Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гендерные стереотипы интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тендерные стереотипы ориентируют женщин и мужчин на различные стратегии профессионального развития. Под стратегией мы понимаем общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Применительно к профессиональной сфере жизни говорят о стратегиях профессионального развития, выделяя активную (продуктивную) и пассивную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Тендерные стереотипы интеллекта как фактор выбора женщинами стратегий профессионального развития
    • 1. 1. Становление субъекта профессиональной деятельности в общей структуре развития человека: акмеологический аспект
    • 1. 2. Профессиональное развитие: этапы и факторы
    • 1. 3. Стратегии профессионального развития
    • 1. 4. Тендерные стереотипы как фактор профессионального развития
    • 1. 5. Тендерные стереотипы интеллекта как фактор выбора женщинами стратегий профессионального развития
  • Выводы
  • Глава 2. Программа эмпирического исследования
    • 2. 1. Этапы исследования
    • 2. 2. Обоснование выборки исследования
    • 2. 3. Методы и методики исследования
    • 2. 4. Показатели и индикаторы изучаемых феноменов
    • 2. 5. Уточнение основных понятий
  • Глава 3. Исследование взаимосвязи между тендерными стереотипами интеллекта и стратегиями профессионального развития у женщин
    • 3. 1. Исследование структуры и компонентов тендерных стереотипов интеллекта
    • 3. 2. Анализ представленности личностных свойствв структуре тендерных стереотипов интеллекта
    • 3. 3. Индивидуально-психологические особенности женщин с различными стратегиями профессионального развития
    • 3. 4. Анализ тендерных стереотипов интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития
  • Выводы исследования

Гендерные стереотипы интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие и самореализацию современного человека невозможно представить вне контекста его профессиональной деятельности, где открываются широкие возможности для личностного роста и творчества. Однако для многих женщин профессиональная деятельность не является в полной мере сферой раскрытия собственных способностей и возможностей. Подобная ситуация не в последнюю очередь связывается с тендерными стереотипами, в соответствии с которыми для женщин главными социальными ролями являются семейные, для мужчин — профессиональные.

Тендерные стереотипы ориентируют женщин и мужчин на различные стратегии профессионального развития. Под стратегией мы понимаем общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Применительно к профессиональной сфере жизни говорят о стратегиях профессионального развития, выделяя активную (продуктивную) и пассивную стратегии (Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманкж). Тендерные стереотипы зачастую становятся причиной ориентации женщин на пассивную стратегию профессионального развития, препятствуя профессиональной самореализации. И в первую очередь речь идет о реализации интеллектуальных способностей женщины, являющихся основной характеристикой человека как субъекта деятельности. Отмечается, что на уровне обыденных представлений интеллектуальность традиционно выглядит как маскулинное качество. Это порождает противоречие между стремлением женщин к гармоничной и всесторонней личностной самореализации, и их отказом от полноценного развития в профессиональном плане, что также в целом не соответствует гуманистическому вектору развития современного общества. Можно предполагать, что тендерные стереотипы интеллекта в существенной степени определяют выбор пассивных стратегий профессионального развития. В свою очередь, социальная общность, в которой происходит профессионализация женщины, избравшей пассивную стратегию, и ее статус в этой общности, способствуют закреплению соответствующих стереотипов.

В отношении тендерной стереотипизации имплицитных представлений об интеллекте в литературе имеется информация лишь самого общего характера, основанная на изучении имплицитных концепций интеллекта (Я^егпЬе^, Н. Агита & К. Ка$Ыуа§ 1, Н. Ка1у а1., А. Уагпапеп, Е. Ю. Самсонова, Н. Л. Смирнова и др.). Наиболее важным признаком «мужской» интеллектуальности является когнитивно-рациональное измерение, «женской» — социально-эмоциональное. Необходимость изучения тендерных стереотипов интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития и недостаточная разработанность данной темы в научной литературе является проблемой, на решение которой направлено наше исследование.

Объект исследования — профессиональное развитие женщин в период взрослости. Предмет исследования — тендерные стереотипы интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития.

Выборку исследования составили 358 человек, в том числе 253 женщины и 105 мужчин в возрасте от 20 до 45 лет, с различным уровнем образования и разными профессиями.

Целью исследования является выявление взаимосвязи между типом стратегий профессионального развития у женщин и особенностями тендерных стереотипов интеллекта.

Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы взаимосвязи тендерных стереотипов интеллекта и стратегий профессионального развития женщин. Соотнести имеющиеся научные представления о влиянии тендерных стереотипов на профессиональное развитие и самореализацию женщин и данные исследований имплицитных теорий интеллекта.

2. Изучить тендерные стереотипы интеллекта у взрослых респондентов, выявить и описать структуру и компоненты стереотипов.

3. Сопоставить представления об интеллекте у взрослых мужчин и женщин. Выявить и описать устойчивые общие характеристики тендерных стереотипов интеллекта и определить диапазон изменчивости данных стереотипов у взрослых респондентов разного пола.

4. Исследовать индивидуально-психологические особенности женщин, ориентированных на различные стратегии профессионального развития.

5. Выявить и проанализировать особенности тендерных стереотипов интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития.

Гипотезы исследования:

1. Имеются устойчивые различия в социальных представлениях о «мужском» и «женском» интеллекте, т. е. тендерные стереотипы интеллекта.

2. Тендерные стереотипы интеллекта включают в себя как характеристики когнитивных способностей, так и свойства, традиционно понимаемые как личностные, относящиеся к широкой области взаимодействия субъекта с окружающей средой.

3. У женщин с активной и пассивной стратегиями профессионального развития тендерные стереотипы интеллекта различны.

Теоретико-методологической основой исследования выступает акмеологический подход (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.) — положения субъектного подхода (С.Л.Рубинштейн), разрабатываемые в трудах отечественных психологов (К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев, Б.Ф.Ломов) и основные методологические принципы психологии: отражения, детерминации, развития, системности, единства сознания и деятельности, единства личности и деятельности. Концептуальными положениями нашего исследования выступали основы анализа социального мышления личности и социальных представлений (С.Московичи, К.А.Абульханова-Славская, Г. М.Андреева) — теоретические представления о тендерном анализе в психологии (Т.В.Бендас, И. С. Клецина, S.L.Bem, S. Burn и др.) — теоретические представления об имплицитных концепциях интеллекта (R.Sternberg, К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Дружинин).

Методы исследования. Для сбора данных использовались тестовые методики, специально разработанные анкеты, психосемантические методы. Обработка данных включала метод контент-анализа, а также методы первичной и вторичной (корреляционный, факторный, кластерный анализ) математической статистики и проводилась с использованием программ SPSS 13.0 и Microsoft Excel.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования (2005 — 2006 гг.). На втором этапе исследовались тендерные стереотипы интеллекта у взрослых мужчин и женщин, выявлялась структура и основные характеристики стереотипов (2007 — 2008 гг.). На третьем этапе сопоставлялись особенности тендерных стереотипов интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития (2008 — 2009 гг.). На четвёртом этапе материалы исследования оформлялись в виде диссертации (2009 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Существуют устойчивые различия между социальными представлениями о «мужском» и «женском» интеллекте, т. е. тендерные стереотипы интеллекта. Различия проявляются в общей структуре представлений об интеллекте, а также в оценках большинства качеств интеллекта. Тендерные стереотипы интеллекта наряду с характеристиками когнитивных способностей включают в себя свойства, традиционно понимаемые как личностные.

2. Стереотип «мужского» интеллекта является более единообразным и стабильным, чем стереотип «женского» интеллекта. В отношении структуры «женского» интеллекта существенно расходятся не только представления респондентов разного пола, но и представления женщин, ориентированных на различные стратегии профессионального развития.

3. Тендерные стереотипы интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития отличаются специфическими особенностями. Для женщин с пассивной стратегией характерна тенденция схематизации и обеднения образа «женского» интеллекта, они видят меньше различий между «мужским» и «женским» интеллектом, в меньшей степени включают в представления об интеллекте личностные качества. В целом, для этой категории женщин характерна тенденция занижения оценок интеллекта, как «мужского», так и «женского» .

4. Особенностью женщин с активной стратегией является то, что они выше оценивают интеллект как мужчин, так и женщин, и в большей степени включают в представления об интеллекте личностные качества (в первую очередь, характеристики экстраверсии-интраверсии и волевые свойства). В представлениях этих женщин «женский» и «мужской» интеллект различаются в большей степени, чем в представлениях женщин с пассивной стратегией профессионального развития.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечена адекватностью методологических основ, теоретическим анализом поставленных проблем, адекватностью методов и методик исследования целям и задачам работыдостаточным объемом выборкиприменением методов математической статистики для обработки полученных данныхсочетанием количественного и качественного анализа результатов эмпирического исследования.

Научная новизна проведённого исследования определяется тем, что в работе обобщены и сопоставлены отечественные и зарубежные исследования о влиянии тендерных стереотипов на профессиональное развитие и самореализацию женщин и данные исследований имплицитных теорий интеллекта. Исследована и описана структура тендерных стереотипов интеллекта у взрослых мужчин и женщин. Проанализированы и описаны тендерные стереотипы интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что расширены теоретические основы проблемы влияния социально-культурных факторов на процесс профессионального развития положениями о взаимосвязи тендерных стереотипов интеллекта со стратегиями профессионального развития женщин. В работе выявлены и описаны тендерные стереотипы интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития. Дополнены данные об имплицитных концепциях интеллекта — проанализированы включенные в структуру представлений о «мужском» и «женском» интеллекте как когнитивные способности, так и свойства, относящиеся к широкой области взаимодействия субъекта с окружающей средой, выявлена значительная роль волевого компонента.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что основные результаты и выводы могут быть использованы для психологической консультативной работы с женщинами и при разработке рекомендаций теоретического и прикладного характера для работы социальных институтов, целью которых является трудоустройство населения. Применение результатов возможно при проведении профконсультаций в социально-психологических службах сопровождения учебного процесса в школах. Материалы исследования возможно использовать в преподавании психологии развития и акмеологии, дифференциальной, тендерной и общей психологии в высших учебных заведениях профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждалась на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии АОУ ВПО ЛГУ им. А. С. Пушкина, а также были представлены на следующих конференциях: XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2008) — 7-й Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (2008) — Научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения О. К. Тихомирова «Современная психология мышления: Смысл в познании» (2008) — Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (2007, 2008, 2009).

Публикации. Представленные в работе результаты нашли отражение в 10 публикациях автора (2.8 п.л.).

Выводы.

1. Становление человека как субъекта профессиональной деятельности является важной составляющей общего развития человека (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б. Г., Асмолов А. Г., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л. и др.). Интегральной характеристикой субъекта профессиональной деятельности является стратегия профессионального развития — способность субъекта к самостоятельному планированию и построению своей профессиональной карьеры, к принципиальному, осмысленному и ответственному ее регулированию в соответствии с поставленной целью достижения профессионального успеха и профессиональной самореализации с учетом существующей социально-экономической ситуации на рынке труда.

2. Выделяют две основные стратегии профессионального развитияактивную и пассивную. Активная стратегия — это конструктивный способ разрешения трудностей профессиональной деятельностидля пассивной стратегии характерны процессы подчинения личности требованиям среды. К объективным показателям стратегий профессионального развития можно отнести успешность профессиональной деятельности, стремление к последовательному повышению квалификации и образовательного уровня субъекта профессиональной деятельности. Субъективные показатели особенностей стратегий профессионального развития включают в себя индивидуально-психологические характеристики личности (прежде всего, это ценностные ориентации, особенности мотивационной сферы личности, локус контроля), которые можно рассматривать как предпосылки выбираемой стратегии профессионального развития.

3. Тендерные стереотипные представления оказывают существенное влияние на процесс профессионального становления. Тендерные стереотипы, являющиеся разновидностью социальных, это принятые в обществе представления о «маскулинном» и «феминном» (Бендас Т.В., Воронина O.A., Клецина И. С., Петренко В. Ф., Bern S.L., Burn S.M. и др.). Они признаются преимущественно негативным феноменом, препятствующим адекватному взаимопониманию людей и искажающим видение социальной реальности. От мужчин общество традиционно ожидает достижений в профессиональной сфере, от женщин — выполнения семейных ролей, что способствует ориентации мужчин и женщин на различные стратегии профессионального развития. Кроме того, в литературе описан ряд тендерных стереотипов, препятствующих профессиональной самореализации женщин («недостаточная квалификация», «меньшая заинтересованность или отсутствие необходимости в работе», «бизнес — не женское дело» и др.), и ориентирующих их на пассивную стратегию профессионального развития.

4. Среди описанных в литературе исследований тендерных стереотипов, фактически не уделяется внимание рассмотрению распространенного в обществе стереотипа «мужского» и отличного от него «женского» интеллекта, ярко отраженного в культуре, искусстве, литературе и фольклоре, в том числе и современном (анекдоты). Можно предположить, что данный стереотип выступает одной из причин невозможности полного раскрытия интеллектуального потенциала женщин в профессиональной сфере. В исследованиях имплицитных представлений об интеллекте показано, что в описании «женского» интеллекта преобладает социальная составляющая и такие характеристики, как меньшая компетентность, меньшая объективность и логичность, меньшая способность к принятию решений. Также отмечается, что на уровне обыденных представлений интеллектуальность традиционно выглядит как маскулинное качество (Varnanen А., Смирнова H.JI.). В целом можно утверждать, что тендерные стереотипы интеллекта изучены недостаточно.

5. Анализ научных работ, посвященных изучению психологических особенностей мужчин и женщин, показывает отсутствие существенных различий в когнитивной сфере (Воронина О., Геодакян В. А., Трошев И. В., Каган В. Е., Колесов Д. В., Кон И. С., Обозов H.H., Рубин Г., Тырнова O.A., Bales R.F., Bern S.L., Burn S. M, Goffman E., Lott В. и др.). Однако в общественном сознании имеет место тенденция к восприятию интеллектуальности как маскулинного качества, что оказывает влияние на систему повседневных оценок интеллектуальных способностей мужчин и женщин, зачастую существенно занижая возможности последних. Можно предположить, что данный стереотип выступает одной из причин невозможности полного раскрытия интеллектуального потенциала женщин в профессиональной сфере.

