Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные понятия педологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каковы же основные черты диалектической концепции развития? «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»); развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию… Читать ещё >

Основные понятия педологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РАЗВИТИЕ

Основное понятие педологии — понятие развития. Поэтому чрезвычайно важно иметь правильную концепцию развития. При образовании такой концепции надо руководствоваться тем, что писал об этом В. И. Ленин: «Развитие есть «борьба противоположностей». Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «самодвижения». Первая концепция мертва, бедна, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего: только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового.

Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение" («К вопросу о диалектике». Сочинения, т. XIII, стр. 301—302).

Таким образом, прямолинейная концепция развития как уменьшения и увеличения и как простого повторения должна быть отвергнута как мертвая, бедная, сухая, оставляющая в тени самодвижение, его двигательную силу, его источник и мотив. Единственно верной является вторая — диалектическая — концепция развития.

Каковы же основные черты диалектической концепции развития? «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе („отрицание отрицания“); развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; „перерывы постепенности“; превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения — таковы некоторые черты диалектики как более содержательного (чем обычное) учения о развитии» (В. И. Ленин, Карл Маркс, Соч., т. XVIII, стр. 11 —12).

Законы диалектики «по существу сводятся к следующим трем законам:

Закон перехода количества в качество и обратно.

Закон взаимного проникновения противоположностей.

Закон отрицания отрицания" (Энгельс. Общий характер диалектики как науки, Сочинения, т. XIV, стр. 525).

Закон перехода количества в качество и обратно можно в данном случае выразить так: «В природе могут происходить качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — лишь путем количественного прибавления, либо количественного. убавления материи или движения (так называемой энергии)» (Энгельс, т. XIV, стр. 526). «Тождество противоположностей („единство“ их, может быть, вернее сказать, хотя различие терминов „тождество“ и „единство“ здесь не особенно существенно — в известном смысле оба верны) есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе). Условие познания всех процессов мира в их „самодвижении“, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни есть познание их как единства противоположностей. Развитие есть „борьба“ противоположностей» (Ленин, Сочинения, т. XIII, стр. 301).

Отрицание отрицания есть «весьма общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления» (Энгельс). «Возьмем, например, ячменное зерно. Биллионы таких зерен размалываются, развариваются, идут на приготовление пива, а затем потребляются. Но если одно такое ячменное зерно найдет нормальные для себя условия, если попадет на благоприятную почву, то под влиянием теплоты и влажности с ним произойдет изменение — оно даст росток; зерно как таковое исчезает, отрицается; на месте его появляется выросшее из него растение, отрицание зерна. Но каков нормальный круговорот жизни этого растения? Оно растет, цветет, оплодотворяется и, наконец, производит вновь ячменные зерна, и, как только последние созреют, стебель отмирает, отрицается в свою очередь. Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не одно, а сам-десять, сам-двадцать или тридцать… Так же, как и с ячменным зерном, процесс этот совершается и у большинства насекомых, например у бабочек. Они появляются из яичка путем отрицания его, проходят через различные фазы превращения до половой зрелости, совокупляются и вновь отрицаются, т. е. умирают, как только завершился процесс продолжения рода, и самки положили множество яиц. Что у других растений и животных процесс разрешается не так просто, что они не единожды, но много раз производят семена, яйца или детенышей, прежде чем умрут, — все это нас здесь не касается; нам только нужно было показать, что отрицание отрицания действительно происходит в обоих царствах органического мира» («Анти-Дюринг», т. XIV, стр. 135—136).

Но «для каждой категории предметов имеется особый, ему свойственный способ такого отрицания, чтобы у него получилось развитие… Этому приходится научиться, как и всему прочему» (Энгельс). Знание основных законов диалектики не избавляет от изучения того особого способа, каким они осуществляются в данном конкретном случае, но именно, наоборот, обязывает к такому изучению, давая для него надлежащую установку. Надо в свете этих основных законов изучать фактическое развитие ребенка. Это и делает вооруженная диалектической концепцией развития педология.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой