возможно.
- Настаивайте на том, чтобы с Вами говорили честно и откровенно.
- Просите пояснить, почему Вас просят о чем-либо, чего Вы не хотите делать.
- Смотрите на человека, с которым Вы говорите. Следите за его вербальным поведением: есть ли какие-либо признаки неуверенности в поведении партнера .
- Если Вы злитесь, то дайте понять, что это касаетсяповедения партнера и не затрагивает его или ее как личность.
- Контрмеры против недобросовестных приемов при переговорах
- Пропускайте некоторые враждебные замечания мимо1. Задайте вопрос
- Используйте враждебные замечания в положительных целях1. Записывайте сказанное
- Раскройте их тактику, показав им, что вы поняли ее
- Попросите их изложить то же самое позитивно1. Говорите спокойно1. Прибегайте к юмору1. Меняйте направление
- Согласитесь обсудить это позднее1. Попросите перерыв
- Покажите мне, почему это справедливо“
- Пожалуйста повторите, как вы услышали мои слова“
- Можем мы обсудить это наедине»
- Техника поведения в конфликте
- Приспособление выигрыш-проигрыш
- Сотрудничество выигрыш-проигрыш1. Компромисс обмен
- Избежание уступки-проигрыш1. Конфронтацияпроигрыш-выигрыш1. Низкая
- Склонность к «Напористости «1. Высокая
- Правила бесконфликтного общения
- Сравнение показателей самоэффективности в деятельности (Сд) самоэффективности в общении (Со) участников тренинга (до и после проведения тренинга)
- Сравнение показателей «Большой пятерки» участников тренинга (до и после проведения тренинга)
- Сравнение средних показателей самоэффективности и показателей «Большой пятерки» по F-критерию участников тренинга (до и после его проведения)
- Стандартные отклонения Средние значения Количество испытуемых F-критерийдо тренинга после тренинга до тренинга после тренинга до тренинга после тренинга
- Сд 0,6 0,9 7,4 8,1 12 12 1,61
- Со 0,5 0,7 7,8 8,5 12 12 1,03
- N 0,9 1,6 26,6 24,1 12 12 3,71
- Е 1,4 1,8 37,8 41,4 12 12 4,53
- О 0,9 1,4 35,6 35,9 12 12 0,62
- С 1,3 1,9 42,3 45,8 12 12 1,14
- А 0,6 1,1 42,4 46,0 12 12 2,45
- Выделенным шрифтом отмечены показатели, по которым обнаружены достоверно значимые различия (р<0,01 ир<0,05) по F-критерию
- Динамика уровня самоэффективности в общении (Со) участников тренинга (до и после его проведения)
- Со до проведения тренинга —Со после проведения тренинга1. Рис. 8
- Динамика показателей самоэффективности в деятельности (Сд) участников тренинга (до и послеего проведения)
- Сд до проведения тренинга ¦ Сд после проведения тренинга1. Рис. 940 35 30 25 20 15 10 5 0
- Динамика уровня нейротизма (N) участников тренинга (до и после его проведения)