Речевое развитие личности в условиях билингвизма Крайнего Севера
Диссертация
Уровень владения русским языком студентами ФНКС зависит от типа владения языком / языками: для русских монолингвов и лиц, обладающих сбалансированным билингвизмом, характерен относительно высокий уровень владения русским языком, в целом соответствующий социальным стандартамдостоверно отличаются от данных групп лица, обладающие несбалансированным билингвизмом, владеющие русским языком в такой… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.,
- ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКЕ
- 1. 1. Категория развития в психологии
- 1. 2. Становление психологического направления в исследовании языка и речи
- 1. 3. Основные линии речевого развития и модели речевой способности
- 1. 4. Предпосылки, условия и движущие силы речевого развития
- 1. 5. Механизмы речевого развития
- 1. 6. Периодизация речевого развития
- Выводы
- ГЛАВА II. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА
- 2. 1. Явление билингвизма и подходы к его исследованию
- 2. 2. Основные понятия теории билингвизма
- 2. 3. Процесс формирования билингвизма
- Выводы
- ГЛАВА III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА КРАЙНЕГО СЕВЕРА
- 3. 1. Языковая ситуация на Крайнем Севере и условия речевого развития северян
- 3. 2. Исследование условий речевого развития студентов ФНКС
- 3. 3. Зависимость типа билингвизма от ситуации речевого развития личности
- 3. 4. Зависимость языковых установок билингвов от ситуации речевого развития
- 3. 5. Зависимость уровня владения русским языком от типа билингвизма
- Выводы
Список литературы
- Абульханова К.А. Диалектика человеческой жизни. — М.: Наука, 1979. — 224 с.
- Абульханова-Славская К.А. К проблеме социальной обусловленности психического // Вопр. филос. — 1970. — № 7. — 75 — 85.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М.: Наука, 1981. —С. 19−44.
- Аврорин В.А. Двуязычие и школа // Проблемы двуязычия и многоязычия. — М., 1972. —С. 49−62.
- Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: (К вопросу о предмете социолингвистики). —Л.: Наука, 1975. — 276 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 318 с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М.: Наука, 1981. —С. 3−19.
- Анцыферова Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. — М.: Наука, 1988, с. 22 — 55.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. — М.: Наука, 1974. —367 с.
- Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Право на «правополушарный образ мыслей» // Щ Человек. — 1991. — № 4. — 102 -106.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 607 с.
- Ахунзянов Э.М. Двуязычие и лексико-семантическая интерференция. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1978. — 189 с. I
- Баскаков А.Н. О комплексных методах и приемах билингвистического исследования // Методы билингвистических исследований / Под ред. А. Н. Баскакова, В. Ю. Михальченко. — М.: Изд-во АН СССР, 1976. — 46 — 56.
- Басов М.Я. Проблема развития человека // Хрестоматия по возрастной психологии. I — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 8 -17.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423 с. • 20. Белл Р. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. Перев. с англ. — М.: Международные отношения, 1980. — 318 с.
- Белодед И.К. Ленинская теория национально-языкового строительства в социалистическом обществе. — М.: Наука, 1972. — 214 с.
- Белодед И.К. Развитие языков социалистических наций СССР. — Киев: Наукова ^ думка, 1969. 307 с.
- Белоусов В.Н. Русский язык в межнациональном общении и двуязычие // Национально-языковые отношения в СССР: Состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989.— 131 -141.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М.: Учпедгиз, 1959. —174 с.
- Блягоз З.У. Контактирование русского и родного языков в условиях двуязычия. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ин-та, 1976. — 76 с.
- Б0ГИН Г. И. Относительная полнота владения вторым языком. — Калинин: Изд-во КГУ, 1978. —54 с.
- БОГИН Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности. — Калинин: Изд-во КГУ, 1977. — 84 с.
- Б0ГИН Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. — Калинин- Изд-во КГ/, 1975. —106 с.
- Б0Ж0ВИЧ Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. —464 с.
- Брунер Дж. О познавательном развитии // Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера. Перев. с англ. — М.: Педагогика, 1971. — 25 — 98.
- Брушлинский А.В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М.: Наука, 1981. — 106 -126.
- Вайнрайх У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования. — Киев: Вища школа, 1979. — 263 с.
- Валлон А. От действия к мысли. Очерк сравнительной психологии. Перев. с франц. — М.: Изд-во иностр. лит., 1956. — 238 с.
- Верещагин Е.М. Две психолингвистические методики установления основных типов билингвизма // Методы билингвистических исследований. — М., 1976.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). — М: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 160 с.
- Верещагин Е.М. Разговорная речь при продуктивном билингвизме // Теория и практика описания разговорной речи. — Горький, 1966.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1983. — 269 с.
- Виноградов В.А. Стратификация нормы, интерференция и обучение языку // Лингвистические основы преподавания языка. — М.: Наука, 1983. — 44 — 65.
- Возрастная психология взрослых (теорет. и прикл.) / Под ред. В. Г. Ананьева. — Л., 1971. —Вып. 2. —129 с.
- Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении. — М.: Знание, 1990.— 240 с.
- Вопросы психологии обучения второму языку в младшем школьном возрасте. — Тбилиси: Мецниереба, 1982. — 136 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. — М.: Изд-во ин-та практической психологии, Воронеж, 1996. — 512 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. —500 с.
- Вященко B.C. Психологическая характеристика лексической интерференции // Психологические исследования развития речи и обучения второму языку. — М., 1980. —С. 99−111.
- Галицкий А.С. Компьютерная диагностика обучаемости рациональному чтению. — Автореф. дис… канд. пед. н. — СПб., 1993. — 15 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. •— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопр. филос. — 1977. — № 4. — 95 -101.
- Гамзатов ГГ. О культуре языковой жизни и культуре национального сознания // Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989.— 202−222.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 471 с.
- Герасимов В.И. Введение // Биологические и кибернетические аспекты речевой деятельности. Сб. обзоров. — М.: ИНИОН, 1985. — 4 — 23.
- Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Перев. с англ. — М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. —М.: Высш. шк., 1988. — 320 с.
- Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности: психолингвистические основы искусственного интеллекта. — Таллин: Валгус, 1987 а. — 190 с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М.: Наука, 1980. — 104 с.
- Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск: Изд-во Челяб. пед. ин-та, 1974. — 116 с.
- Горелов И.Н. Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы. — М.: Наука, 1987 6.—256 с.
- Горелов И.Н. Феномен порождения разнокодового текста в экстремальной ситуации // Мышление и текст. — Иваново: Изд-во ИвГУ, 1992. — 28 — 51.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. — М.: Лабиринт, 1997. — 224 с. бб. Гохлернер М. М., Ейгер Г. В. Психологический механизм чувства языка // Вопр, психол. — 1983. — № 4. — 137 — 142.
- Грамматическая интерференция в условиях национально-русского двуязычия / Под ред. В. В. Иванова. — М.: Наука, 1990. — 203 с.
- Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: Основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. — М.: Наука, 1984. — 288 с.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1984. — 397 с.
- Двуязычие и взаимовлияние языков / Отв. ред. Михайлов М. М. — Чебоксары: Изд- во Ч ГУ, 1990. —107 с.
- Двуязычие и контрастивная грамматика / Отв. ред. Михайлов М. М. — Чебоксары: Изд-воЧГУ, 1987. —120 с. «
- Дешериев Ю.Д. Закономерности развития и взаимовлияния языков в советском обществе, — М.: Наука, 1966. — 402 с.
- Дешериев Ю.Д. К методологии, теории билингвизма и методике билингвистических исследований // Методы билингвистических исследований / Под ред. А. Н. Баскакова, В. Ю. Михальченко. — М.: АН СССР, 1976. — 6 -19.
- Дешериев Ю.Д. Предисловие // Проблемы двуязычия и многоязычия. — М.: Наука, 1972. —С. 3−12.
- Дешериев Ю.Д., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия. — М.: Наука, 1972. — 26 -42.
- Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М.: Наука, 1981. —С. 127−158.
- Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста. (На материале школьных учебников). — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1969. — 171 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. — М.: Наука, 1984. — 268 с.
- Дьячков М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образования. — М., 1991. — 104 с. ВО. Ейгер Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания. — Харьков: Основа, 1990.— 184 с.
- Ермоленко Я. Проблемы близкородственного двуязычия // Национально- языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989. — 173−185.
- ЖИНКИН Н. И. Грамматика и смысл // Язык и человек. — М.: Изд-во МГУ, 1970.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- ЖИНКИН Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопр. языкозн. — 1964. — № 6. — 26 — 38.
- ЖИНКИН Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 159 с.
- Журавлев В.К. Диахроническая социолингвистика (предмет, задачи, проблемы) // Диахроническая социолингвистика / Отв. ред. В. К. Журавлев. — М.: Наука, 1993. — 3 — 20.
- Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистические исследования. — Воронеж, 1990.
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. — М.: Русский язык, 1987. — 240 с.
- Зимняя И.А. Вербальное мышление (психологический аспект) // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М.: Наука, 1985. — 72 — 85.
- Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое Щ восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). — М.: Наука, 1976. — С. 57 -63 .
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. — М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
- Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения вторым языком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 5 — 16.
- Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие Ф речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). — М.: Наука, 1976. — 5 — 33.
- Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М.: Наука, 1985. — 85 — 99.
- Ильяшенко Т.П. Языковые контакты: На материале славянско-молдавских отношений. — М.: Наука, 1970. — 205 с.
- Имедадзе Н.В. Некоторые вопросы типологии билингвизма // Психологические и g^ лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. Межвуз. темат. сб. / Отв. ред. А. А. Залевская. — Калинин: Изд-во КГУ, 1978. — 31 — 41.
- Имедадзе Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком. — Тбилиси: Мицниереба, 1979. — 229 с.
- Исаев М.И. Ваше мнение? // Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 1986. — 162 с.
- Исенина Е.И. Противоречия как движущие силы развития протоязыка // Фонетика и психология речи. — Иваново, 1984.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 — 7 кл. — М.: Просвещение, 1991. — 342 с.
- Карабан В.И. Перцептивные импликации грамматики текста // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю. А. Жпуктенко, А. А. Леонтьева. — Киев: Вища школа, 1979. — С. 75 -91 .
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. — 263 с,
- Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков. — Алма-Ата: Гылым, 1990. —180 с.
- Карпова Н. Осознание словесного состава речи ребенком-дошкольником // Вопр. психол. — 1955. — № 4. — 43 — 55.
- Кацнельсон Д. Типология языка и речевое мышление. — П.: Наука, 1972. — 216 с.
- Клименко А.П., Супрун А. Е. Две модели порождения текста при двуязычии и некоторые вопросы обучения третьему языку // Взаимодействие языков в процессе обучения (Материалы II симпозиума). — Вильнюс, 1971, — 17 — 18.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. — М.: Просвещение, 1973. — 224 с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Советская Россия, 1973. — 159 с.
- Костомаров В.Г. Мой гений, мой язык. — М.: Знание, 1991. — 63 с.
- Костомаров В.Г., Леонтьев А. А., Шварцкопф Б. С. Теория речевой деятельности и 'Щ культура речи // Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974. — 300−312.
- Костюк Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.
- Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие в речевых процессах при билингвизме. Автореф. дис… докт. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 1989. — 32 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972. — 255 с. I 122. Крысин Л. П. Ваше мнение? // Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989 а.
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. — М.: Наука, 1989 б. — 188 с.
- Крючкова Т.Б. К вопросу о методах социолингвистических исследований // Теоретические проблемы социальной лингвистики / Под ред. Ю. Д. Дешериева. — М.: Наука, 1981. — 165 -188.
- Кузьмина Г. В. К проблеме педагогической социолингвистики // Русский язык в • среде учащихся школ союзных республик: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. В. Кузьмина и др. — М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — 4 — 9.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого Щ высказывания. — М.: Наука, 1969. — 307 с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. — М.: Наука, 1965. — 245 с,
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990.— 685 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.—444 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 320 с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М.: ^ Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
- Лэмберт У., Гавелка Дж., Кросби Зависимость двуязычия от условий усвоения языка // Новое в лингвистике. — Вып. VI. — М., 1972. — 241 — 253.
- Люблинская А.А. Роль речи в психическом развитии ребенка // Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1966.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 253 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
- Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. — М.: Педагогика, 1974. — 327 с.
- Михайлов М.М. Двуязычие. (Принципы и проблемы). — Чебоксары, 1969. — 136 с.
- Михайлов М.М. Двуязычие: проблемы, поиски… — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. —159 с.
- Михайлов М.М. О разновидностях двуязычия // Двуязычие и контрастивная грамматика: Межвуз. сб. науч. тр. / Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 1987. — 4 — 9.
- Михальченко В.Ю. О некоторых приемах изучения билингвизма // Методы билингвистических исследований / Под ред. А. Н. Баскакова, В. Ю. Михальченко. — М.: Изд-во АН СССР, 1976. — 57 — 61.
- Михальченко В.Ю. Социальные и лингвистические параметры двуязычия // Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989. —С. 120−131.
- Модели восприятия речи. — Л., 1966. — 155 с.
- Мурзин Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. — Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1991.—171 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология- феноменология развития, детство, отрочество. — 2-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 456 с.
- Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989.—222 с.
- Неволин И.Ф. «Культура умственного труда»: проблемы разработки, создания и внедрения новой дисциплины // Методический сб. фа-та новых методов и средств обучения. — М.: Знание, 1987. — 71 — 91.
- Неволин И.Ф. Методика центральных речевых помех и быстрота переработки текстовой информации // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. —Душанбе, 1974. — 185 -195.
- Неволин И.Ф. Познавательное чтение: Методы исследования и оценки: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1988. — 18 с.
- Неволин И.Ф. Текстовая информация и проблемы ее освоения: Аналитический обзр // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. — М.: МГЗПИ, 1983. — С. 18−30.
- Неволин И.Ф. Чтение как умственная деятельность // Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. — М., 1982. — Вып. 2. — 73 -96.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. К проблеме раннего двуязычия // Психология билингвизма. Сб. науч. трудов. — Вып. 260. — М., 1986. — 46 — 53.
- Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. — М.: Наука, 1983. — 216 с.
- Новиков А.И., Чистякова Г. Д. К вопросу о теме и денотате текста // Изв. АН СССР, сер. лит. и яз., 1981, № 1.
- Новожилова З.Г. Совершенствование народного образования в районах проживания народностей Севера // Проблемы современного социального развития народностей Севера / Отв. ред. В. И. Бойко. — Новосибирск: Наука, 1987. — С. 185−195.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. — 360 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени психологического образования / Сост. Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995. —448 с.
- Озерская Е.В. Психолого-педагогический анализ речевых умений учащихся высшей школы. Автореф. дис… канд. психол. наук. —Л. , 1991. — 16 с.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 177 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.
- Петренко В.Ф., Мастеров Б. М. К проблеме понимания речевого высказывания // Самосознание, речь и мышление. —Алма-Ата, 1981.
- Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М.: Прогресс, 1984. — 325 — 335.
- Потебня А.А. Мысль и язык.— Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.
- Преподавание языка в условиях реального билингвизма. — Дрогобыч: Дрогобыч. ГПИ, 1991. —137 с.
- Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М.: Наука, 1978. — 368 с.
- Проблемы двуязычия и многоязычия. — М.: Наука, 1972. — 360 с.
- Проблемы современного социального развития народностей Севера / Отв. ред. В. И. Бойко. — Новосибирск: Наука, 1987. — 256 с.
- Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков. — М., 1987. — 74 с.
- Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. Межвуз. темат сб. / Отв. ред. А. А. Залевская. — Калинин: Изд-во КГУ, 1978, — 164 с.
- Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 235 с.
- Психологические исследования развития речи и обучения второму языку. — М., 1980.
- Психологические основы обучения языкам. —Душанбе, 1978. — 96 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. — 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.—440 с.
- Психология билингвизма. Сб. науч. трудов. — Вып. 260. — М., 1986. — 152 с.
- Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М.: Наука, 1981. —366 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. — М.: Наука, 1979. —336 с.
- Решетникова Т.К. Зависимость успешности овладения иностранным языком от особенностей речемыслительной деятельности субъекта обучения. Автореф. дис. … канд. психол. н. — М., 1981. — 16 с.
- Розенгарт-Пупко ГЛ. Формирование речи у детей раннего возраста. — М.: Изд-во АПНРСФСР, 1963. —96 с.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты. Лингвистическая проблематика. — Л.: Наука, 1972. —80 с.
- Рубинштейн Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
- Рубинштейн Л. Вопросы психологической теории // Вопр. психол. — 1955. — № 1. — С. 6−17.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рубинштейн Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. —354 с.
- Рубинштейн СП. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопр. психол. — 1960. — № 3.
- Русский язык в среде учащихся школ союзных республик: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. В. Кузьмина. — М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — 92 с.
- Русский язык в условиях двуязычия. — Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 1978. — 225 с.
- Сазонтьев Б.А. Некоторые вопросы психологии двуязычия // Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. — Калинин: Изд-во КГУ, 1978. — С. 17 -31 .
- Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. — П.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 180 с.
- Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. — М.: Просвещение, 1983. — 159 с.
- Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. — М.: Педагогика, 1990. — 180 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 350 с.
- Слобин Д. Психолингвистика // Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1976.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.
- Смирнов А.А. Психология запоминания. — М., 1948.
- Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). — М.: Наука, 1976. — 263 с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.
- Солнцев В.М. Ваше мнение? // Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989. — 14 — 23.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М., 1985.
- Сохин Ф.А. О формировании языковых обобщений в процессе речевого развития // Вопр. психол. — 1960. — № 4.
- Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. — М., 1996. ^ 209. Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В. Становление символической функции в онтогенезе // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М.: Наука, 1985. — 32 — 50.
- Тарасов Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики. — М.: Наука, 1987. — 168 с.
- Терентьев П.В., Ростова Н. С. Практикум по биометрии. — Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1977. —152 с.
- Туманян Э.Г. Язык как система социолингвистических систем. — М.: Наука, 1985. — 247 с.
- Усов И.Г. Психологический анализ чтения на родном и иностранном языках. — М., 1987. —16 с.
- Уфимцева Н.В. Вро>еденные структуры: за и против // Биологические и • кибернетические аспекты речевой деятельности. Сб. обзоров. — М.: Изд-во ИНИОН, 1985. — С. 90−111.
- Уфимцева Н.В. Динамика и вариативность языкового сознания. Автореф. дис. … докт. психол. наук. — М., 1994. — 56 с.
- Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблемы формирования // Язык и 1^ сознание: парадоксальная рациональность. — М., 1993.
- Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психол. журн. — Т.12. — № 6. —1991. — С. 12−25.
- Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы второй сигнальной системы. — М., 1979.
- Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. — М.: Наука, 1990. —168 с. I i 223. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. — М.: Просвещение, 1984.—160 с.
- Федоров А.И., Эпова М. В. Задачи изучения социальных проблем двуязычия // % Проблемы современного социального развития народностей Севера / Отв. ред. В. И. Бойко. — Новосибирск: Наука, 1987. — 203 — 209.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
- Филин Ф.П. Современное общественное развитие и проблема двуязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия. — М.: Наука, 1972. — 13 — 25.
- Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. — Новосибирск, 1994. — 60 с.
- Фрумкина P.M. Экспериментальные методики изучения речевого мышления // «Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М.: Наука, 1985. — 203 — 223.
- Функционирование языков в многонациональном обществе / Под ред. В. М. Солнцева, В. Ю. Михальченко. — М.: Наука, 1991. —445 с.
- Ханазаров К.Х. Русский язык — второй родной язык народов СССР // Русский яз. в ^ нац. шк. —1963 а.— № 3. —С. 13 -16 .
- Ханазаров К.Х. Сближение наций и национальные языки в СССР. — Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1963 б. — 244 с.
- Хинт М. Проблемы двуязычия: взгляд без розовых очков // Радуга. — 1987. — № Щ 6. — с. 72 — 78.
- Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. — Вып. 2. — М., 1962. — С. 412−527.
- Цейтлин Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Отв. ред. Е. С. Кубрякова. — М.: Наука, 1991.—238с.
- Черемисина М.И., Скрибник Е. К. Языковая ситуация в современной Сибири // I Вопросы социолингвистики: Материалы советских социолингвистов к XII Всемирному конгрессу социологов (Мадрид, 9−13 июля 1990 г.). — М., 1990. — 69 — 72.
- Чистович Л.А. Психоакустика и вопросы теории восприятия речи // Распознавание слуховых образов. — Новосибирск, 1970.
- Чистякова Г. Д. Психологическое исследование смысловой структуры текста // Вопр. психол. — 1974. — № 4. — 115 — 127.
- Чистякова Г. Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте // Вопр. ш психол. — 1988. — № 4. — 63 — 70.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. 19-е изд. М.: Просвещение, 1961. — 399 с.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М.: АО «Столетие», 1997. —480 с.
- Шахнарович A.M. Двуязычие: язык, культура и социализация личности // ^ Функционирование языков в многонациональном обществе. — М.: Наука, 1991. — 252 — 260.
- Шахнарович A.M. Исследования синтаксиса детской речи и идея Л.С. Выготского о семантическом синтаксировании // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981.
- Шахнарович A.M. Место семантического компонента в языковой способности // Семантика языковых единиц и текста: Лингвистические и психолингвистические исследования. — М., 1979.
- Шахнарович A.M. Национальное и универсальное в развитии речи ребенка // Национально-культурная специфика речевого поведения. — М., 1977. 54 — 62.
- Шахнарович A.M. Проблемы психолингвистики. — М.: МГПИИЯ, 1987. — 53 с.
- Шахнарович A.M. Семантический компонент языковой способности // Психолингвистические проблемы семантики. — М.: Наука, 1983. — 181 — 190.
- Шахнарович A.M., Лендел Ж. «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М.: Наука. 1985. — 171 -184.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Изв. АПН РСФСР. — Вып. 113. — 1948. — 101 — 132.
- Шведова Н.Ю. Ваше мнение? // Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989.
- Швейцер А.Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. — М.: ВШ, 1978. — 216 с.
- Шмелев Д.Н. Ваше мнение? // Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1989.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // История языкознания в XIX — XX веках в очерках и извлечениях. — Ч. 2. — М. , 1960.
- Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. — Т. 1. — Л., 1958.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. — М., Учпедгиз, 1947. —96 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 169−175.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. —115 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
- Язык и личность / Под ред. Ю. Н. Караулова. — М.: Наука, 1989. — 211 с.
- Ярмоленко А.В. К вопросу о многоязычии // Уч. зап. ЛГУ. — Вып. 8 (№ 203). — 1955. — С. 87−104.
- Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. — М., 1981.
- Яцикевичюс А.И. Психология формирования многоязычия. Автореф. дис. … докт. психол. наук. — Вильнюс, 1970. — 54 с.
- Dialogues on the psychology of language and thought: Conversations with N. Chomsky, Ch. Osgood, J. Piaget, U. Neisser a. M. Kinsbourne / Ed. by Rieber R. W. — N. Y.- L.: Plenum press, 1983. — VII, 166 p. — (Cognition a. language).
- Diebold A.R. (Jr.) The consequences of early bilingualism in cognitive development and personality formation. The University of Michigan. Linguistic Institute. 1967 /mimeo/.
- Ervin S.M., Osgood Ch. E. Second Language Learning and Bilingualism. Щ «Psycholinguistics», eds. Ch. E. Osgood, Th. A. Sebeok. Bloomington, 1965, pp. 139 -142.
- Haugen E. Problems of Bilingualism. — Lingua. — 1950. — № 2.
- Lambert W. E. Sosial and Psychological Aspects of Bilingualism. «Report on an International Seminar on Bilingualism in Education». Aberistwyth, 1965.
- Lenneberg E.H. Biological foundations of language. — N.Y. etc.: Wiley, 1967. — XVI.— 490 p.
- Penfield W. A Consideration of the Neurophysiological Mechanisms of Speech and «Some Educational Consequences. «Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences». — 1953. — v. 53. — No. 5.
- Weinreich U. Mechanisms and structural causes of interference. — Psycholinguistics. A book of readings. Ed. by Saporta S. New York, 1961.