6. Представляется, что укоренившиеся в общественном сознании имплицитные представления о «мужском» и отличном от него «женском» интеллекте влияют на выбор стратегий профессионального развития женщинами, однако данное предположение требует экспериментальной проверки.

1 этап — изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования (2005 — 2006 гг.).

2 этап — исследование тендерных стереотипов интеллекта у взрослых мужчин и женщин, выявление структуры и основных характеристик стереотипов (2007 — 2008 гг.).

3 этап — анализ особенностей тендерных стереотипов интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития (2008 — 2009 гг.). На данном этапе потребовалось формирование дополнительной выборки женщин, отвечающей определенным критериям. Группа женщин с активной стратегией профессионального развития состояла из числа респонденток, совмещающих работу и получение высшего образования (на базе среднеспециального). Группа женщин с пассивной стратегией профессионального развития включала «хронически безработных» женщин из Центра занятости населения, также имеющих среднеспециальное образование.

4 этап — завершающий анализ и обобщение полученных данных и формулировка выводов (2009 г.). На четвёртом этапе материалы исследования оформлялись в виде диссертации.

2.2 Обоснование выборки исследования.

Для осуществления эмпирического исследования тендерных стереотипов интеллекта у взрослых мужчин и женщин сформирована выборка из 358 человек (105 мужчин и 253 женщин) с различным уровнем образования и профессиями.

В опросе принимали участие студенты дневных, вечерних и заочных отделений ВУЗов Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, филиала АОУ ГОУ ВПО Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина и Санкт-Петербургской государственной академии им. И.И.Мечникова). В выборку первого этапа исследования вошли респонденты старше 20 лет. 47% от общего количества опрошенных работали по профилю высшего образования (студенты заочных и вечерних отделений), 32% - работали (или подрабатывали) в сфере, не связанной с получаемым образованием, остальные не являлись трудоустроенными и являлись в основном студентами дневных отделений -21%.

В связи с необходимостью выявления и анализа особенностей тендерной стереотипизации представлений об интеллекте в выборку вошли как женщины, так и мужчины. Средний возраст мужчин — 26 летсредний возраст женщин -29 лет.

Для осуществления эмпирического исследования особенностей тендерных стереотипов интеллекта у женщин с различными стратегиями профессионального развития, оказалось необходимым сформировать выборку, включающую в себя две группы взрослых женщин: с пассивной стратегией и с активной стратегией профессионального развития. Особую сложность представляла задача определить индикаторы, доступные для непосредственной и прямой оценки, которые соответствовали бы вышеназванным показателям и позволили бы сформировать требуемую структуру выборки.

Для выявления типа стратегии профессионального развития возможно выделение объективных и субъективных показателей. Объективные показатели позволяют судить о целенаправленной активной и успешной деятельности в профессиональной сфере. Это успешность и продуктивность профессиональной деятельности, стремление повышать уровень своей профессиональной квалификации.

К субъективным показателям типа стратегий профессионального развития можно отнести субъективную удовлетворенность профессиональной деятельностью, а также индивидуально-психологические особенности личности, выступающие в качестве предпосылок того или иного типа стратегии профессионального развития. Исходя из литературных данных, можно предположить, что к таким особенностям относятся прежде всего интернальность — экстернальность, характеристики мотивационной сферы личности и ценностные ориентации.

Для формирования выборки мы использовали в качестве основного объективного показателя пассивной стратегии профессионального развития состояние «хронической безработицы», понимаемое как отсутствие работы в течение длительного периода времени. В зависимости от величины временного интервала различают: продолжительную безработицу в течение 4−8 месяцевдлительную безработицу в течение 8−18 месяцеви застойную безработицу более 18 месяцев. В литературе неоднократно указывалось на то, что хронически безработные отличаются использованием пассивных стратегий профессионального развития. Так, Л. А. Коростылева отмечает, что лица, обращающиеся за содействием в службы занятости, испытывают выраженные затруднения в профессиональной самореализации, для них характерно «стереотипное использование сценариев, некритично воспринятых и оформившихся в более ранние годы, что приводит к применению непродуктивных, фиксированных, автоматически актуализируемых стратегий» [64, с. 102].

М.А.Бендюков, который провел масштабное исследование безработных, утверждает, что пассивная стратегия проявляется прежде всего в фактическом уходе индивида с рынка труда, в переносе активности в сферы, не связанные с восстановлением занятости. Это характерно в основном для «застойных» (более 6-ти месяцев) безработных. Основное отличие пассивной (неконструктивной) стратегии состоит в том, что индивид субъективно ощущает безработицу как переходную позицию между занятостью в прошлом и занятостью в будущем, но его активность не находит адекватных форм выражения для преодоления состояния безработицы. Собственная активность в этой сфере либо блокируется с целью поддержания эмоционального баланса (защитное поведение), либо имеет неадекватное выражение (хаотический поиск, поиск в отсутствии информации), либо реализуется в форме поиска социальной поддержки. Формы поведения, относящиеся к конструктивной стратегии, которая рассматривается в рамках нашего исследования как активная, характеризуются эффективным использованием социальных и личностных ресурсов при адекватной когнитивной проработке кризисной ситуации. Эффективность данных форм поведения определяется высокой активностью в поиске работы, верным пониманием происходящего, адекватным «образом будущего», принятием ответственности на себя [16].

С помощью сотрудников центра занятости города Санкт-Петербурга нами была сформирована выборка, включающая в себя 94 женщины (средний возраст — 36 лет), на протяжении последних 1,5 лет постоянно или с редкими перерывами числившиеся как нуждающиеся в трудоустройстве, при этом последние 4−6 месяцев они состояли на учете в Центре занятости и нигде не работали. Эти женщины имели среднее или среднеспециальное образование и не посещали дополнительные курсы, в том числе, по повышению квалификации или переквалификации. От предложенного в центре занятости места трудоустройства, они, как правило, отказывались после 1−3 месяцев работы, объясняя причину увольнения несоответствием оплаты труда и выполняемой работы, отсутствием хорошего коллектива и т. п.

Как нам представляется, состояние такой хронической безработицы является достаточно надежным индикатором отсутствия успеха в профессиональной деятельности и/или субъективной неудовлетворенности этой деятельностью. Отсутствие стремления к повышению уровня образования и квалификации у данных женщин также рассматривается нами как показатель пассивной стратегии.

В качестве группы женщин с активными стратегиями профессионального развития мы избрали группу работающих женщин, совмещающих свою профессиональную деятельность с получением высшего образования на базе имеющего среднеспециального (студенты заочного обучения). В силу возможной разнородности данной группы для обеспечения надежности результатов мы сочли необходимым существенно увеличить объем выборки до 159 женщин (средний возраст — 32 года).

В процессе исследования предполагалось также изучить присущие данным группам женщин субъективные показатели стратегий — те индивидуально-психологические особенности, которые могут рассматриваться как предпосылки того или иного типа стратегий: ценностные ориентации, интернальность-экстернальнотсь, особенности мотивационной сферы.

2.3 Методы и методики исследования.

При подборе методик для исследования тендерных стереотипов интеллекта мы опирались на теоретические представления и эмпирические данные в области изучения имплицитных концепций интеллекта.

Исследование имплицитных представлений об интеллекте в его классическом варианте, описанном Стернбергом с соавторами, предполагало 2 этапа [162]. Первоначально, случайным людям предлагалось перечислить характеристики академического и повседневного интеллекта. После этого выбранные в случайном порядке по телефонной книге люди оценивали интеллект вымышленных людей, психологические портреты которых составлялись из признаков, полученных в первом исследовании. Другой подход, предложенный Азума и Кошиваги, когда на первом этапе испытуемых просят описать умного человека в виде свободного рассказа [139]. Далее, аналогично подходу Стернберга, на основании контент-анализа полученных данных, составляется бланк с утверждениями, описывающими интеллектуальную личность. На втором этапе испытуемых просят вспомнить умного человека и оценить его по каждому из предложенных утверждений. В отличие от исследований Стернберга с соавторами, где исследовалось идеальное представление об умном человеке, Азума и Кошиваги просили представить конкретную личность.

Однако В. Н. Дружинин высказывает критическую точку зрения к методологии вышеописанных исследований. «Исследователи, пользуясь только положительными характеристиками, теряют „отрицательные“ дескрипторы, которые могут быть столь же важны для описания умного человека. Особо следует остановиться на смешении актуальных навязанных испытуемому исследователем конструктов. В первой части исследования Стернберг выявляются актуальные признаки, которые порождают сами испытуемые, а во второй части эти признаки выступают как заданные („навязанные конструкты“). Поэтому просто невозможно проконтролировать полноту или избыточность списка» [39, с. 148].

Исходя из этого, наше исследование тендерных стереотипов интеллекта включало 1 этап, когда испытуемым предлагалось перечислить в свободной форме как можно больше свойств и качеств сначала «мужского» интеллекта, а затем — «женского» интеллекта (Приложение А, анкета № 1).

Дополнительно, для исследования тендерных стереотипов интеллекта, использовалась анкета, разработанная И. А. Мироненко на основе имеющихся в литературе исследований имплицитных представлений об интеллекте [164- 166] (Приложение А, анкета № 2). Испытуемым предлагалось оценить по 7-балльной шкале выраженность следующих свойств интеллекта: 1) умение применять знания для решения практических задач- 2) ясность и беглость речи,.

3)способность видеть различия и согласовывать различные точки зрения,.

4)умение настойчиво искать и находить необходимую информацию, 5) знания о мире, умение использовать опыт, 6) сообразительность, умение мыслить абстрактно- 7) способность понимать других людей и предвидеть их поведение- 8) хитрость- 9) способность использовать других людей в своих целях.

При анкетировании респондентам предлагалась система оценок каждого качества от -3 до +3 единиц, что при переводе в бальную систему соответствует шкале от 1 до 7 баллов, где 1 балл («-3» при заполнении анкеты) можно рассматривать как полное отсутствие данного свойства в описываемом образе и 7 баллов («+3» при заполнении анкеты) как максимально возможную выраженность качества.

При использовании данной анкеты изучались представления о свойствах интеллекта «обычного» мужчины и «обычной» женщины, «умного» мужчины и «умной» женщины. Такой методический прием описан в литературе и является весьма результативным при анализе имплицитных представлений об интеллекте. Так, в финском исследовании, проведенном на младших подростках, требовалось нарисовать умного и обычного человека [167], а в одном из аналогичных российских исследований — умного и глупого [34]. В ходе нашего исследования не выявлены респонденты, для которых понятия «обычного» и «умного» человека были бы идентичными. В случае необходимости, давались дополнительные пояснения следующего характера. «Обычный» — это типичный «среднестатистический» представитель пола, с кем мы чаще всего сталкиваемся в повседневной жизни, не относящийся к категории «глупых». «Умный» представитель пола — тот, кого мы можем всегда отличить от «обычного» .

Для проверки гипотезы о включении в структуру тендерных стереотипов интеллекта характеристик и свойств, традиционно понимаемых как личностные, относящихся к широкой области взаимодействия субъекта с окружающей средой, нами использована методика Личностного дифференциала [134, с. 20−21]. Данная методика, разработанная на основе семантического дифференциала (Ч.Осгуд), может быть использована для решения различных практических проблем, в том числе — для выявления разнообразных социальных установок и исследования оценки (отношения) испытуемыми различных объектов (друзей, членов семьи, учебных предметов, различных видов деятельности, телепрограмм и пр.). В Личностном дифференциале отобрана 21 личностная черта. Шкалы заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить «умного» мужчину, затем, «умную» женщину, по отобранным чертам личности.

Таким образом, для изучения тендерных стереотипов интеллекта использованы следующие методики:

1. Анкета № 1 (опросный лист) исследования тендерных стереотипов интеллекта, в которой испытуемым предлагалось в свободной форме перечислить как можно больше свойств и качеств сначала «мужского» интеллекта, а затем — «женского» интеллекта (Приложение А).

2. Анкета № 2, разработанная И. А. Мироненко на основе имеющихся в литературе исследований имплицитных представлений об интеллекте, в которой по 7-балльной шкале оценивалась выраженность предложенных свойств интеллекта (Приложение А).

3. Личностный дифференциал (далее ЛД), использованный для проверки гипотезы о включении в структуру тендерных стереотипов интеллекта не только когнитивных способностей, но и более широкого круга качеств [134, с. 20−21].

Методики предлагались для заполнения в указанной последовательности, бланки выдавались поочередно, во избежание использования информации из каждой последующей методики для возможных ответов респондентов.

При подборе методик для исследования индивидуально-психологических предпосылок стратегий профессионального развития мы исходили из анализа литературных данных о том, что на их формирование, в первую очередь, оказывает действие мотивационно-смысловые образования личности (системы личностных смыслов, значимые жизненные темы и признаки их структурирования, обретающие направленные динамические характеристики) [64, с. 102]. Таким образом, для диагностики индивидуально-психологических предпосылок стратегий профессионального развития использовались следующие методики.

4. Методика изучения мотивации успеха и боязни неудачи «МУН», предложенная А. А. Реаном [100, с. 508−509].

5. Тест-опросник диагностики уровня субъективного контроля «УСК» БажинаЕ.Ф., Голыкиной Е. А., Эткинда A.M. [100, с. 527−531].

6. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [100, с. 524−527].

При обработке данных применялись методы дескриптивной статистики (анализ средних, параметры разброса средних), также использовались методы корреляционного, факторного и кластерного анализов и метод контент-анализа.

2.4 Показатели и индикаторы изучаемых феноменов.

Одной из основных задач нашего исследования является выявление особенностей тендерных стереотипов интеллекта, что требует охарактеризовать показатели, позволяющие говорить о стереотипности исследуемых нами социальных представлений и определить их эмпирические индикаторы.

Исходя из основных свойств стереотипов, описанных в литературе, основной, корневой, характеристикой стереотипов является их согласованность и устойчивость (единство представлений среди членов стереотипизирующей группы). А. И. Донцов и Т. Г. Стефаненко подчеркивают, что именно на основании такой характеристики стереотипов как «устойчивость», которая коренится в культурно-историческом приписывании членам социальных общностей прототипических черт и особенностей, стереотип может быть рассмотрен как разновидность социальных представлений [127, с. 84].

Основной показатель, который мы учитывали — это наличие в структуре социальных представлений об интеллекте показателей, оценка которых внутри группы оказывается устойчиво единообразной, а между группами значимо различается. Основным индикатором стереотипизации в данном случае выступает низкий разброс оценок определенных свойств в структуре тендерных стереотипов интеллекта внутри группы в сочетании со значимыми межгрупповыми различиями в оценке данных свойств.

Анализ особенностей тендерных стереотипов интеллекта предполагал выявление факта следующих различий:

1. Стереотипные представления о «мужском» интеллекте отличны от представлений о «женском» интеллекте как у мужчин, так и у женщин.

2. Имеются значимые различия между мужчинами и женщинами в том, как те и другие представляют себе «мужской» и «женский» интеллект.

3. В структуре стереотипных представлений как о «мужском», так и о «женском» интеллекте имеются свойства, оценка которых внутри тендерной группы оказывается устойчиво единообразной, а между группами значимо различается.

2.5 Уточнение основных понятий.

Стратегия — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегия жизни — способность к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением [2].

Стратегия профессионального развития — способность субъекта к самостоятельному планированию и построению своей профессиональной карьеры, к принципиальному, осмысленному и ответственному ее регулированию в соответствии с поставленной целью достижения профессионального успеха и профессиональной самореализации с учетом существующей социально-экономической ситуации на рынке труда.

Мы основывались на наиболее распространенной в литературе и теоретически обоснованной дихотомической классификации стратегий профессионального развития, выделяя два типа стратегий: активная и пассивная. Исходя из данного нами рабочего определения стратегии профессионального развития, активная и пассивная стратегии могут быть определены следующим образом. Активная стратегия профессионального развития — способность субъекта к активному самостоятельному планированию и построению своей профессиональной карьеры, к принципиальному, осмысленному и ответственному ее регулированию в соответствии с поставленной целью достижения профессионального успеха и профессиональной самореализации с учетом существующей социально-экономической ситуации на рынке труда. Пассивная стратегия профессионального развития — бездеятельная позиция субъекта в планировании и построении своей профессиональной карьеры, отсутствие принципиального, осмысленного и ответственного стремления к достижению профессионального успеха и профессиональной самореализации в условиях конкретной социально-экономической ситуации на рынке труда.

Социальные представления — это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, которые являются ведущей и существенной характеристикой общественного и индивидуального сознания [85- 86- 154]. Социальные представления относятся к числу форм и способов обыденного познания действительности, которое, в противовес научному познанию, принято называть «наивным», «практическим» познанием. Это атрибуты обыденного практического мышления, предназначенные для освоения и осмысления социального, материального и идеального окружения. В понятии социального представления происходит соединение двух аспектов: понимание его как «свойства и продукта обыденного мышления» и как «процесса». Социальные представления изменяются в условиях трансформации общества [40, с. 102−103].

Социальный стереотип. Термин «стереотип» введен У. Липпманом в 1922 г. [71]. Это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные (описательные), ценностные и прескриптивные (обязательные) значения социальным группам и их типичным представителям. В более узком смысле — это стереотипное представление о социальной группе или общности (и ее членах) [22]. Таким образом, социальный стереотип — упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Основные свойства стереотипов: согласованность (единство представлений среди членов стереотипизирующей группы) — схематичность (упрощенность) — эмоционально-оценочная нагруженностьустойчивость (жизнестойкость, вплоть до ригидности) — неточность (ложность, «прямая дезинформация») [127, с. 78−88].

Тендерный стереотип — разновидность социальных стереотиповэто принятые в обществе представления о «маскулинном» и «феминном», «мужском» и «женском». (Бендас Т.В., Воронина O.A., Клецина И. С., Петренко В. Ф., Bern S.L., Burn S.M. и др.).

Тендер. Если понятие «пол» относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчины» и «женщины», то понятие «гендер» — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины»). «Основной смысл понятия „гендер“ заключен в идее социального моделирования или конструирования пола посредством социальной практики. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей и соответственно возникает довольно жесткий ряд представлений о том, что есть „мужское“ и „женское“ в этом обществе. Таким образом, гендер — это совокупность социальных конструкций и репрезентаций, а не данность, закрепленная природой» [58, с. 122]. Тендерные характеристики изменяются в ходе изменений культуры и общества.

Под тендерными стереотипами интеллекта в рамках данной работы мы понимаем стереотипные представления о «мужском» и «женском» интеллекте. Тендерные стереотипы интеллекта различны у представителей разного пола.

Отметим, что для исследования тендерных стереотипов интеллекта по анкете № 2 нами использован прием, который описан в литературе и успешно применяется для исследования имплицитных представлений об интеллекте [34, 167]. Этот прием состоит в том, что испытуемым предлагается оценить интеллектуальные качества сначала «обычного», а затем «умного» человека. В нашем случае, мы просили оценить интеллект «обычных» и «умных» мужчин и женщин. Сопоставление оценок интеллектуальных качеств «обычного» и «умного» человека позволяет уточнить и дополнить данные о месте и значении тех или иных свойств в представлениях об интеллекте, свойственных обыденному сознанию, и об общей структуре имплицитных представлений об интеллекте.

Обычный" мужчина (женщина) — определяется при использовании данного методического приема как типичный представитель пола, с каким мы чаще всего сталкиваемся в повседневной жизни, не относящийся к категории «глупых» .

Умный" - тот, кто отличается высоким уровнем интеллекта, и кого мы можем всегда отличить по этому признаку от «обычного» .

Стереотипизацияпроцесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Таким образом, это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах, связанных с упорядочиванием и отбором информации, стереотипизация в конечном итоге выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшими из которых являются: поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам и т. д. [13].

Имплицитные представления. Существует несколько значений слова «имплицитный» (от лат. трПскш) — «скрытый, неявный, подразумеваемый, присутствующий неявно», его антонимом является «эксплицитный» .

Впервые термин «имплицитные теории личности» был предложен в 1954 году Дж. Брунером и Р. Тагиури для объяснения ряда феноменов в области межличностного восприятия. Понятия «имплицитная психология», «наивная психология», «житейская психология», на равных правах употребляемые в современной научной психологической литературе, определяют совокупность индивидуальных представлений личности о физической и социальной реальности, которые являются регуляторами ее социального поведения.

Имплицитные представления об интеллекте — частично осознаваемые обыденные представления людей о том, что представляет собой интеллект как особая познавательная способность (ум) человека. Методы изучения имплицитных представлений об интеллекте применяется для исследования вопроса о природе и структуре интеллекта наряду с так называемыми эксплицитными методами, основанными на психометрическом подходе [39, с. 24]. Авторы, изучающие имплицитные представления, просят людей объяснить понятие интеллект «обычным языком». Подход предложен У. Нейссером (1979) и фактически осуществлен Стернбергом, а также Конвеем, Кетроном и Бернстейном в 80-х годах XX века.

Имплицитные представления рассматриваются в психологической науке как неосознанные представления конкретной личности, но они являются подобными в рамках конкретного общества и культуры в силу общего для всех объекта отражения (Стернберг Р.). Мы полагаем, что в некоторых случаях, имплицитные представления могут быть наделены чертами стереотипности, поскольку являются общими и характерными для конкретных социальных (в нашем случае тендерных) групп внутри общества, и обладают при этом характеристиками (свойствами) социальных стереотипов.

3.1 Исследование структуры и компонентов тендерных стереотипов интеллекта.

Первоначально нами проверялась гипотеза о наличии устойчивых различий в представлениях о «мужском» и «женском» интеллекте, т. е. выявлялись тендерные стереотипы интеллекта. Для проверки данной гипотезы использован метод контент-анализа, метод кластерного анализа, методы дескриптивной статистики (анализ средних) и факторный анализ. Для подтверждения наличия тендерной стереотипизации также проанализированы параметры разброса средних по полученным данным.

Отметим, что в ходе дополнительного исследования проанализированы особенности тендерных стереотипов интеллекта у респондентов разных этапов периода взрослости («молодежь» от 20 до 30 лет и «взрослые» от 31 до 45 лет) [119]. Результаты анализа позволяют говорить об отсутствии существенных различий тендерных стереотипов интеллекта у выделенных групп данного возрастного периода (Приложение Б).

3.1.1 Исследование тендерных стереотипов интеллекта методом контент-анализа и кластерного анализа свободных ответов.

При проведении данной части исследования испытуемых просили в специально разработанной анкете № 1 (Приложение А) перечислить как можно больше свойств и качеств сначала «мужского», а затем — «женского» интеллекта. Предполагалось, что свободные ответы испытуемых внесут дополнительную информацию в вопрос о тендерных стереотипах интеллекта. В результате анализа получено около 1500 понятий, использованных респондентами для описания каждого заданного образа. Методом контент-анализа ответы разбиты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой