Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эгоцентрический" тип ситуативного доверия предполагает склонность интерпретировать поведение окружающих людей негативно и опираться преимущественно на себя при выходе из проблемных ситуаций. Стратегически нецелесообразный, этот тип доверия являетсятем, не менее, тактически выгодным для правонарушителей: он предохраняет от риска быть использованным и обманутым со стороныокруженияа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОВЕРИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Доверие как предмет междисциплинарных исследований
    • 1. 2. Развитие представлений о доверии в зарубежной психологии
    • 1. 3. Изучение проблемы доверия в отечественной психологии
  • ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
  • КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ДОВЕРИЯ
    • 2. 1. Социальные факторы
    • 2. 2. Психобиологические факторы
    • 2. 3. Индивидуально-личностные факторы
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ДОВЕРИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ МУЖСКОГО ПОЛА
    • 3. 1. Программа эмпирического исследования
    • 3. 2. Авторская методика «Опросник изучения доверия себе»
    • 3. 3. Особенности базового доверия миру и себе
    • 3. 4. Особенности ситуативного доверия миру и себе
    • 3. 5. Особенности доверия другим людям
    • 3. 6. Специфика феномена доверия в зависимости от степени криминализации
    • 3. 7. Специфика феномена доверия в зависимости от типа совершенных правонарушений и срока пребывания в колонии

Особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование направлено на изучение особенностей феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола.

Актуальность темы

.

Проблема противоправного поведения подростков ввиду своей многогранности, сложности и все возрастающей социальной актуальности привлекает внимание широкого круга дисциплин, в том числе и коррекционной психологии, что отмечено Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», выделяющего группу «детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения», к которой относятся и несовершеннолетние правонарушители [31 ].

Однако, несмотря на высокую социальную востребованность работ в области предотвращения и коррекции противоправного поведения подростков, клиническое понимание особенностей личности правонарушителей, акцентирующее дефицитарность их развития, не может служить основой эффективного психоразвивающего воздействия. Представляется конструктивным изучить позитивные проявления индивидуальности правонарушителя^ которые обычно развиваются латентно и редко проявляются в процессе искаженной естественной социализации подростка. Именно доверие миру и себе, к настоящему моменту практически не изученный аспект личности подростка-правонарушителя, имеет системопорождающий характер по отношению к остальным позитивным психологическим особенностям.

Объект исследования — феномен доверия у подростков.

Предмет исследования — особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола.

Задачи исследования:

1) Построить теоретическую модель феномена доверия на основе анализа литературных источников.

2) Составить батарею методик для эмпирического изучения доверия у подростков.

3) Разработать и валидизировать личностный опросник для изучения базового доверия себе и методику изучения ситуативного доверия миру и себе.

4) Провести основное сравнительное исследование на двух выборках: подростках мужского пола с противоправным поведением и их правопослушных сверстниках.

Гипотеза исследования: феномен доверия у несовершеннолетних правонарушителей имеет специфическую деформацию по сравнению с правопослушными подростками, а именно:

1) Базовое доверие миру у правонарушителей ниже по сравнению с правопослушными подростками;

2) Базовое доверие себе у правонарушителей выше по сравнению с правопослушными подростками;

3) В композиции ситуативного доверия тактика «преобладания доверия себе над доверием миру» у правонарушителей более выражена по сравнению с правопослушными подростками, при этом тактика «преобладания доверия миру над доверием себе» менее выражена.

4) Психологическая дистанция с социальными объектами у правонарушителей больше по сравнению с правопослушными подростками. Научная новизна и теоретическая значимость.

В диссертационной работе представлена теоретическая модель доверия как психологического феномена. С опорой на построенную модель и с использованием разработанных нами методик изучения базового доверия себе и ситуативного доверия миру и себе, а также адаптированных нами зарубежных методик изучения базового доверия миру, впервые предпринята попытка изучить феномен доверия у подростков мужского пола. Определена специфика феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола, открывая базовые мировоззренческие основы и личностные механизмы генезиса криминального поведения как деструктивного способа самоутверждения.

Практическая значимость исследования.

Разработанные авторские количественные и качественные методики изучения разных аспектов доверия могут быть рекомендованы для исследовательской и диагностической работы с подростками, находящимися на разных уровнях социальной адаптации.

Описанные в диссертационном исследовании феномены позволяют перенести психотерапевтические мишени с малоэффективной коррекции негативных особенностей личности правонарушителей на укрепление доверия миру и себе — хотя и дефицитарного, но социально и экзистенциально ценного качества.

Методологической основой нашего исследования является эпигенетическая теория Э. Эриксона, его представление о базовом доверии миру, причинах формирования базового доверия или недоверия ребенка миру, значения базового доверия для успешного решения задач на последующих этапах его жизни [109].

Кроме того, данная работа строилась на теоретических положениях, изложенных в трудах следующих авторов: о связи доверия миру и себе и психологического здоровья личности (А. Бандура, Д. В. Винникот, С. Джурард, Ф. Перлз, К. Роджерс, Дж. Роттер, К. Хорни, Э. Шостром) — о вере в справедливость мира (К. Дальберт, М. Лернер, Л. Монтада, М. Шмитт);

— о доверии в межличностных отношениях (Л.Я. Гозман, И .С. Кон,.

A.A. Кроник, В. А. Лосенков, В. Н. Куликов, И. С. Полонский, М. Занна, Дж. Ремпел, МТчанен-Моран, В. К. Хой, Дж. Холмс);

— о доверии как отдельном социально-психологическом феномене (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко);

— о психологии проблемных подростков (H.JI. Белопольская, С. А. Беличева, С. А. Терехина, Н. Е. Харламенкова, Л.Б. Шнейдер);

— о факторах противоправного поведения подростков (Ю.М. Антонян, Г. Г. Бочкарева, Е. В. Васкэ, Е. Г. Дозорцева, Г. Каплан, A.A. Кокуев,.

B.Н. Кудрявцев, К. С. Лебединская, А. Е. Личко, Т. А. Мешкова, С.К. Нартова-Бочавер, В. Д. Менделевич, Д. А. Леонтьев, В. Ф. Пирожков, Е. И. Рогов, К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский, В.Е. Эминов).

Методы исследования.

Теоретическим методом нашего исследования является системный метод построения модели объекта исследования. Эмпирические методы включали экспертный опрос, тестирование, статистический анализ. В качестве основных методик эмпирического исследования выступили:

— Шкала доверия-подозрительности (Trust — Suspision Scale) [131];

— Опросник для измерения веры в справедливость мира по отношению себе (Personal Belief in a Just World Scale) [122];

— Опросник для измерения веры в справедливость мира в целом (General Belief in a Just World Scale) [124];

— Опросник оценки доверия/недоверия личности другим людям А. Б. Купрейченко [47];

— Опросник «Суверенность психологического пространства» (СПП).

C.К. Нартовой-Бочавер [63];

— Опросник «Изучение доверия себе» (разработан автором);

— Метод виньеток «Ситуативное доверие себе и миру» (разработан автором);

— Методика «Измерение дистанции взаимодействия — шкала CIDS» (The comfortable Interpersonal Distance Scale) M. Duke и S. Nowicki [92].

Статистическая обработка была проведена с помощью программы SPSS Statistics 17.0.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью работы, проверкой теоретических положений эмпирическими методами, адекватными^ целям и задачам работы, применением количественного и качественного анализа с использованием методов математической статистики (U-критерия Манна-Уитни, коэффициента корреляции Спирмена, углового преобразования Фишера, кластерного анализа, а также элементов контент-анализа).

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Психологический смысл доверия — энергетически оптимальное взаимодействие человека с миром. Базовое доверие миру дает переживание безопасности, непрерывности и стабильности бытиябазовое доверие себе способствует самосохранению и автономному существованию. Ситуативное доверие миру обеспечивает кратковременный контакт с миром для удовлетворения ситуативных потребностейситуативное доверие себе необходимо для самоподдержки и автономного поведения в проблемной ситуации. Доверие другому человеку позволяет сохранять устойчивые позитивные отношения с партнеромситуативное доверие другому человеку обеспечивает оптимальное конструктивное взаимодействие в рамках отдельной ситуации. Нарушение системы доверия инициирует деструктивные способы самоутверждения.

2) Правопослушные подростки характеризуются высоким уровнем доверия миру и себе как субъекту жизнедеятельности, что сочетается с нормативными способами самоутверждения. Базовое доверие правонарушителей дефицитарно по сравнению с правопослушнымиони склонны представлять мир стабильно справедливым и надежным в целом, однако при этом персонально себя — обделенными его привилегиями и не вызывающими доверия даже у самих себя. Эта феноменологически неблагополучная установка может быть предиктором криминального способа самоутверждения.

3) Ситуативное доверие правонарушителей также дефицитарно, что проявляется в более выраженной склонности к отрицательной интерпретации поведения других людей, гипертрофированной самоподдержке при* выходе из проблемных ситуаций по сравнению с правопослушными подростками. Эта установка стратегически нецелесообразна: предполагает значительные временные затраты и повышает риск «исправления» ситуации криминальными способами. Тем не менее, для правонарушителей она обладает социально адаптивным смыслом: во-первых, снижает риск причинения вреда подростку со стороны асоциального окружения, во-вторых, предоставляет возможность для энергетической разрядки.

4) Доверие людям в нормативной группе представлено двумя типами: «четко дифференцирующие людей» и «принимающие людей». Доверие людям в группе правонарушителей более вариативно, помимо. двух выше названных типов предполагает наличие третьего — «не доверяющие людям». Другая черта доверия людям в этой группе — стремление устанавливать более близкие отношения с кем-то из партнеров, чем это наблюдается среди правопослушных подростков, что может быть реакцией на условия социальной депривации.

5) У правопослушных мальчиков при переходе от подросткового к юношескому возрасту практически отсутствует динамика параметров доверия, свидетельствуя об устойчивости и зрелости мироотношения, сложившегося в детстве. У правонарушителей возрастное развитие одновременно сопровождается повышением уровня криминализации и характеризуется специфической динамикой параметров доверия, усугубляющей нарушение социализации: повышением психологической суверенности, развитием склонности больше доверять себе, чем другим людям при выходе из проблемных ситуаций, понижением доверия отцу и повышением — незнакомым людям.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования докладывались на VII научно-практической конференции «Молодые ученые — столичному образованию» (Москва, МГППУ, 2008), рассматривались на ученом совете факультета клинической и специальной психологии МГППУ, нашли отражение в 20 публикациях автора.

Результаты исследования процесса взаимодействия «родитель-ребенок», описанные в работе И. В. Ермаковой, также указывают на нарушение доверительных отношений в семьях подростков-правонарушителей [26]. Результаты этого исследрвания вызвали у нас интерес, поскольку в выборку вошли подростки-правонарушители, которые являются учениками обычной общеобразовательной школы, то есть не испытывающие в момент проведения исследования депривирующего воздействия закрытого учреждения. Согласно результатам исследования, подавляющее большинство испытуемых-девиантов воспринимают родителей как требовательных или эмоционально-дистанцируемых. Большинство из них отмечает, что в системе детско-родительских отношений наблюдается явный дефицит сотрудничества и взаимопонимания, что значительно отличается от результатов в группе правопослушных подростков. Интересно также то, что сами родители правонарушителей описывают себя как достаточно требовательных, в меру контролирующих, принимающих, готовых к сотрудничеству.. Исследователь заключает, что различиевосприятия: детско-родительскихотношений подростками-девиантами1 выявляет наличиевзаимного непониманияи отчужденияиз-за отсутствия внимания и уважения к потребностямдетейотсутствия.- эмоциональной! близости и сотрудничества;

Таким образом-, на основе результатовисследованийи наблюдений практиков — за? особенностями: детско-родительских отношений подростков-девиантов, находящихся на свободе, можно предположить, что в случае проведения исследования на такой выборке с помощью нашей методики, психологическая дистанция с их родителями была бы большей.

Похожие выводы можно сделать относительно особенностей доверительных отношений с учителем у правонарушителей без тюремного опыта. По данным И. П. Башкатова, правонарушители, в социально-полезных группах изначально имеют очень низкий социометрический статус и находятся в, изолированном положениив системе межличностных взаимоотношений со сверстниками и учителями [8]. Процесс. их отчуждения: от школьной системы проходит постепенно, но неуклонновследствие плохой успеваемости, отсутствия мотивации: к обучению, низкой социальной компетентности. В любом случае итогом является недоверие учителям и одноклассникам и последующий выход из системы позитивно ориентированных отношений и присоединение к асоциальной стихийной' подростковойгруппе.

Таким образом, есть основание полагать, что повышенное у правонарушителей по сравнению с правопослушной выборкой доверие родителям и классному руководителю является следствием длительной социальной депривации в местах лишения свободы и отсутствия у них возможности доверять кому-либо из их тюремного окружения. Правомерность такого вывода можно подтвердить, основываясь на анализе сочинений несовершеннолетних заключенных, воспитанников Арзамасской, Казанской, Калининградской ВК, собранных сотрудниками Центра содействия реформе уголовного правосудия и представленных в брошюре «Осторожно, тюрьма.» [21]. Тема тоски по родному дому иг родителям выделяется в отдельную, поскольку присутствует в сочинении практически каждого воспитанника. Письма заключенных подростков пропитаны сожалением о том, что «их самые любимые’и-незаменимые родители, дни и ночи напролет переживают за них.», только" в тюрьме они начинают понимать настоящую ценность родителей, поскольку «только находясь рядом с ними можно чувствовать себя человеком., а в колонии никто не сделает никакого подарка, никто не сделает ни одного замечания как делали это родители, и вообще здесь нету ничего хоть сколько-нибудь родительского» [21, с. 51]. В сочинениях воспитанников присутствует также тема вины перед родителями и возникновения доверия им как единственным людям, которые желают добра. «Каждый день я вспоминаю маму, сестру, в общем, своих родных, как они ругали меня, а я сердился на них и не понимал, из-за чего и почему. Вот только сейчас я стал осознавать, что они хотели оградить меня от всего, что сейчас со мной происходит» [21, с. 53 -54]. Тем не менее, в письмах заключенных ясно прослеживается, что острая тоска по родителям и стремление сблизиться с ними возникает на фоне переживания собственной уязвимости и дефицита доверия в среде заключенных. «Я считаю невыносимыми отношения между заключенными. Здесь каждому безразлично за другого. Здесь живут по принципу: „Унизь другого, пока тот не унизил тебя“. Вот и живут, топят других, возвышая этим самым себя» [21, с. 55 — 56].

Таким образом, глубинное переживание незащищенности обостряет потребность в поиске опоры в лице другого человека, что находит выражение в стремлении уменьшить психологическую дистанцию в первую очередь с родителями, а также и с классным руководителем, который в свете тюремного опыта воспринимается правонарушителями как более безопасная и благожелательная фигура.

Методика «Измерение дистанции взаимодействия» была использована нами также с целью составления обобщенной характеристики объектов, которым испытуемые доверяют в большей и меньшей степени, а также с целью выявления партнеров, психологическая дистанция с которыми у правонарушителей является' наименьшей, и, следовательно, которых пользуются сравнительно большим доверием у них.

На основе анализа данных, представленных в таблице 19, и графиков средних значений психологической дистанции с различными объектами в экспериментальной и контрольной группе, можно заключить, что больше всего испытуемые обеих групп доверяют матери, объектом наименьшего доверия является незнакомый мужчина. Графики представлены на рисунке 3.

Заключение

.

Итак, на основе проведенного теоретико-эмпирического исследования можно заключить, что доверие представляет собой систему априорных-убеждений субъекта в благожелательности и надежности" мира, многоаспектную мировоззренческую установку, направленную > на самого себя, другого человека или мир в целом и принимающую базовый' или" ситуативный характер. Смысл доверия заключается в обеспечении связи человека с миром и обеспечения эффекта целостности его бытия. Каждый из аспектов доверия вносит свой вклад в реализацию этого смысла.

Общая гипотеза нашего исследования о наличии специфической деформации феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей по сравнению с правопослушными подростками подтвердилась. Частные гипотезы подтвердились частично.

На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Для несовершеннолетних правонарушителей характерен ряд специфических характеристик феномена доверия по сравнению с правопослушными сверстниками, а именно: искажение базового' доверия миру, пониженное базовое доверие себе, более выраженная склонность доверять себе, чем другим людям при выходе из проблемных ситуаций.

2. Правонарушители обнаруживают большую вариативность доверия другим людям по сравнению с правопослушными подростками. У них выделены три следующие типадоверия другим людям: «четко дифференцирующие людей», «принимающие людей», «недоверяющие людям». Первыедва типа являются общими для правонарушителей и правопослушных подростковпоследний — специфичен для-правонарушителей.

3. Базовое доверие миру у правонарушителей искажено: правопослушные юноши склонны больше верить в справедливость мира по отношению к себе, чем в справедливость мира в целом, в то i время как у правонарушителей присутствует обратное соотношение.

4. Базовое доверие себе у правонарушителей снижено по сравнению с правопослушными подростками.

5. Ситуативное доверие правонарушителей также имеет свои особенности: при выходе из проблемных ситуаций они более склонны использовать «эгоцентрический» тип доверия (больше доверять себе, чем другим людям) по сравнению с правопослушными подростками.

6. Степень доверия отдельным социальным объектам у правонарушителей и правопослушных подростков различается. Правонарушители склонны устанавливать меньшую психологическую дистанцию по отношению к матери, отцу, классному руководителю, демонстрируя усиленное, возможно, компенсаторное стремление к близким отношениям в условиях социальной депривации.

7. Динамика доверия у правонарушителей при переходе от подросткового к юношескому возрасту имеет особенности по сравнению с правопослушными подростками. У старших правонарушителей выше уровень суверенности психологического пространствасильнее выражен «эгоцентрический» тип ситуативного доверияниже — доверие отцу и вышенезнакомым людям.

8. Правонарушители, отбывающие наказание за насильственные и корыстные преступления, отличаются по степени прочности границ своего психологического пространства. Правонарушители корыстного типа обнаруживают тенденцию к переживанию депривированностиподростки, отбывающие наказание за насильственные преступления, — к квазисуверенности.

9. Наблюдается тенденция к увеличению доверия отцу после пребывания в колонии в течение шести месяцев, что феноменологически выражается в уменьшении психологической дистанции с отцом.

Основываясь, на результатах нашего исследования, в качестве задач реабилитационной и коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними правонарушителямиследует, рассматривать развитиеи укрепление базового? доверия" себе-, повышение, удельноговесаверы в,.

I «справедливость мира по отношению к. себе в, общей композиции^ веры в справедливостьразвитие социально-психологической компетенции» подростков, навыков установления доверительных отношенийс другими людьми.

Несмотря на общую дефицитарность. системы доверия несовершеннолетних правонарушителей, — следует отметить несколько особенностей, которые можно рассматривать в качестве ресурса для достижения? выше описанных задач: во-первых, более выраженный по сравнению с правопослушными подростками, «эгоцентрическийтип» ситуативного доверияво-вторых, свойственную им повышенную потребность в переживании справедливости, на которую косвенно указывает искажение в композицииверы в справедливость мирав-третьих, наличие потребности в близких, доверительных отношениях с другими людьми.

Эгоцентрический" тип ситуативного доверия предполагает склонность интерпретировать поведение окружающих людей негативно и опираться преимущественно на себя при выходе из проблемных ситуаций. Стратегически нецелесообразный, этот тип доверия являетсятем, не менее, тактически выгодным для правонарушителей: он предохраняет от риска быть использованным и обманутым со стороныокруженияа также-предоставляет возможность для энергетической разрядки. Вероятно, необычайная жизнестойкость, правонарушителей связана во многом, с яркой представленностью этого типа в композиции доверия. Вэтой связинам представляется весьма полезным в качестве элемента реабилитации подростков-делинквентов с сохранным интеллектом использовать их участие в программах обучения по выживанию, поведения в1 экстремальных ситуациях, при которых будет весьма полезна их готовность к опоре на себя при выходе из сложных ситуаций, и в процессе которых им представится' возможность для обнаружения своей компетентности в социально полезной" деятельности, укрепления базового доверия себе.

Мы полагаем, что" весьма эффективной будет реабилитация-правонарушителей в' военно-патриотических лагерях, в которых предполагается, жесткая дисциплина, упорядоченность ичеткая регламентация отношений: Пребывание в условиях такого типа на первых этапах реабилитации обеспечит имвозможность для структурирования реальности, поиску своего места в ней, удовлетворению потребности в переживании порядка и справедливости мира по отношению к себе, которая, согласно результатам нашего исследования, у них фрустрирована и, которую, весьма вероятно, они стремятся удовлетворить, приобщаясь к криминальной субкультуре. Нам-также представляется важным тот факт, что развитие веры в справедливость мира по отношению к себе будет являться естественным следствием обнаружения^ своей силы в реализации некриминальных, общечеловеческих ценностей, своей компетентности в социально-приемлемом образе жизни, укрепленияг базового доверия себе. Это заключение основывается на результатах о значимой положительной связи доверия, себе и веры в справедливость мира по отношению к себе. Феноменологически, оба эти качества, столь важные для* психологического благополучия, выражаются в ощущении собственной силы и уверенности с одной стороны и дружественности и управляемости мира — с другой.

Ресурсным качеством правонарушителей являетсяих стремление к близким отношениям, что, вполне вероятно, может представлять собой не только реакцию на социальную депривацию, но также являться показателем их устойчивой потребности в доверительных отношениях принеумении и отсутствии навыков для ее удовлетворения. Учитывая факт, что в качестве объекта доверия правонарушители рассматривают взрослых людей, весьма терапевтичной была бы поддерживающая, позитивно ориентированная позиция психологов, педагогов, воспитателей, их стремление устанавливать доверительные отношения с подростками, готовность преодолевать страх и защитную агрессию.

Несмотря на то, что основная цель исследования может считаться достигнутой, в качестве его дальнейших перспектив следует наметить лонгитюдное исследование возрастной динамики доверия миру и себе у несовершеннолетних правонарушителейлонгитюдное исследование динамики доверия в местах лишения свободы (на этапах судебно-следственного разбирательства и исполнения наказания) — изучение феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих тюремного опыта, а также совершенствование авторских методик изучения базового доверия себе и ситуативного доверия миру и себе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.К. Очерки криминальной субкультуры / Ю. К. Александров. М.: Права человека, 2002. — 152 с.
  2. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986.-150 с.
  3. И.В. Социально-психологическая концепция доверия / И. В. Антоненко. М.: Флинта, Наука, 2006. — 480 с.
  4. Ю.М. Личность корыстного преступника / Ю. М. Антонян. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. 158 с.
  5. Ю.М. Личность преступника / Ю. М. Антонян. Спб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 364 с.
  6. Н.Б. Особенности отношений с родителями у подростков с девиантным поведением // Вестник научной студенческой сессии факультета философии и психологии ВГУ. Воронеж: ВГУ, 2006. — С. 31−33.
  7. В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. Г. Баженов, В. П. Баженова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224 с.
  8. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. М.: Информпечать, 2000. — 334 с.
  9. С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. -М.: Социальное здоровье России, 1994. 221 с.
  10. Н.Л. Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2007. — 332 с.
  11. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Г. Г. Бочкарева // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972.-С. 178−191.
  12. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 45−54.
  13. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения / Ю. А. Васильева // Психологический журнал. 1997, т. 13. — № 2. — С. 58 — 78.
  14. Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ / Е. В. Васкэ. М.: Генезис, 2009. — 428 с.
  15. Д.В. Игра и реальность / Д. В. Винникотт. — М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. 288 с.
  16. A.B. Расизм, нацизм и естественный отбор / A.B. Вязовский. 2007. — Режим доступа: http://ethology.ru/library/?id=261.
  17. Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман.- М.: Изд-во МГУ, 1987. 174 с.
  18. О.В. Доверие себе как внутриличностное образование старших подростков: дис.. канд. психол. наук / О. В. Голубь. — Ростов н/Д, 2004. 199 с.
  19. Е.А. Возвращение в общество девушек, отбывших наказание в виде лишения свободы / Е. А. Гордеева. М.: РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2009. — 32 с.
  20. И.И. Семья и подросток: комплексное социологическое исследование негативного девиантного поведения: дис.канд. социол. наук / И. И. Гуртовая. Ставрополь: Ставроп. гос. техн. ун-т, 1996. — 219 с.
  21. Н.М. Осторожно, тюрьма / Н. М. Дзядко. М.: РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2008. — 36 с.
  22. Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении: диагностика и коррекция / Е. Г. Дозорцева. М.: Генезис, 2007.- 128 с.
  23. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 208 с. 3 V
  24. В.А. Доверие в системе «учитель-ученик» /
  25. B.А. Дорофеев // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: ' Коллективная монография / под ред. Т. П. Скрипкиной. Ростов н/Д: Изд-во1. РГПУ, 2006.-С. 145−161.
  26. С.Г. Доверительные отношения личности как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте /
  27. C.Г. Достовалов // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / под ред. Т. П. Скрипкиной. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. — С. 254−256.
  28. И.В. Социально-психологические факторы экономической социализации старших подростков: автореф. дис.. канд. психол. наук / И. В. Ермакова. Ярославль: Б.и., 2008. — 24 с.
  29. A.JI. Психология доверия и недоверия: теория, эмпирика, практика / A. JL Журавлев // Психология доверия и недоверия / А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во ИП РАН, 2008. — С. 9−21.
  30. А.Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. -М.: Изд-во ИП РАН, 2003.-440 с.
  31. Г. Г. Педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье: дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Зайдуллина. Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2000. — 198 с.
  32. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностямиздоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. № 16 // Нормативно*правовой акт Московской городской Думы. 2010. — Ст. 6.
  33. В.П. Психология доверия / В. П. Зинченко // Вопросы философии. 1998. — № 7. — С. 76−93.
  34. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства / В.В. Знаков' // Вопросы психологии. -1990. № 1. — С. 20 — 27.
  35. Е.А. Семья наркомана. Типы семей с повышенным риском формирования наркозависимой личности / Е. А. Иванова, С. А. Фролов // Вестн. МГУ. Сер. 18, Социология и политология. 2002. -№ 1. — С. 98 — 108.
  36. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа / К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский. М.: Юрид. лит., 1989. — 448 с.
  37. Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков / Р. Г. Илешева. Алма-Ата: Наука, 1990. — 160 с.
  38. О.Г., Холмогорова А. Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) / О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова // Семейная психология и семейная терапия. 2006. — № 1. — С. 87 — 100.
  39. A.A. Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы: дис.. канд. психол. наук / A.A. Кокуев. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т, 2003. — 192 с.
  40. Л.Э. Исследование социально-психологического климата / Л. Э. Комарова // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск: УГПИ, 1981. — С. 107−180.
  41. Кон И. С. Дружба (историко-психологический этюд) / И. С. Кон // Новый мир. 1973. — № 1-С. 165- 183.
  42. Ю.Н. Доверие населения как фактор повышения социального статуса органов государственной власти: дис.. канд. психол. наук / Ю. Н. Копылова. М.: ПроСофт-М, 2003. — 173 с.
  43. И.Б., Калмыкова О. И. Специфика психологической дистанции на разных этапах онтогенетического развития личности / И. Б. Котова, О. И. Калмыкова // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского ГТУ. Серия
  44. Гуманитарные науки". Ставрополь: Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т. — 2001. -Вып. № 6. — С. 65 — 69.
  45. A.A., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений / A.A. Кроник, Е. А. Кроник. М.: Мысль, 1989.-205 с.
  46. В.Н., Эминов В. Е. Криминология и проблемы криминализации / В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов // Журнал российского права. 2004. — № 12.-С. 46−50.
  47. В.Н. Контрсуггестия и воспитание / В. Н. Куликов // Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе: сборник статей. Пермь: Б. и., 1976. — С. 50- 58.
  48. А.Б. Психология доверия и недоверия / А. Б. Купрейченко. М.: ИП РАН, 2008. — 571 с.
  49. К.С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков / К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова // Дефектология. 1984. — № 4. — С. 3 — 10.
  50. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. 487 с.
  51. А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Н. Личко. Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  52. А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект) / А. И. Ложкин. -Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России. 2002. — 136 с.
  53. P.M. Формирование доверия / P.M. Локке. М.: ГУ ВШЭ, 2005. — 32 с.
  54. К. Агрессия / К. Лоренц. М.: Прогресс, 1994. — 272 с.
  55. К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. — М.: Республика, 1998. 393 с.
  56. В.А. О юношеской дружбе / В. А. Лосенков // Социальная психология личности. Сборник статей. Л.: Знание, 1974. — С. 114 — 124.
  57. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. — М.: Класс, 2001.-480 с.
  58. Е.В., Чибисова И. А., Ошевский Д. С. Психические расстройства у подростков, ассоциированные с пенитенциарным стрессом / Е. В. Макушкин, И. А. Чибисова, Д. С. Ошевский // Неврологический вестник. -2006.-Т. XXXVIII, вып. 1−2.-С. 61−68.
  59. С. Тюремные понятия: сладкие мифы и жестокая реальность / С. Матерый. 2010. — Режим доступа: http://delo-very.ru/archives/771.
  60. В.Д. Психология девиантного поведения /
  61. B.Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005.-445 с.
  62. Т.А., Нартова-Бочавер С.К. Оптимизация образовательной среды с учетом индивидуальности ребенка / Т. А. Мешкова,
  63. C.К. Нартова-Бочавер // Ежегодник «Россия в окружающем мире. Устойчивое развитие. Экология. Политика. Экономика» / под ред. H.H. Марфенина. -М.: МНЭПУ.-Вып. 12.-2009.-С. 151−168.
  64. Д. Людской зверинец / Д. Моррис. СПб.: Амфора, 2004.287 с.
  65. A.B. Введение в социальную педагогику / A.B. Мудрик. -Пенза: Мин. образования РФ, 1994. 318 с.
  66. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С.К. Нартова-Бочавер. СПб.: Питер, 2007. — 400 с.
  67. Т.А. Доверие в команде: преимущества, риски, методы развития / Т. А. Нестик // Справочник по управлению персоналом. 2005.6. С. 29 — 36.
  68. A.C. Внушение как один из способов ранней профилактики педагогической запущенности подростков / A.C. Новосёлова // Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. М.: Политиздат, 1978. — С. 39 — 45.
  69. А.Н. Маргиналы или мажоры: как субкультура становится элементом культуры / А. Н. Олейник // Неприкосновенный запас. 2004. — № 4 (36).-С. 96- 100.
  70. В.И., Александров Ю. К. Несовершеннолетние: тюрьма и воля / В. И. Олешкевич, Ю. К. Александров // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М.: Права человека, 2000. — С. 86 — 152.
  71. E.H. Этология человека: история и перспективы / E.H. Панов // Поведение животных и человека: сходства и различия. Сб. науч. тр. -Пущино: НЦБИ АН СССР, 1989. С. 28 — 62.
  72. С.Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. -М.: Смысл, 1993. 32 с.
  73. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект Пресс, 1998. — 270 с.
  74. Ф. Эго, голод и агрессия / Ф. Перлз. М.: Смысл, 2000.318 с.
  75. В.Ф. Криминальная психология / В. Ф. Пирожков. М.: Изд-во Ось-89, 2001. — 704 с.
  76. Н.М. Основы социальной педагогики / Н. М. Платонова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 117 с.
  77. И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей / И. С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 52 — 69.
  78. И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология ворганах внутренних дел / И. Б. Пономарев, Е. А. Пономарева. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — 376 с.
  79. Г. В. Альтруизм как врождённое свойство / В. Г. Правоторов. 2004. — Режим доступа: http://ethology.ru/library/7icN89.
  80. A.A. Характерологические особенности подростков-делинквентов / A.A. Реан // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 139 — 144.
  81. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. М.: Владос, 2001. — 529 с.
  82. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -М.: Психотерапия, 1994. 318 с.
  83. .А. Понятие доверия в марксистской этике: автореф. дис.. канд. филос. наук / Б. А. Рутковский. Киев: ин-т философии, 1967. -21 с.
  84. B.C. Особенности доверительного общения: автореф. дис.. канд. психол. наук / B.C. Сафонов. М., 1978. — 11 с.
  85. B.C. О психологии доверительного общения / B.C. Сафонов // Проблема общения в психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981.-С. 264−272.
  86. А. Проблема доверия / А. Селигмен. М.: Идея-Пресс, 2002. — 256 с.
  87. A.B., Вишневкина М. Ю. Доверие дошкольников незнакомым взрослым / A.B. Сидоренков, М. Ю. Вишневкина // Вопросы психологии. 2001. — № 2. — С. 37 — 47.
  88. Т.П. Доверие как социально-психологическое явление: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Т. П. Скрипкина. Ростов н/Д: РГПУ, 1998.-68 с.
  89. Т.П. Доверие людей в процессе общения / Т. П. Скрипкина // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. — Ростов н/ Д: Изд-во РГУ. 1990. — С. 33 — 52.
  90. Т.П. Психологические особенности доверия к людям в старшем школьном возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. П. Скрипкина. М., 1984. — 24 с.
  91. Т.П. Психология доверия / Т. П. Скрипкина. — М.: Академия, 2000. 264 с.
  92. В.Г. Психология трудных подростков / В. Г. Степанов. -М.: Академия, 1996. 152 с.
  93. Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
  94. С.А. Образы родительской и будущей семьи у девочек-подростков с делинквентным поведением: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. А. Терехина. М., 2006. — 36 с.
  95. Т.В. Динамика социальных контактов при переходе от младшего к среднему подростковому возрасту: дис.. канд. психол. наук / Т. В. Точилина. М.: ПроСофт-М, 2006. — 147 с.
  96. А.И. Семейные конфликты и их влияние на волевое развитие детей: дис.. канд. психол. наук / А. И. Ушатиков. Рязань, 1969. -251 с.
  97. О.Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных ситуациях: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. Г. Фатхи. Ростов н/Д: Ростов, гос. пед. ун-т, 2003. — 17 с.
  98. A.B. Роль личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантности: автореф. дис.. канд. психол. наук / A.B. Фокина. М., 2008. — 22 с.
  99. B.C. Национализм и ксенофобия: социальные причины и психологическая основа явления / B.C. Фридман. 2007. — Режим доступа: http://ethology.ru/library/?id=269.
  100. Э. Искусство любить: исследование природы любви / Э. Фромм. М.: Педагогика, 1990. — 157 с.
  101. Ф. Доверие: социальные добродетели и путь кпроцветанию / Ф. Фукуяма. М.: ООО Изд-во ACT, 2004. — 730 с.
  102. Н.Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова. М.: ИП РАН, 2007. — 384 с.
  103. К. Невроз и развитие личности / К. Хорни. М.: Смысл, 1998.-374 с.
  104. С.Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающим / С. Н. Хоружий // Психологические особенности самосознания подростка / под ред. М. И. Боришевского. -Киев: Вища школа, 1980. С. 119 — 136.
  105. Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследование и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2000. — 606 с.
  106. Р.В. Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних: автореф. дис.. канд. психол. наук / Р. В. Чиркина. М., 2008. — 33 с.
  107. Шнейдер Л.Б. .Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. М.: Трикста, 2005. — 336 с.
  108. Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008. — 192 с.
  109. П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. М.: Логос, 2005. — 664 с.
  110. М.Г. Доверие как социально-психологический феномен в политике: дис.. канд. психол. наук / М. Г. Шукюрова. М.: РАГС, 2005. — 158 с.
  111. Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: Летний сад, 2000.-415 с.
  112. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996.-340 с.
  113. В.П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма / В. П. Эфроимсон, Л. И. Корочкин. М.: Тайдекс Ко, 2003. — 239 с.
  114. Е.А. Исследования уровня самооценки личности несовершеннолетних правонарушителей / Е. А. Яновская // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М.: Политиздат, 1973. — С. 174 — 175.
  115. Я. Доверие как этическая категория / Я. Янчев. София, 1968.
  116. Baier A. Trust and antitrust // Ethics. 1985. — Vol. 96. — P. 231 — 260.
  117. Bailey T. On Trust and Philosophy // The philosophy of trust (Reith Lectures 2002: A question of trust). — Режим доступа: http://www.open2.net/trust/downloads/docs/ontrust.pdf.
  118. Begue L. Belief injustice and faith in people: just world, religiosity and interpersonal trust // Personality and individual difference. 2002. — № 32. — P. 375 -382.
  119. Bies R.J., Tripp Т., Kramer R. At the breaking point: Cognitive and social dynamics of revenge in organizations // Antisocial behavior in organizations / Eds. J. Greenberg, R. Giacalone. Thousand Oaks, CA: Sage, 1997. — P. 18 — 36.
  120. Bownds D. Trust in oxytocin // Nature Reviews Neuroscience. 2008. — № 9. — Режим доступа: http://www.thoughtsonhappiness.com/?q=content/trust-oxytocin.
  121. Chaikin A.L., Derlega V.J. Self-disclosure. Morris-town, 1974. — 351. P
  122. Clark M.C., Payne R.L. The nature and structure of workers' trust in management // Journal of Organizational Behavior. 1997. — Vol. 18. — P. 205 -224.
  123. Cozby P.C. Self-disclosure: A literature review I I Psychological Bulletin. Wash., 1973.-Vol. 79.-№ 2.-P. 73−91.
  124. Dalbert C. Beliefs in a just world questionnaire. In J. Maltby, C.A. Lewis, A. Hill (Eds.) // Commissioned reviews of 250 psychological Tests. -Lampeter, Wales: Edwin Mellen Press. 2000. — P. 461 — 465.
  125. Dalbert C., Filke E. Belief in personal just world justice judgments and their functions for young prisoners // Criminal justices and behavior. 2007. -Vol. 34.-№ 11.-P. 1516−1527.
  126. Dalbert C., Montada L., Schmitt M. Glaube an eine gerechte Welt als Motiv: Validierungskorrelate zweier Skalen (Belief in a just world as motive: Validity correlates of two scales). Psychologische Beitrage, 29, 1987. — P. 596 -615.
  127. Dawes R.M., Thaler R.N. Cooperation // Journal of Economic perspectives. -1988.-Vol. 2.-P. 187- 197.
  128. Deutsch M. The effect of motivational orientation upon trust and suspicion // Human Relations. 1960. — Vol. 13. — P. 123 — 139.
  129. Deutsch M. Trust and suspicion // Journal of Conflict Resolution. -1958.-Vol. 2.-P. 265−279.
  130. Driscoll R., Davis K. E., Lipetz M. E. Parental interference and romantic love: The Romeo and Juliet effect // Journal of Personality and Social Psychology. 1972. — Vol. 24. — P. 1 — 10.
  131. Franklin K.M., Janoff-Bulman R., Roberts J.E. Long-Term Impact of Parental Divorce on Optimism and Trust: Changes in General Assumptions or Narrow Beliefs? // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. — Vol. 59.-№ 4.-P. 743−755.
  132. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, CA: Stanford University Press, 1990. — 186 p.
  133. Heretick D. Gender-specific relationships between trust-suspicion, locus of control and psychological distress // The Journal of Psychology. — 1981. — Vol. 108.-P. 267−274.
  134. Hess R.D., Camara K.A. Post-divorce family relationships as mediating factors in the consequences of divorce for children // Journal of Social Issues. -1979.-Vol. 35.-P. 79−96.
  135. Homans G.C. Social behavior. Its elementary forms. New York: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1974. — 74 p.
  136. Hosmer L.T. Trust: the connecting link between organizational theory and philosophical ethics // Academy of Management Review. 1995. — Vol. 20, Is. 2.-P. 379−403.
  137. Hurdin R. Trust and trustworthiness. Russel Sage Foundation Series on Trust. Vol. IV. New York: Russel Sage Foundation, 2002. — 234 p.
  138. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications of the schema construct// Social Cognition. 1989. — Vol. 7. -P. 113−136.
  139. Janoff-Bulman R., Frieze I.H. A theoretical perspective for understanding reactions to victimization // Journal of Social Issues. — 1983. — Vol. 39.-P. 1 17.
  140. Jones G. R., George J. M. The experience and evolution of trust: Implications for cooperation and teamwork // Academy of Management Review. -1998. Vol. 23, Is. 3. — P. 531 — 546.
  141. Jourard S.M. Self-disclosure: An experimental analysis of transparent self. New York: Wiley-Interscience, 1971. — 247 p.
  142. Kramer R.M. Trust and Distrust in Organizations: Emerging Perspectives, Enduring Questions // Annual Reviews Psychology. 1999. — Vol. 50. — P. 569 -598.
  143. Lahno B. Trust, reputation, and exit in exchange relationships // Journal of conflict resolution. 1995. — Vol. 39, Is. 3. — P. 495 — 510.
  144. Larzelere R.E., Huston T.L. The dyadic Trust Scale: Toward understanding interpersonal trust in close relationships // Journal of Marriage and the Family. -1980. Vol. 42. — P. 595 — 604.
  145. Lerner M.J. The justice motive of social behavior: Introduction // Journal of Social Issues. 1975. — Vol. 31. — P. 1−19.
  146. Lewicki R.J., Bunker B.B. Developing and maintaining trust in work relationships // Trust in organizations: Frontiers of theory and research / Eds. R.M. Kramer, T.R. Tyler. CA: Sage, 1996. — P. 114 — 139.
  147. Lewicki R.J., Mcallister D.J., Bies R.J. Trust and distrust: New relationships and realities // Academy of Management Review. 1998. — Vol. 23, Is. 3.-P. 438−459.
  148. Lewicki R.J., Tomlinson E.C., Gillespie N. Models of Interpersonal Trust Development: Theoretical Approaches, Empirical Evidence, and Future Directions // Journal of Management. 2006. — Vol. 10. — P. 992 — 1022.
  149. Luhman N. Trust and power. New York: Wiley & Sons, 1979.
  150. Mayer R.C., Davis J.H. The effect of the performance appraisal system on trust for management: A field quasi-experiment // Journal of Applied Psychology. -1999. Vol. 84. — P. 123 — 136.
  151. McKnight D.H., Cummings L.L., Chervany N.L. Initial trust formation in new organizational relationships // Academy of Management Review. 1998. -Vol. 23, Is. 3.-P. 473−490.
  152. Messick D.M., Wilke H., Brewer M.B., Kramer R.M., Zemke P.E., Lui L. Individual adaptations and structural change as solutions to social dilemmas II Journal of Personality and Social Psychology. 1983. — Vol. 44. — P. 294 — 309.
  153. Miller J. Trust: The Moral Importance of an Emotional Attitude // Practical Philosophy. 2000. — Vol. 3.3. — P. 45 — 54.
  154. Oppenheimer L. The belief in a just world and subjective perceptions of society: A developmental perspective // Journal of Adolescence. 2006. — Vol. 29, Is. 4. — P. 655 — 669.
  155. Otto K., Dalbert C. Belief in just world for different types of young prisoners // Journal of Research in Personality. 2005. — Vol. 39. — P. 559 — 573.
  156. Parks C.D., Hulbert L.G. High and low thrusters' responses to fear in a payoff matrix // Journal of conflict resolution. 1995. — Vol. 39. — P. 718 — 730.
  157. Rempel J.K., Holmes J.G., Zanna M.P. Trust in close relationships // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. — Vol. 49, Is. 1. — P. 95 -112.
  158. Rotter J.B. Interpersonal trust, trustworthiness, and gullibility // American Psychologist. 1980. — Vol. 35. — P. 1 — 7.
  159. Rousseau D.M., Sitkin S.B., Burt R.S., Camerer C. Not so different after all: a cross-discipline view of trust // Academy of Management Review. -1998. Vol. 23, Is. 3. — P. 393 — 404.
  160. Shapiro D.L., Sheppard B.H., Cheraskm L. Business on a handshake // Negotiations Journal. 1992. — Vol. 8. — P. 365 — 377.
  161. Sitkin S.B., RothN.L. Explaining the limited effectiveness of legalistic 'remedies' for trust/distrust // Organization Science. 1993. — Vol. 4. — P. 367 -392.
  162. Susman E.J. Psychobiology of persistent antisocial behavior: Stress, early vulnerabilities and the attenuation hypothesis // Neuroscience and Biobehavioral Reviews 30. 2006. — P. 376−389.
  163. Sztompka P. New Perspectives on Trust // American Journal of Sociology.-2006.-Vol. 112, № 3.-P. 905−919.
  164. Timmons-Mitchel J., Gardner S. Treating sexual victimization: developing trust-based relating in the mother-daugter dyad // Psychotherapy. -1991. Vol. 28, № 2. — P. 333 — 338.
  165. Tschannen-Moran M., Hoy K.W. A Multidisciplinary Analysis of the Nature, Meaning, and Measurement of Trust // Review of Educational Research. -2000. Vol. 70. — P. 547 — 593.
  166. Viding E., Larsson H. Aetiology of antisocial behaviour // International Congress Series 1304.-2007.-P. 121−132.
  167. Wayne K., Hoy. A Multidisciplinary Analysis of the Nature, Meaning, and Measurement of Trust // Review of Educational Research. 2000. — Vol. 70, № 4.-P. 547−593.
  168. Yamagishi T., Cook K., Watable M. Uncertainty, trust and commitment formation in the US and Japan // American Journal of Sociology. 1998. — Vol. 104., Is. l.-P. 165- 194.
Заполнить форму текущей работой