Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образ взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая гипотеза полностью подтвердилась. В сознании детей имеются отличающиеся по содержанию и структуре конкретные и обобщенные на разном уровне образы взрослого: хорошего и плохого взрослого, мужчины и женщины, матери и отца, воспитателя и милиционера и пр. Отдельную группу составляют испытуемые, в ответах которых образ хорошего взрослого построен «от противного», то есть через отрицание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Образ взрослого в сознании детей и подростков различных социальных групп
    • 1. 1. Образ и представление как компоненты сознания и деятельности
    • 1. 2. Механизмы социальной перцепции и роль социально-перцептивных образов в развитии самосознания и личности детей и подростков
    • 1. 3. Взаимосвязь социальной ситуации развития и становления представлений о взрослом у детей и подростков
    • 1. 4. Особенности социальной ситуации развития ребенка в условиях социально — реабилитационного центра
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование содержания обобщенного образа взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра
    • 2. 1. Описание предмета, целей, задач и методов исследования
    • 2. 2. Разработка диагностического инструментария для исследования обобщенного образа взрослого в сознании воспитанников социально — реабилитационного центра
    • 2. 3. Организация констатирующего эксперимента
  • Глава 3. Особенности образа взрослого в сознании воспитанников социально — реабилитационного центра и психолого-педагогические условия его оптимизации
    • 3. 1. Содержание образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра
    • 3. 2. Возрастные особенности образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра
    • 3. 3. Тендерные особенности образов взрослого в сознании воспитанников социально—реабилитационного центра
    • 3. 4. Пути оптимизации образа взрослого в сознании детей и подростков через организацию психолого — педагогической деятельности в условиях центров социальной реабилитации для несовершеннолетних
    • 3. 5. Программа оптимизации образа взрослого в сознании детей и подростков в условиях социально — реабилитационного центра

Образ взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Процесс общей гуманизации науки и образования и переориентация на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании определяют необходимость изучения восприятия ребенком взрослого не только как носителя знаний и культуры, но как модель развития самосознания и личности ребенка. Слово «образ» является составной частью слова «образование». Образ есть предвосхищенный результат любого осознанного действия, поведения или деятельности. Ожидания, прямо и косвенно транслируемые ребенку обществом, в конечном счете, сводятся к интеграции с миром взрослых и проявлению своей индивидуальности на благо социума. Собирательный образ взрослого в сознании ребенка является определенным эталоном, с которым ребенок сравнивает всех людей и самого себя. Образ взрослого во многом определяет содержательное наполнение «Я—идеального» человека. Влияние образов других людей на формирование представлений о себе отмечают многие авторы (Ф.Н. Гоноболин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, JI.A. Регуш и др.). Б. С. Братусь отношение к другому человеку рассматривает как условие и одновременно как критерий нормального развития человека.

За последнее десятилетие в нашем обществе увеличилось число несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по причине неблагополучия в семье. По данным Министерства образования РФ в нашей стране ежегодно остаются без попечения родителей около 120 ООО детей и подростков. Центры социальной реабилитации, (приюты) для несовершеннолетних были созданы с целью оказания психолого-педагогической помощи семье и ребенку на ранней стадии возникновения семейного неблагополучия, сохранения семьи и социализации ребенка в условиях, приближенных к домашним, не разрывая психологической связи между ребенком и родственниками, то есть не помещая ребенка в интернат или детский дом. Срок нахождения в приюте был жестко ограничен шестью месяцами. Социальная ситуация развития детей, попадающих в социальнореабилитационный центр, в равной степени отличается от условий жизни и взаимодействия ребенка с взрослым дома, в семье, и от условий интерната. Это обуславливает специфику образа взрослого в сознании данной категории несовершеннолетних.

С каждым годом потребность в социально-реабилитационных центрах не снижается, а растет. В 2007 году в специализированные учреждения Нижегородской области для прохождения социальной реабилитации были помещены 4134 несовершеннолетних, в 2008 — 15 503 несовершеннолетних. Допустимый срок пребывания ребенка в центре продлен до года. Большой процент детей поступают в реабилитационный центр повторно и даже в третий и четвертый раз. А прошедшие в детстве через реабилитационный центр девушки и юноши, приводят туда уже своих детей. Семейное неблагополучие переходит из поколения в поколение. В замещающих семьях так же зафиксирован большой процент возвратов. Как показывают исследования, проведенные на базе приютов Москвы и Московской области (Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко) построению конструктивных отношений с новыми людьми мешает отсутствие положительного социального опыта взаимодействия с членами семьи и другими людьми.

В условиях социально-реабилитационного центра. дети лишены регулярных контактов с родителями, часто имеют негативный опыт взаимодействия с ними до помещения в центр. Большинство детей и подростков поступают из неполных семей, где один родитель (или родственник) выполняет функции матери и отца. Это способствует формированию деструктивной модели (или образа) взрослого в сознании ребенка. Ю. Б. Евдокимова показывает, что переживание тоски по семейной жизни и изолированность ребенка от семьи отодвигают на второй план все отрицательные воспоминания о прежней жизни в семье и способствуют формированию идеализированного, неадекватного образа родителя, который выполняет защитную функцию. При этом подростки, воспитывающиеся вне семьи, демонстрируют модели поведения своих родителей. .

Цель исследования: изучить особенности образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра и выявить психолого-педагогические условия оптимизации представлений о взрослом у детей, лишенных родительского попечительства.

Объект исследования: образы взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра.

Предмет исследования: содержание и структуры образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра. Гипотезы исследования.

1. Содержание и структуры образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра связаны с особенностями групп отражаемых взрослых, а также возрастом детей и подростков.

2. Содержание и структура образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра дифференцированы в соответствии с полом отражающих детей и подростков и отражаемых взрослых.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы и механизмы формирования социально-перцептивных образов.

2. Изучить содержание и структуру образов взрослого воспитанников социально-реабилитационного центра.

3. Выявить тендерные особенности образов взрослого воспитанников социально-реабилитационного центра возрастных групп.

4. Выявить психолого-педагогические условия оптимизации представления о взрослом у детей, лишенных родительского попечительства.

5. Разработать программу оптимизации образа взрослого в сознании детей и подростков в условиях социально-реабилитационного центра. в сознании в сознании различных.

Методологические основы исследования были определены с учетом объективных законов психического развития JI.C. Выготского и возрастных особенностей (Л.И. Божович, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин и др.). При постановке и разработке проблемы мы ориентировались на идеи Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна о социальной природе человека, идеи Б. Ф. Ломова о механизмах формирования образов в сознании субъекта и исследования в области социальной перцепции А. А. Бодалева, А. А. Реана, Л. И. Рюмшиной и др. Теоретическая концепция исследования базировалась также на научных трудах В. Л. Ситникова, подробно описавшего в своих работах структуру социально-перцептивного образа в сознании человека. Значительную роль в разработке диссертационного исследования сыграли работы В. Н. Ослон, А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Шульги.

Методы исследования.

1. Теоретический анализ и обобщение работ по проблеме исследования.

2. Методы эмпирических исследований — психодиагностические методики, опросные методы, метод наблюдения, эксперимент.

3. Методы математической статистики.

В своем исследовании мы опирались на работы В. Л. Ситникова, предложившего авторскую методику выявления структуры и содержания Ты-образов в структуре сознания человека «СОЧ (И)», адаптировав ее для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста и цели своего исследования.

База исследования. Исследование проводилось на базе двух социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних г. Нижнего Новгорода: «Надежда» и «Ласточка» на протяжении пяти лет. В группу испытуемых входили дети и подростки общим числом 202 человека. В том числе в возрасте: от 5 до 7 лет — 43 ребенка, из них 18 девочек и 25 мальчиковот 7 до 10 лет — 58 человек, из них 32 девочки и 26 мальчиковот.

11 до 13 лет — 55 человек, из них 22 девочки и 33 мальчикаот 14 до 15 лет — 46 человек, из них 23 девочки и 23 мальчика.

Основные этапы исследования:

На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования (2004;2005).

Второй этап был посвящен разработке диагностического инструментария для исследования образа взрослого в сознании детей и подростков. Нами было проведено пилотажное исследование содержания образа взрослого в сознании детей и подростков от 5 до 15 лет из семьи и находящихся в условиях социально-реабилитационного центра, общим числом 215 человек (2005;2006).

Третий этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента и сравнительный анализ полученных данных. В процессе работы по данной проблеме нами была разработана и апробирована программа оптимизации образа взрослого в сознании несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра (2006;2008).

Достоверность научных результатов обеспечивается применением методов, соответствующих цели и задачам исследованиясодержательным анализом данных, полученных с помощью диагностических процедуррепрезентативностью экспериментальной выборки (202 человека) — количественной обработкой данных методами математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образы взрослого в сознании детей и подростков различаются содержанием и структурой по параметрам: обобщенности, насыщенности признаками, дифференцированности, наличия противоречий и эмоциональной окраски.

2. Представления дошкольников о взрослом не дифференцированы, не имеют определенного содержания и построены на внешних, визуально ощутимых признаках. В младшем школьном возрасте содержание обобщенного образа взрослого обогащается и приближается к эмпирическому понятию. В младшем подростковом возрасте появляется дифференциация по категориям взрослых. Старшие подростки больше ориентируются на социальные нормы и роль взрослого в обществе. 3. Содержание женских образов взрослых полнее и более дифференцировано, чем содержание мужских образов. Наибольший объем имеет образ матери.

Научная новизна исследования:

1. Выделены содержание и структуры образов взрослого в сознании детей, лишенных родительского попечительства.

2. Дан сравнительный анализ имеющихся в сознании детей и подростков обобщенных образов взрослого различной модальности. Выявлено соотношение использования различных характеристик (внешних, личностных, социальных) при описании различных категорий взрослых детьми разного возраста.

3. Составлены частотные словари обобщенных образов взрослого в сознании детей и подростков из социально-реабилитационного центра.

4. Сформулированы критерии для сравнения образов взрослого в сознании детей и подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• Разработаны модели формирования обобщенных образов различных групп взрослых в сознании ребенка.

• Раскрыты содержание и структуры различных образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра. Составлены частотные словари различных образов взрослого в сознании детей разного возраста и пола, оставшихся без попечения родителей.

Практическая значимость исследования.

1. Выделены психологические условия оптимизации образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра на основе возрастных и тендерных особенностей этих образов.

2. Разработан алгоритм построения программы работы смешанных детско-взрослых групп, на основе которого создана и апробирована программа оптимизации возрастных и тендерных особенностей образов взрослого в сознании детей и подростков.

3. Выделены «зоны риска» формирования неадекватного или негативного обобщенного образа взрослого и намечены пути оптимизации образа взрослого в сознании несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской конференции «Психология, образование, практика: формы и способы интеграции» (Москва, 2006), конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2006), международной конференции «Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития» (Н.Новгород, 2007), Всероссийской конференции «Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования» (Санкт-Петербург, 2008). На основании исследования была разработана программа подготовки ребенка к переходу в замещающую семью, которая вошла в программу «Под защитой семьи» как раздел и сертифицирована в Нижегородском институте развития образования.

По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы, глоссарий и приложения.

Список литературы

включает 196 источников, из них 10 на иностранном языке. Текст диссертации иллюстрирован схемами и таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом результаты исследования подтвердили выдвинутые нами гипотезы. Анализ полученных данных позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Теоретический анализ показал, что обобщенные образы взрослого являются эталонами и ориентирами, опираясь на которые дети и подростки формируют собственный образ «Я».

2. У воспитанников социально-реабилитационного центра образ взрослого имеет в своем содержании много противоречий. Неадекватно сформировано представление о хорошем и плохом взрослом, ребенок не имеет в своем сознании модели социально желаемого поведения и социально одобряемой роли взрослого и, соответственно, не знает, что ему делать, чтобы быть хорошим в глазах других людей.

3. Первая гипотеза полностью подтвердилась. В сознании детей имеются отличающиеся по содержанию и структуре конкретные и обобщенные на разном уровне образы взрослого: хорошего и плохого взрослого, мужчины и женщины, матери и отца, воспитателя и милиционера и пр. Отдельную группу составляют испытуемые, в ответах которых образ хорошего взрослого построен «от противного», то есть через отрицание качеств плохого взрослого. В образах матери и отца воспитанники социально-реабилитационного центра преимущественно выделяют характеристики личности как субъекта общения и описания рода занятий. Образы бабушки и деда построены преимущественно на описании рода занятий. Образ воспитателя включает в себя, главным образом, характеристики личности как субъекта общения и описания поведения и рода занятий.

4. Выявлены характерные возрастные особенности образов взрослого в сознании детей и подростков. В дошкольном возрасте образ взрослого не имеет четкого содержания и определяется образами конкретных людей, проводящих с ребенком наибольшее количество времени или.

128 находящимися с ним в данный момент. В младшем школьном возрасте образ взрослого становится более обобщенным и приобретает черты эмпирического понятия. К подростковому возрасту содержание обобщенного образа взрослого дифференцируется и структурируется, однако представления о взрослом становятся менее гибкими и приобретают рамки шаблона. По мере взросления ребенка, лишенного родительского попечительства, образ взросло приобретает негативную эмоциональную окраску.

5. Вторая гипотеза подтвердилась частично. Воспитанники социально-реабилитационного центра по-разному отражают мужчин и женщин: в образе мужчины преобладают социальные характеристики, а в образе женщины наибольшее число описаний составляют описания рода занятий и имиджа. Но эти образы не отражают половую дифференциацию детей, то есть практически одинаковы у мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Начиная с подросткового возраста мальчики и девочки по-разному отражают взрослых.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие практические рекомендации воспитателям, психологам и социальным педагогам, работающим в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, приютах и других государственных учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства:

• противоречивость и неоднозначность обобщенных образов взрослого в сознании ребенка может вызывать неадекватную оценку поведения взрослых, ситуации и себя самого. Поэтому в условиях социально-реабилитационного центра необходимо проводить работу по оптимизации образа взрослого в сознании детей и подростков;

• с целью развития детей как субъектов познания других людей, в том числе взрослых, необходимо расширять круг их общения и включать их в различные виды деятельности совместно с взрослыми людьми;

• особое внимание следует уделять осознанию ребенком роли и позиции в общении с взрослым;

• для оптимизации образа взрослого в сознании воспитанников центров социальной реабилитации необходима реабилитационная работа по предлагаемой нами программе.

В целом результаты исследования могут быть полезны при дальнейших разработках проблемы восприятия взрослого детьми и подростками, лишенными родительского попечительства.

Данная работа, несомненно, не решает всех проблем, связанных с формированием образа взрослого у детей и подростков из неблагополучных семей и лишенных родительского попечительства.

Дальнейшую работу в этой сфере, на наш взгляд, можно вести в нескольких направлениях:

• сопоставление этапов семейного неблагополучия с этапами становления образа взрослого в сознании ребенка;

• изучение других факторов, влияющих на этот процесс.

Экспериментальное исследование данной проблемы предполагает:

• установление корреляции обобщенного образа взрослого с образами конкретных людей, присутствующих или присутствовавших ранее в жизни ребенка;

• длительные лонгитюдные исследования, позволяющие выявить динамику развития и становления образа взрослого в сознании конкретного ребенка;

Изучение становления обобщенного образа взрослого в сознании детей и подростков предполагает создание и применение детского варианта методики «СОЧ (И)», а также дальнейшую разработку и внедрение реабилитационной работы с детьми различных возрастных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира // Вопросы психологии. -1990. № 5. — с. 48 -55.
  2. Абульханова — Славская В. В. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). -М., 1999.-224 с.
  3. Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975.-с. 6−9.
  4. Н. Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребенка к взрослому от особенностей их взаимодействия // Психологический журнал. — 1999. № 1 — с. 39 — 48.
  5. Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно — нормативные ориентации старшеклассника. М., 1995.
  6. B.C. Механизмы социального восприятия // Психологичекий журнал. 1989. — № 2. — с. 63−71.
  7. Ю. В. Взаимосвязь отношения к другому и самоотношения взрослого человека // Мир психологии. 1999. — № 2 -с. 38−44.
  8. В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т.1) СПб.: Издательство ДНК, 2000. — 528 с.
  9. Д.С. Психофизиологические основы адаптации к учебной деятельности подростков-сирот // Материалы конференции «психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России2 (13−15 октября). -М., 1999.-С. 248.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 339 с.
  11. Н. А. Мотивы выбора качеств значимых людей в процессе общения и процесс „самовыбирания“ // Мир психологии. — 1999. -№ 3 с. 167- 173.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1980. — 416 с.
  13. Артемьева ЕЛО. Психология субъективной семантики. —М., 1986. — 35 с.
  14. М.Ю., Петровская JI.A. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / Под ред. Бодалева А. А. -М., 1981. С.42−53.
  15. Л.С. Формирование социально перцептивных умений у студентов педвузов. — Гродно, 1983. — 17 с.
  16. Бар Н. С. Динамика образов ребенка в сознании студентов средних специальных учебных заведений различного профиля. Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.13). СПб, 2004. — 21с.
  17. Ф.В. К проблеме осознанности психологических установок. — Тбилиси, 1973.-31 с.
  18. В. С. Психолого-педагогическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот. Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.07). Иркутск, 2004. — 19с.
  19. Э. Введение в психотерапию и психоанализдля непосвященных. -СПб, 1992.-448 с.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, 1986. — 422 с.
  21. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М, 1982.-200 с.
  22. А. А. Социальная психология личности // Мир психологии. — 1995. -№ 1.-е. 64−73.
  23. JT. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 450с.
  24. Л. И. Проблемы формирования личности. М, Воронеж, 1995.-352 с.
  25. А.В. Формирование внутреннего плана действия у детей второго года жизни в общении со взрослыми: Дис. канд. психол. наук. —М, 1983.
  26. А. М. Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений. Автореф. дисс. канд. психол. Наук (19.00.07). Ставрополь, 2004. — 22с.
  27. .С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.:Смысл, 1997. — с. 67−91.
  28. Ч. Чувственное осознавание. Как вернуть полноту переживания. М.: Либрис, 1997. — 284 с.
  29. Л. Ю. Исследование социальных позиций подростков с различной степенью изоляции от семьи. Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.05). Самара, 2004. — 18с.
  30. М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  31. Н.В. Некоторые аспекты развития самосознания ребенка в условиях социально-реабилитационного центра и направленияреабилитационной работы: Монография. Нижний Новгород: Гладков О. В., 2006. — 94 с.
  32. И. А., Тихомиров О. К. и др. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980.
  33. Ф. В. Психология горя // Педология. 2001. — № 8. -С. 8−15.
  34. Веккер J1.M. Восприятие и основы его моделирования. Л.: ЛГУ, 1964.- 193 с.
  35. Н. Творческая деятельность как средство психолого-педагогической реабилитации // Прикладная психология и психоанализ. 2002. — № 2. — С. 24−28.
  36. Е. Б Проблема социализации и ее эффектов в развитии . личности и ее смысловых установок // Мир психологии. — 2000. № 2.-с. 154- 166.
  37. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой A.M. М., 1989. — 257 с.
  38. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  39. Л.С. Психология искусства. — Ростов н/Д: изд-во „Феникс“, 1998.-480 с.
  40. Л.С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтор, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975.-С. 275−281.
  41. Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Пед-ка — Пресс, 1993. — 225с.
  42. Л.Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 41−46.
  43. П.Я. О формировании чувственных образов и понятий // Материалы совещания по психологии (июнь 1955). -М., 1957.
  44. П.Я., Запорожец А. И., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978. — 118 с.
  45. А.А. Образная сфера личности в познании духовных смыслов // История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития: Материалы II междунар. науч. конф., 17−18 апр.2003 г.-с.184 187.
  46. А.А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы человека. -М., 1998. 216 с.
  47. А.А. Образная сфера человека. М., 1992. — 160 с.
  48. P.JI. Разумный глаз. Пер. с англ. М.: „Мир“, 1972. — 216 с.
  49. С.Н., Савельева Е. В., Бараева Н. В., Лобанова М. Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. — СПб.: Речь. 2007.-352 с.
  50. В.В. Психическое развитие младших школьников. — М.: Педагогика, 1990. 168 с.
  51. В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996. — 544с.
  52. К.Е. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 109 — 126.
  53. Дети группы риска Материалы международного семинара. — СПб.: Изд-во РГГТУ им. Герцена, 1998. 178с.
  54. Дети группы риска: психологическая помощь и преемственность в воспитании / Департамент образования Нижегородской области, Нижегородский институт развития образования. — Н. Новгород: нижегородский гуманитарный центр, 2006. — 168 с.
  55. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.-205 с.
  56. Ю. Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи. Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.13). — Калуга, 2004. 19 с.
  57. .А. К феноменологии социальной перцепции // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986.-С. 14−15.
  58. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. -СПб., 2000.- 184 с.
  59. Р. И., Зуйкова Е. М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт). Учебное пособие. Чебоксары, 1999. — 192с.
  60. М. Как говорить с детьми, чтобы они нас слышали // Педология. -2001. № 8 -С. 54−63.
  61. Ю.М., Петровская JI.A. Проблемы диагностики' социально — перцептивной компетентности // Актуальные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. — М., 1983. — С. 90 — 97.
  62. За безопасность семьи. Методические материалы из опыта работы центра социально — психологической помощи семье. — Арзамас, 1999.- 107с.
  63. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986. — 175 с.
  64. Н.Д., Пономаренко В. А. Специфика психического образа, регулирующего действия человека в условиях искаженной афферентации // Вопросы психологии. 1984. — № 2. — С.» 26 — 34.
  65. А.В. Избранные психологические труды. — Т 1. — М., 1985.- 152 с.
  66. А.И. Неврозы у детей и их психотерапия. СПб.: Союз, 1998.- 324 с.
  67. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. -448 с.
  68. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — M.:JIoroc, 2002. — 384 с.
  69. В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 15 — 37.
  70. В. П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология. -М., 1983. С. 140 — 149.
  71. В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. -1999. № 1. — С. 97- 104.
  72. Р.А., Обухов В. Л., Сугакова Л. И. Основы человековедения: человек как микрокосм. М., 1999. — 382 с.
  73. Л.И. Значение образов представления в искусстве актера // Психолого педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. — М., 1984. — С. 68 — 76.
  74. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1980. — 181 с.
  75. В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3 — 7 лет // Вопросы психологии. — 2000. № 2. — С. 65 — 69.
  76. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
  77. Как построить свое «Я» (Под редакцией В. П. Зинченко). М., 1991. -132с.
  78. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
  79. О. В. Социально-психологические особенности проявления защитных механизмов у детей в условиях приюта. Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.05). — Иваново, 2005. 22с.
  80. И. А. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных детей в условиях социального приюта. Автореф. дисс. канд. психол. наук (13.00.01).-М., 2005. 19с.
  81. Кле Мишель. Психология подростка (психосексуальное развитие).
  82. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
  83. И.С. Тендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.
  84. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. = М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
  85. Е.А. Образ чего? // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. — Психология. — 1991. — № 4. — С. 3 — 10.
  86. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  87. С.В. Психолого педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания.-М., 1981.-С. 158- 174.
  88. С.А., Соколова Е. Т. Рождение языка самовыражения (опыт анализа вербальных репрезентаций самосознания) // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. № 3. — С. 107 — 142.
  89. Дж., Кори М. и др. Техники групповой психотерапии. -СПб.: Питер, 2001. 320 с.
  90. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997.-288 с.
  91. P.JI. К вопросу о социально перцептивном механизме идентификационного процесса // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975.-С. 111−118.
  92. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. — М.: Просвещение, 1965. 316 с.
  93. О. Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания удетей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.01).-М., 2005. 29с.
  94. Культура и техники психологического консультирования. Методические разработки к спецкурсу. Н. Новгород: НГПУ, 1998. -57с.
  95. Н.Ю., Бараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик Семицветик». — СПб.: Речь, 2004. — 96с.
  96. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975. — 304 с.
  97. А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Том 2. — М, 1983. — С. 251 — 261.
  98. А. Н. Учение о среде в педологических работах Выготского Л. С. (критическое исследование) // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — с. 108−128.
  99. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М, 1986. — 144 с.
  100. .Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. -1985.-№−6.-С. 85−92.
  101. А.А. Детская психология: Учебное пособие. — М, 1971. — 416 с.
  102. Лютова Е. К, Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. — 192с.
  103. Маклаков А. Г, Чермянин С. В, Шамрей В. Ю, Кондратьев А. Ю. Особенности оказания медико — психологической помощи родственникам погибших моряков атомной подводной лодки «Курск» // Психологический журнал. 2001. -№ 22. — С. 5 — 14.
  104. Юб.Матюшкин A.M. Восприятие в общении и взаимной деятельности // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М, 1986. — С. 23 — 24.
  105. Методы изучения детей и подростков. Сб. статей. Орел, 1923.
  106. Е.С. Психология отрочества и юности: история становления и проблемы. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. — 109 с.
  107. В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш.учеб.заведений / B.C. Мухина. 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 2007. -640 с.
  108. В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1991.-е. 113 — 123.
  109. Р. Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. — 1998. № 2 — с. 18 — 33.
  110. В.Н. Личность и неврозы. Л.:Изд-воЛенинградского университета, 1960. — 426 с.
  111. ПЗ.Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. Под ред. А. А. Бодалева. Воронеж: НПО «Модек», М.: Институт практической психологии, 1998. — 362 с.
  112. И. А. Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности (на примере подросткового возраста). Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.05) Казань, 2004. — 18 с.
  113. И. А. «Я и другие». Процедура исследования субъективного образа социального мира и других характеристик социализации личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. — 70 с.
  114. Р.В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка. Архангельск, 1994. — 146 с.
  115. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.-
  116. Российский фонд культуры- 2 изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. -928с.
  117. В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 1997. — 336 с.
  118. Ю.М. Половое развитие и воспитание. — М.: Просвещение, 1993.-293 с.
  119. В. Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. — 2001. № 3 — с. 79 — 91.
  120. В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — с.135.
  121. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 139 — 142.
  122. В.Ф. Основы психосемантики. М., 1997. — 400 с.
  123. JI.A. Обратная связь как феномен социально -перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. — С. 152 -168.
  124. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. — М.: педагогика — пресс, 1994.-528с.
  125. А. Н., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях // Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1991.-е. 77−81.
  126. А. М., Толстых Н. Н. Как жить с трудными родителями. — М.: Академический проект, 2001. —48с.
  127. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд-е, перераб. и дополненное. М.:Пед-ка-Пресс, 1996. — 440с.
  128. Психология. Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  129. Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. — 1999. —№ 2. —. 48−54.
  130. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. — 416с.
  131. А.А. «Уличные» дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы // Социальная работа с детьми и подростками группы риска: Материалы международной конференции. СПб., 2000. — с. 12−16.
  132. Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003 — 352 с.
  133. С. Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии. 1999. — № 3. — с. 159 — 167.
  134. К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 464с.
  135. Роджерс Карл. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. — 480 с.
  136. В. М. Кризис личности как отражение кризиса культуры // Мир психологии. 1994. — № 0. — с. 26 — 32.
  137. И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. (Введение в теорию, практику и историю психоанализа.) Пособие для учителей. М.: Интерпракс, 1994. — 288 с.
  138. М.М. Психология юношеского возраста. М., 1928. — 276 с.
  139. Рубинштейн С. JL Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. -713 с.
  140. Л.И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме. Диссертация канд. Психол. наук (19.00.07). -М. 1989. 165 с.
  141. О. А. Психологические механизмы формирования представлений о мужском образе у мальчиков 4−7 лет. Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.07). Казань, 2005. — 22 с.
  142. Сатир Вирджиния. Как строить себя и свою семью / пер. с английского. М.: Педагогика — Пресс, 1992. — 192 с.
  143. Т.В. Социально-психологические детерминанты формирования девиантного поведения несовершеннолетних. Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.06). Рязань, 2005. — 25с.
  144. Т. А. Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения личности к миру: Монография. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. — 115 с.
  145. И.А. Душа ребенка. — Киев, 1911.
  146. B.JI. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). — СПб.: Химиздат, 2001.-288 с.
  147. Ситников B. JL Структура образа ребенка в педагогическом сознании и методы ее выявления // Проблемы воспитания учащейся молодежи. СПб., Черкесск, 1995. — С. 334 — 339.
  148. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
  149. В.Е. Рабочий подросток. М., 1924.
  150. С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. Ун-та. -Серия 14.-Психология. 1981.-№ 2.-С. 15−30.
  151. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985.-231 с.
  152. О. В. Депривация семейного общения как детерминанта личностного развития детей, лишенных попечения родителей. Дисс. канд. психол. наук (19.00.01). Краснодар, 2004. — 209с.
  153. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков (материалы Российской научно — практической конференции 1996 года). М.: Грааль, 1996. — 184с.
  154. JI.A. О некоторых подходах к психотерапии смысложизненных ориентаций личности // Мир психологии. 2001. -№−2-с. 89−93.
  155. В.В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мираи проблема нового мышления // вопросы психологии. — 1988. № 4. — С. 34−42.
  156. Н.С. Совершенствование деятельности педагога в гуманистической парадигме образования: Монография. — Н. Новгород: ВГИПА, 2005.- 117 с.
  157. О. К. Психология мышления. М.: Академия, 2002. -288с.
  158. Трубицина JL В. Переживания травмирующего события как проблема психологии личности. М, 2005. — 23с.
  159. В. П. Философия сознания. -М.: Мысль, 1971.
  160. Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально экономического кризиса // Мир психологии. -1994. -№ 0.-С.38−47.
  161. Н. С. Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей. Автореф. дисс. канд. психол. наук (19.00.07). Иркутск, 2004. — 16с.
  162. Фрейд 3. Избранное. Книга 2. — М.: Московский рабочий, 1990 г. -176с.
  163. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. -296с.
  164. И. А. Психические особенности детей, лишенных родительского попечительства. — М, 1989.
  165. И.А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 319 с.
  166. А.У. Восприятие человека человеком как воздействие на другого // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. — С. 84−85.
  167. Цой Л. Н. Конфликтное содержание в коммуникации // Мир психологии. 2000. — № 2. — с. 26 — 33.
  168. Г. И. Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе. М., 1994. — 349с.
  169. А.Ф. Дитя. Очерки по эволюции человека. Часть 1. — М., б/г 304 с.
  170. А.Ф. Дитя. Очерки по эволюции человека. Часть 2. — М., б/г 370 с.
  171. Т. И. Психолог в материнской школе (вопросы теории и практики). Практико-ориентированная монография. — Н. Новгород: НИРО, 1998.-248с.
  172. Е. В. Педагогическое содействие ресоциализации подростков с девиантным поведением в социально-реабилитационном центре. Автореф. дисс. канд. психол. наук (13.00.01). Челябинск, 2005. — 24с
  173. Школа диалога культур (основы программы) / под ред. Библера. — Кемерово, 1992. 96с.
  174. Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем. -СПб.: Издательство Пирожкова, 2001. 224с.
  175. Э. Психическая структура подростка // Педология юности: Сборник статей / Пер. Г.Аркина- под ред. ИАрямова. М., 1931. -с. 77−93.
  176. Т. И., Олиференко JI. Я. Основы психологической работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1998.
  177. Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.
  178. Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: ПИТЕР, 1999. 656с.
  179. А. Детские самоубийства // Книга о ребенке. Коллективный труд специалистов по вопросам воспитания детей. Пер. с нем. Оршанского. М., 1912.
  180. Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996. — 592 с.
  181. Bern S.L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender aschematic children in a gender schematic societies // Signa: Journal of Women in Culture and Society. 1983. — Vol.8. — № 4.
  182. Bick E. Findings from infant observation integrated into child and adult analysis // Brit. J. Psychotherapy. 1986. — V.2 (4).
  183. Bowlby J. Attachment and loss. V. 2. Separation, anxiety and anger. -N.Y.: Basic Books, 1973.
  184. Eccles (Parsons) J.S. Gender role socialization / R.M. Baron & W.G. Graziano (Eds.). Social psychology. Fort Worth, TX: Holt Renehart and Wunston, 1990.-P. 160−191.
  185. Kuhn M., McPartlend T. An empirical investigation of self-attitudes // Am. Sociological Rev., 1954. Vol. 19. — № 1.
  186. Mann R. A review of relationships between personality and performance in small groups // Psychological Bui., 1979. № 4. — P. 241−270.
  187. Rubin J.Z., Provenzano F.J., Luria Z. The eye of the beholder: Parents' views on sex of newborns // Am J. of Ortopsychiatry., 1974. — Vol. 44. — P. 512−519.
  188. Carl Rogers on Personal Power. Inner Strength and its Revolutionary Impact. London, 1977.
  189. Rogers С. The clinical treatment of the problem child. Boston, 1939.
  190. Winnicott D. Babies and their mothers. L., 1988.1. ГЛОССАРИЙ
  191. Дети группы риска — категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
  192. Дети, лишенные родительского попечительства — дети, родители которых умерли, лишены родительских прав или местонахождение которых неизвестно, а также безнадзорные и беспризорные дети.
  193. Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений и выбор индивидуального стиля общения и поведения, необходимых ему для нормальной жизни в обществе.
  194. Социальная реабилитация ребенка мероприятия повосстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, создание условий для социальной адаптации.
  195. Социальная ситуация развития — специфические отношения между ребенком и взрослым, опосредованные предметной средой и возрастными особенностями ребенка.
  196. Социально перцептивные образы — это отражение в сознании человека образов других людей и самого себя, как члена человеческого общества.
  197. Эмпирическое понятие представление о предмете или явлении, полученное путем абстракций и обобщений формально-логического характера и оперирования непосредственно ощутимыми признаками изучаемых предметов.
Заполнить форму текущей работой