Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое место среди рассматриваемых вопросов занимает проблема психологических факторов эффективности педагогической деятельности. Среди них в большинстве исследований выделяются педагогические способности, профессионально-важные качества, черты личности учителя, педагогическая направленность (Маркова АК, Митина JLM, Колесников JI.C., Крутецкий В. А., Кузьмина Н. В. и др.). Недостаточно, на наш… Читать ещё >

Содержание

  • t Введение
  • Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Определение понятия и психологического содержания эффективности педагогической деятельности
      • 1. 1. 1. Понятие эффективности педагогической деятельности
      • 1. 1. 2. Психологическое изучение эффективности профессиональной деятельности
      • 1. 1. 3. Психологическое изучение эффективности педагогической деятельности
    • 1. 2. Параметры и критерии оценки эффективности педагогической деятельности
      • 1. 2. 1. Параметры оценки эффективности педагогической деятельности
      • 1. 2. 2. Критерии оценки эффективности педагогической деятельности
  • Глава 2. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ у 2.1 Организация и методы психологического исследования
    • 2. 2. Структура и содержание оценки эффективности педагогической деятельности
    • 2. 3. Влияние компонентов структуры личности учителя на эффективность педагогической деятельности
      • 2. 3. 1. Развитие интеллекта учителя
      • 2. 3. 2. Влияние компонентов структуры интеллекта на эффективность педагогической деятельности
      • 2. 3. 3. Развитие личности учителя
      • 2. 3. 4. Влияние черт личности учителя на эффективность педагогической деятельности
      • 2. 3. 5. Развитие структуры ценностей учителя
      • 2. 3. 6. Влияние ценностей учителя на эффективность педагогической деятельности
      • 2. 3. 7. Сравнительный анализ влияния свойств интеллекта, черт личности и ценностей учителя на эффективность педагогической деятельности
    • 2. 4. Психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию системы оценки эффективности педагогической деятельности

Оценка эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Эффективность педагогической деятельности находится в ряду центральных вопросов, рассматриваемых педагогической психологией. Особый интерес эта проблема приобретает в силу ее тесной взаимосвязи с другими отраслями психологической науки — общей психологией, психологией личности, психологией общения и др. Качественные изменения отечественного образования и переход его на личностно-ориентированную модель обучения предъявляют особые требования к личности учителя, к особенностям его познавательной сферы, профессионально-важным качествам, педагогической направленности. Прямым результатом адекватного решения проблемы эффективности деятельности учителя является эффективность всего образовательного процесса.

Широта данного вопроса проявляется в наличии большого числа теоретических и экспериментальных исследований эффективности труда учителя. Среди них особое место занимает вопрос оценки деятельности учителя, потребность в которой возникает на всех этапах педагогического процесса: в ходе текущей и итоговой аттестации работников образования, планирования вопросов профессионального образования и повышения квалификации, проведения работы по выявлению и устранению психолого-педагогических затруднений в работе учителя, в его общении с учащимися и их родителями.

Психолого-педагогическое содержание проблемы оценки эффективности работы учителя заключается в изучении параметров и критериев оценки, субъектов оценивания, психологических факторов эффективности педагогической деятельности, используемых психодиагностических методов оценивания.

Достаточно подробно изучены вопросы параметров, критериев и методов оценки в работах Б. Г. Ананьева, Е. М. Ивановой, Е. А. Климова,.

A.Г.Ковалева, В. Н. Мясищева, И. М. Палей, ККПлатонова, Ю. П. Поваренкова,.

B.Д.Шадрикова.

Параметры оценки эффективности педагогической деятельности рассматриваются в работах И. А. Зимней, Н. В. Клюевой, Л. С. Колесникова, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Ю. А. Самарина.

При наличии высокой значимости вопроса критериев эффективности деятельности учителя, этот вопрос не получил должного рассмотрения в психолого-педагогической литературе. Это относится как к общепрофессиональным подходам к изучению эффективности деятельности, так и к исследованиям эффективности педагогической деятельности.

Неразрешенность проблемы критериев оценивания порождает сложность при определении субъектов оценки труда учителя. Недостаток современной системы оценки эффективности педагогической деятельностиучастие в ней лишь одного субъекта педагогического процесса — методиста. В деятельности же учителя, как «полисубъектной, полимотивированной:.: психической реальности» (Митина JI.M.), важное место занимают учащиеся, их родители, как активные участники педагогического процесса. Неоднозначное отношение к вопросу оценки работы учителя учениками, их родителями видится, в основном, в некорректности их оценки, неспособности объективно и адекватно оценить учителя (Ананьев Б.Г., Маркова А.К.). Однако, являясь субъектами образовательного процесса, учащиеся и их родители оценивают работу учителя, его личность. В результате формируется самостоятельное, неповторимое отношение к работе учителя, к его личности. Последний, в свою очередь, формирует отношение к себе через комплекс используемых педагогических действий, уровень своего личностного развития. Поэтому представляется необоснованным ограничение оценки деятельности учителя только методистом в связи с невозможностью оценить им и учесть все стороны работы учителя.

Особое место среди рассматриваемых вопросов занимает проблема психологических факторов эффективности педагогической деятельности. Среди них в большинстве исследований выделяются педагогические способности, профессионально-важные качества, черты личности учителя, педагогическая направленность (Маркова АК, Митина JLM, Колесников JI.C., Крутецкий В. А., Кузьмина Н. В. и др.). Недостаточно, на наш взгляд, выделить наиболее значимые в работе учителя факторы и описать их. Влияние их на отдельные стороны труда учителя порождает необходимость экспериментального изучения комплексного влияния психологических факторов на эффективность педагогической деятельности.

В связи с вышесказанным проблема исследования заключается в изучении особенностей оценки эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса. Определяемая в работе многоаспектность труда учителя характеризуется тем, что адекватная, наиболее объективная оценка педагогической деятельности возможна при учете мнений всех активных участников педагогического процессаучеников и их родителей.

Цель исследования: выявить особенности оценки эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса и охарактеризовать влияние на нее свойств интеллекта, черт личности и ценностей учителя.

Задачи исследования.

1. Выявить существующие подходы к определению понятия и содержания эффективности педагогической деятельности.

2. Охарактеризовать содержание и динамику оценки эффективности педагогической деятельности различными участниками педагогического процесса.

3. Определить значимость свойств интеллекта, черт личности и ценностей учителя для оценки эффективности педагогической деятельности различными участниками педагогического процесса.

4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию системы оценки эффективности педагогической деятельности.

Объектом исследования является оценка эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса.

Предметом исследования является содержание и динамика оценки эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса и значимость для их оценки свойств интеллекта, черт личности и ценностей учителя.

Гипотезы исследования:

1. Оценка эффективности деятельности учителя учениками, родителями и методистами характеризуется различной динамикой и содержанием в зависимости от стажа педагогической деятельности.

2. Различия в значимости свойств интеллекта, черт личности и ценностей учителя для эффективности его работы определяются субъектом оценки эффективности педагогической деятельности и * стажем педагогической деятельности.

Положения, выносимые на защиту. ^.

1. Ученики, родители и методисты по-разному оценивают эффективность работы учителя. Наиболее низкие показатели свойственны для ученической оценки, наиболее высокие — для оценок родителей и методистов. С увеличением стажа работы учителя оценка учеников снижается, оценки родителей и методистов растут. При этом после 25-ти летнего стажа педагогической деятельности методическая оценка продолжает повышаться, и ее высокие показатели сохраняются вплоть до завершения учителем работы.

2. Ученики, родители и методисты придают разное значение свойствам интеллекта, чертам личности и ценностям учителя. Для учеников наиболее значимыми являются черты личности учителя, для родителей — ценности и черты личности. Для методической оценки характерна комплексная значимость свойств интеллекта, черт личности и ценностей учителя. Лишь на четвертом этапе работы (32−46 лет) ценности учителя обладают доминирующим значением для оценок методистов.

3. Динамика эффективности деятельности учителя характеризуется тремя периодами развития: рост эффективности (1−7 лет работы), стабилизация (8−9 — 35−40 лет работы) и снижение эффективности деятельности (40−42 — 47−54 лет работы).

Методологической основой исследования являются положения концепции системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова о структуре функциональной системы деятельности, подходы к изучению параметров, критериев и психологических факторов эффективности педагогической деятельности В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, положения концепции профессионального развития личности Ю. П. Поваренкова о детерминантах профессионального развития и критериях оценки эффективности деятельности.

Методы исследования: '.

— с целью диагностики развития интеллектуальной и личностной сферы учителя использовались «Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра, тест «16 личностных факторов» Р. Кеттелла, «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина;

— с целью диагностики эффективности педагогической деятельности использовались «Опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников (9−11 класс)», «Опросный лист для экспертной оценки учителя среди родителей учащихся», «Краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя»;

— статистическая обработка эмпирических данных производилась с использованием методов корреляционного, регрессионного и множественного регрессионного анализа.

Эмпирическую базу исследования составили учителя средних общеобразовательных школ Даниловского муниципального района.

Ярославской области в количестве 209 человекучащиеся 9−11 классов средних общеобразовательных школ Даниловского муниципального района Ярославской области в количестве 374 человекродители учащихся средних общеобразовательных школ Даниловского муниципального района Ярославской области в количестве 320 человекчлены экспертной методической комиссии Управления образования Даниловского муниципального района и руководители методических объединений средних общеобразовательных школ Даниловского муниципального района Ярославской области в количестве 27 человек.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются общей методологией исследования, организацией эмпирического исследования, соответствующей его целям и задачам, репрезентативностью экспериментальной выборки, надежностью использованных диагностических методов и методов статистического анализа данных.

Научная новизна работы.

Выявлено три периода в динамике эффективности педагогической ! деятельности. В первые 7−8 лет работы эффективность деятельности учителя растет. Незначительные изменения на втором (8−23 лет работы), третьем (2431 лет работы) и четвертом (32−46 лет работы) этапах работы указывают на стабилизацию эффективности. Снижение уровня эффективности происходит на пятом этапе работы (47−54 лет работы).

Обнаружены значимые различия между оценками эффективности работы учителя учениками, родителями и методистами как по динамике их развития в зависимости от стажа педагогической деятельности, так и по содержанию. В оценках учеников чаще других встречаются низкие показатели, в оценках родителей — наиболее высокие.

Установлено, что для оценок учеников и родителей характерно преобладание большего положительного настроя при оценивании и стремление в большей степени учитывать сложившееся мнение об учителе.

Для методической оценки характерна большая, по сравнению с остальными оценками, объективность.

Выявлено, что свойства интеллекта, черты личности и ценности учителя, являясь факторами эффективности педагогической деятельности, имеют комплексное значение для оценки работы учителя. При этом доминирующим фактором на протяжении всего периода педагогической деятельности являются черты личности учителя.

Для оценок учеников наиболее значимыми являются черты личности учителя, для оценок родителей — черты личности и ценности учителя. Отличительной особенностью методической оценки является тот факт, что свойства интеллекта, черты личности и ценности учителя имеют комплексное значение для оценок методистов.

Теоретическая значимость работы.

Впервые осуществлен сравнительный анализ комплексного влияния свойств интеллекта, черт личности и ценностей учителя на эффективность педагогической деятельности.

Подтверждены гипотезы о различиях в динамике и содержании оценки эффективности педагогической деятельности учениками, родителями и, методистами, и о различиях в значимости свойств интеллекта, черт личности и ценностей учителя для эффективности его работы в зависимости от стажа педагогической деятельности и субъекта оценки эффективности педагогической деятельности.

Расширены положения концепции профессионального развития личности Ю. П. Поваренкова о критериях и параметрах оценки эффективности профессиональной деятельности.

Уточнено понятие эффективности педагогической деятельности на основе понимания профессиональной деятельности как процесса преобразования объективной реальности и изменений в личности самого работника. В связи с этим выделяются три аспекта эффективности педагогической деятельности: процессуальный, результативный и личностный.

Практическая значимость.

Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования проблемы могут быть использованы в целях повышения эффективности системы оценки работы учителя за счет расширения диапазона критериев и субъектов оценки работы учителя.

Полученный эмпирический материал имеет большую практическую значимость для проведения индивидуальной психологической работы с учителями в целях повышения эффективности их деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях и методологических семинарах кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинскогона научно-практических конференциях: «Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека» (г. Казань, 2004), «Социальная психология XXI века» (г. Ярославль, 2006), «II Всероссийская научная — практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (г. Ярославль, 2005) — на педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (г. Ярославль, 2004, 2005, 2006). Результаты исследования используются в работе экспертной аттестационной комиссии Управления образованием Даниловского муниципального района, в работе психологической службы школы № 2 Даниловского муниципального района.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем диссертации 204 страницыбиблиографический список включает 179 наименований, из них 5 на английском языке, 2 на немецком языкеработа содержит 56 таблиц, 43 рисунка и 3 приложения.

Заключение

.

В качестве заключения проведенного теоретического и эмпирического изучения проблемы эффективности педагогической деятельности может быть сформулирован ряд выводов.

В процессе теоретического анализа литературы нами были определены две группы подходов в отечественной психологии к изучению эффективности педагогической деятельности. Первая включает в себя исследований в рамках общепрофессионального изучения эффективности деятельности. К ним отнесли работы отечественных психологов Е. А. Климова, К. К. Платонова, Ю. П. Поваренкова, В. Д. Шадрикова. Особое место в этих работах занимают вопросы параметров и критериев оценки эффективности профессиональной деятельности. Специфика авторского отношения к проблеме эффективности деятельности определяется собственным пониманием структуры профессиональной деятельности, структуры личности работника и ее местом в процессе профессионализации личности работника.

Выделенная вторая группа исследований относится к работам, посвященным анализу эффективности профессиональной педагогической деятельности.. Это исследования Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной и др. Как и в общепрофессиональных подходах здесь основные направления исследований касаются изучения параметров и критериев оценки эффективности педагогической деятельности, методов психологического изучения эффективности педагогической деятельности.

Наиболее тщательному анализу в указанных выше работах подвергается вопрос параметров анализа эффективности деятельности. При изучении эффективности педагогической деятельности акцент ставится на изучение педагогических способностей, педагогических знаний, умений и навыков.

В большинстве рассмотренных нами работ авторы разделяют анализ эффективности на изучение собственно профессиональной деятельности и личности работника, как носителя этой профессиональной деятельности.

Несмотря на достаточно большую теоретическую и практическую разработанность отдельных вопросов проблемы эффективности деятельности многие из них до сих пор остаются слабоизученными. Это вопросы критериев и субъектов оценки. При этом требует дальнейшей конкретизации и вопрос параметров анализа эффективности.

На наш взгляд указанные вопросы критериев и субъектов оценки эффективности тесным образом взаимосвязаны. Современная система оценки деятельности учителя учитывает преимущественно только методическую сторону труда учителя. В связи с этим в качестве субъекта оценки выступает лишь один методист. Тогда как сегодня субъектами педагогической деятельности все активнее признаются и сами учащиеся, и их родители. Грамотное решение этого вопроса позволит решить и вопрос многообразия критериев эффективности деятельности учителя.

В процессе эмпирического изучения проблемы оценки эффективности педагогической деятельности была показана значимость решения вопроса субъектов оценки через участие в процессе оценивания нескольких субъектов педагогической деятельности — методистов, учащихся и их родителей. Оценка каждым участником педпроцесса обладает самостоятельностью и независимостью. Это позволило провести более широкий анализ эффективности деятельности учителя. Рассматривая каждую из оценок в отдельности, мы определили, что влияние интеллектуальных и личностных факторов учителя на эти оценки разное. Также была рассмотрена динамика их влияния на эффективность педагогической деятельности.

Мы установили, что факторы интеллекта, черты личности и ценностей учителя оказывают комплексное влияние на оценки методистов. Ученическая оценка в большей мере подвержена влиянию черт личности учителя.

Родительская оценка формируется под преимущественным влиянием ценностей и черт личности.

В тех случаях, когда была обнаружена практически равная степень влияния черт личности и ценностей учителя на все типы оценок, влияние компонентов структуры указанных факторов на эти оценки оказывается разное. Этот факт говорит о наличии разных требований участников педпроцесса к уровню выраженности тех или иных структур личности учителя.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что в рассмотренной проблеме эффективности педагогической деятельности остается еще много нерешенных вопросов. Прежде всего, это касается вопросов параметров, критериев и субъектов оценивания. Взаимосвязь этих вопросов с решением проблемы методов оценивания указывает на крайне высокую актуальность дальнейшего теоретического и эмпирического изучения проблемы эффективности педагогической деятельности. Указанные вопросы и вытекающие из них проблемы являются темой наших дальнейших исследований. ttiL.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности. М.:. Психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
  2. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111−131.
  3. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 5.
  4. А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 116−120.
  5. Ю.С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М., 1997.
  6. Н.А. Задатки, способности и одаренность учителя // Мир психологии. 1997. № 2.
  7. Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Институт практической психологии- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997.
  8. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.2.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  10. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки: Труды Института мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1935. Т.4.
  11. Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6.
  12. А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 28−40.
  13. Аттестация учителей: концепция, методика, результаты эксперимента: Сборник научных трудов. СПб., 1994.
  14. Ю. Т. Аксенова Е.А. Технология центров оценки персонала // Прикладная психология. 1997. № 1.
  15. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1993.
  16. В.А. Методология системного и субъектно-деятельностного подходов в исследованиях профессиональной пригодности // Идея системности в современной психологии / под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2005.
  17. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
  18. С.С. Исследование индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности. М.: Изд-во ИПРАН, 1991.
  19. С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. М.: Изд-во ИПРАН, 1994. Вып. 2.
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. М.: Издательство «Питер», 2001.
  21. Л.В., Гусева Т. А., Джузенова Р. Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1998.
  22. В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Науч. докл. высш. школы. Философские науки. М., 1968. № 2.
  23. Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003.
  24. О.И. Об изучении профессий в свете психологии труда // Вопросы психологии труда и профессионального обучения. Л., 1969.
  25. Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1992. № 8.
  26. JI.A. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.
  27. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. М.: Молодая гвардия, 1997.
  28. .И. О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 36−45.
  29. В.Н. Психология общих способностей. М.: Издательство «Питер», 1995.
  30. В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  31. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Издательство «Питер», 2001.
  32. Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.
  33. Ю.М., Зазыкин В. Г., Зотова О. И. и др. Проблемы психологии труда и профессии // Психологический журнал. 1981. № 6.
  34. Д.Н. Психологическая структура способностей // В кн.: Развитие и динамика способностей / под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1991.
  35. Э.Ф. Психология профессий. М., 2005.
  36. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.
  37. Ф.Г. Престиж профессии учителя // Социологические исследования. 1991. № 8.
  38. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  39. Е.М. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 35−42.
  40. Инновационное движение в российском школьном образовании. М.: Парсифаль, 1997.
  41. Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 6. С. 57−65.
  42. А.И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 76−85.
  43. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Московского университета- Издательский центр Академия, 2004.
  44. Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета- Издательский центр Академия, 2004.
  45. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986.
  46. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж- Изд-во НПО"МОДЭК", 1996.
  47. Н.В. Психологическое обеспечение аттестации педагогов // Проблемы психологической помощи семье и школе. Ярославль, 1996.
  48. Н.В., Свистун М. А. Философско-психологические аспекты взаимодействия общества и образования. М., 1996.
  49. Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: Сфера, 2000.
  50. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Характер: в 2 т. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1957. Т.1.
  51. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Способности: в 2 т. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1957. Т.2.
  52. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969.
  53. Г. Н. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001.
  54. Л.С., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.
  55. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5.
  56. М. Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 99−103.
  57. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: учебное пособие / под ред. Л. М. Митиной. М., Воронеж- Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
  58. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подход // Вопросы психологии. 1997. № 6.
  59. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Институт практической психологии, Воронеж- Изд-во НПО «МОДЭК», 1997.
  60. Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд-во МГУ, 1986.61. 'Кочетков А. Н. Быть личностью, воспитывать личность // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 74−76.
  61. Т.У. Опыт исследования эффективности деятельности учителя // Советская педагогика. 1980. № 5.
  62. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов-на-Дону, 1995.
  63. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.
  64. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: Педагогика, 1986.
  65. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. 1981. № 2. С.20−31.
  66. Е.С., Прохватилов А. А. О системном подходе к исследованию процесса адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности коллектива. Курган, 1981.
  67. Н.В. Личность и педагогическая одаренность // Вопросы психологии. 1999. № 1.
  68. Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. 1984. № 1.
  69. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1970.
  70. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967.
  71. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., Изд-во ЛГУ, 1985.
  72. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1969.
  73. Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С.21−30.
  74. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990.
  75. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.2.
  76. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11−20.
  77. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 34−42.
  78. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  79. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С.31−45.
  80. А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Советская педагогика. 1986. № 6.
  81. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6.
  82. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 40−48.
  83. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.
  84. Методические материалы к проведению конкурсов в системе повышения квалификации педагогических кадров. Алма-Ата, 1990.
  85. Методические рекомендации в помощь органам народного образования по руководству и контролю. Смоленск, 1989.4.1.
  86. Методические рекомендации в помощь органам народного образования по руководству и контролю. Смоленск, 1989.4.2.
  87. Методические рекомендации в помощь органам народного образования по руководству и контролю. Смоленск, 1989. Ч.З.
  88. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 44−53.
  89. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28−32.
  90. Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004.
  91. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
  92. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  93. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера// Вопросы психологии. 1975. № 5. С.110−122.
  94. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
  95. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
  96. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Издательство «Питер», 2005.
  97. Общая психология: Учебник / под ред. А. В. Карпова. М.: Гардарики, 2005.
  98. С.И. Словарь русского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и научных словарей, 1963.
  99. В.Б. Личность и ее социальные ценности // Социология в СССР: в 2 т. М.: Мысль, 1965. Т.1
  100. В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994.
  101. О путях повышения эффективности труда учителя / Под ред. А. К. Марковой. М., 1987.
  102. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16−26.
  103. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
  104. И.М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1972.
  105. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  106. А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 30−36.
  107. А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3. С.26−38.
  108. С.Е., Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 3−9.
  109. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962.
  110. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977.
  111. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.
  112. Ю.П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей // Диагностика и способности. М., 1992.
  113. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.
  114. Ю.П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации): Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Курск: КГПИ, 1991.
  115. Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯШУ, 2000.
  116. Ю.П. Психологическая характеристика субъекта труда // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: КСЮИ, 2004.
  117. Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование < информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения //Психологический журнал, 1990. Т.2. № 2. С.49−58
  118. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учебное пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002.
  119. А.О. Психические состояния и продуктивность урока // Вопросы психологии. 1996. № 8. С. 49−55.
  120. А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 68−74.
  121. Н. С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: AKADEMIA, 2001.
  122. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Издательство «Питер», 2003.
  123. Психологические закономерности профессионализации: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль, ЯШИ, 1991.
  124. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
  125. Психологический анализ трудовой деятельности: Учебное пособие. Ярославль, ЯрГУ, 1980.
  126. Психологический словарь / под ред. ВЛЗинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998.
  127. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция J1.B. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2001.
  128. Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М. М. Кашапова. М.: Институт психологии РАН, 2003.
  129. Психология учебной и трудовой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ, 1985.
  130. Психология труда и личности учителя: сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1976.
  131. A.M. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией //Вопросы психологии. 1988. № 1. С.83−88
  132. А.А. Психология изучения личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999.
  133. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
  134. Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996. № 6.
  135. Рубинштейн ММ Цроблема учителя. М.: Московское акционерное издательское общество, 1927.
  136. С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР. 1957.
  137. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  138. А.А., Соколова М. В. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеггепла 16 PF. Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 2000.
  139. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5. С. 12−24.
  140. И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль, Изд-во НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991.
  141. В.Г. Учителя и родители. Минск, 1988.
  142. Ю.Н. Параметры оценки эффективности деятельности студента // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной научной конференции: в 2-х т. Ярославль: ЯГПУ, 2005. Т.2.
  143. Ю.Н. Проблема оценки эффективности педагогической деятельности учителя // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: КСЮИ, 2004.
  144. В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С.72−81.
  145. А.А. О психологической подготовке к труду. Избранные психологические труды: в 2 томах. М.: Наука, 1987. Т.1.
  146. В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб: Речь, 2004.
  147. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 1983.
  148. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Изд-во Ленинградского университета, 1972.
  149. Ю.А. Исследование ценностных ориентаций педагогов (психологический анализ). Ярославль, 1977.
  150. Тест умственных способностей. Руководство. Ярославль, Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 2000.
  151. Учитель-методист наставник стажера: Книга для учителей / под ред. С. Г. Вершловского М.: Просвещение, 1988.
  152. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2.
  153. В. Инженерная психология и психология труда: психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности. М.: Машиностроение, 1985.
  154. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Издательство «Питер», 2002.
  155. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Издательство «Питер», 1999.
  156. А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1996. № 8. С. 42−49.
  157. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
  158. Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженера // Вопросы психологии. 1986. N7.
  159. В.Э. Личностная модель труда учителя // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 107−110.
  160. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  161. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. Т.З. № 5.
  162. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  163. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
  164. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996.
  165. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
  166. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967.
  167. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.
  168. Buhler Ch. Basic Theoretical conceptions of Humanistic Psychology // American Psycho. 1971. V.26. N4. P.378−386.
  169. Cattell R.B. The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin Books, 1965.
  170. Clauss G. Zur Psychologie kognitiver Stile. Neuere Entwicklungen im Grenzbereich von Allgemeiner und Personlichkeitspsychologie // Zur psychologische Personlichkeitforschung. Berlin. 1978.
  171. Ericson E.H. Identity, youth and crisis. L.: Faber Identity in adolescence // Abelson. J (ed). Handbook of abolescent psychology. N.Y.: J Wiltj, 1980.
  172. Super D.E. The psychology of careers. N.Y., 1957.
  173. Super D.E. Vocation development N.Y., 1957.
  174. Winkel R. Padagogische Psychiatrie fur Eltern, Lehrer und Erzieher. Neuausgabe der Einfuhrung in neurotische und psychotische Schul- und Erziehungswirklichkeiten. Schneider, 1991. t * -1
Заполнить форму текущей работой