Акмеологическая проблема жизненного самоосуществления человека как саморегулирующейся системы определяет высокую актуальность исследований' ценностно-смысловой сферы развивающейся личности.
В психологии активно изучается вопрос о роли ценностно-смысловой сферы в жизнедеятельности личности [164, 112, 27, 41, 122, 175, 217]. В качестве структурных компонентов ценностно-смысловой сферы выделяются различные феномены: ценностные ориентации: [11, 15, 22, 34, 61, 123, 173, 174, 212, 219, 236], смысл жизни [159, 191, 203, 37] личностные смыслы и установки [19, 117, 189, 175], смысловые образования [19, 45, 139], ценностно-смысловое образование [104, 105], ценности [24, 212, 223]- личностные ценности [116, 117, 217], ценностные отношения [68, 76, 138], ценностные переживания [89, 132]- ценностные представления [120, 121, 156]- идеалы, мотивы [120, 113], а также функционально-динамические аспекты: смыслообразование, [1, 117, 125, 170]. Ряд исследований раскрывают особенности становления ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте [26, 73, 78, 90, 92, 177, 215].
В акмеологии устанавливается тесная связь между высшим уровнем достижений в какой-либо области деятельности человека и ценностно-смысловой сферой его личности [10, 11, 106, 32, 75].
В психологии развития юношеский возраст характеризуется как период активного самоопределения в системе личностных смыслов [26, 91]. Данный процесс сопровождается переживанием индивидуальной значимости внутреннего мира, определением жизненных целей и поиском смысла жизни, осознанием тендерной и психосексуальной идентичности, формированием профессиональных ориентаций, расширением системы ценностей и их структурированием [177, 90]. Формирование ценностно-смысловой сферы личности рассматривается как новообразование юношеского возраста [91, 92].
Особенности ценностей в юношеском возрасте ранее исследовались преимущественно в контексте ведущей учебно-профессиональной з деятельности, при этом становлению ценностно-смысловой' сферы личности, ее структурно-содержательной организации и другим не. менее важным возрастным аспектам уделялось недостаточное внимание. Данная работа посвящена изучению-современного состояния проблемы ценностей личности в юношеском возрасте на примере исследовангок особенностей учащихся школы искусств.
По мнению психологов, образовательная среда дополнительного" образования, в том числе школ искусств, детских музыкальных, художественных школ и других учреждений, оказывает благоприятное воздействие-на личностное развитие подрастающего поколения, [17, 30, — 147]. Однако в современной литературе в незначительной мере отражается-оптимизация использования развивающего потенциала дополнительного «образования в области' акмеологии. Большинство исследовательских работ посвящено проблемам коррекционно-компенсирующего и дидактического-направления (арт-терапииадаптации детей с ограниченными возможностями, технологиям развития специальных способностей и пр.) А механизмы, и условия, способствующие гармоничному личностному развитию, в частности, развитию ценностно-смысловой сферы всреде дополнительного образования' не выделяются как предмет психологического анализа.
Несмотря на большой исследовательский интерес к проблеме ценностей и смыслов отмечается выраженная рассогласованность. теоретических взглядов на сущность, структуру и содержание ценностно-смысловой сферы личности.
Не конкретизированы понятия ценностей и личностных смысловне уточнен характер взаимосвязи между нимине определено их место в. психологической' системе. Особую сложность представляет вопрос о выделении и соотношении отдельных структурных компонентов ценностно-смысловой сферы личности ценности, смыслы, ценностные ориентации, смысловые ориентации, ценностные установки, ценностно-смысловые образования и т. д.). Не менее остро стоит проблема диагностики особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Узкая направленность методик, недостаточный учет возрастной 4 специфики, низкая? прогностическая надежность, опросниковне позволяют в? достаточной мере выявлять., индивидуальное' своеобразие ценностно-смысловой. сферы, личностина конкретном" — этапе онтогенеза-. Существующие методики ориентированы преимущественно на выделение доминирующих ценностей и смыслов! без раскрытия-характера их, взаимосвязи^ и структурной?- организации-. Одновременнос этим не раскрыты, взаимосвязимежду социальнымконтекстом? т изменениями? всистеме ценностей личности. Не достаточнопредставлены— данные, о специфике структуры. т содержания ценностно-смысловойсферы личностистаршеклассников! в, зависимости^ от. профиля образования. Это определило выбор цели и задач исследования. Цель исследования: выявление особенностей ценностно-смысловою сферы личности учащихся системы дополнительного образования (школ искусств и детских, музыкальных школ) и обоснование рекомендаций по диагностике и развитию. ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
Задачи исследования:
1. На основе-теорётических данных разработать и обосновать теоретическую^ модель, ценностно-смысловой сферы личности, раскрыть ее структуру и содержательные характеристики.
2. Обосновать и апробировать комплекс диагностических методик, позволяющих изучать особенности структуры и содержания" ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
3. По данным психодиагностического исследованияопределить особенности структуры и содержания" ценностно-смысловой, сферы личности учащихся: системы дополнительного образования (школ искусств, детской музыкальной школы).
4. На основе сравнительного анализа выявить различия в особенностях ценностно-смысловой сферы личности учащихся дополнительного образования и учащихся среднейобщеобразовательной школы, не вовлеченных в образовательную среду школы искусств;
5. Разработать рекомендации по психологическому сопровождению личности учащихся образовательных учреждений, включая диагностику, профилактику и развитие ценностно-смысловой сферы.
Объект исследования* - учащиеся старших и выпускных классов системы дополнительного образования! (школ искусств, детской музыкальной школы), а также общеобразовательных школ в возрасте 16−17 лет, в количестве 170 человек.
Предмет исследования — ценностно-смысловая сфера личности учащихся, школы искусств и детской, музыкальной школы. В рамках данного исследования, под ценностно-смысловой сферой’личности понимается система личностных смыслов и отношений к различным объектам и явлениям I действительности, выступающая регулятором процессов жизнедеятельности, включающая ряд структурных компонентов и содержательных характеристик.
Гипотеза исследования: ценностно-смысловая* сфера личности может быть изучена на основе структурно-содержательной модели, включающей ряд взаимосвязанных структурных компонентов и содержательных характеристик. Имеются различия в особенностях ценностно-смысловой сферы личности учащихся системы дополнительного образования в сравнении с учащимися общеобразовательной школы.
Теоретико-методологическую основу исследования* составили: принцип системного подхода к изучению психических явлений, позволяющий рассматривать ценностно-смысловую сферу личности как многомерную и многоуровневую систему (Э.Г. Юдин, Б. Ф. Ломов, В.И. Слободчиков), включающую ряд взаимосвязанных структурных компонентов и содержательных характеристик (В. А. Ганзен) — психологическая теория деятельности, как объяснительный принцип и метод изучения конкретных психологических явлений, понимание развития как качественного преобразования в психологической системе, приводящего к новому ее строю и способу функционирования (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — культурно-историческая теория развития высших психических функций и учение об интериоризации, в соответствии^• с. которым ценностно-смысловая сфера личности* является-результатом «вращивания внутрь», ценностей общества (Л.С.Выготский) — теория смысла как. центрального образования* личности в новой постмодернистической психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире», где принципиальной особенностью человека является его-направленность на. поискги реализацию смысла, где смысл рассматривается как высшая интегративная-основа личности (В1 Франкл, К. Роджерс, Дж. Ройс, Ф: Феникс, И. Ялом, А. Н. Леонтьев, Д’А.Леонтьев, А. Г. Асмолов, Б.С.Братусь) — концепция Д. А. Леонтьева, о смысловых структурах личности, согласно4 которой личностная ценность проявляет себякак источник смыслообразования и мотивообразования и берет своё начало* всоциокультурном целом, к которому принадлежит личность;
Научные положения, выносимые на защиту.
1. Ценностно-смысловая сфера представляет собой интегральное образование личности, которое содержит ряд структурных компонентов, и содержательных характеристик. К структурным компонентам относятся: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы. Каждый из выделенных компонентов, в свою очередь, может быть наполнен конкретным смыслообразующим содержанием: самоосуществление, познание, витальное существование и комфорт, духовность.
2. К детерминирующим условиям, определяющим развитие ценностно-смысловойсферы личности старшеклассников, относятся: возрастные характеристики, индивидуально-психологические особенности, а также специфика организации образовательной среды, включая традиции учреждения, направленность обучения, методику обучения и развития школьников.
3. Имеются различия в структуре и содержании ценностно-смысловой сфере личности учащихся школ искусств и средних общеобразовательных школ, не вовлеченных в систему дополнительного образования.
4. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности, на основе разработанной входе* исследования модели, позволяетизучать особенности" структуры и содержания ценностно-смысловой сферы старшеклассников:
5. Интенсивность развития ценностно-смысловой сферы в, юношеском возрасте определяет необходимость психологического' сопровождения" старшеклассниковвключающего: диагностику, профилактику и коррекцию нарушений:
Научная новизна исследования заключается в томчто в данной работе впервые:
— обоснована и использована структурно-содержательная модель ценностно-смысловой сферы личности, включающая' ряд структурных компонентов (ценности-знанияценности-мотивы, ценности-целии ценности-смыслы) и содержательных характеристик, представленных ценностями самоосуществления, познания, витального* существования^ и комфорта, духовно-нравственными ценностями;
— обоснован, комплекс методов диагностики ценностно-смысловой сферы личности, позволяющий конкретизировать особенности структуры и содержания ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников;
— определены различия в структурных компонентах и содержательных характеристиках ценностно-смысловой сферы личности учащихся школ искусств и средних общеобразовательных школ, не вовлеченных в систему дополнительного образования;
— выделены условия, определяющие развитие ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников, к которым относятся: возрастные характеристики, индивидуально-психологическиеособенности, а также специфика организации образовательной среды.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о закономерностях развития ценностно-смысловой сферы личностиуточнении представлений о структуре и содержании ценностносмысловой сферы личностиконкретизации данных об особенностях 8 ценностно-смысловой сферы старшеклассников в зависимости от типа образования.
Практическая значимость работы. В ходе исследования выделены диагностические критерии и обоснован комплекс методов изучения ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте, предназначенный для применения педагогами и практическими психологами в сфере образования. Разработаны и обоснованы практические рекомендации по диагностике, профилактике и развитию ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников. Результаты диагностики использованы для проектирования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений среднего и дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена последовательным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей* и задач исследования, применением общепринятых психологических методик, использованием методов математикостатистического анализа.
Методы исследования:
Для обоснования основных положений и целей исследования был использован комплекс методов: анкетирование, беседа, включенное наблюдениевербальный фрустрационый тест Л. Н. Собчик, экспресс-методика «Доминанта» В. А. Левина и С. Д. Дерябо, методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» Е. Б. Фанталовой, «Методика исследования системы жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова, разработанная на основе «Методики предельных смыслов» Д. А. Леонтьева, «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика определения структуры темперамента ОСТ В. М. Русаловаметоды математико-статистической обработки эмприрических данных (С-критерий Стьюдента,критерий Фишера, метод корреляции Пирсона).
Организация исследования: исследование проводилось с 2006 по 2009 и включало несколько этапов. На первом этапе (2006;2007 гг.) осуществлялась разработка теоретико-методологической базы исследования, проводился 9 анализ научных работ по — проблеме ценностно-смысловой' сферы личностина основе которого получена гипотетическая модель «ценностно-смысловой сферы* личности. На' втором этапе (2007;2008 гг.) осуществлялся, анализ методов, диагностик» ценностно-смысловош сферьг личности учащихся, применяемых в среднем и дополнительном1 образовании. Велась разработка комплексной методики* изучения* особенностей ценностно-смысловой сферы, личности. На. третьемэтапе (2008;2009 гг.) проводилось эмпирическое* исследование, осуществлялсясравнительный, анализ особенностей структуры и содержания, ценностно-смысловой сферы личности учащихся, системы дополнительного1 образования и средней школы, выполнялось, литературное оформление диссертации.
Апробация результатов исследования: Основные положения и> результаты* исследования доложены и" обсуждены, наВсероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России», проходящей* в рамках VII' Рождественских образовательных чтений? (Тюмень, 2008) — на' IV Международной научно-практической конференции^ молодых ученых (Санкт-Петербург, 2008), намежвузовской* научно-практической конференции-«Экспериментальная психология: перспективы, решения, инструментарий», приуроченной к 130-летию со дня. открытиялаборатории" В. Вундтом (Сургут, 2009).
Структура и" объем диссертации. Диссертационная работа состоит из-введения, трех глав, заключения, выводоврекомендаций, списка* использованной литературы. Содержание работы, изложено на 179 страницах машинописного текста, иллюстрировано 9 таблицами и 17 рисунками. Библиографический список включает 241 источник, из них 20 на иностранном языке.
Выводы по эмпирической части.
На основании результатов проведенного нами исследования выявлен ряд особенностей ценностно-смысловой сферы личности учащихся школ искусств в сравнении с учащимися средней общеобразовательной школы:
1. Ценностно-смысловая сфера личности учащихся школы искусств характеризуется структурированностью и пропорциональностью соотношения компонентов. Все структурные компоненты (ценности-знания, ценности-мотивыценности-смыслыценности-цели) имеют более высокие показатели развития у учащихся школы искусств в сравнении с учениками общеобразовательных школ. У учащихся школ искусств выявляется сбалансированность всех четырех компонентов ее структуры, в то время как среди учащихся общеобразовательной школы обнаружено доминирование ценностей-знаний и ценностей-мотивов на фоне значительного дефицита ценностей-смыслов.
2. Сравнительный анализ содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности учащихся между школами показывает, что ценностно-смысловая сфера учащихся системы дополнительного образования отличается разносторонностью содержания при более выраженной направленности на «ценности самоосуществления» (высокий уровень — 72,4%), к которым относятся активная деятельная жизнь, интересная работа, творчество, счастливая семейная жизнь, свобода поступков и суждений. В содержании ценностно-смысловой сферы личности учащихся общеобразовательной школы доминируют ценности витального существования и комфорта: материальное благополучие, удовольствия и развлечения, наличие верных друзей, привлекательная внешность. При этом выявляется дефицит развития духовно-нравственных ценностей в сравнении с остальными содержательными характеристиками у учащихся средней школы (низкий уровень-более 1/3, 36%).
3. Сравнительный анализ тендерных особенностей развития ценностносмысловой сферы личности выявляет незначительные отличия в. структурного содержательной организации у юношей и девушек, у учащихся системы дополнительного образования. Так, констатируется сохранение общей тенденции развития ценностно-смысловой сферы, а именно несущественные различия показателей ее структурных и содержательных компонентов. Среди юношей и девушек в системе среднего образования проявляется, ряд значительных расхождений в, структуре и содержании ценностно-смысловой^ сферы личности. Так, у девушек не выявлены показатели низкого уровня ценностей-знаний, а также витальных ценностей. У юношей, напротив, констатируется) низкий уровень ценностей-целей, ценностей-смыслов, а также духовных ценностей, при отсутствии показателей высокого уровня. При этом* девушки обеих групп отличаются большей содержательностью и развитой структурированностью ценностно-смысловой сферы на изучаемом возрастном этапе.
4. Исследование взаимосвязи структурно-содержательной организации ценностно-смысловой сферы личности с индивидуально-психологическими особенностями частично* подтверждает гипотезу о детерминации развития, ценностно-смысловой сферы личности индивидуально-психологическими свойствами. Общим для обеих групп респондентов, как показал корреляционный анализ, является то, что особенности когнитивных личностных структур (предметной эргичности) находятся в тесной взаимосвязи с уровнем развития структурных компонентов (ценностей-знаний, ценностей-целей), а также содержательных характеристик (ценности познания, духовно-нравственные ценности) ценностно-смысловой сферы личности. Имея приблизительно одинаковый исходный уровень показателей индивидуально-психологических особенностей, учащиеся школ искусств и средней общеобразовательной школы выявляют значимые отличия в структуре и содержании ценностно-смысловой сферы.
5. Значимые различия в выраженности показателей структурных компонентов и содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности учащихся школ искусств в сравнении с учащимися общеобразовательных школ позволяют считать организацию образовательной среды школы искусств, как обладающую при прочих равных условиях большими возможностями в развитии ценностно-смысловой сферы личности. При этом необходимо учитывать традиции учреждения, направленность методов обучения на развитие учащихся школы искусств и включения их в специфическую образовательную деятельность.
Заключение
.
Изучение ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте является актуальной акмеологической задачей, так как юность признается периодом активного самоопределения в системе жизненных целей и ценностей, формирования профессиональных ориентаций, поиска смысла жизни.
В I главе диссертации проведен обзор теоретических подходов к трактовке понятий ценности и смысла, характера их взаимосвязи в структуре ценностно-смысловой сферы личности, взаимодействия с другими личностными сферами, а также механизмов формирования ценностно-смысловой сферы в онтогенезе. В качестве теоретико-методологической основы исследования избрана теория ценностей и смыслов А. Н. Леонтьева и Д. А, Леонтьева, позволяющая рассматривать ценностно-смысловую сферу личности как систему отношений к различным объектам и явлениям действительности, которая выступает регулятором деятельности и поведения личности и включает ряд структурных компонентов и содержательных характеристик.
Во II главе проведен анализ используемых методов диагностики ценностных ориентаций, иерархии ценностей, исследования жизненных смыслов. Предложен вариант структурно-содержательной модели ценностно-смысловой сферы, послуживший основой для обоснования комплексной методики, направленной на изучение особенностей структурных компонентов и содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности в раннем юношеском возрасте. Данная модель служит одним из подходов рассмотрения ценностно-смысловой сферы личности учащихся в дополнение к имеющимся теориям.
В III главе произведен качественно-количественный анализ ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников, исследованы особенности структурно-содержательной организации ценностно-смысловой сферы учащихся школы искусств, дана характеристика структуры и содержания ценностно-смысловой^ сферы учеников средней общеобразовательной школы, проведен сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы личности, старшеклассников школы искусств и средней общеобразовательной-школы. Полученные результаты" позволили сформулировать, следующие выводы:
1. Ценностно-смысловая' сфера личности старшеклассников представляет собой интегральное свойство, включающее ряд взаимосвязанных структурных компонентов- (ценностей-знаний, ценностей-мотивов, ценностей-целей и ценностей-смыслов), а также содержательных характеристик (самоосуществление, познаниевитальное существование и комфорт, духовно-нравственные ценности). Ценностно-смысловая сфера личности старшеклассников может быть изучена на основе структурно-содержательной? мод ели, позволяющей оценить степень сформированности выделенных структурных компонентов, индивидуальную иерархию-ценностей и их содержательную наполненность.
2. Предложеннаяв ходе исследования" комплексная методика изучения ценностно-смысловой сферы личности, является" адекватным инструментом для диагностики структуры* и содержания ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
3. Установлено, что ценностно-смысловая сфера личности учащихся" школ искусств имеет ряд отличительных особенностей в сравнении с учениками средней общеобразовательной школы, не вовлеченными в среду дополнительного образования. Ценностно-смысловая" сфера личности учащихся школы искусств. характеризуется большей структурированностью и пропорциональностью соотношения компонентов, а также четкостью смыслового содержания. Все структурные компоненты (ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-смыслы, ценности-цели) имеют более высокие показатели развития у учащихся школы искусств в сравнении с учениками общеобразовательных школ. По уровневым показателям у старшеклассников школы искусств доминирует высокий уровень, сформированности ценностей-знаний и ценностей-мотиввов: Среди учащихся общеобразовательнойшколынизкие показатели ценностей-целей и ценностей-смыслов встречаются чаще, чемг высокиепоказатели. Учащиеся* школы искусств демонстрируют более выраженную уравновешенность отдельных компонентовв, то время как среди учащихся' общеобразовательной* школы проявляется отчетливый дисбаланс в форме доминирования ценностей-мотивов на фоне дефицита ценностей-смыслов.
Ценностно-смысловая сфера личности учащихся* системы дополнительного образования^ более разнообразна по содержанию при более выраженной направленности на «самоосуществление», к которому относятся активная" деятельная жизнь, интересная, работа, творчество, счастливая «семейная, жизнь, свобода поступков и суждений. В» содержании ценностно-смысловой сферы личности учащихся общеобразовательной^ школы доминируютвитальные ценности (материальное благополучие, удовольствия' и развлечения, наличие верных друзей, привлекательная внешность), приснижении веса духовно-нравственных ценностей, что определяет необходимость разработки комплекса мероприятий по развитию ценностно-смысловой сферы личности учащихся образовательных школ.
Анализ тендерных^ особенностей структурных компонентов и содержательных характеристик общей выборки выявил различия' в ценностно-смысловой сфере между юношами и девушками в среднем и в, дополнительном образовании, свидетельствующие о более развитой и структурированной ценностно-смысловойсфере личности у девушек на изучаемом возрастном этапе.
К ведущим условиям, детерминирующим развитие ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников, относятся возрастные особенности, индивидуально-психологические характеристики и особенности образовательной среды. Образовательная среда детских школ искусств,.
127 музыкальных, художественных школ способствует развитию ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников посредством направленности учебно-воспитательного процесса на развитие ценностей учащихся и их самореализацию в творческой деятельности. Развитие ценностно-смысловой сферы личности учащихся в целом требует организации системы мероприятий психолого-педагогического сопровождения, основные направления которого раскрыты в практических рекомендациях, представленных в работе.