Коррекционно-развивающая работа как средство формирования учебной мотивации младшего подростка
![Диссертация: Коррекционно-развивающая работа как средство формирования учебной мотивации младшего подростка](https://westud.ru/work/2821760/cover.png)
Диссертация
Зачастую уроки при таком типе обучения представляют собой длительные монологи учителя. От детей требуется лишь исполнительность, дисциплинированность, старательность, аккуратность, запоминание, что практически превращает их только в «объект обучения». В итоге у школьников оказывается несформированной самостоятельность, инициативность, желание учиться, как основа учебной мотивации. Это приводит… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретическое исследование психологического смысла проблемы формирования учебной мотивации и умственного развития младшего подростка в учебной деятельности
- 1. 1. Единство аффекта и интеллекта в структуре личности и особенности его проявления в младшем подростковом возрасте
- 1. 2. Учебная мотивация как фактор умственного развития младшего подростка
- 1. 3. Проблемы мышления и умственного развития младшего подростка
- 1. 4. Проблема диагностики мыслительной деятельности в современной психологии
- Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи умственного развития учащихся и учебной мотивации младшего подростка
- 2. 1. Описание методик исследования и результатов констатирующего этапа эксперимента
- 2. 2. Коррекционно-развивающая работа с младшими подростками
- 2. 3. Описание результатов, полученных при проверке эффективности проведенных коррекционно-развивающих мероприятий
- 2. 4. Статистический анализ достоверности различий в умственном развитии и мотивации младших подростков после проведения коррекционно-развивающих мероприятий
- Выводы
- Резюме
Список литературы
- Абдрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения //Вопросы психологии.- 1975.- № 5.
- Абраменко В.И. Психология характера школьников подросткового возраста.-Киев, 1974.
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании.- М., 1982.
- Авсеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М., 1976.
- Акимова М.К. и др. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении //Вопросы психологии.- 1984.- № 6.
- Акимова K.M., Козлова В. Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив //Вопросы психологии.- 1985.- № 5.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3−5 классов. Обнинск, 1993.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск, 1993.
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика.- Минск, 1964.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.- М., 1980.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М., 1977.
- Анастази А. Психологическое тестирование, — М., 1982.
- Андреев В. Психология решения проблемных ситуаций.- М., 1992.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя.- М., 1987.
- Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.
- Басов М.Я. Общие основы педологии.- М., Л., 1931.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков.- Бийск, 1993.
- Бехтерев В.М. Объективная психология.- М., 1991.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения.- М., 1964.
- Блонский П.П. Педология.- М., 1934.
- Богданова Т.Г. Целесообразие при различной мотивации.- М., 1965.
- Божович Л.И., Благонадежина Л. В. Вопросы психологии воспитания.- М., 1969.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, — М., 1968.
- Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М., 1972.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание.- М., 1979.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1979.- № 4.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Качественный анализ результатов тестирования (на примере ГИТа для младших школьников)//Детский практический психолог.- 1994.- № 2.
- Борисова Е.М., Логинова Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6−8 классов.- Обнинск, 1993.
- Борисова Е.М. Тенденции развития современной психодиагностики //Детский практический психолог.- 1994.- № 1.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка //Психологический журнал.- 1992.- № 4.
- Брунер Дж- Психология познания.- М., 1977.
- Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления.- М., 1968.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование.- М., 1979.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М., 1983.
- Бурлачук А.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989.
- Валлон А. От действия к мысли.- М., 1956.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М., 1967.
- Варданян Г. А. К вопросу о критерии оценки «Зоны ближайшего развития» ребенка // Научное творчество. Л. С. Выготского и современная психология.-М., 1981.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление.- М., 1987.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М., 1990.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхина.- М., 1984.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой.- М., 1967.
- Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта.- М., 1989.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.- М., 1982.- Т.2.
- Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч.- М., 1984.- Т.4.
- Вьш)тский Л. С. Педология подростка.- М., 1929.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Выготский JI.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- М.1935.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии.- 1969.- № 1.
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризации//Вопросы психологии.- 1966.-№ 6.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии.- М., 1966.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР.- Т.1.- М., 1959.
- Гербачевский В.Г. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-психологическими характеристиками эмоциональности и интеллекта.- Л., 1970.
- Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т.- М., 1992.
- Гозман Л.Л., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и к другим//Вестник МГУ.- 1952.- Вып. 14.- № 4.
- Голуб И.Б. и др. Занимательная стилистика: Книга для учащихся.- М., 1988.
- Горбачева Е.И. Критериально-ориентированное тестирование в диагностике умственного развития школьников//Вопросы психологии.- 1988.- № 2.
- Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии.- М., 1991.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации.- М., 1987.
- Гриффин П., Коул М. Диалог с будущим через сегодняшнюю деятельность // Познание и общение.- М., 1988.
- Гуревич K.M. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления //Психологический журнал.- 1994.- Т.15.- № 1.
- Гуревич K.M. Психологическая диагностика: проблемы и исследования.- М., 1981.
- Гуревич K.M. Современная психологическая диагностика: пути развития //Вопросы психологии.- 1982.- № 1.
- Гуревич K.M. Тесты интеллекта в психологии.//Вопросы психологии.- 1980.-№ 2.
- Гуревич K.M. и др. Статистическая норма или социально-психологический норматив. //Психологический журнал.- 1986.- Т.7.- № 3.
- Гуревич K.M., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы//Знание.- 1992.- № 1.
- Гуревич K.M. Что такое психологическая диагностика.- М., 1985.
- Давыдов В В. Виды обобщения в обучении.- М., 1979.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.- М., 1978.- 1982.
- Демиденко Л.П. Речевые ошибки.- Минск, 1986.
- Джеймс М., Джнгвард Д. Рожденные выигрывать: Теоретический анализ с гештальтупражнениями.- М., 1993.
- Джеймс У. Психология.- М., 1991.
- Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред.Л. А. Венгера, В. В. Холмовской.- М., 1978.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сборник научных трудов/Под ред.И. В. Дубровиной и др.- М., 1987.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопросы психологии, — 1972.- № 2.
- Дубровина И.В., Круглов B.C. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет.- М., 1988.
- Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника.- М., 1989.
- Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях.- Д., 1985.
- Захарова A.B. Структурно-динамическая модель самооценки//Вопросы психологии.- 1980.- № 1.87.3ейгарник Б. В. Теория личности К.Левина.- М., 1981.
- Изард К.Е. Эмоции человека.- М., 1980.
- Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика/Под ред.Ю. З. Гильбуха.- Киев, 1992.
- Имедзидзе И.В. Ситуативное развитие мотивации и установки. // Вопросы психологии.- 1989.- № 2.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М., 1981.
- Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования.-J1., 1981.
- Калмыкова З.И. Понимание школьниками учебного материала//Вопросы психологии.- 1986.- № 1.
- Когнитивная психология/Под ред. Б. ФЛомова и др.- М., 1986.
- Кон И. С. Открытие «Я».- М., 1978.
- Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989.
- Кон И. С. Психология старшеклассника.- М., 1982.ЮО.Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый.- М., 1992.
- Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования. -Красноярский ун-тет, 1994. Ю2.Краковский А. П. О подростках.- М., 1970.
- Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М., 1985. Ю4.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.- М., 1976. Ю5.Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов.-Вильнюс, 1981.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1969.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.- М.,
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.
- Леонтьев АН. Потребности, мотивы, эмоции.- М., 1972.
- Леонтьев АН. Проблемы развития психики.- М., 1972. ПбЛипкина А.И., Рыбак А. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности.- М., 1968.
- Липкина А.И. Самооценка школьника.- М., 1976.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М., 1986.
- Личко А.Е. и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике, — Л., 1983.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.
- Лук А. Н. Эмоции и личность.- М., 1982.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.- М., 1974.
- Магомед-Эминова М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы.-М., 1978.
- Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителей и формирование самооценки школьников//Вопросы психологии.- 1983.- № 5.
- Марищук В.А., Блудов Ю. М. Методики психодиагностики в спорте.- М., 1984.
- Маркова АК. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М., 1983.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка.- М., 1975.
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников//Вопросы психологии.- 1980.- № 5
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М., 1984.Ш.Матюхина М. В. Особенности мотивации учения младшихшкольников//Вопросы психологии.- 1985.- № 1.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М., 1972.
- Матюшкин А.М. Познавательная активность и проблемы развития мышления: Ежегодник (вып.2) и проблемы развития мышления. -Современные проблемы психологии мышления. М., 1995
- Мейли Р. Различные аспекты Я//Экспериментальная психология.- М., 1975.-Вып.5.
- Менчинская НА. Исследования по психологии учения и развития // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР.- 4.2. М., 1977.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека.- Пермь, 1971.
- Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся.- М., 1989.
- Мнацакян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников.- М., 1991.
- Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации //Вопросы психологии.-1976.- № 6.
- Мышление: процесс, деятельность, общение/Под ред. А. В. Брушлинского.-М., 1982.
- Мясищев В.Н. Доклады на совещаниях по психологии.- М., 1954.
- Немов Р.С. Психология: В 2 кн.- М., 1994.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления.- М., 1972.144.0бщая психология/ Под ред.А. В. Петровского.- М., 1986.
- Общение и речь: развитие речи и детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной.- М., 1985.146.0вчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1993.147.0даренные дети /Под ред.Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого.- М., 1991.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1995.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987. •
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить, — М., 1987.
- Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.- М., 1991.
- Петровский АВ. К пониманию личности в психологии //Вопросы психологии.- 1981.- № 2.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1994.
- Подвойский В.М. Развитие творческой мотивации студентов в учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов: Межвуз. сб. научн.трудов.- М., 1988.
- Пономарев Я.Н. Психология творческого мышления.- М., 1960.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Под ред, А А. Крылова.- М., 1990.
- Превращение слов: Книга для учащихся начальных классов.- М., 1991.
- Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и юношеском возрасте //Воспитание, обучение и психологическое развитие: Тезисы научн. психологов на 6 Всесоюзном съезде общества психологов СССР.- М., 1983.
- Прихожан А.М., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни.- М., 1990.
- Проблемы диагностики умственного развития учащегося /Под ред. З. И. Калмыковой.- М., 1975.
- Психодиагностика: проблемы и исследования /Под ред. К. М. Гуревича.- М., 1981.
- Психодиагностика: теория и практика /Под ред. Н. Ф. Талызиной.- М., 1986.
- Психологическая диагностика /Под ред. Е. М. Борисовой.- Бийск, 1993.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности /Под ред.О. К. Тихомирова.- М., 1979.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /Под ред.Н. А. Менчинской. М., 1971.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова и др.- М., 1983.
- Психология /Под редА.Г.Ковалева и др.- М., 1966.
- Психология: Словарь /Под ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, — М., 1990.
- Резниченко H.A. Особенности самооценки старшего школьника при овладении способами учебной работы //Вопросы психологии.- 1986.- № 3.
- Россолимс> Г. И. Психологические профили.- Спб., 1910.
- Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования.- М., 1958.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии.- М., 1946.
- Рувинский Л.И., Соловьева АЕ. Психология самовоспитания.- М., 1982.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М., 1990.
- Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков.- Обнинск, 1993.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М., 1972.
- Саймон Б. Английская школа и интеллектуальные тесты.- М., 1958.
- Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии.- 1982.- № 1.
- Сафин В.Ф. Самооценка и тревожность личности // Вопросы психологии.-1982.- № 1.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников.- М., 1956.
- Славская К.А. Мысль в действии.- М., 1968.
- Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития // Вопросы психологии.- 1982.- № 1.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / Под редА.П.Евгеньевой.- М., 1981−1984.
- Сочивко Д.В., Ичева И. Г. Психологическая структура интереса // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.- Вып.5.-Л., 1985.
- Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии.- 1987 № 4.
- Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодежи.-Владимир., 1970.
- Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983.
- Сыркин М.Ю. Критерии точности тестовых измерений // Измерение интеллекта.- Полтава, 1929.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.
- Телегина Э.Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся // Вопросы психологии познавательной деятельности. Сб. научн. трудов.- М., 1980.
- Тихомиров O.K. Психология мышления.- М., 1984.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека.- М., 1969.
- Успенский Б.А. По дорогам и тропам языка.- М., 1980.
- Феблес М. Теории мотивации в зарубежной и возрастной психологии.- М., 1977.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 1988.- № 6.
- Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка.- М., 1987.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.- М., 1994.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987.
- Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др.- М., 1982.
- Фридман J1.M., Волков К. Н. Психологическая наука-учителю.- М., 1985.
- Фридман JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М., 1991.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т.- М., 1986.
- Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.- М., 1981.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1990.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.- М., 1979.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М., 1988.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.- М., 1986.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения.- М., 1962.2Ю.Эббингауз Г. Основы психологии.- Т.1.- Вып. 1.- Спб, 1911.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 1989.212,Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического разития в детском возрасте // Вопросы психологии.- 1971.- № 4.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников.- М., 1974.
- Якиманская И.С. О некоторых путях диагностики развития пространственного мышления у школьников //Вопросы психологии.- 1971.-№ 3.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.
- Ярошевский М.Т. История психологии.- М., 1985.
- Abelson R.P. Psychological implication // Abelson R.P. et al (eds.). Theories of Cognitive consistency.-Chicago, 1968.
- Anokhin P.K. Cybernetics and the integrative activity of the brain // A handbook of contmporary soviet psychology.-N.Y., 1969.
- Bauman G., Roman M. Interaction Product Analysis in Group and Family Diagnosis // J.Proj. Tech.-1968.-V.32.-N 4.
- Bern E. What do say after You say Hello? N.Y., 1972.
- Dami C. Strategies cognitives dans les jeux competitifs a deux: These de doctorat. Texte polycopie.-Geneve, 1975.
- Fidler F.E. A theory of leadership effectiveness // Dynamic. Research and theory. -1976. N 4.
- Flavell J.H. Role-taking and communication skills in children // W. Hartup, N. Smorthergill (eds). The young child.-Washington, 1967.
- Fromm E. Escape from Freedom.-N.Y., 1971,
- Gordon W. Synectics. The Development of Creative. N.Y., 1961.
- Guilford J. Cognitive Styls: What are They? // Educational and Psychological Measurement.-1980.-V.40.-N 3.
- Guntrip H. Personality structure and human Interaction. N.Y., 1977.
- Hall D. Career Development in Organization. San-Francisco, 1986.
- Levin K., Lippit R. An experimental Approach to the study of Aotocracy and Democracy // Small Groups. 1966. — N 4.
- Lippit R., White K. An Experimental Study of Leadership and Group Life // Readings in Social Psychology. 1958. — N 4.
- Mead G.H. Mind self, society.-Chicago, 1934.
- Newman Denis u.a. The construction zone. Working for cognitive change in school.-Cambrige, 1989.
- Nielsen R. Le Developpet de la sociabilite chez l’enfant. Neuchatel, 1951.
- Sdorow L. Psychology.-Dubugue, Iowa, 1990.
- Willerman L. The Psychology of Individual and Group Differensis. San-Francisco, 1979.
- Young J. What is Creativity?// J. of creative Behavior, 1985. — V.19.-N2.