Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Я. Психоанализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Термин Я (Эго) обозначает те психические функции, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить способы для управления безудержными устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро — в детстве, начиная с раннего младенчества. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичного процесса мышления… Читать ещё >

Я. Психоанализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин Я (Эго) обозначает те психические функции, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить способы для управления безудержными устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро — в детстве, начиная с раннего младенчества. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичного процесса мышления (вербального, последовательного, логического, ориентированного на познание, социально приемлемое поведение и прогнозирование последствий от реализации своих действий, мыслей или желаний). Таким образом, Эго является посредником между требованиями Ид и ограничениями среды, оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспект. Сознательное Эго — то, что большинство людей понимает под термином «Я» или «собственное Я» (в некоторой степени аналогично понятию «личность» в академической психологии). Бессознательное Эго включает преимущественно защитные механизмы и процессы (которые активно не осознаются, но определяют сознательное поведение). Эти механизмы и процессы относительно легко выявляются в процессе психоаналитического исследования, о чем еще будет сказано в соответствующих разделах.

Как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому оно преобразовывает желания Ид в действия так, как будто желания Ид являются его собственными желаниями. Но самые запретные стремления Ид — не находящие выхода представления и аффекты — становятся источником внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога. В структурной модели Фрейд определял тревогу как специфическое состояние неудовольствия, как универсальную реакцию па опасность — реальную или потенциальную. Тревога может быть вызвана реальной опасностью (исходящей из внешнего мира), моральными факторами (связанными с конфликтом Эго и Супер-Эго) или иметь невротическое происхождение (вызванное конфликтом между Эго и Ид). Тревога сигнализирует о наличии структурного конфликта, который лежит в основе большинства поведенческих и личностных проблем. В соответствии со структурной моделью интрапсихический конфликт (и порождаемые им симптомы) является следствием столкновения интересов Оно и Я.

Сверх-Я Третья инстанция Сверх-Я (Супер-Эго) обозначает ту часть психического аппарата, которая формируется на основе родительских образов и запретов (понятий «нельзя», «некрасиво», «некультурно», «стыдно»). Главной задачей Сверх-Я является подавление требований Оно посредством морального влияния на Я.

В основе интериоризации определенных стандартов поведения и запретов лежат прежде всего идентификации (отождествление) с родительскими фигурами. Первоначально ребенок прибегает к самоограничению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии (наказания) со стороны родителей. Впоследствии он начинает действовать, исходя из страха перед внутренним цензором — Супер-Эго. Так формируется совесть, которая, по образному выражению Фрейда, является медалью, на обороте которой написано «страх осуждения социумом». Действия, совершенные вопреки голосу совести, могут вызвать чувство вины и стыда или провоцировать потребность в наказании. Личностные проблемы в равной степени могут быть следствием как недостаточно сформированного, так и слишком жесткого Супер-Эго.

Таким образом, начиная с 1920 г. фрейдовская теория психического аппарата была существенно переработана; при этом во второй топике были предложены новые разграничения, не совпадающие с однозначным делением на Бессознательное, Предсознательнос и Сознательное. Так, в инстанции Оно можно видеть главные характеристики Бессознательного, однако и другие инстанции — Я и Сверх-Я — также включают в себя Бессознательное и порождаются им.

Вопросы и задания для самоконтроля
  • 1. Раскройте понятие «психический аппарат» и назовите его основные функции.
  • 2. Опишите топографическую модель психического аппарата.
  • 3. Сравните топографическую и структурную модели психического аппарата.
Рекомендуемая литература

Обязательная.

  • 1. Фрейд, 3. Бессознательное // Фрейд 3. Собрание сочинений в 10 т.: пер. с нем. — Т. 3. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 111 — 128.
  • 2. Фрейд, 3. Влечения и их судьбы // Фрейд 3. Собрание сочинений в Юг.: пер. с нем. — Т. 3. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 73—78.
  • 3. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Собрание сочинений в 10 т.: нер. с нем. — Т. 3. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 227−290.

Дополнительная.

Фрейд, 3. Расщепление Я в процессе защиты // Фрейд 3. Собрание сочинений в Ют.: пер. с нем. — Т. 3. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 415−424.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой