Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Были выявлены следующие особенности^ особенности образа будущего старшеклассников: а) Во временной перспективе старшеклассников значительно преобладает дальняя перспективаначало взрослой жизни. Самое большое количество ожиданий выпускников школы приходится на 3 десятилетие жизни (это такие жизненные события как трудоустройство, создание семьи и т. д.) б) Содержательная наполненность образа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. О переживании будущего как проблемы в юности
    • 1. 1. Психологическое содержание будущего
    • 1. 2. Переживание будущего как проблемы в юности
    • 1. 3. Детерминанты переживания будущего как проблемы
      • 1. 3. 1. Образ будущего старшеклассников
      • 1. 3. 2. Я-концепция в юности
    • 1. 4. Предмет, цели и задачи исследования
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Исследование переживания проблем в юности
    • 2. 2. Определение содержания переживания будущего как проблемы
    • 2. 3. Изучение особенностей образа будущего старшеклассников
    • 2. 4. Методика изучения Я-концепции
  • Глава 3. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы
    • 3. 1. Переживание будущего как проблемы старшеклассниками
    • 3. 2. Особенности образа будущего в юности
      • 3. 2. 1. Временная перспектива
      • 3. 2. 2. Содержательная наполненность образа будущего 78 3.3.0 взаимосвязи переживания будущего как проблемы и Я-концепции 96 3.4. Выводы
  • Литература
  • Приложения

Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование посвящено изучению отношения молодых людей 16−17 лет к своему будущему, а также личностных особенностей, взаимосвязанных с характером переживания ими будущего как проблемы.

Устремленность в будущее является характерной чертой юношеского возраста (В.Г.Асеев, 1989; Л. И. Божович, 1968; В .В .Богословский, 1974; И. С. Кон, 1979, 1980; Н. С. Лейтес, 1971).В юности на первый план выдвигаются мотивы, связанные с дальней перспективой, построением жизненных планов. Это определяется самой ситуацией развития в этом возрастепредстоящим окончанием школы и необходимостью жизненного самоопределения.

Входящие во взрослую жизнь юноши и девушки испытывают на себе неоднозначное влияние внешней ситуации: изменились требования, предъявляемые обществом к молодежи, а условия жизни порой кардинально отличаются от таковых 20−30 лет назад. Ряд авторов (О.А.Раковская, 1993; Л. И. Ермолаева, 1993; Д. И. Фельдштейн, 1994; Н. П. Медведев, 1995; И. А. Гундаров, 1995; Л. Г. Ионин, 1995) описывают социально-экономическую ситуацию в обществе как неблагоприятную, «психогенно-напряженную». Общественный кризис отражается в массовой психологии как «крушение надежд», неудовлетворенность жизнью, снижение веры в завтрашний день, безысходность.

Изменившиеся условия и требования жизни нашли свое отражение на процессе личностного развития, самоопределения молодежи. Д. И. Фельдштейн (1994), например, отмечает, что подрастающее поколение «ищет свое место в окружающем мире, как барометр наиболее тонко воспринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов «(с. 148).

Юношество как социально-психологическое явление, с одной стороны, отличается стабильностью глубиннопсихологической сущности основных характеристик: формирование мировоззрения и жизненное самоопределение так же определяют лицо юноши 90-х годов, как и его ровесников несколько десятилетий тому назад. С другой стороны, сменившиеся условия и требования жизни обусловили качественные изменения в содержании процессов формирования самосознания и личностного становления. Так, например, в отличие от своих ровесников 50-х годов современные подростки и юноши уже не склонны выражать восторг по поводу участия в трудовых делах, более критически относятся к требованиям учителей и взрослых (данные Д. И. Фельдштейна, там же, с.150).

Среди изменившихся за последние годы требований можно в первую очередь выделить необходимость быть ответственным за свою жизнь. В понимании К. Муздыбаева (1983, с. 14) ответственность за собственную жизнь, собственное будущее, это «способность субъекта осознавать личную ответственность за осуществление своих обязанностей и предвидеть последствия собственной деятельности» в настоящем. Другими словами, от человека требуется самому строить свою жизнь, самому планировать значимые события, время их наступления, самому работать над реализацией своих планов.

Идея ответственности человека за свою жизнь, самостоятельного построения им своего жизненного пути, решения жизненных проблем и противоречий не нова в психологии.

Вспомним, например, идею С. Л. Рубинштейна (1981) о человеке как субъекте жизни. С. Л. Рубинштейн назвал человека субъектом, поскольку именно он сам связывает в жизни все события, все линии в единое целое.

Однако, в тоталитарном государстве идея о самостоятельности личности, ее ответственности за собственную жизнь так и оставалась лишь идеей в большей части, не найдя воплощения в реальности. В обществе, где каждому было предписано что и когда делать, самостоятельные и ответственные люди были не нужны. Все решалось за человека, у которого было мало возможностей действительно самому строить свою жизнь. Вот что пишет по этому поводу К.А.Абульханова-Славская (1991): «Перспективы личной жизни человека отождествлялись с радужными перспективами жизни общества, что привело к представлению о второстепенном характере собственной жизни. Вера в общественный идеал. заслонила реальные жизненные проблемы, трудности и недостатки жизни «(с. 12).

В России 90-х годов маятник качнулся в противоположном направлении: догмы и требования подчиняться исчезли, но вместе с ними исчезли гарантии, предоставляемые обществом (образование, медобслуживание, трудоустройство), изменились моральные нормы и ценности.

Однако, юноши и девушки все же прогнозируют, планируют свое будущее и свою жизнь. Той психологической категорией, которая позволяет изучить особенности личностного становления молодых людей в современной ситуации, могут быть их переживания.

Переживание есть такая «единица», в которой неразрывно представлены и то, что переживается (среда), и то, что вносит в это переживание сам субъект. Л. И. Божович (1968, с. 153) так описывает важность изучения переживаний: «Для того чтобы понять, какое именно воздействие оказывает среда на ребенка и, следовательно, как она определяет ход его развития, надо понять характер переживаний ребенка, характер его аффективного отношения к среде «.

С начала 90-х годов в Германии и в России в рамках кросскультурной программы проходило изучение переживания проблем молодежью в возрасте 12−18 лет. В Германии это исследование проводилось сотрудниками Потсдамского университета под руководством Б. Кирш (В. Kircsh, 1993), а в Россиисотрудниками кафедры психологии РГПУ им. А. И. Герцена под руководством Л. А. Регуш (L. Regusch, 1995). Главными вопросами программы было установить какие проблемы возникают у молодежи в разных сферах жизни, какие различия существуют в переживании проблем между юношами и девушками, какие стратегии решения проблем используются молодежью, существуют ли связи между переживанием проблем молодежью и социальным окружением.

Под проблемами понимаются «открытые» нерешенные вопросы, с которыми сталкивается личность, проявления противоречий между требованиями и личными условиями преодоления этих требований. Между нежелательным начальным состоянием и желательным конечным существует барьер, который личности необходимо преодолеть. Переживания проявляются в волнении, беспокойстве, напряжении (В. Kirsch, 1993, s.9).

В ходе исследований были выявлены сферы жизни, переживаемые молодежью как проблемы: школа, будущее, взаимоотношения с родителями, сверстниками, противоположным полом, свободное время, собственная персона. Эмпирические данные, собранные в период с 1991 по 1995 свидетельствуют о том, что российских школьников в большей мере беспокоят другие проблемы, чем их немецких ровесников. Так, например, немецкие юноши и девушки в большей степени переживают проблемы свободного времени и взаимоотношений с противоположным полом, а российскиепроблемы взаимоотношений с родителями и ровесниками. Единственной проблемой, которая одинаково переживается как самая острая проблема и немецкими, и российскими школьниками, является будущее (L.Regusch, 1995, s.101).

Таким образом, возникло противоречие эмпирически полученных фактов: все области переживаний молодежи опосредованы культурой, а будущеенет, оно переживается молодыми людьми как самая острая проблема независимо от социального контекста. В связи с этим было выдвинуто предположение, ставшее генеральной гипотезой нашего исследования: одной из причин переживания будущего как проблемы могут быть психологические, личностные особенности юношей и девушек.

Актуальность исследования мы видим в насущной необходимости изучения содержания переживаний молодых людей, связанных с их будущим, а также характера этих переживаний во взаимосвязи с личностными особенностями.

Изучение процессов прогнозирования юношами и девушками своего будущего, осознания ими перспективы своей жизни и построение на этой основе жизненного плана актуально в связи с тем, что эти процессы происходят на фоне неблагоприятных социально-экономических условий, определяющих объективные возможности для реализации субъективно значимых событий в будущем. Выявление личностных факторов, связанных с характером отношения молодых людей к своему будущему, открывает перспективу поиска путей психологической помощи юношам и девушкам, остро переживающим свое будущее как проблему.

Новизна выполненной работы в следующем. Исследовались особенности отношения к будущему (переживание будущего как проблемы) в юношеском возрасте во взаимосвязи с личностными переменными. Расширена область изучения будущего как части психологического времени личности путем исследования временной перспективы в юности.

Анализ литературы по данной проблеме позволил нам выдвинуть следующую гипотезу. Переживание будущего как проблемы в юности опосредовано психологическими, личностными особенностями. В качестве таковых выделены: 1) особенности образа будущего- 2) Я-концепция.

Предметом исследования выступают психические свойства, взаимосвязанные с переживанием будущего как проблемы юношами и девушками.

Цель исследования — выявить взаимосвязь степени переживания будущего как проблемы и личностных особенностей юношей и девушек.

В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. определить степень переживания будущего как проблемы у юношей и девушек;

2. выявить особенности временной перспективы и содержательной наполненности образа будущего выпускников школы;

3. изучить взаимосвязь степени переживания будущего как проблемы и Я-концепции молодых людей.

Объектом исследования были учащиеся 11 классов средних школ г. Челябинска в возрасте 16−17 лет (всего 164 человека).

Практическая значимость работы в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психологов и педагогов, поскольку ориентируют их, с одной стороны, в общих процессах планирования юношами и девушками своего будущего в современных условиях, а с другойв особенностях индивидуальной работы с молодыми людьми, остро переживающими свое будущее как проблему. Диссертация построена следующим образом. В главе 1 дан обзор литературы по проблемам изучения переживаний, связанных с будущим, специфики будущего как объекта переживаний и особенностей самосознания в юности. В главе 2 описан план исследования и использованные методики. В главе 3 представлены полученные эмпирические результаты.

По материалам исследования было сделано 4 публикации. Апробация результатов осуществлялась путем выступлений автора на аспирантских семинарах и Герценовских чтениях на кафедре психологии РГПУ им. А. И. Герцена в 1995;97 годахIII Региональной конференции «Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи в условиях рыночных отношений», проходившей в г. Челябинске 4 февраля 1998 г. Материалы диссертации использовались при составлении программы обучения старшеклассников в рамках работы Научного Общества Учащихся при ЧГПУ в 1997;98 учебном году.

3.4. Выводы.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Будущее осознается старшеклассниками как самая острая проблема. Это происходит вследствие возникновения противоречия между субъективно желаемым (предположением построить свою жизнь определенным образом) и объективно возможным (условия и возможности, предоставляемые обществом, государством).

Осознание юношами и девушками препятствий, которые могут возникнуть при реализации ими значимых событий в будущем (поступление в вуз, трудоустройство и т. д.), отражается на их отношении к своему будущему: будущее переживается старшеклассниками как проблема.

2. У большинства юношей и девушек переживание будущего как проблемы является фоном, необходимым для нормального планирования будущего, т. е. выполняет активно-приспособительную функцию. Однако часть молодых людей (около 30% выборки) имеют высокую степень переживания будущего как проблемы. Они остро переживают трудности и препятствия, которые могут возникнуть при реализации ими значимых событий в будущем.

3.Степень (высокая, средняя, низкая) переживания юношами и девушками будущего как проблемы опосредована психологическими, личностными детерминантами: особенностями образа будущего и степенью гармоничности, позитивности Я-концепции молодых людей.

4. Были выявлены следующие особенности^ особенности образа будущего старшеклассников: а) Во временной перспективе старшеклассников значительно преобладает дальняя перспективаначало взрослой жизни. Самое большое количество ожиданий выпускников школы приходится на 3 десятилетие жизни (это такие жизненные события как трудоустройство, создание семьи и т. д.) б) Содержательная наполненность образа будущего выпускников школы отличается преобладанием ориентаций на себя, свою личную жизнь, которую они рассматривают как главную ценность. Юноши и девушки мало задумываются о своем участии в жизни общества, с другой стороны, они не рассчитывают и на поддержку государства.

Описания будущего старшеклассников с высокой степенью переживания будущего как проблемы напоминают набор формальных признаков «удачной жизни», которые по сути не связаны между собой, не отражают внутренние стремления, способности и склонности молодых людей.

Отсутствие представлений способах реализации желаемого также характерно для молодых людей с высокой степенью переживания будущего как проблемы.

Молодые люди с разной степенью переживания будущего как проблемы показали различия по таким параметрам как уровень осознанности целей, соответствие целей внутренним особенностям, а не внешним признакам, сформированность представлений о способах реализации своих целей. будущего как проблемы и гармоничностью, позитивностью Я-концепции юношей и девушек. Чем выше позитивность Яконцепции, тем ниже степень переживания субъектом будущего как проблемы.

Юноши и девушки, обладающие высокой работоспособностью, адекватной самооценкой, способностью отстоять свою точку зрения и высокими коммуникативными способностями, переживают свое будущее как проблему в меньшей степени, чем их ровесники с низкой работоспособностью, низкой самооценкой и коммуникативными способностями.

Кроме этого, была выявлена следующая тенденция: при повышении уровня личностной тревожности возрастает степень переживания будущего как проблемы.

Таким образом, в ходе исследования были выполнены поставленные задачи: выявлена степень переживания молодыми людьми будущего как проблемы и доказано, что степень (высокая, средняя, низкая) переживания ими будущего как проблемы опосредована психологическими, личностными особенностями юношей и девушек.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности.-В кн.: Психология личности и образ жизни.- М. Д987.- с.137−145.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.-М.:Мысль, 1991.-299с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психологические и жизненные потери (к проблемам экологии человека).- В кн.: Психология личности в условиях социальных изменений.- М., 1993.- с. 7−20.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций.-М.: ИМА-пресс, 1994.-432с.
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах.- М.: Сов. радио, 1974.-272с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977.- 380 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-330с.
  8. В.А. Социальный страх.-Оренбург, 1995.- 170с.
  9. П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии.-1962.-№ 7.-C.97−111.
  10. Ю.Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М.: Наука, 1980.-196с.
  11. П.Антонова А. Г. Психология переживаний подростка.-Киев, 1988.-15с.
  12. Л.И. О теории личности в работах Курта Левина // Вопросы психологии.-1960.-№ 6.-е. 149−158.
  13. В.Г. Возрастная психология.- Иркутстк: Изд-во ИГПИД989.- с.153−173.1.l
  14. М.Ахундов М. Д. Генезис представлений о пространстве и времени // Философские науки .-1976.-№ 4.- с.62−71.
  15. С.А. Сложный мир подростка .- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1984.- 128с.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание М.: Прогресс, 1986.- 422с.
  17. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности .-М.: Медицина, 1966.- 350с.
  18. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего.- М., 1970.- 10 с.
  19. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи.- М.: Политиздат, 1984.- 207 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра.- М.: Мысль, 1986.- 269 с.
  21. P.P. Исследование видов целеобразования.- Кишинев: Штинца, 1987.- 130с.
  22. В.Ф. Как добиться успеха в жизни.- М., 1992.-139с.
  23. В.В. Психология воспитания школьника.- Л., 1974.-164с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте .М.: Просвещение, 1968.- 460 с.
  25. Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики // Вопросы психологии.- 1977.- № 2.- с. 29−39.
  26. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1978.- № 4.- с.23−35.
  27. А.К. Психология временной организации деятельности личности : автореф. дисс.докт. психол. наук.- М., 1995.- 35с.
  28. С.Б. Символы смерти в русской ментальности // Социологические исследования.- 1995.- № 2, — с. 58−63.
  29. М.И. Психологические особенности самосознания подростка.- К.: Вища школа, 1980.- 168 с.
  30. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные ассиметрии человека.- М.: Медицина, 1988.- 240 с.
  31. А.В., Воловикова М. И. О мышлении как прогнозировании // Вопросы психологии.- 1976.- № 4.- с.31−41.
  32. А.В. Мышление и прогнозирование .- М.: Мысль, 1979.- 230с.
  33. И.Е. Осознание себя во времени детьми дошкольного возраста.- В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.- М., 1986.- с. 1015.
  34. Ф.Е. Психология переживания.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-200с.
  35. Ф.Е. Возможности и задачи психологической помощи.-В кн.: Психологическое консультирование в школе.- Пермь, 1993.- с. 58−61.
  36. С.В., Соколюк О. Б. К проблеме генезиса психологического времени.- В кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.-Т.1.- с. 78−80.
  37. И.В. Человеческая субъективность.- Ростов-на- Дону, 1984.- 200с.
  38. А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии.- 1995.- № 1, — с. 25−33.
  39. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник.- М.: Статистика, 1979.- 447с.
  40. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека /под ред. И. М. Фейгенберга.- М.: Наука, 1977.- 390с.
  41. В.К. Психология эмоциональных явлений.- М.:Изд-во МГУ, 1976.-143 с.
  42. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.-М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288с.
  43. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах .-М.:Новая школа, 1993.-с. 114 125.
  44. О.Н. Параметр тревожности и цветопредпочтения.- В кн.: Проблема цвета в психологии.- М., 1993.- с. 144−150.
  45. В.В. профессиональная ориентация в семье как элемент воспроизводства социальной структуры социалистического общества.- В кн.: Семья и социальная структура социалистического общества.- М., 1980.- с.36−41.
  46. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии.- 1988.- № 2.- с. 19−26.
  47. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности.-К.: Наукова Думка, 1984.- 208с.
  48. Е.И. Путь к зрелости.- К.: Молодь, 1988.- с.4−36.
  49. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.-К.: Наукова думка, 1988.- 144с.
  50. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: дисс.докт. психол.наук. -С.-Пб., 1996.-526с.
  51. С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал.- 1995.- № 6.- с. 74−87.
  52. Л.Г. Подросток, характер, проблемы.- М.: Изд-во ИПК и ПРНОМО, 1993.- 28с.
  53. P.M. Элементы практической психологии.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 564 с.
  54. И. А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы.- М.: Медиа Сфера, 1995.-100с.
  55. А.А. Образная сфера человека.-М.: Ин-т психологии РАН, 1992.- 194 с.
  56. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.- М.: Педагогика, 1977.- 135 с.
  57. Г. М. Влияние социальной среды колонии на формирование жизненных планов осужденных.- В кн.: Личность в системе общественных отношений.- М., 1983.- т.2.-с. 284- 285.
  58. И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования .-1995.-№ 6.- 130−140.
  59. А.Н. Прогнозирование жизненного пути в структуре регуляции поведения: дисс .канд. психол. наук. -М., 1991.- 177с.
  60. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.- 336с.
  61. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков: методические рекомендации.- Вильнюс, 1988.
  62. А.С., Карпов Г. С. К вопросу о восприятии и оценке времени // Вопросы психологии.- 1967.- № 4.- с.90−101.
  63. Т.В. Когнитивно- эмоциональные детерминанты формирования мотивационных функций : автореф. дисс.канд. психол. наук.- Новосибирск, 1995.- 21с.
  64. .И. Направленность, характер и типичные переживания человека // Вопросы психологии .- 1970.- № 1.- с. 28−38.
  65. .И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии.- 1975.- № 6.- с. 21−32.
  66. .И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека // Вопросы психологии .- 1977.- № 2.- с. 145−155.
  67. В.Ф. Диагностика синдрома «усталости от жизни».- В кн.: Психология травматического стресса сегодня.- М., 1994.- с.9−11.
  68. Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен : автореф дисс. канд. психол. наук. -М., 1993.- 22 с.
  69. Жизненные пути одного поколения / Отв. ред. М. Х. Титма.- М.: Наука, 1992.- 186 с.
  70. В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал.- 1995.- № 2.- с. 47−57.
  71. К. Эмоции человека.- М.: Изд-во МГУ, 1980.- 440 с.
  72. Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования.-1995.-№ 4.- с. 3−14.
  73. Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии.-1984.-№ 2.- с. 52−60.
  74. М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии.- 1982.-№ 10.- с. 117- 124.
  75. В.Е., Лунин И. И., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений в клинике детских неврозов.- В кн.: Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных.- Л., 1984.-с.67−71.
  76. М.Г. Жизненные цели как компонент направленности личности школьника.- В кн.: Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности.- М., 1978.- с. 45−50.
  77. О.В. Представление о собственном будущем в юношеском возрасте.- В кн.: Психология человека в условияхсоциальной нестабильности / под ред. р.А.Сосновского.- М., 1994.- с. 139−146.
  78. В.А. Формы времени.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984.- 225 с.
  79. Е.В. Сформированность временных представлений как показатель развития познавательных процессов.- В кн.: Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика.-Ярославль, 1990.- с. 36−43.
  80. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал.- 1988.- № 5.- с. 120−128.
  81. Т.Б. Понятие жизненного события в психологии.- В кн.: Психология личности в социалистическом обществе / под ред. Б. Ф. Ломова.- М.: Наука, 1990.- с. 88−101.
  82. Я.П. Прогнозирование успешности в обучении студентов педагогических вузов : дисс .канд. психол. наук.- Л., 1991.- 128 с.
  83. Е.И., Лысенко О. П. Временная перспектива и тип становления профессиональной направленности личности.- В кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.- т.2.- с. 18−19.
  84. Е.А. Школа. а дальше?: старшеклассникам о выборе профессии.- Л.: Лениздат, 1971.- с.
  85. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е годы) // Социологические исследования.-1995.- № 1.-с.59−72.
  86. И.Ф., Некрасова Е. В. Об особенностях осознания себя во времени старшеклассниками В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе.- М., 1987.- с. 71−78.
  87. JI.M. Временная модель личности как фактор интеграции эмоциональных, интеллектуальных и волевых процессов.- В кн.: Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли.- Рязань, 1994.-с. 9−10.
  88. В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни : дисс .канд. психол. наук.- М., 1979.- 221 с.
  89. В.И. Личностное время как предмет психологического исследования.- В кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.- т.1.- с. 4−8.
  90. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования.- 1995.- № 1.- с. 142 145.
  91. Е.Ф. Личностные детерминанты когнитивно-аффективных отношений : автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1992.- 20 с.
  92. Кон И. С. Психология юношеского возраста.- М.: Просвещение, 1979.- 176 с.
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1980.- 192 с.
  94. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
  95. В.Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка.- Мн.: Выш. школа, 1991.- 72 с.
  96. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.- М.: Наука, 1980.- 255 с.
  97. С.С. Возрастные особенности прогнозирования школьниками результатов запоминания учебного материала: дис. канд. психол. наук.- Л., 1988.- 185 с.
  98. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника .- М.: Знание, 1988.- 80 с.
  99. JI.C. Жизненный выбор личности : автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1987.- 22 с.
  100. А.А. Изменение окраски субъективной картины жизненного пути в процессе ее объективизации.- В кн.: Психологические механизмы организации поведения и деятельности человека во времени.- Н. Новгород, 1990.- с. 27−37.
  101. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии.- 1983.- № 2.- с. 52−59.
  102. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся.- Мн.: Нар. асвета, 1976.- с.
  103. A.M., Широкова А. Б. Взрослый мир детства.- Мн.: Нар. асвета, 1981.- 128 с.
  104. Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971.- 280 с.
  105. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека.- В кн.: Принцип развития в психологии.- М., 1978.- с. 196−212.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 300 с.
  107. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии.- 1995.- № 1.- с. 97−110.
  108. В.А. Предвидение как комплексная проблема современной науки : автореф. дис. канд. филос. наук.- М., 1967.23 с.
  109. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- В кн.: Психология индивидуальных различий.- М., 1982.- с. 288−317.
  110. Личность, семья, школа: Проблемы социализации учащихся / под ред. С. Г. Вершловского.- С.-Петербург, 1996.- 220 с.
  111. А.А. Гомеостаз: философские и общебиологические аспекты.- Мн.: Выш. Школа, 1979.- 176 с.
  112. А.А. Суть бытия.- Мн.: Выш. Школа, 1983.- 190 с.
  113. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь.- В кн.: Принцип развития в психологии.- М., 1978.- с. 156−172.
  114. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности.- М.: Наука, 1980.- 280 с.
  115. .Д., Горбатов С. В. О взаимоотношении внешних и внутренних детерминант в профессиональном самоопределении «трудных» подростков.- В.кн.: Психологическое обеспечение социального развития человека.- Л., 1989.- с. 74- 80.
  116. Г. Ю., Паутов Л. В., Проскурин С. К. О современных проблемах отечественного профессиоведения // Вест. Моск. Унта.- Сер. 14, Психология.- 1996.- № 1.- с. 3−11.
  117. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен.- Ставрополь: Изд-во Ставроп-го ун-та, 1995.- 108 с.
  118. B.C. Личность как предмет психологического исследования.- Пермь, 1988.- 80 с.
  119. Н.И. Время в нас и время вне нас.- Л.: Лениздат, 1991.- 156 с.
  120. Н.И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы.- Л.: Наука, 1981.- 128 с.
  121. Молодежь: Ориентации и жизненные пути /под ред. М. Х. Титмы.- Рига: Зинатне, 1988.- 207 с.
  122. О.И. Психология самопознания личности.- М., 1993.96 с.
  123. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения.- М.: Знание, 1977, — 64 с.
  124. B.C. Предисловие.- В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.- М., 1984.- с. 3−5.
  125. B.C. Проблемы генезиса личности.- М., 1975.- 104 с.
  126. К. Психология ответственности.- JL: Наука, 1983.240 с.
  127. Н.И. Психологический анализ состояний психической напряженности : автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1970.23 с.
  128. Н.Ф. Целеполагание как системный процесс.- М., 1982.- 65 с.
  129. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения,— М.: Наука, 1988.- 200 с.
  130. Начало пути: Поколение со средним образованием / Отв. ред. М. Х. Титма.- М.: Наука, 1989.- 240 с.
  131. Е.В. К вопросу психологического времени личности и ее саморегуляции.- В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.- М., 1986.- с. 113−119.
  132. Е.В. Особенности переживания времени жизни в раннем юношеском возрасте.- В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе.-М., 1987.- с. 92−98.
  133. А.Г. Предвидение как человеческая способность.-М.: Мысль, 1975.- 151 с.
  134. Новая Россия, 1994: Информационно-статистический альманах.- М.: СП «Вся Москва», 1994.- 736 с.
  135. Образ мыслей и образ жизни.- М.: Ин-т социологии РАН, 1996.- 165 с.
  136. К. Психологическая теория строения и развития личности.- В кн.: Психология формирования и развития личности.- М., 1981.- с. 45−66.
  137. К. Психология влечений человека.- М.: Прогресс, 1972.- с. 181−214.
  138. С.И. Словарь русского языка.- М.: Рус.яз., 1986.- с. 646.
  139. А.Е. Эмоции и воспитание.- М.: Знание, 1983.80 с.
  140. А.Б. Склонность и профессия.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  141. И.Б. Демографическая ситуация в России // Социально-политический журнал.- 1995, — № 1.- с. 45−51.
  142. В.Н. Культурно-историческое развитие и теория поэтапного формирования // Вопросы психологии.- 1995.- № 1.-с. 53−60.
  143. Т.Б. Нервно-психическое напряжение у педагогически запущенных подростков в условиях ограниченного общения : автореф. дис. канд. психол. наук.- JL, 1990.- 24с.
  144. В.Ф. Психосемантика сознания.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 208 с.
  145. С.В. Проблемы занятости в современной России // Социологические исследования.- 1995.- № 5, — с. 68- 74.
  146. В.П., Таран JI.H. Нелегкий шаг к юности.- М.: Педагогика, 1984.- 160 с.
  147. Р. Задачи развития и жизненные стратегии.- В кн.: Психология личности и образ жизни.- М.: Наука, 1987.- с. 125 129.
  148. Н.А. Исследование метода диагностики способности к прогнозированию педагогических явлений : дис. канд. психол. наук, — С-Пб., 1991.- 154 с.
  149. С.В. Особенности временных самооценок несовершеннолетних преступников.- В кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.- т.2.- с. 51−53.
  150. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 1990.- 80 с.
  151. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  152. Проблемы информационно-психологической безопасности / под ред. А. В. Брушлинского.- М.: Ин-т психологии РАН, 1996.100 с.
  153. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15−17 лет.- С.Пб.: Социально-психологическая служба Адмиралтейского р-на, 1996.- 10 с.
  154. С.В. Ориентация молодежи на получение высшего педагогического образования // Социологические исследования.- 1995.- № 9.- с. 141- 142.
  155. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе.- Казань, 1991.- 165 с.
  156. Н.С. Профессиональное самоопределение // Вопросы психологии.- 1996.- № 1.- с. 62−72.
  157. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1994.-с. 72−76.
  158. Психология: Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  159. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна, — М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
  160. В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии.- 1977.-№ 5.- с. 74−87.
  161. Рабочая книга по прогнозированию / отв.ред. И.В.Бесстужев-Лада.- М.: Мысль, 1982.- 430 с.
  162. Н.Ф. Позиция современного старшего школьника в учебной деятельности.- В сб.: Материалы научно-практической конференции в г. Липецк.- М., 1983.- с. 48−51.
  163. Развитие личности ребенка / общ. ред. А. М. Фонарева.- М.: Прогресс, 1987.- 272 с.
  164. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, ориентиры, перспективы.- М.: Наука, 1993 .- 192 с.
  165. Л.А. Проблемы возрастного развития способности прогнозирования .- Грозный, 1982.- 50 с.
  166. Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности.- Л., 1983, — 83 с.
  167. Л.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности: дис. докт. психол. наук.- Л., 1985.- 330 с.
  168. Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика.- Л., 1989.- 90 с.
  169. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.- М.: Мир, 1994.- 320 с.
  170. Л.С., Сергеева Г. П. Женщины на российском рынке труда // Социологические исследования.- 1995.- № 7.с. 57−62.
  171. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании
  172. Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Госкомстат России.- М.: Финансы и статистика, 1996.- 400 с.
  173. C.JI. Основы общей психологии .- М.: Педагогика, 1981.- т.1.- 488 с.
  174. С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии.- В кн.: ученые записки МГУ, вып 90.-М., 1945.- с. 6−21.
  175. М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека.- М.: Наука, 1979.- 170 с.
  176. М.Н., Потапов В. П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи.- М., 1995.- 223 с.
  177. Самореализация подростка / под ред. И. В. Дубровиной.-Н.Новгород, 1995.- 165 с.
  178. В.Ф. Психология самоопределения личности .Свердловск, 1986.- 144 с.
  179. В.Я. Умейте влавствовать собой.- Новосибирск.: Наука, 1991.- 237 с.
  180. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1955.-21 с.
  181. В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1991.-19 с.
  182. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия.- Л.: изд-во ЛГУ, 1990.- 360 с.
  183. Л. Цветовое значение и измерения восприятия цвета.- В кн.: Проблема цвета в психологии.- М., 1993.- с. 95−120.
  184. П.В. Эмоциональный мозг.- М.: Наука, 1981.-215 с.
  185. В.М. Формирование жизненных планов у детей в условиях резких социальных изменений // Психологический журнал.- 1995.- № 2.- с. 60−69.
  186. В.И. Жизненный путь человека: социальные и моральные проблемы.- Л., 1989.- 28 с.
  187. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии.- 1989.- № 2.- с. 27−35.
  188. Л.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера: методическое руководство.- М., 1990.-90с.
  189. Современная психология в капиталистических странах / под ред. Е. В. Шороховой.- М.: Изд-во АН СССР, 1963.- с. 142−143.
  190. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М.: изд-во МГУ, 1989.- 215 с.
  191. Н.Г. Психология трудного подростка.- Рига: Знание, 1980.- 24 с.
  192. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика.- Горький, 1975.- 118 с.
  193. Социальная сфера России: стат. сб. / Госкомстат России.- М., 1996.- 275 с.
  194. Социальные проблемы перехода от образования к труду / под ред. В. Н. Шубкина.- М., 1991.- 170 с.
  195. В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1983.284 с.
  196. В.В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях // Вопросы психологии .-1973.-№ 4.- с. 34−41.
  197. Е.П. Анализ исследования психологического времени в структуре самосознания детей в возрасте от 4 до 6 лет.-В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.- М., 1986.- с. 17−20.
  198. Т.М. Пространственно-временные измерения жизненного мира личности в онтогенетической плоскости.- В.кн.: Психология личности и время.- Черновцы, 1991.- т.1.- с. 17−19.
  199. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.- М.: Мысль, 1975.- 198 с.
  200. O.K. Психология мышления.- М.: изд-во МГУ, 1984.-270 с.
  201. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии.- 1984.- № з. с. 79−87.
  202. Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени.- В кн.: Активные методы в работе школьного психолога.- Киров, 1991.-с. 62−73.
  203. Н.Н. Время человеческого бытия.- М.: Наука, 1987.
  204. Е.С. Мотивационный анализ поведения личности во временной аспекте: дис. канд. психол. наук.- М., 1988.- 177 с.
  205. Г. В. Возрастная динамика прогнозирования учащимися результатов учебной деятельности: дис. канд. психол. наук.- Л., 1987.- 139 с.
  206. А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход: дис. канд.психол.наук.- М., 1996.-153с.
  207. И.М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям.- М.: изд-во МГУ, 1978.- 110 с.
  208. Д.И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания // Вопросы психологии.- 1984.- № 2.- с. 43−51.
  209. Д.И. Психология становления личности.- М., 1994.- 147 с.
  210. Формирование личности старшеклассника/ под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Педагогика, 1989.- 168 с.
  211. П. Приспособление человека к времени // Вопросы психологии.- 1961.- № 1.- с. 43−56.
  212. Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство.- М.: Стройиздат, 1973.- 117 с.
  213. Н.Е. Исследование особенностей целеполагания методом проекции // Психологический журнал.- 1995.- № 2.-с. 51−59.
  214. А.Г. Трудный путь к зрелости.- М.: Знание, 1975.- 64 с.
  215. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции.- М.: Знание, 1992.180 с.
  216. А. Г. Мастеров Б.М. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.- 288 с.
  217. И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977.- с.
  218. И.И. Проблема психических состояний и психология личности.- В кн.: Личность в системе общественных отношений.- М., 1983- ч. 1.- с. 85−87.
  219. Т.К. Оценка детьми вероятности событий в ходе поиска // Вопросы психологии.- 1975.- № 3.- с. 103−110.
  220. В. О нравственной устойчивочти личности и ее формированииу подростка.- М.: Знание, 1979.- 40с.
  221. В. О временном аспекте гармонического развития личности.- В кн.: Психолого- педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте.-М., 1980.- с. 60−67.
  222. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал.- 1995.- № 2.- с. 15−26.
  223. З.А. Особенности психологического времени у лиц с различными способами самоопределения : автореф. дис. канд. психол. наук.- К., 1990.- 19 с.
  224. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М.: Педагогика, 1981.- 96 с.
  225. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности.- М.: Наука, 1071.- 222 с.
  226. Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности.- В кн.: Психология личности и время.-Черновцы, 1991.-т.2.- с. 13−15.
  227. X., Петерманн X. О структурном анализе Я-концепции.- В кн.: Психологическое обеспечение трудовой деятельности, вып.12.- JL, 1987. с. 141−145.
  228. В. О некоторых современных социологических проблемах молодежи.- В кн.: Социальные аспекты начала трудовой деятельности молодежи.- М., 1985. с. 3−21.
  229. Д.Г. Восприятие времени.- М., 1962. 310 с.
  230. Д.Г. Восприятие времени и опережающее отражение // Вопросы психологии.- 1964. № 3 — с. 121- 129.
  231. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: пер. с англ.- М.: Авиценна, 1996.- 400 с.
  232. А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами.- В кн.: Социально-психологические исследования в психоневрологии .-JL, 1980.- с. 110−114.
  233. Н.М. Проблема времени в философии С.Кьеркегора // Вопросы философии.- 1980.- № 5.- с. 152−164.
  234. А.В. Самооценка волевых качеств в структуре ситуации выбора профессии.- В кн.: Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли.- Рязань, 1994.- с. 117−118.
  235. B.C. Выполнить себя.- М.: Знание, 1980.- 35 с.
  236. П.М. Психология чувств.- М., 1958.- с.
  237. П.М. Изучение чувств у детей и подростков.- М., 1961.- с. 84−94.
  238. П.М. Эмоциональная жизнь школьника.- М.: Просвещение, 1966.- 292 с.
  239. П.М. Чувства, их развитие и воспитание.- М.: Знание, 1976.- 64 с.
  240. П.И. Возрастные особенности переживания времени (подростковый и юношеский возраст): дисс. канд.психол.наук.-JI., 1989.- 149 с.
  241. В.Н. Научное предвидение.- Саратов, 1980.- 180 с.
  242. В.Н. Время в эволюции культуры.- Сарстов, 1989.- 152 с. 25!.Яценко А. И. Целеполагание и идеалы.- К.: Наукова Думка, 1977.- 276 с.
  243. О.Е. Переживание проблем будущего в юношеском возрасте.- В кн.: Проблемы активизации познавательнойдеятельности обучающихся / под ред. А. Я. Найна.- Челябинск, 1995.- с. 7−8.
  244. О.Е. Некоторые психологические аспекты деятельности детских объединений (на примере планирования будущего).- В кн.: Программы деятельности детских объединений: психолого-педагогический аспект.- Челябинск, 1996.- с. 47−50.
  245. О.Е. Особенности осознания первокурсниками их жизненных перспектив.- В кн.: Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей, сотрудников и аспирантов.- Челябинск, 1996.- с. 116−118.
  246. О.Е. Особенности эмоционального отношения к будущему у выпускников средней школы .- В.сб.: Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи / под ред. А. Я. Найна.- Челябинск: УралГАФК, 1998.- с. 31−33.
  247. Allport G.W. Personality and Social Encounter, 1960.
  248. Andersson B.E. Studies in Adolescent Behaviour, 1969.
  249. Ashbrook J. Brain, Culture and the Human Spirit, 1993.
  250. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development, 1979.
  251. Clausen J.A. Adolescent Competence and the Life Course // Social Psychology Quarterly.- No 1.- vol. 54.-1991.-p. 4−14.
  252. Deusinger I.M. Die Frankfurter Selbstkonzeptskalen (FSKN). Handanweisung.- Gottingen-Zurich, 1986.
  253. Eyman J.R. et al. The Problem of Adolescent Suicide Issues and Assessment // Advances in Psychological Assessment.- vol. 7.- 1986.-p. 165−201.
  254. Fraisse P. Cognition of Time in Human Activity. In: Cognition in Human Motivation and Learning, 1981.- p. 245−256.
  255. Franz S. Untersuchungen zum Selbstkonzept von Potsdamer Schulern im Zusammenhang mit ihrem Problemerleben. In: Untersuchungen zu Problemerleben und -bewaltigung Potsdamer Schuler, 1995.- s. 52−74.
  256. Hetherington E.M. An Overview of the Virginia Longitudinal Study of Divorce and Remarriage with a Focus on Early Adolescence // J. of Family Psychology.-No. l.-vol. 17.- 1993.-p. 39−56.
  257. Kirsch B. Uberblick uber das Forschungsprojekt «Problemerleben. bei Jugendlichen im Alter von 12−18 Jahren» In: Beitrage zum Kolloquium der Forschungsgruppe Psychologie am 23. Juni 1993, Potsdam, 1993.
  258. Lens W., Moreas M. Future Time Perspective: an individual and a societal approach. In: Psychology of Future Orientation, 1994.- p. 2338.
  259. Nuttin J. Future time Perspective and Motivation, 1985.
  260. Problemerleben und -belastung sowie -bewaltigung bei Jugendlichen Schulern in Alter von 12−18 Jahren: Beitrage zum Kolloquim der Forschungsgruppe Psychologie am 23. Juni 1993.-Potsdam, 1993.
  261. Pulkkinen L. Personal Control over Development, Identity Formation and Future Orientation as Components of Life Orientation // Developmental Psychology.- No 2.- vol. 30.- 1994.- p. 260−271.
  262. Randy M. Page Loneliness as a Risk Factor in Adolescent Hopelessness // J. of Research in Personality.- No 2.- vol. 25.- 1991.-p.189−195.
  263. Raynor J. Future Orientation and Achievement Motivation. In: Cognition in Human Motivation and Learning, 1981.- p. 199- 232.
  264. Readings in Adolescent Psychology: Contemporary Perspectives / ed. By T. Cottle, 1977.
  265. Regusch L. Studie zum Problemerleben Jugendlicher (Sankt Petersburg, 1993). In Untersuchungen zu Problemerleben unt -bewaltigung Potsdamer Schuler.- Potsdam, 1995.- s. 101−117.
  266. Thomae H. Future Time Perspective and the Problem of Cognition/Motivation Interaction. In: Cognition in Human Motivation and Learning, 1981.- p. 261−274.
  267. Zaleski Z. Towards a Psychology of the Personal Future. In: Psychology of Future Orientation, 1994.
  268. Проблемная анкета" Сейфже-Кренке
  269. Проблемные сферы Эта проблема касается меня
  270. В пол- скорее ни да едва сов ной да ни ли сем мере нет нет
  271. Проблемы, связанные со школой.
  272. Необходимость получать в школе возможно лучшие оценки вызываету меня страх 5 4 3 2 1
  273. Мне очень мешает то, что среди соучеников нет товарищества, атолько конкуренция 5 4 3 2 1
  274. Безразличное отношение ко мне соучеников и учителей подавляетменя 5 4 3 2 1
  275. Я не справляюсь с программнымучебным материалом в школе 5 4 3 2 1
  276. Я хотел бы, чтобы учителя больше проявляли интереса к моимпроблемам 5 4 3 2 1
  277. Я хотел бы уже теперь навсегдапокинуть дом 5 4 3 2 1
  278. Я боюсь, что различия моих мнений и мнений учителей приведут к плохим оценкам 5 4 3 2 1
  279. Мои трудности в учебе очень беспокоят меня
  280. Переключение на новые условия учебы в школе дается мне тяжело Ю. Смена школы создает для меня проблемы11 .Я могу лишь с трудом настроиться на необычные и высокие требования в новой школе
  281. Мне не достает моих старых школьных товарищей
  282. С дача новых экзаменов создает мне проблемы
  283. Среди моих новых товарищей по школе я чувствую себя не очень хорошо
  284. Меня беспокоят мысли о распределении моего времени
  285. Мне не достает моих старых учителей17.
  286. Проблемы, связанные с будущим. 18. Я боюсь, что не смогу получить образования, которое мне бы хотелось иметь.4 4
Заполнить форму текущей работой