Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функции конфликтов. 
Психология общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование негативного образа другого — «образ врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему; Разрушение совместной деятельности, непродуктивная конкуренция между группами и отдельными людьми, акцепт па «победу» больше, чем па решение реальной проблемы; Оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять… Читать ещё >

Функции конфликтов. Психология общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многие люди относятся к конфликтам достаточно негативно, считая, что любой конфликт есть зло. Отсюда и стремление как можно быстрее разрешить конфликтные коммуникации. Так ли это на самом деле? Всегда необходимо проанализировать и понять: а почему, собственно, он возник. Во всем и всегда можно выделить как деструктивное, так и конструктивное начало. Попытаемся проанализировать конфликты с различных точек зрения.

Деструктивный конфликт ведет к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Его отличают:

  • • выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
  • • психологическое и физическое насилие;
  • • стресс, резкое возрастание вероятности заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений желудочно-кишечного тракта;
  • • истощение личностных ресурсов — материальных, духовных и жизненных сил;
  • • формирование негативного образа другого — «образ врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему;
  • • увеличение враждебности и меньшая степень сотрудничества в будущем;
  • • разрушение традиций общения, взаимосвязей в коллективе, организации;
  • • отрицательное влияние на взаимоотношения в коллективе и его социально-психологический климат;
  • • ослабление ценностно-ориентированного единства группы, снижение групповой сплоченности;
  • • разрушение совместной деятельности, непродуктивная конкуренция между группами и отдельными людьми, акцепт па «победу» больше, чем па решение реальной проблемы;
  • • ухудшение или распад отношений, плохое общение и взаимодействие между конфликтующими сторонами;
  • • поддержка своих личных целей или целей различных групп в отрыве от целей организации;
  • • неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности;
  • • возможное деструктивное лидерство в коллективе того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.

Однако наряду с этим конфликт выполняет и конструктивную задачу, являясь отражением объективных процессов, происходящих в отношениях между людьми. Перечислим конструктивные функции конфликта.

  • • Выступает средством активизации социальной жизни группы, поддерживает социальную активность людей, является важным источником развития личности, группы, межличностных отношений. Он позволяет им расширить и изменить сферу и способы взаимодействия.
  • • Высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы.
  • • Через открытое противостояние конфликт освобождает группу от внутренних негативных факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы.
  • • Конфликт способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия.
  • • Может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.
  • • Способен выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей — группа приобретает качественно новое состояние.
  • • Способствует поиску продуктивных решений проблем в коллективах, ориентированных на предметно-познавательную деятельность.
  • • Оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, устанавливается более доброжелательная обстановка.

Конструктивный конфликт ведет к повышению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации:

— устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т. п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы;

? позволяет более глубоко оценить индивидуальнопсихологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т. д., выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

  • — позволяет ослабить психическую напряженность — реакцию участников на конфликт. Конфликтное взаимодействие снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • — служит источником развития личности, межличностных отношений — расширяет сферу и способы взаимодействия с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций;
  • — создает причастность всех к поиску решения пробмы, приемлемого для всех сторон, устраняет трудности в осуществлении решения;
  • — устанавливает открытое общение и расположенность к сотрудничеству в будущем;
  • — поддерживает цели организации и увеличивает продуктивность;
  • — уменьшает враждебность, несправедливость, создает хорошую рабочую атмосферу;
  • — вырабатывает оптимальные решения с учетом большего количества различных идей;
  • — создает возможность проработки превентивных мер за счет лучшего анализа причин и альтернативных решений проблем.

Как мы видим, конфликт может быть не только деструктивным по своей сути, но может иметь и конструктивное начало. Эго еще раз доказывает, что нужно учиться работать с конфликтами, а не уходить от них, не пытаться их «замазать» .

Для того чтобы решить тот или иной конфликт, для начала нужно:

  • — понять, что же происходит;
  • — выяснить природу конфликта;
  • — разрешить конфликт.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой