Формирование гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения
Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования гармоничных отношений в малой группе
- 1. 1. Психологические основы межличностных отношения в группе
- 1. 2. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений
- 1. 3. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента
- Глава 2. Экспериментальное исследование формирования гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения
- 2. 1. Процедура исследования
- 2. 2. Методы и методики исследования
- 2. 3. Анализ полученных результатов
- 2. 4. Рекомендации по формированию гармоничных межличностных отношений в студенческой группе
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 4
Актуальность. Являясь одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста, образование подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие гармонично развитой личности. В процессе образования происходит формирование жизненной позиции человека, осуществляется ее самореализация, самоуважении и самоутверждение. Особую остроту данная проблема имеет в средне-специальных учебных заведениях РФ, в которых на сегодняшний день готовится более 62% специалистов для всех отраслей народного хозяйства РФ. Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп «по принадлежности к ним», либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как «проводника» знаний и как личностно формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук. Однако по результатам исследований 2 значительная часть учащихся ВУЗов РФ испытывает трудности обучения в группе. Низкий уровень адаптации к групповому взаимодействию, отсутствие социльного опыта коммуникативного общения являются тревожными сигналами для управления российского образования. Сложившаяся в настоящее время практика, при которой будущие специалисты, включенные в малую социальную студенческую группу для эффективного взаимодействия в ней используют практически один метод — самоорганизацию. Такой подход привел к недооценке значимости научно обоснованной, плановой работы органов государственного и административного управления средне-специальных учебных заведений РФ.
Объект исследования — студенческая группа среднего специального учебного заведения как социально-психологическая среда.
Предмет исследования формирование гармоничных межличностных отношений студенческой учебной группы.
Цель работы — проанализировать состояние межличностных отношений в студенческой группе, разработать рекомендации по формированию гармоничного межличностного взаимодействия в студенческой группе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих основных задач:
1) теоретически обосновать психологические основы межличностных отношений в группе;
2) охарактеризовать особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений;
3) рассмотреть влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента;
4) провести экспериментальное исследование формирования гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения;
5) составить рекомендации по формированию гармоничных межличностных отношений в студенческой группе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные положения ряда таких отечественных ученых, как Г. М. Андреева, О. В. Андрианова, С. А. Белановский, Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, И. П. Волков, Л. Н. Дичковская, В.П. Кази-миренко, Г. А. Козуб, В. Н. Князев, О. Я. Коломинская и др., работы которых связанны с исследованием проблем социологии малой группы, психологии групповых процессов.
База исследования: студенты Московского политехнического колледжа заочного отделения. Группа ФЛ-12 состоит из 27 человек, из которых 23 студента — женского пола; 5-мужского. Возраст студентов колеблется от 18 до 21 лет.
Работа имеет структуру: введение, две главы, заключение, приложение, список литературы составляет 32 наименований.
Во введении рассматривалась сущность проблемы, ее актуальность, выдвигалась гипотеза, ставились цель и задачи исследования, определялись основные пути ее решения.
В первой главе рассматривались теоретические основы проблемы. Во второй главе изучалось формирование гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения.
В заключении подводились основные итоги работы.
Список литературы
- Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. М.: Педагогика, 1982.-230с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.-М.: Аспект Пресс, 2001.-378 с.
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.-М., 1998.-298с.
- Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить.-М., 1997.-256 с.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Выща школа, 1978.-300с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь- справочник по психодиагностике-СПб.: Издательство «Питер», 2000.-528 с.: (Серия «Мастера психологии»).
- Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). Киев, 1989. -145с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для институтов/Под ред. М.В. гамезо и др.-М., 1984.-256с.
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. Пособие для студ. Пед-вузов.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-96с.
- Кабанов М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.- 127с.
- Краевский В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности//Дидактика средней школы.-М.: Педагогика, 1982. 222 с.
- Козлов Н.И. Формула личности_СПб.: Издательство «Питер», 2000.-368 с.: (Серия"Мастера психологии").
- Машбиц Е.И. Психологический анализ учебной задачи// Сов. Педагогика.1973.№ 2, с. 25−29.
- Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности (ТАТ). Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). Киев, 1989.-189с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988 -220с.
- Основы психологии. Практикуи/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-576 с.
- Психологический журнал. Т. 14, № 5, 1993. С. 90−98 .
- Проективная психология/ Пер. с англ.-М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-528 с.(Серия «Мир психологии»)
- Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других.-М.: АСТ-Пресс, 2001.-376 с.: ил.(«Педагогика, психология, медицина»).
- Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева.-М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.-640с.илл.
- Словарь практического психолога/Сост. С. Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1998.-800 с.
- Райгородский Д.Я.(редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.-672 с.
- Роршах Г. Психодиагностика. / Пер. с нем. В. Ф. Кох, Тбилиси, 1972.-90 с.
- Романова Е.С., Потемкина О. Р. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1982- 256 с., илл.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-66с.
- социальная психология: Учебное пособие для вузов/Сост.: Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева.- Новосибирск: Сибирское соглашение; м.: ИНФРА-М, 2001.-408 с.
- Справочник по проективным методикам / Под ред. Бернарда И. Марштейна. Лондон: «Нью-Йорк», 1965.-255с
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-544с.
- Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-448 с.
- Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. статей. М.: Просвещение, 1989.-123с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.-70с.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978