Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование самостоятельности личности подростков

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, данная проблема является объектом пристального внимания психологов и педагогов. Вместе с тем, задачи образования на современном этапе требуют конкретного изучения проблемы самостоятельности учащихся на материале отдельных предметов. В работе лучших учителей накоплен значительный опыт развивающего обучения. Однако преобладающей в большинстве школ остается традиционная организация… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы изучения самостоятельности у подростков
    • 1. 1. Психологическая характеристика личности подростка
    • 1. 2. Личность учащегося в педагогическом процессе
    • 1. 3. Формирование самостоятельности личности как психолого-педагогическая проблема
  • 2. Практическое исследование формирования самостоятельности личности подростков
    • 2. 1. Обзор диагностических методик, используемых в работе
    • 2. 2. Анализ результатов диагностики
    • 2. 3. Выводы и рекомендации
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников
  • Приложение, А Локус контроля
  • Приложение Б Личностный дифференциал
  • Приложение В Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  • Приложение Г Методика для изучения социализированности личности учащегося
  • Приложение Д Тест Кеттела

Приложение Е Программа социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности» 76

Приложение Ж Корреляционные взаимосвязи результатов (по результатам первичной диагностики) 83

Формирование самостоятельности личности подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.

Основная ошибка многих учителей, начиная с начальной и кончая высшей школой, в стремлении ограничиться тем, чтобы дать знания и обеспечить усвоение материала. Неблагополучие обучения, в основном, состоит в неумении самостоятельно работать, в незнании как правильно выработать умения учебного труда. Существует недостаточность методического материала и рекомендаций к вопросу о системе развития самостоятельности у учащихся. А ведь суть педагогической технологии поиски новых научных подходов к анализу и организации учебного процеса, совокупность методов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока в системе обучения. Это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную стороны обучения.

В настоящее время ощущается увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных основ обучения.

Учителю требуются глубокие специальные знания по педагогике и психологии, а также особая практическая подготовка для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического воздействия, чтобы научить детей самостоятельно работать.

Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является осознание учеником своих способностей, интересов, знание способов самостоятельной деятельности.

Таким образом, данная проблема является объектом пристального внимания психологов и педагогов. Вместе с тем, задачи образования на современном этапе требуют конкретного изучения проблемы самостоятельности учащихся на материале отдельных предметов. В работе лучших учителей накоплен значительный опыт развивающего обучения. Однако преобладающей в большинстве школ остается традиционная организация самостоятельности учащихся. Эти недостатки массовой практики объясняются, как было указано выше, неразработанностью технологии развития самостоятельности школьников на уроках.

Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, ее недостаточная теоретическая изученность, значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили ее актуальность и определили выбор данной темы исследования.

Проблеме развития и формирования личности как в условиях обучения в школе, так и в семье посвящено множество работ педагогов и психологов, таких как Р. С. Немов, Н. В. Бордовская, А. М. Столяренко, И. А. Зимняя, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, и другие.

Изучением особенностей формирования и развития личности подростков занимались С. М. Семенюк, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия и другие

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология Текст: учебник. М.: Академический проект, 2006. 701 с. ISBN 5−902 766−13−3
  2. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками Текст. СПб.: Питер, 2007. 271 с. ISBN 5−94 723−492−0
  3. , А. С. Основы возрастной педагогики Текст: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с. ISBN 5−7695−0658-Х
  4. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с. ISBN 978−5911−808−464
  5. , Д. Психология развития. / Д. Бокум, Г. Крайг. СПб.: Питер, 2008. 940 с. ISBN 978−5-94 723−187−8
  6. Большая энциклопедия психологических тестов Текст. М.: Эксмо, 2007. 416 с. ISBN 978−5-699−13 698−8
  7. , Н. В. Психология и педагогика Текст / Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2008. 432 с. ISBN 978−5-272−266−2
  8. , Ю. В. Социальная педагогика Текст: курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. М.: Академия, 2000. 440 с. ISBN 5−7695−0526−5
  9. Возрастная и педагогическая психология Текст: учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. М.: МГОПУ АНОО НОУ, 1999. 234 с. — ISBN 5−8288−0190−2
  10. , О. Б. Возрастная психология Текст. М.: Владос, 2005. 264 с. ISBN 5−305−110−2
  11. , О. П. Практикум по психологии личности Текст. СПб.: Питер, 2001. 560 с. ISBN 5−272−115-Х
  12. Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя Текст. М.: Просвещение, 2001. 205 с. ISBN 5−09−00 3662 4.
  13. , И. А. Педагогическая психология Текст: учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с. ISBN 5−88 439−097−1
  14. , Ф. И. Психология воспитания школьников Текст. М.: Высшая школа, 2006. 189 с. ISBN 985−06−1206−1
  15. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. СПб.: Питер, 2008. 512 с. — ISBN 978−5-272−28−6
  16. Кон, Р. Л. Педагогическая психология: Принципы обучения Текст. М.: Академический проект, 2005. 735 с. ISBN 5−8291−0266−8
  17. , Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы Текст: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 381 с. — ISBN 5−7567−0160−5.
  18. , А. И. Общая психология Текст. СПб.: Проспект, 2009. 432 с. ISBN 978−5-392−449−2
  19. , В. М. Психология и педагогика Текст. М.: Высшая школа, 2006. 432 с. ISBN 5−06−5 581−7
  20. , И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Сфера, 2001. — 464с. — ISBN 5−89 144−162−4
  21. Е. М. Возрастная психология Текст: Краткий курс лекций для вузов: учебное пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 173 с. ISBN 5−305−193−5
  22. , А. Г. Общая психология Текст: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 693 с. ISBN 5−272−62−5
  23. , А. Мотивация и личность Текст. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. 352 с. ISBN 978−5-91 180−439−8
  24. , В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество Текст: учебник для студ. вузов. М.: Академия, 1997. 456 с. — ISBN 5−7695−0185−5
  25. , Р. С. Основы психологического консультирования Текст: учеб. для студ. педвузов. М.: ВЛАДОС, 2006. 394 с. ISBN 5−691−268−6
  26. , Р.С. Психология Текст: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. М.: ВЛАДОС, 2008. 608 с. ISBN 978−5691−011−337
  27. , Р.С. Психология Текст: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Экспериметальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, 2005. 512 с. — ISBN 5−09−7 343−0
  28. Основы психологии Текст: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Рн/Д: Феникс, 2005. 704 с. ISBN 5−222−6 930−3
  29. , В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст Текст. СПб.: Питер, 2006. 237 с. ISBN 5−469−1 071−6
  30. Педагогическая психология Текст: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. 400 с. ISBN 5−305−83−1
  31. , Л. А. Возрастная психология Текст. М.: Академический проект, 2005. 255 с. ISBN 5−902 766−12−5
  32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии Текст: учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский. СПб.: Питер, 2000. 560 с. ISBN 5−8046−0100−8
  33. Психологическая диагностика Текст: учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2003. 652 с. ISBN 5−94 723−626−5
  34. Психологические основы профессиональной деятельности Текст. М.: Логос, 2007. 855 с. ISBN 978−5-9292−0165−3
  35. Психология человека от рождения до смерти Текст / Под ред. А. А. Реана. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 656 с. ISBN 5−93 878−029−2
  36. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Текст / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с. ISBN 5−88 687−0504
  37. , М. И. Психология обучения и воспитания Текст. М.: Эксмо-Пресс, 2004. 175 с. ISBN 5−699−6 608-Х
  38. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте Текст / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. 128 с. ISBN 5−7685−0192−8
  39. , Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст. СПб.: Питер, 2001. 224 с. — ISBN 5−318−252−8
  40. , Е. Е. Психология развития человека Текст: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с. — ISBN 5−7556−0154−0
  41. , С. В. Педагогическая психология Текст / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006. 223 с. ISBN 5−469−921−1
  42. , А. Г. Практикум по общей психологии Текст: учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 224 с. ISBN 5−89 939−024−7
  43. , О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах Текст: учеб. посоие. М.: ТК Велби, 2005. 288 с. ISBN 5−482−178−4
  44. , Е. А. Возрастная психология Текст. СПб.: Питер, 2006. 208 с. ISBN 5−469−943−2
  45. , Е. А. Педагогическая психология Текст. СПб.: Питер, 2009. 176 с. ISBN 978−5-388−231−0
  46. , А. М. Психология и педагогика Текст: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с. ISBN 5−238−259−9
  47. , С. А. Социальная психология Текст. Рн/Д.: Феникс, 2005. 345 с. ISBN 5−222−6 476-Х
  48. , В. Б. Практическая психология. Проективные методики Текст / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. М.: Феникс, 2007. 478 с. ISBN 978−5-222−11 942−6
  49. И. В. Возрастная психология Текст. — М.: Гардарики, 2007. 352 с. ISBN 978−5-8297−0176−5
  50. , Ю. В. Общая психология Текст. СПб.: Питер, 2008. 272 с. ISBN 978−5-388−230−3
  51. Энциклопедия психологических тестов 3 Текст. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. 360 с. ISBN 5−275−67−7
Заполнить форму текущей работой