Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование влияния общения на эмоциональную сферу проводилось среди студентов 2 и 3 курса, что дало возможность выяснить воздействие различных сторон общения на эмоциональную сферу личности. Так оказалось, что коммуникативная сторона общения формирует такие эмоции как отвращение, испуг, радость, любопытство, удивление, страдание, а интерактивная сторона влияет на формирование эмоций испуга… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности
    • 1. 1. Современное состояние проблемы эмоций и чувств в отечественной психологии
    • 1. 2. Физиологические механизмы эмоций
    • 1. 3. Онтогенез эмоциональной сферы личности
  • Глава II. Взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности
    • 2. 1. Общение как фактор развития эмоциональной сферы
    • 2. 2. Влияние различных сторон общения на эмоциональную сферу
  • Глава III. Экспериментальное исследование взаимосвязи общения и эмоциональной сферы
    • 3. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 3. 2. Экспериментальное исследование влияния общения на развитие эмоциональной сферы личности

Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

определяется тем, что долгое время проблемой общения занимались социальные психологи, такие как Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев, рассматривая общение как взаимодействие между людьми. Они правильно подчеркивали, что важнейшей чертой межличностных отношений в отличий от общественных, является эмоциональная основа, включающая в себя все виды эмоциональных проявлений. Все эти проявления в социальной психологии сводят к двум большим группам чувств: конъюнктивным (сближающим людей) и дезъюнктивным (разъединяющим людей).

В этой связи возникает необходимость изучить общие закономерности взаимосвязи общения и эмоционально-чувственной сферы. Тем более, что одни ученые (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев) говорят о том, что общение — база для развития эмоциональной сферы, другие же (И.А.Васильев, А.А.Брудный) считают, что эмоциональная сфера является предпосылкой общения.

Следует отметить, что эмоции и чувства изучаются и на физиологическом уровне такими исследователями как П. В. Симонов, Д. Галин, Р. Орнштейн, B.JI. Деглин. Для нашего исследования весьма значимой является информационная теория эмоций П. В. Симонова: «Эмоция есть отражение мозгом человека или животного какой-либо актуальной потребности, ее качества, величины и возможности удовлетворения в данный момент, где вероятность удовлетворения основана на врожденном и ранее приобретенном опыте». (Симонов П.В., 1987, с.233).

В исследовании мы опираемся на отечественную и зарубежную научную литературу по проблемам общения и развития эмоциональной сферы личности. Так, немаловажное значение в этом направлении имеют работы А. А. Бодалева, Г. М. Андреевой, А. А. Леонтьева, JI.C. Выготского, К. Изарда, Ж. Пиаже и др. Безусловно, значение этих исследований велико, особенно в разработке общетеоретических аспектов проблемы развития эмоционально-чувственной сферы личности и коммуникативного процесса. Однако в настоящее время мало изученным остается вопрос о развитии эмоциональной сферы личности в процессе общения. Поэтому основное внимание в нашей работе сосредоточено на исследовании взаимосвязи общения и эмоционально-чувственной сферы личности.

Цель исследования состоит в изучении основных закономерностей влияния общения на развитие эмоциональной сферы личности, экспериментальным путем выявить механизмы этого влияния.

Объектом исследования является развитие эмоциональной сферы студентов в процессе общения.

Предметом исследования является общение как фактор развития эмоциональной сферы.

Теоретический анализ литературных источников таких авторов как Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев, К. Изард, В. К. Вилюнас и др. и результаты поискового исследования позволили сформулировать гипотезу, имеющую следующие допущения:

1. Эмоциональная сфера личности формируется под влиянием комфортности общения.

2. Переживание результатов общения способствует изменению личностных эмоциональных особенностей.

3. В свою очередь эмоциональная сфера личности совместно с интеллектуальным потенциалом является предпосылкой к общению.

4. Общение способствует трансформации эмоций.

Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить психологическую сущность эмоциональной сферы личности, выявить состояние проблемы развития эмоций и чувств в отечественной психологии.

2. Изучить физиологическую основу эмоций.

3. Выявить изменение эмоциональной сферы личности в процессе общения.

4. Исследовать влияние различных форм общения на эмоциональную сферу.

5. Провести экспериментальное исследование взаимосвязи общения и эмоциональной сферы личности.

Методологической основой исследования являются ведущие принципы психологии — принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, концепция деятельностной природы общения.

