Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды малых групп

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При характеристике психологии группы следует учитывать, что она является субъектом деятельности, а поэтому все особенности деятельности отражаются в ней. По-своему психологически своеобразны производственная бригада, туристическая группа, спортивная команда, ученический класс и др., одни и те же группы, но при осуществлении разных видов деятельности, решении разных задач. Так, состав конкретной… Читать ещё >

Виды малых групп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, референтные и нереферентные.

По реальности существования различают условные и реальные малые группы. Условные группы — это группы, объединенные по какому-либо общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д. Люди, составляющие эти общности, могут часто не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых отношениях с другими членами своих групп, уже реальных.

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Например, учебный класс, производственная бригада. Они бывают также естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.

При характеристике психологии группы следует учитывать, что она является субъектом деятельности, а поэтому все особенности деятельности отражаются в ней. По-своему психологически своеобразны производственная бригада, туристическая группа, спортивная команда, ученический класс и др., одни и те же группы, но при осуществлении разных видов деятельности, решении разных задач. Так, состав конкретной группы определяет ее своеобразие среди однотипных групп. Психология всякой студенческой группы, например, имеет нечто общее для всех студенческих групп, но каждая чем-то, а нередко и существенно, психологически отлична от других.

По характеру организации и взаимодействия группы бывают формальными и неформальными. Формальные (официальные) группы — это группы, имеющие юридически фиксированный статус, а их члены в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью и структурой.

Неформальные (неофициальные) группы — это группы, не имеющие юридически фиксированного статуса и образованные на основе личных предпочтений.

Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

По степени развитости группы делятся на слаборазвитые и высокоразвитые. Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений. В зарубежной социальной психологии параметрами группообразования считаются: время существования группы, наличие отношений власти и подчинения, количество групповых коммуникаций, число взаимных выборов, в отечественной — два фактора: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности, т. е. целями, ценностями, организацией, и социальный характер этих целей и ценностей, т. е. степень соответствия их общественно-историческому процессу — прогрессу, стагнации или регрессу (Мокшанцев Р. И., 2001).

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Среди этих групп выделяют:

  • — ассоциации, группы в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
  • — корпорации, группы, характеризующиеся своей замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарным руководством, или на основе своих узко индивидуалистических интересов, противопоставляющих себя другим социальным общностям;
  • — диффузные группы, в которых нет сплоченности и ценностно-ориентационного единства, нет совместной деятельности, способной опосредовать межличностные отношения ее участников.

Высокоразвитые группы — это давно созданные группы, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, организации, сплоченности и т. д. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Примером такой группы может служить коллектив — высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.

Он отличается наивысшей сплоченностью, единством устремлений на достижение общественно и личностно значимых целей, взаимным упрочением формальной и неформальной структур, социально зрелыми групповыми явлениями (групповыми нормами, коллективным мнением, настроениями, традициями и обычаями и пр.), деловыми и товарищескими взаимоотношениями, доброжелательностью, дружбой, товариществом, взаимопомощью, согласованностью действий, коллективизмом, эмоциональным подъемом, высокой групповой идентифицированностью членов, умением сочетать личные отношения с коллективными, настроениями удовлетворенности членством в коллективе и гордостью за принадлежность ему. В коллективе присутствует чувство чести коллектива, необходимости уважать, беречь и укреплять его (Столяренко А. М., 2009).

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

По ориентациям людей в группах последние бывают референтными и нереферентными. Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Референтные группы выполняют две функции:

  • — нормативную, референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида;
  • — сравнительную, референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого человек оценивает себя и других людей.

Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

Можно выделить и другие критерии для дифференциации малых групп: по общности профессиональных или любительских интересов; долговременные и кратковременные; устойчивые и нестабильные; открытые и закрытые и т. д. Все это нужно иметь в виду прежде всего в исследовательских целях, чтобы четко представлять степень подчиненности личности в группе, особенности контроля за групповой деятельностью, характер распределения ролей и обязанностей людей в группе, характер коммуникаций и связей между ними.

В современных условиях образование и формирование малых групп имеет, как минимум, три источника:

  • 1) разделение труда, производственная необходимость: бригады, участки, цеха, отделы, классы, курсы, лаборатории;
  • 2) потребности человека в общении, принадлежности, помощи другим и самому себе: клубы по интересам, группы общения;
  • 3) вынужденное существование: воинские подразделения, заключенные, детские дома, больницы, группы некратковременного (более недели) отдыха и т. д. (Мокшанцев Р. И., 2001).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой