Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Смысловые иллюзии восприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иллюзии как феномен восприятия. Введение. Иллюзии движения. Иллюзии восприятия размера, пространства и времени. Выводы по 1-й главе 1. Глава 1. Перцептивный процесс1. 1. Восприятие как процесс, его свойства. Выводы по второй главе 2. Заключение. Глава 2. Разновидности иллюзий2. 1. Зрительные иллюзии. Виды и функции восприятия. Литература. Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Перцептивный процесс
    • 1. 1. Восприятие как процесс, его свойства
    • 1. 2. Виды и функции восприятия
    • 1. 3. Иллюзии как феномен восприятия
    • 1. 4. Выводы по 1-й главе 1
  • Глава 2. Разновидности иллюзий
    • 2. 1. Зрительные иллюзии
    • 2. 2. Иллюзии движения
    • 2. 3. Иллюзии восприятия размера, пространства и времени
    • 2. 4. Выводы по второй главе 2
  • Заключение
  • Литература

Смысловые иллюзии восприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для философской классики вопросы реальности существования внешнего мира, объективности его познания всегда были вопросами первостепенной важности.

В повседневной жизни нас окружает множество иллюзий. С давних времен они широко используются в живописи, архитектуре, цирковом и театральном искусстве. Большое значение имеет знание об оптических иллюзиях в моделировании одежды, оформлении интерьеров и городского пространства. Без зрительных иллюзий не было бы столь привычных для нас кино и телевидения. В настоящее время усиливается интерес к зрительным иллюзиям, создаются все новые и новые самые необычные и неожиданные «обманы» зрения. Одним из показателей растущего интереса является большое количество сайтов в Интернете, посвященных иллюзиям, проведение конкурсов на лучшую иллюзию. Однако полная картина механизмов возникновения и особенностей восприятия зрительных иллюзий недостаточно ясна, и научные исследования современности часто направлены на поиск еще одного фрагмента этой увлекательной мозаики.

Важность опыта иллюзий для адекватного восприятия мира подчеркивал Д.Винникотт. Реальный мир не может быть принят младенцем сразу: он должен быть «сотворен» его галлюцинаторной фантазией и затем постепенно обрести реальность. Иллюзии — своего рода переходная область на этом пути: то, что перестало быть галлюцинаторным творением, но не стало реальностью объективной, существующей вне ребенка и независимо от него. После отказа от фантазийного созидания реальности иллюзии остаются с человеком как важный внутренний источник поддержки и удовольствия.

Иллюзии восприятия (от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином иллюзии восприятия называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений.

По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий, субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека.

Цель данного исследования — проанализировать психологический феномен — иллюзии человеческого восприятия. Объект исследования — восприятие. Предмет иллюзии восприятия.

Задачи.

1.Проанализировать сущность перцептивного процесса, его функции, виды.

2. Иллюзии как феномен восприятия, выявить основные виды.

3. Определить особенности зрительных иллюзий.

4. Рассмотреть иллюзии восприятия движения и пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г, О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 2005.
  2. . Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 2004.
  3. Л. М. Психические процессы: В 3-х т. Т. 1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2004.
  4. . М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
  5. Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.: Проблемы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 2002.
  6. С. А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. — М., 2004.
  7. ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. под общ. ред. А. Д. Логвиненко. — М.: Прогресс, 2002.
  8. Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2000.
  9. А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1: Психическое развитие ребенка / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 2006.
  10. А. Л. Функциональная организация слуховой системы: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2005.
  11. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 2007.
  12. Г. И, Психология восприятия объемных форм (но изображениям). — М.: Изд-во МГУ, 2000.
  13. А. Д. Зрительное восприятие пространства. — М.: Изд-во МГУ, 2001.
  14. А. Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М.: Изд-во МГУ, 2007.
  15. А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
  16. А. Р. Ощущения и восприятие. — М.: Изд-во МГУ, 1975.
  17. Марютина Т.М., Ермолаев О. Ю / Введение в психофизиологию. Учебное пособие. -М., Флинта, 1997, 2002
  18. У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / Пер. с англ. под общ. ред. Б. М. Величковского. — М.: Прогресс, 2001.
  19. Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. нсд. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998.
  20. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Владос, 2005.
  21. Рок. И. Введение в зрительное восприятие. — М.: Педагогика, 1980.
  22. С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
Заполнить форму текущей работой