Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь интеллектуального развития и общительности у подростков

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других — ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков
    • 1. 1. Особенности развития интеллекта подростков
    • 1. 2. Общение в подростковом возрасте
  • Выводы
  • 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков
    • 2. 1. Методы и организация исследования
    • 2. 2. Анализ и обсуждение результатов исследования
  • Выводы
  • Заключение
  • Список использованных источников

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования: Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А.В.

Цель исследования: выявить взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков.

Задачи:

1) осуществить теоретический анализ проблемы взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков в отечественной и зарубежной литературе;

2) эмпирически выявить уровень интеллектуального развития подростков;

3) определить уровень общительности у подростков;

4) установить взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков.

Объект исследования: интеллектуальное развитие и общительность подростков.

Предмет исследования: взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков

Гипотеза: существует взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков.

Методы исследования:

— теоретический анализ;

— тест ШТУР [32, с. 96];

— тест «Уровень общительности» Ряховского;

— методы математической статистики.

Научная новизна заключается в изучении взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков

Практическая значимость работы связана с тем, чтобы на научной психологической основе осуществлять психопрофилактику конфликтных ситуаций в системе социальной защиты населения.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили: труды отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А.В.

База исследования: исследование проведено на базе СШ № 36 г. Минска, возраст испытуемых от 14 до 16 лет.

Структура и объем курсовой работы.

Курсовая работа содержит две главы. Первая глава носит теоретический характер и посвящена анализу проблемы взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков. Вторая глава содержит результаты эмпирического изучения интеллектуального развития и общительности подростков и их взаимосвязи.

Курсовая работа содержит

выводы к каждой главе, общее заключение, список использованных источников.

Объем курсовой работы 49 страниц печатного текста.

Взаимосвязь интеллектуального развития и общительности у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Школьный период представляет собой этап становления и только субъекта деятельности, но и личности. В это время формы общественно направленного влияния усложняются и носят как непосредственный (процесс общения со сверстниками и взрослыми), так и опосредованный, через различные каналы социального воздействия (кино, телевидение, художественная литература и т. д.), характер.

Консолидация основных психологических подструктур человека, осуществляемая в школьном возрасте, в подростковом возрасте усиливается и приобретает новый вид. Мудрик А. В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А. В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так: во-первых, общение со сверстниками очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других — ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы

исследования: Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А.В.

Цель исследования: выявить взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков.

Задачи:

1) осуществить теоретический анализ проблемы взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков в отечественной и зарубежной литературе;

2) эмпирически выявить уровень интеллектуального развития подростков;

3) определить уровень общительности у подростков;

4) установить взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков.

Объект исследования: интеллектуальное развитие и общительность подростков.

Предмет исследования: взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков

Гипотеза: существует взаимосвязь интеллектуального развития и общительности подростков.

Методы исследования:

— теоретический анализ;

— тест ШТУР [32, с. 96];

— тест «Уровень общительности» Ряховского;

— методы математической статистики.

Научная новизна заключается в изучении взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков

Практическая значимость работы связана с тем, чтобы на научной психологической основе осуществлять психопрофилактику конфликтных ситуаций в системе социальной защиты населения.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили: труды отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А.В.

База исследования: исследование проведено на базе СШ № 36 г. Минска, возраст испытуемых от 14 до 16 лет.

Структура и объем курсовой работы.

Курсовая работа содержит две главы. Первая глава носит теоретический характер и посвящена анализу проблемы взаимосвязи интеллектуального развития и общительности подростков. Вторая глава содержит результаты эмпирического изучения интеллектуального развития и общительности подростков и их взаимосвязи.

Курсовая работа содержит выводы к каждой главе, общее заключение, список использованных источников.

Объем курсовой работы 49 страниц печатного текста.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

1.1. Особенности развития интеллекта подростков

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний в V VI классах требует опоры на способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

В процессе обучения развивается абстрактное мышление, анализ и синтез изучаемых явлений. Например, очень большие возможности для развития мышления подростка представляет математика.

Переход о арифметики к алгебре вообще означает переход к более высокому уровню обобщения. Если в арифметике имеет место абстрагирование числа от предмета, то алгебру характеризует переход к действиям с условными обозначениями чисел, т. е. обобщение обобщения, что дает возможность в абстрактной и обобщенной форме выражать отношение между величинами. Изучение алгебры вследствие этого дает новый толчок к развитию мышления.

Велико значение и геометрии, где имеет место абстрагирование от конкретных предметов и усвоение форм, и отношение геометрических тел в отвлеченном виде. Геометрия приучает к строгой логичности мышления, развивает умение обосновывать и доказывать, рассуждать, различать несомненное, достоверное от сомнительного, проблематичного, возможного.

Все учебные предметы, изучаемые подростком, прежде всего, стимулируют развитие у него абстрактного мышления. Естественно, что особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактного мышления. Конечно, не должна иметь место упрощенная трактовка возрастных изменений в мышлении, согласно которым младший школьник мыслит конкретно, а в подростковом возрасте он переходит к абстрактному мышлению. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяется, обогащаются как отвлеченно-обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, открытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее представление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно-образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Постепенно, под влиянием школьного обучения развивается аналитико-синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом укрепляется тенденция к причинному объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале, овладеть умением обосновывать, доказывать определенное положение, делать широкие обобщения. В процессе обучения формируются отвлеченные понятия математическая (точка, линия, угол, равенство), физические (сила, удельный вес, скорость), географические (экватор, полюс, широта, долгота), исторические (рабовладелец, раб, боярин, эпоха).

Отмечается еще сравнительно невысокое развитие аналитико-синтетической деятельности у многих подростков, недостаточное владение методом рассуждения. Это, в частности, выражается в том, что решение геометрических задач на доказательство представляет значительные трудности для многих подростков, особенно в тех случаях, когда чертеж не подсказывает хода доказательства, метода решения. В этом случае учащиеся идут примитивным методом хаотических проб-угадываний.

В ряде психологических исследований отмечается недостаточная способность к абстрагированию, характерная для многих младших подростков, изучающих грамматику. Они еще не всегда умеют абстрагироваться от значения слов и ориентироваться лишь на их грамматическую форму: слова беготня, ходьба, плаванье, сидение часто относятся ими к глаголам, слово толстяк к прилагательным.

Некоторые подростки испытывают трудности при установлении причинно-следственных связей, причем они раньше и лучше справляются с нахождением причин событий или явлений, чем с установлением следствий, т. е. прогрессивное (или прямое) рассмотрение причинно-следственных связей (от причины к следствию) вызывает, как правило, большие затруднения, чем регрессивное (или обратное от следствия к причине).- Например, справляясь с заданием выяснить, чем объясняется климат определенной местности, от каких условий он зависит, учащиеся в то же время испытывают затруднения при ответе на вопросы типа, какой климат должен соответствовать данным условиям? У некоторых учащихся установленные в одном направлении причинно-следственные связи приобретают обратимый характер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М: Пресс., 2001. 400 с.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1997. 300 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. А. В. Петровского. М., 1999. 288 с.
  4. , Л.С. Педология подростка / Л. С. Выготский. М: Академия, 1984. 200 с.
  5. , А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. М: Просвещение, 1997. 190 с.
  6. , И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М: ПРЕСС, 1987. 320 с.
  7. , И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997. 320 с.
  8. , Г. В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков //Вопросы психологии. 1983, № 3, стр. 40−45
  9. , И.Ю. Возрастная психология / Кулагина. М.: ПРЕСС, 1998. 480 с.
  10. , Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева. — Ярославль, Академия развития, 1996. 350 с.
  11. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.: Просвещеиие, 1980. — 260 с.
  12. , Р.С. Психология развития / Р. С. Немов.- М.: Академия, 1998. 350 с.
  13. , Р.С. Психология. Книга 1. Психология / Р. С. Немов.- М.: «Просвещение», «Владос», 2000. — 300 с.
  14. , М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологи / М. И. Лисина. М.: ПРЕСС, 1998. — 420 с.
  15. , А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. — М.: Педагогика, 1984. — 300 с.
  16. , Э., Маслач, К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайке. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 500 с.
  17. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 350 с.
  18. , Л.А. Психологический анализ трудностей общения / Л. А. Поварицына. М.: Академия, 1987. 290 с.
  19. , А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский. — М: ПРЕСС, 1984. 300 с.
  20. Психология личности / под редакцией В. М. Николаенко. — Новосибирск, 1998. 420 с.
  21. Психология современного подростка / под редакцией Д. И. Фельдштейна — М.: Педагогика, 1987. — 600 с.
  22. , М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / М. А. Тильман. М: Академия, 1990. 250 с.
  23. Словарь практического психолога / ред. сост. Д. Я. Райгородский. — Минск, Харвест, 1997. 690 с.
  24. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М. Академия, 1995. 320 с.
  25. , Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии, 1985. — № 1. С. 65−67.
  26. , Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка / Д. И. Фельдшейн. // Вопросы психологии, 1980. — № 4. 40−49.
  27. , Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин. — М: Издательство Института психотерапии, 2005. — 496 с.
  28. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман. — М.: Просвещение, 1991. 480 с.
  29. , А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М.: Академия, 1993. 300 с.
  30. В.В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2000.- 704 с.
Заполнить форму текущей работой