Взаимосвязь интеллектуального развития и общительности у подростков
![Курсовая: Взаимосвязь интеллектуального развития и общительности у подростков](https://westud.ru/work/343594/cover.png)
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других — ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков
- 1. 1. Особенности развития интеллекта подростков
- 1. 2. Общение в подростковом возрасте
- Выводы
- 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков
- 2. 1. Методы и организация исследования
- 2. 2. Анализ и обсуждение результатов исследования
- Выводы
- Заключение
- Список использованных источников
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования: Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А.В.
Цель исследования: выявить взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков.
Задачи:
1) осуществить теоретический анализ проблемы взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков в отечественной и зарубежной литературе;
2) эмпирически выявить уровень интеллектуального развития подростков;
3) определить уровень общительности у подростков;
4) установить взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков.
Объект исследования: интеллектуальное развитие и общительность подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков
Гипотеза: существует взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков.
Методы исследования:
— теоретический анализ;
— тест ШТУР [32, с. 96];
— тест «Уровень общительности» Ряховского;
— методы математической статистики.
Научная новизна заключается в изучении взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков
Практическая значимость работы связана с тем, чтобы на научной психологической основе осуществлять психопрофилактику конфликтных ситуаций в системе социальной защиты населения.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили: труды отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А.В.
База исследования: исследование проведено на базе СШ № 36 г. Минска, возраст испытуемых от 14 до 16 лет.
Структура и объем курсовой работы.
Курсовая работа содержит две главы. Первая глава носит теоретический характер и посвящена анализу проблемы взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков. Вторая глава содержит результаты эмпирического изучения интеллектуального развития и общительности подростков и их взаимосвязи.
Курсовая работа содержит
выводы к каждой главе, общее заключение, список использованных источников.
Объем курсовой работы 49 страниц печатного текста.
Список литературы
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М: Пресс., 2001. 400 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1997. 300 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. А. В. Петровского. М., 1999. 288 с.
- Выготский, Л.С. Педология подростка / Л. С. Выготский. М: Академия, 1984. 200 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. М: Просвещение, 1997. 190 с.
- Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М: ПРЕСС, 1987. 320 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997. 320 с.
- Казнова, Г. В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков //Вопросы психологии. 1983, № 3, стр. 40−45
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / Кулагина. М.: ПРЕСС, 1998. 480 с.
- Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева. — Ярославль, Академия развития, 1996. 350 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.: Просвещеиие, 1980. — 260 с.
- Немов, Р.С. Психология развития / Р. С. Немов.- М.: Академия, 1998. 350 с.
- Немов, Р.С. Психология. Книга 1. Психология / Р. С. Немов.- М.: «Просвещение», «Владос», 2000. — 300 с.
- Лисина, М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологи / М. И. Лисина. М.: ПРЕСС, 1998. — 420 с.
- Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. — М.: Педагогика, 1984. — 300 с.
- Пайке, Э., Маслач, К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайке. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 500 с.
- Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 350 с.
- Поварницына, Л.А. Психологический анализ трудностей общения / Л. А. Поварицына. М.: Академия, 1987. 290 с.
- Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский. — М: ПРЕСС, 1984. 300 с.
- Психология личности / под редакцией В. М. Николаенко. — Новосибирск, 1998. 420 с.
- Психология современного подростка / под редакцией Д. И. Фельдштейна — М.: Педагогика, 1987. — 600 с.
- Роббер, М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / М. А. Тильман. М: Академия, 1990. 250 с.
- Словарь практического психолога / ред. сост. Д. Я. Райгородский. — Минск, Харвест, 1997. 690 с.
- Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М. Академия, 1995. 320 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии, 1985. — № 1. С. 65−67.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка / Д. И. Фельдшейн. // Вопросы психологии, 1980. — № 4. 40−49.
- Фетискин, Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин. — М: Издательство Института психотерапии, 2005. — 496 с.
- Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман. — М.: Просвещение, 1991. 480 с.
- Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М.: Академия, 1993. 300 с.
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2000.- 704 с.