Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое обеспечение управленческой деятельности директора инновационной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Саморазвитие личности руководителя. Это направление предполагает постоянную работу руководителя над собой, совершенствование умения адекватно оценивать положительные и отрицательные качества своей личности, развитие способности к профессиональному самосовершенствованию, самовоспитанию и самоуправлению. Необходимая для этого психологическая информация собирается с помощью методов самодиагностики… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Общая характеристика управления и управленческой деятельности, функции и принципы управления
    • 1. 2. Проблема управления в научной литературе
    • 1. 3. Специфика управленческой деятельности директора инновационной школы
    • 1. 4. Характеристика и структура управления инновационной гимназии
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Понятие о психологическом обеспечении и психологической информации
    • 2. 2. Роль психологической службы в информационном обеспечении управленческой деятельности
    • 2. 3. Психологическая информация и совершенствование социально-психологического климата коллектива
    • 2. 4. Обеспечение реализации психологической модели личности выпускника гимназии
    • 2. 5. Психологическое обеспечение саморазвития личности руководителя
    • 2. 6. Выводы
  • Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ
    • 3. 1. Задачи, методики и организация исследования
    • 3. 2. Динамика умственного развития учащихся
    • 3. 3. Развитие личностной сферы учащихся
    • 3. 4. Выводы

Психологическое обеспечение управленческой деятельности директора инновационной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические реформы и перестроечные процессы, которые происходят в настоящее время в жизни нашего общества, вызывают серьезные изменения в содержании и деятельности всех социальных институтов, в том числе и в системе среднего образования. Сегодняшняя средняя школа освобождается от излишней авторитарности, косности, идеологических штампов и становится более демократичной, гуманной, относительно свободной в решении организационных, методических и образовательных задач.

Многие школы переходят на инновационный путь развития, внедряют новые модели обучения, ведут большую поисковую и экспериментальную работу. В связи с этим происходит существенная перестройка учебных планов и программ, вводятся новые предметы и обучающие технологии, соответствующие современным образовательным стандартам. Все указанные изменения, происходящие в системе образования, требуют не только пересмотра привычных форм и методов обучения, сложившихся стереотипов организации учебно-познавательной деятельности учащегося, но и совершенствования внутришко-льного управления, всестороннего психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя школы.

Актуальность выбранной темы исследования определяется непосредственными запросами практики организации управления в современной инновационной школе. Значительное усложнение и модификация задач и функций, решаемых и выполняемых директором такой школы, требуют осмысления сложившейся практики управления и постоянного поиска путей и средств повышения эффективности управленческой деятельности. Одна из важнейших задач руководителя современной школы — модернизация действующей системы управления, разработка, усвоение и реализация новых технологий управления, ориентированных на достижение главной цели инновационного образовательного учреждения — развитие личности школьника.

Успешное решение указанной задачи предполагает использование руководителем всей суммы научных знаний, накопленных наукой управления и, прежде всего психологией управления. Руководство школой как социальной микросистемой требует постоянного психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя. Под психологическим обеспечением мы понимаем широкое использование психологических знаний при организации всего учебно-воспитательного процесса, в том числе его инновационной составляющей. Эти знания «добываются» не только в результате освоения специальной научной литературы, но и в ходе исследовательской и экспериментальной работы, проводимой непосредственно в школе. Психологическое обеспечение в конечном итоге направлено на личность учащегося, оно должно сопровождать ученика на всем протяжении его пребывания в школе — от «входа» и до «выхода» из нее.

Вся психологическая информация, получаемая различными управленческими подразделениями школы (администрацией, советами, психологической службой и т. д.) должна по соответствующим каналам стекаться к руководителю. На основе ее анализа, обобщения и оценки директор школы принимает оптимальные текущие (тактические) и перспективные (стратегические) решения, направленные на коррекцию и дальнейшее развитие школы, на создание благоприятных условий для развития и формирования личности учащегося. В этом суть психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя.

Проблема психологического обеспечения профессиональной деятельности вообще, педагогической, в частности, хотя и ставилась (см., например [ 86 ], [31 ]), однако, не получила достаточной технологической и практической разработки. Так, не определено содержание и формы психологического обеспечения различных направлений управленческой деятельности, нет организационной связи в использовании психологической и других видов информации и т. д. В результате руководители школ, учителя психологи, организаторы различных школьных мероприятий работают нередко изолированно, без связи друг с другом, а отдельные управленческие структуры школы не функционируют как звенья единой согласованной системы. Все это еще раз подтверждает своевременность и значимость выбранной нами темы исследования.

Цель исследования — определить основные направления и формы психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя, а также обобщить опыт подобного обеспечения на примере конкретного учебного заведения инновационного типа.

Объект исследования — управленческая деятельность руководителя как один из видов профессионального труда человека.

Предмет исследования — психологическое обеспечение управленческой деятельности директора инновационной школы.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практики управления позволили определить гипотезу исследования. В своей работе мы исходили из предположения, что хорошо организованное психологическое обеспечение является необходимым условием функционирования школы в режиме развития и позволяет более верно определять стратегию и тактику инновационной политики школы. Психологически обеспеченная система внутришкольного управления повышает эффективность всего учебно-воспитательного процесса и создает условия для реализации такой модели выпускника средней школы, которая соответствует новым социально-экономическим отношениям.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:

1) на основе анализа научной литературы и практики управления рассмотреть специфику педагогической управленческой деятельности директора инновационной школы;

2) определить сущность психологического обеспечения и описать направления, по которым оно ведется в условиях инновационной школы (совершенствования психологического климата педколлектива, реализация модели личности выпускника школы, обеспечение саморазвития личности руководителя и т. д.);

3) изучить умственное и личностное развитие детей, обучающихся в школе, где последовательно реализуется принцип психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и управленческой деятельности руководителя школы;

4) обобщить опыт работы по психологическому обеспечению управленческой деятельности руководителя инновационного учебного заведения.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности принципы личностного и системного подхода, разработанные в трудах C.JI. Рубинштейна [ 96 ], А. Н. Леонтьева [ 55 ], Б. Ф. Ломова [ 60 ] и других известных психологов. Кроме того мы руководствовались некоторыми теоретическими положениями по проблемам управления, сформулированными в работах В. Ф Рубахина и А. В. Филиппова [ 94 ], А. И. Китова [ 40 ], А. Л. Свенцицкого [ 99 ], Р. Х. Шакурова [ 121 ], Ф. Генова [ 19 ], М. М. Поташника [ 77 ] и других авторов.

Методы и база исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов сбора фактического материала — наблюдение, анализ официальных документов по вопросам образования и управления, изучение и обобщенияе практического опыта руководства инновационными процессами в школе, анкетирование, эксперимент, различные психофизиологические методики. Для оценки эффективности управленческой деятельности руководителя применялся метод экспертных оценок и критерии, предложенные городской психологической службой. При обработке полученных данных использовались методы вариационной статистики.

Вся практическая и научно-исследовательская работа проводилась на базе Иркутской городской гимназии № 25 в течение 1997;2000 гг. В работе по совершенствованию внутришкольного управления практически участвовали все члены педагогического коллектива (более 200 человек), ее психологическое обеспечение осуществляла под руководством директора психологическая служба гимназии. Различными формами психологического обследования учащихся (анкетирование, тестирование, психодиагностика и т. д.) было охвачено свыше тысячи гимназистов.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенной работы заключается в том, что в ней выдвинуто и обосновано положение о необходимости психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя инновационного учебного заведения. Установлены основные направления в деятельности психологической службы гимназии, обеспечивающие оптимизацию управления и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Полученные данные позволили уточнить и конкретизировать общетеоретические представления о содержании и функциях внутришкольного управления и о роли его психологической составляющей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе органов образования, в деятельности администрации и управленцев обычных и инновационных учебных заведений. Они дают также основу для организации системы учебно-воспитательной работы по развитию личности учащихся и практической реализации модели выпускник гимназии. Кроме того, полученные материалы и сформулированные на их основе рекомендации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе педагогических вузов в целях подготовки студентов к будущей профессиональной (в том числе управленческой) деятельности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Обоснование необходимости всестороннего психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя инновационной школы, которое является необходимым условием успешного функционирования учебного заведения в режиме развития.

2. Определение основных направлений в управленческой деятельности руководителя, в русле которых целесообразно осуществлять работу по психологическому обеспечению (совершенствование психологического климата пед-колектива, психологическое саморазвитие личности руководителя и т. д.).

3. Результаты сравнительного исследования умственного и личностного развития учащихся в условиях инновационного и традиционного учебного заведения.

4. Опыт работы педколлектива по психологическому обеспечению внут-ришкольного управления и практической реализации модели личности выпускника гимназии.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедрах психологии Иркутского педагогического университета и Института повышения квалификации работников образования, на научно-практической конференции «Психолого-педагогические особенности образовательного процесса в инновационных учебных заведениях.» (Иркутск, 1996 г.), на семинаре «Наука, образовательные и новые технологии» (Иркутск, 1998 г.), на Федеральной научно-практической конференции по математическому образованию (Нижний Новгород, 1997 г.), на Межрегиональной научно-практической конференции по проблемам сохранения биологического разнообразия Сибири (Кемерово, 1997 г.), на III Всероссийской конференции «Проблемы развивающего образования в средней и высшей школе (Иркутск, 1997 г.), на Областной научно-практической конференции «Проблемы учебного процесса в инновационных школах» (Иркутск, 1998 г.). По теме диссертации опубликовано девять печатных работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте диссертации имеется 8 рисунков и 14 таблиц. Общий объем диссертации составляет 191 страницу машинописного текста.

3.4. Выводы.

Анализ приведенных в главе материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Характер умственного и личностного развития учащихся, установленный в исследовании, говорит о положительной динамике данного процесса в условиях гимназии. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что психологически обеспеченная система внутришкольного управления способствует полноценному интеллектуальному и личностному развитию учащихся.

2. Вместе с тем установлено, что в умственном развитии учащихся имеются определенные недостатки и пробелы (недостаточная развитость логического мышления, слабое владение некоторыми мыслительными операциями), на ликвидацию которых должна быть направлена дальнейшая работа руководителя гимназии и педагогического коллектива.

3. В личностном развитии также есть некоторые негативные тенденции — недостаточная осознанность учащимися значимости таких терминальных и инструментальных ценностей как ценности профессиональной самореализации, этические ценности. Требуется дальнейшая работа педагогического коллектива и по развитию некоторых из тех качеств личности, которые обеспечивают успешность социально-психологической адаптации.

4. Сравнение результатов, полученных при обследовании учащихся гимназии, с результатами, полученными в массовой средней школе, говорит о том, что гимназисты в своем интеллектуальном и личностном развитии заметно опережает школьников. Однако это вовсе не значит, что массовая средняя школа работает хуже, а ученики там слабее, чем гимназисты. Наши данные говорят лишь о том, что, внедряя в школе режим инновационного учебного заведения, обеспечивая управленческий процесс необходимой психологической информацией, можно добиться реальных успехов в формировании личности выпускника средней школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты выполненного диссертационного исследования свидетельствуют, что психологическое сопровождение является важным условием повышения эффективности управленческой деятельности директора инновационной школы и всего учебно-воспитательного процесса. Поскольку инновационная школа осуществляет свою деятельность и в режиме функционирования (обеспечение базового компонента образовательного процесса), и в режиме развития (организация поисковой, исследовательской и экспериментальной работы) ее руководитель осуществляет как традиционные управленческие функции, так и принципиально новые: создает необходимые предпосылки для реализации нововведений, организует исследовательскую и экспериментальную деятельность педагогического коллектива, контролирует ход протекания инновационного процесса.

Опыт работы нашей гимназии показывает, что управление инновационной школой должно строиться на основе программно-целевого подхода и опираться на принципы сотрудничества, гуманизации, демократизации и индивидуализации обучения. В реализации этих принципов большую роль играет психологическое обеспечение управленческой деятельности, под которым мы понимаем использование руководителем в процессе принятия решений такой психологической информации и данных психологической науки, которая помогает ему наиболее успешно достигать целей своей деятельности.

Основным источником информации для обеспечения управленческой деятельности руководителя является психологическая служба школы. Специфика ее работы в условиях инновационного учебного заведения состоит в том, что она, помимо своих традиционных задач (проведение профилактической, психодиагностической, коррекционной, консультационной работы) осуществляет психологическую экспертизу новых авторских программ и инновационных экспериментов, дает оценку их целесообразности и определяет условия, обеспечивающие успешность протекания инновационных процессов. Она также осуществляет постоянный психологический мониторинг, результаты которого служат главной информационно-аналитической базой для психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, психологического сопровождения и поддержки каждого ребенка на всех ступенях его школьного обучения.

В сфере педагогической практики работа по психологическому обеспечению рассматривается нами как системная деятельность всего педагогического коллектива, включающая в себя четыре обязательных компонента: тщательное изучение личности школьника в целях накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и учебысистематическое отслеживание психического развития ребенка на протяжении всего периода обучения в школе и изменений, происходящих в его социально-психологическом статусесоздание благоприятных социальных, психологических, педагогических и медико-физиологических условий для успешного обучения и воспитания школьниковиспользование психологических знаний для повышения эффективности всех звеньев внутришкольной системы управления.

Основными направлениями, в русле которых в условиях нашей гимназии ведется психологическое обеспечение, являются следующие:

1. Совершенствование социально-психологического климата педагогического коллектива и развитие у его членов устойчивой мотивации на включение в активную инновационно-педагогическую деятельность. Регулярное изучение психологического климата, проводимое с помощью составленной нами анкеты, позволяет оценивать положительные и отрицательные сдвиги в его динамике и на этой основе планировать соответствующие регулятивно-коррекционные мероприятия;

2. Реализация теоретической модели выпускника гимназии, отражающей основные интеллектуальные, нравственно-ценностные, коммуникативные и физические качества личности, которыми должен обладать каждый оканчивающий наше учебное заведение. В диссертации дается описание форм работы, которые используются для достижения этой цели на всех трех ступенях школьного обучения. Деятельность руководителя в данном направлении обеспечивается использованием оперативной и долгосрочной психологической информации, которая поступает к нему в результате непрерывного (лонгитюдного) отслеживания интеллектуального и личностного развития школьников;

3. Саморазвитие личности руководителя. Это направление предполагает постоянную работу руководителя над собой, совершенствование умения адекватно оценивать положительные и отрицательные качества своей личности, развитие способности к профессиональному самосовершенствованию, самовоспитанию и самоуправлению. Необходимая для этого психологическая информация собирается с помощью методов самодиагностики, анкетирования, проведения личностных тренингов и т. д. В опыте нашей работы мы придаем также большое значение изучению психологической типологии руководителей всех других подразделений внутришколь-ной системы управления, что помогает нам создавать в коллективе атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, предотвращать возможные межличностные конфликты и находить правильный индивидуальный подход к своим подчиненным.

Проведенное нами исследование умственного и личностного развития учащихся показало, что в условиях инновационной гимназии этот процесс характеризуется положительной динамикой. Так, в частности, для учащихся-гимназистов характерны более интенсивные темпы развития общих умственных способностей и более высокий уровень развития логического мышления. В личностной сфере к концу третей ступени обучения у гимназистов также происходят существенные изменения: в иерархии субъективных ценностей наиболее значимыми становятся ценности творчества, личностного роста и саморазвития, формируются и укрепляются такие важные качества личности как адаптивность, положительная самооценка, вера в свои силы, интернальность.

Вместе с тем установлено, что в умственном и личностном учащихся имеются и определенные «пробелы» (слабое владение некоторыми мыслительными операциями, недостаточная осознанность этических ценностей и т. д.). Полученные в этом плане результаты мы используем как информационную основу для разработки дополнительных развивающих программ и корректировки наших управленческих воздействий.

В целом же выполненное нами исследование подтвердило гипотезу о том, что психологически обеспеченная система внутришкольного управления способствует полноценному интеллектуальному и личностному развитию учащихся и помогает педагогическому коллективу гимназии определять наиболее эффективные пути реализации модели выпускника средней школы. Конечно, наше диссертационное исследование — лишь начало разработки поставленной проблемы. Мы считаем, что перспективными направлениями ее дальнейшего изучения могут стать вопросы психологического обеспечения отдельных видов инноваций, внедряемых в процесс обучения, определение конкретных форм и методов психологического обеспечения деятельности различных звеньев внутришкольного управления, обеспечение качества обучения и целый ряд других. Все эти вопросы могут стать предметом новых исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Ценностные ориентации личности как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984, т.5, № 5
  2. А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982, кн. 1
  3. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 1997.
  4. В.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  5. Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просвещение, 1989.
  6. В.Г. Пакет психодиагностических методик. Иркутск, 1991.
  7. В.Г. Научное управление обществом. М., 1968.
  8. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
  9. A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. -Харьков, Фортуна-пресс, 1998.
  10. Л. А., Беломестных В. Н. Введение в личностно-ориентированное обучение. Томск, 1996.
  11. Е.С., Черкинский Н. В. Руководство работой школой. Киев, 1970.
  12. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  13. В.И., Семов В. А. Психологические основы управления производством. Одесса, 1972 (ч. I), 1973 (ч. II).
  14. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика М., 1990.
  15. Е.Е. Психологические проблемы управления. М., Экономика, 1969.
  16. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1994.
  17. В.В. Методы подбора и подготовки руководителей. М., 1922.
  18. Д.М. Организация и управление. М., 1972.
  19. Ф. Психология управления. М., 1982.
  20. Ф. Прикладное изучение движений. М., 1925.
  21. А.А. Социально-экономические проблемы управления социалистическим производством. -М., 1975.
  22. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М., Педагогика, 1986.
  23. A.JI. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М., 1976.
  24. A.JI. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. М., Наука, 1979.
  25. Журавлев A. JL, Рубахин В. Ф. Проблема «человеческого фактора» в управлении. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., Наука, 1976.
  26. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Сб. научных трудов. — Тюмень, 1990.
  27. В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Тюмень, 1993.
  28. JI.B. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, ч. II. М., 1981.
  29. М.Г. Организация труда директора школы. М., 1971.
  30. Я. Организация трудовых коллективов. М., 1971.
  31. Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение модель школьной психологической службы. // Народное образование, 1999, № 9.
  32. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., Мысль, 1979.
  33. А.Е. Организация внутришкольного управления. М., 1991.
  34. А.Д. Очерки социальной психологии. Иркутск, 1998.
  35. А.Д. Социальная психология сотрудничества в школе. -Красноярск, 1991.
  36. А.Д. Социальная психология управления в школе. Авт. док. диссертации. Санкт-Петербург, 1992.
  37. А.Д. Социально-психологические механизмы управления в школе. Красноярск, 1990.
  38. Н.Н. Принципы организации труда. М., 1922.
  39. А.И. Психология хозяйственного управления. М., Профиздат, 1984.
  40. А.И. Современное состояние и перспективы психологии управления. Вопросы психологии, 1977, № 4.
  41. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  42. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975.
  43. JT.M. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе, ж. Начальная школа, № 6, 1996.
  44. Ю.А. Анализ итогов учебно-воспитательной работы школы развивающего обучения за учебный год. Вып. 3, Псков, 1996.
  45. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1992.
  46. Ю.А. О некоторых проблемах управления школой // Сов. педагогика. 1987, № 2.
  47. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М., 1986.
  48. Г. А. Теория и практика эффективного управления инновационным образовательным учреждением школой-комплексом. Авт. канд. диссерт., Челябинск, 1997.
  49. А.С., Чернышев А. С., Луньков А. И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. М., Просвещение, 1989.
  50. В.Ю. Управление школьным коллективом. Д., 1985.
  51. Л.Д. каким быть руководителю. Д., 1986.
  52. В.Я. Эффективность управленческих решений. М., 1975.
  53. Е.С. Роль и значение психологического фактора в управленческой деятельности. Д., 1976.
  54. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Д., 1974.
  55. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
  56. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., М., Педагогика, 1983.
  57. В. Г. Сыровецкий Ю.С. Стиль руководства и социально-психологический климат педколлектива. Новосибирск, 1988.
  58. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
  59. .Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление. М., 1978.
  60. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., Наука, 1984.
  61. .Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф. Актуальные проблемы психологии управления. М., 1977.
  62. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.
  63. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления // Под ред. Б. Ф. Ломова и В. Ф. Венды. М., Наука, 1981.
  64. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1994.
  65. В.И. Социально-психологические аспекты управления. -М., 1975.
  66. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
  67. В.В., Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией. -М., 1990.
  68. И.Н. Психология управления. -М., 1989.
  69. А.А. Управление учебно-воспитательной работой школой. М., 1991.
  70. А.К. Психология самостоятельности (методы исследования и диагностики). Москва — Нальчик, 1996.
  71. Основы инженерной психологии. М., Высшая школа, 1986.
  72. Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование // Под ред. Л. В. Занкова. -М., 1975.
  73. А.Ю. Управленческое общение. -М., Экономика, 1990.
  74. .Д. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. Л., Наука, 1986.
  75. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., Наука, 1981.
  76. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М., 1978.
  77. М. М. Лазарев B.C. Управление развитием школы. М., Новая школа, 1995.
  78. М.М. Оптимизация управления школой. М., 1991.
  79. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  80. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989.
  81. Проблемы принятия решения. М., Наука, 1976.
  82. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. //Под ред. К. М. Гуревича. М., Педагогика, 1981.
  83. Психологическая диагностика детей и подростков. //Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М., 1995
  84. Психологическая теория коллектива // Под ред. А. В. Петровского. М. 1979.
  85. Психологические тесты для деловых людей. М., 1994.
  86. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Под ред. Никифорова Г. С. Санкт-Петербург. 1991.
  87. Регуляция социально-психологического климата коллектива. JL, Наука, 1986.
  88. Н.В. Социально-психологический анализ стиля руководства: Дис. канд. психол. наук. Л., 1979.
  89. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
  90. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995.
  91. Т.К. Регулятивно-коррекционная деятельность руководителя школы в управлении инновационными процессами. Авт. канд. диссерт. М ., 1998.
  92. В.А. Психология управления. М., 1999.
  93. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. -М., Знание, 1973.
  94. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АНСССР, 1958.
  95. С.Л. Проблемы общей психологии., 2-е изд. М., Педагогика, 1976.
  96. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
  97. А.А. Социально-психологические проблемы управления. -Л., 1976.
  98. А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
  99. Т.А. Об изучении квалификации директоров школы // Вопросы внутришкольного управления. -М., 1975, вып. 1
  100. В.В. Педагогический аспект управления производством. М., Экономика, 1989.
  101. Собчик J1.H. Психодиагностика (Методы и методология). М., 1990.
  102. Солнцева J1.C., Галкина Т. В. Метод исследования личности учащегося (использование метода незаконченных предложений в практической психологии). М., 1993.
  103. А.Г. Социально-психологические основы руководства. М., Экономика, 1971.
  104. Социально-психологические проблемы производственного коллектива// Под ред. Е. В. Шороховой, Е. С. Кузьмина, О. И. Зотовой. В. Е. Семенова. М., Наука, 1983.
  105. Социально-психологический климат коллектива: теории и методы изучения // Под ред. Е. В. Шороховой и О. И. Зотовой. М., Наука, 1979.
  106. М.И. Психология управления. М., 1999.
  107. Е.В. Формирование образа школы. ж. Директор школы, 2000, № 4.
  108. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1980.
  109. В.А. Управленческая деятельность в школе. М., 1976.
  110. П.И. Управление школой по результатам. М., Новая школа, 1997.
  111. Управление это наука и искусство // Файтоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г.-М., 1992.
  112. Управление развитием школы // Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева М., Новая школа, 1995.
  113. Управление современной школой: Пособие для директора школы // Под ред. М. М. Поташника. -М., 1992.
  114. Управление социальными процессами в социалистическом обществе. -М., Мысль, 1979.
  115. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., Просвещение, 1988.
  116. Н.Ю., Фиганов Е. С. Педагогические основы руководства трудовым коллективом. Казань, 1986.
  117. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1981.
  118. Р.Х. Социально-психологические вопросы эффективного руководства педагогическим коллективом. В кн.: Проблемы социальной психологии. — М., 1971.
  119. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. -М., Просвещение, 1990.
  120. Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. М., Педагогика, 1984.
  121. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. -М., 1987.
  122. И.Н. Социально-психологические аспекты управления школой. -М., 1985.
  123. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.
  124. Т.П. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. -М., 1988.
  125. В.М. Руководитель и подчиненный. М., 1972.
  126. В.М. Управленческая психология. М., Экономика, 1984.
  127. Н.А. Внутришкольный контроль. -М., 1977.
  128. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  129. Юнг К. Психологические типы М., Прогресс, 1995.
  130. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  131. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994, № 2.
  132. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. — Л., 1988.
  133. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.
  134. Anastasi A. Psychological Testing.- № 9., 1976.
  135. D. Halriger et al. Organizational Behavior. № 9., 1989.
  136. Fayol Hengry. General and Industrial Managment. London, 1949.
  137. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilization. Boston, 1945.
Заполнить форму текущей работой