Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Приведенные показатели. 
Прикладная психология. 
Основы консультативной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще одним существенным недостатком исходных тестовых оценок является невозможность сопоставления результатов, полученных с помощью разных тестов. Материалом, дающим основание для заключений о результатах психологического тестирования, являются так называемые приведенные показатели. Преимущества приведенных показателей заключаются прежде всего в том, что они позволяют определить положение… Читать ещё >

Приведенные показатели. Прикладная психология. Основы консультативной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Еще одним существенным недостатком исходных тестовых оценок является невозможность сопоставления результатов, полученных с помощью разных тестов. Материалом, дающим основание для заключений о результатах психологического тестирования, являются так называемые приведенные показатели. Преимущества приведенных показателей заключаются прежде всего в том, что они позволяют определить положение индивидуальной оценки на оси нормального распределения. Более того, приведенные показатели обеспечивают экспериментатора мерой сравнения результатов деятельности отдельных индивидов. На практике используются три основные группы приведенных показателей: возрастные, перцентильные и стандартные.

Концепция умственного возраста, введенная в период реконструкции шкалы Вине—Симона в стэнфордской редакции, соотносит успешность выполнения тестовых задач с хронологическим возрастом испытуемого. Однако существенный недостаток понятия «умственный возраст» — его значительная изменчивость во времени. В этом заключается основная трудность интерпретации. Кроме того, как показала практика, нормировка базального возраста после 15 лет практически невозможна из-за большого разброса параметров. С течением времени на результатах тестовых испытаний начинают сказываться также различного рода неучитываемые дополнительные влияния. Основное употребление понятия «умственный возраст» и процедуры возрастного приведения относится к определению интеллектуального уровня.

Следующая группа приведенных показателей — перцентили (процент испытуемых, выполнивших определенную часть теста). Как правило, перцентили высчитывают при выполнении тестов способностей и достижений. Значительное преимущество перцентилей состоит в легкости вычислительных процедур и отсутствии затруднений при интерпретации получаемых результатов, что в известной мере обеспечивает их универсальность. Однако недостаток перцентилей — существенное неравенство единиц отсчета в случае, когда анализируют крайние точки распределения. При использовании перцентилей определяется только относительное положение индивидуальной оценки, но не величина различия между отдельными показателями.

Среди группы стандартных показателей различают линейные и нормализованные. Первые подразумевают обычную линейную трансформацию исходных показателей в показатели стандартного отклонения. Нормализованные показатели позволяют наиболее удовлетворительно получать приведенные показатели, когда исходные данные трансформируются с помощью таблиц в нормальное распределение. Единственным ограничением в употреблении нормализованных стандартных показателей и одновременно требованием к ним является необходимость выведения окончательных оценок на больших репрезентативных выборках.

Отклонения от нормы с высоким уровнем статистической значимости в этих случаях объясняются недостатками самого теста, а не индивидуальными особенностями ответов отдельного индивида.

Несколько слов о соотношении приведенных показателей. Как правило, при соблюдении двух условий — тщательности процедуры приведения показателей тестовых измерений и разумной их интерпретации — становится возможной (с помощью специальных шкал и таблиц) трансформация одного вида показателей в другой.

Понятие нормы включает в себя элементы специфичности. Дело в том, что норма тесно связана с контрольной выборкой, являющейся совокупностью конкретных лиц и показателей, извлекаемых из исходной популяции. Следовательно, норма не есть абсолютный и универсальный фактор, поэтому в отдельных случаях возможны и даже необходимы специализированные нормы. Речь идет о стандартизации тестов на узко заданных выборках, формирование которых преследует локальные цели. Тесты в этих случаях весьма специфичны и наиболее эффективны [Гуревич и др., 1986].

Подводя общий итог, подчеркнем, что практически любой вид психологической диагностики, психологического тестирования требует профессионального опыта. Он поможет психологу адекватно учесть, как пишет А. Г. Шмелев [1999], действие разнообразных факторов, которые снижают достоверность тестирования, и своевременно отказаться от «далекоидущих выводов». Приобретать такой опыт можно в процессе стажировки под руководством опытных специалистов. Подобная практика принята во всем мире. При наличии корпоративной культуры профессиональная методика должна распространяться только среди лиц, имеющих сертификаты на право ее самостоятельного использования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой