Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности работы практического психолога с педагогически запущеными детьми

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельные категории педагогически запущенных детей в различные периоды времени изучались как отечественными, так и зарубежными учеными. Для нашей работы наиболее существенное значение имеют исследования: неблагополучных семей (М.И.Буянов, И. А. Невский и др.), социальной и педагогической запущенности, которая приводит в дальнейшем к таким последствиям, как правонарушения, алкоголизация… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ педагогической запущенности как объекта изучения в психологии
    • 1. 1. Понятие и параметры педагогической запущенности
    • 1. 2. Причины и условия развития педагогической запущенности. Виды (степень) педагогической запущенности
    • 1. 3. Самосознание педагогически запущенного ребенка
  • Глава 2. Анализ работы практикующего психолога с педагогически запущенными детьми
    • 2. 1. Организация коррекционной работы
    • 2. 2. Психологическая коррекция запущенного ребенка
  • Глава 3. Исследование деятельности практического психолога с педагогически запущенными детьми на базе МОУ СШ №
    • 3. 1. Методы и методики исследования деятельности практического психолога с педагогически запущенными детьми
    • 3. 2. Анализ полученных с помощью выбранных методик данных
    • 3. 3. Программы работы практического психолога
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Особенности работы практического психолога с педагогически запущеными детьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего исследования. Как показывают статистические данные[49, 142], результаты различных исследований[10, 17], изучение массового психолого-педагогического опыта[47, 84], в настоящее время психологу приходиться работать с достаточно большим числом педагогически запущенных детей (социальными сиротами, инвалидами, мигрантами, безнадзорными, имеющими опыт саморазрушительного поведения, с социальной депривацией и школьной дезадаптацией и т. п.); и массив детей с от-клонениями в развитии и поведении все увеличивается. Это вызывает у психологов, работающих с такими детьми, соответствующие сложности в организации практической деятельности.

Сложившиеся обстоятельства актуализировали проблему поиска новых концепций профессиональной деятельности психолога в обществе вообще, и во взаимодействии с семьей и детьми, в частности, требуя внесения корректив в профессиональную работу с педагогически запущенными детьми.

Работа педагогически запущенными детьми существенно осложняется явной недостаточностью соответствующих теоретических разработок и методических рекомендаций, а также отсутствием научно обоснованной системы подготовки психологов к практической деятельности по данному направлению.

Отдельные категории педагогически запущенных детей в различные периоды времени изучались как отечественными, так и зарубежными учеными. Для нашей работы наиболее существенное значение имеют исследования: неблагополучных семей (М.И.Буянов[2], И.А.Невский[21, 22, 23] и др.), социальной и педагогической запущенности, которая приводит в дальнейшем к таким последствиям, как правонарушения, алкоголизация, антисоциальное поведение детей (И.А.Невский[21, 22, 23]и др.).

В названных работах дается всесторонняя и глубокая характеристика трудных детей. Благодаря усилиям значительной группы ученых накоплен большой материал, характеризующий условия жизни и воспитания педагогически запущенных детей, выделен широкий круг причин и обстоятельств, обусловливающих их возникновение, разработан определенный арсенал средств, направленных па преодоление педагогической запущенности. Все это создает предпосылки для дальнейшего углубленного изучения данной проблемы.

Вместе с тем внимательный анализ имеющихся работ показывает, что все многообразие различных аспектов педагогической запущенности детей недостаточно сведено к единому «центру». Интересы практики настоятельно требуют вскрыть общую основу ошибок воспитания, их внутреннюю логику и с этой позиции описать как характер педагогической запущенности, так и пути ее предупреждения и преодоления. Т.о., несмотря на значительный рост числа исследований в области подготовки психологов к работе с педагогически запущенными детьми, за последнее время предметом отдельного исследования эта тема не являлась. Это порождает противоречие между уровнем профессиональных требований предъявляемых к практическим психологам, с одной стороны, а с другой, — неразработанностью особенностей работы с педагогически запущенными детьми.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенностей работы с педагогически запущенными детьми?

Объектом нашего исследования является процесс работы с педагогически запущенными детьми.

Предмет исследования — педагогические особенности профессиональной работы практикующего психолога с педагогически запущенными детьми.

Цель нашего исследования — исследовать особенности работы практического психолога с педагогически запущенными детьми.

Гипотеза исследования — методики и технологии социального педагога по работе с педагогически запущенными детьми определяются степенью педагогической запущенности, что требует комплексного исследоания особенностей личности педагогического ребенка с целью опредления основных направений коррекционнной работы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью в исследовании решались следующие задачи:

1) выяснение сущности педагогической запущенности;

2) определение характерных ошибок, проистекающих при работе практического психолога с педагогически запущенными детьми;

3) выработка рекомендаций по коррекции ошибок в работе практического психолога с педагогически запущенными детьми.

Методологической и теоретической базой исследования является: целостный подход к изучению психологических явлений и процессов, личностно-деятельностный подход, реализующий принцип единства сознания и деятельности, психолого-педагогические исследования в области работы педагогов и психологов с педагогически запущенными детьми.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга: теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ; изучение и обобщение эффективного психолого-педагогического опыта, наблюдения.

Научная новизна состоит в следующем: дана сущностная характеристика педагогически запущенных детей; изучена система работы практического психолога с педагогически запущенными детьми.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем. В ходе теоретического анализа проблемы выявлены и педагогически обоснованы сущностные и структурно-содержательные характеристики основных понятий исследования"; обоснована система работы практического психолога с педагогически запущенными детьми.

Практическая значимость проведенного исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе практикующих психологов, а также при чтении спецкурсов для подготовки специалистов соответствующего профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология подростков и подростков. — СПб. «Издательство Михайлова В.А.», 1998 — 115 с.
  2. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. — М., Просвещение, 1988 — 327 с.
  3. Д. Радости родительских забот. — М. «Прогресс», 1993 — 320 с.
  4. А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб. «Речь»., 2001 — 216 с.
  5. В. Психология эмоций. — СПб. «Питер», 2004 — 275 с.
  6. , А.А. Диагностика школьной дезадаптации/ А. А. Годунов — М., 1994 — 45 с.
  7. П.С. Психология и педагогика. — М. «Проект», 2004 — 113 с.
  8. Н.Н. Рабочая книга практического психолога. — Ростов-на-Дону. «Феникс», 2004 — 452 с.
  9. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. — М. «Просвещение», 1993 — 96 с.
  10. , Н.В. Педагогическая концепция работы с дезадапти-рованными детьми // Психолого-педагогические технологии коррекционной работы в специальных образовательных учреждениях: сб. материалов регион. науч.- практ. конф. / Владимир. гос. гуманитарный ун-т. — Владимир, 2010 — 56−58 с.
  11. В.В. Психология детства. — Екатеринбург. «Истоки», 1995 — 276 с.
  12. К. Эмоции человека. — М. МГУ, 1990−84 с.
  13. З.Н. Книга для начинающего вожатого. — М., 2003 — 328 с.
  14. Н.В. Психолог и семья. — М. «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001 — 274 с.
  15. С.В. Психология современной семьи. — М. «Просвещение», 1988 — 312 с.
  16. Комплексное сопровождение подростков дошкольного возраста / Под ред. Шипицыной Л. М. — СПб. «Речь», 2003 — 116 с.
  17. Г. Психология развития. — М. 2000 г.
  18. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. «Владос», 1992 — 312 с.
  19. .Е., Гречаный С. В. Особенности нарушений предречевого развития в условиях полной материнской депривации. / Тезисы научно-практической конференции 28 октября 1997 г./ - СПб. 1997 — с.47−54
  20. Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия./ Вопросы психологии. 2000 г. № 2. — с.67−69
  21. И.А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе. — М., 1997 — 184 с.
  22. И.А. Трудный успех: (Без «трудных» работать можно). Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1981 — 117 с.
  23. И.А. Учителю об отклонениях в поведении. — М., 1993 — 115 с.
  24. Р.С. Психология. — М. «Владос», 2003 — 66 с.
  25. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М. «Тривола», 1996 — 312 с.
  26. , Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р. В. Овчарова — Архангельск, 1995 — 56 с.
  27. , Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р. В. Овчарова — М., 1996 — 412 с.
  28. Р.В. Профилактика педагогической запущенности подростков//Педагогика. — 1992. — № 5−6 — с.47−49
  29. А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. — М. «Логос», 1995 — 408с.
  30. Педагогическая психология / под ред. Клюевой Н. В. — М. «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003 512 с.
  31. Полные и неполные семьи и их влияние на формирование личности / Теория и практика образования: история и современность.- Вып. 3. — Липецк, 1999 — 517 с.
  32. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников: Сб. науч. тр. Ред. кол Д. И. Фельдштейна (отв. с ред. и др.). — М., 1990 — 423 с.
  33. Психологические тесты / Под ред. Карелина А. А, в 2 томах. — М. «Владос», 2002 — 146 с.
  34. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М. Педагогика-пресс, 1997 — 287 с.
  35. Раннее обучение и развитие подростка / Автор-составитель В. В. Кантан — СПб. «Лань», 2000 — 158 с.
  36. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся (Психолого-педагогический аспект)/ под ред. В. А. Татенко. — Киев, 1989 — 45 с.
  37. Й., Поппер П. Секреты личности. — М. «Педагогика», 1983 — 265 с.
  38. , Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л. А. Ретуш Л.А. — С-Пб., 2001 — 212 с.
  39. С.Л. Основы общей психологии. — СПб. «Питер», 2002 — 453 с.
  40. Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп/ под ред. А. С. Белкина. — Свердловск, 1979 — 312 с.
  41. , В.Г. Психология трудных школьников/ В. Г. Степанов — М., 1998 — 408 с.
  42. М.Ю. Совместное познавательное общение родителей с подростками как средство коррекции поведенческых нарушений дошкольников. /Вопросы психологии. 2000 г. № 4 — с.96−102
  43. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т./ Сост. О. С. Богданова, В. З. Смапь. -М., 1979 — 347 с.
  44. Тесты для маленьких умников и умниц. /Автор составитель Мазепина Т. Б. — Ростов-на-Дону. «Феникс», 2005 — 118 с.
  45. Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. — М., Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995 — 217 с.
  46. Т.А. Осложненное поведение подростков. — М., 2006 — 265 с.
  47. О.А. Модели оказания консультационной психолого-педагогической помощи школьникам // Школьное образование в сельской общине США. Сборник научных трудов. — Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2005 — 478 с.
  48. И.Г. О готовности психологов к работе с семьями и пе-дагогически запущенными детьми // Высшее образование в России. — № 2. — 2009 — с.78−79
  49. И.Г. Специфика работы психолога с семьями «группы риска» // Проблемы педагогического образования: сб. научных статей.- Выпуск 31.- М.: МПГУ-МОСПИ, 2008 — 313 с.
  50. П. А. Педагогическая запущенность. — М.: Смарт, 2010 — 563 с.
Заполнить форму текущей работой