В исследовании используется комплекс различных методов: теоретический анализ литературных источников, естественный и лабораторный эксперимент, тестовая и психофизиологическая диагностика, анкетирование, корреляционный анализ.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

1. Выявлены изменения эмоциональной сферы в процессе общения.

2. Проведено исследование общения как фактора развития эмоционально-чувственной сферы.

3. Определены психологические механизмы влияния различных сторон общения на эмоциональную сферу личности.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов нашего исследования в работе педагогов, школьных психологов, а также для изучения эмоциональной сферы личности, ее динамики и коррекции.

Теоретическое значение заключается в том, что в ходе нашего исследования получены и обоснованы данные о развитии эмоционально-чувственной сферы личности в процессе общения.

Положения выносимые на защиту.

1. Развитие эмоциональной сферы личности происходит в процессе общения и определяется уровнем общительности, при этом стенические эмоции формируются под влиянием комфортности общения.

Эмоциональные отклики на события внешнего мира преломляются и перерабатываются первоначально во внутреннем мире личности. Внутреннее общение не является копией внешнего общения, оно отличается интимностью, замкнутостью, порой внутренний диалог заменяется элементами чувственных ощущений.

2. Общение — это процесс установления и" развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единого взаимодействия, восприятия и понимания человеком другого человека, оказывающий разноплановое влияние на развитие эмоциональной сферы личности.

3. Различные стороны общения, которые переплетаются в жизненных ситуациях способствуют трансформации эмоций.

4. Коммуникативная направленность личности — это прежде всего эмоционально-ценностное отношение к межличностному общению, склонность получать информацию через контакты. Коммуникативный процесс напрямую зависит от эмоционально-чувственного состояния человека: стенические эмоции повышают уровень коммуникативного процесса, астенические — понижают.

5. Богатейшая гамма эмоциональных реакций формируется под воздействием перцептивной стороны общения.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались в 1995;1999 годах на заседании кафедры психологии и аспирантских семинарах Новосибирского государственного педагогического университета. Основные теоретические положения докладывались на Сибирской научной конференции «Психология активности личности» (1996), проходившей в городе Новосибирске.

Автор реализует теоретические положения в организации работы психологической службы Новосибирского кооперативного техникума и Сибирского государственного университета путей сообщения, проводит теоретические и практические занятия со студентами и педагогами по развитию коммуникативных умений и диагностике эмоциональных состояний.

Публикация результатов исследований. Основные положения диссертации опубликованы в четырех работах.

Базой исследования явились Новосибирский кооперативный техникум и Сибирский государственный университет путей сообщения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертационная работа изложена на 126 листах, содержит 9 таблиц, 7 приложений, список литературы насчитывает 160 наименований.

Результаты исследования обобщены в таблице 4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Общение — необходимое условие формирования и функционирования каждой личности. Мы полагаем, что общение служит базой развития эмоциональной сферы личности, поскольку важнейшей чертой межличностных отношений в отличии от общественных, является эмоциональная основа.

Основные положения теории общения получили свое развитие в работах таких авторов, как Б. Г. Ананьев,.

A.А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Г. М. Андреева и др.

Исследуя проблему «Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения», мы уделили внимание таким понятиям как «эмоции», «эмоциональная сфера личности», «общение», «деятельность», «коммуникативный процесс» .

Теоретической основой их изучения в нашей работе стали работы следующих авторов: И. А. Васильева (1980),.

П.В.Симонова (1975), А. Н. Леонтьева (1983),.

B.Г. Леонтьева (1992), В. В. Бойко (1998).

В основе методологии исследования лежат такие ведущие принципы как принцип детерменизма, единства сознания и деятельности, концепция деятельностной природы общения.

В исследовании использовался комплекс различных методов: теоретический анализ литературных источников, лабораторный и естественный эксперимент, тестовая диагностика, анкетирование, метод корреляционного анализа.

Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения изучалось нами с точки зрения влияния различных сторон общения. Общение рассматривалось как фактор развития эмоционально-чувственной сферы личности.

Основной трудностью в этом плане является сложность и противоречивость самой природы эмоций.

Под эмоциональной сферой личности мы понимаем совокупность переживаемых человеком эмоций и чувств в определенный момент времени.

Исследование влияния общения на эмоциональную сферу проводилось среди студентов 2 и 3 курса, что дало возможность выяснить воздействие различных сторон общения на эмоциональную сферу личности. Так оказалось, что коммуникативная сторона общения формирует такие эмоции как отвращение, испуг, радость, любопытство, удивление, страдание, а интерактивная сторона влияет на формирование эмоций испуга, удивления, вины, страданияперцептивная же сторона влияет на формирование практически всех эмоций, исключение по нашим данным составляет лишь эмоция — ожидания (-0,334).

В ходе исследования уровней общительности личности, было обнаружено, что у лиц с низким уровнем общительности формируются такие эмоции как презрение, гнев, страху лиц со средним уровнем общительностистенические эмоции наряду с эмоциями гнева, отвращения и страхау студентов с высоким уровнем общительности возникают стенические эмоции (см. таблицу). Люди с высоким уровнем общительности изначально ориентированы на процесс общения и ждут от него положительного результата. Среди испытуемых четко прослеживается половой деморфизм: так юноши выбирают в основном отвращение, горе, вину, а девушки — радость, ожидание, любопытство. Во многом это объясняется физиологическим фактором, т.к. эмоциональные процессы являются функцией правого полушария (доминантного у женщины) (К.Изард, 1981), тогда как когнитивные процессы — функции левого полушария (доминантного полушария мужчин) (К.Изард, 1981). Эмоциональные переживания девушек значительно глубже и интенсивнее, чем у юношей. Нами сделано предположение о том, что эмоции способны трансформироваться в зависимости от ситуации общения. Была предпринята попытка определить и зафиксировать трансформации эмоций при помощи электроэнцефалографии мозга. Трансформация эмоций четко прослеживалась, однако полностью положиться на запись ЭЭГ мозга мы не можем, т.к. ЭЭГ мозга расшифровать довольно7 сложно, поскольку биотоки мозга четко определяют патологические состояния, такие как вегетососудистая дистония, черепномозговые травмы и т. д.

Анализ результатов эксперимента подтвердил наше предположение о влиянии процесса общения на эмоциональную сферу личности и позволил сделать следующие выводы:

1. Развитие эмоциональной сферы личности представляет собой сложный и динамичный процесс, затрагивающий когнитивную и поведенческую сферы личности. Этот процесс детерминирован конкретными социальными условиями, половыми особенностями и воспитанием личности. Человеку элементарные эмоции свойственны с раннего детства. Если в течение первого года жизни ребенку присущи лишь простые эмоциональные реакции, то в дальнейшем они приобретают определенную взаимосвязь с нормами социального поведения.

Эмоциональный мир личности постоянно обогащается, повышается устойчивость и сила эмоций, характер их усложняется. Все это происходит в процессе общения, только благодаря общению формируется ряд сложных эмоций и чувств.

2. Развитие эмоциональной сферы личности определяется уровнем общительности, при этом стенические эмоции формируются под влияниехМ комфортности общения. Помимо этого, эмоциональные реакции зависят от уровня интеллектуального развития: чем выше этот уровень, тем легче индивиду понять причину несоответствия между теми результатами общения, с которыми он столкнулся и теми, которых ожидал. Это позволяет уменьшить свою эмоциональную реакцию и скорректировать дальнейшее поведение.

3. Богатейшая гамма эмоциональных реакций формируется под влиянием перцептивной стороны общения. Во-многом это объясняется тем, что представления о другом человеке тесно связаны с уровнем эмоциональности. Эта связь двоякая: с одной стороны богатство личных переживаний определяет богатство представлений о другом человеке, с другой стороны — чем более полно эмоционально раскрывается другой человек, тем более полным становится и собственный эмоциональный мир.

В этот начальный период доверие к взрослым складывается главным образом на основе того факта, что они «взрослые» и поэтому имеется постоянная готовность ребенка к диалогическому общению с ними, к постоянному задаванию вопросов «Почему?», выяснению незнакомых ситуаций, исследованию неопознанного и неведомого. По наблюдениям многих психологов (Рубинштейн C. JL, Авдеева Н.Н.) дети отождествляют себя с теми, кем они восхищаются, бессознательно копируют их привычки, действия, формы поведения, интонации голоса, обороты речи, стиль общения.

В психологии выделяется так называемое доверительное общение. Оно представляет собой информирование другого о своих мыслях, чувствах, переживаниях, о личном, интимном, о событиях в своем внутреннем мире.

Мы считаем, что доверительное общение — необходимое условие развития личности, приобщения ее к обществу и выработки адекватного отношения к миру и к самой себе. Оно обладает и способностью воздействовать на наше отношение к событиям в окружающем мире. По данным психологических исследований Авдеевой Н. Н. 83% опрошенных предпочитают обсуждать личные вопросы только с близкими друзьями и родственниками.

Обсуждая проблему доверительности в человеческом общении, необходимо коснуться проблемы интимности в.

4. Положительное или отрицательное эмоциональное состояние, вызванное межличностным общением влияет на более оптимистические ожидания, а следовательно, и на восприятие полученных результатов общения, что способствует развитию взаимоотношений, раскрытию ответных чувств, проявлению различных потенциаловинтеллектуальных, творческих, профессиональных, коммуникативных.

5. Проведенное нами исследование не исчерпывает всего многообразия проблемы. Необходимы дальнейшие исследования, в которых следует уделить внимание другим механизмам развития эмоциональной сферы в процессе общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М: Наука, 1980.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. -М: Мысль, 1991.
  3. Н.Н. Психология младенца: у истоков общения и творчества. М: ACT, 1996.
  4. Г. С. Особенности педагогического общения с подростками //Вопросы психологии.-М, с.96−100, 1988, № 2.
  5. B.C. Механизмы социального восприятия //Психологический журнал 1989. — т.2.
  6. А. Психологическое тестирование. М: МГУ, 1982, т.2.
  7. Г. М. Социальная психология. Изд. 1.-М: 1980 г.
  8. Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности. -М, 1987.
  9. Г. М. Социальная психология. М: МГУ, 1990.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М: Наука, 1977.
  11. Анцыферова Т.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности
  12. Психологические исследования, 1981, № 2.
  13. А.А. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности //Проблемы высшей нервной деятельности М, 1949.
  14. А.Г. Личность как предмет психологических исследований. М: МГУ, 1984.
  15. Э.А. Физиология центральной нервной деятельности. М: АНСССР, 1953.
  16. Аристотель. О душе. М, 1937.
  17. О.В. Механизмы эмоциональной регуляции у подростков, 1993, с.28.
  18. Ф.В. Проблемы неосознаваемой психической деятельности //Вопросы философии, 1975, № 10.
  19. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М: Педагогика, 1983.
  20. А.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1993.
  21. В.В. Труд, контакты, эмоции. Лениздат, 1980.
  22. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: 1998.
  23. Э. О природе эмоций, М, 1976.
  24. А.А. Понимание и общение. М: Знание, 1989.
  25. В.А. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений //Вопросы психологии. -М-1988, № 2.
  26. И.А. Эмоции и мышление. М: МГУ, 1980.
  27. И.А. Современное состояние проблемы интеллектуальных эмоций и чувств. М, 1976.
  28. JI.JI. Явление человеческой психики. М, 1964.
  29. Ю.Е. Эмоциональная активация деятельности. М, 1972.
  30. В.К. Психология эмоциональных явлений. М, 1976.
  31. В.К. Психология эмоций. М: МГУ, 1984.
  32. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М, 1990.
  33. И.С. Мотивации и эмоции //Личность в системе деятельности. Тезисы докладов. -Н-ск, 1993, с. 46.
  34. В. Мотивы и эмоции. М: МГУ, 1979.
  35. Л.С. Мышление и речь. М, 1934.
  36. Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций. М, 1968.
  37. Л.С. Собрание сочинений, в 6 т. М: Педагогика, 1983.
  38. Ф. Психология управления. М: Прогресс, 1982.
  39. В.П. Математическое обеспечение психологических исследований. Бийск, НИЦ 5 и ГПИ, 1997.
  40. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в психологии и педагогике . М: Прогресс, 1976.
  41. Гозма’к Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М: МГУ, 1986.
  42. А.А. Влияние эмоционального общения на выбор цели. -М.1981.
  43. JI.П. Резервы человеческой психики. -МД989.
  44. Л.П. Общение с собой. -М:Политиздат, 1991.
  45. Ч. Выражение эмоций у человека и животных, т.5. М, 1953.
  46. В.Л. Экспериментальные исследования электростимуляции головногомозга //Нейрофизиология и психиатрия, 1973, № 11.
  47. Р. Страсти души. Избранные произведения. М, 1950.
  48. Демокрит. Избранные произведения. М, 1979.
  49. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности// Проблемы психологии личности. -МД974.
  50. .И. Проблемы соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности. -МД982.
  51. .И. Эмоция как ценность. -М:1978.
  52. А.И. Психология коллектива. -М:МГУ, 1984.
  53. Е.Г. Общение как фактор развития личности. -Киев:Наукова думка, 1981.
  54. А.С. Проблемы психологии общения. Ростов-на-Дону, 1976.
  55. С.А. Этика педагогического общения. М, 1997.
  56. A.M. Эмоции и психологическая деятельность. -М, 1984.
  57. К. Лицо эмоций.-М, 1973.
  58. К. Эмоции человека. -М:МГУ, 1980.
  59. Р.Ю. Эмоции и память. -Н-ск, 1988.
  60. А.А. Психологические механизмымежличностного общения. -Саратов, 1996.
  61. У. Физиология эмоций.-Л, 1956.
  62. Я.Л. Психология эмоциональных отношений //Вопросы психологии. -М, 1988, № 5.
  63. В.Г. Разгаданные тайны мозга. -Минск, 1996.
  64. В.Г. Общая психотерапия. -Минск: Вышэйшая школа, 1997.
  65. Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. -Н-ск, 1996.
  66. Н.А. Эмоции и чувства как психологические механизмы формирования личности//Личность в системе деятельности. Тезисы докладов. Н-ск, 1993, с. 192.
  67. Ю.С. Грамматика общения. -Л:ЛГУ, 1990.
  68. К. Об эмоциях.-М, 1884.
  69. В.И. Личность в экстремальных условиях. -М., 1989.
  70. М.С. Введение в медицинскую психологию. -Л, 1969.
  71. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения. -М.:Наука, 1976.
  72. А.Б. Психопрофилактика неблагополучных эмоциональных состояний. М, 1987.
  73. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. -М, 1970.
  74. А.Н. Проблемы развития психики. -МД972.
  75. А.А. Психология общения. Тарту, 1974.1.l
  76. А.А. Общение как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. -М, 1975.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -МД977.
  78. А.Н. О проблемах психологии //Вопросы психологии, 1978, № 11.
  79. А.А. Деятельность и общение //Вопросы философии, 1979, № 1.
  80. В.Г. Психологические механизмы мотивации. -Н-ск, 1992.
  81. .Ф. Общение как проблема общей психологии.-М, 1975.
  82. .Ф. Психические процессы в общени.-М: Наука, 1975.
  83. .Ф. Проблема общения в психологии.-М: Наука, 1981.
  84. Лук А. К. Эмоции и личность. -М: Знание, 1982.
  85. Малая медицинская энциклопедия. -М, т.11,1970.
  86. Я.Н. Эмоциональное восприятие мира. -СПБ, 1996.
  87. П. Физиологическая психология. -Ml973.
  88. В.Н. Проблема личности и отношений человека.-М.1957.
  89. Ю.А. Эмоции и общение //Психология активности личности. Тезисы докладов. -Н-ск, 1996, с. 207.
  90. Ю.А. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения//Психология активности личности. Тезисы докладов. -Н-ск, 1996, с. 208.
  91. А.С. Эмоции в нашей жизни. М, 1974.
  92. М.Н. Человеческое общение. -М:МГУ, 1988.
  93. Н.Н. Психология межличностных отношений. -Киев, 1990.
  94. С.И. Эмоции и чувства. -Минск, 1993.
  95. Дж. и Милнер П. Формирование позитивных эмоций путем электростимуляции.-М.1954.
  96. Р., Галин Д. Физиологические стадии при контузии. МГУ, 1977.
  97. И.П. Полн.собр.сочинений. т. Ш, кн.2.-Л.1951.
  98. .Д. Основы социально-психологической теории. -М:Мысль, 1971.
  99. Л.А. Теоретические и методические проблемы социального тренинга. -М:МГУ, 1982.
  100. Л.А. Компетентность в общении .-М:МГУ, 1989.
  101. А.В. Эмоциональная идентификация личности в группе, способы ее выявления. -М, 1973.
  102. В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. -М: Высшая школа, 1992.
  103. . Избранные психологические труды. -М.1969.
  104. Платон. Сочинения. Т.6,-М, 1978.
  105. К.К. Личностный подход в понимании психологических взаимоотношений. -М, 1972.
  106. К.К. Структура и развитие личности. -М: Наука, 1996.
  107. Р. Эмоции: факты, теории, новые модели.-М:МГУ, 1962.
  108. В.Л. О классификации интеллектуальных чувств.-Киев, 1969.
  109. В.Н. Психологические возможности человека. -МД972.
  110. Я. Экспериментальная психология эмоций. -М:Прогресс, 1976.
  111. Н.Ф. Популярный биологический словарь. -М:НаукаД991.
  112. Л.И. Развитие эмоционального мира личности.-Минск, 1999.
  113. С.Л. Бытие и сознание.-М, 1957.
  114. Рубинштейн С. Л Принципы и пути развития психологии. -М, 1959.
  115. С.Л. Проблемы общей психологии.-М, 1973.
  116. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.-М:Педагогика, 1989.
  117. В.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. -М, 1979.
  118. М.А. Психология индивида и группы -М: Прогресс, 1988.
  119. В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974.
  120. .П. Очерк теории эмоций. -М, 1966.
  121. И.М. Рефлексы головного мозга// Избранные философские и психологические труды. -М, 1974.
  122. П.В. Что такое эмоции? МД966.
  123. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. -М: Наука, 1970.
  124. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. -М, 1975.
  125. П.В. Эмоциональный мозг- М: Наука, 1981.
  126. Советский энциклопедический словарь. Под ред. А. М. Прохорова. Издание четвертое. -М:Советская энциклопедия, 1986.
  127. .М. Психология. -М, 1966.
  128. O.K. Понятия и принципы общей психологии. -М, 1992.
  129. А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. -Минск, 1990.
  130. С. Аффекты, воображение, память.-М, МГУ, 1962.
  131. С. Аффекты. Образы. Сознание. -М, 1963.
  132. М.К. Практичекая психология для преподавателей . -М: Филинь, 1997.
  133. Э. Методы корреляционного анализа. -М: Финансы и статистика, 1983.
  134. Е.С. Соционика для вас. Н-ск, 1993.
  135. В. Человек в поисках смысла. -М: Прогресс, 1990.
  136. Фрейд 3. Введение в психоанализ. -М. 1989.
  137. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М: Просвещение, 1991.
  138. Э. Искусство любви. -Минск, 1994.
  139. Дж. Личность и личностный рост: пер. с англ. -М, 1985.
  140. А.У. Межличностный контакт как основа общения// Вопросы психологии. 1977. -№ 5.
  141. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение/ЛПсихология межличностного познания. -М: Педагогика, 1985.
  142. Е.Д. Мозг и эмоции. -М: МГУ, 1992.
  143. Т.П. Эмоция, речь и активность мозга ребенка. -М: Педагогика, 1992.
  144. Е.Б. Очерки психологии. -М, 1990.
  145. Л. Непознанное в психике человека: пер. с франц. М, 1982.
  146. Т. Социальная психология: пер. с англ. -М: Прогресс, 1968.
  147. Г. Х. Эмоции как форма отражения действительности (медикопсихологический аспект)// Философские и социальные проблемы медицины. -М, 1966.
  148. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. -М: Наука, 1971.
  149. Е.В. Тенденции исследования личности в советской психологии// Психологический журнал. -1980. № 1.
  150. Я. Элементарные понятия социологии: пер. с польск. -М: Прогресс, 1969.
  151. JI.A. Мир наших чувств. -М: Знание, 1976.
  152. И.М. Психология взаимопонимания: Казань, 1991.
  153. П.М. Психология чувств. -М: Акад. педагогических наук РСФСР, 1966.
  154. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М: Просвещение, 1966.
  155. П.М. Психологические проблемы мотивации человека. -М: Просвещение, 1969.
  156. Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. -1982.-№ 6.
  157. M.JI. Эмоциональная регуляция устойчивости личности. Дис. канд.психол. наук. -М: МГУ, 1988.
  158. И.А. Психологические механизмы оптимизации коммуникативного процесса. Дисертация кандидата психологических наук. Н-ск, 1998.
  159. Parsons T. Structure and process in Modern Societiens, № 4, 1965.
  160. Schwartz C.E. Facial electromyoqraphy and depression //Psychosomatik Medicihe, 1974, № 11.
Заполнить форму текущей работой