Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация исследования: исследование проводилось с 2006 по 2009 и включало несколько этапов. На первом этапе (2006;2007 гг.) осуществлялась разработка теоретико-методологической базы исследования, проводился 9 анализ научных работ по — проблеме ценностно-смысловой' сферы личностина основе которого получена гипотетическая модель «ценностно-смысловой сферы* личности. На' втором этапе (2007;2008… Читать ещё >

Содержание

  • Введение?
  • Глава I.
    • 1. 1. -'.'
  • ВЫВОДЫ: Глава II. 2.1.
  • 231-. ' 2141. ' Выводы
  • Глава III.
    • 3. 1. '
    • 3.
  • Выводы Практическиегрекомендации
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение
  • Научно-теоретические подходы к исследованию: ценностно-смысловой сферы личности
  • Ценности и смыслы как предмет психологического * исследования ,
  • Структура и содержание ценностно-смысловой сферы личности V
  • Факторы и механизмы развития ценностно-смысловой сферы личности по ^теоретической? части"
  • Методологические основы, организация и методы эмпирическогоисследования?
  • Тёоретико-методологическоеюбоснование. исследования
  • Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности
    • 11. рограмма эмпирического исследования
  • Методы и методики исследования по методологической части
  • Результаты эмпирического исследования особенностей ценностно-смысловошсферы- личности учащихся школы искусств
  • Качественно-количественный анализ ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников Особенности структуры: и> содержания ценностно-смысловой сферы личности. учащихся школы искусств

Характеристикаштруктуры.и^содержания ценностно-смысловой: сферы личности учащихся: средней- общеобразователы юй школы. Сравнительный анализ особённостешценностно-. смысловой сферы личности учащихся школ искусств,общеобразовательной школы по эмпирической части

51 53-

901 98'

Особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Акмеологическая проблема жизненного самоосуществления человека как саморегулирующейся системы определяет высокую актуальность исследований' ценностно-смысловой сферы развивающейся личности.

В психологии активно изучается вопрос о роли ценностно-смысловой сферы в жизнедеятельности личности [164, 112, 27, 41, 122, 175, 217]. В качестве структурных компонентов ценностно-смысловой сферы выделяются различные феномены: ценностные ориентации: [11, 15, 22, 34, 61, 123, 173, 174, 212, 219, 236], смысл жизни [159, 191, 203, 37] личностные смыслы и установки [19, 117, 189, 175], смысловые образования [19, 45, 139], ценностно-смысловое образование [104, 105], ценности [24, 212, 223]- личностные ценности [116, 117, 217], ценностные отношения [68, 76, 138], ценностные переживания [89, 132]- ценностные представления [120, 121, 156]- идеалы, мотивы [120, 113], а также функционально-динамические аспекты: смыслообразование, [1, 117, 125, 170]. Ряд исследований раскрывают особенности становления ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте [26, 73, 78, 90, 92, 177, 215].

В акмеологии устанавливается тесная связь между высшим уровнем достижений в какой-либо области деятельности человека и ценностно-смысловой сферой его личности [10, 11, 106, 32, 75].

В психологии развития юношеский возраст характеризуется как период активного самоопределения в системе личностных смыслов [26, 91]. Данный процесс сопровождается переживанием индивидуальной значимости внутреннего мира, определением жизненных целей и поиском смысла жизни, осознанием тендерной и психосексуальной идентичности, формированием профессиональных ориентаций, расширением системы ценностей и их структурированием [177, 90]. Формирование ценностно-смысловой сферы личности рассматривается как новообразование юношеского возраста [91, 92].

Особенности ценностей в юношеском возрасте ранее исследовались преимущественно в контексте ведущей учебно-профессиональной з деятельности, при этом становлению ценностно-смысловой' сферы личности, ее структурно-содержательной организации и другим не. менее важным возрастным аспектам уделялось недостаточное внимание. Данная работа посвящена изучению-современного состояния проблемы ценностей личности в юношеском возрасте на примере исследовангок особенностей учащихся школы искусств.

По мнению психологов, образовательная среда дополнительного" образования, в том числе школ искусств, детских музыкальных, художественных школ и других учреждений, оказывает благоприятное воздействие-на личностное развитие подрастающего поколения, [17, 30, — 147]. Однако в современной литературе в незначительной мере отражается-оптимизация использования развивающего потенциала дополнительного «образования в области' акмеологии. Большинство исследовательских работ посвящено проблемам коррекционно-компенсирующего и дидактического-направления (арт-терапииадаптации детей с ограниченными возможностями, технологиям развития специальных способностей и пр.) А механизмы, и условия, способствующие гармоничному личностному развитию, в частности, развитию ценностно-смысловой сферы всреде дополнительного образования' не выделяются как предмет психологического анализа.

Несмотря на большой исследовательский интерес к проблеме ценностей и смыслов отмечается выраженная рассогласованность. теоретических взглядов на сущность, структуру и содержание ценностно-смысловой сферы личности.

Не конкретизированы понятия ценностей и личностных смысловне уточнен характер взаимосвязи между нимине определено их место в. психологической' системе. Особую сложность представляет вопрос о выделении и соотношении отдельных структурных компонентов ценностно-смысловой сферы личности ценности, смыслы, ценностные ориентации, смысловые ориентации, ценностные установки, ценностно-смысловые образования и т. д.). Не менее остро стоит проблема диагностики особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Узкая направленность методик, недостаточный учет возрастной 4 специфики, низкая? прогностическая надежность, опросниковне позволяют в? достаточной мере выявлять., индивидуальное' своеобразие ценностно-смысловой. сферы, личностина конкретном" — этапе онтогенеза-. Существующие методики ориентированы преимущественно на выделение доминирующих ценностей и смыслов! без раскрытия-характера их, взаимосвязи^ и структурной?- организации-. Одновременнос этим не раскрыты, взаимосвязимежду социальнымконтекстом? т изменениями? всистеме ценностей личности. Не достаточнопредставлены— данные, о специфике структуры. т содержания ценностно-смысловойсферы личностистаршеклассников! в, зависимости^ от. профиля образования. Это определило выбор цели и задач исследования. Цель исследования: выявление особенностей ценностно-смысловою сферы личности учащихся системы дополнительного образования (школ искусств и детских, музыкальных школ) и обоснование рекомендаций по диагностике и развитию. ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.

Задачи исследования:

1. На основе-теорётических данных разработать и обосновать теоретическую^ модель, ценностно-смысловой сферы личности, раскрыть ее структуру и содержательные характеристики.

2. Обосновать и апробировать комплекс диагностических методик, позволяющих изучать особенности структуры и содержания" ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.

3. По данным психодиагностического исследованияопределить особенности структуры и содержания" ценностно-смысловой, сферы личности учащихся: системы дополнительного образования (школ искусств, детской музыкальной школы).

4. На основе сравнительного анализа выявить различия в особенностях ценностно-смысловой сферы личности учащихся дополнительного образования и учащихся среднейобщеобразовательной школы, не вовлеченных в образовательную среду школы искусств;

5. Разработать рекомендации по психологическому сопровождению личности учащихся образовательных учреждений, включая диагностику, профилактику и развитие ценностно-смысловой сферы.

Объект исследования* - учащиеся старших и выпускных классов системы дополнительного образования! (школ искусств, детской музыкальной школы), а также общеобразовательных школ в возрасте 16−17 лет, в количестве 170 человек.

Предмет исследования — ценностно-смысловая сфера личности учащихся, школы искусств и детской, музыкальной школы. В рамках данного исследования, под ценностно-смысловой сферой’личности понимается система личностных смыслов и отношений к различным объектам и явлениям I действительности, выступающая регулятором процессов жизнедеятельности, включающая ряд структурных компонентов и содержательных характеристик.

Гипотеза исследования: ценностно-смысловая* сфера личности может быть изучена на основе структурно-содержательной модели, включающей ряд взаимосвязанных структурных компонентов и содержательных характеристик. Имеются различия в особенностях ценностно-смысловой сферы личности учащихся системы дополнительного образования в сравнении с учащимися общеобразовательной школы.

Теоретико-методологическую основу исследования* составили: принцип системного подхода к изучению психических явлений, позволяющий рассматривать ценностно-смысловую сферу личности как многомерную и многоуровневую систему (Э.Г. Юдин, Б. Ф. Ломов, В.И. Слободчиков), включающую ряд взаимосвязанных структурных компонентов и содержательных характеристик (В. А. Ганзен) — психологическая теория деятельности, как объяснительный принцип и метод изучения конкретных психологических явлений, понимание развития как качественного преобразования в психологической системе, приводящего к новому ее строю и способу функционирования (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — культурно-историческая теория развития высших психических функций и учение об интериоризации, в соответствии^• с. которым ценностно-смысловая сфера личности* является-результатом «вращивания внутрь», ценностей общества (Л.С.Выготский) — теория смысла как. центрального образования* личности в новой постмодернистической психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире», где принципиальной особенностью человека является его-направленность на. поискги реализацию смысла, где смысл рассматривается как высшая интегративная-основа личности (В1 Франкл, К. Роджерс, Дж. Ройс, Ф: Феникс, И. Ялом, А. Н. Леонтьев, Д’А.Леонтьев, А. Г. Асмолов, Б.С.Братусь) — концепция Д. А. Леонтьева, о смысловых структурах личности, согласно4 которой личностная ценность проявляет себякак источник смыслообразования и мотивообразования и берет своё начало* всоциокультурном целом, к которому принадлежит личность;

Научные положения, выносимые на защиту.

1. Ценностно-смысловая сфера представляет собой интегральное образование личности, которое содержит ряд структурных компонентов, и содержательных характеристик. К структурным компонентам относятся: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы. Каждый из выделенных компонентов, в свою очередь, может быть наполнен конкретным смыслообразующим содержанием: самоосуществление, познание, витальное существование и комфорт, духовность.

2. К детерминирующим условиям, определяющим развитие ценностно-смысловойсферы личности старшеклассников, относятся: возрастные характеристики, индивидуально-психологические особенности, а также специфика организации образовательной среды, включая традиции учреждения, направленность обучения, методику обучения и развития школьников.

3. Имеются различия в структуре и содержании ценностно-смысловой сфере личности учащихся школ искусств и средних общеобразовательных школ, не вовлеченных в систему дополнительного образования.

4. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности, на основе разработанной входе* исследования модели, позволяетизучать особенности" структуры и содержания ценностно-смысловой сферы старшеклассников:

5. Интенсивность развития ценностно-смысловой сферы в, юношеском возрасте определяет необходимость психологического' сопровождения" старшеклассниковвключающего: диагностику, профилактику и коррекцию нарушений:

Научная новизна исследования заключается в томчто в данной работе впервые:

— обоснована и использована структурно-содержательная модель ценностно-смысловой сферы личности, включающая' ряд структурных компонентов (ценности-знанияценности-мотивы, ценности-целии ценности-смыслы) и содержательных характеристик, представленных ценностями самоосуществления, познания, витального* существования^ и комфорта, духовно-нравственными ценностями;

— обоснован, комплекс методов диагностики ценностно-смысловой сферы личности, позволяющий конкретизировать особенности структуры и содержания ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников;

— определены различия в структурных компонентах и содержательных характеристиках ценностно-смысловой сферы личности учащихся школ искусств и средних общеобразовательных школ, не вовлеченных в систему дополнительного образования;

— выделены условия, определяющие развитие ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников, к которым относятся: возрастные характеристики, индивидуально-психологическиеособенности, а также специфика организации образовательной среды.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о закономерностях развития ценностно-смысловой сферы личностиуточнении представлений о структуре и содержании ценностносмысловой сферы личностиконкретизации данных об особенностях 8 ценностно-смысловой сферы старшеклассников в зависимости от типа образования.

Практическая значимость работы. В ходе исследования выделены диагностические критерии и обоснован комплекс методов изучения ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте, предназначенный для применения педагогами и практическими психологами в сфере образования. Разработаны и обоснованы практические рекомендации по диагностике, профилактике и развитию ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников. Результаты диагностики использованы для проектирования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений среднего и дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена последовательным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей* и задач исследования, применением общепринятых психологических методик, использованием методов математикостатистического анализа.

Методы исследования:

Для обоснования основных положений и целей исследования был использован комплекс методов: анкетирование, беседа, включенное наблюдениевербальный фрустрационый тест Л. Н. Собчик, экспресс-методика «Доминанта» В. А. Левина и С. Д. Дерябо, методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» Е. Б. Фанталовой, «Методика исследования системы жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова, разработанная на основе «Методики предельных смыслов» Д. А. Леонтьева, «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика определения структуры темперамента ОСТ В. М. Русаловаметоды математико-статистической обработки эмприрических данных (С-критерий Стьюдента,критерий Фишера, метод корреляции Пирсона).

Организация исследования: исследование проводилось с 2006 по 2009 и включало несколько этапов. На первом этапе (2006;2007 гг.) осуществлялась разработка теоретико-методологической базы исследования, проводился 9 анализ научных работ по — проблеме ценностно-смысловой' сферы личностина основе которого получена гипотетическая модель «ценностно-смысловой сферы* личности. На' втором этапе (2007;2008 гг.) осуществлялся, анализ методов, диагностик» ценностно-смысловош сферьг личности учащихся, применяемых в среднем и дополнительном1 образовании. Велась разработка комплексной методики* изучения* особенностей ценностно-смысловой сферы, личности. На. третьемэтапе (2008;2009 гг.) проводилось эмпирическое* исследование, осуществлялсясравнительный, анализ особенностей структуры и содержания, ценностно-смысловой сферы личности учащихся, системы дополнительного1 образования и средней школы, выполнялось, литературное оформление диссертации.

Апробация результатов исследования: Основные положения и> результаты* исследования доложены и" обсуждены, наВсероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России», проходящей* в рамках VII' Рождественских образовательных чтений? (Тюмень, 2008) — на' IV Международной научно-практической конференции^ молодых ученых (Санкт-Петербург, 2008), намежвузовской* научно-практической конференции-«Экспериментальная психология: перспективы, решения, инструментарий», приуроченной к 130-летию со дня. открытиялаборатории" В. Вундтом (Сургут, 2009).

Структура и" объем диссертации. Диссертационная работа состоит из-введения, трех глав, заключения, выводоврекомендаций, списка* использованной литературы. Содержание работы, изложено на 179 страницах машинописного текста, иллюстрировано 9 таблицами и 17 рисунками. Библиографический список включает 241 источник, из них 20 на иностранном языке.

Выводы по эмпирической части.

На основании результатов проведенного нами исследования выявлен ряд особенностей ценностно-смысловой сферы личности учащихся школ искусств в сравнении с учащимися средней общеобразовательной школы:

1. Ценностно-смысловая сфера личности учащихся школы искусств характеризуется структурированностью и пропорциональностью соотношения компонентов. Все структурные компоненты (ценности-знания, ценности-мотивыценности-смыслыценности-цели) имеют более высокие показатели развития у учащихся школы искусств в сравнении с учениками общеобразовательных школ. У учащихся школ искусств выявляется сбалансированность всех четырех компонентов ее структуры, в то время как среди учащихся общеобразовательной школы обнаружено доминирование ценностей-знаний и ценностей-мотивов на фоне значительного дефицита ценностей-смыслов.

2. Сравнительный анализ содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности учащихся между школами показывает, что ценностно-смысловая сфера учащихся системы дополнительного образования отличается разносторонностью содержания при более выраженной направленности на «ценности самоосуществления» (высокий уровень — 72,4%), к которым относятся активная деятельная жизнь, интересная работа, творчество, счастливая семейная жизнь, свобода поступков и суждений. В содержании ценностно-смысловой сферы личности учащихся общеобразовательной школы доминируют ценности витального существования и комфорта: материальное благополучие, удовольствия и развлечения, наличие верных друзей, привлекательная внешность. При этом выявляется дефицит развития духовно-нравственных ценностей в сравнении с остальными содержательными характеристиками у учащихся средней школы (низкий уровень-более 1/3, 36%).

3. Сравнительный анализ тендерных особенностей развития ценностносмысловой сферы личности выявляет незначительные отличия в. структурного содержательной организации у юношей и девушек, у учащихся системы дополнительного образования. Так, констатируется сохранение общей тенденции развития ценностно-смысловой сферы, а именно несущественные различия показателей ее структурных и содержательных компонентов. Среди юношей и девушек в системе среднего образования проявляется, ряд значительных расхождений в, структуре и содержании ценностно-смысловой^ сферы личности. Так, у девушек не выявлены показатели низкого уровня ценностей-знаний, а также витальных ценностей. У юношей, напротив, констатируется) низкий уровень ценностей-целей, ценностей-смыслов, а также духовных ценностей, при отсутствии показателей высокого уровня. При этом* девушки обеих групп отличаются большей содержательностью и развитой структурированностью ценностно-смысловой сферы на изучаемом возрастном этапе.

4. Исследование взаимосвязи структурно-содержательной организации ценностно-смысловой сферы личности с индивидуально-психологическими особенностями частично* подтверждает гипотезу о детерминации развития, ценностно-смысловой сферы личности индивидуально-психологическими свойствами. Общим для обеих групп респондентов, как показал корреляционный анализ, является то, что особенности когнитивных личностных структур (предметной эргичности) находятся в тесной взаимосвязи с уровнем развития структурных компонентов (ценностей-знаний, ценностей-целей), а также содержательных характеристик (ценности познания, духовно-нравственные ценности) ценностно-смысловой сферы личности. Имея приблизительно одинаковый исходный уровень показателей индивидуально-психологических особенностей, учащиеся школ искусств и средней общеобразовательной школы выявляют значимые отличия в структуре и содержании ценностно-смысловой сферы.

5. Значимые различия в выраженности показателей структурных компонентов и содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности учащихся школ искусств в сравнении с учащимися общеобразовательных школ позволяют считать организацию образовательной среды школы искусств, как обладающую при прочих равных условиях большими возможностями в развитии ценностно-смысловой сферы личности. При этом необходимо учитывать традиции учреждения, направленность методов обучения на развитие учащихся школы искусств и включения их в специфическую образовательную деятельность.

Заключение

.

Изучение ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте является актуальной акмеологической задачей, так как юность признается периодом активного самоопределения в системе жизненных целей и ценностей, формирования профессиональных ориентаций, поиска смысла жизни.

В I главе диссертации проведен обзор теоретических подходов к трактовке понятий ценности и смысла, характера их взаимосвязи в структуре ценностно-смысловой сферы личности, взаимодействия с другими личностными сферами, а также механизмов формирования ценностно-смысловой сферы в онтогенезе. В качестве теоретико-методологической основы исследования избрана теория ценностей и смыслов А. Н. Леонтьева и Д. А, Леонтьева, позволяющая рассматривать ценностно-смысловую сферу личности как систему отношений к различным объектам и явлениям действительности, которая выступает регулятором деятельности и поведения личности и включает ряд структурных компонентов и содержательных характеристик.

Во II главе проведен анализ используемых методов диагностики ценностных ориентаций, иерархии ценностей, исследования жизненных смыслов. Предложен вариант структурно-содержательной модели ценностно-смысловой сферы, послуживший основой для обоснования комплексной методики, направленной на изучение особенностей структурных компонентов и содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности в раннем юношеском возрасте. Данная модель служит одним из подходов рассмотрения ценностно-смысловой сферы личности учащихся в дополнение к имеющимся теориям.

В III главе произведен качественно-количественный анализ ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников, исследованы особенности структурно-содержательной организации ценностно-смысловой сферы учащихся школы искусств, дана характеристика структуры и содержания ценностно-смысловой^ сферы учеников средней общеобразовательной школы, проведен сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы личности, старшеклассников школы искусств и средней общеобразовательной-школы. Полученные результаты" позволили сформулировать, следующие выводы:

1. Ценностно-смысловая' сфера личности старшеклассников представляет собой интегральное свойство, включающее ряд взаимосвязанных структурных компонентов- (ценностей-знаний, ценностей-мотивов, ценностей-целей и ценностей-смыслов), а также содержательных характеристик (самоосуществление, познаниевитальное существование и комфорт, духовно-нравственные ценности). Ценностно-смысловая сфера личности старшеклассников может быть изучена на основе структурно-содержательной? мод ели, позволяющей оценить степень сформированности выделенных структурных компонентов, индивидуальную иерархию-ценностей и их содержательную наполненность.

2. Предложеннаяв ходе исследования" комплексная методика изучения ценностно-смысловой сферы личности, является" адекватным инструментом для диагностики структуры* и содержания ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.

3. Установлено, что ценностно-смысловая сфера личности учащихся" школ искусств имеет ряд отличительных особенностей в сравнении с учениками средней общеобразовательной школы, не вовлеченными в среду дополнительного образования. Ценностно-смысловая" сфера личности учащихся школы искусств. характеризуется большей структурированностью и пропорциональностью соотношения компонентов, а также четкостью смыслового содержания. Все структурные компоненты (ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-смыслы, ценности-цели) имеют более высокие показатели развития у учащихся школы искусств в сравнении с учениками общеобразовательных школ. По уровневым показателям у старшеклассников школы искусств доминирует высокий уровень, сформированности ценностей-знаний и ценностей-мотиввов: Среди учащихся общеобразовательнойшколынизкие показатели ценностей-целей и ценностей-смыслов встречаются чаще, чемг высокиепоказатели. Учащиеся* школы искусств демонстрируют более выраженную уравновешенность отдельных компонентовв, то время как среди учащихся' общеобразовательной* школы проявляется отчетливый дисбаланс в форме доминирования ценностей-мотивов на фоне дефицита ценностей-смыслов.

Ценностно-смысловая сфера личности учащихся* системы дополнительного образования^ более разнообразна по содержанию при более выраженной направленности на «самоосуществление», к которому относятся активная" деятельная жизнь, интересная, работа, творчество, счастливая «семейная, жизнь, свобода поступков и суждений. В» содержании ценностно-смысловой сферы личности учащихся общеобразовательной^ школы доминируютвитальные ценности (материальное благополучие, удовольствия' и развлечения, наличие верных друзей, привлекательная внешность), приснижении веса духовно-нравственных ценностей, что определяет необходимость разработки комплекса мероприятий по развитию ценностно-смысловой сферы личности учащихся образовательных школ.

Анализ тендерных^ особенностей структурных компонентов и содержательных характеристик общей выборки выявил различия' в ценностно-смысловой сфере между юношами и девушками в среднем и в, дополнительном образовании, свидетельствующие о более развитой и структурированной ценностно-смысловойсфере личности у девушек на изучаемом возрастном этапе.

К ведущим условиям, детерминирующим развитие ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников, относятся возрастные особенности, индивидуально-психологические характеристики и особенности образовательной среды. Образовательная среда детских школ искусств,.

127 музыкальных, художественных школ способствует развитию ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников посредством направленности учебно-воспитательного процесса на развитие ценностей учащихся и их самореализацию в творческой деятельности. Развитие ценностно-смысловой сферы личности учащихся в целом требует организации системы мероприятий психолого-педагогического сопровождения, основные направления которого раскрыты в практических рекомендациях, представленных в работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-С л авская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. JI. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. — М.: Наука, 1989. — 248 с.
  2. А. Очерки по индивидуальной психологии: Пер: с нем. М.*: «Когито-Центр», 2002.
  3. Т.Р. Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи: На материалах города Набережные Челны. Автореф. дис. канд. социол. наук. Казань, 2004.
  4. A.A. Проблема ценностей в зарубежных социологических теориях // Ценности и символы национального самосознания в условиях меняющегося общества / Отв. ред. Л. М. Дробижева, Т. С. Гузенкова. М.: ИЭиА РАН, 1994. С. 55−75.
  5. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63−70.
  6. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972. — 392 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  9. Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стрефаненко Т. Г., Тихомандрицкая O.A. Уровень социальной стабильности и особенностисоциализации в старшем школьном возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. № 4. С. 31−41.
  10. Е.Ю. Психологиягсубъективной семантики: Автореф. дис:. д-ра психол. наук. М., 1987. 32 с.
  11. JI. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук.—М., 1989. — С.426−433.
  12. . А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности . // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца,
  13. B.П.Зинченко, О. В. Овчинниковой, 0: К.Тихомирова. М.: I Гзд-во Моск. унта, 1983. С. 118−128., •
  14. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. — 1997, № 9:7.
  15. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.
  16. А.Г., Насиновская Е. Е., Басина Е. З. Принципы исследования смысловых образований личности // Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Боржоми, 1979.1. C. 219−224.
  17. Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциональная* аксиология истории. Астрахань: Астрах, ун-т, 2004. '
  18. A.A. Математические методы в психологии и педагогике: учеб. пособие / А-А. Благинин,. В. В- Торчило. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2006.-84 стр.
  19. Е.П. Я-конценция и ценностные ориентации старших иодррстков в условиях быстрых социальных изменений // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1997. № 4. С. 25−41.
  20. Белинская Е. П-, Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 200 Г.
  21. Божович^ Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  22. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.28: Братусь Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопр. психол. 1993. № 1.С. 6−13.
  23. .С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема1 единиц анализа личности.// А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. A.B.Запорожца, В. П. Зинченко, О. В. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. Mi: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 212−219.
  24. А.К. От внешкольной-работы к дополнительному образованию // Внешкольник. 1996, №-31: 2−3.
  25. A.B. Психология субъекта / Под ред. В. В. Знакова. Mi: Институт психологии РАН- СПб.: Алетейя, 2003.
  26. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. Москва. 1998.
  27. С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической^ диагностики. Вып. 2 / Под ред. А. Н. Воронина. М., 1994.
  28. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. Издательство «Институт психологии РАН», 1998.
  29. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. — 1993. — Т.24. — № 5. — С.99−105.
  30. Г. В. Юность. Психология развития. Словарь // Под ред. А. Л. Венгера. М., 2005. С. 128.
  31. Г. А. Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни / Под ред. В. Э. Чудновского, А. А. Бодалева, Н. Л. Карповой,. М.: Психол. ин-т РАО, 1997. С. 91 110.
  32. Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1993.
  33. А.П. Аксиобиографическая методика // Социологические исследования. 1991. № 7. С. 80−84.40: Василюк Ф: Е. Структура образа. (К 90-летию со дня- рождения А.Н.Леонтьева) // Вопр. психол. 1993. № 5. С. 5−19.
  34. В .К. Психологические’механизмы мотивации человека. М: Изд-во-Моск. ун-та, 1990.
  35. В.К. Теория деятельности и проблемы' мотивации // А. Н. Леонтьев ш современная^ психология / Под ред. A.B.Запорожца, В. П. Зинченко, ОгВ. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. М: Изд-во Моск. ун-та, 1983: С. 191 200-
  36. , Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Психология развития" человека. М.: Изд-во Смысл- Изд-во Эксмо, 2003.
  37. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика-Пресс, 1996:
  38. Л.С. Психология искусства 2-е исд. М.:Искусство- 1968.
  39. Г. П. Аксиология* культуры. СПб.: Изд-во С-Пб. ун-та, 1996:
  40. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 61−73.
  41. Т.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. № L С. 86−99.
  42. Е.М. Поддаются ли ценности эмпирическому изучению? (методы исследования этнических ценностей) // Ценности социальных групп и кризис общества: Сборник статей / Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФАН, 1991. С. 76−105.
  43. В.А. Системные описания в психологии. Интернет-ресурс.
  44. В.Т. Личность" как ценность // Моральные ценности и личность / Иод ред. А. И". Титаренко, Б. О. Николаичева. М.': Изд-во МГУ, 1994. G. 136 147.
  45. Гуревич' K.M., — Раевскийг A.M. Личность как объект психологической диагностики. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2000.
  46. П.С. Культурология: Курс лекций. М., 2003″.
  47. . P.M. Психология веры. СПб.: Издательством «Речь», 2004': -576 с.
  48. A.A., Аперсян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 2003.
  49. . A.M. Ценностно-смысловые ориентации личности* в- контексте* религиозной веры. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
  50. С.Д. Экологическая" психология: диагностика экологического, сознания.* М., 1999−63: Дилигенский F.F. Соиально-политическая психология. М.: Новая школа- 1996.
  51. Дильтей’В'. Описательная-психология // История психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во<�Моск. ун-та, 1−992. С. 336.
  52. .И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978.
  53. А.И. К проблеме ценности субъекта коллективной деятельности // Вопр. психол. 1979. № 3. С. 12−23.
  54. А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика, 1974. №, 5. с. 67−76.68: Дробницкий O.F. Понятие морали. М.: Наука, 1974.
  55. Дубов- И.Г. Анализ' смыслового наполнения понятий, обозначающих ценности // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов A.B., Курбангалеева Е. Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 239−276.
  56. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопр. психол. 1993. № 5. С. 20−29.
  57. И.Г. Ценности й! поведение: анализ взаимосвязи // Базовые ценности: россиян: Социальные, установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы /. Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. М.: Дом интеллектуальной- книги, 2003. С. 182−202:
  58. И.Г., Хвостов А. А. Моральная детерминация- поведениям в обыдениом-сознании больших групп населения // Вопр. психол. 2000. № 5.•: С. 87−99. ' .
  59. Дубровина- И. В. Крутлов Б.С. Психологические аспекты формирования'- ценностных ориентации и интересов учащихся // Ценностные ориентации ш интересы школьников: Сб. науч. трг, / Отв: ред: Т. Н:. Мальковская- М-:-. Издательство АМН СССР, 1983.С. 27−36.
  60. Э. Социология. Г. е предмет, метод, предназначение: Пер. с франц. М: Канон, 1995. — 352 с.
  61. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека м. РАГС, 2000.
  62. Ю.М. Ценности' как детерминанты принятия решения: социально-психологический подход к проблеме // Психологически- проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 254−277.
  63. Н.А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М. 2002. ¦78- Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М-, 1994.—142 с. • ' '
  64. А.В. Избранные- психологические труды: В- 2 т.: М.: Педагогика, 1986.-Т. 1.-318 с
  65. А.И., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопр. психол. 1974. № 6. С. 59−73.
  66. А.Г. Потребности, интересы^, ценности. М.: Политиздат, 1986.
  67. .В., Братусь Б:С. Очерки по психологии аномального развития- личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  68. Зейгарник Б. В! Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 287 с.84
Заполнить форму текущей работой