Личностные трудности общения обучаемых и их преодоление в условиях диалогического взаимодействия в процессе обучения
Диссертация
Методы исследования. Для решения поставленных задач и достижения цели в нашем исследовании использовались следующие методы: изучение и анализ психологических исследований з области педагогической, социальной и христианской психологии, а также исследований в области христианской философиитеоретико-прикладное моделирование экспериментальной задачи выявления степени влияния диалога на преодоление… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Общение в обучении: сущность, структура, психологические детерминанты
- 1. 1. Характеристика общения в обучении в отечественной педагогической психологии
- 1. 2. Зарубежные концепции общения в обучении
- 1. 3. Коммуникативные способности общения в обучении в отечественных и зарубежных подходах
- 1. 4. Выводы по главе
- ГЛАВА 2. Личностные трудности общения в обучении и их преодоление как предмет психологического исследования
- 2. 1. Понятие и структура личностных трудностей общения в обучении
- 2. 2. Психологическое содержание духовности в диалогическом общении
- 2. 3. Духовность и диалог как психологические детерминанты преодоления обучаемыми личностных трудностей общения в обучении
- 2. 4. Выводы по главе
- ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование роли диалога в преодолении обучаемыми личностных трудностей общения в обучении
- 3. 1. Структурный анализ исследовательской задачи
- 3. 2. Комплексная диагностика личностных трудностей обучаемых
- 3. 3. Проверка влияния диалога на преодоление обучаемыми личностных трудностей общения в обучении
Список литературы
- Абдурахманов Р. А. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Дисс.. канд. психол. наук. — М • ГАВС, 1994.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест: Брестский государственный педагогический институт, 1993.
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. — с. 240.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. / Под ред. A.A. Бодалева и Г. А. Ковалева М., 1993.
- Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М.: Консорциум «Социальное здоровье», 1994.
- Алякринский Б. С. Общение и его проблемы. М.: Знание, 1982.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Просвещение, 1982. Т.2. с. 22−23.
- Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1994.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Аникеева Н. П. Состав потребности в общении и пути ее формирования// Формирование духовных потребностей учащейся молодежи. Новосибирск, 1979.
- Аникеева Н. П. Развитие потребности в общении одна из важнейших задач формирования личности // Формирование потребности личности в общении. -Новосибирск, 1981.
- Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — № 1.
- Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.
- Арутюнян М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания. М., 1981. — с. 4350.
- Афанасьева Т. М. Душа и тело. М.: Молодая гвардия, 1990.
- Баграмянц М. Л. Психологические проблемы обучения педагогическому общению в практике зарубежной высшей школы: Дисс.. канд. психол. наук. -Ростов-на-Дону, 1991. с. 28.
- Батраченко И.Г. Психологический анализ анципации в педагогическом общении: Дисс. канд. психол. наук. Киев, 1991. с. 28.
- Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
- Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
- Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988. с 88.
- Бодалев А. А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление. // Педагогика. № 5. — 1992. — с. 55.
- Бондаренко О. Р. Особенности самовосприятия и психологические трудности общения: диагностика и коррекция (тезисы докладов). Ростов-на-Дону, 1990. с. 60−68.
- Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука. Сибирское издание, 1983.
- Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985.
- Брудный А. А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе: Илим, 1982.
- Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.
- Буева Л. П. Сакральность духовного пространства человека // Педагогика. -1995. -№ 5.-с. 25.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Васильев Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1977. с. 222.
- Василюк Д. Е. Психотехника переживания. Учебное пособие. М., 1991.
- Валеев Д. Н. Три лика. М.: Мысль, 1990.
- Вилова Л. Н., Рыжов В. В. Руководство развитием студенческой группы как форма коммуникативной подготовки учителя иностранного языка // Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки учителя. Горький, 1985. с. 45−48.
- Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1982. с. 28−29.
- Высоцкая С. И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1970. с. 137.
- Габдреева Г. Ш. Психологические трудности «тревожных» студентов // Психолого-педагогические основы интенсификации учебного процесса в различных педагогических системах. Ижевск, 1987. с. 20−21.
- Глоточкин А. Д. Психологическая компететность учителя // Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. Прейла, 1991.
- Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во МГУ, 1987. с. 150.
- Годник С. М. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. Воронеж, 1992.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. / Пер. с франц. М.: Изд-во «Мир», 1992.
- Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Гончаров А. И. Стиль общения военного руководителя, его развитие и формирование у курсантов: Дисс. канд. психол. наук. М.: ГАВС, 1991. с. 35−38.
- Готсданкер Р. Основы психологического эксперимента. / Пер. с англ. М.: Изд-воМГУ. 1982.
- Григорьева М. Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: Автореферат дисс.. канд. психолог, наук. М., 1979. с. 10.
- Гришина Н. В. Закономерности возникновения межличностных проивод-ственных конфликтов: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1978. с. 198.
- Гришина Н. В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. Л.: Лениздат, 1990.
- Гусев Г. В. Психология общения: спец. курс. М.: МГПИИЯ, 1980.
- Данилин Г. Е. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. с. 155−170.
- Девятко С. В. Социально-психологический тренинг повышения компетентности общения преподавателя: Дисс.. канд. психол. наук. -М.: ГАВС, 1991.
- Денисенко Г. А. Диалоговое общение: условия и факторы его эффективности: Дисс.. канд. психол.наук. М., 1992.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. с. 200.
- Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев: Политиздат Украины, 1989.
- Донцов А. И. Общение как фактор развития коллектива // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. -М.: Изд-во МГУ, 1987. с. 25−35.
- Донцов А. И., Саркисян Ш. В. Динамика межличностного восприятия в условиях совместной деятельности // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. с. 73−91.
- Дубровина И. В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткого к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1987. с. 7−26.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Изд-во БГУ, 1981. с. 13−25.
- Дьяконов Г. В. Психология педагогического общения. Кировоград, 1992.
- Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс.. докт. психол. наук. Л., 1990. с. 408.
- Емельянова Т. П. О возможности интеграции различных уровней исследования общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Т. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. с. 308.
- Ерастов Н. П. Психология общения. Ярославль: Изд-во Яр. ГУ, 1979. с. 25.
- Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. с. 64.
- Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. с. 108.
- Журавлев А. JI. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. -№ 1.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
- Залюбовская Е. В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Дисс. канд. психол. наук. М., 1984. с. 192.
- Захарова JI. Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1993.
- Зверев Б. А. Психолого-педагогические предпосылки повышения восприятия курсантами учебного материала на занятиях по общественным дисциплинам: Дисс.. канд. педагог, наук. М.: ВПА, 1994.
- Зеньковский В. Н. Основы христианской философии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1992.
- Зима Н. Г. Классификация психологических трудностей общения в производственных коллективах // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция (тезисы докладов). Ростов-на-Дону, 1990. с. 15−18.
- Зимняя И. А. Психология говорения и слушания: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1973.
- Зимняя И. А. Вербальное общение в общественно-коммуникативной деятельности. / Материалы всесоюзного симпозиума. Алма-Ата, 1973. с. 185−186.
- Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. Ростов-на-Дону, 1976.
- Иванова Т. В. Индивидуально-психологические особенности студентов, испытывающих трудности в общении // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция (тезисы докладов). Ростов-на-Дону, 1990. с. 23−26.
- Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. // Журнал Московской патриархии. -№ П. 1993. — с. 23.
- Исмагилова А. Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Автореферат дисс. канд. пихол. наук. М., 1989. с. 18.
- Каждый должен выиграть: материалы спец. курса по разрешению конфликтов. / Сост. Т. В. Ковшечникова, Е. Ю. Коптелова, JI. К.Костина. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 1995.
- Калинина Е. Г. Теоретико-методологические проблемы исследования социальных установок личности: Автореферат дисс.. канд. филос. наук. Свердловск, 1988. с. 15−18.
- Кала У. В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению: Дисс.. канд. пед. наук. Тарту, 1982. с. 281.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении // Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1987. с. 195.
- Карасева Н. И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков: Дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1991. с. 43.
- Капустин Н. А. Деполяризация оценочной позиции клиента как метод психологического консультирования // Вестник МГУ, сер. 14. 1994. — № 3.
- Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Авто-реф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1972. с. 20.
- Козлова Р. П. Преодоление барьеров профессионального общения, как фактор развития интегральной индивидуальности: Дисс.. канд. психол. наук. -Пермь, 1994. с. 25.
- Козлов Н. М. Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новая школа, 1994.
- Кидрон А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1991. с. 198.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1980. с. 270.
- Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Кондратьева С. В. Общение в педагогической деятельности учителя. М., 1989. •
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности: Уч. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. с. 176.
- Конфликтные ситуации в библиотечном общении и их разрешение: Методика. Тесты. Тренинги. М.: РГБ, 1993.
- Корнелиус и др. Выиграть может каждый: как разрешить конфликты. М.: Срингер, 1992.
- Копьев А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. — № 3.
- Копьев А. Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. 1986. — № 4.
- Краткое руководство по применению шкалы реактивной и личностной тревожности / Под ред. В. В. Рыжова. НГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова, 1993.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Изд-во МГУ, 1991. с. 56.
- Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. с. 111.
- Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1965. с. 39.
- Куницина В. Н., Кашинова Н. А. Интенсивное профессиональное обучение и особенности личности // Мышление. Общение. Опыт. / Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1983. с. 72−80.
- Лабунская Л. А. Типы структур психологических трудностей общения // Психологические трудности общения, их диагностика и коррекция (тезисы докладов). Ростов-на-Дону, 1990. с. 10−15.
- Леонтьев А. Н. О дальнейшем психологическом анализе деятельности // Избранные психологические поизведения: в 2-х т. М., 1983. — т.2. с. 247−250.
- Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1975. с. 220.
- Леонтьев А. А Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. с. 45.
- Леонтьев А. А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. № 5. — 1994. — с. 53−60.
- Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Дисс.. докт. психол. наук. М., 1974. с. 416.
- Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В кн.: Методологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976. с. 84−93.
- Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. с. 124.
- Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. с. 279.
- Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.
- Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
- Макаров Ф. И. Социальное общение как фактор развития воина социалистической армии: Дисс.. канд. филос. наук. М., 1989. с. 32.
- Максимова Р. А. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. с. 239.
- Маталов Н. А. Психологические особенности деятельности преподавателя в процессе общения с обучаемыми: Дисс.. канд. психол. наук. Тверь, 1992. с. 36.
- Межличностное восприятие в группе/ Под ред. Г. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Мотивация личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1982.
- Мудрик А. В. О подготовке школьников к общению // Проблемы подготовки к общению. Талин, 1979. с. 9−17.
- Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев: Политиздат Украины, 1990.
- Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.
- Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лебедь, 1990.
- Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева В. В. М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Общение и развитие психики / Под ред. Бодалева В. В. М.: НИОП, 1986.
- Ольховский В. Н. Применение прикладных элементов психологии в практике индивидуально-воспитательной работы в ВУЗе: Учебно-методическое пособие. Кстово: НВВИКУ, 1997.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физ. культуры / Под ред. Иванова Е. С. М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Парыгин Б. Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1975. Вып. 3. с. 3−13.
- Паханьян В. Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1981. с. 38.
- Петровская Л. А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. с. 74−80.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Подоляк Я. В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениз-дат, 1987.
- Поварницына А. А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1987. с. 46.
- Попов J1. А. Грани духовности. // Сов. педагогика. 1996. — № 1. — с. 40.
- Прохоров А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991.
- Психические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985.
- Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. М.: Изд-во МО РФ, 1992.
- Психологическое воздействие на личность и группу. Иваново: Изд-во Ив. ГУ, 1989.
- Путиловская Т. С. Особенности решения коммуникативных задач в педагогическом общении: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1983.
- РаНзин Д. В. Трудности подросткового возраста: Психологический аспект. -Л., 1989.
- Рейнвальд Н. И. Психология личности. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1987.
- Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1975. с. 200.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию в становлении человека. Москва, 1994.
- Рыжов В. В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения // Вопросы психологии. 1980. -№ 1.-е. 39-^6.
- Рыжов В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород: Изд-во НГУ, 1994.
- Рыжов В. В., Захарова Л. Н., Афонин В. В. Психологическая коррекция общения студентов. Н. Новгород, 1994.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — с. 10−14.
- Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации. М.: Моск. обл., Центр проф. ориентации, 1991.
- Семья в психологическом консультировании. Опыт и проблемы психологического консультирования: методические рекомендации практическому психологу. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1993.
- Ситников А. П. Современные прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1992.
- Скотт Д. Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.
- Соковнин В. М. О природе человеческого общения. Фрунзе: Мектен, 1973. с. 75.
- Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психол. журнал. 1994. — № 6.
- Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. с. 284.
- Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. с. 536.
- Телюк А. В. Социальные функции общения // Актуальные вопросы марксистской гносеологии и социологии. М.: Изд-во МГУ, 1988. с. 104−111.
- Туманов Е. Д. О функциях и типах психологических барьеров личности // Социально-психологические и нравственные аспекты личности / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М., 1988. с. 82−86.
- Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
- Ухтомскиий А. А. Доминанта. М.: Наука, 1966.
- Ухтомский А. А. Письма. / В кн.: «Пути в незнакомое.» М.: Наука, 1973.
- Фаготова Е. В. Проблемы психологического барьера в межличностном общении (опыт разработки сициально- психологического тренинга): Дипл. работа. -М., МГУ, 1976.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1992.
- Фомин А. В. Общение и комхмуникативный потенциал личности. М.: Педагогика, 1986. с. 114.
- Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход) // Психологич. журнал. 1994. — № 5.
- Фрадкин Ф. А. Предупреждение трудностей общения // Общение как педагогическая проблема / Под ред. А. В. Мудрика. М., 1974. с. 71.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
- Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
- Ханина И. Б. Семантические факторы обучающего общения: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1986. с. 36.
- Хараева Л. А. Психологический анализ способа решения коммуникативных задач взрослыми в разных условиях педагогического общения: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1982. с. 46.
- Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. с. 16−32.
- Херсонский Б. Г., Дворяк С. В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. Киев: Здоровье, 1991.
- Хрестоматия по патопсихологии / Под ред. Б. 3. Зейгарник, А. П. Корнилова, В. В. Николаевой. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.
- Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. -М.: 1980, с. 89.
- Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника // Вопросы психологии. 1992. — № 5. — с. 72−79.
- Яблонько В. Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях ВУЗа: Дисс.. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1982.
- Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974. с. 447.
- Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. -Киев: Высшая школа, 1985.
- Цуканова Е. В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения. М., 1985 с. 286−299.
- Adler A. Understanding Human Nature. N.-Y., 1927. 286 p.
- Allport G. Personality: A Psichological interpretation. N.-Y., 1937. 588 p.
- Allport F. Social psychjlogy. Boston, 1924.
- Argyle M. The Psychology of Interpersonal Behavior. Vol. 2. N.-Y.: Pengiun Book, 1967.
- Argyle M. The psychology of interpensonal behavior. Harmondswarth (Mx.): Penguin books, 1967. 223 p.
- Aronson E. Avoidance of inter-subjekt communication // Psychol. Reports, 1966. v.19.
- Basic principles and techniques inshort-term dynamic psychoterapy. N.-Y.: Spectruinpubl., 1978. 555 p.
- Beier E. The silent language of psychotherapy. N.-Y.: Aldine publ., 1984.
- Bach G.P. Maraphon group dynamics: some functions of the professional group facilitator // Psychological Repots, 1967.
- Bandura A. Social-Learning Theary of Identificatory Process // Handbook of Socialisation Theory and Research. Chicago, 1969.
- Bales R. Theoretical Framework for Interaction process analisis // Group Dinamics / Ed. by D. Cartright, A.Zander. N.-Y., 1968.
- Di Caprio N. S. Adjustment: Fulfilling human potentials. Englewood Cliffs (N. J.): Prentice Hall, 1980. 501 p.
- Eisler R. M., Frederiksen L. W. Perfecting social skilles: A guide to interpersonal behavior development. N.-Y.: Plenum Press, 1980. 226 p.
- Kanfer F. H., Goldstein A. Helping people change. Elmsford, N.-Y.: Pergamon press, 1975. 536 p.
- London P. The models and morals of psychoterapy. N.-Y.: Holt, Rinehart Winston, 1964. 277 p.
- Mc. Fall R. M., Twentyman С. T. Four experiments on the relative contributions of rehearsal to assertion training // U. Abnorm. Psychol. 1973. v.81. p. 156.
- Patterson С. H. Counseting the emotionally disturbed. N.-Y.: Harpen, 1958. 458 p.
- Patterson С. H. Theories of counseting and psychotherapy. N.-Y.: Harper, 1966. 518 p.
- Psychotherapy and counseting / Ed. by S. Sahapian. Chicago: Pond Mc. Nally, 1969. 568 p.
- Stagner R. Individual Style. N.-Y., 1962.
- Thrower P., Bryant В., Argyle M. Social skills and mental health. L.: Methuen, 1978. p. 308.
- Tyler L. The work of the counselor. N.-Y.: Appleton, 1961. 327 p.
- Handbook of Intersonal Communication / Ed. M. L. Knapp, G. R. Miller. L New Delhi, Beverly Hills: SAGE, 1985. 786 p.
- Stern W. Die differential^ Psycholodie in intren methodischen Griendlagen. Leipzig, 1921.