Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние эмоциональных состояний наблюдателя на успешное распознание им эмоций других людей

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, которые отображаются в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и др.) значимость предметов, явлений, ситуаций, которые влияют на индивида в процессе его жизнедеятельности. Чувства — стойкие эмоциональные отношения человека к явлениям окружающей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Распознавание эмоциональных состояний как объект психологического исследования
    • 1. 1. Теоретические предпосылки исследований распознавания эмоций
    • 1. 2. Исследование распознавания эмоциональных состояний по различным признакам
    • 1. 3. Распознавание эмоций как часть конструкта «Эмоциональный интеллект»
  • Выводы по первой главе 3
  • Глава 2. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик и эмоционального состояния
    • 2. 1. Влияние эмоционального состояния человека на различные психологические характеристики
    • 2. 2. Характеристики наблюдателя, определяющие индивидуальные различия в распознавании эмоций
  • Выводы по второй главе 5
    • 3. Эмпирическое исследование влияния эмоциональных состояний наблюдателя на успешное распознание им эмоций других людей
      • 3. 1. Общая характеристика эмпирического исследования
      • 3. 2. Методы и методики исследования
      • 3. 3. Результаты исследования
      • 3. 4. Обсуждение результатов
  • Выводы по третьей главе 6
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Влияние эмоциональных состояний наблюдателя на успешное распознание им эмоций других людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Распознавание эмоциональных состояний как объект психологического исследования

1.1 Теоретические предпосылки исследований распознавания эмоций

Эмоции играют в жизни человека чрезвычайную роль. Исследования последних лет американских ученых свидетельствуют о том, что даже умственные способности человека не так важны, как уровень его эмоционального развития.

Люди, которые способны контролировать свои чувства, хорошо понимают то, что чувствуют другие, имеют преимущество в умении действовать по так называемым неписаным законам, которые ведут к успеху в личной и общественной жизни. Ведь люди с хорошо развитой эмоциональной сферой могут лучше наладить отношения с окружающими, скорее найти выход из сложного положения, способны более целеустремленно руководить своими эмоциями. Это называется иметь высокий коэффициент эмоционального развития EQ (термин введен Д. Гоулменом). В это понятие входят такие факторы, как умение понимать и руководить своими эмоциями, целеустремленность, способность к сочувствию и умение помочь людям в налаживании отношений [28,74].

Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, которые отображаются в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и др.) значимость предметов, явлений, ситуаций, которые влияют на индивида в процессе его жизнедеятельности [8,53]. Чувства — стойкие эмоциональные отношения человека к явлениям окружающей действительности, которые отображают значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях [8,55].

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь языком, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваемся на общую деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, которые относятся к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, тоска, страх, отвращение, удивление [11,92].

Со времен античной философии высказываются мысли об эмоциях, как о важном условии поведения человека. Античные философы не выделяли эмоции и чувства в отдельную область, а объединяли их с познавательными процессами.

Большое внимание эмоциям уделяли уже в эпоху Возрождения. Выдающийся итальянский художник Леонардо да Винчи проявлял научный интерес к природоведческим наукам. Он был одним из основателей эмпирического метода. Познание мира, в соответствии с Леонардо да Винчи, происходит при помощи чувств, которые обогащаются умом.

Представители классической западноевропейской философской мысли Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Кант, Л. Фейербах, Ж. Ж. Руссо, в работах, в которых были отображены проблемы целостности человеческой личности, ее духовности, делали попытки приведения в порядок эмпирического материала о проявлениях эмоций, и перевода их на язык определений.

Ф.Шиллер дошел к выводу, что два аспекта человеческой природы — благоразумие и чувственность, их единство, определяют внутреннюю гармонию человека. Через разнообразные, и в первую очередь, эстетические эмоции осуществляется процесс постепенного духовного обогащения человека. Критически использовав опыт, накопленный в мировой психологии, отечественные ученые, опираясь также на результаты своих теоретических и экспериментальных исследований, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие установили ряд положений развития психических процессов, среди которых важное место занимало исследование функционирования и развития эмоций.

В отечественной психологической литературе подчеркивается, что эмоции — это психические состояния, разновидность переживаний, которые обусловлены не игрой внутренних инстинктивных сил, а отношениями человека с окружающим миром [6,45].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аккумулятор для мозга: Шарон Промислов — Москва, Попурри, 2010 г.- 240 с.
  2. Биологический и искусственный разум. Часть 1. Сознание, мышление и эмоции: Г. Н. Рапопорт, А. Г. Герц — Москва, Либроком, 2011 г.- 184 с.
  3. Биологический и искусственный разум. Часть 2. Модели сознания. Может ли робот любить, страдать и иметь другие эмоции?: Г. Н. Рапопорт, А. Г. Герц — Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.- 296 с.
  4. Выбирай настроение на свое усмотрение. Управлять эмоциями — легко!: Гари Д. Маккей, Дон Динкмейер — Санкт-Петербург, Феникс, 2007 г.- 336 с.
  5. Выражайте свои желания. 365 способов сделать свою мечту реальностью: Эстер и Джерри Хикс — Москва, ИГ «Весь», 2009 г.- 384 с.
  6. Глубокие эмоции. Глубинное исцеление: Энди Берней-Роман — Санкт-Петербург, Будущее Земли, 2007 г.- 320 с.
  7. Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица: Автореф. дис. …канд. наук. — СПб., 1998.
  8. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М.: Наука, 1980.
  9. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. — Л.: Медицина, 1976.
  10. Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001.
  11. Деструктивные эмоции: Дэниел Гоулман — Санкт-Петербург, Попурри, 2009 г.- 576 с.
  12. Искусство эмоционального баланса: Рой Мартина — Москва, Будущее Земли, 2009 г.- 320 с.
  13. Как избавиться от комплексов в любви, на работе и в жизни: Арианна Хаффингтон — Санкт-Петербург, Попурри, 2010 г.- 304 с.
  14. Лингвистическая теория эмоций: В. И. Шаховский — Санкт-Петербург, Гнозис, 2008 г.- 416 с.
  15. Любовь, эмоции и ваше здоровье. Исцели свое тело, исцелив эмоции: Дэвид Саймон — Москва, София, 2011 г.- 224 с.
  16. Нарушая законы Мерфи: Сюзанна Сегерстром — Санкт-Петербург, Попурри, 2008 г.- 288 с.
  17. Настроение здоровья: С. В. Баранова — Санкт-Петербург, Единение, 2008 г.- 176 с.
  18. От любви до ненависти… и обратно. Книга-тренинг: Марик Хазин — Санкт-Петербург, Твои книги, 2010 г.- 320 с.
  19. Природа личной реальности. Часть 2: Дж. Робертс — Санкт-Петербург, ИГ «Весь», 2008 г.- 416 с.
  20. Психология искусства: Л. С. Выготский — Санкт-Петербург, Лабиринт, 2008 г.- 352 с.
  21. Психология личности (комплект из 2 книг): РайМоскваский Д.Я. — Москва, Бахрах-М, 2008 г.- 1056 с.
  22. Психология телесности между душой и телом: В. П. Зинченко, Т. С. Леви — Москва, АСТ, АСТ Москва, 2007 г.- 736 с.
  23. Психодиагностика личности от, А до Я: — Москва, Феникс, 2009 г.- 320 с.
  24. Психология эмоций: Кэррол Э. Изард — Санкт-Петербург, Питер, 2007 г.- 464 с.
  25. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь: Пол Экман — Москва, Питер, 2010 г.- 336 с.
  26. Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 1979.
  27. Л.А. Эмоции и преступления. — Л., 1987.
  28. Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Учебно-методическое пособие. — Минск, 1999.
  29. М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. — М., 1979.
  30. О.П. Эмоциональная регуляция и активность общения // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 124−128.
  31. Ю.А. Коррекция эмоциональных состояний в русских лечебных заговорах // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1999. — С. 325−326.
  32. Е.И. О типе эмоциональной направленности студентов // Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики. — Пермь, 1996. — С. 84−85.
  33. В.В. Природа межиндивидуальной изменчивости качественных особенностей эмоциональности: Автореф. дис. …канд. наук. — М., 1982.
  34. В.В. Психогенетические исследования эмоциональности // Вопросы психологии. — 1983. — № 3. — С. 149−153.
  35. О.С. Эмоциональные отношения в семье. — М., 1991.
  36. П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. — 1996. — № 2. — С. 5−9.
  37. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. — М.: Наука, 1975.
  38. П. В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. — М., 1962.
  39. П.В. Мозговые механизмы эмоций // Журнал высшей нервной деятельности. — 1997. — № 2. — С. 320−328.
  40. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М., 1970.
  41. П.В. Что такое эмоция? — М., 1962.
  42. П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. — 1981. — № 5. — С. 39−48.
  43. П.В. Эмоциональный мозг. — М., 1981.
  44. Л.М. Психологический анализ оценки эмоциональности человека: Автореф. дис. …канд. наук. — М., 1980.
  45. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология. — 1988. — № 3. — С. 8−15.
  46. В.В., Голосова Н И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. — 1982. — № 2.
  47. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Медицина, 1981.
  48. Т.Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя: Автореф. дис. …канд. наук. — СПб., 1997.
  49. О.К. Эмоции в структуре мыслительной деятельности // Тезисы докладов к XX международному психологическому конгрессу. — М., 1972. — С. 183−186.
  50. О.К., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 23−31.
  51. С.П. Самооценка младших школьников как эмоциональный фактор их учебной активности // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. — М.; Одесса, 1986.
  52. А.И. О восприятии эмоций по лицевой экспрессии // Психологический журнал. — 1981. — № 4. — С. 150−151.
  53. Н.М. Зависимость регулирующей функции эмоций от оценки результатов деятельности детей дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. — 1975. — № 2. — С. 41−43.
  54. Н.М. Об изучении эмоций у детей // Дошкольное воспитание. — 1970. — № 5. — С. 28−34.
  55. В.П. Выражение эмоций на лице: по материалам работ Экмана // Вопросы психологии. — 1982. — № 5. — С. 144−147.
  56. А.Ш., Колымба И. Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал. — 1998. — № 4. — С. 41−48.
  57. Удивительная сила эмоций. Следуйте за своими чувствами: Эстер и Джерри Хикс — Москва, ИГ «Весь», 2008 г.- 320 с.
  58. Э.З. Мотивационно-эмоциональная регуляция мышления в конфликтной ситуации // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 131−136.
  59. .М. Эмоции и сердечная деятельность. — М.: Медицина, 1977.
  60. Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям // Психологический журнал. — 1981. — № 2.
  61. А.Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся старших классов и условия его преодоления: Автореф. дис. …канд. наук. — Новгород, — 2000.
  62. М. Эмоциональный стресс. — М.: Наука, 1972.
  63. Ю. Л. Буланова Г. В. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. — С.261−267.
  64. А.В., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 61−74.
  65. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. — М., 1998.
  66. Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М.: Педагогика, 1991.
  67. Целительные свойства эмоций: А. Белов — Санкт-Петербург, Амрита-Русь, 2009 г.- 256 с.
  68. А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность // Психологический журнал. — 1989. — № 4. — С. 135−141.
  69. А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. — С. 42−47.
  70. А.Я. Совершенствование психологической подготовки учителя к управлению эмоциональными состояниями учащихся // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. — М., 1987. — С. 266−268.
  71. А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 42−49.
  72. А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. — Одесса, 1992.
  73. А.Я., Аболин Л. М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологический журнал. — 1984. — № 4. — С. 83−89.
  74. О.А. Эмоции в спорте. — М., 1961.
  75. С.А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации // Вопросы психологии. — 2000. — С. 102−116.
  76. Г. X. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. — М., 1971.
  77. А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 61−66.
  78. Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: Автореф. дис. …канд. наук. — М., 1998.
  79. Экспериментальная нейрофизиология эмоций. — Л., 1972.
  80. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского и др. — М., 1990.
  81. Эмоциональный интеллект. Думай, просчитывай, побеждай: Жанна Крайг — Санкт-Петербург, Питер, 2010 г.- 176 с.
  82. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Под ред. Л.Леви. — Л.: Медицина, 1970.
  83. М.Я. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966.
  84. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 20−27.
  85. М.Л. Эмоциональная регуляция устойчивости личности: Автореф. дис. …канд. наук. — М., 1988.
  86. Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1999. — С.238−239.
  87. П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания // Вопросы психологии. — 2000. — № 3. — С. 128−138.
  88. П.В. Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в структуре цвета. — Самара, 1996.
  89. Sloman A., Chrisley R. Virtual Machines and Consciousness // Journal of Consciousness Studies. 2003. Vol.10, № 4−5.
  90. Spense J.T. Spense K.W. The motivational components of manifest anxiety: Drive and drive stimuli // Anxiety and behavior / Ed C.D. Spielberger. N.Y.: Acad, press, 1966.
  91. Steptoe A. The regulation of blood pressure reactions to taxing conditions using pulse transit time feedback and relaxation // Psychophysiology, 1978. V.15. № 5. P.429−438.
  92. M.D. & Nisbett R.E. Insomnia and the attribution process. Journal of Personality and Social Psychology, 1970, 16, p. 319−128.
  93. Ulich D. Das Geftihl. Weinheim: Beltz, Psychilogie Verlag Union. 1995.
  94. S. & Ray A.A. Effects of cognitive desensitization on avoidance behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 1967, 7, p. 345−350.
  95. Weber H. Soziale Regeln in der Wahrnehmung und Bewaltigung von Belastungen. Bericht an die Deutsche Forcshungsgemeincshaft. Universitat Greifswald: Institut fur Psy-chologie, 1997.
  96. Wilken B. Kognitive Therapie und die Arbeit an Emotionen ein Widerspruch? // Psy-chotherapie im Dialog. 2002. S. 142−147.
  97. Worringer W. Abstraktion und Einfuhlung. Munich, 1991.
Заполнить форму текущей работой