Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностный опросник Г. Шмишека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипертимический тип. Приподнятое настроение даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого сочетается с гиперактивностью, жаждой деятельности. Характерны общительность и повышенная словоохотливость. Люди смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности они часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности… Читать ещё >

Личностный опросник Г. Шмишека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опросник Г. Шмишека предназначен для диагностики акцентуаций личности.

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор Неврологической клиники Берлинского университета К. Леонгард. Им была разработана и описана классификация типов акцентуации личности. Согласно представлениям Леонгарда, все черты личности могут быть разделены на основные, определяющие ее развитие и адаптацию, и дополнительные. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Леонгард называл личности, у которых основные черты ярко выражены, акцентуированными. В то же время акцентуация определяется как дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, обусловливающие повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющие ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий при той или иной акцентуации очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

В работах Леонгарда используется как понятие «акцентуированная личность», так и понятие «акцентуированные черты характера», причем главным остается все-таки первое. Сама классификация Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Он полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь. Скорее всего, справедливо использовать оба понятия — «акцентуированная личность» и «акцентуация характера».

В работах Леонгарда подчеркивалось, что акцентуированная лич-. ность не есть патологическая личность. В противном случае нормой следовало бы считать только посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию [Леонгард, 19 811. Акцентуированным личностям присуща готовность к особенному развитию в области достижений как социально положительных, так и социально отрицательных. Таким образом, с определенностью можно утверждать, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов — таких, как социокультурные особенности среды, половые и возрастные различия и т. д. По данным Леонгарда и его сотрудников, доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет приблизительно 50%.

Представляемый опросник был разработан Шмишеком на основе концепции «акцентуированной личности» Леонгарда и впервые опубликован в 1970 г. С помощью данной методики определяются 10 типов акцентуаций личности по классификации Леонгарда.

Гипертимический тип. Приподнятое настроение даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого сочетается с гиперактивностью, жаждой деятельности. Характерны общительность и повышенная словоохотливость. Люди смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности они часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности. На них отрицательно влияет отсутствие интересной деятельности. Тогда они что-то ищут, выражают недовольство собой и окружающими.

Застревающий тип. Отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют людей такого типа как злопамятных и мстительных. Тому есть основания: переживание аффекта часто сочетается у них с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость таких людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми.

Эмотивный тип. Высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций, мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной ее особенностью является повышенная слезливость («глаза на мокром месте»).

Педантичный тип. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность; любое предстоящее дело долго и тщательно обдумывается. Очевидно, за внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Люди редко меняют место работы, лишь в самых крайних случаях и с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту.

Тревожный тип. Повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Люди такого типа отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических состояний нередки и систематичны. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип. Потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре проявляются в тщеславном, часто нарочитом поведении, например самовосхвалении, восприятии и преподнесении себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип. Выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления собственных поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

Дистимический тип. Антипод гипертимического типа. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, тем более гиперактивность, им совершенно не свойственна.

Экзальтированный тип. Бурная, экзальтированная реакция на происходящее, легкие переходы от восторга к отчаянию. Людей такого типа отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Описание теста

Опросник состоит из 88 вопросов и предполагает два варианта ответа: «да» и «нет».

Для проведения тестирования требуются сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников начиная с 14 лет.

Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена при необходимости ее приспособления к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. Применительно к подросткам желательно подкрепить ее 1—2 примерами.

Валидность и надежность опросника Шмишека нуждаются в дополнительном изучении. В отечественной практике имеются данные об использовании методики в школьной психологии [Реан, Коломинский, 1999] и в клинико-психологических исследованиях [Блейхер, Крук, 1986].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой