Факторы формирования личности
Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. Когнитивное направление… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Формирование личности с точки зрения основных направлений в психологии
- 2. Формирование личности с точки зрения современного подхода
- Заключение
- Список литературы
- Личность человека развивается на протяжении всей его жизни
- Личность и процесс ее формирования это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению
Однако, все определения личности и особенности процесса ее формирования можно свести к двум противоположным взглядам на ее развитие. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.
Очевидно, что эти две точки зрения на процесс формирования личности являются противоположными.
Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается и процесс ее становления протекает всю жизнь.
Таким образом, происходит фактическое признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетически, а являются результатом научения, то есть они формируются и развиваются.
Рассмотрение вопроса о формирования личности является крайне важным, все направления в психологии начинают разработку своей концепции именно с понятий личности и ее формирования.
Целью данного реферата является рассмотрение вопроса о факторах формирования личности.
Задачами являются:
1. Рассмотрение точек зрения на формирование личности и факторов, от которых оно зависит, в основных теориях личности.
2. Рассмотрение взгляда современной отечественной психологии на формирование личности и факторов, от которых оно зависит.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся .
Эти расхождения заключаются в понимании движущих сил развития, значения общества в развитии, в понимании закономерностей и этапов развития, в понимании роли различных кризисов развития и прочее.
Каждая теория личности по особенному рассматривает формирование и развитие личности, а также факторы, которые влияют на этот процесс.
Психоаналитическая теория личности, З. Фрэйд
Фрэйд говорит, что формирование личности является следствием того, что биологическая природа человека адаптируется к жизни в обществе, у человека происходит выработка защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей, которые являются согласованными со «Сверх-Я».
Психоаналитическая теория развития и формирования личности основана на двух предпосылках:
Генетическая предпосылка говорит о том, что переживания в раннем детстве играют критическую роль в формировании личности. Формирование основного фундамента личности происходит очень рано, до 5 лет.
Человек рождается с либидом, то есть сексуальной энергией, которое затем развивается проходя несколько психосексуальных стадий. Этими стадиями являются: оральная, анальная, фаллическая, генитальная и латентная.
Так как Фрэйд делал акцент на биологических факторах развития личности, все стадии развития являются тесно связанными с эрогенными зонами, в которых происходит выражение побуждений либидо.
Термин «психосексуальный» подчеркивает, что главный фактор формирования личности это сексуальный инстинкт.
Психосексуальное развитие это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в низменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.
Социальный опыт индивидуума, как правило, приносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Индивидуальная теория личности. А. Адлер
Индивидуальная теория Адлера основывается на том, что человек является единым, самосогласующимся и целостным.
Центральным фактором развития по Адлеру является стремление компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывалось в детстве.
Переживая неполноценность, они в течении всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.
Аналитическая теория личности. К.Юнг.
Формирование личности К. Юнг рассматривал как динамический и эволюционный процесс, который длится всю жизнь (в отличие от Фрэйда, придающему большое значение ранним годам жизни).
Юнг особо выделял движение по направлению самореализации с помощью уравновешивания различных элементов личности.
Теория черт
Теория черт основывается на том, что черты личности формируются прижизненно. Факторами формирования черт личности являются небиологические, они зарождаются, преобразовываются и стабилизируются.
Теория социального научения.
Теория социального научения говорит, что формирование личности зависит от определенных способов межличностного взаимодействия людей.
Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют процесс формирования личности как процесс становления «Я».
Эго теория личности. Э. Эриксон
Э.Эриксон подходил к рассмотрению вопроса о формировании личности с точки зрения эмпирического принципа, то есть существует генетическая предопределенность стадий развития.
Он выделял восемь жизненных психологических кризисов, которые неизбежно наступают у каждого человека.
1. Кризис доверия недоверия (на первом году жизни).
2. Автономия и противоположность сомнениям и стыду (около 2−3 лет).
3. проявление инициативности впротивовес чувству вины (от 3 до 6 лет)
4. Трудолюбие впротивовес комплексу неполноценности (7−12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12−18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя (между 30 и 60 годами).
Формирование личности Эриксон понимает как смену этапов, каждый из которых дает качественное преобразование личности.
Преобладающими факторами развития и формирования личности, с точки зрения Эриксона, являются социальные факторы.
Список литературы
- Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений: М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
- Хьелл Л., Зеглер Д., Теории личности СПб.: Питер, 2001. 608с.
- Райгородский Д.Я. Психология личности. Отечественная психология: Учебник для вузов. Издательство БАХРАХ-М, 2008. 544 с.
- Каменская У.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций: Издательство ФЕНИКС, 2008. 251 с.
- Факторы формирования личности: [Электронный ресурс]. (http://www.psy-files.ru/bibl/referat/376-faktory-formirovanija-lichnosti.html) Проверено 31.10.2008