Методика «Метод исключения» 1
В тексте методики выделены те слова, которые являются лишними. Если вычеркнуто верно присваивают 2 балла, если неправильно или пропущено — 0 баллов. Направлена на исследование вербально-логического мышления, способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки. После этого можно перевести результаты в шкальные оценки и сопоставить данные изучения образного… Читать ещё >
Методика «Метод исключения» 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Направлена на исследование вербально-логического мышления, способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.
Процедура исследования. Предъявляется 15 рядов слов, в каждом ряду по 5 слов. Экспериментатор обращает внимание на результат выполнения (правильно или неправильно) и время.
Инструкция. Прочитайте ряды по 5 слов и вычеркните в каждом ряду лишнее по смыслу слово.
- 1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
- 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
- 3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.
- 4. Молоко, сливки, сыр, шло, сметана.
- 5. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
- 6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
- 7. Лист, почка, кора, дерево, сук.
- 8. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
- 9. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
- 10. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.
- 11. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
- 12. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
- 13. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
- 14. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
- 15. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
Обработка и интерпретация результатов. Сначала подсчитывается показатель продуктивности (В).
В тексте методики выделены те слова, которые являются лишними. Если вычеркнуто верно присваивают 2 балла, если неправильно или пропущено — 0 баллов.
Максимальная оценка продуктивности за все 15 заданий — 30 баллов.
Далее подсчитывается успешность выполнения по формуле.
где В — продуктивность, количество набранных баллов; Г — поправка на время.
Перевод показателей успешности вербально-логического мышления в шкальные оценки представлен в табл. 7.4.
Таблица 7.4
Перевод времени в баллы
Время, с. | Т при В > 26. | Время, с. | Т при В < 26. |
<90. | +3. | < 250. | |
91−250. | 250−330. | — 3. | |
>251. | — 3. | >330. | — 6. |
1 Практикум, но психологии развития / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.
Методика «Найти закономерность» Г. Айзенка1
Методика направлена на изучение образного мышления, нахождения закономерностей на образном материале.
Процедура исследования. Предлагается карточка с изображенными фигурами (все три задания).
Инструкция. Из шести фигур, расположенных ниже, найти и поместить в квадрат ту, которая удовлетворяет закономерности расположения группы основных фигур (назвать цифру этой фигуры) (рис. 7.4).
В процессе выполнения следует обратить внимание на результат выполнения задания (правильно или неправильно).
Рис. 7.4. Задания методики Г. Айзенка.
Обработка и интерпретация результатов. Общая успешность выполнения заданий (А общая) оценивается по формуле, А общая = ал+ а2 + а3,
где а, — успешность выполнения задания 1; а2 — успешность выполнения задания 2; а3 — успешность выполнения задания 3.
При подсчете успешности вводится поправка на время: с, — поправка на время выполнения задания 1; с2 — поправка на время выполнения задания 2; с3 — поправка на время выполнения задания 3 (табл. 7.5).
Таблица 7.5
Перевод предварительных результатов в оценки.
Задание. | Номер картинки. | Оценка В | Время, с. | Оценка С | Успешность А |
+ 1. | А, = b{ + Cj. | ||||
20−160. | |||||
160−240. | — 1. | ||||
— 2. | |||||
1 Практикум по психологии развития / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.
Задание. | Номер картинки. | Оценка В | Время, с. | Оценка С | Успешность Л |
+ 1. | Л.2 = ^ ^2. | ||||
20−130. | |||||
130−200. | — 1. | ||||
— 2. | |||||
+ 1. | ^3 = ^3 + с3 | ||||
20−130. | |||||
130−200. | — 1. | ||||
— 2. | |||||
После этого можно перевести результаты в шкальные оценки и сопоставить данные изучения образного и логического мышления (табл. 7.6).
Таблица 7.6
Шкала для перевода показателей успешности образного и логического мышления в сопоставимые оценки (для взрослых)
Стены. | Образное мышление. | Логическое мышление. |
32−33. | ||
—. | —. | |
—. | ||
30−31. | ||
—. | —. | |
—. | ||
—. | —. | |
25−29. | 25−29. | |
—. | —. | |
22−24. | 22−24. | |
19−21. | —. | |
17−18. | 19−21. | |
14−16. | —. | |
17−18. | ||
9−11. | 13−15. | |
—. | И. | |
—. | —. | |
6−7. |
Интерпретация результатов.
- • 14—19 стенов — высокий уровень развития мышления;
- • 8—12 стенов — средний уровень развития мышления;
- • < 8 стенов — низкий уровень развития мышления.