Особенности механизма уровневого анализа научных текстов у студентов младших курсов и возможности его активизации
Диссертация
Процесс анализа текста преставляет собой сложную систему взаимодействий между Читателем и Текстом, конечным продуктом которого становится формулировка нового высказывания, являющегося преобразованием исходной системы смыслов Читателя и смысловой константы, заложенной в тексте. Для осуществления адекватного преобразования необходимо учитывать свойства преобразуемого объекта (текста). Поскольку… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Анализ текста как психологическая проблема
- 1. Структура научного текста
- 2. Проблема понимания текста в лингвистике, психолингвистике и психологии
- 3. Субъектность как условие и результат взаимодействия с текстом как культурной нормой
- Глава II. Особенности механизма уровневого анализа текстов у первокурсников
- 1. Технология анализа научных текстов в системе позиционного обучения студентов
- 2. Организация экспериментального исследования
- 3. Особенности анализа научного текста первокурсниками
- Глава III. Активизация механизма уровневого анализа научных текстов посредством позиционного тренига
- 1. Организация формирующего эксперимента
- 2. Особенности активизации механизма уровневого анализа научного текста с условиях позиционного тренинга
- 3. Анализ результатов контрольной серии эксперимента
Список литературы
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973 -140 с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избранные психологические труды Воронеж, 1999. — 218 с.
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М., 1977 — 224 с.
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — М., 2001.-304 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994, 616 с.
- Бахтин М.М. К философским основаниям гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т.- том 5 -М., 1997 с. 7−10 (386−401).
- Бахтин М.М. Проблема текста//Собр. соч. в 7 т.- том 5 М., 1997 — с. 306−328 (618−647).
- Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М., 1994. — с. 174.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1990 — 536 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1979 — 423 с.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества//Вопросы психологии, 1999, № 2 с. 35−41.
- Брудный A.A. Понимание как философская и психологическая проблема // Вопросы философии, № 10, 1975.
- Брудный A.A. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации, М., 1976. 243 с.
- Брушлинский A.B. Субъект, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996−392 с.
- Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979 — 276 с.
- Вежбицка А. Местатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике, вып.8, 1978.
- Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, № 3, 1994, с. 122−129.
- Веракса Н.Е. Два принципа творчества в психологии //Психология познавательной деятельности учащихся и студентов/ под ред. Вераксы Н. Е. -М., 1990-с. 44−47.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, № 4, 1990, с. 5−14.
- Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход //Перемены,№ 1,2000, с. 81−107.
- Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов отделений и факультетов дошкольного воспитания // Современные модели обучения студентов. Красноярск, 2000. — с. 7−14.
- Веракса Н.Е. Структурно-диалектический метод построения психологического знания // Тезисы 11 международной конференции «Логика, методология, философия науки», Москва-Обнинск, 1995, с. 56−57.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
- Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.) Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М., 1993.- 190 с.
- Воробьева Л.И. Феномен авторства в научной психологии // Вопросы психологии, 1991, № 5, с. 131−134.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч. в 6 т., Т. 3 /под ред. A.M. Матюшкина. М., 1983 — с. 6−328.
- Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции / Сборник трудов. — М., 2001 -480 с.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Психология. М., 2000 — с 14−200
- Выготский Л.С. Мышление и речь/ Психология. М., 2000 — с. 262 510.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М., 1988.-704 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: уч. пособие для ВУЗов. М., 1999−332 с.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука М., Воронеж, 1998.-480 с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968 — 122с.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб, 1992. — 444 с.
- Герасимов C.B. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии, 1994, № 3. с. 88−93.
- Граник Г. Г., Самсонова А. Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопросы психологии, 1993,№ 2-с. 72−79.
- Граф С.С., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М., 1981.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., 2000. — 480 с.
- Давыдов B.B. О понятии развивающего обучения. Сб. статей. Томск, 1995- 144 с.
- Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998 — 88 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М., 1996 -554 с.
- Дайк ван Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 23. 1988.
- Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста (на материале школьных учебников) М, 1969.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы понимания. М., 1982.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. — Минск, 1981.
- Залевская A.A. Введение в психолингвистику. М., 1999 — 268 с.
- Захарова A.B., Лисина Г. П. Некоторые психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы студента // Психологические и педагогические основы обучения студентов. М., 1977.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии, 1991, № 1 с. 18−26.
- Знаков В.В. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания высказывания в межличностном общении // Психология индивидуального и группового субъекта. — М., 2002 с. 144−160.
- Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997. — 464 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991 — 464 с.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // «Народное образование», 1964, № 1, с. 68−74.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Карпей Ж., ван Урс В. Дидактические модели и проблема развивающей дискуссии //Вопросы психологии, 1993, № 4. с. 20−26.
- Коптева Н.В. О структуре учебников по психологии // Вопросы психологии, 1989, № 5-с. 106−111.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии, 2001, № 4 с. 14−30.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
- Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопросы психологии, 1988, № 2 с. 87−95.
- Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. СПб., 2002 — 320 с.
- Лем С. Фантастика и футорология: В 2 кн. Кн.1 М, 2004. — 591 с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистика. Л., 1967−246 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М., 1999. — 287 с.
- Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности лектора. М., 1981−276 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// Избр. псих. произведения: в 2-х т., т. 2 М., 1983 — 320 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. — 511 с.
- Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология. СПб., 2003. -416 с.
- Ломпшер И. Некоторые аспекты и условия формирования самостоятельности в учебной деятельности // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1978.
- Лосев А.Ф. Вещь и имя // Бытие. Имя. Космос. М.: «Мысль», Российский Открытый Университет, 1993 — с. 802−880.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа (из ранних произведений). М., 1990.258 с.
- Лосев А.Ф. Философия имени // Бытие. Имя. Космос. — М., 1993 с. 613−801.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. СПб., 2000.-е. 150−390.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. СПб., 2000.-е. 12−148.
- Лотман Ю.М. Текст как динамическая система./ Структура текста 81, под ред. Иванова В. В. — М., 1981 -198 с.
- Льюис К.И. Модусы значения / Семиотика: Антология. М.- Екатеринбург, 2001. — с. 227−241.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2000 — 128 с.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972- 168 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982, № 4 с. 5−17.
- Методологические основания модели позиционного обучения студентов педагогического колледжа (структурно-диалектический подход) / Сост.Т. В. Непомнящая, М. В. Чиркова. Красноярск, 2004 -125 с.
- Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002 -624 с.
- Моррис Ч.У. Основания теории знаков / Семиотика: Антология. М.- Екатеринбург, 2001. — с. 45−97.
- Мусхешвили Н.Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии, 1997, № 3, с. 79−91.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в ВУЗе. М., 1985. — 112 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии, 1996. № 1 с. 5−19.
- Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — 368 с.
- Перцева Е.В. Развивающий характер модели позиционного обучения // Современное педагогическое образование- личностно-ориентированный подход. / под ред. Н. Е. Вераксы, Красноярск, 2000, -с. 252−257.
- Перцева Е.В. Возможности формирования субъектной позиции студентов // Педагогика и психология XXI века: Материалы межвузовской научно-практической конференции студ. и аспир. 11 апреля 2000 года. М., 2001-е. 116−117.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1987.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. — 266 с.
- Поддъяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии, 1999, № 1, с. 13−20.
- Поддъяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград, 1995.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983 486 с.
- Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002 — 368 с.
- Радзиховский Л.А. Логический анализ и проблема понимания в психологии // Вопросы психологии, 1989, № 5 с. 99−105.
- Рачкова Е.В. Анализ возможностей развивающего обучения в ВУЗЕ // Материалы 1-ой Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы». Ч. 1. М., 1999 г, с. 60−62, с. 188−189.
- Рачкова Е.В. Структурные особенности научного текста // Вопросы гуманитарных наук, 2005, № 3 с. 86−94.
- Рачкова Е.В. Формирование механизма уровневого анализа научных текстов в системе позиционного обучения // Вопросы гуманитарных наук, 2005, № 3 с. 141−149.
- Рикер П. Живая метафора //Теория метафоры. М., 1990, — с. 68 102.
- Рикер П. Избранные труды М., 1996, — 364с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995 132 с.
- Сахарный JI.B. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Д., 1989.-184 с.
- Семиотика: Антология. М.- Екатеринбург, 2001. — 704 с.
- Серио П. Анализ дискурса во французской школе (дискурс и интердискурс) // Семиотика: Антология. М.- Екатеринбург, 2001. -549−562.
- Ситдикова Д.Ш. К вопросу об уровне подготовленности старшеклассников к учебе в вузе // Вопросы вузовской педагогики и психологии. Казань, 1973.
- Славская А.Н. Роль субъекта в создании и интерпретации авторской концепции/ Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002. — с. 161 -181.
- Современные модели обучения студентов: практика применения позиционной модели в образовательном процессе педагогического колледжа / Сб. статей. Сост. Т. В. Непомнящая. Красноярск, 2000.
- Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990. — 280 с.
- Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977 356 с.
- Степанов Ю.С. В мире семиотики // Семиотика: Антология. М.- Екатеринбург, 2001. — с. 5−43.
- Степанова М.А. Проблема обучения и развития в трудах JT.C. Выготского и П. Я. Гальперина // Вопросы психологии, 2001, № 4 с. 106−114.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969. — 134 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.-344 с.
- Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Мн., 2000.-200 с.
- Фуко М. Герменевтика субъекта. М., 1992. Вып. 1.- с. 12−27.
- Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994 — 406 с.
- Фуко М. Что такое автор? Порядок дискурса /Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. — М., 1996.-с. 7−97.
- Хомский Н. Язык и мышление. Б., 1999. — с. 5−122.
- Хомский Н. Язык и проблемы знания. Б., 1999. — с.223 -252.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995−254 с.
- Шиян И.Б., Шиян O.A. Проблема метакогнитивного развития как стратегии построения развивающих программ // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования. -М., 1996.-с. 180−181.
- Шиян O.A. Как читать научные тексты? //Перемены, № 1, 2001 с. 132−146.
- Шиян O.A. Научный текст в учебной деятельности студентов: предмет и средство познания.// Перемены, № 2, 2003 с. 6−31.
- Шиян O.A., Шиян И. Б. Психологический текст как культурный посредник (развитие семиотической функции студентов при изучении психологии в системе позиционного обучения) // Современные модели обучения студентов. Красноярск, 2000. — с. 56−62.
- Шоттер Дж. М.М. Бахтин и JI.C. Выготский: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии, 1996, № 6 — с. 107−117
- Шрейдер Ю.А. Текст, автор, семантика // Семиотика и информатика. -М., 1976, № 7. -с. 153−169.
- Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическиое пособие. М., 2003, 2 изд. — 240 с.
- Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике СПб., 2004 — 384 с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. -СПб., 2004.-544 с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории J1.C. Выготского). М., 1994. — 168 с.
- Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании // Вопросы философии, 1980, № 9.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии, 1989, № 6 с. 5−13.
- Amossy R., How to Do Things with Doxa: Toward an Analysis of Argumentation of Discourse, Poetics Today, Vol.23, No.3 (Fall, 2002). P. 465−487.
- Baehr S., Structuralist Poetics: Structuralism, Linguistics and the Study of Literature.- Slavic Review, Vol.36, No.4 (Dec., 1977), 719−721.
- Baehr S., Analysis of Poetic Text, Slavic Review, Vol.36, No.4 (Dec., 1977), 719−721.
- Birkmire D.P., Text Processing: The Influence of Text Structure, Background Knowledge, and Purpose, Reading Research Quarterly, Vol.20, No.3 (Spring, 1985), 314−236.
- Brown A.L., Smiley S.S., Rating the Importance of Structural Units of Prose Passage: A Problem of Metacognitive Development, Child Development, Vol. 48, No. l (Mar., 1977), 1−8.
- Brown A.L., Smiley S.S., The Development of Strategies for Studying Texts, Child Development, Vol.49, No. 4 (Dec., 1978), 1076−1088.
- Davey B., The Nature of Response Errors for Good and Poor Readers When Permitted to Reinspect Text during Question-Answering, American Educational Research Journal, Vol. 25, No.3 (Autumn, 1988), 399−414.
- Dijk Teun F. van & Kintsch W., Strategies of discourse comprehension, New York: Academic Press, 1983, 418 p.
- Dijk Teun F. van, Cognitive Processing of Literary Discourse, Poetics Today, Vol.1, No. ½, Special Issue: Literature, Interpretation, Communication (Autumn, 1979) 143−159.
- Eco U. Two Problems in Textual Interpretation / Poetics Today, Vol.2, No. la, Roman Jacobson: Language and Poetry (Autumn, 1980), p. 145−161
- Essert, P., Adult Education: An Overview, Review of Educational Research, Vol.23, No.3, Adult Education (Jun., 1953), 195−201.
- Ford N., Recent Approaches to the Study and Teaching of «Effective Learning» in Higher Education, Rewiew of Educational Research, Vol. 51, No.3 (Autumn, 1981), 345−377.
- Garner R., Alexander P.A., Gillingham M.G., Kulikowich J.M., Brown R., Interest and Learning from Text, American Educational Research Journal, Vol. 28., No.3 (Autumn, 1991), 643−659.
- Golikoff R.M., Rosinski R.R., Decoding, Semantic Processing and Reading Comprehension Skill, Child Development, Vol.47, No. l (Mar., 1976), 252−258.
- Golinkoff R.M., A Comparison of Reading Comprehension Processes in Good and Poor Comprehenders, Reading Research Quarterly, Vol. 11, N0.4(1975−1976), 623−659.
- Johnston P., Teaching Students to Apply Strategies That Improve Reading Comprehension, The Elementary School Journal, Vol.85, No.5 (May, 1985), 635−645
- Kintsch W., The Representation of Meaning in Memory (New York: John Willey, 1974), 182 p.
- LaSasso, C. A Comparison of Visual Matching Test-taking Strategies of comparably-aged normal-hearing and hearing-impaired Subjects with Comparable Reading Levels, VoltaReveiw, Vol. 88, 1985, p.231−241
- Linden M., Wittrock M.C., The Teaching of Reading Comprehension according to the Model of Generative Learning, Reading Quarterly, Vol. 17, No. l (1981), 44−57.
- Lotman Y.M., The Text within the Text, PLMA, Vol.109, No.3 (May, 1994), 377−384.
- Luke C., Castell S. de, Luke A., Beyond Criticism: The Authority of the School Text, Curriculum Inquiry, Vol. 13, No.2 (Summer, 1983), 1 lili?.
- McConkie G.W., Learning from Text, Review of Research in Education, Vol.5 (1977), 3−48
- Mosenthal James H., Tierney Robert J., Cohesion: Problems with talking about text, Reading Research Quaterly, Vol.19, No.2 (Winter, 1984), pp. 240−244
- Nasukawa T., Nagano T. Text Analysis and Knowledge Mining System / IBM System Journal, Vol. 40, No. 4, 2001 p. 967−984.
- Ninnes, P., Representations of Ways of Knowing in Junior High School Science Texts Used in Australia, Discourse: studies in the cultural politics education, Vol.22, No. l, 2001, p. 82−93
- Olson D.R., On the Language and Authority of Textbooks, Journal of Communications, Vol.30, No. l, (1980), 186−196.
- Orr L. Intertextuality and the Cultural Text in Recent Semiotics / College English, Vol. 48, No.8, (Dec., 1986), 811−823.
- Palmer W.S., Reading Theories and Research: A Search for Similarities, The English Journal, Vol.70, No.8 (Dec., 1981), 63−66.
- Peacock, A. & Weedon, H., Children Working with Text in Science: disparities with Literacy Hour' practice, Research in Science and Technological Education, Vol.20, No.2, 2002. p. 187−197.
- Penney, K.- Norris S.P., Phillips L.M. et. al., The anatomy of Junior High School Science Textbooks: An Analysis of Textual Characteristics and a Comparison to Media Reports of Science, Canadian Journal of Science, October, 2003. p. 415−433.
- Sheats, P.H.- McLaughlin, M.K., Methods in Adult Education, Review of Educational Research, Vol.20, No.3, Adult Education (June, 1950), 207 215.
- Thorndyke P.W., Hayer-Roth, E., The Use of Schemata in the Acquisition and Transfer of Knowledge, Cognitive Psychology, 11 (1979), p. 82−106.
- Vesta F.j. Di, Hayward K.G., Orlando V.P., Developmental Trends in Monitoring Text for Comprehension, Child Development, Vol. 50, No. l (Mar., 1979), 97−105.
- Voss J.F. & Silfies, L.N., Learning From History Text: The Interaction of Knowledge and Comprehension Skill With Text Structure, Cognition and Instruction, 1996, 14(1), 45−68.
- Wittrock M.C., Generative teaching of Comprehension, The Elementary School Journal, Vol.92, No.2 (Nov., 1991), 169−184