Составляющие деятельности и ее характеристики
В совместной коллективной деятельности людей человек обязан подчиняться общей цели и учитывать активность других людей, их усилия по достижению общего результата. Кроме того, человек должен учитывать требования моральных норм общества, в котором он живет и действует; законы, регулирующие ответственность за какие-то действия; правила поведения среди других людей и правила использования опасной… Читать ещё >
Составляющие деятельности и ее характеристики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поскольку любая деятельность направлена на достижение какого-то конечного результата, заданного извне или отвечающего личной потребности субъекта деятельности, то мы, прежде всего, должны выделить предметное содержание деятельности как первую объективную составляющую деятельности, в которой можно выделить два компонента:
- а) содержание активности, отвечающей предмету потребности и промежуточным результатам;
- б) содержание, связанное с факторами или условиями, влияющими на выбор целей и способа действий и их осуществления.
Второй объективной составляющей деятельности является объективная структура деятельности как целостной (молярной) целенаправленной активности, включающей:
- а) деятельность как целостную содержательную активность;
- б) действия как составные звенья деятельности;
- в) операции или частные действия как более мелкие звенья действий.
Третья составляющая деятельности должна быть представлена субъективными составляющими деятельности, среди которых необходимо выделять:
- а) причинные составляющие (потребности, ценности, мотивы, цели);
- б) ориентирующие составляющие: знания — образы ситуации и мира;
- в) регулирующие составляющие: эмоциональные состояния, индивидуально-психологические особенности субъекта;
- г) исполнительские составляющие: умения — способности решать задачи и исполнять решения.
Предметность деятельности
Предметность деятельности есть ее главное качество. Она определяется, во-первых, конечным и промежуточными предметами активности, а во-вторых, различными факторами (условиями), влияющими на выбор способа деятельности и осуществление соответствующих действий, направленных на достижение целей (рис. 5.1).
Предметность деятельности означает, что субъект должен подчиняться в своей активности предмет}', т. е. конечному результату деятельности, а также промежуточным результатам действий, и учитывать при выборе способов деятельности и действий внешние предметные условия. А. Н. Леонтьев писал, что деятельность в своем осуществлении вынуждена подчиняться геометрии (форме и протяженности) объектов среды. На самом деле субъект деятельности вынужден подчиняться не только геометрическим свойствам объектов, но и их химическим и другим физическим свойствам. Только в сказке человек может пройти сквозь сплошную бетонную стену или перепрыгнуть забор высотой 6 м. В жизни любой субъект деятельности вынужден подчиняться физическим характеристикам предметной среды (непроницаемости, непрозрачности, весу и пр.) и физическим характеристикам.
Рис. 5.1. Предметность деятельности.
орудий. Понятно, что, чтобы учитывать эти условия, субъект должен иметь знания о них (в виде образа ситуации или образа мира).
В своей деятельности субъект вынужден учитывать свои физические возможности и функциональное состояние, а также поведение других живых существ: и своего вида, и других видов, знакомых и незнакомых, коллег по совместной деятельности и др.
В совместной коллективной деятельности людей человек обязан подчиняться общей цели и учитывать активность других людей, их усилия по достижению общего результата. Кроме того, человек должен учитывать требования моральных норм общества, в котором он живет и действует; законы, регулирующие ответственность за какие-то действия; правила поведения среди других людей и правила использования опасной техники.
Структура деятельности
Конечный результат деятельности может быть достигнут прямо, непосредственно в один акт активности, или через промежуточные результаты, приближающие субъекта к конечной цели (предмету деятельности). В последнем случае в деятельности как целостной и имеющей свое строение или структуру активности выделяются отдельные звенья или промежуточные действия, обеспечивающие достижение промежуточных результатов (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Действия как составляющие деятельности.
Естественно, есть основание и логика выделения промежуточных результатов и соответствующих им действий, которая определяется условиями и технологией достижения конечного результата (способа деятельности), и есть алгоритм перехода от действия к действию.
Под «действием» понимается активность, предметом которой является промежуточный результат как осознанная цель. В свою очередь каждое действие тоже может быть разбито на ряд своих звеньев, которые получили название «частных действий», или «операций» (С. Л. Рубинштейн и П. Я. Гальперин). Это, как правило, необходимо делать, когда речь идет об обучении новой деятельности или новому действию, при котором для ученика надо выделять самые маленькие звенья и давать ориентиры для их правильного исполнения. При выделении операций структура деятельности на схеме выглядит так, как показано на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Схема операций в структуре деятельности:
п.р. — промежуточный результат или цель; д 1.1 — действие 1.1 или операция 1.1 в действии 1 и т. д. Операции, или частные действия, можно дробить и дальше — вплоть до отдельных движений, обеспечивая их направленную связь между собой (алгоритм исполнения).
Совокупность действий и операций, используемые средства и алгоритм перехода от одного звена к другому составляют структуру и технологию деятельности.
Выбор промежуточных результатов или целей первого порядка (п.р. 1; п.р. 2; п.р. 3;…, п.р. N) и последующих порядков, соотносящихся с операциями (п.р. 1.1; п.р. 1.2; п.р. 2.1; п.р. 2.2 и т. д.), определяется требованиями конечного результата, а для второго порядка — требованиями промежуточных результатов первого порядка и выбранными технологиями достижения конечного и промежуточных результатов (способы и средства достижения). Деятельность и действие не жестко связаны между собой. Действие может входить в разные деятельности, причем иногда одновременно.