Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте
Диссертация
Были выявлены следующие особенности^ особенности образа будущего старшеклассников: а) Во временной перспективе старшеклассников значительно преобладает дальняя перспективаначало взрослой жизни. Самое большое количество ожиданий выпускников школы приходится на 3 десятилетие жизни (это такие жизненные события как трудоустройство, создание семьи и т. д.) б) Содержательная наполненность образа… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. О переживании будущего как проблемы в юности
- 1. 1. Психологическое содержание будущего
- 1. 2. Переживание будущего как проблемы в юности
- 1. 3. Детерминанты переживания будущего как проблемы
- 1. 3. 1. Образ будущего старшеклассников
- 1. 3. 2. Я-концепция в юности
- 1. 4. Предмет, цели и задачи исследования
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Исследование переживания проблем в юности
- 2. 2. Определение содержания переживания будущего как проблемы
- 2. 3. Изучение особенностей образа будущего старшеклассников
- 2. 4. Методика изучения Я-концепции
- Глава 3. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы
- 3. 1. Переживание будущего как проблемы старшеклассниками
- 3. 2. Особенности образа будущего в юности
- 3. 2. 1. Временная перспектива
- 3. 2. 2. Содержательная наполненность образа будущего 78 3.3.0 взаимосвязи переживания будущего как проблемы и Я-концепции 96 3.4. Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности.-В кн.: Психология личности и образ жизни.- М. Д987.- с.137−145.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.-М.:Мысль, 1991.-299с.
- Абульханова-Славская К. А. Психологические и жизненные потери (к проблемам экологии человека).- В кн.: Психология личности в условиях социальных изменений.- М., 1993.- с. 7−20.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций.-М.: ИМА-пресс, 1994.-432с.
- Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах.- М.: Сов. радио, 1974.-272с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977.- 380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-330с.
- Андрусенко В.А. Социальный страх.-Оренбург, 1995.- 170с.
- Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии.-1962.-№ 7.-C.97−111.
- Ю.Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М.: Наука, 1980.-196с.
- П.Антонова А. Г. Психология переживаний подростка.-Киев, 1988.-15с.
- Анцыферова Л.И. О теории личности в работах Курта Левина // Вопросы психологии.-1960.-№ 6.-е. 149−158.
- Асеев В.Г. Возрастная психология.- Иркутстк: Изд-во ИГПИД989.- с.153−173.1.l
- М.Ахундов М. Д. Генезис представлений о пространстве и времени // Философские науки .-1976.-№ 4.- с.62−71.
- Беличева С.А. Сложный мир подростка .- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1984.- 128с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание М.: Прогресс, 1986.- 422с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности .-М.: Медицина, 1966.- 350с.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего.- М., 1970.- 10 с.
- Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи.- М.: Политиздат, 1984.- 207 с.
- Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра.- М.: Мысль, 1986.- 269 с.
- Бибрих P.P. Исследование видов целеобразования.- Кишинев: Штинца, 1987.- 130с.
- Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни.- М., 1992.-139с.
- Богословский В.В. Психология воспитания школьника.- Л., 1974.-164с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте .М.: Просвещение, 1968.- 460 с.
- Божович Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики // Вопросы психологии.- 1977.- № 2.- с. 29−39.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1978.- № 4.- с.23−35.
- Болотова А.К. Психология временной организации деятельности личности : автореф. дисс.докт. психол. наук.- М., 1995.- 35с.
- Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности // Социологические исследования.- 1995.- № 2, — с. 58−63.
- Боришевский М.И. Психологические особенности самосознания подростка.- К.: Вища школа, 1980.- 168 с.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные ассиметрии человека.- М.: Медицина, 1988.- 240 с.
- Брушлинский А.В., Воловикова М. И. О мышлении как прогнозировании // Вопросы психологии.- 1976.- № 4.- с.31−41.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование .- М.: Мысль, 1979.- 230с.
- Валитова И.Е. Осознание себя во времени детьми дошкольного возраста.- В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.- М., 1986.- с. 1015.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-200с.
- Василюк Ф.Е. Возможности и задачи психологической помощи.-В кн.: Психологическое консультирование в школе.- Пермь, 1993.- с. 58−61.
- Васьковская С.В., Соколюк О. Б. К проблеме генезиса психологического времени.- В кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.-Т.1.- с. 78−80.
- Ватин И.В. Человеческая субъективность.- Ростов-на- Дону, 1984.- 200с.
- Венгер А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии.- 1995.- № 1, — с. 25−33.
- Венецкий И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник.- М.: Статистика, 1979.- 447с.
- Вероятностное прогнозирование в деятельности человека /под ред. И. М. Фейгенберга.- М.: Наука, 1977.- 390с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.- М.:Изд-во МГУ, 1976.-143 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.-М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах .-М.:Новая школа, 1993.-с. 114 125.
- Гавриленко О.Н. Параметр тревожности и цветопредпочтения.- В кн.: Проблема цвета в психологии.- М., 1993.- с. 144−150.
- Геворкян В.В. профессиональная ориентация в семье как элемент воспроизводства социальной структуры социалистического общества.- В кн.: Семья и социальная структура социалистического общества.- М., 1980.- с.36−41.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии.- 1988.- № 2.- с. 19−26.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности.-К.: Наукова Думка, 1984.- 208с.
- Головаха Е.И. Путь к зрелости.- К.: Молодь, 1988.- с.4−36.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.-К.: Наукова думка, 1988.- 144с.
- Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: дисс.докт. психол.наук. -С.-Пб., 1996.-526с.
- Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал.- 1995.- № 6.- с. 74−87.
- Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы.- М.: Изд-во ИПК и ПРНОМО, 1993.- 28с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 564 с.
- Гундаров И. А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы.- М.: Медиа Сфера, 1995.-100с.
- Гостев А.А. Образная сфера человека.-М.: Ин-т психологии РАН, 1992.- 194 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.- М.: Педагогика, 1977.- 135 с.
- Давыдовский Г. М. Влияние социальной среды колонии на формирование жизненных планов осужденных.- В кн.: Личность в системе общественных отношений.- М., 1983.- т.2.-с. 284- 285.
- Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования .-1995.-№ 6.- 130−140.
- Демин А.Н. Прогнозирование жизненного пути в структуре регуляции поведения: дисс .канд. психол. наук. -М., 1991.- 177с.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.- 336с.
- Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков: методические рекомендации.- Вильнюс, 1988.
- Дмитриев А.С., Карпов Г. С. К вопросу о восприятии и оценке времени // Вопросы психологии.- 1967.- № 4.- с.90−101.
- Дубинина Т.В. Когнитивно- эмоциональные детерминанты формирования мотивационных функций : автореф. дисс.канд. психол. наук.- Новосибирск, 1995.- 21с.
- Додонов Б.И. Направленность, характер и типичные переживания человека // Вопросы психологии .- 1970.- № 1.- с. 28−38.
- Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии.- 1975.- № 6.- с. 21−32.
- Додонов Б.И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека // Вопросы психологии .- 1977.- № 2.- с. 145−155.
- Енгалычев В.Ф. Диагностика синдрома «усталости от жизни».- В кн.: Психология травматического стресса сегодня.- М., 1994.- с.9−11.
- Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен : автореф дисс. канд. психол. наук. -М., 1993.- 22 с.
- Жизненные пути одного поколения / Отв. ред. М. Х. Титма.- М.: Наука, 1992.- 186 с.
- Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал.- 1995.- № 2.- с. 47−57.
- Изард К. Эмоции человека.- М.: Изд-во МГУ, 1980.- 440 с.
- Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования.-1995.-№ 4.- с. 3−14.
- Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии.-1984.-№ 2.- с. 52−60.
- Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии.- 1982.-№ 10.- с. 117- 124.
- Каган В.Е., Лунин И. И., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений в клинике детских неврозов.- В кн.: Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных.- Л., 1984.-с.67−71.
- Казакина М.Г. Жизненные цели как компонент направленности личности школьника.- В кн.: Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности.- М., 1978.- с. 45−50.
- Калинова О.В. Представление о собственном будущем в юношеском возрасте.- В кн.: Психология человека в условияхсоциальной нестабильности / под ред. р.А.Сосновского.- М., 1994.- с. 139−146.
- Канке В.А. Формы времени.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984.- 225 с.
- Карпова Е.В. Сформированность временных представлений как показатель развития познавательных процессов.- В кн.: Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика.-Ярославль, 1990.- с. 36−43.
- Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал.- 1988.- № 5.- с. 120−128.
- Карцева Т.Б. Понятие жизненного события в психологии.- В кн.: Психология личности в социалистическом обществе / под ред. Б. Ф. Ломова.- М.: Наука, 1990.- с. 88−101.
- Кеймах Я.П. Прогнозирование успешности в обучении студентов педагогических вузов : дисс .канд. психол. наук.- Л., 1991.- 128 с.
- Киричук Е.И., Лысенко О. П. Временная перспектива и тип становления профессиональной направленности личности.- В кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.- т.2.- с. 18−19.
- Климов Е.А. Школа. а дальше?: старшеклассникам о выборе профессии.- Л.: Лениздат, 1971.- с.
- Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е годы) // Социологические исследования.-1995.- № 1.-с.59−72.
- Клименкова И.Ф., Некрасова Е. В. Об особенностях осознания себя во времени старшеклассниками В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе.- М., 1987.- с. 71−78.
- Клыгин JI.M. Временная модель личности как фактор интеграции эмоциональных, интеллектуальных и волевых процессов.- В кн.: Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли.- Рязань, 1994.-с. 9−10.
- Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни : дисс .канд. психол. наук.- М., 1979.- 221 с.
- Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования.- В кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.- т.1.- с. 4−8.
- Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования.- 1995.- № 1.- с. 142 145.
- Колобова Е.Ф. Личностные детерминанты когнитивно-аффективных отношений : автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1992.- 20 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста.- М.: Просвещение, 1979.- 176 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1980.- 192 с.
- Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
- Кондрашенко В.Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка.- Мн.: Выш. школа, 1991.- 72 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.- М.: Наука, 1980.- 255 с.
- Корнеенков С.С. Возрастные особенности прогнозирования школьниками результатов запоминания учебного материала: дис. канд. психол. наук.- Л., 1988.- 185 с.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника .- М.: Знание, 1988.- 80 с.
- Кравченко JI.C. Жизненный выбор личности : автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1987.- 22 с.
- Кроник А.А. Изменение окраски субъективной картины жизненного пути в процессе ее объективизации.- В кн.: Психологические механизмы организации поведения и деятельности человека во времени.- Н. Новгород, 1990.- с. 27−37.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии.- 1983.- № 2.- с. 52−59.
- Кухарчук A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся.- Мн.: Нар. асвета, 1976.- с.
- Кухарчук A.M., Широкова А. Б. Взрослый мир детства.- Мн.: Нар. асвета, 1981.- 128 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971.- 280 с.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека.- В кн.: Принцип развития в психологии.- М., 1978.- с. 196−212.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 300 с.
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии.- 1995.- № 1.- с. 97−110.
- Лисичкин В.А. Предвидение как комплексная проблема современной науки : автореф. дис. канд. филос. наук.- М., 1967.23 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- В кн.: Психология индивидуальных различий.- М., 1982.- с. 288−317.
- Личность, семья, школа: Проблемы социализации учащихся / под ред. С. Г. Вершловского.- С.-Петербург, 1996.- 220 с.
- Логинов А.А. Гомеостаз: философские и общебиологические аспекты.- Мн.: Выш. Школа, 1979.- 176 с.
- Логинов А.А. Суть бытия.- Мн.: Выш. Школа, 1983.- 190 с.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь.- В кн.: Принцип развития в психологии.- М., 1978.- с. 156−172.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности.- М.: Наука, 1980.- 280 с.
- Лысков Б.Д., Горбатов С. В. О взаимоотношении внешних и внутренних детерминант в профессиональном самоопределении «трудных» подростков.- В.кн.: Психологическое обеспечение социального развития человека.- Л., 1989.- с. 74- 80.
- Любимова Г. Ю., Паутов Л. В., Проскурин С. К. О современных проблемах отечественного профессиоведения // Вест. Моск. Унта.- Сер. 14, Психология.- 1996.- № 1.- с. 3−11.
- Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен.- Ставрополь: Изд-во Ставроп-го ун-та, 1995.- 108 с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования.- Пермь, 1988.- 80 с.
- Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас.- Л.: Лениздат, 1991.- 156 с.
- Моисеева Н.И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы.- Л.: Наука, 1981.- 128 с.
- Молодежь: Ориентации и жизненные пути /под ред. М. Х. Титмы.- Рига: Зинатне, 1988.- 207 с.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности.- М., 1993.96 с.
- Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения.- М.: Знание, 1977, — 64 с.
- Мухина B.C. Предисловие.- В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.- М., 1984.- с. 3−5.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности.- М., 1975.- 104 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности.- JL: Наука, 1983.240 с.
- Наенко Н.И. Психологический анализ состояний психической напряженности : автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1970.23 с.
- Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс.- М., 1982.- 65 с.
- Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения,— М.: Наука, 1988.- 200 с.
- Начало пути: Поколение со средним образованием / Отв. ред. М. Х. Титма.- М.: Наука, 1989.- 240 с.
- Некрасова Е.В. К вопросу психологического времени личности и ее саморегуляции.- В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.- М., 1986.- с. 113−119.
- Некрасова Е.В. Особенности переживания времени жизни в раннем юношеском возрасте.- В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе.-М., 1987.- с. 92−98.
- Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность.-М.: Мысль, 1975.- 151 с.
- Новая Россия, 1994: Информационно-статистический альманах.- М.: СП «Вся Москва», 1994.- 736 с.
- Образ мыслей и образ жизни.- М.: Ин-т социологии РАН, 1996.- 165 с.
- Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности.- В кн.: Психология формирования и развития личности.- М., 1981.- с. 45−66.
- Обуховский К. Психология влечений человека.- М.: Прогресс, 1972.- с. 181−214.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Рус.яз., 1986.- с. 646.
- Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание.- М.: Знание, 1983.80 с.
- Орлов А.Б. Склонность и профессия.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
- Орлова И.Б. Демографическая ситуация в России // Социально-политический журнал.- 1995, — № 1.- с. 45−51.
- Павленко В.Н. Культурно-историческое развитие и теория поэтапного формирования // Вопросы психологии.- 1995.- № 1.-с. 53−60.
- Паршина Т.Б. Нервно-психическое напряжение у педагогически запущенных подростков в условиях ограниченного общения : автореф. дис. канд. психол. наук.- JL, 1990.- 24с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 208 с.
- Петров С.В. Проблемы занятости в современной России // Социологические исследования.- 1995.- № 5, — с. 68- 74.
- Петрунек В.П., Таран JI.H. Нелегкий шаг к юности.- М.: Педагогика, 1984.- 160 с.
- Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии.- В кн.: Психология личности и образ жизни.- М.: Наука, 1987.- с. 125 129.
- Полетаева Н.А. Исследование метода диагностики способности к прогнозированию педагогических явлений : дис. канд. психол. наук, — С-Пб., 1991.- 154 с.
- Приходнюк С.В. Особенности временных самооценок несовершеннолетних преступников.- В кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.- т.2.- с. 51−53.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 1990.- 80 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
- Проблемы информационно-психологической безопасности / под ред. А. В. Брушлинского.- М.: Ин-т психологии РАН, 1996.100 с.
- Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15−17 лет.- С.Пб.: Социально-психологическая служба Адмиралтейского р-на, 1996.- 10 с.
- Прокопенко С.В. Ориентация молодежи на получение высшего педагогического образования // Социологические исследования.- 1995.- № 9.- с. 141- 142.
- Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе.- Казань, 1991.- 165 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение // Вопросы психологии.- 1996.- № 1.- с. 62−72.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1994.-с. 72−76.
- Психология: Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
- Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна, — М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
- Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии.- 1977.-№ 5.- с. 74−87.
- Рабочая книга по прогнозированию / отв.ред. И.В.Бесстужев-Лада.- М.: Мысль, 1982.- 430 с.
- Радионова Н.Ф. Позиция современного старшего школьника в учебной деятельности.- В сб.: Материалы научно-практической конференции в г. Липецк.- М., 1983.- с. 48−51.
- Развитие личности ребенка / общ. ред. А. М. Фонарева.- М.: Прогресс, 1987.- 272 с.
- Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, ориентиры, перспективы.- М.: Наука, 1993 .- 192 с.
- Регуш Л.А. Проблемы возрастного развития способности прогнозирования .- Грозный, 1982.- 50 с.
- Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности.- Л., 1983, — 83 с.
- Регуш Л.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности: дис. докт. психол. наук.- Л., 1985.- 330 с.
- Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика.- Л., 1989.- 90 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.- М.: Мир, 1994.- 320 с.
- Ржаницына Л.С., Сергеева Г. П. Женщины на российском рынке труда // Социологические исследования.- 1995.- № 7.с. 57−62.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании
- Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Госкомстат России.- М.: Финансы и статистика, 1996.- 400 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии .- М.: Педагогика, 1981.- т.1.- 488 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии.- В кн.: ученые записки МГУ, вып 90.-М., 1945.- с. 6−21.
- Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека.- М.: Наука, 1979.- 170 с.
- Руткевич М.Н., Потапов В. П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи.- М., 1995.- 223 с.
- Самореализация подростка / под ред. И. В. Дубровиной.-Н.Новгород, 1995.- 165 с.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности .Свердловск, 1986.- 144 с.
- Семке В.Я. Умейте влавствовать собой.- Новосибирск.: Наука, 1991.- 237 с.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1955.-21 с.
- Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1991.-19 с.
- Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия.- Л.: изд-во ЛГУ, 1990.- 360 с.
- Сивик Л. Цветовое значение и измерения восприятия цвета.- В кн.: Проблема цвета в психологии.- М., 1993.- с. 95−120.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг.- М.: Наука, 1981.-215 с.
- Слуцкий В.М. Формирование жизненных планов у детей в условиях резких социальных изменений // Психологический журнал.- 1995.- № 2.- с. 60−69.
- Смирнов В.И. Жизненный путь человека: социальные и моральные проблемы.- Л., 1989.- 28 с.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии.- 1989.- № 2.- с. 27−35.
- Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера: методическое руководство.- М., 1990.-90с.
- Современная психология в капиталистических странах / под ред. Е. В. Шороховой.- М.: Изд-во АН СССР, 1963.- с. 142−143.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М.: изд-во МГУ, 1989.- 215 с.
- Солдатенко Н.Г. Психология трудного подростка.- Рига: Знание, 1980.- 24 с.
- Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика.- Горький, 1975.- 118 с.
- Социальная сфера России: стат. сб. / Госкомстат России.- М., 1996.- 275 с.
- Социальные проблемы перехода от образования к труду / под ред. В. Н. Шубкина.- М., 1991.- 170 с.
- Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1983.284 с.
- Суворова В.В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях // Вопросы психологии .-1973.-№ 4.- с. 34−41.
- Тимошенко Е.П. Анализ исследования психологического времени в структуре самосознания детей в возрасте от 4 до 6 лет.-В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.- М., 1986.- с. 17−20.
- Титаренко Т.М. Пространственно-временные измерения жизненного мира личности в онтогенетической плоскости.- В.кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.- т.1.- с. 17−19.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.- М.: Мысль, 1975.- 198 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.: изд-во МГУ, 1984.-270 с.
- Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии.- 1984.- № з. с. 79−87.
- Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени.- В кн.: Активные методы в работе школьного психолога.- Киров, 1991.-с. 62−73.
- Трубников Н.Н. Время человеческого бытия.- М.: Наука, 1987.
- Улитова Е.С. Мотивационный анализ поведения личности во временной аспекте: дис. канд. психол. наук.- М., 1988.- 177 с.
- Утенбергенова Г. В. Возрастная динамика прогнозирования учащимися результатов учебной деятельности: дис. канд. психол. наук.- Л., 1987.- 139 с.
- Федоров А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход: дис. канд.психол.наук.- М., 1996.-153с.
- Фейгенберг И.М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям.- М.: изд-во МГУ, 1978.- 110 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания // Вопросы психологии.- 1984.- № 2.- с. 43−51.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.- М., 1994.- 147 с.
- Формирование личности старшеклассника/ под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Педагогика, 1989.- 168 с.
- Фресс П. Приспособление человека к времени // Вопросы психологии.- 1961.- № 1.- с. 43−56.
- Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство.- М.: Стройиздат, 1973.- 117 с.
- Харламенкова Н.Е. Исследование особенностей целеполагания методом проекции // Психологический журнал.- 1995.- № 2.-с. 51−59.
- Харчев А.Г. Трудный путь к зрелости.- М.: Знание, 1975.- 64 с.
- Хомская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции.- М.: Знание, 1992.180 с.
- Цукерман А. Г. Мастеров Б.М. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.- 288 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977.- с.
- Чеснокова И.И. Проблема психических состояний и психология личности.- В кн.: Личность в системе общественных отношений.- М., 1983- ч. 1.- с. 85−87.
- Чмут Т.К. Оценка детьми вероятности событий в ходе поиска // Вопросы психологии.- 1975.- № 3.- с. 103−110.
- Чудновский В. О нравственной устойчивочти личности и ее формированииу подростка.- М.: Знание, 1979.- 40с.
- Чудновский В. О временном аспекте гармонического развития личности.- В кн.: Психолого- педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте.-М., 1980.- с. 60−67.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал.- 1995.- № 2.- с. 15−26.
- Шабарова З.А. Особенности психологического времени у лиц с различными способами самоопределения : автореф. дис. канд. психол. наук.- К., 1990.- 19 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М.: Педагогика, 1981.- 96 с.
- Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности.- М.: Наука, 1071.- 222 с.
- Шляхтин Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности.- В кн.: Психология личности и время.-Черновцы, 1991.-т.2.- с. 13−15.
- Шредер X., Петерманн X. О структурном анализе Я-концепции.- В кн.: Психологическое обеспечение трудовой деятельности, вып.12.- JL, 1987. с. 141−145.
- Шубкин В. О некоторых современных социологических проблемах молодежи.- В кн.: Социальные аспекты начала трудовой деятельности молодежи.- М., 1985. с. 3−21.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени.- М., 1962. 310 с.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени и опережающее отражение // Вопросы психологии.- 1964. № 3 — с. 121- 129.
- Эмоциональное здоровье вашего ребенка: пер. с англ.- М.: Авиценна, 1996.- 400 с.
- Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами.- В кн.: Социально-психологические исследования в психоневрологии .-JL, 1980.- с. 110−114.
- Эфендиева Н.М. Проблема времени в философии С.Кьеркегора // Вопросы философии.- 1980.- № 5.- с. 152−164.
- Юпитов А.В. Самооценка волевых качеств в структуре ситуации выбора профессии.- В кн.: Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли.- Рязань, 1994.- с. 117−118.
- Юркевич B.C. Выполнить себя.- М.: Знание, 1980.- 35 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств.- М., 1958.- с.
- Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.- М., 1961.- с. 84−94.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника.- М.: Просвещение, 1966.- 292 с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание.- М.: Знание, 1976.- 64 с.
- Яничев П.И. Возрастные особенности переживания времени (подростковый и юношеский возраст): дисс. канд.психол.наук.-JI., 1989.- 149 с.
- Ярская В.Н. Научное предвидение.- Саратов, 1980.- 180 с.
- Ярская В.Н. Время в эволюции культуры.- Сарстов, 1989.- 152 с. 25!.Яценко А. И. Целеполагание и идеалы.- К.: Наукова Думка, 1977.- 276 с.
- Байтингер О.Е. Переживание проблем будущего в юношеском возрасте.- В кн.: Проблемы активизации познавательнойдеятельности обучающихся / под ред. А. Я. Найна.- Челябинск, 1995.- с. 7−8.
- Байтингер О.Е. Некоторые психологические аспекты деятельности детских объединений (на примере планирования будущего).- В кн.: Программы деятельности детских объединений: психолого-педагогический аспект.- Челябинск, 1996.- с. 47−50.
- Байтингер О.Е. Особенности осознания первокурсниками их жизненных перспектив.- В кн.: Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей, сотрудников и аспирантов.- Челябинск, 1996.- с. 116−118.
- Байтингер О.Е. Особенности эмоционального отношения к будущему у выпускников средней школы .- В.сб.: Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи / под ред. А. Я. Найна.- Челябинск: УралГАФК, 1998.- с. 31−33.
- Allport G.W. Personality and Social Encounter, 1960.
- Andersson B.E. Studies in Adolescent Behaviour, 1969.
- Ashbrook J. Brain, Culture and the Human Spirit, 1993.
- Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development, 1979.
- Clausen J.A. Adolescent Competence and the Life Course // Social Psychology Quarterly.- No 1.- vol. 54.-1991.-p. 4−14.
- Deusinger I.M. Die Frankfurter Selbstkonzeptskalen (FSKN). Handanweisung.- Gottingen-Zurich, 1986.
- Eyman J.R. et al. The Problem of Adolescent Suicide Issues and Assessment // Advances in Psychological Assessment.- vol. 7.- 1986.-p. 165−201.
- Fraisse P. Cognition of Time in Human Activity. In: Cognition in Human Motivation and Learning, 1981.- p. 245−256.
- Franz S. Untersuchungen zum Selbstkonzept von Potsdamer Schulern im Zusammenhang mit ihrem Problemerleben. In: Untersuchungen zu Problemerleben und -bewaltigung Potsdamer Schuler, 1995.- s. 52−74.
- Hetherington E.M. An Overview of the Virginia Longitudinal Study of Divorce and Remarriage with a Focus on Early Adolescence // J. of Family Psychology.-No. l.-vol. 17.- 1993.-p. 39−56.
- Kirsch B. Uberblick uber das Forschungsprojekt «Problemerleben. bei Jugendlichen im Alter von 12−18 Jahren» In: Beitrage zum Kolloquium der Forschungsgruppe Psychologie am 23. Juni 1993, Potsdam, 1993.
- Lens W., Moreas M. Future Time Perspective: an individual and a societal approach. In: Psychology of Future Orientation, 1994.- p. 2338.
- Nuttin J. Future time Perspective and Motivation, 1985.
- Problemerleben und -belastung sowie -bewaltigung bei Jugendlichen Schulern in Alter von 12−18 Jahren: Beitrage zum Kolloquim der Forschungsgruppe Psychologie am 23. Juni 1993.-Potsdam, 1993.
- Pulkkinen L. Personal Control over Development, Identity Formation and Future Orientation as Components of Life Orientation // Developmental Psychology.- No 2.- vol. 30.- 1994.- p. 260−271.
- Randy M. Page Loneliness as a Risk Factor in Adolescent Hopelessness // J. of Research in Personality.- No 2.- vol. 25.- 1991.-p.189−195.
- Raynor J. Future Orientation and Achievement Motivation. In: Cognition in Human Motivation and Learning, 1981.- p. 199- 232.
- Readings in Adolescent Psychology: Contemporary Perspectives / ed. By T. Cottle, 1977.
- Regusch L. Studie zum Problemerleben Jugendlicher (Sankt Petersburg, 1993). In Untersuchungen zu Problemerleben unt -bewaltigung Potsdamer Schuler.- Potsdam, 1995.- s. 101−117.
- Thomae H. Future Time Perspective and the Problem of Cognition/Motivation Interaction. In: Cognition in Human Motivation and Learning, 1981.- p. 261−274.
- Zaleski Z. Towards a Psychology of the Personal Future. In: Psychology of Future Orientation, 1994.
- Проблемная анкета" Сейфже-Кренке
- Проблемные сферы Эта проблема касается меня
- В пол- скорее ни да едва сов ной да ни ли сем мере нет нет
- Проблемы, связанные со школой.
- Необходимость получать в школе возможно лучшие оценки вызываету меня страх 5 4 3 2 1
- Мне очень мешает то, что среди соучеников нет товарищества, атолько конкуренция 5 4 3 2 1
- Безразличное отношение ко мне соучеников и учителей подавляетменя 5 4 3 2 1
- Я не справляюсь с программнымучебным материалом в школе 5 4 3 2 1
- Я хотел бы, чтобы учителя больше проявляли интереса к моимпроблемам 5 4 3 2 1
- Я хотел бы уже теперь навсегдапокинуть дом 5 4 3 2 1
- Я боюсь, что различия моих мнений и мнений учителей приведут к плохим оценкам 5 4 3 2 1
- Мои трудности в учебе очень беспокоят меня
- Переключение на новые условия учебы в школе дается мне тяжело Ю. Смена школы создает для меня проблемы11 .Я могу лишь с трудом настроиться на необычные и высокие требования в новой школе
- Мне не достает моих старых школьных товарищей
- С дача новых экзаменов создает мне проблемы
- Среди моих новых товарищей по школе я чувствую себя не очень хорошо
- Меня беспокоят мысли о распределении моего времени
- Мне не достает моих старых учителей17.
- Проблемы, связанные с будущим. 18. Я боюсь, что не смогу получить образования, которое мне бы хотелось иметь.4 4