Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования гармоничных отношений в малой группе
    • 1. 1. Психологические основы межличностных отношения в группе
    • 1. 2. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений
    • 1. 3. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента
  • Глава 2. Экспериментальное исследование формирования гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения
    • 2. 1. Процедура исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Анализ полученных результатов
    • 2. 4. Рекомендации по формированию гармоничных межличностных отношений в студенческой группе
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение 4

Актуальность. Являясь одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста, образование подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие гармонично развитой личности. В процессе образования происходит формирование жизненной позиции человека, осуществляется ее самореализация, самоуважении и самоутверждение. Особую остроту данная проблема имеет в средне-специальных учебных заведениях РФ, в которых на сегодняшний день готовится более 62% специалистов для всех отраслей народного хозяйства РФ. Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп «по принадлежности к ним», либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как «проводника» знаний и как личностно формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук. Однако по результатам исследований 2 значительная часть учащихся ВУЗов РФ испытывает трудности обучения в группе. Низкий уровень адаптации к групповому взаимодействию, отсутствие социльного опыта коммуникативного общения являются тревожными сигналами для управления российского образования. Сложившаяся в настоящее время практика, при которой будущие специалисты, включенные в малую социальную студенческую группу для эффективного взаимодействия в ней используют практически один метод — самоорганизацию. Такой подход привел к недооценке значимости научно обоснованной, плановой работы органов государственного и административного управления средне-специальных учебных заведений РФ.

Объект исследования — студенческая группа среднего специального учебного заведения как социально-психологическая среда.

Предмет исследования формирование гармоничных межличностных отношений студенческой учебной группы.

Цель работы — проанализировать состояние межличностных отношений в студенческой группе, разработать рекомендации по формированию гармоничного межличностного взаимодействия в студенческой группе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих основных задач:

1) теоретически обосновать психологические основы межличностных отношений в группе;

2) охарактеризовать особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений;

3) рассмотреть влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента;

4) провести экспериментальное исследование формирования гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения;

5) составить рекомендации по формированию гармоничных межличностных отношений в студенческой группе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные положения ряда таких отечественных ученых, как Г. М. Андреева, О. В. Андрианова, С. А. Белановский, Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, И. П. Волков, Л. Н. Дичковская, В.П. Кази-миренко, Г. А. Козуб, В. Н. Князев, О. Я. Коломинская и др., работы которых связанны с исследованием проблем социологии малой группы, психологии групповых процессов.

База исследования: студенты Московского политехнического колледжа заочного отделения. Группа ФЛ-12 состоит из 27 человек, из которых 23 студента — женского пола; 5-мужского. Возраст студентов колеблется от 18 до 21 лет.

Работа имеет структуру: введение, две главы, заключение, приложение, список литературы составляет 32 наименований.

Во введении рассматривалась сущность проблемы, ее актуальность, выдвигалась гипотеза, ставились цель и задачи исследования, определялись основные пути ее решения.

В первой главе рассматривались теоретические основы проблемы. Во второй главе изучалось формирование гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения.

В заключении подводились основные итоги работы.

Формирование гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования гармоничных отношений в малой группе

1.1. Психологические основы межличностных отношения в группе

Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология».

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В монографии Н. Н. Обозова (1979) [15] обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблеме межличностных отношений уделяется мало внимания. За рубежом эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии. Наиболее интересным совместным исследованием Т. Хустона и Г. Левингера является «Межличностная привлекательность и межличностные отношения» (Huston, Levinger, 1978), не потерявшее значения и в настоящее время [12].

Понятие «межличностные отношения»

Межперсональные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г. М, Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия (Андреева, 1999) [2].

Общественные отношения это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.

Межличностные отношения это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Интерперсональные отношения включают три элемента когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный) [26].

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.» (Обозов, 1979) [25, с. 5].

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Конвенциональные проявления эмоций и чувств в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в межличностные контакты, могут, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения) [14].

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Психологическое тестирование. Т.II. М.: Педагогика, 1982.-230с.
  2. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.-М.: Аспект Пресс, 2001.-378 с.
  3. .Ц. Методика преподавания психологии.-М., 1998.-298с.
  4. .Ц. Психология: как ее изучить и усвоить.-М., 1997.-256 с.
  5. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Выща школа, 1978.-300с.
  6. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь- справочник по психодиагностике-СПб.: Издательство «Питер», 2000.-528 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  7. Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). Киев, 1989. -145с.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для институтов/Под ред. М.В. гамезо и др.-М., 1984.-256с.
  9. .А. Основы общей дидактики. Учеб. Пособие для студ. Пед-вузов.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-96с.
  10. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.- 127с.
  11. В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности//Дидактика средней школы.-М.: Педагогика, 1982. 222 с.
  12. Н.И. Формула личности_СПб.: Издательство «Питер», 2000.-368 с.: (Серия"Мастера психологии").
  13. Е.И. Психологический анализ учебной задачи// Сов. Педагогика.1973.№ 2, с. 25−29.
  14. В.Г. Методы исследования характера личности (ТАТ). Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). Киев, 1989.-189с.
  15. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988 -220с.
  16. Основы психологии. Практикуи/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-576 с.
  17. Психологический журнал. Т. 14, № 5, 1993. С. 90−98 .
  18. Проективная психология/ Пер. с англ.-М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-528 с.(Серия «Мир психологии»)
  19. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других.-М.: АСТ-Пресс, 2001.-376 с.: ил.(«Педагогика, психология, медицина»).
  20. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева.-М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.-640с.илл.
  21. Словарь практического психолога/Сост. С. Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1998.-800 с.
  22. Райгородский Д.Я.(редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.-672 с.
  23. Г. Психодиагностика. / Пер. с нем. В. Ф. Кох, Тбилиси, 1972.-90 с.
  24. Е.С., Потемкина О. Р. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1982- 256 с., илл.
  25. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-66с.
  26. социальная психология: Учебное пособие для вузов/Сост.: Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева.- Новосибирск: Сибирское соглашение; м.: ИНФРА-М, 2001.-408 с.
  27. Справочник по проективным методикам / Под ред. Бернарда И. Марштейна. Лондон: «Нью-Йорк», 1965.-255с
  28. Л.Д. Педагогическая психология.Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-544с.
  29. Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-448 с.
  30. З. Психология бессознательного: Сб. статей. М.: Просвещение, 1989.-123с.
  31. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.-70с.
  32. Й. Диагностика психического развития. Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978
Заполнить форму текущей работой