Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика «Метод исключения» 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В тексте методики выделены те слова, которые являются лишними. Если вычеркнуто верно присваивают 2 балла, если неправильно или пропущено — 0 баллов. Направлена на исследование вербально-логического мышления, способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки. После этого можно перевести результаты в шкальные оценки и сопоставить данные изучения образного… Читать ещё >

Методика «Метод исключения» 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Направлена на исследование вербально-логического мышления, способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

Процедура исследования. Предъявляется 15 рядов слов, в каждом ряду по 5 слов. Экспериментатор обращает внимание на результат выполнения (правильно или неправильно) и время.

Инструкция. Прочитайте ряды по 5 слов и вычеркните в каждом ряду лишнее по смыслу слово.

  • 1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
  • 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
  • 3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.
  • 4. Молоко, сливки, сыр, шло, сметана.
  • 5. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
  • 6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  • 7. Лист, почка, кора, дерево, сук.
  • 8. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
  • 9. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  • 10. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.
  • 11. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
  • 12. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
  • 13. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
  • 14. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
  • 15. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Обработка и интерпретация результатов. Сначала подсчитывается показатель продуктивности (В).

В тексте методики выделены те слова, которые являются лишними. Если вычеркнуто верно присваивают 2 балла, если неправильно или пропущено — 0 баллов.

Максимальная оценка продуктивности за все 15 заданий — 30 баллов.

Далее подсчитывается успешность выполнения по формуле.

Методика «Метод исключения» 1.

где В — продуктивность, количество набранных баллов; Г — поправка на время.

Перевод показателей успешности вербально-логического мышления в шкальные оценки представлен в табл. 7.4.

Таблица 7.4

Перевод времени в баллы

Время, с.

Т при В > 26.

Время, с.

Т при В < 26.

<90.

+3.

< 250.

91−250.

250−330.

— 3.

>251.

— 3.

>330.

— 6.

1 Практикум, но психологии развития / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.

Методика «Найти закономерность» Г. Айзенка1

Методика направлена на изучение образного мышления, нахождения закономерностей на образном материале.

Процедура исследования. Предлагается карточка с изображенными фигурами (все три задания).

Инструкция. Из шести фигур, расположенных ниже, найти и поместить в квадрат ту, которая удовлетворяет закономерности расположения группы основных фигур (назвать цифру этой фигуры) (рис. 7.4).

В процессе выполнения следует обратить внимание на результат выполнения задания (правильно или неправильно).

Задания методики Г. Айзенка.

Рис. 7.4. Задания методики Г. Айзенка.

Обработка и интерпретация результатов. Общая успешность выполнения заданий (А общая) оценивается по формуле, А общая = ал+ а2 + а3,

где а, успешность выполнения задания 1; а2 — успешность выполнения задания 2; а3 — успешность выполнения задания 3.

При подсчете успешности вводится поправка на время: с, — поправка на время выполнения задания 1; с2 — поправка на время выполнения задания 2; с3 — поправка на время выполнения задания 3 (табл. 7.5).

Таблица 7.5

Перевод предварительных результатов в оценки.

Задание.

Номер картинки.

Оценка В

Время, с.

Оценка С

Успешность А

+ 1.

А, = b{ + Cj.

20−160.

160−240.

— 1.

— 2.

1 Практикум по психологии развития / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.

Задание.

Номер картинки.

Оценка В

Время, с.

Оценка С

Успешность Л

+ 1.

Л.2 = ^ ^2.

20−130.

130−200.

— 1.

— 2.

+ 1.

^3 = ^3 + с3

20−130.

130−200.

— 1.

— 2.

После этого можно перевести результаты в шкальные оценки и сопоставить данные изучения образного и логического мышления (табл. 7.6).

Таблица 7.6

Шкала для перевода показателей успешности образного и логического мышления в сопоставимые оценки (для взрослых)

Стены.

Образное мышление.

Логическое мышление.

32−33.

—.

—.

—.

30−31.

—.

—.

—.

—.

—.

25−29.

25−29.

—.

—.

22−24.

22−24.

19−21.

—.

17−18.

19−21.

14−16.

—.

17−18.

9−11.

13−15.

—.

И.

—.

—.

6−7.

Интерпретация результатов.

  • • 14—19 стенов — высокий уровень развития мышления;
  • • 8—12 стенов — средний уровень развития мышления;
  • • < 8 стенов — низкий уровень развития мышления.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой