Оценка эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса
Диссертация
Особое место среди рассматриваемых вопросов занимает проблема психологических факторов эффективности педагогической деятельности. Среди них в большинстве исследований выделяются педагогические способности, профессионально-важные качества, черты личности учителя, педагогическая направленность (Маркова АК, Митина JLM, Колесников JI.C., Крутецкий В. А., Кузьмина Н. В. и др.). Недостаточно, на наш… Читать ещё >
Содержание
- t Введение
- Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Определение понятия и психологического содержания эффективности педагогической деятельности
- 1. 1. 1. Понятие эффективности педагогической деятельности
- 1. 1. 2. Психологическое изучение эффективности профессиональной деятельности
- 1. 1. 3. Психологическое изучение эффективности педагогической деятельности
- 1. 2. Параметры и критерии оценки эффективности педагогической деятельности
- 1. 2. 1. Параметры оценки эффективности педагогической деятельности
- 1. 2. 2. Критерии оценки эффективности педагогической деятельности
- 1. 1. Определение понятия и психологического содержания эффективности педагогической деятельности
- 2. 2. Структура и содержание оценки эффективности педагогической деятельности
- 2. 3. Влияние компонентов структуры личности учителя на эффективность педагогической деятельности
- 2. 3. 1. Развитие интеллекта учителя
- 2. 3. 2. Влияние компонентов структуры интеллекта на эффективность педагогической деятельности
- 2. 3. 3. Развитие личности учителя
- 2. 3. 4. Влияние черт личности учителя на эффективность педагогической деятельности
- 2. 3. 5. Развитие структуры ценностей учителя
- 2. 3. 6. Влияние ценностей учителя на эффективность педагогической деятельности
- 2. 3. 7. Сравнительный анализ влияния свойств интеллекта, черт личности и ценностей учителя на эффективность педагогической деятельности
- 2. 4. Психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию системы оценки эффективности педагогической деятельности
Список литературы
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.:. Психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111−131.
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 5.
- Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 116−120.
- Алферов Ю.С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М., 1997.
- Аминов Н.А. Задатки, способности и одаренность учителя // Мир психологии. 1997. № 2.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Институт практической психологии- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.2.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки: Труды Института мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1935. Т.4.
- Антонова Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6.
- Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 28−40.
- Аттестация учителей: концепция, методика, результаты эксперимента: Сборник научных трудов. СПб., 1994.
- Базаров Ю. Т. Аксенова Е.А. Технология центров оценки персонала // Прикладная психология. 1997. № 1.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1993.
- Бодров В.А. Методология системного и субъектно-деятельностного подходов в исследованиях профессиональной пригодности // Идея системности в современной психологии / под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2005.
- Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
- Бубнова С.С. Исследование индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности. М.: Изд-во ИПРАН, 1991.
- Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. М.: Изд-во ИПРАН, 1994. Вып. 2.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. М.: Издательство «Питер», 2001.
- Варначева Л.В., Гусева Т. А., Джузенова Р. Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1998.
- Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Науч. докл. высш. школы. Философские науки. М., 1968. № 2.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003.
- Галкина О.И. Об изучении профессий в свете психологии труда // Вопросы психологии труда и профессионального обучения. Л., 1969.
- Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1992. № 8.
- Григорович JI.A. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. М.: Молодая гвардия, 1997.
- Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 36−45.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Издательство «Питер», 1995.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Издательство «Питер», 2001.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.
- Забродин Ю.М., Зазыкин В. Г., Зотова О. И. и др. Проблемы психологии труда и профессии // Психологический журнал. 1981. № 6.
- Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // В кн.: Развитие и динамика способностей / под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1991.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.
- Зиятдинов Ф.Г. Престиж профессии учителя // Социологические исследования. 1991. № 8.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992.
- Иванова Е.М. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 35−42.
- Инновационное движение в российском школьном образовании. М.: Парсифаль, 1997.
- Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 6. С. 57−65.
- Кагальняк А.И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 76−85.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Московского университета- Издательский центр Академия, 2004.
- Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета- Издательский центр Академия, 2004.
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж- Изд-во НПО"МОДЭК", 1996.
- Клюева Н.В. Психологическое обеспечение аттестации педагогов // Проблемы психологической помощи семье и школе. Ярославль, 1996.
- Клюева Н.В., Свистун М. А. Философско-психологические аспекты взаимодействия общества и образования. М., 1996.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: Сфера, 2000.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Характер: в 2 т. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1957. Т.1.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Способности: в 2 т. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1957. Т.2.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969.
- Коджаспиров Г. Н. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001.
- Колесников Л.С., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.
- Кондаков И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5.
- Кондратьев М. Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 99−103.
- Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: учебное пособие / под ред. Л. М. Митиной. М., Воронеж- Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подход // Вопросы психологии. 1997. № 6.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Институт практической психологии, Воронеж- Изд-во НПО «МОДЭК», 1997.
- Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд-во МГУ, 1986.61. 'Кочетков А. Н. Быть личностью, воспитывать личность // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 74−76.
- Крейтсберг Т.У. Опыт исследования эффективности деятельности учителя // Советская педагогика. 1980. № 5.
- Крупенин А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов-на-Дону, 1995.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: Педагогика, 1986.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. 1981. № 2. С.20−31.
- Кузьмин Е.С., Прохватилов А. А. О системном подходе к исследованию процесса адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности коллектива. Курган, 1981.
- Кузьмина Н.В. Личность и педагогическая одаренность // Вопросы психологии. 1999. № 1.
- Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. 1984. № 1.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1970.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., Изд-во ЛГУ, 1985.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1969.
- Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С.21−30.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.2.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11−20.
- Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 34−42.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С.31−45.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Советская педагогика. 1986. № 6.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6.
- Маркова А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 40−48.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.
- Методические материалы к проведению конкурсов в системе повышения квалификации педагогических кадров. Алма-Ата, 1990.
- Методические рекомендации в помощь органам народного образования по руководству и контролю. Смоленск, 1989.4.1.
- Методические рекомендации в помощь органам народного образования по руководству и контролю. Смоленск, 1989.4.2.
- Методические рекомендации в помощь органам народного образования по руководству и контролю. Смоленск, 1989. Ч.З.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 44−53.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28−32.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера// Вопросы психологии. 1975. № 5. С.110−122.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
- Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Издательство «Питер», 2005.
- Общая психология: Учебник / под ред. А. В. Карпова. М.: Гардарики, 2005.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и научных словарей, 1963.
- Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности // Социология в СССР: в 2 т. М.: Мысль, 1965. Т.1
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994.
- О путях повышения эффективности труда учителя / Под ред. А. К. Марковой. М., 1987.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16−26.
- Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
- Палей И.М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1972.
- Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 30−36.
- Петровский А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3. С.26−38.
- Пиняева С.Е., Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 3−9.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.
- Поваренков Ю.П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей // Диагностика и способности. М., 1992.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.
- Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации): Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Курск: КГПИ, 1991.
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯШУ, 2000.
- Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика субъекта труда // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: КСЮИ, 2004.
- Поваренков Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование < информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения //Психологический журнал, 1990. Т.2. № 2. С.49−58
- Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учебное пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002.
- Прохоров А.О. Психические состояния и продуктивность урока // Вопросы психологии. 1996. № 8. С. 49−55.
- Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 68−74.
- Пряжников Н. С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: AKADEMIA, 2001.
- Психология: Учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Издательство «Питер», 2003.
- Психологические закономерности профессионализации: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль, ЯШИ, 1991.
- Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
- Психологический анализ трудовой деятельности: Учебное пособие. Ярославль, ЯрГУ, 1980.
- Психологический словарь / под ред. ВЛЗинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция J1.B. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2001.
- Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М. М. Кашапова. М.: Институт психологии РАН, 2003.
- Психология учебной и трудовой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ, 1985.
- Психология труда и личности учителя: сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1976.
- Реан A.M. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией //Вопросы психологии. 1988. № 1. С.83−88
- Реан А.А. Психология изучения личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
- Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996. № 6.
- Рубинштейн ММ Цроблема учителя. М.: Московское акционерное издательское общество, 1927.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР. 1957.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Рукавишников А.А., Соколова М. В. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеггепла 16 PF. Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 2000.
- Русалов В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5. С. 12−24.
- Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль, Изд-во НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991.
- Сенько В.Г. Учителя и родители. Минск, 1988.
- Слепко Ю.Н. Параметры оценки эффективности деятельности студента // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной научной конференции: в 2-х т. Ярославль: ЯГПУ, 2005. Т.2.
- Слепко Ю.Н. Проблема оценки эффективности педагогической деятельности учителя // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: КСЮИ, 2004.
- Слободчиков В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С.72−81.
- Смирнов А.А. О психологической подготовке к труду. Избранные психологические труды: в 2 томах. М.: Наука, 1987. Т.1.
- Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб: Речь, 2004.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 1983.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Изд-во Ленинградского университета, 1972.
- Табакова Ю.А. Исследование ценностных ориентаций педагогов (психологический анализ). Ярославль, 1977.
- Тест умственных способностей. Руководство. Ярославль, Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 2000.
- Учитель-методист наставник стажера: Книга для учителей / под ред. С. Г. Вершловского М.: Просвещение, 1988.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2.
- Хакер В. Инженерная психология и психология труда: психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности. М.: Машиностроение, 1985.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Издательство «Питер», 2002.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Издательство «Питер», 1999.
- Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1996. № 8. С. 42−49.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
- Чугунова Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженера // Вопросы психологии. 1986. N7.
- Чудновский В.Э. Личностная модель труда учителя // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 107−110.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. Т.З. № 5.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.
- Buhler Ch. Basic Theoretical conceptions of Humanistic Psychology // American Psycho. 1971. V.26. N4. P.378−386.
- Cattell R.B. The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin Books, 1965.
- Clauss G. Zur Psychologie kognitiver Stile. Neuere Entwicklungen im Grenzbereich von Allgemeiner und Personlichkeitspsychologie // Zur psychologische Personlichkeitforschung. Berlin. 1978.
- Ericson E.H. Identity, youth and crisis. L.: Faber Identity in adolescence // Abelson. J (ed). Handbook of abolescent psychology. N.Y.: J Wiltj, 1980.
- Super D.E. The psychology of careers. N.Y., 1957.
- Super D.E. Vocation development N.Y., 1957.
- Winkel R. Padagogische Psychiatrie fur Eltern, Lehrer und Erzieher. Neuausgabe der Einfuhrung in neurotische und psychotische Schul- und Erziehungswirklichkeiten. Schneider, 1991. t * -1