Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Специальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря о внутренней логике развития процесса научного познания, Л. С. Выготский подчеркивал, что для всякой науки рано или поздно наступает момент, когда она должна осознать себя самоё как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание с фактов и явлений на те понятия, которыми она пользуется. Сказанное как никогда актуально для современной специальной психологии. Специальная психология шла… Читать ещё >

Заключение. Специальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специальная психология на современном этапе представляет собой динамично развивающуюся отрасль психологической науки. В специализированной психолого-педагогической помощи нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и дети из массовых школ и детских садов. Большинство таких детей проявляют не грубые, а стертые, пограничные формы нарушений психического развития, проявляющиеся в дефиците внимания, расстройствах эмоциональной сферы, характерологических, поведенческих девиациях и многом другом. Следствием этого становятся затруднения в формировании различных форм деятельности, и прежде всего учебной, более или менее устойчивая социальная дезадаптация и нарушение процесса социализации. Причинами всего перечисленного могут выступать разнообразные патогенные факторы в виде нарушений в работе центральной нервной системы, многочисленные хронические соматические заболевания, неблагоприятные социально-психологические условия в виде тяжелых эмоциональных переживаний, чаще всего связанных с неправильным семейным воспитанием, ситуациями вынужденного переселения, насилия и т. д.

Увеличение численности лиц с отклонениями в развитии существенно изменило характер отношения общества к ним, что стало дополнительным стимулом в развитии специальной психологии, повысив ее социальную значимость. Разнообразие прикладных задач, стоящих перед специальной психологией, так или иначе способствует активизации ее внутренней исследовательской направленности, в частности в решении такой, казалось бы, сугубо академической и вместе с тем в высшей степени прикладной задачи, как определение сущности феномена нарушенного развития.

Обобщенное представление о дизонтогенезе и его дифференциальных признаках важно прежде всего в практическом смысле. Без этих представлений в повседневной психодиагностической практике весьма сложно отграничить крайние варианты нормального развития от стертых пограничных форм дизонтогений. Подобного рода ошибки в практике специальной психологии обходятся весьма дорого и, к большому сожалению, получают все большее распространение. Наивная убежденность, что эта проблема может быть автоматически решена путем использования многообразных психодиагностических методик, — обычная, но небезопасная иллюзия. Без разработки теоретических основ любые прикладные отрасли науки рано или поздно превращаются в утилитарные придатки. Обычная механическая суммация представлений о разных видах дизонтогенеза не дает сама по себе обобщенного представления о сущности нарушенного развития вообще — для этого требуется теоретический анализ. Более того, обобщенное представление о природе нарушенного развития как такового позволяет расширить наши представления о конкретных формах нарушенного развития.

Говоря о внутренней логике развития процесса научного познания, Л. С. Выготский подчеркивал, что для всякой науки рано или поздно наступает момент, когда она должна осознать себя самоё как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание с фактов и явлений на те понятия, которыми она пользуется. Сказанное как никогда актуально для современной специальной психологии. Специальная психология шла в своем развитии от отдельных отраслей, немногочисленная совокупность которых долго ассоциировалась со всей психологией. И только позже стало складываться представление о целостном предмете, дающем возможность определить, почему те или иные отрасли вошли в состав психологии и какие могут, а какие не могут в будущем входить в ее состав.

Формирование специальной психологии происходит за счет появления новых отраслей, что делает ее предмет внутренне более сложным. Это лишний раз говорит об актуальности исследования проблем общего характера, конституирующих целостное представление о едином предмете науки. В качестве конституирующего понятия для общей теории специальной психологии, с нашей точки зрения, должна выступать категория развития, а не категория дизонтогенеза, так как последняя суть относительна по отношению к первой. Напомним, само развитие понимается как универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении, в результате чего возникает новое качественное состояние объекта — его состава и структуры. В связи с этим предметом изучения специальной психологии должны выступать не сами по себе нарушения в развитии, а то, как протекает процесс психического развития в неблагоприятных условиях, следствием чего и являются возникающие нарушения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой